Профилактика травматизма в школе памятка

Обновлено: 07.07.2024

Травма (от латинского слова) – телесное повреждение организма, вызванное воздействием внешней среды.

Под детским травматизмом следует понимать совокупность внезапно возникших повреждений среди детей разного возраста.

Виды детского травматизма:

  1. бытовой;
  2. уличный (ДТП связанный с транспортом, нетранспортный);
  3. школьный;
  4. спортивный;

Школьный травматизм подразумевает травмы, полученные в общеобразовательном учреждении:

  • в учебном классе на уроке;
  • на уроке физической культуры;
  • на переменах,
  • во время внеклассного мероприятия.

Виды детских травм: ушибы, порезы, рваные раны, переломы рук, ног, травма спины, травма внутренних органов и т.д.

Причины школьного травматизма:

  • недостаточное обучение детей необходимым навыкам поведения в образовательной среде;
  • неумение распознавать травмоопасную ситуацию и быстро ориентироваться;
  • чрезмерная активность учащихся (нарушение дисциплины, озорство, шалости и неосторожное поведение);
  • недооценка степени опасности внезапно возникшей ситуации;
  • неосторожное поведение на лестнице, на занятиях спортзалах или на спортивных площадках;
  • индивидуально-психологические особенности ребёнка (двигательная расторможенность, эмоциональная неустойчивость, плохая координация, ориентация в пространстве, низкий уровень самоконтроля).
  • возрастные особенности учащихся.

Травмирование учащихся во время образовательного процесса можно предупредить или избежать путём принятия профилактических мер. Основные направления в профилактике травматизма среди учащихся в образовательной организации включают в себя:

  1. Профилактика детского травматизма:
  2. Доходчиво разъяснять ребёнку те факты, которые лежат в основе поведения, у истоков детских травм.
  3. Необходимо воспитывать у ребенка чувства ответственности, наблюдательности, внимания, предусмотрительности.
  4. Формирование у ребёнка умения распознавать травмоопасные ситуации и понимать какие и когда возможны повреждения.
  5. Убедить ребёнка в том, что многое можно предотвратить.
  6. В систему планирования работы по профилактике детского травматизма необходимо включать и систематическую индивидуальную работу социального педагога, педагога-психолога, которую они будут проводить с нарушителями дисциплины (следует обратить внимание на случаи, связанные с поведением, содержащим элемент физического насилия по отношению к окружающим, а иногда и целенаправленное стремление причинить боль и показать свое физическое превосходство).
  7. Вовлекать родителей в процесс обучения несовершеннолетних основам безопасного поведения и предупреждения травматизма в учебном процессе и в домашних условиях;

Успех обучения детей правилам безопасного поведения возможен при условии тесного взаимодействия школы и семьи. Знания и навыки, полученные в школе, должны закрепляться в повседневной жизни, и основная роль в этом процессе принадлежит родителям. Ведь именно родители являются для ребёнка непосредственным образцом поведения.

Работа по профилактике детского травматизма в нашей школе включает в себя:

  • Уголки безопасности; (информация по ПДД, ППБ, ОСВОДу и личной безопасности)
  • Памятки и инструктажи по предупреждению детского травматизма, Ежедневные минутки безопасности и т.д.
  • Классные часы и информационные часы.
  • Детские проекты и творческие задания по данной тематике.
  • Дежурство учителей и руководства школы на переменах.
  • Дежурство учащихся в коридорах и столовой.
  • Организация досуга детей на переменах. (Игры в коридоре, в классе – шашки, шахматы, настольные игры)
  • Доведение информации до родителей о видах детских травм.

Все несчастные случаи в школе фиксируются в журнале учета несчастных случаев с учащимися, составляется протокол расследования несчастного случая. Журналы установленной формы пронумерованы и прошиты.

По каждому случаю травматизма проводится пед. расследование, составляется Акт о несчастном случае в четырех экземплярах, в котором дается краткая характеристика места, где произошел несчастный случай, описать действия пострадавшего и других лиц, связанных с данным несчастным случаем, изложить последовательность событий.

Алгоритм действий педагогических работников при детском травматизме и несчастных случаях:


Школьные травмы (полученные в классе или спортивном зале, во дворе школы во время прогулки и игр) – достаточно распространенные среди детей и подростков, в основном наблюдаются среди детей младшего и среднего школьного возраста.

Основные виды травм, которые дети могут получить в школе :

● нарушение дисциплины учащимися на занятиях и переменах,
● несоблюдение правил техники безопасности на уроках труда,
● недостаточная физическая подготовка учащихся,
● плохо подогнанная одежда и обувь для занятий физкультурой,
● отсутствие наколенников и налокотников при игре в волейбол,
● неисправное спортивное оборудование и устаревшие спортивные маты.

● учите детей избегать опасных шалостей и шуток на уроках, а также необоснованного риска при занятии спортом;
● говорите с детьми о нецелесообразности применения физической силы к своим сверстникам при отсутствии угрозы с их стороны; учите детей предвидеть возможные последствия их действий;
● напоминайте детям о необходимости соблюдения правил техники безопасности на уроках труда, следите за наличием у детей специальной одежды для этих занятий;
● о бращайте внимание на выбор детской обуви для занятий физкультурой : кроссовки должны соответствовать размеру и форме ноги ребенка, быть легкими и удобными, иметь гибкую подошву, а также фиксировать голеностопный сустав;
● в выборе одежды и обуви для школьника избегайте многочисленных металлических включений (застежек, пряжек), которые могут быть причиной различных повреждений;
● у чите детей быть ответственными за свое здоровье и здоровье одноклассников!


Основная мера предупреждения травм в школе –
это привитие учащимся дисциплинированного поведения
и умения предвидеть возможные последствия своих действий

4. На красный и желтый сигнал светофора нельзя переходить улицу.

5. При переходе дороги посмотреть, нет ли опасности, нет ли рядом машин.

6. Нельзя обходить стоящий автобус – это опасно. Нужно подождать пока автобус отъедет от остановки.

7. При переходе улицы посмотреть сначала налево, дойти до середины, потом посмотреть направо и продолжить путь.

9. Никогда не перебегать дорогу перед близко идущим автомобилем.

10. За городом нужно идти по обочине, навстречу транспортному потоку.

Как правильно нужно себя вести НА УЛИЦЕ:

1. Переходить дорогу размеренным шагом, без спешки.

2. Переходя дорогу прекратить все разговоры, категорически ЗАПРЕЩАЕТСЯ пользоваться наушниками, разговарить по телефону и т.д.

3. Всегда знать и соблюдать ПДД.

4. Обращать внимание на нарушителей ПДД.

5. Переходить дорогу только в положенном месте.

6. Обращайте внимание к дорожной обстановке, строго следите , где можно безопасно передвигаться.

ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА

  • незнание Правил дорожного движения и неумение прогнозировать дорожную обстановку,
  • отсутствие навыков выполнения действий по безопасности движения и неосознанное подражание нарушающим ПДД взрослым.
  • потеря бдительности и недисциплинированность.
  • Юному пассажиру в возрасте до 12 лет на переднем пассажирском сиденье автомобиля запрещено!
  • Место рядом с водителем — самое уязвимое при аварии. Находясь на заднем сиденье, ребенок-пассажир должен быть пристегнут ремнями безопасности. До 12-летнего возраста в интересах безопасности ребенок –пассажир должен находиться в специальном удерживающем автомобильном кресле. Причем на переднем пассажирском сиденье детское кресло должно закрепляться против движения авто.
  • Каждый десятый юный пострадавший — велосипедист.Подростки часто не знают, где можно кататься на двухколесном средстве передвижения, и потому смело выезжают на проезжую часть, не зная при этом ПДД.

К основным причинам дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков относятся:

1. Переход проезжей части в неустановленном месте или вне пешеходного перехода.

2. Выход на проезжую часть из-за сооружений, стоящих или движущихся транспортных средств, зеленых насаждений, строений и других препятствий, закрывающих обзор видимости.

3. Неподчинение сигналам регулирования.

4. Нахождение на дороге школьников без сопровождения взрослых.

5. Игра вблизи проезжей части или на проезжей части.

6. Движение детей вдоль проезжей части при наличии тротуара.

7. Движение детей по проезжей части в направлении, попутном движению транспортных средств.

8. Незнание правил перехода перекрёстка.

9. Неправильный выбор места перехода проезжей части

при высадке из маршрутного транспорта.

11. Езда на велосипедах, самокатах, роликовых коньках

по проезжей части дороги.

12. Переход проезжей части дороги не под прямым углом, а по диагонали.

13.Не соблюдение техники безопасности при переходе проезжей части, использование наушников, разговор по телефону.


Детский травматизм - очень важная и серьезная проблема, особенно в летний период, когда у детей больше свободного временем, они чаще находятся на улице и остаются без присмотра взрослых.

Травмы у детей нередко приводят к тяжелым последствиям, что может отразиться на состоянии здоровья и работоспособности в будущем.

Причины травм:

  • неблагоустроенность внешней среды;
  • халатность, недосмотр взрослых;
  • неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом;
  • психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность;
  • отсутствие чувства опасности у ребенка.

Самый распространенный вид травматизма — бытовой.

Основные виды травм, которые дети могут получить дома, и их причины:

  • ожог от горячей плиты, посуды, кипятка, пара, утюга, других электроприборов и открытого огня;
  • падение с кровати, окна, стола и ступенек;
  • удушье от мелких предметов (монеты, пуговицы, и др.).
  • отравление бытовыми химическими веществами (отбеливатели, моющие жидкости, инсектициды);
  • поражение электрическим током от неисправных электроприборов, от воткнутых детьми металлических предметов в розетки.

Ожоги

Чтобы уменьшить риск получения ожогов необходимо держать детей подальше от горячей плиты, пищи, утюга, от открытого огня, пламени свечи, костров, взрывов петард. Держите в недоступном для детей месте легковоспламеняющиеся жидкости, а также спички, свечи, зажигалки, бенгальские огни, петарды.

Не оставляйте кружки с горячими напитками без присмотра.

Не держите ребенка на руках во время приготовления пищи.

Падения

Падения — наиболее частый механизм получения травм во время активных игр, занятия спортом, катания на велосипеде, роликах, коньках и т.д. Для предупреждения падений и уменьшения вероятности серьезных травм:

  • не позволяйте детям играть в опасных местах;
  • используйте наколенники, налокотники, шлем при катании на велосипеде (роликовых коньках, скейтборде);
  • детей младшего возраста катать на велосипеде необходимо в специальном кресле. Это предупредит падение и случайное попадание ноги в спицы колеса.

Падение с высоты в большинстве случаев ведет к получению тяжелых травм. Открытое окно может быть смертельно опасно для ребенка.

Никогда не держите окна открытыми, если ребенок находится без вашего присмотра.

Москитная сетка не убережет ребенка от падения.

Используйте ограничители и блокаторы, которые не позволят ребенку открыть окно полностью.

Удушье от малых предметов

  • не следует давать маленьким детям еду с косточками или семечками.
  • всегда нужно присматривать за детьми во время еды, кормить ребенка измельченной пищей.
  • не давать играть мелкими предметами (пуговицы, монеты, мелкие детали конструктора и т.д.).

Кашель, шумное частое дыхание или невозможность издавать звуки — это признаки проблем с дыханием и, возможно, удушья.

Отравления

Ядовитые вещества, медикаменты, отбеливатели, кислоты и горючее, ни в коем случае нельзя хранить в бутылках для пищевых продуктов — дети могут по ошибке их выпить. Такие вещества следует держать в плотно закрытых маркированных контейнерах, в недоступном для детей месте.

Отбеливатель, яды для крыс и насекомых, кислоты и щелочные растворы, другие ядовитые вещества могут вызвать тяжелое отравление, поражение мозга, слепоту и смерть. Яд опасен не только при заглатывании, но и при вдыхании, попадании на кожу, в глаза и даже на одежду.

Лекарства, предназначенные для взрослых, могут оказаться смертельными для детей. Медикаменты ребенку нужно давать только по назначению врача и ни в коем случае не давать ему лекарства, предназначенные для взрослых или детей другого возраста.

Храните медикаменты и средства бытовой химии в местах недоступных для детей.

Поражение электрическим током

Дети могут получить серьезные повреждения, воткнув пальцы или какие-либо предметы в электрические розетки; их необходимо закрывать, чтобы предотвратить поражение электрическим током. Электрические провода должны быть недоступны детям — обнаженные провода представляют для них особую опасность.

Травмы в результате ДТП

Увеличение интенсивности движения транспортных средств и пешеходов создают объективные предпосылки для возникновения ДТП, в том числе с участием детей. Это определяет необходимость обучать детей правилам поведения на дороге с раннего возраста:

  • не играть рядом с дорогой;
  • переходить дорогу только в установленных местах;
  • перед пересечением проезжей части остановиться на обочине;
  • посмотреть в обе стороны;
  • не перебегать через проезжую часть;
  • маленьких детей переводить через дорогу за руку.

Необходимо использовать специальное кресло и ремни безопасности при перевозке детей в автомобиле.

Очень важно для взрослых — самим правильно вести себя во всех ситуациях, демонстрируя детям безопасный образ жизни. Не забывайте, что поведение взрослого человека пример для ребенка! Будьте здоровы и берегите детей!

Читайте также: