История дипломатии краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Дипломатия - способ реализации внешней политики государства. Дипломатия осуществляется в форме официальной деятельности глав государств, правительств, органов внешних сношений государства и непосредственно дипломатов, способствующих достижению целей и задач внешней политики и защите интересов своего государства и отдельных граждан за границей. Черт знает чье определение. Из других билетов определение лучше (дипсловарь МИД СССР и Оксфорд)

Формы дипломатии

- двусторонняя дипломатия, осуществляемая на постоянной основе через дипломатическое представительство одного государства на территории другого государства;

- дипломатия, осуществляемая путем посылки специальных миссий;

- многосторонняя дипломатия в рамках международных организаций, осуществляемая через делегации и постоянные представительства государств при международных организациях

Международные организации являются высшей формой многосторонней дипломатии. Каждая из них имеет свой устав, бюджет, штаб-квартиру, секретариат, который обеспечивает их регулярную жизнедеятельность.

Создаваемые государствами на основе заключенных между ними многосторонних договоров и в соответствии с нормами международного права указанные международные организации (межгосударственные, межправительственные, межпарламентские) различаются по характеру вопросов, которыми они призваны заниматься, по составу участников (универсальные, региональные и субрегиональные), по объему полномочий и другим признакам. Статус таких организаций определяется, как правило, их уставными положениями.

ООН – постоянное представительство России при ООН в Нью-Йорке. Представительство России при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве.

РФ в качестве полноправного члена, наблюдателя (или имея специальный статус) участвует в работе ряда крупных международных региональных организаций; европейских - ОБСЕ, Совете Европы, ЕС, евразийских - СНГ, трансатлантических - НАТО, американской – ОАГ (постоянный наблюдатель), региональные- АСЕАН, АТЭС, ЕврАзЭс, ШОС.

Государство, участвующее в работе международной организации, осуществляет с ней взаимодействие через аккредитованное при этой организации специальное представительство государства. Представляют его как постоянное представительство (постпредство) – государственный орган внешних сношений, осуществляющий на постоянной основе представительство государства в международной организации. Возглавляет постпредство постоянный представитель. Функции определяются Уставом организации, специальными соглашениями или протоколами к нему между странами-участницами, а также законодательными актами аккредитующего государства.

14 марта 1975г. в Вене была подписана Конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера. В соответствии с ее нормами постоянным представителям, наблюдателям, оперативному составу постпредств предоставляются иммунитеты и привилегии, аналогичные дипломатическим. Участником Конвенции является и Россия как государство-правопреемник Союза ССР.

РФ принимает активное участие в многочисленных международных конференциях, созываемых по какому-то определенному случаю, сессионных заседаниях в рамках международных форумов или объединений государств, не имеющих статуса международной организации, различных консультациях или переговорах, насчитывающих три и более участников. Такая форма многосторонней дипломатии часто называется конференционной. Лица или делегации, направляемые государствами для участия в таких мероприятиях, относятся к категории специальных миссий. Название их происходит от латинского , т.е. для данного случая.

Статус таких миссий регламентируется Конвенцией ООН 1969г. о специальных миссиях (вступила в силу 21 июня 1985г.). В соответствии с ней миссия имеет представительный и временный характер и посылается одним государством в другое с соглашения последнего для выполнения в этом государстве определенной задачи, независимо от того, поддерживаются ли между ними дипломатические или консульские отношения или нет. Возглавлять делегацию-миссию как дипломатическое представительство может глава государства или правительства, министр иностранных дел или иное лицо, имеющее соответствующие полномочия для выполнения поставленной задачи. Нередко такую миссию выполняют специальные представители глав государств или правительств или послы по особым поручениям.

3)Универсальный характер нынешней дипломатии как отражение уровня международного общения. Укрепление принципа суверенного равенства государств. Правовое закрепление этих реалий в международных актах.

Структура МИД РФ.

Министерство иностранных дел Российской Федерации, МИД России — федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в области отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями.

А .Руководящий состав. Возглавляется министром иностранных дел; с 2004 — Сергей Лавров. Министр иностранных дел — глава внешнеполитического ведомства. Министр представляет Россию на двусторонних и многосторонних переговорах и подписывает международные договоры; распределяет обязанности между своими заместителями и генеральным директором; утверждает положения о структурных подразделениях.

Министр иностранных дел РФ в установленном порядке присваивает дипломатические ранги от атташе до советника 1 класса включительно, а также представляет Президенту РФ ходатайства о присвоении дипломатических рангов Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного и Полномочного Посланника 1 и 2 класса.

Андрей Козырев — с октября 1990 по январь 1996

Евгений Примаков — с января 1996 по сентябрь 1998

Игорь Иванов — с сентября 1998 по март 2004

Сергей Лавров — с 9 марта 2004

По состоянию на декабрь 2008 г. 8 заместителей министров (их число может меняться). Все они назначаются Президентом РФ. Каждый из заместителей министра руководит группой департаментов, управлений и иных подразделений министерства.

Денисов Андрей Иванович — первый заместитель

Карасин Григорий Борисович — статс-секретарь (курирует вопросы двусторонних отношений с государствами СНГ, работу с соотечественниками за рубежом. Отвечает за взаимодействие с палатами Федерального Собрания и общественными организациями, включая законопроектную деятельность министерства)

В Министерстве иностранных дел образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), его заместителей, генерального директора, а также других руководящих работников системы МИД России. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности МИД и принимает соответствующие решения. Принимаются они простым большинством голосов в форме постановлений и проводятся в жизнь, как правило, приказами министра.

Генеральный секретарь. Занимает высшую государственную должность федеральной государственной службы РФ, курирует деятельность секретариатов министра и его заместителей. Под его руководством работает группа оперативной информации, отдел документации, контроля, инспекции, группа советников министра, а также персонал, занимающийся информацией загранучреждений, письмами и личными обращениями.

Департамент - основное структурное подразделение МИД РФ. Разделено (37) департаменты по основным направлениям деятельности.

Б.Территориальные департаменты, на которые возложена работа по вопросам отношений России с другими государствами и международными организациямию

В.Департаменты и управления функционального характера.

Г. Департаменты, управления, отделы и другие подразделения административно-хозяйственного характера. (Департамент экономическое сотрудничество, Департамент информации и печати и.д.)

Д.Вспомогательные подразделения, обеспечивающие необходимые условия функционирования центрального аппарата МИДа и подведомственных ему учреждений и организации, а также загранпредставительств.

В Министерстве иностранных дел Российской Федерации образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей (по должности), а также других руководящих работников системы Министерства.

Члены коллегии Министерства, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации и принимает соответствующие решения.

15) Деятельность департаментов МИД РФ и вопросы их компетенции

Департамент - основное структурное подразделение МИД РФ. Разделено (37,39) департаменты по основным направлениям деятельности.

Каждый из заместителей министра руководит группой департаментов.

К числу департаментов, занимающих отношениями РФ с другими, относятся территориальные департаменты по регионам, которые в свою очередь подразделяются на отделы, занимающихся отношениями с конкретными странами. Государства Европы, например, делятся на четыре региона, и отношениями с входящими в них странами соответственно занимаются четыре европейских департамента (ЕД). Отношениями с государствами Азии также занимаются четыре департамента (ДА) и т.д.

Особую группу составляют департаменты, занимающиеся отношениями со странами ближнего зарубежья. К ним принадлежат четыре департамента. Три из них занимаются отношениями с этими странами по союзвопросами сотрудничества России со странами СНГ в целом. Отделы последнего курируют такие вопросы, как связи с уставными органами СНГ, внешнеполитическое сотрудничество, экономика и право, культура, наука, образование, спорт, охрана границ и правопорядка, таможенный союз, миротворчество и урегулирование конфликтов, информационно-аналитические вопросы.

Следующие работы территориальных департаментов; сбор , анализ официальных документов и информационных материалов, осуществление дипломатической переписке с аккредитованными дипломатическими представительствами стран, находящиеся в ведении департамента и т .д.

Таким же образом формируются и функциональные подразделения министерства. Все они, за исключением некоторых управлений и самостоятельных отделов и групп, также именуются департаменты. Среди них правовой (ДП), государственного протокола (ДГП), , экономическое сотрудничество (ДЭС), международных организаций (ДМО) и т.д. Одной из основных мест в системе МИД РФ занимает департамент информации и печати (ДИП). На департамент возложены обязанности по проведению брифингов и пресс-конференции, организации работы пресс-центра. Департамент занимается аналитической деятельностью, им обеспечивается обслуживание всех государственных визитов. Консульская служба (ДКС) важнейшее функциональное подразделение, координирует и направляет деятельность консульских загранучреждений (генконсульств, консульств, вице-консульств), консульских отделов посольств.

Департаменты, управления, отделы и другие подразделения административно-хозяйственного характера. Управление делами (УД), валютно-финансовый департамент (ВФД) и т.д.

Д.Вспомогательные подразделения, обеспечивающие необходимые условия функционирования центрального аппарата МИДа и подведомственных ему учреждений и организации, а также загранпредставительств.

Специальное место занимают Историко-документальный департамент (ИДД), в котором сосредоточен архив МИДа РФ.

Определение дипломатии и история её развития.

Диплома́тия — средство осуществления внешней политики государств, представляющее собой совокупность практических мероприятий, приёмов и методов, применяемых с учётом конкретных условий и характера решаемых задач; официальная деятельность глав государств и правительств, специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государств, а также по защите интересов этих государств.

С понятием диплома́тия связывают искусство ведения переговоров для предотвращения или урегулирования конфликтов, поисков компромиссов и взаимоприемлемых решений, расширения и углубления международного сотрудничества.

История дипломатии

В рабовладельческом обществе, постоянно использовавшем военные захваты для пополнения рабочей силы, преобладали военные средства осуществления внешней политики государств. Дипломатические связи поддерживались лишь эпизодически посольствами, которые направлялись в отдельные страны с определённой миссией и возвращались после её выполнения.

Особенности дипломатии буржуазных государств новой и новейшей истории определяются новыми целями их внешней политики — борьбой за завоевание внешних рынков, за раздел, а затем и за передел мира, за мировое экономическое и политическое господство. В новых условиях значительно расширяются масштабы дипломатической деятельности, которая становится более динамичной и используется государством для создания более широкой опоры среди руководства и правящей элиты иностранных государств, для установления контактов с определёнными политическими партиями, СМИ. Дипломатия, наряду с военными средствами, сыграла важную роль в борьбе за осуществление целей антифеодальных, демократических и национально-освободительных движений, в образовании национальных государств в Латинской Америке и на Балканах, в объединении Германии, Италии. Дипломатия крупных капиталистических государств обслуживала их экспансионистские агрессивные устремления.

История внешнеполитического ведомства России началась задолго до формального создания МИД Александром I в 1802 г. Истоки формирования российской дипломатической службы восходят к периоду Древней Руси. Древняя Русь являлась активным субъектом международных отношений с момента создания своей государственности, т. е. с IX-XIII вв.

В конце XV в., при Иване III, перед русской дипломатией встали настолько важные задачи, что для их решения потребовалось создание особого дипломатического ведомства.

Структура и функции Посольского приказа приобрели законченные формы к 50-70 годам XVII в.

Особое место в истории внешней политики России занимают петровская и екатерининская эпохи. Победы в Северной войне, принятие Петром I императорского титула (1721 г.) знаменовали принципиально важные перемены в международном положении России. В дипломатическом отношении это подкреплялось созданием сети постоянных дипломатических представительств России в ведущих европейских государствах.

В сентябре 1802 г. Манифестом императора Александра I было образовано Министерство иностранных дел. Первый министр иностранных стал дел А. Р. Воронцов. В составе МИД появился ряд новых департаментов, в том числе Экспедиция консульских дел, Учебное отделение восточных языков, Внутренняя хозяйственная часть, департамент внутренних сношений, департамент внешних сношений и др. Главой МИД являлось второе после императора лицо в государственном управлении – министр иностранных дел в чине канцлера.

Заграничные подразделения составляли: посольства России в великих державах, миссии, резидентуры в небольших и зависимых восточных странах, генеральные консульства, консульства, вице-консульства и консульские агентства.

К 1913 г. Россией была создана разветвленная сеть дипломатических и консульских загранпредставительств. Так, если в 1758 г. существовало 11 российских загранучреждений, в 1903 г. – 173, то к началу первой мировой войны Россия поддерживала дипломатические отношения с 47 странами и имела более 200 представительств за рубежом.

государственный деятель и дипломат Г. В. Чичерин.

К началу 1924 г. дипотношения существовали с 10 государствами, а в 1925 г. – уже с 22.

В условиях образования очага войны в центре Европы и нарастания военной опасности на Дальнем Востоке советская дипломатия последовательно выступала за создание системы коллективов безопасности. Важными шагами явились установление дипотношений с США (1933 г.), вступление СССР в Лигу наций (1934 г.).

В годы второй мировой войны советская дипломатия проводила линию на создание и укрепление антифашистской коалиции, открытие второго фронта в Европе, участвовала в разработке всех основополагающих межсоюзнических документов.

Советская дипломатия внесла значительный вклад в создание Организации Объединенных Наций.

В 1941 г. были введены дипломатические ранги чрезвычайного и полномочного посла и чрезвычайного и полномочного посланника, а в 1943 г. – ранги для других дипсотрудников.

В марте 1946 г. название внешнеэкономического ведомства было заменено на Министерство иностранных дел СССР. Сложившаяся к середине 50-х годов структура МИД отвечала тому состоянию международных отношений, которое существовало в то время и последующие годы. Она сохранилась без существенных изменений в течение 30 лет – до 1986 г. Министром иностранных дел СССР с февраля 1957 г. по июль 1985 г., т. е. 28 лет являлся видный советский дипломат А. А. Громыко.

Перестроечные процессы, проходившие в СССР во второй половине 80-х годов, сопровождались коренными сдвигами в его внешнеполитическом курсе, в основу которого было положено видение единства и взаимозависимости мирового сообщества.

В ноябре 1991 г. было принято решение о преобразовании МИД в Министерство внешнеэкономических сношений с одновременной передачей ему функций Министерства внешнеэкономических связей.

С 1991 г. происходило становление внешней политики России как нового демократического государства, правопреемника СССР.

Указом Президента Российской Федерации 14 марта 1995 г. было утверждено новое Положение о Министерстве Иностранных дел.

На сегодняшний день Российская Федерация поддерживает дипломатические отношения со 180 странами и имеет в зарубежных странах 145 посольств и 87 консульств, включая генеральные, 12 представительств при Международных организациях.

Диплома́тия — средство осуществления внешней политики государств, представляющее собой совокупность практических мероприятий, приёмов и методов, применяемых с учётом конкретных условий и характера решаемых задач; официальная деятельность глав государств и правительств, специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государств, а также по защите интересов этих государств. В международных отношениях с понятием дипломатии связывают искусство ведения переговоров для предотвращения или урегулирования конфликтов, поисков согласия и взаимоприемлемых решений, расширения и углубления международного сотрудничества.

Содержание

Возникновение термина

История дипломатии

В рабовладельческом обществе, постоянно использовавшем военные захваты для пополнения рабочей силы, преобладали военные средства осуществления внешней политики государств. Дипломатические связи поддерживались лишь эпизодически посольствами, которые направлялись в отдельные страны с определённой миссией и возвращались после её выполнения.

Особенности дипломатии буржуазных государств новой и новейшей истории определяются новыми целями их внешней политики — борьбой за завоевание внешних рынков, за раздел, а затем и за передел мира, за мировое экономическое и политическое господство. В новых условиях значительно расширяются масштабы дипломатической деятельности, которая становится более динамичной и используется государством для создания более широкой опоры среди руководства и правящей элиты иностранных государств, для установления контактов с определёнными политическими партиями, СМИ. Дипломатия, наряду с военными средствами, сыграла важную роль в борьбе за осуществление целей антифеодальных, демократических и национально-освободительных движений, в образовании национальных государств в Латинской Америке и на Балканах, в объединении Германии, Италии. Дипломатия крупных капиталистических государств обслуживала их экспансионистские агрессивные устремления.

Форма дипломатии

Дипломатия является чрезвычайно кодифицированной и формализованной деятельностью, осуществляемой на основании Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года.

Содержание и задачи дипломатии

Главной задачей и содержанием дипломатии является достижение государствами целей их внешней политики дипломатическими методами и средствами.

10 февраля отмечается День дипломатического работника РФ. Первым профессиональным внешнеполитическим ведомством России стал Посольский приказ, учреждённый 469 лет назад. Однако отечественная дипломатическая служба зародилась гораздо раньше. Первое русское посольство появилось в 838 году в Константинополе. Роль и значение дипломатической службы увеличивались вместе с ростом влияния страны на мировой арене. О становлении российской дипломатии — в материале RT.

Исследователи продолжают спорить о том, какое событие стало точкой отсчёта истории отечественной дипломатии. Официально за основу учреждения Дня дипломатического работника взята дата образования Посольского приказа — 10 февраля 1549 года.

Однако дипломатия как инструмент внешней политики зародилась с появлением раннефеодального русского государства с центрами в Киеве и Великом Новгороде. Первым представительным органом интересов Руси стало посольство в Константинополе, которое было открыто в 838 году.

В IX—XI веках восточнославянские племена постоянно воевали с соседями — Византией и кочевыми южными народами (хазарами, печенегами, половцами). Огромное значение для развития государственности (и как следствие — дипломатии) имело крещение Руси в 988 году. По легенде, князь Владимир сделал выбор в пользу христианства после беседы с иностранными послами.

В XI веке Русь превратилась во влиятельного игрока на европейской арене. Расширению контактов с западным миром способствовала практика династических браков. В 1019 году киевский князь Ярослав Мудрый взял в жёны дочь короля Швеции Ингигерде.

Практически все дети киевского князя породнились с европейскими аристократическими домами. Дочь Ярослава Анна была отдана замуж за французского короля Генриха I, Елизавета — за норвежского короля Харальда Сурового, Анастасия — за короля Венгрии Андраша I.

Сыновья Ярослава по настоянию отца также нашли жён за границей. Изяслав женился на дочери польского короля Гертруде, Святослав — на австрийской принцессе Оде, Всеволод — на дочери византийского императора Константина IX.


Игра древнерусских престолов: как дети и внуки Ярослава Мудрого делили власть

19 октября 1097 года князья Древней Руси собрались на Любечский съезд, который должен был положить конец феодальной усобице.

По мнению эксперта, с началом феодальной раздробленности древнерусского государства (вторая половина XI века) потребность в дипломатии, скорее всего, исчезла. Также Винокуров посетовал на отсутствие данных о дипломатической деятельности Руси в период монголо-татарского ига (1238—1480).

От Думы к Приказу

Потребность в дипломатическом искусстве, как полагает Винокуров, возникла в России с формированием централизованного русского государства в XV веке. Вопросами внешних сношений занимались непосредственно великий князь и члены Боярской думы.

Наиболее искусным дипломатом той эпохи историки называют Ивана III, который проводил результативную внешнюю политику. Именно при нём государственным гербом Руси стал византийский двуглавый орёл. Это определило цивилизационную преемственность русского государства как альтернативного центра силы на евразийском континенте.

Однако профессиональный подход в дипломатии возобладал только в период правления Ивана IV Грозного. 10 февраля 1549 года он учредил Посольский приказ — исполнительный орган, отвечавший за внешние сношения Москвы.


Исторические узы: как московские князья породнились с потомками Чингисхана

700 лет назад великий князь Московский Юрий Данилович взял в жёны сестру хана Золотой Орды Узбека, праправнучку хана Батыя. Так.

Руководителем приказа был назначен думный дьяк Иван Михайлович Висковатый. Он считается первым профессиональным дипломатом. Висковатый вёл переговоры с Ливонским орденом (заключение мира), Данией (договор о военном союзе) и Швецией (соглашение о перемирии на 20 лет).

Персонал Посольского приказа составляли дьяки и подьячие (помощники, выполнявшие делопроизводственную работу). Структурно этот орган власти был разделён на три территориальных управления (повытья). Одно отделение отвечало за сношения с Европой, а два других — с восточными странами.

Постоянные диппредставительства России за рубежом начинают появляться с 30-х годов XVII века. Толчком к этому послужила 30-летняя война в Европе (1618—1648) и Вестфальский мирный договор (1648), заложивший основу первой в истории системы международных отношений.

Учреждение Коллегии

Подлинный прорыв дипломатия России совершила в период царствования Петра I. Эпоха его правления связана с внедрением западных новшеств в общественно-политическое устройство. Военные победы и экономические успехи способствовали тому, что Россия вошла в круг ведущих европейских держав.

В декабре 1718 года Посольский приказ был преобразован в Коллегию иностранных дел (КИД). 24 февраля 1720 года был утверждён регламент нового органа. В основу КИД был заложен опыт системы госуправления шведского королевства. Систему приказов Пётр I считал слишком неповоротливой.


Государственный преступник или жертва интриг: почему Пётр I осудил сына на смерть

3 февраля 1718 года Пётр I лишил своего сына Алексея прав на престол. Вскоре наследника посадили в Петропавловскую крепость и стали.

КИД состоял из Присутствия (руководящий орган) и Канцелярии (исполнительный институт). Коллегию возглавлял президент, которому присуждался титул канцлера. При этом президент КИД не имел права принимать решений без одобрения членов Присутствия, асессоров (заседателей) и действительных тайных советников.

Канцелярия подразделялась на два департамента. Первый занимался непосредственно внешними сношениями, второй — финансовыми вопросами и хозяйственным обеспечением деятельности дипучреждений, а также взаимодействовал с народами России, включая уральских казаков и Малороссию (часть современной Украины).

Расцвет российской дипломатии XVIII века приходится на период правления Екатерины II, которая усилила влияние России в мире. На европейском театре дипломаты вели активные переговоры по заключению различных коалиционных соглашений. На южном — налаживали систему управления присоединёнными территориями.

Одним из самых значительных достижений политики Екатерины II стало ослабление Османской империи — главного геополитического соперника Петербурга. Как полагают эксперты МИД РФ, крупным успехом российской дипломатии был Кючук-Кайнарджийский мирный договор (1774) с Турцией, положивший начало присоединению Крыма.

Появление министерства

Важнейшей вехой в истории российской дипломатии является создание Министерства иностранных дел, ставшего прообразом современного дипломатического ведомства.

Манифест об учреждении МИД был подписан императором Александром I 20 сентября 1802 года. Однако процесс формирования нового исполнительного органа растянулся на 30 лет — КИД была упразднена только в 1832 году.

МИД обладал более разветвлённой, чем Коллегия, структурой. В составе министерства появилось несколько новых департаментов и десятки подразделений. В центральный аппарат входили Канцелярия, Департамент внутренних сношений, Азиатский департамент и Департамент личного состава и хозяйственных дел, Архивная служба, Комиссия по изданию государственных грамот и договоров.

В 1839 году штат центрального аппарата МИД насчитывал 535 человек. Однако в 1868 году министр иностранных дел Российской империи Александр Горчаков провёл реформу, сократив персонал в Петербурге до 134 чиновников. Впоследствии численность штата министерства вновь начала расти.

  • Портрет светлейшего князя главы МИД Российской империи Александра Михайловича Горчакова (Николай Богацкий, 1873 год)

Дипмиссии России за рубежом были разделены на посольства (крупные европейские государства), резидентуры (представительства в небольших странах и зависимых от Петербурга землях), генеральные консульства, консульства, вице-консульства и консульские агентства.


Угрюмый Гром: как великий советский дипломат крушил лёд в отношениях Москвы и Вашингтона

15 февраля 1957 года пост министра иностранных дел СССР занял Андрей Андреевич Громыко. На плечи талантливого дипломата легла вся.

После революции большевики на основе МИД создали Народный комиссариат по иностранным делам СССР (НКИД). Новый орган возглавил профессиональный дипломат Георгий Чичерин, внёсший в 1920-е годы огромный вклад в международное признание молодой социалистической республики.

В 1946 году НКИД был преобразован в Министерство иностранных дел СССР. В 1953 году советские дипломаты перебрались из доходного дома Первого Российского страхового общества на Большой Лубянке в сталинскую высотку на Смоленской-Сенной площади.

Основу дипломатических кадров МИД всегда составляли яркие представители интеллектуальной и творческой элиты. В частности, на дипломатической службе состояли классики русской литературы: Александр Сергеевич Грибоедов (глава посольства в Тегеране), Константин Николаевич Батюшков (сотрудник дипмиссии в Италии), Фёдор Иванович Тютчев (внештатный атташе в Мюнхене), Алексей Константинович Толстой (сотрудник русской миссии при германском сейме).


В современный век развития публичной и общественной дипломатии важно вспомнить основы дипломатического искусства, заложенные длительной историей международных отношений. Представляем первый материал из серии, посвященной искусству дипломатии.
Лекция прочитана студентам МГЛУ.

Представляем вашему вниманию первый материал из серии, посвященной искусству дипломатии. Это лекция, прочитанная Юрием Владимировичем Дубининым, Чрезвычайным и Полномочным Послом России, профессором кафедры дипломатии МГИМО (У) МИД России, для студентов Московского государственного лингвистического университета. В современный век развития публичной и общественной дипломатии важно вспомнить основы дипломатического искусства, заложенные длительной историей международных отношений.

Искусство дипломатии


Забежим немного вперед. Вспомним, чем закончились те переговоры. Они закончились тем, что Японии пришлось отказаться от многих своих притязаний. Она даже ретировалась из северной части оккупированного ею острова Сахалин. Что же было оружием Витте? Дипломатическое искусство. Вот пример, когда оно сыграло свою роль. Успех Витте был оценен. Он получил графский титул. Что касается Японии, то результаты переговоров, а они были оформлены Портсмутским мирным договором, были восприняты общественным мнением как унижение и вызвали массовые беспорядки в Токио. Комура был вынужден уйти в отставку.

Какой же рычаг использовал Витте для того, чтобы добиться успеха? К тому, что я уже сказал о достижениях Японии военного характера, следует добавить, что положение Витте осложнялось тем, что на этих переговорах в качестве посредника выступал президент США Теодор Рузвельт. В течение всего времени переговоров он старался поддерживать Японию. К тому же, переговоры проходили на территории США. Как осуществлял в этих условиях свою программу Витте? Вот что он сам написал на этот счет.

Перед отъездом на переговоры Витте разработал собственную тактику. Первое - ничем не показывать, что Россия желает мира. Вести себя так, чтобы создать впечатление, что если государь согласился на переговоры (инициатива исходила от США), то только ввиду общего желания почти всех стран, чтобы война была прекращена, а самой России мир безразличен. Второе: держать себя, как подобает представителю России, то есть представителю величайшей империи, у которой приключилась маленькая неприятность. То, что Россия в то время была величайшей империей мира, это очевидный факт. Третье: имея в виду громадную роль прессы в Америке, держать себя предупредительно и доступно ко всем ее представителям, чтобы заслужить её расположение. Далее, чтобы привлечь к себе население в Америке, которое крайне демократично, держать себя с ним совершенно просто, без всякого чванства и совершенно демократично. Ввиду значительного влияния евреев, в особенности в Нью-Йорке и американской прессы вообще, не относиться к ним враждебно, что, впрочем, совершенно соответствовало, как пишет Витте, его взглядам на еврейский вопрос вообще.

Вот вам и директива. Конечно, директива оказалась реалистичной. Но для того, чтобы воплотить её в жизнь, как раз и потребовалось дипломатическое искусство. Вот как развивались события.

Опять же из его воспоминаний. «Когда мы приближались к Нью-Йорку, - пишет Витте, - наш пароход встретили несколько пароходов с корреспондентами различных американских газет. Когда эти корреспонденты вошли на пароход, я им высказал радость по случаю моего приезда в страну, которая всегда была в дружественных отношениях с Россией, и мою симпатию к прессе, которая играет такую выдающуюся роль в Америке. С тех пор и до моего отъезда из Америки я всегда был, если можно так выразиться, под надзором газетчиков, которые следили за каждым моим шагом.

В Портсмуте (где проходили переговоры) не знаю с целью или нет, - пишет он, – мне отвели две маленькие комнаты, из которых одна имела окна таким образом направленные, что через них было видно всё, что я делаю.

Со дня приезда и до дня выезда из Америки меня постоянно снимали кодаками любопытные. Постоянно, в особенности дамы, подходили ко мне и просили остановиться на минуту, чтобы снять с меня карточку. Каждый день обращались ко мне со всех концов Америки, чтобы я прислал свою подпись и ежедневно приходили ко мне, в особенности дамы, просить, чтобы я расписался на клочке бумаги. Я самым любезным образом исполнял все эти просьбы, свободно допускал к себе корреспондентов и вообще относился ко всем американцам с полным вниманием. Этот образ моего поведения постепенно всё более и более располагал ко мне как американскую прессу, так и публику.

Когда меня возили экстренными поездами, я всегда подходил, оставляя поезд, к машинисту и благодарил его, подавая ему руку. Когда я сделал это в первый раз, к удивлению публики, то надо сказать, что на другой день об этом с особой благодарностью прокричали все газеты. Судя по поведению всех наших послов и высокопоставленных лиц, впрочем, не только русских, но и вообще заграничных, американцы привыкли видеть в этих послах, позволю исключить себя из этого определения, чопорных европейцев. И вдруг явился к ним чрезвычайный уполномоченный русского государя, председатель Комитета министров, долго бывший министром финансов, статс-секретарь его величества, и в обращении своем он еще более прост, более доступен, чем самый демократичный президент Рузвельт, который на своей демократической простоте особенно играет.

Я не сомневаюсь, что такое мое поведение, которое налагало на меня, в особенности по непривычке, большую тяжесть, так как в сущности я должен был быть непрерывно актером, весьма содействовало тому, что постепенно американское общественное мнение, а вслед затем и пресса всё более и более склоняли свою симпатию к главноуполномоченному русского царя и его сотрудникам. Этот процесс совершенно ясно отразился в прессе.

Что такое дипломатия?

Дипломатическое искусство – это умение в совершенстве пользоваться всем арсеналом возможностей, уже накопленных дипломатией. В то же время (и это особенно важно) это способность идти уже проторенными дорогами, находить новаторские решения, открывать новые горизонты и в дипломатии, и во внешней политике.

Это емкое понятие. В широком смысле оно предполагает успешное ведение внешнеполитических дел. Употребляется это выражение и в повседневной жизни, когда говорится о высокой культуре межличностного общения. Чем точнее рассчитан внешнеполитический курс государства, тем больший простор открывается для успешных дипломатических акций. В то же время качественные действия дипломатии умножают внешнеполитические возможности государства. Дипломатическое искусство – это умение в совершенстве пользоваться всем арсеналом возможностей, уже накопленных дипломатией. В то же время (и это особенно важно) это способность идти уже проторенными дорогами, находить новаторские решения, открывать новые горизонты и в дипломатии, и во внешней политике.

Можно ли научиться дипломатическому искусству, овладеть им? Ответ таков: любому человеку, готовящемуся вступить на дипломатическую стезю и вообще заняться внешнеполитической или внешнеэкономической деятельностью, не только стоит, но и необходимо начать этот процесс. Продолжаться он будет в течение всей профессиональной жизни. Видимо, это верно по отношению к любому искусству. Искусство безгранично, а одной из главных побудительных сил для него является вдохновение. Прежде всего, надо изучить всё то, что накоплено и продолжает накапливать дипломатическая практика. Дипломатическое искусство должно привлекать внимание не только к результатам тех или иных дипломатических акций или событий, но и к проникновению в их суть, в мотивы, которыми руководствовались участники, в методы решения возникающих проблем. Одним словом, это то, что можно назвать живой историей. И, конечно, здесь не обойдется без вдохновения. Основа успеха в дипломатическом искусстве – это сплав знания, опыта, таланта и высоких устремлений.

Из чего же состоит дипломатическое искусство? Прежде всего, из умения оценивать ситуации, в которых приходится действовать в тех или иных дипломатических акциях. Это главная исходная точка, начало начал дипломатического искусства, как и вообще политики.

Как строится работа дипломата?

Как может строиться эта работа? Назвать её можно информационно-аналитической деятельностью. Её первый этап – сбор фактов.

Рассмотрим конкретные примеры, переходя от менее сложного к более сложному. Как может строиться эта работа? Назвать её можно информационно-аналитической деятельностью. Её первый этап – сбор фактов. В обширном и постоянно расширяющемся информационном потоке необходимо уметь выделить достоверные факты, распознать информацию, направленную дезинформацию, вскрыть, что скрывается под пропагандистскими кампаниями и в итоге по крупицам собрать самые существенные факты, которые могли бы быть полезными для всех последующих операций информационно-аналитической работы.

Конечно, этой первичной информации, сбора фактов недостаточно. Очень важно уметь изучать и комментарии к этой информации. Это вторичная информация, но она может помочь сделать выводы в конце работы. Особую ценность при этом приобретает так называемая живая информация. Под ней подразумеваются контакты с носителями информации, то есть с людьми, имеющими непосредственное отношение к формированию и осуществлению политики.

Разберем пример времен Великой Отечественной войны. Одна из кардинальных проблем в первой части войны заключалась в открытии второго фронта. Для Советского Союза было очень важно знать, когда США и Великобритания собираются это сделать. Особую злободневность эта проблема приобрела накануне конференции руководителей США, СССР и Великобритании, которая состоялась 28 ноября – 1 декабря 1943 года в Тегеране. И конечно, выяснением этого вопроса были заняты все службы Советского Союза, в том числе секретные службы.


Информация, которая идет прямо в кровь и ложится на то место, где она может сыграть важную роль, редко попадает в руки тех, кто её ищет, и об этом пишут в истории дипломатии. Чаще бывает сложнее, поэтому я приведу другой пример. Он тоже из времен Великой Отечественной войны, но вы увидите, в чем разница. Это история, которую мне рассказал мой первый посол Виноградов уже после того, как я занялся дипломатической работой.

В 1940 году Виноградов был назначен советником в полпредство (тогда так называлось посольство) в Турции. Но советник в посольстве тогда была вторая должность после посла. И оставшись вскоре поверенным в делах в Анкаре, Виноградов получил назначение полпреда (посла). Тогда ему было 33 года. Пост нашего представителя в Турции рассматривался и сейчас рассматривается как ответственный. Но его важность возросла ещё больше после того, как национал-социалистическая Германия развязала агрессию против Советского Союза. Турция в войне не участвовала. Там действовали не только посольства СССР и других союзных государств, но и гитлеровское посольство. И от того, на чью сторону может встать такая важная в военно-стратегическом смысле страна, как Турция, зависело очень многое. Особую опасность для СССР представлял вариант её вступления в войну на стороне Германии. Намерение Турции оставались загадкой, и Советский Союз держал на границе с этой страной большую группу войск.

Случай, о котором идет речь, произошел осенью 1942 года. Накал борьбы на советско-германском фронте в тот момент достиг высшего предела. Внимание всего мира было приковано к Сталинграду. Там развернулось сражение, исход которого много значил не только для положения дел на полях Великой Отечественной войны, но и для всего мира. А на юге гитлеровская танковая армада рвалась к Баку, чтобы открыть путь Германии в Иран и на Ближний Восток. Гитлеровская армия захватила перевал главного кавказского хребта, в результате чего лишь узкая полоска территории Закавказья отделяла линию фронта от границы Советского Союза с Турцией.

Первый случай: информация точная, та, которая нужна, попала в ясной формулировке.

Второй случай – вывод из информации.

Ответ из аудитории. Юлия.

Я абсолютно не уверена в своей теории, но сначала бы я попыталась проанализировать информацию, поступающую от государств, являющихся союзниками с нашей страной. После этого я бы очень внимательно проанализировала информацию от противостоящих нам стран, а затем информацию от стран, союзничающих с Сирией, и только потом делала бы выводы.

Ю.Д.: А потом что Вы будете делать?

На основе нескольких выводов, которые бы я сделала, я бы пришла к какому-то заключению.

Ю.Д.: Остальные согласны с таким подходом? Есть другие мнения? Но ответ я жду для любой ситуации, потому что принципы этой работы должны быть применимы ко всем случаям жизни.

- Просто я считаю, что у каждой страны есть союзники и противники. Поэтому, на мой взгляд, это подходит к любой ситуации.

Ю.Д.: О друзьях и недругах я с Вами не спорю. Вы все согласны с таким подходом? Кто имеет альтернативную точку зрения?

Реплика из зала

Я не хочу давать никаких оценочных суждений. Хочу высказать лишь свою точку зрения. Я бы хотел разделить страны на капиталистические и социалистические. Для начала нужно определить, какой идеологии придерживается сама страна, по отношению к которой была представлена информация. Далее проанализировать, что об этом в первую очередь говорят её противники, какую пропаганду они ведут. Ведь имеет место информационная война. Мы должны понять, где пропаганда, где провокация, а какой информации можно доверять. И если мы говорим о Сирии, то конечно, в первую очередь, мы должны проанализировать ситуацию в стране, должны понять, какого принципа придерживаются те, кто стоит у власти, с чем они борются, кто им противостоит, и уже на основе этой информации делать вывод. Нужно понять, какой позиции придерживаемся мы. Исходя из этого, делать дальнейшие предположения и выстраивать стратегию.

Ю.Д.: Серьезные критерии. Это требует серьезной работы. И не ко всем ситуациям это применимо. Не всегда найдешь социалистические, капиталистические страны и прочее.

Конечно, есть страны смешанного типа. Но, на мой взгляд, большинство стран имеют идеологию.

В учебных материалах содержится теория, а дипломатическое искусство – это действие, и к тому же действие должно быть более активным, более квалифицированным, чем действие партнеров. И в этом всё искусство.

Но исторический анализ выстроит чересчур прямолинейную картину. Ведь сбоку основной линии могут быть сопутствующие события. Вы их расположите хронологически по мере развития главного события. Таким образом, на каждом этапе хронологического развития у вас появятся этапные события, важные побочные события, влияющие на развитие основного события. Это системный анализ. И когда вы наложите исторический анализ на системный анализ, вы получите четкую картину, исходя из вашей информации (вполне возможно и использование дополнительной информации). Это уже логический анализ. Каждое ваше слово доказуемо, оно вытекает из логического анализа событий и фактов.

Дело в том, что в учебных материалах содержится теория, а дипломатическое искусство – это действие, и к тому же действие должно быть более активным, более квалифицированным, чем действие партнеров. И в этом всё искусство.

Павел, что Вам поможет?

Нужно смотреть на весь анализ, который мы совершили до этого. Это наша опора. А также нам нужно смотреть на позицию нашего государства в подобных вопросах. Российский МИД придерживается концепции, согласно которой внутренние споры государств являются их собственными проблемами и должны решаться непосредственно внутри государств, без иностранного вмешательства. Соответственно, представители России должны давать понять коллегам из США, что мы не разделяем их идею о поддержке оппозиции в Сирии и считаем, что этот конфликт должны урегулировать непосредственно его участники (то есть сирийский народ). В данном случае мы не должны помогать одной или другой стороне в этой войне, а призвать обе стороны сесть за стол переговоров и урегулировать споры мирным путем.

Ю.Д.: Павел блестяще изложил нашу позицию, которую можно прочесть в любом выступлении министра иностранных дел Сергея Лаврова и президента Владимира Путина. И он продемонстрировал знание принципов международного права. Но дело в том, что на базе этого ситуация не прояснилась. Так что надо теперь делать? Ситуация в любой день может измениться. Павел нас подвел к правильному выводу. В нескольких словах я открою суть. Такие проблемы возникают не только в министерствах иностранных дел, но и в жизни. Поэтому ситуация каждого из вас применима к войне и миру. Как поступать, когда нет данных и фактов, как будет развиваться ситуация? Наука тоже ищет пути, как ответить на этот вопрос. Говорят, надо применить метод экстраполяции. Вы хорошо проанализировали, как развивались события до сих пор. Вы будете исходить из того, что дальше они так и будут развиваться. А еще есть метод исчисления. С матрицами. А откуда они взялись? Из головы тех, кто анализировал ситуацию?


У меня есть еще немало примеров того, как интуиция срабатывала в рамках нашей темы. Примеры эти очень убедительные. Но для этого у нас нет времени, поэтому это останется за скобками.

Ю.Д.: Переговоры, в которых я участвовал, представляли для меня исключительно интересный подарок судьбы. Может быть, мне однажды помогла интуиция.. Я оказался председателем заседания на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе, на котором разрабатывался Хельсинский Заключительный акт. Он практически является мирным договором, имеющим и сегодня колоссальное значение. В результате этой договоренности Европу освободили от той беды, которая сопутствовала ей в течение столетий и тысячелетий, - войны из-за границ.

Всё спорили, как выйти из создавшегося положения. Неделю, вторую, третью, четвертую, месяц, два, три месяца. Предлагали различные решения, но они склонялись либо в одну сторону, либо в другую. День и ночь споров. В одну из ночей я был председателем заседания по этому вопросу. Как его решить? Председатель имеет ограниченные возможности. Он должен быть объективным. Если он склонится на чью-либо сторону, то его отправят в отставку. В третьем часу ночи все выговорились, и все смотрят на председателя. Брежнев ждет, когда он сможет поехать в Хельсинки. Это его звездный час. А у меня нет никаких заготовок.

Читайте также: