История абдеритов краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Действие происходит в древнегреческом городе Абдера. Этот город, расположенный во Фракии, прославился в истории человечества глупостью своих жителей, так же как немецкий город Шильда или швейцарский город Лаленбург.

Единственным здравомыслящим человеком в Абдере является философ Демокрит. Он родом из этого города. Отец его умер, когда Демокриту было двадцать лет. Он оставил ему приличное наследство, которое сын употребил на путешествия по всему свету. Возвратившись в родной город после двадцатилетнего отсутствия, Демокрит, к великому сожалению жителей Абдеры, уединяется, вместо того чтобы поведать им о своих странствиях. Ему чужды замысловатые рассуждения о происхождении мира, философ пытается сначала узнать причину и строение простых вещей, которые окружают человека в повседневной жизни.

Воспользовавшись тем, что взгляды философа не находят понимания у окружающих, один из его родственников хочет доказать, что Демокрит безумен. Это даст ему право взять над больным человеком опеку и завладеть его наследством. Сначала обвинение родственника строится на том, что в городе, где лягушки пользуются особым почитанием, философ ловит их и проводит над ними свои опыты. Главным обвинителем против Демокрита выступает архижрец богини Латоны. Узнав об этом, ответчик посылает верховному жрецу к ужину в подарок павлина, начиненного золотыми монетами. Жадный служитель культа снимает подозрение с Демокрита, но родственник не успокаивается. Наконец дело доходит до того, что суд вызывает для медицинской экспертизы в Абдеру Гиппократа, Великий врач прибывает в город, он встречается с Демокритом и объявляет, что тот — единственный человек в Абдере, которого можно считать вполне здоровым.

Одно из основных увлечений абдеритов — это театр. Однако пьесы, которые ставятся на сцене театра, музыкальное сопровождение и игра актеров доказывают абсолютное отсутствие вкуса у абдеритов. Для них все пьесы хороши, а игра актеров тем искуснее, чем она менее естественна.

После знаменитого судебного процесса в жизни Абдеры сначала архижрец Ясона Агатирс, а за ним и все граждане республики начинают усиленно разводить лягушек, которые считаются в городе священными животными. Вскоре Абдера вместе с прилегающими к ней областями превращается в сплошной лягушачий пруд. Когда это чрезмерное количество лягушек было наконец замечено, то сенат города принимает решение уменьшить их число. Однако никто не знает, как это сделать, способ же, предложенный Академией Абдеры — употреблять лягушек в пишу, — у многих вызывает возражения. Пока дело находилось в обсуждении, город наводнили огромные полчища крыс и мышей. Жители покидают родные места, унося с собой священное золотое руно из храма Ясона. На этом заканчивается история знаменитой республики. Жители ее переселились в соседнюю Македонию и там ассимилировались с местным населением.

История Абдеритов, Виланд. Абдер - древнегреческий город во Фракии. Этот город остался в учебниках истории и памяти людей городом людской глупости. Его сравнивают с Штильдом, что в Германии, и швейцарским Лаленбургом.
Философ Демокрит - единственный житель Абдера, сохранивший здравый рассудок. Когда ему было двадцать лет, его отец умер, оставив приличное наследство. Демокрит потратил его на то, чтобы исколесить весь мир. Двадцать лет он провел в путешествиях, а вернувшись, уединяется. Жители города разочарованы: они надеялись услышать занимательные истории из его странствий. Однако философу претят запутанные теории о происхождении мира. Ему хочется начать с азов: узнать, как существуют и работают простые вещи, повседневные для любого обывателя.

Так, став отшельником, он начал ставить естественнонаучные опыты. Никто не признаёт в его деятельности научную работу, и называют это колдовством. Тогда Демокрит в шутку объясняет недалёким жителям Абдера, как проверить верность жены мужу: нужно положить им на грудь язык живой лягушки, пока они спят. Несмотря на откровенную абсурдность этого опыта, мужья попадаются на эту удочку и начинают массово истреблять земноводных. Конечно, никакого чуда не произошло и все мужья были довольны своими верными жёнами. Никто не догадывается, что их разыграли.

Один из родственников Демокрита, которому надоели его опыты, принимается доказывать, что философ безумен, пользуясь тем, что его деятельность непонятна для большинства. Он хочет взять "больного" человека под свою опеку, чтобы в дальнейшем захватить его богатство. Сначала он обвиняет философа в том, что он ловит почитаемых издревле лягушек, и использует их в своих жесткосердных опытах. Вторым активным обвинителем Демокрита становится архижрец богини Латоны. Он вскоре успокаивается, получив в подарок от обвиняемого павлина, начинённого золотыми монетами. Но родственника не унять. Дело принимает серьезный оборот: суд вызвал к допросу Гиппократа. Приехав, великий врач исследует Демокрита и прилюдно заявляет, что тот здоровее любого другого жителя города.

Все абдериты любят театр. Это их самое популярное развлечение. Однако то, что ставится в театре - и сами пьесы, и игра актёров, и костюмы, и музыка, - всё настолько безвкусно, что вызывает негодование любого нормального человека. Для с удовольствием смотрят любую пьесу, и чем искусственнее игра актёров, тем громче аплодисменты.
Однажды в театре ставили "Андромеду" по произведению Еврипида. Музыкальной частью постановки занимался композитор Грилл. Среди зрителей оказался сам Еврипид, проезжавший мимо и решивший посетить городок, известный "остроумием своих граждан". Каково же было удивление всех, когда Еврипид раскритиковал и пьесу, и музыку. Музыка оказалось совершенно неподходящей, более того, она не соответствовала первоначальному замыслу. Однако на критика начали сыпаться возмущенные возгласы, мол, он слишком много на себя берёт. Тогда Еврипиду приходится признаться, что это он является автором трагедии, по которой была поставлена пьеса. Сначала ему не верят и называют самозванцем. Но затем, сравнив его облик с каменным изваянием около абдеритского национального театра, они признают в нем великого поэта и наперебой уговаривают остаться. Жители показывают гостю город, а затем просят подать им пример хорошего вкуса и поставить пьесу самому.

Еврипид приглашает свою труппу и ставить "Андромеду", музыку. Которой он тоже написал сам. Сначала зрители были разочарованы: им было непривычно видеть на сцене отражение реальной жизни и спокойной, гармоничной музыки. Однако спустя некоторое время они так вдохновились игрой, что на следующий день общались исключительно цитатами из трагедии.
Четвёртая книга "Истории Абдеритов" посвящена суду над тенью осла. У зубного врача Струтиона родила ослица. Он берёт в арену осла, чтобы доехать до другого города. Владелец животного вызвался сопровождать его. По дороге Струтиона становится плохо от зноя и жары, и не найдя в округе ничего, что отбрасывало бы спасительную тень, он располагается в тени осла. Его владелец требует дополнительно оплатить использование его тени. Струтион отказывается, говоря, что "он будет трижды ослом, если сделает это". Они ссорятся, и владелец животного подает на него в суд. Начинается мучительный судебный процесс. Все абдериты разделяются на два клана: тех, кто на стороне зубного врача и тех, кто на стороне владельца осла.

На заседание Большого совета собрались все жители города. По очереди выступают представители защиты и обвинения. Постепенно спор накаляется до предела, люди начали сходить с ума, никто никак не мог понять, почему столь просто дело начало усложняться и никак не могло разрешиться на протяжении долгого времени. И тут, посреди этого хаоса, на улице показался осёл, до этого находившийся в городской конюшне. Люди, увидев причину неразберихи, набросились на беднягу и с остервенением разорвала его. После того, как виновника судебного процесса больше не стало, враждующие стороны заключили перемирие. Дело закрыто. Ослу ставят памятник, который призван напоминать жителям, "как легко может погибнуть цветущая республика из-за тени осла".

После этого суда, впоследствии ставшего знаменитым, жители Абдеры начинают разводить лягушек, этих священных животных. Постепенно город начинает кишеть ими, город превращается в один большой пруд. Люди не слышали друг друга из-за лягушачьего квакания. Было решено уменьшить их количество, но все способы, такие как, например, начать употреблять их в пищу, никого не устраивали. Пока решалось, что делать с полчищами лягушек, город настигла другая беда: крысы и мыши, которые влились в город сплошным потоком. Республика, доныне процветающая, погибает. Спасаясь, жители переезжают в Македонию, находящуюся по соседству, и смешиваются с местным населением.

Заключительная часть книги называется "Ключ к истории абдеритов". В нем автор еще раз напоминает читателю о том, что данная книга носит сатиро-дидактический характер. Заканчивается повествование следующим абзацем: "Все человеческие расы изменяются от переселения, и две различные расы, смешиваясь, создают третью. Но в абдеритах, куда бы их ни переселяли и как бы они ни смешивались с другими народами, не заметно ни малейшей существенной перемены. Они всюду все те же дураки, какими были и две тысячи лет тому назад в Абдере".

Действие происходит в древнегреческом городе Абдера. Этот город, расположенный во Фракии, прославился в истории человечества глупостью своих жителей, так же как немецкий город Шильда или швейцарский город Лаленбург.

Единственным здравомыслящим человеком в Абдере является философ Демокрит. Он родом из этого города. Отец его умер, когда Демокриту было двадцать лет. Он оставил ему приличное наследство, которое сын употребил на путешествия по всему свету. Возвратившись в родной город после двадцатилетнего отсутствия, Демокрит, к великому сожалению жителей Абдеры, уединяется, вместо того чтобы поведать им о своих странствиях. Ему чужды замысловатые рассуждения о происхождении мира, философ пытается сначала узнать причину и строение простых вещей, которые окружают человека в повседневной жизни.

Воспользовавшись тем, что взгляды философа не находят понимания у окружающих, один из его родственников хочет доказать, что Демокрит безумен. Это даст ему право взять над больным человеком опеку и завладеть его наследством. Сначала обвинение родственника строится на том, что в городе, где лягушки пользуются особым почитанием, философ ловит их и проводит над ними свои опыты. Главным обвинителем против Демокрита выступает архижрец богини Латоны. Узнав об этом, ответчик посылает верховному жрецу к ужину в подарок павлина, начинённого золотыми монетами. Жадный служитель культа снимает подозрение с Демокрита, но родственник не успокаивается. Наконец дело доходит до того, что суд вызывает для медицинской экспертизы в Абдеру Гиппократа, Великий врач прибывает в город, он встречается с Демокритом и объявляет, что тот — единственный человек в Абдере, которого можно считать вполне здоровым.

Одно из основных увлечений абдеритов — это театр. Однако пьесы, которые ставятся на сцене театра, музыкальное сопровождение и игра актёров доказывают абсолютное отсутствие вкуса у абдеритов. Для них все пьесы хороши, а игра актёров тем искуснее, чем она менее естественна.

После знаменитого судебного процесса в жизни Абдеры сначала архижрец Ясона Агатирс, а за ним и все граждане республики начинают усиленно разводить лягушек, которые считаются в городе священными животными. Вскоре Абдера вместе с прилегающими к ней областями превращается в сплошной лягушачий пруд. Когда это чрезмерное количество лягушек было наконец замечено, то сенат города принимает решение уменьшить их число. Однако никто не знает, как это сделать, способ же, предложенный Академией Абдеры — употреблять лягушек в пишу, — у многих вызывает возражения. Пока дело находилось в обсуждении, город наводнили огромные полчища крыс и мышей. Жители покидают родные места, унося с собой священное золотое руно из храма Ясона. На этом заканчивается история знаменитой республики. Жители ее переселились в соседнюю Македонию и там ассимилировались с местным населением.

Пересказала Е. А. Коркмазова. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература веков / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1998. — 832 с.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Действие происходит в древнегреческом городе Абдера. Этот город, расположенный во Фракии, прославился в истории человечества глупостью своих жителей, так же как немецкий город Шильда или швейцарский город Лаленбург.

Единственным здравомыслящим человеком в Абдере является философ Демокрит. Он родом из этого города. Отец его умер, когда Демокриту было двадцать лет.

Он оставил ему приличное наследство, которое сын употребил на путешествия по всему свету. Возвратившись в родной город после двадцатилетнего отсутствия, Демокрит, к великому

сожалению жителей Абдеры, уединяется, вместо того чтобы поведать им о своих странствиях. Ему чужды замысловатые рассуждения о происхождении мира, философ пытается сначала узнать причину и строение простых вещей, которые окружают человека в повседневной жизни.

Демокрит в своем уединенном жилище занимается естественнонаучными опытами, которые жителями Абдеры воспринимаются как колдовство. Желая посмеяться над соотечественниками, Демокрит “признается”, что может испытать верность жены мужу. Для этого нужно положить женщине на левую грудь во время сна язык живой лягушки, тогда она расскажет о

Все абдеритские мужья принимаются ловить земноводных, чтобы проверить честность своих жен. И даже когда оказывается, что все без исключения абдеритские жены верны своим мужьям, никому не приходит в голову, как ловко сыграл на их наивности Демокрит.

Воспользовавшись тем, что взгляды философа не находят понимания у окружающих, один из его родственников хочет доказать, что Демокрит безумен. Это даст ему право взять над больным человеком опеку и завладеть его наследством. Сначала обвинение родственника строится на том, что в городе, где лягушки пользуются особым почитанием, философ ловит их и проводит над ними свои опыты.

Главным обвинителем против Демокрита выступает архижрец богини Латоны. Узнав об этом, ответчик посылает верховному жрецу к ужину в подарок павлина, начиненного золотыми монетами. Жадный служитель культа снимает подозрение с Демокрита, но родственник не успокаивается.

Наконец дело доходит до того, что суд вызывает для медицинской экспертизы в Абдеру Гиппократа, Великий врач прибывает в город, он встречается с Демокритом и объявляет, что тот – единственный человек в Абдере, которого можно считать вполне здоровым.

Одно из основных увлечений абдеритов – это театр. Однако пьесы, которые ставятся на сцене театра, музыкальное сопровождение и игра актеров доказывают абсолютное отсутствие вкуса у абдеритов. Для них все пьесы хороши, а игра актеров тем искуснее, чем она менее естественна.

Однажды в театре Абдеры давали “Андромеду” Еврипида под музыкальное сопровождение композитора Грилла. На представлении среди зрителей случайно оказался Еврипид, который по пути в столицу Македонии Пеллу решил посетить республику, “столь известную остроумием своих граждан”. Все были крайне удивлены, когда иностранцу не понравилась пьеса, а в особенности музыка, которая, по его мнению, абсолютно не соответствует замыслу поэта.

Еврипида обвлияют, что он на себя много берет, тогда ему приходится сознаться, что он и есть автор трагедии. Ему не верят и даже сравнивают с бюстом поэта, который установлен над входом в абдеритский национальный театр, но в конце концов принимают как дорогого гостя, показывают город и уговаривают дать представление на сцене их театра. Еврипид ставит вместе со своей труппой “Андромеду”, музыку к которой он тоже сочинил сам. Сначала абдериты были разочарованы: вместо привычных искусственных страданий героев и громких воплей на сцене все происходило, как в обычной жизни, музыка была спокойной и гармонировала с текстом.

Представление настолько сильно подействовало на воображение зрителей, что на следующий день вся Абдера заговорила ямбами из трагедии.

В четвертой книге “Истории..”описывается судебный процесс о тени осла. Зубодер по имени Струтион, у которого ожеребилась ослица, нанимает осла, чтобы поехать в другой город. Погонщик осла сопровождает его в дороге.

По дороге зубодеру становится жарко, а так как крутом не было ни деревца, он слезает с осла и садится в его тень. Хозяин осла требует с Струтиона дополнительную плату за тень животного, тот же считает, что “он будет трижды ослом, если это сделает”. Погонщик возвращается в Абдеру и подает на зубодера в суд. Начинается длительная тяжба.

Постепенно весь город втягивается в судебное разбирательство и разделяется на две партии: партию “теней”, поддерживающих зубодера, и партию “ослов”, поддерживающих погонщика.

На заседании Большого совета, в который входит четыреста человек, присутствуют почти все жители Абдеры. Выступают представители обеих сторон. Наконец, когда страсти достигают предела и уже никто не понимает, почему столь простое дело стало неразрешимым, на улице города появляется осел.

До этого он все время стоял в городской конюшне. Народ, увидя причину ставшего всеобщим несчастья, бросается на бедное животное и разрывает его на тысячу кусков. Обе стороны соглашаются с тем, что дело исчерпано.

Ослу же решено поставить памятник, который должен служить напоминанием всем, “как легко может погибнуть цветущая республика из-за тени осла”.

После знаменитого судебного процесса в жизни Абдеры сначала архижрец Ясона Агатирс, а за ним и все граждане республики начинают усиленно разводить лягушек, которые считаются в городе священными животными. Вскоре Абдера вместе с прилегающими к ней областями превращается в сплошной лягушачий пруд. Когда это чрезмерное количество лягушек было наконец замечено, то сенат города принимает решение уменьшить их число.

Однако никто не знает, как это сделать, способ же, предложенный Академией Абдеры – употреблять лягушек в пишу, – у многих вызывает возражения. Пока дело находилось в обсуждении, город наводнили огромные полчища крыс и мышей. Жители покидают родные места, унося с собой священное золотое руно из храма Ясона.

На этом заканчивается история знаменитой республики. Жители ее переселились в соседнюю Македонию и там ассимилировались с местным населением.

В заключительной главе книги, которая носит название “Ключ к истории абдеритов”, автор еще раз подчеркивает сатирико-дидактический характер своего произведения: “Все человеческие расы изменяются от переселения, и две различные расы, смешиваясь, создают третью. Но в абдеритах, куда бы их ни переселяли и как бы они ни смешивались с другими народами, не заметно было ни малейшей существенной перемены. Они повсюду все те же самые дураки, какими были и две тысячи лет тому назад в Абдере”.

Читайте также: