Энилэр хэм бэбилэр краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Цель данной научной работы: выявить актуальность проблем в произведениях Туфана Миннуллина, написанных для детей. Задачи:
1.Изучение биографии и творчества Туфана Миннуллина.
2.Знакомство с детскими произведениями Туфана Миннуллина.
3.Анализ детских произведений.

Содержание
Прикрепленные файлы: 1 файл

tufan-minnullin-detyam.docx

1. Биография и творчество Туфана Миннуллина.

2. Туфан Миннуллин + театр имени Г.Камала.

3. Звание и награды Туфана Миннуллина.

4. Туфан Миннуллин - детям.

  1. Изучение биографии и творчества Туфана Миннуллина.
  2. Знакомство с детскими произведениями Туфана Миннуллина.
  3. Анализ детских произведений.

Туфан Миннуллин родился 25 августа 1935 г. в деревне Большое Мереткозино Камско- Устьинского района Татарстана. После окончания в 1952 г. средней школы работает счетоводом, бухгалтером. В 1956-1961 г. Т.Миннуллин учится в Театральном училище им. М.С.Щепкина в Москве, после окончания которого работает актером в Мензелинском и Татарском академическом театрах. Затем в 1964-1967 г. работает на Казанской телестудии - редактором, в журнале 'Чаян' - литсотрудником. С 1968 г. он - профессиональный писатель. В 1975-1977 г. был слушателем Высших литературных курсов в Москве.

Однако в истории драматургии он, по всей вероятности, останется как автор ярких и вместе с тем глубоко лиричных драм "Без луны звезда нам светит" ("Ай булмаса йолдыз бар"), "Матери и дети" ("Энилэр хэм бэбилэр"), "Прощайте" ("Хушыгыз") и других. Туфан Миннуллин создал целую галерею неповторимых драматических образов, среди них Мадина ("Ай булмаса йолдыз бар").

Звания и награды

7 октября 2010 года в Казане прошел фестиваль драматурга Туфана Миннуллина. В рамках этого фестиваля были представлены произведения драматурга, поставленные в разные годы и разными театрами. Президент РТ Минтимер Шаймиев вручил орден "За заслуги перед Республикой Татарстан" драматургу Туфану Миннуллину 21 ноября в Татарском государственном академическом театре им. Г.Камала чествовали заслуженного деятеля искусств России, Татарстана и Башкортостана Туфана Миннуллина. Автору более полусотни пьес, вошедших в золотой фонд татарской драматургии, исполнилось 70 лет. С юбилеем его поздравили Президент Татарстана Минтимер Шаймиев, деятели культуры и искусства республики, коллеги, друзья. Минтимер Шаймиев вручил Туфану Миннуллину орден "За заслуги перед Республикой Татарстан", а также объявил о том, что драматург удостоен звания "Народный писатель Республики Татарстан". Минтимер Шаймиев, искренне поздравив юбиляра от имени многонационального народа республики, сказал: "Мы благодарны Туфану Миннуллину за пьесы со столь глубоким смыслом, которые проникают в душу человека, склоняем голову перед его талантом. Туфан Миннуллин стал в лучшем смысле этого слова "пленником" творческой стези. Оптимизм, стремление жить достойно в полном смысле этого слова пронизывают все произведения драматурга. Особенно ярко они выражены в образе Альмандара. Легендарный старик Альмандар вобрал в себя лучшие черты народа",- сказал Президент, добавив, что сам драматург всегда отличался искренностью и честностью. Вручая высокую награду, Минтимер Шаймиев подчеркнул, что первым из артистов республики ордена был удостоен Ильгам Шакиров, а среди писателей - Туфан Миннуллин. А звание "Народный писатель Татарстана" было учреждено по инициативе Туфана Миннуллина в те годы, когда драматург являлся председателем правления Союза писателей республики, напомнил Минтимер Шаймиев. На юбилейном вечере артисты ТГАТ им. Г.Камала представили эпизоды из спектаклей по пьесам Туфана Миннуллина. На концерте выступили также народный артист РСФСР Ильгам Шакиров, народная артистка РФ Зиля Сунгатуллина, певец и писатель Зульфат Хаким, ансамбль танца "Казань".

Туфан Миннуллин – детям.

Анализ детских произведений Туфана Миннуллина.

Темлетамак - деревенская кошка. Красивая, хитрая, но очень ленивая. Она даже не хочет ловить мышей. Её заветная мечта: жить в городе. Для того, чтобы жить припеваючи, надо найти хорошего хозяина. Чтобы достичь своей цели она путём обмана заманивает Акбая в город, но как только по пути встречают волка, Темлетамак, испугавшись, быстро залезает на дерево, забыв про друга. Предав дружбу, судьба наказала её. Она так и не нашла себе хозяина и связалась с бродячими кошками и бродяжничала с ними.

По моему мнению, Т.Миннуллин в образе Темлетамак раскрыл некоторые черты ленивых людей. Испугавшись трудных жизненных условий в деревни, они мечтают жить в городе. Находя тысячи причин в своё оправдание, надеясь на свою хитрость, они стремятся к своей цели. Иногда терпят полный крах в своих надеждах. Не приспособленные к жизни, они находят себе подобных, перенимают все худшие их стороны и катятся вниз по жизненной дороге.

Сколько бы, не обижал Темлетамак Акбая, всё равно он скучает по ней и посылает своего друга за ней, а Темлетамак не оправдывает его надежды. Врет, говорит, что она одна вернулась в деревню. Таким образом, подводит всех, кто ему помогает.

Как и в предыдущих пьесах, сцена происходит в деревенском дворе. Акбай, как обычно, занимается своими делами. Во дворе появляется Ягнёнок и начинает бодаться, а Акбай даже не ругает его. Он шутливо называет его Бараном, а Ягнёнок этому даже рад.

Он хочет показать свою силу, поэтому бодает всех подряд, но только Темлетамак не хочет играть с ним и очень сильно его царапает.

Ягнёнок сразу же убегает ябедничать своей мамочке, хотя сам был виноватым. Овца вместо того чтобы ругать сыночка, наоборот защищает его и разрешает ему бодать себя.

В образе овцы Т.Миннуллин раскрыл проблемы с воспитанием детей. Не получив должного внимания в вопросах воспитания с детства, не получив знание родного языка, ребенок перенимает все отрицательные качества нашего общества.

Кто же это Акбай? Это - трудолюбивый, добрый, умный деревенский пёс. Его все любят, а враги уважают. По моему мнению, этот персонаж, который воплотил все лучшие качества. Все эти качества должны быть присущи юношам и мужчинам.

Анализируя произведения Т.Миннуллина, можно сделать такой вывод:

  • Детям прививать такие качества, как человечность, милосердие, трудолюбие, искренность. Ведь в нашей жизни как их не хватает!
  • Мы должны сохранить свой родной язык, свои традиции, передавать свое знание молодому поколению.

Одна из интереснейших пьес Т.Миннуллина, написанная для детей - ”Керле идёт в школу”. Главные герои пьесы: Дию, Керле, Шурале и Баба-Яга. Сочиняя эту пьесу, автор опирался на татарское устное народное творчество. Их люди сами придумали злыми и страшными.

Время идёт, люди становятся умнее их. Вот поэтому они никому не интересны. Дию хочет привлечь к себе внимание, и не знает, что надо для этого сделать? Керле умнее его. Он предлагает ему сбрить бороду, переодеться как люди и идти в школу, учиться, а потом совершать злодеяние ещё хуже.

Анализируя произведения Т.Миннуллина, можно сделать такой вывод:

  • Детям прививать такие качества, как человечность, милосердие, трудолюбие, искренность. Ведь в нашей жизни как их не хватает!
  • Мы должны сохранить свой родной язык, свои традиции, передавать свое знание молодому поколению.

Туфан Миннуллин в своих произведениях раскрывает многие важные проблемы. В любые времена эти вопросы всегда актуальны.

К сожалению, Т. Миннуллин не смог продолжить свою писательскую деятельность – в 2012 году он скончался. В памяти нашей он останется любимым писателем. Он навсегда останется в нашей памяти, и мы с любовью будем читать его замечательные произведения, и будем рассказывать их нашим детям.


События происходят в родильном доме. Кадрия Гатауллина исполнила роль Гульфины апы - матери 12 детей, Талия Яруллина - роль красавицы Валентины, семь лет ждавшей счастья материнства, Фирдания Шайхутдинова – роль Алтынчеч, Гульшат Габдуллина - роль Дилеммы, не захотевшей забирать из роддома своего малыша. Всем им удалось создать убедительные образы. Помогло и песенное исполнение Алтынчэч.

Спектакль поднимает злободневные проблемы сегодняшнего общества. Одна из них – нежелание матери воспитывать своего ребенка. В средствах массовой информации часто пишут об оставленных, где попало новорожденных. Вот эту тему с большим мастерством и раскрыли артисты. Мысли и раздумья, диалог вышедших на сцену после окончания основной части спектакля женщины, которая не может иметь детей, и Дилеммы заставляют задуматься.

Постановщик - Таслима Аскарова, музыкальное сопровождение - Рамис Зиннтуллин, Гульзада Булатова и Венера Хабибуллина.

Туфан Габдулла улы Миңнуллин — күренекле татар драматургы, язучы, публицист, җәмәгать эшлеклесе, сәясәтче, Дамир Сираҗиев премиясе, Муса Җәлил премиясе, Г. Тукай исемендәге дәүләт премиясе лауреаты. Ул 1984 нче елда "Әниләр һәм бәбиләр" драмасын яза. Әлеге драма сәхнәдән төшми. Аны күренекле театрлар да, үзешчәннәр дә сәхнәләштереп күрсәтәләр.
Дусларым, мин сезгә драманың эчтәлеген үзешчән артистлар сәхнәләштергән спектакль аша сөйләп бирергә телим.
Вакыйгалар Казан шәһәрендәге бала табу йортында бара. Бер палатада 4 ана ята: Гөлфинә апа, Алтынчәч, Валентина, Дилемма.

Туфан Миңнуллин

Туфан Миңнуллин

Туфан Миңнуллин


Гөлфинә апа - авылдан килгән 12 бала анасы. Алтынчәч, Валентина, Дилемма - 1 нче баласын табучы хатын-кызлар.

Туфан Миңнуллин


Дилемма үз баласын алудан баш тарта. Аны палатадагы аналар да, палатаның врачы да үгетләп карыйлар, ләкин ул баласын алырга теләми.

Туфан Миңнуллин

Туфан Миңнуллин

Туфан Миңнуллин

Туфан Миңнуллин


Аның баласын бала табы алмый торган хатын-кыз алырга теләгәч, врачлар аңа каршы киләләр. Баланың әбиләрен чакырып сөйләшәләр.

Туфан Миңнуллин

Туфан Миңнуллин

Туфан Миңнуллин

Туфан Миңнуллин


Әлеге палатадагы 3 ана дуслашып - туганлашып бетәләр. Алтынчәч исемлесе калганнарга бишек
җыры өйрәтә.

Туфан Миңнуллин


Әнисе баш тарткан бала артыннан әбисе һәм әтисе килә. Палата врачы белән, больницаның баш врачы моңа бик сөенәләр.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели: воспитание семейных ценностей

формирование ответственности молодежи в семейных отношениях

МАМА…Священное слово и высокое звание. Быть матерью- большая радость, огромное счастье. Мама подарила нам жизнь, баюкала под колыбельные песни ,радовалась нашей первой улыбке, научила любить родной язык, народ, родину. Всем мы обязаны ей- маме…

Окунемся в прекрасный мир колыбельной песни, ведь известно, что мы ее слышали, когда, еще не родившиеся, бились под сердцем своих матерей.

ЗВУ ЧИТ КОЛЫБЕЛЬНАЯ (отрывок)

Для каждой матери именно ее ребенок - самый лучший, ради него она готова пойти в огонь и в воду, на него возлагает самые лучшие свои надежды. В ее мечтах именно ее ребенок – самый красивый, самый умный, самый счастливый. Но, к сожалению, это не всегда так…

БЕСЕДА. Всем понятно содержание отрывка?

Что же получается:9 месяцев носить ребенка под сердцем, а ,родив его, потом от него отказаться. В чем причина такого поступка?

-Эгоизм. В этой семье полный достаток , а вот ребенок, живой и здоровый, не нужен!

Число детей-отказников растет и растет. В чем причина этого явления?

-Отсутствие в семье должного воспитания.

Какова дальнейшая судьба такого малыша?

-Детский дом. В лучшем случае- другая семья.

3. Кто же они- воспитанники детских домов и интернатов?

-Беспристрастные цифры неумолимой статистики:

40% из них- впоследствии наркоманы или алкоголики

40% ведут преступный образ жизни

10% самоубийцы и только!

10 % ведут нормальный образ жизни.

На сегодняшний день только в Приволжском федеральном округе насчитывается 650 детских домов и школ-интернатов, где воспитывается около 125 тысяч детей.

А ,может ,не стоит сгущать краски? Быть может ,не так уж все и плохо? Крыша над головой, еда, одежда, обучение- все есть.

4.ВИДЕОИНТЕРВЬЮ. Этой женщине 75 лет, она тоже сирота, сирота военного времени.

С каким чувством она живет всю свою жизнь, и с каким чувством покинет мир?

-Чувство сиротства. Это чувство с ней НАВСЕГДА, несмотря на кажущееся благополучие.

5.Но вернемся к героине спектакля. Как называют в народе, родивших и бросивших своих малышей?

Как, по-вашему, в дальнейшем может сложиться ее жизнь?

-Она опомнится, но будет уже слишком поздно. Ребенка она вернуть не сможет. Будет несчастным человеком.

5.ЗНАЧИТ, быть матерью- не только большая радость, великое счастье, но и огромная ответственность. Ребята! Многие из вас уже считают себя взрослыми, адекватно оценивают свои поступки и решения. Пройдет не так много времени, и вы задумаетесь о создании собственной семьи. Хочется. чтобы все это пришло к вам в нужное время, в нужный час: успешная сдача ЕГЭ, учеба в вузе, любимая работа, узы Гименея и…рождение желанного первенца. От здоровья каждой вашей семьи зависит здоровье общества, сила и мощь государства в целом. Вот один из примеров, где все и вся ЖДАЛИ появления на свет малыша.

ВИДЕОСЮЖЕТ-история молодой счастливой семьи.

И сама я горжусь своими детьми, рада, что все у них хорошо, поэтому ощущаю себя очень счастливым человеком, счастливой Матерью.

Спектакль поднимает злободневные проблемы сегодняшнего общества. Одна из них – нежелание матери воспитывать своего ребенка. В средствах массовой информации часто пишут об оставленных где попало новорожденных. Вот эту тему с большим мастерством и раскрыли артисты. Мысли и раздумья, диалог вышедших на сцену после окончания основной части спектакля женщины, которая не может иметь детей, и Дилеммы заставляют задуматься.

Режиссер спектакля преподаватель Казанского государственного института культуры и искусств, заслуженный деятель искусств РТ Раушан Шариф. Балетмейстер Эльвира Аюпова еще больше оживила спектакль, включив в него элементы танца. В танцах участвует и уроженец деревни Старые Тинчали, студент ветеринарного техникума Ирек Гайнутдинов. Спектакль понравился, артистам аплодировали долго, завалили цветами. Большую часть репертуара составляют комедии, но этот спектакль наглядно показал, что артисты могут играть и драматические произведения. Учительница татарского языка и литературы школы имени Р. З. Сагдеева Гульнур Айзетуллова, которая не пропускает ни одного спектакля, от имени зрителей поблагодарила артистов за хорошую игру, подарила свою книгу и стихи.

Читайте также: