Использование знаково символических средств в начальной школе

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Шанина Галина Викторовна

Организация: МБОУ СОЩ с. Красное

Населенный пункт: Липецкая область, с. Красное

В современном мире человек живет в потоке постоянно изменяющейся информации. Чтобы качественно понять и оценить поступающую информацию, необходимо обладать определённым набором навыков и умений.

В соответствии с требованиями ФГОС особое место среди универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.

В наше время, где преобладает телевидение, компьютеры и видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Итак, возникает противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас поток разнообразной информации, а с другой стороны, дети мало читают и не обладают читательской грамотностью.

Начальная школа ставит перед собой первоочередную задачу – сформировать у детей читательскую грамотность, так как высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности ребенка к дальнейшему обучению.

Как найти наиболее эффективные приемы и методы формирования у младших школьников читательской грамотности, как повысить интерес и качество чтения? Я думаю, что эти проблемы волнуют каждого современного учителя.

Я для себя нашла рациональный способ повысить читательскую грамотность моих учеников. На своих уроках я применяю различные приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Чем именно привлекла меня ТРКМ ЧП? Первое, чему она учит детей, не доверять полученной информации, а тщательным образом проверять ее. Разнообразные методы данной технологии имеют очень простой и наглядный механизм, они хорошо сочетаются с любой другой технологией, их можно использовать в полном объеме или частично, на всех этапах урока или на отдельном этапе. Еще одним преимуществом данных приемов считаю наличие специальных знаков и символов для работы с текстом. Для младших школьников это особенно ценно, так как позволяет детям практически сразу увидеть результат своей работы на уроке.

ТРКМ имеет очень простую модель урока: стадия вызова, стадия осмысления и стадия рефлексии. Для каждого этапа урока есть свои приемы. Давайте рассмотрим некоторые приемы работы и их эффективность в формировании читательской грамотности.

Чем привлекает меня этот прием?

№ п/п

Вопросы (утверждения):

Верите ли вы, что…

До

После

Следующая стадия урока – осмысление. Так как формирование критического мышления у школьников основано на универсальном умении работать с информацией (находить, отбирать, анализировать информацию, оценивать ее достоверность и т. д.), то на этой стадии учитель предлагает обучающимся активные методы чтения. Дети читают текст, ведут записи по мере осмысления новой информации, отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом.

Познакомимся с приемами активного чтения.

Благодаря этой таблице путь от старого знания к новому становится более наглядным и понятным.

И, наконец, заключительная стадия урока – рефлексия, которая является наиболее значимым этапом, т. к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации. Учащиеся выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Это самая сложная, на мой взгляд, стадия, так как большинство младших школьников не имеют богатого словарного запаса. Поэтому я иногда облегчаю им задачу таким образом: предлагаю слова для справок, или организую работу так, чтобы дети смогли найти нужные слова, например, в составленном кластере, или даю информацию в готовом виде и предлагаю найти ошибки.

В заключении хочу отметить, что эффективность данной работы, прежде всего, зависит от педагога, задача которого сформировать читательскую грамотность у обучающихся, оставаясь организатором учебной деятельности и соучастником этого процесса.


ФОРМИРОВАНИЕ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ УМЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Все 90-е годы ХХ века и начало нового XXI века стали периодом сменявших друг друга реформ. Основными их направлениями стали:

совершенствование нормативно-правовой базы образования;

децентрализация управления системой образования на основе расширения полномочий регионов и образовательных учреждений;

расширение прав и полномочий обучающихся, воспитанников и родителей в управлении образовательным процессом, придание управлению образованием государственно-общественного характера;

обновление содержания образования;

повышение вариативности содержания образования, предоставление возможности выбора программ образования обучающимся, педагогам, родителям;

диверсификация сети учреждений, создание новых типов и видов образовательных учреждений, в том числе фермерских школ, лицеев, гимназий, колледжей;

разработка государственных образовательных стандартов.

Обновление содержания образования стало важнейшей задачей развития российской системы образования в рассматриваемый период. Реализация принципа приоритета интересов человеческой личности, установка на создание максимально благоприятных условий для её развития предполагали индивидуализацию обучения, введение вариативных программ учебников, разнообразных курсов по выбору.

Одним из направлений научно-исследовательской деятельности данной образовательной организации является расширение практической направленности обучения за счёт овладения различными способами работы с информацией. Человек работает с информацией не протяжении всей жизни. Однако нередки случаи, когда обилие информации вводит в заблуждение, и без её качественной обработки нарушается её понимание. В целях решения данной проблемы предлагается провести исследование в целях формирования у учащихся умения использовать знаково-символические средства представления информации.

Актуальность данной темы обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), который диктует переход от освоения отдельных дисциплин к надпредметному изучению, позволяющему школьнику самостоятельно организовывать собственную деятельность по решению задач и проблем [11].

Современные дети растут и развиваются как в материальном мире, наполненном реальными вещами, так и в мире знаков и символов, то есть заместителями реальных предметов. В совместной жизни со взрослыми ребёнок учится понимать знаки, пользоваться различными знаковыми системами. Так, играя реальными предметами, использующимися в качестве игрушек, а также, используя сами игрушки, часто являющиеся копиями реальных предметов, ребёнок приобретает социальный опыт. Здесь знак (предмет, выступающий заместителем другого предмета), роль которого выполняют игрушки и реальные предметы, становится средством социализации ребёнка. С помощью знаков он усваивает культурное знание, в том числе и культурные формы поведения. Основным содержанием этих форм являются знаковые процессы, которые становятся существенным фактором становления психики ребёнка [7].

Для полноценного ориентирования в мире знаков и символов необходимо овладение познавательными универсальными учебными действиями. Соответственно точке зрения Н. Ф. Талызиной они формируют систему способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Среди познавательных универсальных учебных действий особое место занимают знаково-символические действия [9]. Современному человеку, живущему в мире символов и знаков (математических формул и человеческой речи, музыки, балета, языка жестов и танца), для гармоничного развития его личности необходимо овладеть именно знаково-символическими универсальными учебными действиями, позволяющими установить взаимосвязь реальности и мира символов.

Семиотика – наука о знаках – располагает различными знаково-символическими средствами. Основатель семиотики Ч. Пирс предложил классификацию знаков, которая до сих пор считается общепризнанной и наиболее полной. Основание этой классификации – взаимоотношение знака и его объекта. Это отношение служит основой для выделения трёх базовых в семиотике типов знаков: знаки-иконы, знаки-индексы и знаки-символы. Иконические знаки: фотографии, рисунки – наиболее точно копируют изображаемый объект. К примеру, с помощью них на уроках обучения грамоте проводится звуковая работа [7].

Одной из наиболее распространённых психологических классификаций знаков является классификация семантического типа М. В. Гамезо (1975), в основу которой положены: а) предметная отнесенность и б) уровень переработки знаковой информации. Соответственно этим критериям выделены виды знаков:

знаки-признаки или иконические знаки, для которых характерна первичность передаваемой информации, т.е. почти фотографически точное воспроизведение объектов;

дискретные условные знаки (дорожные, географические, топографические внемасштабные);

проекционные знаки - передают пространственные характеристики;

комбинаторные знаки - символический язык науки. Они наиболее подвижны, обладают свойством комбинации, достаточно гибки для возможного соединения.

В педагогической практике вопросы применения различных знаков и символов в процессе обучения нашли отражение в исследованиях В. В. Давыдов, Н. Г. Салмина, А. С. Турчин, Н. А. Фролова, Г. И. Щукина и др. Данные исследования характеризуют широкий спектр применения знаков и символов в различном предметном содержании школьной программы и дают представление о больших возможностях такого способа предъявления информации (воздействие на субъектный характер взаимодействия, возможность самостоятельного оперирования в образовательной деятельности, образность восприятия, структурность, свёрнутость и компактность представляемой информации и др.) в процессе обучения учащихся [5].

Л. С. Выготский утверждает, что важная роль в формировании знаково-символической деятельности отводится речи. Указывая на роль слова в развитии ребёнка, учёный отмечал, что называние предмета словом не есть одномоментное открытие того, что каждая вещь имеет своё название; здесь происходит усвоение новых способов оперирования вещами, в том числе с помощью их называния [3].

А. Г. Асмолов рассматривает знаково-символические универсальные учебные действия (УУД) как совокупность следующих действий: моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта) и преобразование модели с целью выделения общих законов, определяющих данную предметную область [1]. В начальной школе основным показателем развития знаково-символических УУД является овладение моделированием. Согласно В. В. Давыдову, моделирование – это высший уровень функционирования знаково-символических средств в различных видах деятельности (учебной и научной). Модель как центральный элемент деятельности моделирования должна обязательно фиксировать, выделять непосредственно не наблюдаемые, внутренние, существенные отношения замещаемого объекта. Главное же требование к модели – она должна давать новую информацию об исследуемом объекте. Именно поэтому моделирование как метод научного познания выступает эффективным и достоверным средством научного познания реальности [4].

Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что процесс моделирования разделён на несколько этапов: выбор (построение) модели, работа с моделью и переход к реальности. Аналогичные этапы (компоненты) входят в состав учебного моделирования:

предварительный анализ текста задачи;

перевод текста на знаково-символический язык, который может осуществляться вещественными или графическими средствами;

работа с моделью;

соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью (с текстами) [8].

Теоретический аспект учебного моделирования берёт своё начало в работах З. Д. Гольдина, В. В. Давыдова. Научно обосновал данную теорию П. Я. Гальперин.

В концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В. Давыдова моделирование включено в учебную деятельность как одно из действий, которое должно быть сформировано уже к концу начальной школы [2]. Соответственно, формирование этого действия начинается уже в первом классе при обучении на разных учебных дисциплинах.

Как утверждают психологи, даже учебная модель может помочь первокласснику делать субъективные открытия при освоении теоретических знаний. Однако этого можно достичь только в том случае, если на уроке организована деятельность по построению моделей, причём модель должна строиться учащимися самостоятельно. Таким образом, работа над моделью должна быть запланирована вне учебника – в учебнике-тетради, на интерактивной доске в целях повышения эффективности применения моделей в практике обучения первоклассников.

Список литературы:

Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. В. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. В. Молчанов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.

Воронцов, А. Б. Сборник примерных программ для начальной общеобразовательной школы [Текст] / А. Б. Воронцов. – 3-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. – 384 с.

Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: АСТ, 2008. – 480 с.

Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения [Текст] / В. В. Давыдов. – М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.

Нестеренко, Л. Г. Применение знаково-символических систем при обучении учащихся с нарушением зрения [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 3-5.

Салмина, Н. Г. Знак и символ в обучении [Текст] / Н. Г. Салмина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. – 288 с.

Сильченкова, Л. С. Знаково-символическая деятельность первоклассников в период обучения грамоте [Текст] / Л. С. Сильченкова // Начальная школа плюс до и после. - 2013. - № 11. - С. 83-87.

Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников [Текст] / Н. Ф. Талызина. - М.: Педагогика, 2001. – С.175.

Турчин, А. С. Акмепсихология развития субъекта образования в деятельности со знаково-символическими средствами [Текст] / А. С. Турчин. – М.: Кострома, 2011. – 318 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2016. – 47 с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описываются приемы формирования знаково-символических универсальных учебных действий у младших школьников.

Формирование знаково-символических универсальных учебных действий у младших школьников

Среди познавательных универсальных учебных действий особое место занимают знаково-символические действия.

К знаково-символическим действиям относят такие умения, как кодирование и декодирование информации, умение использовать наглядные модели, чертежи и схемы, и другое. Для формирования знаково-символических универсальных учебных действий в качестве метода обучения может быть использован метод моделирования.

Знаково-символические универсальные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала и выполняют следующие функции:

кодирование — передача и прием информации;

схематизация — использование знаково-символических средств, выполняющие функции отображения учебного материала;

моделирование − выделение и отображение существенных признаков объекта с помощью оперирования знаково-символическими средствами.

По мнению отечествен­ного психолога Л. С. Выготского, овладение новыми средствами (то есть знаками, символами) переводит детей на более высокий уровень интеллектуального развития, но достигнуто это может быть при условии, когда знаково-символическая система используется в школе в единой системе при изучении всех пред­метов.

Широкое использование знаково-символических средств направлено на оптимизацию процесса обучения. В частности, использование знаков позволяет отражать учебную информацию в более удобном и легко воспринимаемом виде.

Применение схематизации (моделирования) в процессе решения текстовых задач как способа подачи информации позволяет активно и целенаправленно формировать умение оперировать знаково-символическими средствами, развивать образный компонент мыслительной деятельности учащихся.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Знаково-символические учебные универсальные действия Подготовила Терещенко Ю.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Знаково-символические учебные универсальные действия Подготовила Терещенко Ю.

Знаково-символические учебные универсальные действия Подготовила Терещенко Ю. Н. учитель начальных классов МОШ I-III ступеней № 49

Среди метапредметных навыков особое место занимают знаково-символические дей.

Среди метапредметных навыков особое место занимают знаково-символические действия.

Современный человек живёт в мире символов и знаков: математических формул чел.

Современный человек живёт в мире символов и знаков: математических формул человеческой речи музыки балета языка жестов танца и др.

Для гармоничного развития личности необходимо овладеть именно знаково-символ.

Для гармоничного развития личности необходимо овладеть именно знаково-символическими метапредметными навыками, позволяющими установить взаимосвязь реальности и мира символов.

Функции знаково-символических действий Отображение учебного материала Выделен.

Функции знаково-символических действий Отображение учебного материала Выделение существенного Отрыв от конкретных ситуативных значений Формирование обобщенных знаний

Виды знаково-символической деятельности: Замещение – функциональное воспроизв.

Для формирования знаково-символических метапредметных навыков в качестве мет.

Для формирования знаково-символических метапредметных навыков в качестве метода обучения используют метод моделирования


Этапы учебного моделирования 1) предварительный анализ текста задачи; 2) пере.

Этапы учебного моделирования 1) предварительный анализ текста задачи; 2) перевод текста на знаково-символический язык, который может осуществляться вещественными или графическими средствами; 3) построение модели; 4) работа с моделью; 5) соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью (с текстами).





Реши примеры










Примеры использования знаково-символических средств, моделей на уроках информ.

Примеры использования знаково-символических средств, моделей на уроках информатики: 1. алгоритмы (блок-схемы) 2. кодирование/декодирование информации 3. информационные и компьютерные модели 4. круги Эйлера 5. таблицы истинности 6. условные знаки 7. таблицы 8. схемы 9. диаграммы






Применение метода моделирования позволит сформировать у обучающихся умения да.

Применение метода моделирования позволит сформировать у обучающихся умения давать характеристики объектов по одному или нескольким признакам; выявлять сходство и различия объектов; выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах; классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени; выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения; преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью; моделировать различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели), с учетом их специфики (природный, математический, художественный и др.); исследовать собственные нестандартные способы решения; преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.

Читайте также: