Использование компьютеров в школе за и против

Обновлено: 04.07.2024

Стремительное развитие телекоммуникационных технологий, глобальная информатизация как факторы, которые создают новые условия для сферы образования. Использование компьютера в учебных целях - причина значительных изменений в деятельности учащегося.

Рубрика Педагогика
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 03.05.2019
Размер файла 236,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Компьютеризация образования сейчас неотъемлемая часть в образовании. Поскольку компьютер в учебном процессе может быть как объектом, так и средством изучения. Есть два направления в таком образовании: первое направление это усвоение знаний, умений и навыков, все это способствует осознание возможностей компьютера, его использования при решении разнообразных задач, что ведет к освоению компьютера. Во втором случае компьютер оказывается средством эффективности самого процесса образования. Важно, что не сам компьютер диктует методы, формы и содержание обучения, но сам он включается в программы обучения, обеспечивая организацию учебной деятельности на современном уровне. Сама тема о компьютеризации образования будет всегда актуальна, поскольку в это время компьютер в жизни человека стал важной частью, он обучает и помогает развиваться в любых направлениях.

Цель: изучить отношение различных категорий учащихся в процессе нового образования (ученики, учителя, родители).

- Рассмотреть и определить сущность и функции процесса образования;

- Компьютеризация образования как одно из главных проектов;

- Составить анкету и провести опрос мнения участников образовательного процесса относительно темы;

- Проанализировать результаты опроса и выявить положительные и отрицательные стороны компьютеризации образования.

Гипотеза: Я предполагаю, что мнения о компьютеризации образования положительные, несмотря на некие недостатки.

Метод исследования заключался в определение плюсов и минусов компьютеризации среди респондентов с помощью анкетирования. Ценность исследование было, понять, удобно ли людям работать с компьютерами, в том числе и с электронным образованием.

Стремительное развитие телекоммуникационных технологий, глобальная информатизация, формирование информационной среды обитания и жизнедеятельности человека создают принципиально новые условия для сферы образования.

Современное общество и образование немыслимо уже без широкого применения информационных технологий, в первую очередь, компьютерных. Новейшие технические средства превращаются в обязательное условие учебного процесса, повышая информативность, интенсивность и результативность обучения.

2. Компьютеризация образования (современные проблемы и перспективы развития)

Информационные технологии играют сегодня весьма существенную роль в организации учебно-воспитательного процесса во всем мире. Предполагается, что дальнейшее повсеместное внедрение технических средств в образовательную программу, совершенствование микроэлектроники и обогащение возможностей ее использования, кроме расширения границ индивидуализированного обучения, будет способствовать более эффективному развитию познавательной активности обучаемых.

В современных развитых странах техническое оснащение школ микроэлектронной техникой находится на довольно высоком уровне и продолжает расти быстрыми темпами.

В последние время вопросы информатизации и компьютеризации образования привлекают все большее число исследователей, высказывающих порой противоположные мнения на этот счет. Ряд ученых полагает, что информационная революция, коренным образом меняя все сферы жизни современного общества, выступает при этом эффективным средством развития мыслительных способностей учащихся. С одной стороны, использование информационных технологии? в определённой степени способствует увеличению доступности образования, однако многие исследователи (М.А. Добрынин, С.Н. Сухои?, З.В. Возгова и др.), давая оценку получившему сейчас широкое распространение дистанционному образованию, считают, что программы его чаще нацелены на организацию максимально широкого доступа к обучению с весьма нечеткими требованиями к качественному аспекту. Создавая, с однои? стороны, благоприятные условия в сфере обогащения научно-методических средств индивидуального усвоения и всестороннего изучения материала, компьютерная версия практикума, с другой стороны, не способна в полнои? мере заменить лабораторный практикум с реальными приборами, возможностью собственноручно изменять условия эксперимента, а затем получать конечныи? результат после проведенных измерении?. Однако именно эксперимент является основой естественно-научного познания.

3. Положительные и отрицательные стороны компьютеризации образования

При компьютеризации образования возникают проблемы: дидактические, методические, информационные, профессиональные и организационные, каждая из которых, в свою очередь, предполагает решение соответствующих теоретических и практических задач, что требует специальных исследований с привлечением педагогов, программистов, специалистов в области информационных технологий, дизайнеров и многих других. Использование компьютера в учебных целях вносит значительные изменения в деятельность учащегося. Он освобождается от необходимости выполнения рутинных операций; имеет возможность, не обращаясь к педагогу, получить требуемую информацию; избавляется от страха допустить ошибку; получает возможность приобщения к исследовательской работе. Компьютеры и программные средства в образовании используются в качестве: средства обучения, повышающего эффективность и качество процесса преподавания; инструмента познания окружающего мира и самопознания; средства развития личности обучаемого. Но все же, несмотря на выше описанные недостатки, компьютерные технологии скорректировали и принесли немало возможности для самореализации и творческой деятельности людям

4. Эффективность внедрения информационных технологий

информатизация учебный компьютер

Для того чтобы выяснить, какие есть минусы и плюсы компьютеризации образования, мы решили провести опрос среди: учащихся, родителей, учеников и учителей нашей школы. Опрос проводился посредством анкетирования. Респондентам были заданы анкетированные вопросы на тему компьютеризации образования. Анкета состояла из 10 вопросов, из них 7 вопросов закрытого типа и 3 открытого типа.

Первый вопрос определяет социальный статус вопрошаемого.

Второй вопрос определяет, знакомы ли вы с Московской электронной школой.

Третий вопрос закрытого типа определяет: используется ли компьютер респондентом в учебных или рабочих целях. Предлагалось выбрать любой вариант ответа из предложенных.

Четвертый вопрос об электронном сценарии урока: помогает ли сценарий урока в электронном виде усвоению информации?

Шестой вопрос определяет сколько, часов люди сидят за компьютерами.

Седьмой вопрос заключался в выборе программ для представления в электронном виде собственной текстовой информации. Благодаря этому вопросу, мы сможем определить, и понять какие программы люди чаще всего используют в повседневной жизни.

Восьмой вопрос определяет: Насколько важно использование электронных приборов в учебных целях.

Девятый вопрос открытого типа выявляет мнение респондентов о плюсах компьютеризации образования.

Десятый вопрос открытого типа предполагает выявление общее мнение вопрошаемого, о существенных минусах электронного образования.

Анкетированием, мы сможем выявить мнение указанных категорий людей удобно и комфортно ли им работать и обучаться по компьютерам. Создавая анкету и проводя по ней опрос, я задавалась целью выявить положительные и отрицательные стороны компьютерного образования, а так же оценить значимость МЭШ в сегодняшнем школьном образовательном процессе.

5. Анализ результатов анкетирования

В ноябре 2018 года я провела опрос учащихся школы, учеников, учителей и родителей нашего района. В нем приняли участие 50 человек: из них 20 родителей, 10 учителей, 20 учеников(10-11 классов).

На вопрос удовлетворены ли вы электронным образованием (МЭШ), 90% респондентов ответили, что их вполне удовлетворяет МЭШ, 10% опрошенных не удовлетворены электронным образованием, что и показывает нам приводимая диаграмма.

На третий вопрос, используете ли вы компьютер в рабочих/учебных целях, Респонденты ответили, что они используют компьютер на 82% . Другие же 14% ответили: не часто, то есть редко либо вообще не используют.

В шестом вопросе, сколько часов в день вы проводите за компьютером, респонденты написали, что чаще всего они проводят время за компьютером от 2 до 6 часов.

На девятый вопрос открытого типа, в чем плюсы, большинство респондентов 66% ответили, что это быстрота нахождения информации, и ее доступность в интернете, расширение кругозора, а 12% что бумажную литературу можно заменить компьютером, 22% за дистанционное образование, по их мнению, это очень удобно.

Быстрота нахождения нужной информации, ее доступность, расширение кругозора.

Замена бумажной литературы компьютером

В десятом вопросе предлагалось ответить, в чем минусы компьютеризации образования. По мнению респондентов, минусы заключались в том, что при контакте с электронным носителем у людей ухудшалось здоровье, то есть портилось зрение, поднималось давление, некоторые утверждают, что обучение на компьютерах меньше всего усваиваются в памяти. К минусам отнесли, и тот факт, что носители иногда имеют свойство зависать и не работать-ломаться, у людей гаджеты могут вызывать зависимость.

1. Ухудшение здоровья (поднималось давление, портилось зрение)

2. Обучение на компьютерах не усваивается в памяти

3. Носители имеют свойство ломаться

4. Вызывает зависимость

Обобщая результаты, можно утверждать, что, несмотря на некие минусы, людям вполне нравиться использование компьютеров в рабочих и учебных целях.

На основании проведенного социологического опроса: выявления положительных и отрицательных сторон компьютеризации образования, а также теоретического осмысления компьютеризации (информатизации) социальной жизни можно сделать следующие заключения.

1. Процесс компьютеризации является неотъемлемой чертой современной жизни. Он вошел в повседневную практику социальных отношений, так же как когда то вошла в неё технология печати или передача информации по проводам (телеграф, телефон).

2. Так же как когда то в школах учебник стал заменять живое слово учителя, так же теперь компьютер заменяет учителя, или делает учителя одновременно доступным миллионной аудитории.

3. Современное общество называют информационным, это означает, что информация является его главной социальной ценностью. Семья и школа с самого детства призваны давать первые необходимые навыки в освоении информационных ресурсов.

4. Проведенный социологический опрос в достаточной степени демонстрирует понимание учителями, родителями и учащимися необходимость компьютеризации образования, и как составную часть компьютеризации внедрение в образовательный процесс электронной школы (МЭШ).

5. В то же время как указано в недостатках компьютеризации образования возникают проблемы: дидактические, методические, информационные, профессиональные и организационные. Каждая из этих проблем требует дополнительного исследования, однако в целом их можно характеризовать как проблемы недостатка живого общения в процессе образования между учеником и учителем.

6. Так же среди недостатков компьютеризации отмечалось причинение вреда здоровью при не соблюдения необходимых гигиенических требований в работе с компьютером.

Ещё в заключении следует сказать, что компьютеризация образования должна осваиваться творчески. Учителя, родители должны внимательно отслеживать все предлагаемые школьникам образовательные ресурсы. Уметь на практике применять традиционные формы образования и современные компьютерные формы, ставить необходимые защитные программы на используемые гаджеты.

1. Аленичева Е., Монастырев Н. Электронный? учебник (проблемы создания и оценки качества) // Высшее образование в России. - 2001. - No 1. - С. 121-123.

2. Беляева, А.П. Методология и теория профессиональной педагогики/А.П. Беляева. - СПб.: Речь, 1999. - 155 с.

3. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика/С.М. Вишнякова. - М.: Речь, 1999. - 197 с.

Подобные документы

Использование средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества. Компьютеризация школьного образования. Обучающие программы. Глобальная компьютерная сеть Интернет и ее использование в образовательных целях.

реферат [29,5 K], добавлен 11.11.2011

Пути вхождения отечественной системы образования в мировую информационно–образовательную среду. Компьютеризация школьного образования. Программные средства учебного назначения. Компьютерная сеть Интернет и ее использование в образовательных целях.

реферат [29,5 K], добавлен 28.05.2009

Понятие информационного процесса, информатизации, информационных технологий. Информатизация российского образования: тенденции развития, проблемы. Дидактические возможности информационных технологий, их роль в реализации новых стандартов образования.

презентация [11,3 M], добавлен 23.02.2012

Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. Возрастные особенности дошкольника. Информатизация дошкольного образования в России. Области применения компьютера в дошкольных образовательных учреждениях.

курсовая работа [54,5 K], добавлен 14.12.2011

Специфика педагогического образования. Понимание педагогической деятельности как педагогической антропологии. Основные подходы в определении форм и методов профессиональной подготовки творческого педагога. Развитие современных эвристических технологий.


Меньше 15 лет назад компьютер воспринимался за диковинку. Но уже сегодня мы используем этот агрегат ежедневно. Компьютерные программы позволяют обрабатывать музыку, видео и фотографии.

В основном инициаторами приобретения домашнего ПК являются школьники. Поэтому родителям подростков нужно четко разбираться в плюсах и минусах приобретения компьютера.

На данный момент технологии стремительно развиваются, поэтому овладение компьютерной грамотой в подростковом возрасте будет очень полезным. Уже в школьный период дети имеют возможность научиться работать с большим количеством данных. Ученые доказали, что компьютер в жизни школьника вещь достаточно полезная.

Например, интеллектуальные игры или игры-стратегии способствуют умственному развитию ребенка. Также благодаря компьютерным технологиям, в том числе и Интернету, стираются границы между обучением в крупных городах и провинциальных, ведь с любого уголка мира можно иметь доступ к современным обучающим программам и различной информации.

Существует множество специальных разработок для дошкольников, школьников и даже взрослых. Было замечено, что дети, изучающие навыки чтения, счета и чтения географических карт при помощи компьютера, намного быстрее усваивают информацию, потому что процесс их увлекает. Если предыдущее поколение получало знания из бумажных источников, то нынешние школьники привыкли усваивать новые умения через видеоряд. В чём же плюсы обучающих компьютерных программ?

Обучающие игры создают на экране фантастический в мир, в котором оживают герои сказок, мультфильмов, а также буквы, цифры и окружающие предметы. Такие игры создают обстановку, помогающую школьнику представить не конкретную ситуацию или единичное понятие, а получить обобщенное представление о подобных ситуациях либо же предметах. То есть в момент занятий за компьютером у ребенка развиваются такие важные мыслительные операции, как классификация и обобщение.

Но благоприятно влияют на умственные процессы школьника не только обучающие программы, но и обычные компьютерные игры. Воспитатели отметили, что благодаря такому времяпрепровождению у детей улучшается внимание и память. Психологи объясняют это тем, что дети непроизвольно запоминают только эмоциональные и яркие моменты. Компьютерные программы за счет яркой подачи учебного материала способствуют ускоренному и долговременному запоминанию информации.


Кроме этого игры на компьютере положительно влияют не только на интеллект, но и на формирование моторной координации. Многие родители сталкивались с проблемой усадить ребенка за какое-либо занятие. Но за компьютером школьники всегда занимаются с удовольствием, ведь он, как любая новая игрушка, привлекает внимание детей.

Конечно, все родители беспокоятся за пагубное влияние компьютера на здоровье школьника. И это волнение не безосновательно.

· Нагрузка на зрение

Такой недуг рано или поздно проявляется как у маленьких, так и у взрослых пользователей компьютера. Это выражается в покраснении глаз, усталости глаз, чувства тяжести на веках, ощущении пелены, слезотечении и даже в раздвоении изображения.

Работая за компьютером, школьник длительное время не отрывает взгляд от экрана и постоянно держит руки на клавиатуре и мыши. В результате долгого неподвижного сидения могут возникнуть боли в суставах кистей рук, спине, мышцах шеи, головные боли. А при неправильном положении тела может развиться сколиоз или остеохондроз.


Кто подвержен игромании? Подростки или дети, страдающие низкой самооценкой, желающие самоутвердиться или же выиграть деньги. Ещё один важный фактор – внушаемость. Чтобы избежать такой зависимости, стоит воспитывать в ребенке самостоятельность, лидерские качества, поощрять его инициативы. О компьютерной зависимости ребенка можно узнать по следующим проявлениям.

Он проводит за компьютером 6-10 часов в день. У него много виртуальных друзей, но практически нет реальных.

Запрет на работу за компьютером вызывает агрессию.


Ребенок пропускает школу, чтобы поиграть за компьютером, теряет интерес к обучению.

В процессе игры начинает разговаривать с персонажами, как с реальными людьми, становится более агрессивным.

Из-за интернета или компьютерной игры забывает о приеме пищи или личной гигиене.

С трудом просыпается по утрам, при этом имея подавленное состояние. Настроение повышается при работе за компьютером.

Как избежать пагубных последствий?

Описанные выше проблемы, это не данность, а возможное развитие ситуации. Специалисты рекомендуют оградить детей 3-5 лет от знакомства с компьютером. С 5 до 7 лет можно давать ребенку поиграть не более 20 минут в день, поскольку неокрепшая психика в таком возрасте не позволяет дитю отличать виртуальность от реальной жизни.

Школьнику в возрасте от семи до двенадцати лет уже можно проводить за компьютером пару часов, но не в ночное время. Период после 12 лет менее опасный для развития. В таком возрасте человек способен различать реальный и виртуальный мир, однако стоит обращать внимание на индивидуальное развитие ребенка. Даже в этот период не рекомендуется разрешать играть за компьютером перед сном и ночью.


Обзавестись хорошим монитором, это позволит снизить утомляемость глаз. Расстояние от дисплея до глаз должно быть 45-60 сантиметров. Источник естественного света должен находиться слева. Для взрослого человека допустимо 2 часа беспрерывной работы, для ребенка – полчаса. Затем следует отвлечься хотя бы на 15 минут. Чтобы сохранить зрение, следует ограничивать время игр и сидения в интернете.

Специальный компьютерный стул без подлокотников и на газпатроне позволит избежать неудобной позы и боли в суставах. Важно соблюдать правильную позу. При сидении за компьютером ноги должны прочно опираться на пол, а спина сохранять ровное положение. Положение головы тоже должно быть ровным, а не выпяченным вперед. Если нет возможности приобрести специальное кресло, стоит подобрать максимально удобный стул. Он должен быть с твердым сиденьем и удобной высоты. Также рекомендуется приобрести компьютерный стол, оснащенный выдвижной доской для клавиатуры.

· Чтобы не допустить психического перенапряжения, необходимо ограничить время игр-стрелялок и пребывание в интернете. Нужно регулярно отвлекаться от монитора и проветривать помещение.

· При правильно оборудованном рабочем месте время провождения за компьютером можно увеличить. Соответственно, при плохой организации желательно удержаться от длительного контакта.

Основной вопрос – ограничить своего ребенка от использования компьютера или нет? Вопрос достаточно сложный, но решаемый. Компьютер, как и любой бытовой предмет, может нести не только пользу, но и вред. Но так можно описать любой предмет обихода и любую игрушку. Во всем нужно соблюдать меру и пользоваться незамысловатыми, но действенными рекомендациями.

Компьютер стал заменой видеоприставке, пишущей машинке, музыкальному центру и даже телевизору. Но основное достоинство – он стал средством связи и позволяет общаться людям с разных уголков планеты.

Сегодня компьютер занял одно из ведущих мест во многих областях жизнедеятельности человека, в работе, отдыхе, поиске информации, в общении и т.п. Роль компьютеров в жизни человека трудно переоценить. Но необходимо постоянно помнить, что компьютер это не панацея от всех бед, и более того, не следует забывать о влиянии компьютера на здоровье человека, поэтому при работе надо строго соблюдать выработанные практикой рекомендации. Польза и вред от компьютера на практике должны быть сбалансированы. Поэтому вопрос чего больше пользы или вреда от компьютера в быту не праздный вопрос.

Сегодня уже многим стало ясно, что компьютер таит в себе много опасностей. Во многих публикациях обсуждаются положительные и отрицательные стороны влияния компьютера на жизнь человека и даются рекомендации о правилах, которые надо соблюдать, чтобы сохранить своё здоровье. Вредное влияние компьютера на состояние здоровья проявляется из-за неправильного и неумеренного использования компьютера, что приносит ощутимый дискомфорт и даже вред как физическому, так и психическому здоровью.

Напряженная работа за монитором вредно сказывается на зрении. Зрительная гимнастика и перерывы облегчат работу глаз.
Неумеренное потребление информации приводит к психическому перенапряжению, а это тоже вредно. Особенно это опасно для детей и подростков. Но самым вредным и опасным, особенно для психически неустойчивых молодых людей, может стать чрезмерное погружение в компьютерные игры – игромания, а также чрезмерное онлайн-общение не только с друзьями, но и посторонними людьми.

Прогулки на свежем воздухе, живые встречи и игры в футбол с друзьями, выполнение работ, не связанных с компьютерной техникой, и другие аналогичные мероприятия хорошо помогают. Здесь роль родителей ни кем и ни чем не заменима. Но не все так просто.

Но меня, в данном случае, интересует не столько вредное влияние компьютера на здоровье, о чем написано очень много, а польза и вред компьютера в процессе образования и обучения, как в школьном, так и высшем или среднем профессиональном.

Польза в расчетах и тормоз в мышлении

Изначально компьютер предназначался для решения вычислительных задач, трудно решаемых аналитически. Но со временем расчёты стали лишь частью обработки информации и пользы от компьютера стало больше. Вычислительные возможности компьютера оказались полезными в введении домашнего бюджета, а также бухгалтерии, как малого так и крупного предприятия. Все прекрасно и полезно. Польза компьютера очевидна

Но время шло. Компьютер стал применяться везде, где можно. Стали появляться симптомы не только пользы, но и вреда компьютера. Дело дошло до такого положения, что когда просишь студента три разделить на четыре, он тут же достает калькулятор. Но а если спросишь студента вычислить логарифм 16 по основанию 2 или 4, то тут и калькулятор не всегда помогает.

Таких примеров в жизни встречалось достаточно много, чтобы сделать вывод о пользе и вреде компьютеров в обучении элементарным вещам. Это свидетельство чрезмерного увлечения компьютером при элементарных расчетах, что в свою очередь вредно сказывается на мышлении, а может даже и на развитии образа мышления. Для математики это первично, а для инженерии жизненно необходимо.

Но есть и противоположные мнения. Немецкие ученые установили, что чем больше ученики пользуются компьютерами в школе и дома, тем хуже их результаты в изучении языков и математики. Оказывается не польза, а вред в интеллектуальном росте. В то же время наличие дома у учащихся большой библиотеки благотворно влияет на успехи в школе. А мы часто говорим обратное о пользе компьютера при замене книг.

Эти выводы немецкие ученые сделали после обследования 100 тысяч 15-летних подростков в 32-х европейских странах. Вот с этим не согласиться нельзя, потому что это характерно не только для европейских стран, но и для России, а также не только для учеников, но и для студентов. Очень интересная и поучительная статья. Я бы ее сделал настольной книгой учителя и преподавателя.

Привычка к компьютеру настолько входит в жизнь студента, что он не понимает, как можно решать задачи без использования компьютера. Польза и вред от компьютера в расчетах должна быть сбалансирована так, чтобы не тормозить мышление, а развивать его. Вред компьютера в развитии мышления, анализа и синтеза очевиден.

Те, кто считает, что ВУЗ должен подготовить компетентного профессионала, ошибаются. ВУЗ должен подготовить мыслящего специалиста в определенной профессиональной области.

Помощь в поиске и вред в количестве найденного

Для тех, кто считает, что самыми существенными пользой и достоинством компьютера является возможность выхода в Интернет и предоставление доступа к разнообразным информационным ресурсам и, что не надо листать толстые книги, скажу прямо — Вы ошибаетесь, потому что кроме пользы в этом таится и вред.

Это правда, выход быстрый, но то, что не надо листать толстые книги – это заблуждение. Книга была и остается главным источником настоящих, а не поверхностных знаний. Потому что в книгах материал отобран и систематизирован, в отличие от беспорядочного конгломерата в интернете. Многократное изучение материала по книге намного полезнее, чем по компьютеру.

Но далее идет утверждение о том, что компьютеры очень полезны и могут превратить высшую школу(образовательную систему) в составную часть больших систем обмена и поиска информации, где отдельный обучаемый будет иметь практически мгновенный доступ к почти неограниченному количеству высококачественной информации. Это не правда и не хорошо, и здесь компьютер больше вреден, чем полезен.

Во-первых в интернете качественной информации на порядок меньше некачественной. Отобрать нужное из громадного конгломерата информации, особенно не подготовленному обучаемому очень трудно. Один мой студент, выполняя дипломное проектирование набрал такое количество информации из интернета, что вошел в ступор, стал просить и умолять помочь разобраться и отфильтровать не нужное, чтобы двигаться далее в процессе проектирования. Какая польза от этой большой системы обмена и поиска информации?

Во-вторых, это в какую такую часть большой системы обмена и поиска информации надо превращать образование(школу, ВУЗ) и для каких целей? А Яндекс и Гугл для чего? Да уметь отыскивать требуемую информацию, строить релевантные запросы для ее поиска студенту надо знать и уметь и этому следует обучать. Польза очевидная.

Некоторые относят быстрый поиск и обработку информации при написании рефератов, курсовых, презентаций и т.д. к полезному занятию в использовании компьютеров. Но если хорошо разобраться, то здесь такие минусы скрываются, что лучше бы не было компьютеров вообще. Когда студент сам пишет реферат, самостоятельно выполняет курсовой проект или работу, он развивается. А когда он скопировал из интернета работу и представил ее за свой моноскрипт, то пользы от этого мало, а вреда много. А ведь эти формы обучения многое дают для подготовки специалиста.

Следующая польза — удобнее изучать предметы (интерактивные лекции и целые курсы на дисках). Увлекаясь модными словечками – как интерактивные лекции, курсы, мы зачастую подменяем живое и полезное общение студента с преподавателем, бесполезным, а иногда и даже вредным взаимодействием с бездумным компьютером. А это очень большой вред.

Замена естественного общения компьютерным стала не приемлема уже даже в малых коллективах разработчиков и аналитиков. А обучение чем хуже? Ответственность за сбалансированное использование компьютера в обучении полностью лежит на педагоге. К сожалению у нас еще много педагогов, которые в погоне за ложной популярностью насаждают обучаемым обучение с помощью компьютера. А может некоторые просто не хотят работать — пусть компьютер за меня поработает.

Польза в программировании и вред в подмене счета

Возвращаясь к тому, что изначально компьютеры предназначались для решения вычислительных задач, трудно решаемых аналитически, можно привести пример положительного и отрицательного применения компьютера при решении одной и той же задачи. Рассмотрим какова польза и вред от компьютера в расчетах.

Например, если требуется построить гистограмму распределения некоторого набора случайных чисел и определить закон распределения, то можно сделать так. Студенты сами подбирают требуемый набор чисел, записывают их в конспекте. Далее самостоятельно выбирают интервалы и группируют числа. И также самостоятельно в конспекте на бумаге строят гистограмму, по которой определяют закон распределения. Задача решается долго. Интенсивность обучения слабая. Но в этом случае все кто выполнил задание самостоятельно, наверняка смогут запомнить алгоритм действий на всю жизнь.

А можно поступить так. Заранее составить компьютерную программу на алгоритмическом языке, которая будет генерировать случайный набор чисел, автоматически выбирать размер интервала и группировать числа. А затем, также программно, строить диаграмму, использую соответствующий программный компонент. Задача решается в два щелчка – сгенерировать и построить. Интенсивность обучение высокая. Но вряд ли студенты после такой процедуры будут самостоятельно уметь строить гистограмму. Это пример вредного применения компьютера.

Но если стоит задача выполнить исследования влияния какого то фактора на распределения случайных чисел, решение такой задачи на бумаге практически не возможно. В этом случае нужна компьютерная программа, генерирующая набор чисел, автоматически строящая гистограмму, которую студенты будут фиксировать. Решения такой задачи для выполнения исследования должно быть многократным, что аналитически не под силу, без компьютера не обойтись. Это пример использования компьютера с пользой.

Бесспорная польза использования компьютера в обучении программированию. Здесь без компьютера никуда. Обучаться программированию без компьютера теоретически можно, но практически крайне не целесообразно и даже вредно. Хотя здесь тоже имеются издержки, заключающиеся в том, что программированию учатся только на компьютере, исключая этапы разработки математической формализации поставленной задачи, разработки алгоритма и структуры программы. Но это уже больше методические издержки, а не издержки использования компьютера.

Заключение

Выводы простые. Умеренное, методически оправданное, применение компьютера в обучении приносит пользу. Чрезмерное, методически не оправданное, применение компьютера, подменяющее мыслительную деятельность школьника или студента, как правило, вредит. А умение использовать компьютер для решения сложных, особенно исследовательских задач, необходимо и полезно.

Компьютеру как инструменту альтернативы нет. Но им, как всяким инструментом, надо пользоваться умело и осторожно, чтобы не навредить не только здоровью, но и образованию. Польза и вред от компьютера в обучении должны быть сбалансированы. А сбалансировать может только преподаватель.

Сегодня преимущества использования компьютера в обучении очевидно. Поговорим о достоинствах применения компьютерных технологий.

За последние годы компьютер превратился из громоздкой машины, понятной только узкому кругу специалистов, в незаменимого помощника каждого человека. С появлением в конце XX века первых персональных вариантов ИВМ, а затем и сети Интернет, обычные люди получили доступ к большому объему информации. Все это делает компьютерное образование для детей обязательным в наши дни.

Преимущества использования компьютера в обучении

Компьютеры используются вместе с традиционными педагогическими методами

ПК – многофункциональное устройство, поэтому его необходимо использовать не только в рамках уроков информатики, но и в целях повышения качества учебно-воспитательного процесса во всех учебных заведениях, а также для расширения средств и методов подачи информации (визуальное, аудиальное, интерактивное).

Современные дети рано начинают проявлять интерес к компьютеру, легко осваивают его. Сегодня существует много простых обучающих игр, которые помогают закреплять основные знания, способствуют развитию ребенка, расширяют его кругозор. Задача родителей и педагогов – поощрять ребенка использовать компьютер в познавательных и обучающих целях, помогать ему, чтобы уже к школьному возрасту владение компьютером естественным образом вписалось в учебный процесс.

В этом и может помочь ПК. Созданы специальные обучающие программы и web-сайты, где дети могут в игровой форме освоить алфавит, счет, геометрические фигуры, научиться различать цвета и многому другому. Кроме того, с помощью компьютера педагог и сам может создавать разнообразные обучающие материалы для детей. Например, видеоролики с помощью программ редактирования видео, информационные плакаты, освоив некоторые уроки фотошоп для начинающих, ну и, конечно же, компьютерные презентации – без них вообще сложно себе представить современного педагога.

Что является основным достоинством использования компьютера в обучении?

Разнообразный компьютерный мир с его яркими, живыми образами, цветами и музыкой является привлекательным для ребенка, ему хочется поближе познакомиться с ним, начать играть.

Вот что является основным достоинством использования компьютера в обучении по сравнению с традиционными методами:

что является основным достоинством использования компьютера в обучении

Современные компьютерные технологии для детей

ПК, а с ними и новейшие информационно-компьютерные технологии, всё более интенсивно вторгаются в нашу повседневную жизнь. Сегодня каждому образованному человеку, а уж тем более учителю необходимы хотя бы элементарные знания, умения и навыки работы на ПК. Учитель просто обязан быть информационно компетентным, без этого современное образование просто уже невозможно себе представить.

Как можно использовать компьютер

Использование в учебном процессе компьютера помогает:

  • оптимизировать и интенсифицировать учебный процесс,
  • повысить интерес школьников к изучаемому предмету,
  • воплотить идеи развивающего обучения,
  • повысить темп урока,
  • увеличить объём самостоятельной работы.

Кроме того, новые информационные технологии способствуют развитию интеллектуальной и творческой одарённости учащихся, развивают логическое мышление, культуру умственного труда, формируют навыки самостоятельной работы, существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса.

современные компьютерные технологии для детей

Компьютер на уроке является оперативным средством наглядности, помогает при отработке практических умений учащихся, в ходе организации и проведения опроса и контроля школьников, в контроле и оценке домашних заданий, при работе с таблицами, графиками, схемами и т.д.

Наглядность, которую обеспечивает ПК, особенно важна для младших школьников, так как у них ведущим является наглядно-образное и наглядно-действенное мышление.

Технические средства обучения, проекционное оборудование, мультимедиа системы позволяют одновременно задействовать все каналы, воспринимающие учебную информацию (визуальный, аудиальный, кинетический), что значительно повышает качество усвоения учебного материала.

Знания, полученные с помощью экранно-звуковых образов, в дальнейшем позволяют перейти к более высоким ступеням познания – понятиям и теоретическим выводам.

Учитель на уроке с использованием ПК выполняет функцию консультанта и организатора всего урока. Компьютер во время урока не заменяет учителя или учебник, но в корне изменяет характер педагогической деятельности. Он обеспечивает преподавателя новыми средствами обучения, позволяющими решать даже такие проблемы, которые ранее оставались нерешёнными.

На сегодня мы уже имеем значительный список всевозможных обучающих программ. Многие из них имеют некоторые недостатки, но сам факт их многочисленного существования говорит о том, что они востребованы и, несомненно, представляют собой определённую ценность.

как можно использовать компьютер

Учитель может использовать на уроке несколько видов компьютерных программ:

  1. Учебные (наставнические). Чаще всего используются для объяснения нового материала, для максимально полного и успешного его усвоения.
  2. Программы-тренажёры. Применяются, когда теоретический материал обучаемым уже известен для формирования и закрепления навыков и умений учащихся, а также для их самоподготовки.
  3. Контролирующие программы. Обеспечивают контроль уровня знаний и умений учеников. Эти программы разработаны в виде разнообразных проверочных заданий, в том числе и в тестовой форме.
  4. Демонстрационные программы. Программы для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разных наглядных пособий (картин, фотографий, видеофрагментов).
  5. Информационно-справочные программы. Выводят необходимую информацию при подключении к образовательным ресурсам сети Интернет.
  6. Мультимедиа-учебники. Представляют собой комплексные программы, сочетающие в себе большинство возможностей перечисленных выше видов программ.

Таким образом, информационно-компьютерные технологии существенно повышают эффективность образовательного процесса, решая задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по всестороннему развитию творчески свободной личности.

На основании вышеперечисленного можно сделать следующие выводы: использование компьютера учителем для организации учебного процесса на уровне класса позволяет повысить интеллектуальный уровень детей, раскрыть их творческий потенциал, развить интерес к окружающему миру через игровой процесс.

При правильном применении компьютер способствует всестороннему развитию ребенка и повышает его интерес к обучению.

Читайте также: