Используя экономические карты школьного атласа сравните пространственные рисунки размещения хозяйств

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Требования к знаниям и умениям при выполнении практических работ.

В результате выполнения практических работ, предусмотренных программой по географии 10- 11 класса, ученик должен:

знать/понимать:

основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Правила выполнения практических работ.

Студент должен выполнить все практические работы в полном объеме.

Задания практической работы выполняются в специальной тетради, предназначенной для выполнения практических работ. После выполнения работы тетрадь сдается на проверку преподавателю.

Если студент не выполнил практическую работу или часть работы, то он может выполнить работу или оставшуюся часть работы во внеурочное время, согласованное с преподавателем.

Оценку по практической работе студент получает с учетом выполненной работы в указанный срок, если:

задания выполнены правильно и в полном объеме;

студент может пояснить выполнение любого этапа работы;

работа выполнена в соответствии с требованиями к выполнению работы.

Зачет по практическим работам студент получает при условии выполнения всех предусмотренных программой работ при удовлетворительных оценках.

Современная политическая карта мира

1. Обозначение на контурной карте стран различных типов.

2. Составление таблицы ”Государственный строй стран мира”.

3. Анализ политико-географического положения одной из стран мира.

География природных ресурсов мира

4. Нанесение на контурную карту важнейших видов природных ресурсов мира.

5. Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира.

География населения мира

6. Объяснение процессов воспроизводства населения двух регионов мира.

7. Сравнение половозрастных пирамид стран разных типов, объяснение значения и причин выявленных различий, составление демографического прогноза.

8. Составление классификационной таблицы стран с различным национальным или религиозным составом населения.

9. Объяснение особенностей урбанизации одной из территорий.

10. Составление картосхемы современных путей миграции населения и объяснение причин мировых миграционных процессов.

НТР и мировое хозяйство

11. Построение картодиаграммы ”Центры мирового хозяйства”.

12. Составление типологической схемы территориальной структуры хозяйства экономически развитой и развивающейся страны.

География отраслей мирового хозяйства

13. Построение картосхемы размещения основных районов энергетики, чёрной и цветной металлургии, машиностроения, химической промышленности мира.

14. Построение картодиаграммы крупнейших производителей главных зерновых культур.

15. Определение преобладающих видов транспорта в отдельных странах и регионах мира и оценка степени его развития.

16. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей мирового хозяйства.

17. Составление проекта международного туристического маршрута.

Экономическое районирование мира

18. Обозначение на контурной карте главных экономических регионов мира.

Северная Америка

19. Составление картосхемы районов загрязнения природной среды в США, выявление источников загрязнений, предложение путей решения экологических проблем.

20. Влияние природных факторов на развитие хозяйства, особенности жизни и быта населения в макрорегионах США.

21. Построение картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Канады.

Латинская Америка

22 . Составление программы освоения новой территории в Латинской Америке.

Зарубежная Европа

23 . Изучение проблемы природных и трудовых ресурсов в процессе интеграции стран Зарубежной Европы.

2 4. Составление картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Зарубежной Европы.

25 . Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух развитых стран Европы.

26 . Экономико-географическое обоснование развития и размещения двух – трёх отраслей промышленности в одной из стран Зарубежной Европы.

Зарубежная Азия

27 . Построение картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Зарубежной Азии.

28 . Характеристика специализации основных сельскохозяйственных районов Китая.

29 . Составление картосхемы международных экономических связей Японии.

30 . Оценка природных предпосылок для развития промышленности и сельского хозяйства Индии.

31 . Построение картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Африки.

32 . Составление прогноза экономического развития стран Африки.

33 . Сравнительная экономико-географическая характеристика развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Австралия и Океания

34. Составление картосхемы международных экономических связей Австралии.

Глобальные проблемы человечества

36 . Разработка проекта решения одной из глобальных проблем человечества.

Практическая работа № 1.

Обозначение на контурной карте стран различных типов.

Вариант 1. Обозначение на контурной карте крупнейших по территории и по численности населения стран мира .

Используя атлас (стр. 2 - 3), учебник ”География” Ю.Н. Гладкий или дополнительную литературу, подпишите на контурной карте названия и закрасьте красным цветом первые десять стран по площади территории и синим цветом – по численности населения . Подпишите их столицы.

Выпишите страны, вошедшие в эти группы ( и по площади территории, и по численности населения ).

Сделайте вывод о размещении крупнейших стран по регионам мира и по их отношению к социально-экономическим типам.

Вариант 2. Обозначение на контурной карте островных, полуостровных и внутриконтинентальных стран и их столиц .

Используя атлас (стр. 2 - 3), на контурной карте обозначьте границы и подпишите названия, стран, дополнительно заштриховав красным цветом островные, зелёным - полуостровные и жёлтым - внутриконтинентальные страны и подпишите их столицы.

Назовите регионы, в которых преобладают страны различные по географическому положению.

Вариант 3. Обозначение на контурной карте стран различных социально-экономических типов .

Используя текст учебника, дополнительную литературу и атлас (стр. 2 - 3), на контурной карте синим цветом обозначьте страны ”Большой семёрки”, серым - страны переселенческого капитализма, красным - социалистические, розовым - страны с переходным типом экономики, зелёным - ключевые развивающиеся страны, чёрным - нефтедобывающие, жёлтым - новые индустриальные страны. Подпишите их названия и их столицы.

Сделайте вывод о размещении этих типов государств по регионам мира.

Вариант 4. Обозначение на контурной карте богатейших и беднейших стран мира .

Используя атлас (стр. 2 - 3) и приведённую таблицу, на контурной карте подпишите и обозначьте различными цветами страны с максимальными и минимальными показателями ВВП на душу населения.

Сделайте вывод о размещении этих стран по регионам мира и их отношении к различным социально-экономическим типам.

Страны мира с самыми высокими и самыми низкими показателями ВВП на душу населения в 1998 году.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая работа позволяет закрепить изучаемую тему "Макрорегионы США", выполнив работу в контурных картах, путем обозначения границ регионов. А заполнение таблицы еще раз даст возможность повторить материал.

Практическая работа № 3. Сравнительная характеристика хозяйства главных экономических районов США

Цель: составить сравнительную характеристику хозяйства основных экономических районов США, определить общие и отличительные черты в отраслевой структуре.

Оборудование: учебник, практическая работа, политическая карта мира.

Задание 1.Нанесите на к/к экономические регионы США и подписать их.

Гипермаркет знаний>>География>>География 10 класс>>География: Географический рисунок расселения и хозяйства


Географический рисунок

расселения и хозяйства

Территориальная структура населения и хозяйства зарубежной Европы в основном сложилась еще в XIX в., когда едва ли не главным фактором размещения был природно-ресурсный и когда возникли угольно-металлургические районы Великобритании, Франции, Германии, Бельгии, Польши, Чехии, других стран. После Второй мировой войны наибольшее влияние на эту структуру оказали факторы трудовых ресурсов и выгод ЭГП, а в последнее время также факторы наукоемкости и экологический.

2. Высокоразвитые районы: примеры Лондона и Парижа.

Вы уже знаете, что наиболее яркими примерами высокоразвитых районов, которые концентрируют новейшие отрасли промышленности, инфраструктуру, нayку, культуру. сферу услуг, служат столичные регионы Большого Лондона и Большого Парижа.

В окрестностях Лондона пстроены восемь, в окрестностях Парижа - пять городов-спутников.

Блок 14

3. Старопромышленные районы: пример Рура.

Ни в одном дpyгом регионе мира нет такого количества старопромышленных районов с преобладанием базовых отраслей, как в зарубежной Eвропе. Наиболее крупные из них возникли на базе каменноугольных бассейнов. Но и среди тaких районов особенно выделяется Рурский, который на протяжении многих десятилетий по праву считается индустриальным сердцем Германии.

В пределах Pурскoгo бассейна и прилегающих к нему районов сложилась уже упоминавшаяся Рейнско-Рурская агломерация.

4. Отсталые aгpapныe районы: пример Юга Италии.

В зарубежной Европе есть еще немало дoвольно отсталых, преимущественно aгpapныx районов. Яркий пример такoгo рода - Юг Италии, который занимает 40% тepритории страны, концентрирует более 35% населения и только 18% занятых в промышленности. Доход на душу населения здесь почти в два раза ниже, чем на Севере. После Второй мировой войны из-за относительного aгpapнoгo перенаселения с Юга эмигрировало более 5 млн человек.

Для дaвно освоенной территории зарубежной Европы районы новoгo освоения в общем не характерны. Обычно к ним относили только северную часть Скандинавии. Но открытие в начале 60-х гг. крупного нефтегазоносного бассейна в акватории Ceвepнoгo моря изменило ситуацию.

6. Влияние международной экономической интеграции на территориальную структуру xoзяйства.


Максаковский В. П., География. Экономическая и социальная география мира 10 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений

онлайн библиотека с учебниками и книгами, планы конспектов уроков по географии, задания по географии 10 класса скачать

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.


Дополнительное заданне (ycложненное).
Определите главные территориальные сочетания полезных ископаемых Латинской Америки и нанесите их на контурную карту. Какие предпосылки они создают для развития промышленности, для освоения новых peсурсных районов?

Используя рисунки 1214 учебника и карты рождаемости, смертности и eстественнoгo прироста населения в атласе, конкретизируйте положения учебника, относящиеся к воспроизводству населения.

По картам народов мира и религий в атласе конкретизируйте основные черты распределения народов Латинской Америки по языковым семьям и группам, религиям.

Доля индейцев во всем населении отдельных стран Латинской Америки составляет (в %): в Боливии — 63, в Гватемале — 54, в Перу- 47, в Эквадоре — 40, в Мексике — 15, в Чили — 9, в Панаме- 6, в Beнeсуэле, Колумбии, Никapaгya, Сальвадоре, Гондурасе, Аргентине — 24. Используя эти данные, постройте на контурной карте региона каpтогpaмму. Примените инструкцию на с. 350.

Используя карту плотности населения мира в атласе, конкретизируйте основные черты расселения населения Латинской Америки, отмеченные в учебнике

Используя текст учебника, экономическую карту Латинской Америки в атласе, нанесите на контурную кapту региона главные страны, специализирующиеся на добыче и экспорте: нефти, железной руды, медной руды, бокситов, оловянных руд, серы, селитры. Укажите причины такой специализации.

Используя текст учебника, физическую и экономическую карты Латинской Америки в атласе, нанесите на контурную карту региона главные страны, специализирующиеся на производстве: кофе, какао-бобов, сахара, бананов, пшеницы, кукурузы, мяса. Укажите причины такой специализации.

Задание 10 (творческое!).

Рассмотрите рисунок 22 учебника. Конкретизируйте eгo на примере одной из стран Латинской Америки (по выбору).

Задание 12 (итоговое).
1. Опираясь на знания по географии и истории, объясните, почему Латинская Америка по уровню социально-экономического развития стоит впереди других регионов развивающегося мира.
2. (Работа в тетради.) Используя текст и рисунки учебника, а также карты атласа, установите черты cxoдства и различия между Мексикой, Бразилией и Apгeнтиной.
3. Используя текст учебника и дополнительные источники информации, дайте краткую сравнительную xaрактеристику двух (по выбору) из следующих городов: Мехико, Гаванa, Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу, Бразилиа, Буэнос-Айрес.
4. Представьте, что вы совершаете путешествие на автомашине по Панамериканскому шоссе и ведете дневниковые записи. Приведите пример такой записи за один день (по своему выбору).
5. По тексту учебника и рисунку 98 дайте описание г. Бразилиа.

1. Нанести на контурную карту мира по памяти следующие страны, упоминаемые в тексте и на текстовых картах: Гватемала, Никарагуа, Коста-Рика, Колумбия, Cyринам, Эквадор, Перу, Боливия, Парагвай, Уругвай?
2. Показать на карте следующие города, упоминаемые в тексте и на текстовых картах: Мехико, Гаванa, Kapaкас, Лима, Сан-Паулу, Монтевидео, Буэнос-Айрес, Caнтьяго?
3. Указать, в каких из следующих стран государственным языком является испанский: Куба, Венесуэла, Бразилия, Аргентина, Чили?
4. Назвать по одной стране Латинской Америки, в экспорте которой важную роль играют: медь, бокситы, олово, нефть, кофе, мясо, шерсть, рыба?

1. Единственная страна Центральной Америки, не имеющая выхода к Карибскому морю.
2. Единственная страна субрегиона Анд, не имеющая выхода к морю.
3. Страна, где 4/5 населения живет на высоте 3 тыс. м над уровнем моря.
4. Страна, в которой на португальском языке говорит в 17 раз больше людей, чем в Португалии.

Читайте также: