Донской пейзаж рисунки детей начальной школы

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Открытое занятие по ИЗО

Духовная и материальная культура Донского казачества

создать целостное представление о самобытной культуре донского казачества;

воспитывать бережное отношение к культуре своего народа;

развивать эмоциональное восприятие красоты, национальное своеобразие традиций донского казачества;

развивать умение выражать свое отношение к культуре Донского края, родного села, используя при этом возможности композиции, рисунка, цвета;

учить работать в группе по созданию панно, формировать умение распределять между собой объем работы, критически относиться к результатам своей деятельности.

Участники : Аверьянова Людмила Станиславовна (педагог), атаман (ученик-ведущий), казаки и казачки (ученики), иностранные туристы (гости-родители и педагоги).

Словарь терминов : Ворот-ожерелок, кичка, сафьяновые сапожки, повойник, курень, зипун, шашка, рубаха, шаровары, парчовый кафтан, кубелёк, казак, Щербаков, Шолохов.

Оборудование : народные казачьи костюмы для фольклорной группы, каравай, записи казачьих песен.

1. Организационный момент: под звуки приветственной казачьей песни казаки (учащиеся) встречают гостей хлебом-солью. Гости рассаживаются.

На кругу у нас присутствует Аверьянова Людмила Станиславовна (учитель ИЗО), которая по ходу нашей встречи будет задавать вопросы на интересующие её темы.

Я – атаман Грушин Артур (ученик) поручил всем казакам и казачкам подготовить рассказы о природе нашего хутора, его коренных жителях и их жилищах.

I группа. Природа родного края.

Под звуки старинной казачьей песни ученики говорят:

Ученик 2: Красота донской природы в необъятных степях. Чем больше всматриваешься в неброскую красоту родных пейзажей, тем больше впитываешь в себя ощущение невиданного простора и шири. И краски, и цвета в природе здесь какие-то особенные. Широко в приволье зеленых степей течёт Дон. Зеркальной лентой блестящего серебра извивается он среди полей по широкому степному раздолью. И медленно, и плавно его течение. Кажется, что Дон спит. Недаром и прозвали его Тихим.

Ученик 3.Демонстрирует репродукции пейзажей донских художников, ученические работы, рассказывает о творчестве художников, описывает пейзажи.

Ученик 4: А вот как привлекательно выглядят наши места близ хутора Гуляй–Борисовка. Демонстрирует фотографии с изображением природы вокруг окрестных хуторов.

Ученик 5: Свой хутор мы расположили у реки и решили заселить его (закрепляет ранее изготовленное панно на доске, рассказывает о работе, выполненной на предыдущих занятиях).

II группа. Традиционные жилища донских казаков.

Ученик 6: По обоим берегам Тихого Дона живут донские казаки, а когда-то в давние времена эти места называли Диким полем, и жили здесь воинственные люди, кочевавшие по степи со стадами скота и лошадей – скифы и сарматы. А по берегам Азовского моря жили греки и строили свои города. Разные народы, тесня и сменяя друг друга, в разное время жили в этих землях: хазары и половцы, печенеги и татары. Сложной и опасной была жизнь в Диком поле, шла вечная, неустанная борьба за право жить. Славянские племена, смешиваясь с остатками древних кочевых народов, получают название казаков. Они живут в этой суровой степи с незапамятных времен вольной, удалой жизнью.

Ученик 7: А знаете ли вы казачьи заповеди? Некоторые из них я вам прочту:

– Люби Россию, ибо она мать твоя и ничто в мире не заменит тебе ее.

– Люби Дон, ибо он колыбель твоей свободы.

– Люби правду, ибо она единственный маяк в жизни человека.

– Люби все, что с ранних лет впитал ты в кровь и плоть в вольных степях твоей Родины.

– А скажите, гости дорогие, как называли Дон казаки?

– Тихий Дон, Дон– батюшка, Дон Иванович.

– По реке можно плыть на лодках, спасаясь от врагов.

Ученик (атаман): А не передохнуть ли нам, казаки? Да и гости подустали. Давайте все поднимемся со своих мест и споем казачью песню. (Скрытая форма физминутки).

Ученик (атаман): Продолжаем.

III группа Образ донского казака

– Что вы знаете о донских казаках? Кто такие казаки?

– Это жители Донской земли, воины. Они были смелыми и отчаянными, храбрыми наездниками, охотниками. Коня своего холили и уважали как верного друга. Прекрасно владели саблей, луком, пикой.

IV группа Образ донской казачки

– Какими же чертами характера должна была обладать женщина, живущая рядом с бесстрашным воином? Что ценят больше всего в женщинах казаки?

– Гордость, трудолюбие, верность, бесстрашие, самостоятельность.

– Женщина на Дону всегда была хранительницей языка и обычаев казачьих предков славян – степняков. Века постоянных, боевых тревог выработали в казачке бесстрашную решительность и способность сохранять присутствие духа в минуты неожиданной опасности.

На реке она управлялась с каюком (казачьей лодкой), скакала на коне, ловко владела арканом, луком и самопалом. Умела встать на защиту своих детей, куреней, станиц.

Но, несмотря на все это, донская казачка не теряла основных черт, присущих слабому полу: женственности, сердечности, кокетства, любви к нарядам.

Ученик 11: Любимым нарядом казачки была юбка и кофта, но такой наряд стал популярным на Дону только в начале прошлого века. А в давние времена одежда жен казачьих отличалась восточной пышностью и богатством. Старинный облик казачки соединял в себе элементы и русского и татарского костюма. (Приглашает казачек и казаков для демонстрации казачьих костюмов, изготовленных на больших листах), они демонстрируют костюмы.

Ученик 13: Демонстрирует пособия, продолжает рассказ об украшениях казачек: Любимым украшением донских казачек был жемчуг. Им расшивали и пояс – татаур, и ожерелок, с кички свисали над ушами и до самых плеч чикилики – длинные нити, унизанные жемчугом.

4. Практическая работа

– Дорогие казаки и казачки, в вашем хуторе пустовато. Почему?

– Не хватает казачек.

Педагог: Я приобрету ваше панно для нашего мини музея, только нужно нарядить казачек и поселить их в хутор. Поможете? (Ребята с радостью соглашаются).

Ученик (атаман) раздает всем заготовки контурных рисунков (женские фигурки разных размеров в движении), предлагает нарядить их в праздничные нарядные костюмы, используя гуашевые краски. В работу вовлечены гости.

Ученик (атаман) предлагает всем наклеить свои работы на панно в соответствии с законами композиции.

Педагог: помогает разместить фигурки.

Педагог предлагает вспомнить, что означают термины, которые записаны на доске (закрепление знаний).

Ученик (атаман) завершает : Спасибо, казаки. Любите ли вы свой край? Довольны ли рассказом гости?

(Присутствующие выражают свое мнение).

– Наше заседание казачьего круга закончено. Прошу всех разойтись до следующего круга. Речь пойдет о наших казачьих праздниках.


Если вы когда-нибудь встречали осень на Дону, то вы запомнили это на всю жизнь. Природа, как лучший художник, раскрашивает этот край в такие краски, что невозможно пройти мимо. Поэтому тема многих детских творческих конкурсов затрагивает Донскую осень. Примеры таких творческих работ мы предлагаем вашему вниманию.


Осень на реке Дон.


Классное изображение для рабочего стола.


Детский рисунок об осени на Дону.


Картина для урока в школе.


Иллюстрация в детский садик.


Работа учащихся художественной школы.


Срисовка для дошкольников.


Осень на Дону во всей красе.


Картина в хорошем качестве.


О конкурсе: В честь празднования 80-летия образования Ростовской области и Года экологии в России, парк им. Октября объявляет конкурс детского рисунка!

К участию в конкурсе приглашались учащиеся детских школ искусств и других учреждений дополнительного образования, а также все желающие в возрасте от 6 до 14 лет.

Правила участия:

- Принимается не больше одного рисунка от одного участника.

- Работы должны быть нарисованы самим участником без чьей-либо помощи.

- Использовать можно цветные карандаши, гуашь или фломастеры.

- Формат рисунка - лист А4.

- Участнику нужно подписать свою работу с лицевой стороны в формате: фамилия, имя, возраст.

- Для подтверждения возраста ребенка необходимо иметь при себе свидетельство о рождении.

Победителю конкурса достанется СМАРТФОН!

Занявшим призовые места будут вручаться поощрительные призы.

Приз зрительских симпатий будет определен на нашем сайте путем голосования пользователей, которое будет открытым с 6 по 13 сентября 2017 года.

Оценивать рисунки будут педагоги МБУ ДО ДШИ №6 им. Г.В. Свиридова.

Прием работ в оригинале велся с 11 августа по 5 сентября 2017 года по адресу: г. Ростов-на-Дону ул. 56 Армии, д .1, с понедельника по пятницу с 10:00 до 16:00. По всем вопросам звоните по тел. 2-77-29-79.

В работе конкурса приняли участие 278 работ учащихся в возрасте от 6 до 18 лет из 53 образовательных учреждений города Ростова-на-Дону.

Работы оценивались в нескольких номинациях и возрастных группах:

Живописные донские пейзажи, времена года, счастливые лица людей, архитектура городских зданий, яркие краски в рисунках, все это создало праздничную атмосферу выставки рисунков.

15 мая наша страна отмечала Всероссийский день семьи. И не случайно, самая многочисленная номинация конкурса была посвящена семье, где дети показали свое доброе отношение к своим близким, дорогим и любимым людям.

2019 год – год театра в России. Дети через рисунок показали свою любовь к родному городу и красоту архитектурных сооружений Ростова.

Цветовая палитра тематики природы Донского края отразила красоту родных мест всех четырех времен года.

В рамках выставки, каждый ребенок с помощью волшебного мира изобразительного искусства продемонстрировал свои таланты и изобразил то, что волнует его сердце.

Главная задача конкурса — побуждение детей к творческому выражению своих впечатлений — была выполнена полностью.

Художник Татьяна Капустянова (Горлова). На областной выставке к юбилею Ростовского музея изобразительных искусств.

Капустянова (Горлова) Татьяна Николаевна родилась в 1981 году в г. Красный Сулин Ростовской области. Школьные годы были неразрывно связаны с искусством, с 13 лет посещала изостудию, активно участвовала в конкурсах, выставках. Была многократно награждена дипломами и призовыми местами. Участвовала с научно-исследовательской работе и была призёром ДАНЮИ.

С 2012 года является членом молодёжного объединения при Ростовском отделении ВТОО СХ России. Активно участвует в выставочной деятельности с 2011 года.

Художник Татьяна Капустянова (Горлова). Премия Горожанин года, диплом 1 степени, в разделе

Работы Татьяны Капустяновой активно принимают участие в выставках и конкурсах различного уровня, районных, областных, всероссийских, международных.

Художник Татьяна Капустянова (Горлова). С Дипломом 2 степени на областной юбилейной выставке Ростовского музея изобразительных искусств

(С Дипломом 2 степени на областной юбилейной выставке Ростовского музея изобразительных искусств)

Одна из акварелей (фото внизу) была принята в постоянное пользование на основании решения заседания Фондово-закупочной комиссии Ростовскому государственному музею изобразительных искусств, ул. Пушкинская,115.

Художник Татьяна Капустянова (Горлова). Ростовский музей изобразительных искусств. Акварель, 40х50

(Ростовский музей изобразительных искусств. Акварель, 40х50)

Художник Татьяна Капустянова (Горлова).

("Победный бой", акрил, холст, 40х50. Освобождение г. Красный Сулин, 14 февраля 1943 г.)

Художник Татьяна Капустянова (Горлова).

("Материнство", акварель, 55х70, скульптура в парке г. Шахты)

Художник Татьяна Капустянова (Горлова).

("Портрет натурщицы", акварель, 40х50)

Художник Татьяна Капустянова (Горлова).

("Портрет девочки", акварель, 30х40)

Татьяна искренне любит акварельную живопись, но в своём творчестве выражает себя многогранно. Работает в графике, живописи, декоративно-прикладном искусстве.

Художник Татьяна Капустянова (Горлова). Барельеф к освобождению г. Красный Сулин, глина

(Барельеф к освобождению г. Красный Сулин, глина)

Любимые жанры – пейзаж, натюрморт, сюжетная композиция. В декоративно-прикладном искусстве - батик, лепка, декоративная роспись по стеклу (витраж), по коже.

Художник Татьяна Капустянова (Горлова).

("Весенняя нежность", акварель, 55х65)

Художник Татьяна Капустянова (Горлова).

("Пионы", акварель, 35х50)

Художник Татьяна Капустянова (Горлова).

("Любовь", акварель, 30х40)

- В своих пейзажах я отображаю местность Родного края, красоту нашей Родной Земли и архитектуру. В натюрмортах люблю раскрывать темы цветов и предметного мира, - делится Татьяна Николаевна.

Художник Татьяна Капустянова (Горлова)

Художник Татьяна Капустянова (Горлова).

("Утро в Донских степях", акварель, 50х60)

Художник Татьяна Капустянова (Горлова).

("Природа в золотом наряде", акварель, 35х50)

Художник Татьяна Капустянова (Горлова).

("Донская осень", акварель, 50х70)

Художник Татьяна Капустянова (Горлова).

("На высоте", акварель, 30х40)

Художник Татьяна Капустянова (Горлова).

("Река Маруха", акрил, холст, 40х50)

Художник Татьяна Капустянова (Горлова).

("Утро", масло, холст, 50х60)

Художник Татьяна Капустянова (Горлова),

("Донской пейзаж", масло, холст, 60х80)

Художник Татьяна Капустянова (Горлова).

("Русь православная", масло, холст, 50х70)

Художник Татьяна Капустянова (Горлова).

("Осенний Сулин", масло, холст, 40х50)

Художник Татьяна Капустянова (Горлова).

("Холодное утро", этюды маслом, 30х40)

Художник Татьяна Капустянова (Горлова).

("Алые маки", масло, холст, 40х50)

Художник Татьяна Капустянова (Горлова).

("Донской Подсолнух", натюрморт, масло, холст, 50х70)

Художник Татьяна Капустянова (Горлова). Натюрморт

(Натюрморт "Калина с тыквами", масло, холст, 50х60)

Художник Татьяна Капустянова (Горлова).

("Древо", акварель, 50х60)

Художник Татьяна Капустянова (Горлова).

("Екатерининский Сулинский Храм", акварель, пастель, 40х65)

Художник Татьяна Капустянова (Горлова).

Художник Татьяна Капустянова (Горлова).

("Войсковой Собор", ст. Старочеркасская, акварель, 40х50)

Художник Татьяна Капустянова (Горлова).

("Улицы Ростова", акварель, 50х70)

- Педагогическую деятельность я веду и в настоящее время. Мои ученики являются призёрами в выставках и конкурсах различных уровней. Многие из них в дальнейшем продолжают обучение в вузах по направлению изобразительного искусства, - с нескрываемой гордостью рассказывает художник.

Читайте также: