Использование графических органайзеров в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Каримова Баглангуль Тусуповна

доцент кафедры Психолого-педагогического сопровождения

образовательного процесса

Институт повышения квалификации филиал

по Павлодарской области Республика Казахстан

кандидат филологических наук

bkarim 1967@ mail . ru

Учителя и учащиеся могли бы использовать ГО для развития языковых навыков, так как у ченик при использовании ГО получает возможность проведения своего собственного исследования, делать свои первые шаги в интересный мир открытий. Учителю дает возможность руководить исследовательской деятельностью ученика, оказывать поддержку ученика в достижении целей обучения и удовлетворении образовательных потребностей.

Таблица №1.Цели использования графических органайзеров

7.СГ 1- понимать основное содержание текста, извлекая главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию;

7.ПО 2 – иметь общее представление о художественном произведении, понимать главную и второстепенную информацию, понимать художественное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию;

7.АИ 2 - определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о поступках героев

7. СГ 6 - оценивать прослушанный материал с точки зрения содержания, использования языковых средств для привлечения внимания, структуры и логики изложения материала;

7. АИ 3 - выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять роль эпиграфа и его смысл;

7. Ч 8 - сравнивать стилистические особенности различных текстов с учетом композиции и языковых особенностей, цели и целевой аудитории;

7. П 3 - представлять информацию в виде иллюстраций, комиксов, в т.ч. с использованием информационно-коммуникационных технологий, представлять информацию в виде различных схем, таблиц, диаграмм.

7. АИ 4- анализировать в прозаическом, драматическом и лирическом произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев;

АИ 5 - характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста;

АИ 6 - анализировать сюжет и композицию, художественные образы и оформлять своё представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях и др;

АИ 8 - анализировать изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса в художественном тексте (аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры), основные приемы комического (сатира, юмор, гротеск, ирония, сарказм и др.)

7. П 3 - представлять информацию в виде иллюстраций, комиксов, в т.ч. с использованием информационно-коммуникационных технологий, представлять информацию в виде различных схем, таблиц, диаграмм.

7. ОС 1 - участвовать в обсуждении произведения, выражая мнение о героях и событиях;

7. АИ 6. анализировать сюжет и композицию, художественные образы и оформлять своё представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях и др.

7.Ч5- формулировать вопросы на основе причинно-следственных сязей, делать, выводы и заключения

7. ПО 2 понимать художественное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию;

7. ПО 5. пересказывать (кратко, подробно, выборочно) содержание произведения или отрывка, выражая своё мнение о героях и событиях;

Ученик читает текст и заполняет графы. Это развивает навык восприятия информации, позволяет запомнить до 90% информации. Если в произведении несколько персонажей, то позволяет увидеть их поступки и выйти на анализ героев произведения.

7. П 3 - представлять информацию в виде иллюстраций, комиксов, в т.ч. с использованием информационно-коммуникационных технологий, представлять информацию в виде различных схем, таблиц, диаграмм.

7. ПО 2 понимать художественное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию;

7. ПО 5. пересказывать (кратко, подробно, выборочно) содержание произведения или отрывка, выражая своё мнение о героях и событиях;

7. АИ 6. анализировать сюжет и композицию, художественные образы и оформлять своё представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях и др.

Двойная дает возможность полного, целостного видения темы, позволяет проанализировать в отдельности, выявить особенности, сходства и различия.

Тройная - позволяет увидеть системные связи как между всеми тремя рассматриваемыми явлениями, так и выделить сходства между двумя близлежащими сравниваемыми предметами или явлениями

Развивает все навыки: слушание, говорение, чтение, письмо.

7 Ч 7 - Сравнение стилистических особенностей различных текстов с учетом цели и целевой аудитории, композиционных и и языковых особенностей.

7. АИ 6. анализировать сюжет и композицию, художественные образы и оформлять своё представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях и др.

7. П 3 - представлять информацию в виде иллюстраций, комиксов, в т.ч. с использованием информационно-коммуникационных технологий, представлять информацию в виде различных схем, таблиц, диаграмм.

7. АИ 6. анализировать сюжет и композицию, художественные образы и оформлять своё представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях и др.

7. П 3 - представлять информацию в виде иллюстраций, комиксов, в т.ч. с использованием информационно-коммуникационных технологий, представлять информацию в виде различных схем, таблиц, диаграмм.

7. АИ 6. анализировать сюжет и композицию, художественные образы и оформлять своё представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях и др.

понимать основное содержание текста, извлекая главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию.

7. АИ 6. анализировать сюжет и композицию, художественные образы и оформлять своё представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях и др.

понимать основное содержание текста, извлекая главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию.

7. АИ 6. анализировать сюжет и композицию, художественные образы и оформлять своё представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях и др.

Можно сделать вывод, что правильное использование учителем органайзеров на уроке делает уроки разнообразными, непредсказуемыми, что повышает внутреннюю мотивацию школьников к изучению предмета и интерес к познавательной деятельности, самостоятельному поиску, развивает навыки работы в коллективе, навыки публичного выступления с предоставлением доказательств и аргументов, умение логически мыслить, открывает простор для развития исследовательких навыков.

Леонтьев А.А. Навыки и техники чтения. – М., Баласс., 2004, - 128 с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: ознакомление участников практикума с особенностями применения графических органайзеров на уроках немецкого языка.

Цель: ознакомление участников практикума с особенностями применения графических органайзеров на уроках немецкого языка.

содействовать повышению методической грамотности учителей немецкого языка;

стимулировать познавательную и творческую активность педагогов;

оказать помощь участникам практикума в определении задач саморазвития и профессионального самосовершенствования.

Ход практикума

Организационно-мотивационный этап

Ведущий передаёт цветок первому участнику со словами: «Я дарю вам …, потому что… (указываются качества личности, профессионализм и т.д.).

Деление на группы (по цветовому признаку).

В 2003 году Институт продвижения исследований в образовании (США) при ассоциации за образование взрослых и грамотности (AEL) опубликовал обзор 29 исследований использования визуальных средств обучения. В большинстве исследований речь шла именно о … учёные установили, что их применение улучшает показатели студентов в нескольких направлениях. А именно:

Улучшается запоминание информации в том случае, когда она представлена как визуально, так и в текстовой форме.

Улучшается понимание прочитанного.

Растёт успеваемость, в том числе у студентов, имеющих трудности в обучении.

Улучшаются навыки критического мышления.

Целеполагание


Степень овладения

В начале практикума

В конце практикума

Имею некоторое представление

Имею некоторое представление

Что такое графические органайзеры

Как применять графические органайзеры на уроках

Как создавать графические органайзеры

Графические органайзеры – это всё, что каким-то образом помогает организовать информацию на листе бумаги, чтобы улучшить её запоминание, усвоение, анализ или применение.

Графические органайзеры – инструменты визуальной коммуникации, которые используют наглядные средства выражения содержания. Они играют все большую роль в процессе организованного обучения и могут быть с успехом использованы в самообразовании.

Обзорная лекция с предварительным заданием

Графические органайзеры представляют собой инструментарий письменной коммуникации, использующий графическую нотацию для репрезентации знаний, концепций, идей, а также взаимосвязей и отношений между ними. Как дидактическое средство, выполняющее иллюстративную, коммуникативную и когнитивную функции, графические органайзеры применяются не только в качестве носителя информации, но и для поддержки деятельности обучающихся при планировании образовательных проектов, решении проблем, принятии решений, проведении исследований.

Изображение органайзера может носить универсальный характер, а может соответствовать определённой задаче, которую нужно выполнить, тематике занятия и т.д. добавление цветового кодирования и/или изображения в графический органайзер дополнительно увеличивает полезность визуального отображения.

Цель использования графических органайзеров на уроках – создание положительной мотивации школьников; вовлечение в различные виды деятельности; предоставление возможности выбора запоминания материала; применение технологии визуализации мышления (т.е. структурирования информации).

Деятельность учащихся заключается в том, что они должны научиться определять приоритетность информации; определять, какие части материала являются самыми важными, а какие – второстепенными; уметь расположить каждый элемент на определённом месте.

Преимущества использования графических органайзеров:

Ученики могут сосредоточиться на связях с учебной информацией;

Наглядное изображение передаёт сложную информацию простым для восприятия способом;

Развиваются аналитические, критические и творческие способности, умение планировать.

Графические органайзеры используются:

при изложении нового материала;

для осмысления и закрепления изучаемого материала;

на этапе контроля знаний, умений и навыков.

Виды графических органайзеров:

1. Последовательные органайзеры (sequential organizers) используются для представления информации, которая может быть выстроена в последовательность или соотнесена с временной шкалой:

 шкалы времени отражают события в хронологическом порядке;

 цикличные диаграммы показывают отдельную итерацию цикла – упорядоченную серию событий, повторяющихся в том же самом порядке.

2. Графические органайзеры сравнения и сопоставления (compare/contrastorganizers) применяются для идентификации сходств и различий между двумя или более категориями объектов:

 диаграммы Венна показывают все возможные логические взаимосвязи между конечным набором множеств;

3. Иерархические органайзеры (hierarchical organizers) позволяют упорядочить сущности (объекты, элементы, значения, понятия) по уровням на основе их рангов и / или свойств. К иерархическим визуальным органайзерам относятся:

 треугольные (пирамидальные) диаграммы, в которых высота уровня (слоя) представляет его статус в иерархии, а ширина – количество принадлежащих этому уровню элементов;

 деревья, используемые для представления структур и классификаций по нескольким основаниям.

4. Концептуальные органайзеры (conceptual organizers) раскрывают смысл концепта или множества концептов, ключевые идеи в изучаемой теме, позволяя визуализировать поддерживающие их основания (факты, характеристики, описания):

 ментальные карты (интеллект-карты) сфокусированы на одной центральной идее, которая детализируется посредством радиальной иерархии и древовидных структур, состоящих из категорий, связанных с этой идеей;

5. Графические органайзеры данных (data representation organizers) – графики, сетки, таблицы – предназначены для визуального представления количественных данных в схематической форме.

Основные задачи, решаемые в образовательном процессе посредством создания и использования визуальных органайзеров (дидактические функции органайзеров как средства обучения):

 актуализация априорных знаний обучающихся, построение взаимосвязей с новой информацией;

 поддержка процессов приобретения знаний и образования смыслов обучающимися (классификации, генерализации, агрегирования информации, выявления различных типов ассоциаций и др.);

 развитие навыков критического мышления и активизация когнитивных процессов высокого порядка – анализ, оценивание, создание

 документирование результатов образовательной деятельности, оценивание достижений обучающихся (входной, промежуточный, выходной контроль).

Операционно-деятельностный этап

Педагогам предлагается текст, который нужно изучить и систематизировать полученную информацию в графическом органайзере.

К каждому тексту прилагается набор графических органайзеров. Участниками нужно выбрать подходящий, заполнить его.

Рефлексивный этап

В ходе итоговой групповой рефлексии педагоги фиксируют три текущих достижения:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Графические органайзеры применяются как дидактическое средство, выполняющее иллюстративную, коммуникативную и когнитивную фукции, применяются как носители информции, для поддержки деятельности обучающихся.

Методическое руководство

Графические органайзеры на уроках истории

Пояснительная записка

Графические органайзеры – это все, что каким-то образом помогает организовать информацию на листе бумаги (или экране компьютера), чтобы улучшить ее запоминание, усвоение, анализ или применение. Или, изъясняясь языком определений – инструменты визуальной коммуникации, которые используют наглядные средства выражения содержания. Они играют все большую роль в процессе организованного обучения и могут быть с успехом использованы в самообразовании.

Графические организаторы являются наилучшим способом, позволяющим учащимся организовать свои мысли, постигать информацию с помощью визуализации и обеспечивать структуру для краткосрочной и долговременной памяти.

Как дидактическое средство, выполняющее иллюстративную, коммуникативную и когнитивную функции, графические органайзеры применяются не только в качестве носителя информации, но и для поддержки деятельности обучающихся при планировании образовательных проектов, решении проблем, принятии решений, проведении исследований.

Показателями эффективности применения данного материала из моего опыта работы стали:

Улучшение запоминания информации – в том случае, когда она представлена как визуально, так и в текстовой форме.

Улучшение понимания прочитанного.

Растет успеваемость, в том числе у учащихся, имеющих трудности в обучении.

Улучшаются навыки критического мышления.

Не секрет, что конкретные знания часто не только остаются невостребованными, но к тому же еще и не развивают у ученика мыслительных способностей. Поэтому в своей педагогической деятельности я стараюсь сформировать в своих учениках то, что будет актуальным всегда и везде – это критическое мышление, интеллект и активная гражданская позиция.

Новизна данного опыта состоит в том, что известные приёмы я использую при работе с различными текстами на уроках истории и во внеурочной деятельности.

Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления? Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов. В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.

Задача научить школьников:
- выделять причинно-следственные связи;
- рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
- отвергать ненужную или неверную информацию;
- понимать, как различные части информации связаны между собой;
- выделять ошибки в рассуждениях;
- делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
- избегать категоричности в утверждениях;
- быть честным в своих рассуждениях;
- определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
- выявлять предвзятое отношение, мнение и суждение;
- уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
- подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;
- отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом.

5) Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Каким же образом происходит организация учебного процесса? Главная роль отводится тексту. Его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.
Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование.

Роль учителя – в основном координирующая.На своих уроках я часто предлагаю учащимся работу с разными по типу и стилям текстами. Например, служебные доклады, воспоминания, летописи, законодательные акты, и конечно же тексты параграфов учебника. Это помогает им вспомнить, что известно по изучаемому вопросу, делать предположения, задавать вопросы. Учащиеся учатся анализировать, обобщать, систематизировать, делать выводы, критически мыслить. Давайте подробнее разберём некоторые из приёмов работы с текстами, и рассмотрим возможность их применения на уроках истории.

Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.

- Инсерт (активное чтение с маркировкой)

Приём ИНСЕРТ помогает ученикам читать текст источника более внимательно, способствует лучшему запоминанию материала. Этот приём осуществляется в несколько этапов.

1 э т а п: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию.

2 э т а п: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

3 э т а п: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

-Кластер (гроздь): предполагает выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление в виде грозди.

Это способ графической организации материала, позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Последовательность действий проста и логична:

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.


3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

1) инструмента для понимания сложной информации;

2) способа оценки понятийного багажа учащихся;

3) средства развития творческой выразительности;

4) способа выражения своего отношения к событию или исторической личности

Существуют определённые правила написания синквейна:

1. первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным;

2. вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;

3. третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;

4. четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме;

5. пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы

1. Тамерлан
2.жестокий, хромоногий
3.завоёвывает, убивает, разрушает
4.Жестокость-проявление своего недостатка убожества
5. тиран

Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица, а от имени исторического персонажа (король, крестьянин, революционер и т.д.). Затем выбираем, для кого будем писать, и определяем стиль создаваемого текста. Это может быть письмо, заметка в газету, жалоба чиновнику и т.д.

Р(оль) – Чингизхан А(удитория) - подданные Ф(орма) - составление плана Т(ема) - о походе на Русь Киевскую

На своих уроках я часто предлагаю учащимся работу с разными по типу и стилям текстами. Например, служебные доклады, воспоминания, летописи, законодательные акты, и конечно же тексты параграфов учебника. Это помогает им вспомнить, что известно по изучаемому вопросу, делать предположения, задавать вопросы. Учащиеся учатся анализировать, обобщать, систематизировать, делать выводы, критически мыслить. Давайте подробнее разберём некоторые из приёмов работы с текстами, и рассмотрим возможность их применения на уроках истории.

Графические (синоним – визуальные) органайзеры представляют собой инструментарий письменной коммуникации, использующий графическую нотацию для репрезентации знаний, концепций, идей, а также взаимосвязей и отношений между ними . Как дидактическое средство, выполняющее иллюстративную, коммуникативную и когнитивную функции, графические органайзеры применяются не только в качестве носителя информации, но и для поддержки деятельности обучающихся при планировании образовательных проектов, решении проблем, принятии решений, проведении исследований.

Основные типы визуальных органайзеров:

1. Последовательные органайзеры (sequential organizers) используются для представления информации, которая может быть выстроена в последовательность или соотнесена с временной шкалой:

 шкалы времени отражают события в хронологическом порядке;

 цикличные диаграммы показывают отдельную итерацию цикла – упорядоченную серию событий, повторяющихся в том же самом порядке.

2. Графические органайзеры сравнения и сопоставления (compare/contrastorganizers) применяются для идентификации сходств и различий между двумя или более категориями объектов:

 диаграммы Венна показывают все возможные логические взаимосвязи между конечным набором множеств; Например: Просветители Казахстана 18 века: Ибрай Алтынсарин и Абай Кунанбаев

Алтынсарин Абай

Костанайская обл Семипалат. обл

Воспитывался у деда богатый отец

Сирота богатая семья

Педагог помогал биям

Открыл школы(и для дев.) переводил Пушина, Лермонтова

Киргизская хрестоматия Слова Назидания – 45

Знал языки детей выучил в русской школе

Умер в 48 лет пошел против рода

Против культовых обрядов

Училисть в русских школах

Знание русского языка-залог процветания

Забота о будущем поколении

Призыв к дружбе с русскими

Против патриархальных отношений

3. Иерархические органайзеры (hierarchical organizers) позволяют упорядочить сущности (объекты, элементы, значения, понятия) по уровням на основе их рангов и / или свойств. К иерархическим визуальным органайзерам относятся:

 треугольные (пирамидальные) диаграммы, в которых высота уровня (слоя) представляет его статус в иерархии, а ширина – количество принадлежащих этому уровню элементов;

 деревья, используемые для представления структур и классификаций по нескольким основаниям.

4. Концептуальные органайзеры (conceptual organizers) раскрывают смысл концепта или множества концептов, ключевые идеи в изучаемой теме, позволяя визуализировать поддерживающие их основания (факты, характеристики, описания):

 ментальные карты (интеллект-карты) сфокусированы на одной центральной идее, которая детализируется посредством радиальной иерархии и древовидных структур, состоящих из категорий, связанных с этой идеей;

5. Графические органайзеры данных (data representation organizers) – графики, сетки, таблицы – предназначены для визуального представления количественных данных в схематической форме.

Основные задачи, решаемые в образовательном процессе посредством создания и использования визуальных органайзеров (дидактические функции органайзеров как средства обучения):

 актуализация априорных знаний обучающихся, построение взаимосвязей с новой информацией;

 поддержка процессов приобретения знаний и образования смыслов обучающимися (классификации, генерализации, агрегирования информации, выявления различных типов ассоциаций и др.);

 развитие навыков критического мышления и активизация когнитивных процессов высокого порядка – анализ, оценивание, создание

 документирование результатов образовательной деятельности, оценивание достижений обучающихся (входной, промежуточный, выходной контроль).

Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Графические органайзеры в качестве учебных пособий

Дается определение графического (визуального) органайзера как средства обучения. Характеризуются основные виды графических органайзеров: последовательный, сравнения и сличения, поэтапные, концептуальные и показ данных. Раскрываются основные проблемы, решаемые через стратегии визуальных органайзеров.

Графические (синоним – в изуальные) органайзеры содержат инструменты письменных взаимоотношений, использующие графические нотации для изображения знаний, концепций, идей, взаимосвязей и взаимоотношений между ними [2; 4; 7].

Графические органайзеры в качестве дидактических средств, выполняющих наглядные, коммуникативные и когнитивные функции, применяются не только в качестве переносчика информации, а также для планирования образовательных проектов, решения проблем, принятия решений, при исследованиях для поддержки работы учащихся.

Основные виды визуальных органайзеров:

1. Системные органайзеры (sequential organizers) применяются для передачи информации, которую можно расставить по порядку или сравнить в соответствии с временной шкалой:

- временная шкала событий в хронологическом порядке;

- групповые диаграммы (включая блок-схемы) описывают алгоритм или порядок реализации отдельных этапов процесса;

- циклическая диаграмма или частный цикл итерации – показывает ряд событий, повторяющихся в это же время.

2. Графические органайзеры для сравнения и сличения (compare/contrast organizers) используются для определения сходства и различия между категориями двух или более объектов:

- Показывают возможную логическую взаимосвязь между множествами диаграмм Венна;

- Квадранты демонстрируют взаимосвязь между этими двумя наборами понятий.

3. Иерархические органайзеры (hierarchical organizers) дают возможность упорядочить значения (объекты, элементы, значения, понятия) по их статусу и / или на основе их особенностей. К поэтапным визуальным органайзерам относятся:

- треугольные (пирамидальные) диаграммы, их уровень (этаж), высота, мсто в лестнице, а ширина показывает количества элементов, лежащих том же уровне;

4. Концептуальные органайзеры (conceptual organizers) предоставляя возможность представить значение понятия или набор понятий, основных идей изучаемой темы и оснований, подтверждающих их, (факты, описания, особенности), раскрывают следующее:

- ментальные карты (карты памяти), основаны на одной центральной идее, эта идея уточняется через структуры и радиальные стадии, похожие на дерева категорий, связанных с ней;

- концептуальные карты используются для четкого изображения взаимосвязи между самыми важными понятиями с применением различных паттернов;

- семантические сети – предназначены для разработки шаблона, изображающего семантическую (смысловую) взаимосвязь концепций графической нотации (формальный язык) в области взаимосвязанных вещей.

5. Графические органайзеры данных (data representation organizers) – предназначены для визуального изображения графиков, гистограмм, круговых диаграмм, таблиц, цифровых данных.

Для создания визуальных органайзеров можно использовать множество средств компьютерных инструментов. Они дают возможность создания графических изображений со следующими уникальными характеристиками: наглядность, коммуникативность, познавательность, открытость информации, метафоричность, многомерность.

Основные вопросы образовательного процесса, решаемые путем создания и использования визуальных органайзеров (дидактические функции органайзеров в качестве учебного пособия):

- актуализация априорных знаний учащихся, создание взаимосвязи с новой информацией;

- поддержка процесса получения учениками образования и формирования значений (систематизация, обобщение, объединение информации, определение различных видов ассоциации и т.д.);

- развитие способности критического мышления и оживление познавательных процессов высокого уровня – анализ, оценка, синтез (согласно таксономии Б. Блума [1]);

- документирование результатов в сфере образования, оценка достижений учеников.

Дает возможность получения системных знаний данных в познавательном графике, используемом в учебном курсе для повышения информационной плотности материала. Огромные возможности графического органайзера, такие как обобщение, визуализация, организация и чтение информации, решение проблем, принятие решений, структурирование идей в процессе принятия решений, определяют сферы возможного использования их в качестве одного из дидактических средств, эффективно сочетающихся с проблемными, проектными, исследовательскими технологиями обучения.

2. Clarke, J. H. (1991). Using visual organizers to focus on thinking. Journal of Reading, 34(7), 526-534.

3. Gallavan, N. P., & Kottler, E. (2007). Eight types of graphic organizers for empowering social studies students and teachers. The Social Studies, May/June 2007, 117-123.

4. Longhi, Sarah (2006). Social Studies Graphic Organizers & Mini-Lessons. Scholastic Teaching Resources. New York: Scholastic Inc.

5. Rosch, E. (1999). Principles of Categorization. In E. Margolis & S. Laurence (Eds.), Concepts: Core Readings (pp. 189-206). Cambridge, MA: MIT Press. Reprinted from (1978), E. Rosch & B. Lloyds (Eds.), Cognition and Categorization. Hillsdale, NJ: Laurence Erlbaum Associates.

Читайте также: