Исследование мыла в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Вид, тип проекта: групповой, исследовательско-познавательный, информационный, творческий.

Длительность: краткосрочный.

Срок реализации: 2 недели.

Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, педагогические работники, родители.

Цель: формирование представлений у детей о личной гигиене и ее значении в жизни человека, о здоровом образе жизни.

Формы и методы проекта:

Предполагаемый результат

  1. Сформируют представления о личной гигиене и ее значении в жизни человека, об истории возникновения мыла о здоровом образе жизни, его свойствах, их зависимости от состава мыла, видах мыла (туалетное, хозяйственное, жидкое), потребность заботиться о чистоте своего тела.
  2. Закрепят представления о культурно-гигиенических навыках.
  3. Изготовят мыло в домашних условиях.
  4. Приобретут умения устанавливать причинно-следственные связи, используя логические формы рассуждений.
  5. Проявят интерес к исследовательской, экспериментальной, познавательной практической деятельности.
  1. Повысят психолого-педагогическую компетентность по вопросу воспитания у детей дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков.
  2. Станут активными участниками образовательного процесса, партнерами ребенка в поиске и сборе информации по теме проекта.

Педагогические работники:

Продукты проектной деятельности:

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

  1. Разработать план проекта.
  2. Заинтересовать воспитанников и их родителей темой проекта.
  3. Создать условия, побуждающие воспитанников к активной познавательной практической, исследовательской деятельности.
  4. Привлечь родителей группы к активному участию в реализации проекта.

Содержание деятельности участников проекта

Педагогические работники:

- изучение и анализ методической литературы по теме;

- сбор информации по вопросу мыловарения (ознакомление с энциклопедическим материалом по данной теме, получение знаний с помощью сети Интернет);

- планирование проекта: подбор форм и методов работы;

- посещение отдела бытовой химии магазина;

- выявление представлений воспитанников о гигиене и ее значении в жизни человека, о здоровом образе жизни;

- пополнение предметно-развивающей среды дидактическими иг-рами, иллюстративным материалом по теме проекта;

- беседы с родителями воспитанников о предстоящей работе над проектом;

- рассматривание мыла различных сортов, цветов и форм ;

- оказание помощи педагогическим работникам в подборе дидак-тических игр, пособий, организации предметно-развивающей среды;

- поиск информации совместно с ребенком;

Основной этап

  1. Формировать представления детей о личной гигиене и ее значении в жизни человека, о здоровом образе жизни.
  2. Познакомить детей с историей возникновения мыла.
  3. Изучить свойства мыла и их зависимость от его состава, вида.
  4. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.
  5. Стимулировать развитие самостоятельной поисковой активности детей, исследовательских умений, интерактивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в ходе решения познавательной задачи.
  6. Содействовать развитию умения ответственно выполнять посильные поручения.
  7. Воспитывать культурно-гигиенические навыки детей, потребность заботиться о чистоте своего тела.

Содержание деятельности участников проекта

Педагогические работники:

- организация работы с воспитанниками в рамках проекта;

- анализ проведенной работы.

Специально организованная деятельность

Нерегламентированная деятельность

Познавательно-практическая деятельность:

- обследование образцов различных видов мыла, изучение свойств мыла;

- опыты и эксперименты: изготовление мыла с разными аромата-ми, изучение свойств различных видов мыла, выдувание пузырей из мыльного раствора, изучение свойств мыльной пены.

Художественная деятельность:

- загадывание загадок о предметах личной гигиены;

Игровая деятельность:

- подбор иллюстраций, информации и фотографий по теме проекта;

- помощь детям в проведении исследований по теме проекта.

Заключительный этап

  1. Обобщить и систематизировать представления детей о мыле, его происхождении, свойствах, видах, пользе ля человека с помощью организации презентации продуктов проектной деятельности.
  2. Стимулировать у детей развитие интереса к познавательной практической деятельности.
  3. Содействовать созданию радостного, позитивного настроения у детей и их родителей.
  4. Повысить желание родителей принимать активное участие в образовательном процессе.

Содержание деятельности участников проекта

Педагогические работники:

- анализ проведенной работы по реализации проектной деятельности;

- обсуждение с детьми результатов проекта.

- коллективное обсуждение достижений и результатов проекта;

- участие в презентации продуктов проектной деятельности.

- оформление детских работ и презентация продуктов проектной деятельности.

Над проектом работали педагоги Штемпель Анна Мроновна, Осипко Инна Чеславовна

Участники проекта : старшая группа - Грошенко Анна.

1. Введение (стр. 4)

2. Паспорт проекта (стр. 4-5)

3. Стратегия проекта (стр. 5-6)

4. План реализации проекта (стр. 6-20)

5. Заключение (стр. 21)

6. Литература (стр. 22)

7. Приложение 1. (стр. 23-27)

8. Приложение2. (стр. 28)

Все дети очень любят играть. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, делают первые открытия, учатся общаться. Работая с детьми дошкольного возраста, большое внимание мы уделяем сенсорным и моторным играм, делая акцент на знакомство детей со свойствами различных веществ. Сенсорные игры дают ребенку опыт экспериментальной деятельности с такими природными материалами, как песок, глина, вода и др. Данные игры способствуют развитию сенсорной системы ребё нка: зрения, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. Развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка со взрослым, который обучает его видеть, ощущать, слушать и слышать, т. е. воспринимать окружающий предметный мир.

Решение задач сенсорного развития, овладения навыками экспериментальной деятельности осуществляется в проектной деятельности. Для расширения представлений детей об окружающем мире, дальнейшего вовлечения детей в проектную деятельностью, был разработан проект по знакомству с нетрадиционным материалом – мылом. Тема проекта соответствует возрастным особенностям, имеющимся опытом, сформированным знаниям и умениям детей старшей группы детского сада.

Паспорт проекта

Тип проекта : познавательно-исследовательский

Продолжительность проекта : краткосрочный (декабрь 2016 г)

Ориентированность проекта : дети старшего дошкольного возраста

Объект исследования : мыло.

Предмет исследования : свойства мыла.

Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования;

Активизировать и систематизировать имеющиеся знания у детей о свойствах мыла и воды;

1. Познакомить детей с историей происхождения мыла.

2. При добавлении краски вода окрашивается, пузыри принимают оттенки цвета;

3. Изучить свойства мыла и зависимость этих свойств от его состава.

4. Получить мыло с определенными свойствами в домашних условиях.

6. подготовить выставку мыла.

-экскурсия в прачечную;

-наблюдения за свойствами мыла в ходе проведения культурно – гигиенических процедур;

-активизировать словарь: аромат, пузырьки, прозрачная (мутная) вода, ароматное (душистое) мыло; мыло пенится, скользит, несъедобное.

В основу нашего исследования была положена гипотеза, согласно которой свойства мыла зависят от его состава.

Методы исследования :

1. Поиск информации в энциклопедии и ресурсах интернета.

Пополнение знаний детей об истории возникновения мыла, о его видах и свойствах.

Изготовление мыла ручной работы в домашних условиях.

Инновационные идеи: Проект отличает то, что знакомство с мылом и его свойствами происходит через комплекс мероприятий: беседы, опросы, эксперименты, практическую деятельность. Эксперименты по мыловарению в нашем ДОУ проводились впервые.

Продукт проектной деятельности :

Коллекция самоваренного мыла.

Стратегия проекта :

1. Определение темы проекта.

2. Сбор информации по вопросам мыловарения : ознакомление с энциклопедическим материалом по данной теме; получение знаний с помощью компьютерной сети Интернет; обращение к консультантам магазина в отделе бытовой химии в данной области

II. Проектировочный (разработка проекта) :

1. Разработка плана проекта.

2. Беседа с родителями, участники которого будут принимать активное участие в реализации проекта.

3. Мотивирование родителей, распределение домашних заданий.

1. Подготовка и проведение экспериментов по изучению свойств мыла.

2. Организация и проведение опытно-экспериментальной деятельности по мыловарению в домашних условиях.

IV. Заключительный (подведение итогов) :

1. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов.

2. Презентация проекта в ДОУ.

План реализации проекта.

Что такое мыло?

Мыло – жидкий или твердый продукт, содержащий поверхностно-активные вещества, в соединении с водой используемое либо как косметическое средство – для очищения и ухода за кожей (туалетное мыло); либо как средство бытовой химии – моющего средства (мыло хозяйственное).

История возникновения мыла

Мыло получило свое название от древнеримской горы Сапо. Когда-то на этой горе древние римляне совершали свои жертвоприношения. Саму же гору Сапо можно считать местом производства натурального мыла. Происходило это следующим образом. На горе после сжигания жертвы скапливался жир животного, который смешивался с золой от костра. Потоки дождя смывали эту массу в реку Тибр – место стирки белья. Со временем жители заметили, что при помощи смеси жира и золы белье лучше отстирывалось. Так появилось мыло.

Цель: изучить виды и свойства мыла.

Оксана Александровна (медсестра) :

-Для рук использую крем-мыло, так как после этого мыла руки становятся более мягкими.

Наталья Анатольевна (Прачечная) :

- Пользуюсь хозяйственным мылом, так как в нем нет посторонних запахов, лучше отстирывает грязь.

Старшая группа :

- Любим мыть руки жидким мылом, так как это очень удобно, быстро, мыло вкусно пахнет.

В ходе опроса мы выяснили, что существуют разные виды мыла, которые обладают разными свойствами. Мы сделали предположение о том, что свойства мыла зависят от его состава.

Для того чтобы проверить нашу теорию, мы провели несколько экспериментов:

Цель: изучить и сравнить свойства хозяйственного мыла обыкновенного и хозяйственного мыла с добавлением отбеливающих веществ.

Содержание эксперимента: мы взяли белые носки после занятия по физкультуре и постирали их в холодной воде.

Один носок мы постирали обычным хозяйственным мылом.

А другой носок мы стирали хозяйственным мылом, с отбеливающим эффектом.

Вот, что мы получили в результате:

Вывод: результат показал, что носок, постиранный мылом с отбеливающими компонентами, был белее. Следовательно, отбеливающие компоненты, входящие в состав хозяйственного мыла помогают достичь лучшего результата.

Цель: сравнить свойства туалетного мыла, сравнивая обычное туалетное мыло с увлажняющим крем – мылом.

Содержание эксперимента: мы попросили маму помыть руки обычным туалетным мылом и мылом с увлажняющим кремом.

Сначала два дня мама мыла руки простым мылом и не пользовалась кремом. От обычного туалетного мыла кожа на её руках стала сухой.

А при использовании крем-мыла за тот же период времени, ее руки стали гладкими и мягкими.

Вывод: в ходе эксперимента мы выявили, что мыло с входящим в его состав увлажняющим кремом лучше питает кожу, делая её мягкой и шелковистой.

Так мы пришли к выводу, что свойства мыла зависят от его состава. Нас настолько заинтересовал этот вопрос, что мы решили изготовить мыло с разным составом в домашних условиях.

Для получение мыльных пузырей мы взяли трубочки и подули через них в воду, получилось много пузырей. При добавлении в воду краски, мыльные пузыри стали цветными.

Вывод: при взбалтывании мыльной воды образуются пузыри, могут быть разного цвета.

Пеной можно рисовать. Мы выложили мыльную пену на лист бумаги, получился рисунок. С помощью пены мы рисовали море, цветы, фломастерами дорисовывали недостающие предметы.

Цель: самостоятельно изготовить мыло с разными свойствами в домашних условиях.

Исходный материал: мыло детское без запаха, терка, посуда, молоко, красители, ароматизаторы, сухие добавки, формочки.

Сначала мы приготовили все ингредиенты, которые нам понадобятся для варки мыла.

Мы натёрли детское мыло без запаха на мелкой тёрке

В молоко мы добавили мёд и вскипятили его на плите

Мыльную основу мы поставили на водяную баню

И влили в неё кипячёное молоко с мёдом.

Аккуратно всё перемешали, чтобы получилась однородная масса.

Затем мы добавили различные масла, ароматизаторы и сухие наполнители.

Готовое мыло мы разлили по формочкам и оставили застывать. В результате мы получили красивое и ароматное мыло с разными наполнителями и запахами.

Вывод: В ходе нашего эксперимента мы высинили, что мыло можно приготовить дома самостоятельно. Также мы узнали, что мылу можно придать любую форму, цвет, запах.

В результате нашей исследовательской деятельности мы :

1. Познакомились с историей возникновения мыла.

2. Рассмотрели виды мыла и выяснили, какими свойствами обладает мыло.

3. На основе экспериментов подтвердили гипотезу о том, что свойства мыла напрямую зависят от его состава.

4. Самостоятельно изготовили мыло с различным составом в домашних условиях.

1. Маринечева О. В. ,. Ёлкина Н. В Учим детей наблюдать и рассказывать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997.

2. Популярная детская энциклопедия. Про всё на свете. М. : 1995

3. Рассказы взрослых, самостоятельные суждения детей, телепередачи.

4. Тарабаркина Т. И., Ёлкина Н. В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. М. : Просвещение, 1999.

5. Таинства педагогического проектирования в ДОУ. Организация воспитательно-образовательного процесса совместных игровых детско-взрослых проектов : Методическое пособие/ авт - сост. Т. Д. Пашкевич - Барнаул, 2009.

Изготовление мыла в домашних условиях

Грошенко Анна – 6 лет

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Департамент по образованию, культуре, молодежи и спорту администрации г. Ишима

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

hello_html_3b6f8c58.jpg

Краткое описание исследовательской работы.

Этапы реализации проекта.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Выполнена автором или творческим коллективом (укажите Ф.И.О.)

Под руководством (укажите Ф.И.О.)

Лапудева Людмила Владимировна

Исследовательская работа посвящена изучению

Цель: Узнать, как создается мыло.

Задачи: 1. Узнать, для чего нам мыло.

2. Изучить историю мыловарения.

3. Классифицировать мыло по видам.

Гипотеза: можно ли изготовить мыло в домашних условиях.

Откуда возник интерес к этой проблеме, вопросу.

Мы часто пользуемся мылом: моем руки, ноги, тело. В магазинах продаются разные виды мыла. Бабушка рассказала, что когда она была маленькая мыло было очень трудно купить, поэтому ее семья делала мыло своими руками из золы. Мне тоже захотелось узнать как и для чего появилось мыло, и могу ли я сделать его сам.

Где вы искали информацию для ответа на этот вопрос?

Беседы со взрослыми;

Изучение энциклопедической литература;

Поиск в сети интернет.

Использовали ли Вы следующие (или другие методы) исследования для проверки гипотезы? Опрос (кого и о чем расспрашивали).

- посещение библиотеки с целью узнать историю мыловарения.

Провели эксперимент по изготовлению мыла в домашних условиях

Как вы обобщили полученные данные?

К каким выводам пришли?

Мыло это соединенье жирного вещества со щелочью, для мытья и стирки. Оно ухаживает за нашей кожей, очищает ее от грязи.

Наши предки вместо мыла, чтобы очистить кожу от грязи использовали мелкий песок, древесную золу, жир животных.

Археологи установили, что самое первое мыло было густым и напоминало мазь. Оно было сделано из древесной золы смешанной с кипятком и жиром.

В России п ромышленное производство мыла было налажено при Петре I. Мыло варили на коровьем, миндальном масле - белое и цветное, с духами и без.

В настоящее время выпускается большое количество видов мыла.

Для формирования результатов исследования Вы использовали: схемы, рисунки, макеты, фотографии, другое.

Текст выступления на Конкурсе подготовлен в виде доклада, компьютерной презентации, напечатан в виде брошюры, книжки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛЬ: Ознакомление детей со свойствами мыла, его разновидностями и назначением.

ЗАДАЧИ: 1.Развивать умение на основе опытов анализировать и делать выводы

2.Воспитывать культурно-гигиенические навыки.

3.Расширить представления детей о свойствах мыла путем исследовательской деятельности.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: Коробочка,стружки мыла, мыльные пузыри;

сказка К. Чуковского “Мойдодыр”. Миски для каждого ребенка; Миска для воспитателя;

Трубочки для коктейлей; Мыло разной формы, цвета, размера (для выставки);Куски мыла по количеству детей; Венчик; Салфетки для рук; Фартуки;

Ход занятия:

1.Приветствие в кругу:

Собирайтесь вместе в круг.

Я твой друг - ты мой друг

дружно за руки возьмемся

и друг другу улыбнемся.

2.Приветствие гостям:

Ребята, к нам на занятие сегодня пришли гости.

Давайте их поприветствуем:

«Доброе утро солнцу и птицам!

(раздается стук в дверь, и передают коробочку с мылами).

Сюрпризный момент

Ребята, нам принесли посылку, и мы пока не знаем, что в ней.

Чтобы узнать, надо отгадать загадку:

-Ускользает как живое, Но не выпущу его я, Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится.

– Правильно, это мыло! Теперь мы можем открыть и посмотреть,

Беседа

– Действительно, ребята, здесь мыло. Его здесь много, на всех хватит.

Возьмите в руки по кусочку и скажите:

- Какое мыло бывает по форме?

- Какое мыло бывает по цвету?

- Какое мыло бывает по размеру?

- Какое мыло бывает по запаху?

– Мыло имеет цвет, запах, форму.

– Какое мыло нравится вам?

– А для чего нужно мыло? Разве нельзя вымыть руки и лицо обыкновенной водой?

– Правильно, мыло отмывает грязь, уничтожает микробы и

неприятные запахи. Мыло, которым моют руки, называется туалетным.

Игровая ситуация с использованием слайдов

–Сейчас я приглашаю на экскурсию в магазин, где продаётся мыло.(слайд1)

Как может называться этот магазин? (ответы детей)

(Галантерея, Бытовая химия, Хозяйственный магазин)

-Мыло, которым моют руки, называется туалетным, оно может быть разного формы и

имеет разный запах.

- Коричневое мыло с необычным запахом называют хозяйственным.

Им можно стирать и делать уборку в доме. Этим мылом можно постирать одежду.

-Дегтярное мыло,предназначено и применяется для лечения и профилактики

Воспитатель рассказывает о разных видах мыла (туалетное,

хозяйственное, детское, дегтярное, жидкое), где и как оно применяется.

- Ребята, а вы знаете, что с мылом можно поиграть?

Правила безопасности.

Для начала вспомним правила безопасности во время работы с мылом.

  1. Не брать мыло или намыленные пальцы в рот
  2. Не допускать попадания мыло в глаза

А если попадет, что нужно сделать?

Опыт 1.Ребята, как вы думаете, что станет с мылом, если поместить его в воду?

Давайте проверим это.

-Потрогайте воду. Какая она?(прозрачная, теплая)

Опустите мыло в воду, потрогайте его руками. Какое оно стало? (скользкое)

Воспитатель вместе с детьми проводит опыт:

– В таз с чистой водой насыпать стружки мыла, понаблюдать,

как постепенно мыло растворяется в воде, а при взбалтывании пенится.

Художественное слово Круговые движения И водички волнения. Поболтаем мы руками И удивимся сами. Мыло растворяется, Пена появляется.

Вывод: Мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков.

Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой. Оставайся такой, Да не лопайся!

Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет:

круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук:

отходят назад, образуя большой круг.

Вниманию детей предлагается слайд, на котором изображены

различные предметы: мочалка, испачканы руки, лицо, предметы

Дети находят и называют среди них те, для которых можно

Мыло нам нужно для того, чтобы… (ответы детей)

Когда мыло попадает в воду, то оно…(ответы детей)

У мыла есть друзья, это… (ответы детей)

- Ребята, чаще мылом умывайтесь бодрости и сил набирайтесь,

а у меня для вас сюрприз – мыльные пузыри!

Игры детей с мыльными пузырями.

6. Опыт с трубочкой.

- Возьмите в руки трубочки, опустите один конец в мыльную

воду и подуйте в них. —

Что происходит?(появляются большие пузыри)

- А теперь возьмите петельку для пузырей и медленно дуньте в нее.

Получились мыльные пузыри? нет

- Тогда давайте попробуем не твердое мыло, а жидкое

(интенсивно взбить венчиком).

- Подойдите ко мне и снова медленно дуньте в петельку.

Получились мыльные пузыри? нет

- Теперь давайте попробуем вот такое мыло.

Кто знает, для чего это мыло?

Для посуды (интенсивно взбить венчиком).

- Подойдите ко мне и снова медленно дуньте в петельку.

Получились мыльные пузыри? да

- Справились мы с заданием? да

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

- Какое бывает мыло? – жидкое, твердое, большое, маленькое,

разного цвета, разной формы, с запахом

- Какое сухое мыло? — гладкое

- А каким оно становится в воде? – гладим, но еще и скользким

-Что будет, если намылить губку и выжать ее? – появится пена

- При попадании воздуха в мыльную воду что появляется? — пузыри

- Для чего нужно мыло? – для уничтожения микробов

Все микробы и бациллы Как огня боятся мыла. Нужно руки с мылом мыть, Чтоб здоровенькими быть.

Читайте также: