Фольклорные праздники в детском саду по месяцам

Обновлено: 07.07.2024

Перспективный план для детей старшей и подготовительной группы.По приобщению детей к русскому народному творчеству,через экологическое воспитание.

Оценить 1198 0

Перспективный план проведения циклов занятий, вечеров - развлечений и праздников

на экологическую тему на основе русского фольклора с детьми старшего дошкольного возраста

Занятия с детьми в старшей группе детского сада

Формы проведения, методы, приемы

Продолжить знакомить детей с фольклором; доставить им радость от общения с русским народным творчеством, обогащать музыкальными впечатлениями; прививать детям любовь к домашним животным, птицам, изучать их образ жизни, повадки, вызывать эмоциональный отклик на яркие народные образы.

Фронтальное занятие. Театр игрушки.

Приобщать детей к народному творчеству; продолжить знакомить с огородными растениями и их значением для человека.

Инсценированное занятие, фольклорный праздник; использование фланелеграфа.

Продолжать слушать и исполнять с детьми русские народные песни; создавать атмосферу радости от общения с природой; в игровой форме закрепить знания о грибах

Использование русской народной сказки в обработке В.Даля.

Образный пересказ сказки.

Развивать познавательные интересы, используя фольклор; продолжать воспитывать гуманное отношение к окружающему миру, зимующим птицам.

Беседа с элементами яркого живого исполнения. Использование фланелеграфа

Использование иллюстраций животных и птиц.

Создать детям радостное, праздничное настроение, продолжать расширять знания о фольклоре, народных традициях, развивать активность, учить выразительному исполнению характерных народных движений.

Продолжать приобщать детей к фольклору, формировать знания о лесе, огороде, луге, развивать творческую и познавательную активность детей.

Музыкальная композиция. Совместная деятельность

Продолжать прививать детям любовь к живой природе, ознакомив их с фольклором, загадками, потешками, попевками о насекомых; стараться вызывать у детей эмоциональный отклик на образы народного фольклора.

Музыкально-театрализованное представление (инсценировка сказки)

Доставлять детям радость от пения русских народных песен; пробуждать у них желание выступать, играть и танцевать, использовать накопленные знания; учить детей наблюдать за природой и беречь её.

Экологическая сказка (музыкально-фольклорная композиция)

Создать детям праздничное настроение; продолжать расширять знания детей о цветах: луговых, полевых и садовых; развивать экологическую культуру детей, опираясь на эмоциональное воздействие русского фольклора.

Развивать представления детей о жизни леса, деревьев, растущих в лесу, через изучение народного творчества; расширять экологический кругозор детей.

Инценированное занятие. Совместная деятельность

Создавать у детей праздничное настроение при общении с русским фольклором; активизировать познавательную деятельность детей; развивать их творческие способности.

Праздник на открытом воздухе. Совместная деятельность

Занятия с детьми в подготовительной группе

Воспитывать интерес и любовь к фольклору; оказывать на детей эмоциональное воздействие, формировать знания об осенних явлениях природы.

Фольклорный праздник (Совместная деятельность, игры)

Расширять знания детей о природе, знакомить их со съедобными и несъедобными грибами, продолжать прививать любовь к фольклору, обратить внимание на выразительность исполнения народных песен, плясовых движений.

Инсценированное занятие. Использование фланелеграфа. Исполнение попевок, игры

Расширять знания детей о явлениях природы в разные времена года с помощью пословиц, загадок, народных песен, потешек, прибауток.

Загадки, пословицы о явлениях природы, временах года.

Музыкально-познавательное занятие. Совместная деятельность, игры

Расширять представление детей о зимних явлениях и приметах, о красоте зимней природы; продолжать знакомить детей с русским фольклором, формировать интерес к зимним развлечениям, народным песням и играм; продолжать воспитывать детей на лучших традициях русского народного творчества.

Беседа. Совместная деятельность

Расширять запас знаний детей об обитателях леса, используя народные песни, потешки, прибаутки, загадки. Закреплять знакомый фольклорный материал.

Русские народные загадки.

Заседание Клуба знатоков природы

Создать у детей радостное весеннее настроение. Закрепить знание детей о природе, продолжать воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам. Используя фольклор воспитывать любовь к народной русской песне.

Фольклорный праздник (игры, хороводы)

Воспитывать бережное отношение к природе, развивать мышление, воображение через народное творчество; формировать у детей представление о хозяйственном значении древесины, закреплять правила поведения в лесу.

Комплексное занятие. Объяснительно-иллюстративный метод

Приобщать детей к духовным ценностям народной культуры, воспитывать уважение к русской природе, любовь к берёзке – символу России.

Фольклорный праздник (совместная деятельность)

Развивать представление о многообразии насекомых родного края, об их жизни. Продолжать приобщать детей к русскому народному творчеству, развивать творческое воображение и эмоциональное отношение к фольклору, поэтическому слову.

Комплексное инсценированное занятие. Использование фланелеграфа

Летний фольклорный праздник

Доставить детям радость, пение народных песен, игры. Продолжать прививать бережное отношение к живой природе, развивать эмоциональное, творческое, образное восприятие фольклорного материала о лете.

Совместная деятельность, игры

Формировать экологические убеждения, экологическую культуру, учить их распознавать факторы отрицательного воздействия на природу, на жизнь растений и животных; развивать отзывчивость, сочувствие ко всему живому, способствовать восприятию произведений фольклора, образному, выразительному исполнению народных песен; развивать у детей представление о назначении Красной книги.

Русские народные игры, загадки.

Музыкально-литературная композиция (совместная деятельность)

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Мероприятие позволяет сформировать гражданское самосознание учащихся; · воспитать чувства патриотизм. Подробнее.

Интересное занятие разработал автор. Использование на занятии нстандартных игровых заданий способств. Подробнее.

Интересная разработка. Много хороших стихов, песен подобраны по теме. Конкурсно-игровые задания спос. Подробнее.

Очень интересная разработка. Разнообразие конкусно-игровых заданий с музыкальным сопровождением, сти. Подробнее.

Очень интересный методический семинар. Затронуты и теоретический, и практический аспекты данной проб. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Становление личности человека – сложный и длительный процесс. Особое место в этом процессе занимает дошкольное детство, которое А. Н. Леонтьев назвал периодом “перво-начального сложения личности”. В этом возрасте начинают развиваться первые “меха-низмы” поведения ребенка как личности, как члена общества, как активного субъекта, происходит усвоение первичных нравственных норм.

Исследования ученых, педагогов, психологов (Е. А. Аркин, В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова, Р. С. Буре, А. В. Запорожец, Б. М. Теплов, Д. Б. Эльконин и др.) показывают, что дошколь-ный возраст характеризуется большими возможностями для нравственно-патриотического развития детей. Именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности.

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире при-роды, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена родная культура, когда понятно и осмысленно прошлое – далекое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать свое будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.

Прошлое, настоящее и будущее связаны в личности каждого человека, в творческой дея-тельности каждого народа. Если эти связи рвутся – теряются ориентиры движения вперед, снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом.)

Именно поэтому родная культура как отец и мать должна стать неотъемлемой частью ду-ши ребенка, началом, порождающим личность. Многие педагоги обращались к проблеме использования устного народного творчества в работе с детьми дошкольного возраста (Е. Н. Водовозова, Н. С. Карпинская, О. И. Соловьева, Е. И. Тихеева, А. Н. Усова, Е. А. Фле-рина и другие).

Моя работа в этом направлении подчинена достижению следующих задач – воспитанию интеллектуально развитых детей, формированию в маленьком человеке устойчивых нрав-ственных категорий, любви к Отечеству и окружающим его людям, а также способствует подготовке детей к дальнейшему обучению в школе. Основные принципы работы сводятся к следующему: системность, постепенное углубление и усложнение знаний и представлений ребенка о конкретно-исторических, бытовых, природных явлениях и понятиях; взаимосвязь изучаемого материала с сезонными и временными особенностями, праздничными датами, с крестьянским земледельческим календарем; использование наглядности; сочетание интеллектуальной и двигательной активности ребенка на занятии.

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.

Октябрь Конкурс загадок об осени.

Исполнение песни “Я по рыночку ходила”. Рассказ о празднике Покров, приметах и обычаях, с ним связанных. Досуг “Покров- натопи избу без дров”. Проведение русских народных игр “В углы”, “Карусель”.

Ноябрь Игротека “Встанем в круг”. Игры “Кузнецы”, “Чики- чикалочки”, “Подушечка” и другие. Рассказ Хозяйки о народных приметах и обычаях, связанных с днем Параскевы. Рассказ Хозяйки о народных приметах и обычаях, связанных с днем Кузьмы и Демьяна. Посиделки “Кузьминки-об осени одни поминки”.

Декабрь Игротека “Встанем в круг”. Игры “Кузнецы”, “Чики- чикалочки”, “Подушечка” и другие. Рассказ Хозяйки о народных приметах и обычаях, связанных с днем Николы Рассказ о рождественских песнях- колядках. Разучивание и пение колядок. Рассказ воспитателя о праздниках, которые отмечают в период Зимних Святок (Рождество, Новый год).

Январь Загадывание загадок о зиме. Исполнение песни “Я по рыночку ходила”. Кликанье мороза.

Рассказывание сказок. Игротека “Встанем в круг”. Проведение русских народных игр “Бабка Ёжка”, “Прялица”, “Башмачок”.

Февраль Рассказ воспитателя о масленице. Знакомство с русской народной игрой “Гори, гори ясно”.

Знакомство и пение песен, исполняемых в дни масленицы. Ряжение. Разучивание русской народной игры “Горелки”.

Знакомство с закличками и потешками о весне. Рассказ о праздновании первых двух дней Масленицы.

Проводы Масленицы. Рассказ о Тужилках по Масленице Игротека “Встанем в круг”. Проведение игр “Горшки”, “Горелки”, “Родничок”, “Ручеёк”.

Апрель Знакомство с русским обычаем обмениваться на Пасху яйцами, о значении этого действия.

Лесенки Разучивание потешек о весне. Исполнение народной песни “Как по морю, морю синему”. Игротека “Встанем в круг”. Игры “Ерыкалище” и “Верба-вербочка”.

Май Рассказ о народном празднике Лялин день.

Инсценировка сказки о Ляле. Русальная неделя

Семик (Зеленые Святки) Знакомство детей с праздником “Троица”, с обрядами “завивания берёзки”, “кумления” Игротека “Встанем в круг” Игры “Венок” и “В кресты”.

Июнь Игротека “Встанем в круг”. Игра Кто с нами?”.

Загадывание загадок, разучивание потешек, закличек, пословиц и поговорок о лете. Игротека “Встанем в круг”. Игры “Кузнецы”, “Чики- чикалочки”, “Подушечка” и другие. Акулина-гречишница

Июль Календарь русских народных примет, обрядов и обычаев. Иван Купала

Рассказ о Папоротнике Петров день Игротека

Август Ильин день.

Календарь русских народных примет, обрядов и обычаев - Август

Рассказ о праздниках “Медовый спас”, “Яблочный спас”. Рассказ о праздниках “Медовый спас”, “Яблочный спас”. Знакомство детей с приметами, обычаями и обрядами, связанными с этими праздниками Рассказ о праздниках

“Ореховый спас” и “Успение”.

Знакомство детей с приметами, обычаями и обрядами, связанными с этими праздниками

Третий Спас хлебный Знакомство детей с приметами, обычаями и обрядами, связанными с этими праздниками

Календарно-перспективный план воспитательно-образовательной работы на летний оздоровительный период. Июнь Календарно-перспективный план воспитательно-образовательной работы на летне-оздоровительный период (июнь) Цель: Сохранение и укрепление.

Перспективный план по ознакомлению детей подготовительной группы с родным районом Цель: - Осуществить комплексный подход к воспитанию в духе патриотизма, приобщить дошкольников к истории и культуре родного района, местным.

Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной группы ЗАДАЧИ: Формирование любви к родному городу, интереса к его прошлому и настоящему. Развитие эмоционально-ценностного.

Перспективный план работы с детьми подготовительной группы Обследование детей (1-2 неделя сентября): 1. Обследование состояния речи и неречевых психических функций. 2. Выявить структуру и механизм.

Занятие для детей средней группы по ознакомлению с народными праздниками и традициями ЗНАКОМСТВО С НАРОДНЫМИ ПРАЗДНИКАМИ Цель: Продолжать знакомить детей с народным фольклором, с фольклором Рязанского края. Вызвать интерес.

Разработала и провела воспитатель:

Бережная Елена Владимировна.

ПРАЗДНИК! Это слово подразумевает новые впечатления, надежды и ожидания детей чего – то нового. Именно о праздниках своего детства чаще всего вспоминают взрослые и чаще всего эти воспоминания оказываются самыми светлыми и радостными.

Поэтому праздник – является одним из самых важных событий в жизни детского сада.
Приобщение детей к истокам народной культуры очень значимо, оно становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, лучшему пониманию детьми его необходимости и ценности, уважению к труду и таланту мастеров. Организация фольклорных праздников предполагает участие всех детей, а использование различных фольклорных форм (переклички, частушки, и пр.) позволяет привлекать к участию и обычно пассивных, застенчивых.

Таким образом, помимо познавательного, речевого, художественно – эстетического, нравственного, эмоционального развития, такого рода мероприятия способствуют и социальному развитию детей.
И поэтому, мы считаем, что данное мероприятие будет направленно на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа.
Оно позволит формировать эмоционально – окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности, интегрированного свойства личности, которое позволяет себе на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических событий, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.

Проект "Календарно-обрядовые праздники в детском саду".

Тип проекта – информационно-творческий.

По характеру контактов – коллективный.

По продолжительности – с сентября – по май.

Актуальность.

Интерес и внимание к народному искусству в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в образовании дошкольников трудно переоценить.

Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей.

Постановка проблемы.

Включение народного фольклора в программу образования детей положительно отражается на детях – они узнают много нового о русском народном искусстве: музыке, песнях, танцах. Наблюдая за детьми во время проведения народных фольклорных праздников, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. Народные праздники обогащают представления о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянства. Они побуждают наших воспитанников к бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.

Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговорной речи детей присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т.д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.

Нельзя не отметить благотворного влияния фольклора на здоровье дошкольников. Различные виды народного творчества – музыка, танец, пение, подвижные народные игры – все это благотворно влияет на психофизический статус ребенка. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных танцев – формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизирует память, внимание, решают психокоррекционные задачи, снимая страхи, агрессию, замкнутость. Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его обычаях и традициях.

Цель: Создать условия для освоения детьми фольклорного наследия русского народа, как самобытной, целостной системы гармоничного и творческого развития личности.

Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.

Активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.

Развивать воображение, творческие и актерские способности.

Воспитывать интерес и уважение к народным традициям, истокам русской культуры, вызвать эмоциональный отклик.

Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.

Пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом.

Воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми; уважительное отношение к русскому народному творчеству; традициям и обычаям народа.

Расширять представления детей о жизни в старину.

Познакомить с обычаями, традициями, праздниками русского народа; играми и развлечениями на праздниках.

Продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками, прибаутками, песенками, пословицами, поговорками.

Создавать у детей праздничное настроение при общении с русским фольклором; активизировать познавательную деятельность.

Вызывать эмоциональный отклик на яркие народные образы.

Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального, декоративно-прикладного народного творчества.

В результате реализации проекта:

Взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора: (обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры) – это все неоценимое богатство, которое поможет ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью;

дети проявят активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором.

у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, коммуникативные способности.

Воспитатели получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями. Родители станут активными участниками.

В настоящее время, сложное во всех отношениях, остро ощущается потребность восстановить связь времён, вернуть утерянные ценности старины глубокой. В зрелом возрасте, умудрённые жизненным опытом, мы с теплотой и нежностью вспоминаем впечатления детства – незатейливую колыбельную, которую напевала мама или бабушка, первые сказки, весёлые шутливые приговорки, загадки, считалочки, дразнилки, народные игры.

Вспоминается, как каждая семья с радостью и волнением ждала праздников – они объединяли и взрослых, и детей общими переживаниями, ожиданием, играми и забавами.

Русский народ имеет богатые игровые, плясовые и певческие традиции. На деревенских околицах можно было раньше слышать девичье пение, а на проезжих дорогах – протяжные песни ямщиков. Во время летней страды молодые и старые, сгребая сено или срезая колосья, пели, облегчая себе труд незамысловатыми мелодиями. Зимой колядовали, переходя от дома к дому, славя хозяев и желая им счастья и здоровья, и богатства. Весной зазывали птиц немудреными закличками. Хороводы испокон веков были излюбленным развлечением молодёжи и людей старшего возраста.

В нашем детском саду знакомство детей с народным творчеством ведётся с младшей группы и с каждым годом интерес к этому не только не угасает, а становится всё больше и больше.

Фольклор помогает нам обратиться к истокам, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания. Мы стремимся приобщить наших воспитанников к обрядам, традициям общения с природой, обычаям, которые бытовали на Руси, но долгое время прибывали в забвении.

Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и используют полученные знания в повседневной жизни. Мудрость народной культуры помогает обрести любовь к природе, сохранить здоровье, укрепить его, подготовиться к будущей жизни, к роли рачительного хозяина, хозяйки.

Наш опыт показал: детей дошкольного возраста лучше приобщать к народной культуре через песенно-игровые традиции, календарно-обрядовые праздники. Они приурочены к определённым датам, имеют ярко выраженный сезонный характер и поэтому хорошо сочетаются с системой экологического воспитания, которая осуществляется в нашей группе и в детском саду.

Встречи и проводы времён года, новогодние праздники с ёлкой, колядование, закликание птиц весной, праздник берёзки, чествование урожая – такие праздники и занятия проводятся в нашем детском саду.

Игровая основа, нетрадиционное развитие действия праздника, широкая амплитуда в настроении песен и плясок, игры, шутки, юмор, дети в русских народных костюмах, зал, оформленный в народном стиле, - всё это способствует внесению радости, красоты, эмоционального комфорта в жизнь наших воспитанников. Любовь к природе, русскому народному искусству, почитание традиций и обычаев, знание основ народной культуры воспитанники нашего детского сада – мы очень надеемся на это – привнесут в свои семьи, духовное возрождение которых – залог возрождения Отечества. Праздники популярны и среди родителей, которые активно участвуют в развлечениях для детей.

Читайте также: