Слава российская краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024


О сем преславном деле, в песнех неслыханном!
Пети будет веселник по морю пространном;
Пети будет на холме путник утружденный,
И оповесть иногда леты изнуренныи
Старец внуком, и, яко своима очима
Виде то, внуци старца нарекут блажима.


За Могилою Рябою
над рекою Прутовою
было войско в страшном бою.
В день недельный ополудны
стался нам час велми трудный,
пришел турчин многолюдный.
Пошли на встречь казацкие,
Пошли полки волосские,
Пошли загоны донские.

Заключение

Пропуск античной стадии в развитии культуры поднял значение литературы и искусства в развитии восточного славянства. На литературу и другие искусства выпала, как мы видели, ответственнейшая роль – поддержать тот скачок, который произошел в результате пропуска рабовладельческой формации. Вот почему общественная роль всех видов искусства была чрезвычайно велика в XI–XIII вв. у всех восточных славян.

В петровские времена в России были три центра развития русского драматического искусства, где не только ставились, но и писались пьесы, как правило, на религиозные или современные темы.

Это была Киево-Могилянская академия, Славяно-греко-латинская академия и Московская хирургическая школа.

Это были учебные заведения, где писались драмы.

Московская хирургическая школа имела свой театр, где ставились пьесы, написанные как преподавателями, так и учениками. Сохранились две так называемые школьные драмы, написанные бывшим воспитанником Славяно-греко-латинской академии Федором Журовским.

Пьесы написаны в стиле исторической драмы в соответствии с традициями, шедшими в то время от Феофана Прокоповича, сподвижника Петра Первого, сторонника философских систем Декарта и Бекона, основателя русского классицизма.

Рассмотрим некоторые из них. При этом отметим, что пьеса – не документальное свидетельство, не исторический документ эпохи, не летопись, не протокол события. Сочинитель может сказать и написать все, что угодно, поэтому нельзя доверять написанному, как документу, оно может быть выдуманным от начала до конца. И все же отрицать наличие мнения, которое выходит за пределы массы известных фактов и противоречит официальному взгляду, тоже не следует. Похоже, что этого текста в свое время не коснулась царская цензура, драму не заметили, а потому и не причесали соответствующим образом в Российской академии истории, а к тому моменту, когда пьеса была опубликована, о реальных фактах и их противоречии официальной истории было, видимо, уже забыто. Написана пьеса в 1727 году, а опубликована впервые в 1870, через полтора века.

Надо отметить, что пьеса уникальна некоторыми моментами. Наличие такого мнения, такого взгляда на события мировой истории дает основание предположить, что во времена Петра Первого еще знали, где находилась Греция и чем владела Турция.

Действующими лицами в пьесе являются страны Турция, Персия, Полония, Швеция и Россия, а также бог войны Марс и богиня мудрости и плодородия Паллада. Названия стран в пьесе даны как на русском языке, так и на латинском.

В первом акте рассказывается о борьбе России с многочисленными врагами, а во втором прославляется Екатерина Первая, продолжившая дела прославленного мужа и нацелившаяся на закрепление мира. Это значит, что пьеса отражает весьма коротенький период царствования Екатерины между 1725 и 1727 годами.

О Турции мы узнаем:

"Мое полномощество всем есть объявленно,
Ни единому царству есть весьма сравненно".

В переводе на современный русский это значит, что официально объявлено о могуществе этой страны, какого нет ни у кого другого. Иначе говоря, не было на тот момент более могучей страны, чем Турция. Слово полномощество, видимо, означало не только полномочия, но и полную мощь.

В соответствии с официальной историей Турция cвоего наибольшего могущества достигла в середине XVII века при Сулеймане Втором Великолепном (1687-1691). В немецком лексиконе отмечается, что османское господство и становление Османской империи начались с распространения среди турецких кочевников ислама, а с 1071 года кочевники стали объединяться против Византии. Со второй половины ХII века турки обосновались на территории Малой Азии и началось развитие турецкой исламской культуры. При султане Османе I с 1300 года турки начали захват соседних территорий и расширение своей империи. К середине XIV века они основательно закрепились в Малой Азии, в 1453 году овладели Константинополем, а к началу XVI века распространили свое господство по всей территорией Малой Азии и Балкан. Потом захватили Валахию. К началу следующего века турки владели Молдавией, Бессарабией, Семигорьем, частью Полонии (Польши), захватили Месопотамию, Армению, вышли к Каспийскому морю, а это территории Дагестана и Азербайджана, овладели Крымом, Нижним Днепром и Нижним Доном.

Автор драмы отмечает, что могущество Турции официально объявлено и признано. Но по тому, что мы узнали из официальной истории, трудно сделать выводы о могуществе Турции.

То есть в изображении Журовского Турция представлена как наследница Великой Империи, а потому все, что говорится о положении Турции в школьной драме, видимо, соответствовало реальному положению вещей.

"Где есть славная Греция, аще не за мною?"

Это сегодня Греция находится на Пелопоннесском полуострове, а в те времена столицей греков был Цареград, захваченный в 1453 году османами-атаманами, видимо, не без участия великого государя Всея Руси Ивана Васильевича Грозного.

"Кто ко мне днесь кинется с голою рукою?"

Турция на тот момент считалась самым могущественным государством, воевать с которым пытался только Петр Первый: взятие Азова, Прутский поход.

"Тремя частми из света едина владею."

Если внимательно почитать произведения русских писателей при первых Романовых (протопоп Аввакум), то можно заметить, что Грецией они называли территорию по обе стороны проливов Босфор, Дарданеллы и Мраморного моря, а не только Пелопоннес. Русские паломники ходили в Царьград как в Грецию, а при строительстве Новоиерусалимского монастыря на реке Истре под Москвой за основу был взят храм на горе Бейкос в Константинополе. Этот храм до сих пор стоит в современном Стамбуле.

После завоевания турками Константинополя в 1453 году этот гигантский город длительное время оставался центром православия - Иерусалимом, там и при султанах продолжали строить христианские храмы. Об этом факте нас тоже заставили забыть.

"Против мене Россия не может восстати:
Войска есть бесчисленно, буду их топтати.
Новая диковинка и пречудно диво,
Егда против множества станут нам противо."

Гигантская империя имела когда-то два центра - Великую Русь и Великую Тартарию. А потом после захвата османами-атаманами Константинополя началось строительство новой имперской столицы в Москве, символом объединения империи стали собор Василия Блаженного и колокольня Ивана Великого.

После смуты в Москве в начале XVII века (так называемая Польская интервенция при Лжедмитриях) империя была расколота. Вокруг Москвы, где власть захватили Романовы, сформировалось крохотное государство, не имеющее выхода на Среднюю и Нижнюю Волгу, отрезанное от всех морей. Столп единения – колокольня Ивана Великого – стал ярким символом распада, разделения языков, так называемое Вавилонского столпотворение.

Европа, используя в своих интересах смуту в имперском центре, быстро освобождалась от прежнего влияния метрополии.

Инициативу старого имперского центра взяла на себя Турция, которая вела многочисленные войны в Европе, пытаясь восстановить себя в статусе метрополии, имперской столицы. И это ей сперва удавалось. Нас сегодня пытаются убедить, что Вена никогда не была взята турками. Но чем тогда объяснить, что у главного собора австрийской столицы, знаменитого Святого Стефана до сегодняшнего дня красуются у западного входа две величественные башни, очень похожие на мусульманские (турецкие) минареты?

Кстати, в Византии, а после в Турции было принято оглашать тексты с высоких минаретов. Хочу еще напомнить, что на территории Западной Европы немало старых соборов, у которых двойные башни, почти минареты, например, собор Святого Лаврентуса в Дюссельдорфе. Соборы с двойными башнями, похожими на минареты, есть в Мюнхене, Нюрнберге, Флоренции, Барселоне, Мадриде и других городах. А это намек на какую-то другую историю, которую, похоже, от нас скрыли.

В середине XVII века были предприняты многочисленные попытки втянуть Россию в войну с Турцией, была осада Азова, были стычки с крымцами, а потом, уже в Петровские времена, Россия вступила в войну с Турцией. Два равнозначных имперских центра, державших в повиновении весь мир, оказались в состоянии войны, как говорится, на несколько фронтов: между собою и со многими европейскими странами. Россия воевала то с Польшей, то со Швецией, то с осколками Великой империи (так называемые восстания Степана Разина, Ивана Болотникова, Хованщина, бунт Емельяна Пугачева). Только после разгрома Пугачева Россия сумела оккупировать Малороссию (Украину), захватить Крым, расформировать Запорожскую сечь, установить крепостное право и приступить к наведению своего порядка в Западной Европе (Итальянский поход Суворова, его переход через Альпы в революционную Францию), но смерть Екатерины Второй помешала осуществить задуманное, наследник Павел сделал против укрепления мощи страны больше, чем любой внешний враг.

Впрочем, это почти через век после драмы Журовского, а тот только рассказал о несметных богатствах Персидского царства, о претензиях Швеции к другим странам на суше и на море, но более всего к России. Оно и понятно. Велико желание ухватить пожирнее кусок от имперского пирога.

"Оттоле до ныне вас признаю быть силных,
Не слышу от России гласов быть умилных,
Тем покорна тебе, Россие, являюсь,
В крыле орла российска ныне укрываюсь."

А еще автор драмы выразил уверенность, что

"Короны наши
И скипетры ваши
Днесь соединятся,
Лавром украсятся".

Красивый образ. Над тремя царскими коронами-венцами и множеством скипетров – гигантский лавровый венок.

Иначе говоря, Федор Журовский ратует за мирное объединение всех вокруг России, то есть высказывается за восстановление мировой империи, о которой нас заставили забыть.

Александр Сергеевич! Вы пишете: "Цареград, захваченный в 1453 году османами-атаманами, видимо, не без участия великого государя Всея Руси Ивана Васильевича Грозного".Я плохо знаю историю, но Иван Грозный завладел Казанью и Астраханью, которые были если не турецкими, то мусульманскими. И был поход турок на Астрахань. Они подошли к Астрахани. Город защитила Волга, которая в тот год не замерзла и турки не смогли переправится. Начался мор, болезни и прочая. Потом был поход крымчаков на Москву, который был разгромлен Иваном где-то под Молодью. Я к тому, что если Иван враждовал с турками, то, мало вероятно, что он помогал им захватить Царьград. Но, в общем интересные у вас рассуждения. О том, что турки были в Америке, я никогда не слыхал. Павел Каравдин

Павел Александрович, в мировой истории столько белых пятен и тёмных мест, что на наш век хватит распутывать. Историю России писали под диктовку Романовых, все прежние династии для них татарские. Откройте энциклопедию Брокгауза и Ефрона, можно в Интернете и сравните Ивана Третьего с Иваном Четвёртым. Там много общих моментов с разницей примерно в сто лет. Карамзин в "Марфе-посаднице" объединил их в одно лицо, а в Истории разделил по разным эпохам. В "Письмах русского путешественника" Карамзин выступает ещё как честный человек, но уверяет, что история должны быть красивой, не истинной, не такой, как была на самом деле, а красивой. Вот он и заложил. А другие повторяют.
Что касается Тартарии, то есть энциклопедия Британика за 1771 год. Есть древние карты, где кресты христианские расположены в Китае и Японии, турецкие бунчуки на побережье, где ныне Нью-Йорк и Вашингтон. А есть карты, где на месте нынешнего Стамбула нет ничего, а камни Стамбула древнее и римских, и парижских.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Лучше других умела откликаться на современные события школьная драма: пьесы, ставившиеся в Славяно-греко-латин­ской академии и в Госпитальной школе д-ра Бидлоо. Это объ­ясняется тем, что и сам Бидлоо, человек по тому времени ши­роко образованный, интересующийся искусством и театром, и его ученики умели сделать постановки своего театра зло­бодневными, отвечающими требованиям текущего момента, а этого именно и ждал Петр от театра.

Как видно из заглавий указанных драм, школьный театр при московском Госпитале в отличие от театра Славяно-гре­ко-латинской академии с самого начала поставил перед собой задачу играть светские пьесы, откликающиеся на современ­ные события, и первоначально организаторы театра предпо­лагали осуществить эту цель с помощью постановок пьес на исторические сюжеты.

Во II акте аллегорически изображается коронование Ека­терины I. Этот акт вдвое короче I: в нем только три сцены. Коронование происходит во 2-й сцене. Досадно, что цен­тральный момент, когда Россия венчает короною Россий­скую Добродетель, отсутствует: здесь как раз в рукописи не­достает листа.

Второй список пьесы хранится в Государственной библио­теке им. В.И. Ленина в Москве, в сборнике середины XVIII в., приобретенном библиотекой в 1963 г. у О.К. Русановой[5].

Нептун говорит об основании Петербурга и Кронштад­та, о молодом русском флоте, о победах на Каспийском море; Паллада (Минерва) радуется, что в России теперь процветают архитектура, оптика, механика медицина, изучается и звучит музыка; Марс сообщает о новом строении войска, которое по­бедами завоевало России всемирную славу.

Переход ко 2-й части пьесы – известию о смерти Петра и плачу о нем – построен в форме загадки-аллегории, кото­рую предлагает присутствующим появившееся на сцене Пре­дуведомление:

К плачущим присоединяются Персия, Польша и Шве­ция. Появляются Вечность и олицетворения добродетелей Петра: Благочестие, Мужество и Премудрость. Вечность гру­стит о смерти Петра и одновременно радуется, принимая в свои объятия умершего императора.

Что се есть?

Выцвел цвет в поли,

Быть еще нет воли,

Бежит к нему коса,

Сама весма боса;

Тотчас его скосило,

Сердце всем уныло.

Цвет бо когда упал,

Страх всем напал.

Об образованности и талантах Федора Журовского мож­но судить и по содержанию принадлежащих ему пьес. Они обнаруживают хорошее знание латинского языка, античной мифологии, политической обстановки своего времени, а так­же умение хорошо владеть силлабическим стихом.

Любопытно сопоставить пьесы Журовского с литературой того времени. Идеи, приводимые в пьесах и оценка деятель­ности Петра, которую дает в них автор, перекликаются с пу­блицистикой 20-х годов XVIII в. и с произведениями первых русских писателей – Ф. Прокоповича, В.К. Тредиаковского, а позднее М.В. Ломоносова.

Если мы вспомним Слово, сказанное Феофаном Прокопо­вичем на погребении Петра Великого, мы увидим, что оно раз­вивает те же самые мысли, которые высказаны в пьесах Журов­ского[8].

Почто весьма сиру мя оставил, любимый?

Кто мя, вселенну, тако иной царь прославит,

Кто толики походы во весь свет уставит?

Всюду тебе не могла сама надивиться!

Но уже Петр во мне днесь, Петр живым не зрится?

В элегии, как и в пьесе, появляются Паллада, Марс и Неп­тун. Каждый из них произносит надгробное слово, славящее заслуги умершего. Паллада призывает все науки оплакать с ней вместе покинувшего их императора – покровителя му­дрости, создателя нового просвещенного государства. Марс в отчаянии что умер такой славный воин. Горе Нептуна, как и в пьесе Журовского, заставляет бушевать океан:

Се под Нептуном моря страшно закипели,

Се купно с ветры волны громко заревели!

Стонет Океан, что уж драгого не стало

Любителя. Балтийско, что близко то стало

Несчастье при берегах. Каспийско же ныне

Больше всех, что однажды плавал по нем сильне.

Моря Балтийское и Каспийское упоминаются и у Журовского.

Если элегия, как считают комментаторы, написана в год смерти Петра, то вполне понятна ее перекличка с ораторской прозой и драматургией того времени. С последней ее роднит и силлабический стих с парной рифмой, близкий к стиху пьес Журовского.

В полях кровавых Марс страшился,

Свой меч в Петровых зря руках,

И с трепетом Нептун чудился,

Взирая на российский флаг.

Гремящие по всем концам земным победы,

И россов чрез весь свет торжествовавших следы,

Собрание наук, исправлены суды,

Пременное в реках течение воды,

Покрытый флотом понт, среди волн грады новы.

1Цит. по кн.: П.Н. Берков. К истории русского театра 1720-х го­дов, – ТОДРЛ, т. X, М.; Л. 1954.

2 См. Ф.-В. Берхгольц. Дневник камер-юнкера. М, 1858, ч III. 4 января 1723 г. С. 9.

3 Пьеса издана М.И. Соколовым: ЧОИДР, 1892, кн. 2.

5 ГБЛ, ф. 218, № 17, л. 117-153 об. Сборник представляет собой рукопись в 4°, на 205 листах (I-II+203 лл.; 203 пустой): переплет сбор­ника картонный, бумага с филигранями: литеры ВФ и СТ в волни­стых прямоугольниках. Бумага с этими филигранями выпускалась с 1765 по 1766 г. на Вологодской фабрике Турунтаевского.

6 С.А. Щеглова. Неизвестная драма о смерти Петра I. С. 381.

7 С.А. Щеглова. Неизвестная драма о смерти Петра I. С. 382.

8 См. Феофан Прокопович. Сочинения. Под ред. И.П. Еремина. М.; Л., 1961. С. 473.

9 См.: В. Тредиаковский, М. Ломоносов, А. Сумароков. Стихо­творения. Л., 1935 (Библиотека поэта. Малая серия) примеч. С. 243. (Далее ссылки на это издание даются в тексте).

Ольга Державина

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: " Русская беседа "

Владимир Путин, президент Франции Франсуа Олланд, канцлер Германии Ангела Меркель и президент Украины Петр Порошенко (слева направо)

Какие меры закрепили минские соглашения. Краткое содержание

Как исполнялись минские соглашения

По факту за семь лет сторонам после долгих переговоров удалось лишь добиться обмена насильно удерживаемых лиц (по факту пленных). ДНР и ЛНР, а также МИД России неоднократно обвиняли Киев в незаконном занятии населенных пунктов в буферной зоне и появлении там тяжелой техники.

Не были амнистированы участники событий 2014–2015 годов. И хотя Верховная рада приняла в 2015 году закон об особом статусе Донбасса, однако увязала вступление его в силу с проведением местных выборов. При этом в Киеве настаивали на том, что сначала должны восстановить контроль над границей, а уже потом проводить выборы. В Москве с этим категорически не соглашались.

В 2019 году участники Контактной группы приняли так называемую формулу Штайнмайера (по имени ее автора, главы МИД Германии Франка Штайнмайера), в соответствии с которой закон об особом статусе должен был вступить в силу после признания местных выборов в Донецкой и Луганской областях соответствующими стандартами ОБСЕ. Помимо этого, предполагалось вновь отвести вооруженные формирования на прежние позиции. Принятие этой поправки вызвало недовольство оппозиции в Киеве. Согласовать порядок проведения выборов сторонам так и не удалось.

Читайте также: