Бабаева т и развивающий потенциал традиций межвозрастного общения детей и взрослых в детском саду

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Фазлыахметова Лина Вильдановна
Должность: заместитель заведующей по воспитательно-методической работе
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 14" структурное подразделение "Родничок"
Населённый пункт: город Урай ХМАО-Югра
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: "Межвозрастное общение дошкольников на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования "Миры детства: конструирование возможностей"
Раздел: дошкольное образование

Межвозрастное общение детей в условиях ДОУ на основе Примерной основной

образовательной программы дошкольного образования

г. Урай ХМАО-Югра

Проблема воспитания личности в XXI веке является актуальной для современного

общества. Становление личности ребенка дошкольника происходит в его отношениях с

людьми – не только взрослыми, но и другими детьми. Первый опыт таких отношений во

многом определяет характер самосознания ребенка и его дальнейшее социальное развитие.

Особый интерес представляют отношения детей разного возраста. В дошкольной педагогике

социальной ситуации, когда многие семьи неполные, или имеют одного ребенка, а в детских

садах нашего города, да и многих других, разновозрастные группы большая редкость.

комфортном общении со старшими и младшими в семье,

могут проявляться негативные

как повышение личностной агрессии, неумении строить отношения, создается

атмосфера изолированности и незащищенности. Между тем, межвозрастное общение может

помочь обогатить детей опытом через разноплановые взаимодействия, поможет познанию

себя и других и снять многие проблемы возникающие в дошкольном детстве.

В плане межвозрастных контактов детей разного возраста интересное исследование

провела Е. В. Киселева. Она установила, что в межвозрастных контактах детей реализуется

большое число социальных ролей: старшего, младшего, лидера, ведомого, умельца и т. д., в

общение является существенным фактором развития личности ребенка.

По мнению Татьяны Николаевны Дороновой и Софьи Густавовны Якобсон, польза от

для младших в том, что они имеют более близкий и

понятный образец действий,

а авторитет старшего ребенка стимулирует к выполнению

действия, тем самым развивая исполнительность, как компонент активности. Для старшего

– показ, объяснение другому, способствует лучшему осознанию предметного содержания,

контроль за действиями младшего способствует развитию самоконтроля, а также появляется

чувство ответственности, самостоятельности, инициативности, которая входит в структуру

социальной активности. Условия совместного пребывания позволяют активнее формировать

новые социальные позиции, навыки социального поведения.

Разновозрастное окружение в условиях дошкольного образовательного учреждения

обогащает социальный опыт ребенка и создает условия для его личностного и социального

Населенный пункт: Кемеровская область - Кузбасс, Полысаевский г.о.,

Автор: Махнева Наталья Вадимовна

Организация: МБДОУ №47

Населенный пункт: Кемеровская область - Кузбасс, Полысаевский г.о.,

Автор: Воробьева Татьяна Петровна

Организация: МБДОУ №47

Населенный пункт: Кемеровская область - Кузбасс, Полысаевский г.о.,

Данная работа является подведением итогов деятельности по организации совместной деятельности детей раннего и старшего дошкольного возраста для успешной адаптации и социализации детей.

Как вы думаете, современные маленькие дети, – какие они? Если называть характеристики современного ребёнка, то получится собирательный образ малыша, который первый раз пришёл в детский сад. Наряду с яркими характеристиками (активный, развитый, любознательный) дети стали более тревожными, капризными, плаксивыми. Ребёнок с коммуникабельной натурой при виде интересной компании, возможно, и не вспоминает о маме. Для других детей, посещающих детский сад первый раз — это стресс. Погружение детей в незнакомую среду, предъявление новых требований чужими взрослыми вызывает тревогу, и мы заметили, что случайные встречи со старшими братьями и сёстрами в пределах сада значительно улучшает эмоциональное состояние малышей. Для малышей старшие дети более безопасны, несут детскую игровую культуру и являются привлекательными объектами для подражания и, кроме этого, присутствие рядом ребёнка из старших групп оказывает положительное влияние на эмоциональное настроение малыша, снижает уровень тревожности. Опыт привлечения воспитанников старших групп для более успешной адаптации и социализации детей младшего возраста оказался успешным, и из него последовало развитие технологии межвозрастного общения и взаимодействия.

Общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности. Межвозрастное общение способствует индивидуализации личности ребёнка. Отношения между детьми разного возраста даёт им опыт, важный для дальнейшей социализации в обществе. Для старших объяснение другому ребёнку помогает лучше освоить знания, контроль над маленькими развивает самоконтроль, ответственность и ощущение принадлежности к деятельности в команде. Младшие при этом видят более понятный пример для действий. В межвозрастных контактах детей реализуется большое число социальных ролей: старшего, младшего, лидера, ведомого, умельца и пр. Детьми отрабатываются ролевые позиции, активно идёт процесс социализации, развития самостоятельности и творческих проявлений детей.

Межвозрастное общение и взаимодействие - это процесс установления контактов между детьми разных возрастов, опосредованных особенностями каждого возраста, характером взаимодействия и содержанием совместной деятельности, адекватностью её педагогического регулирования.

Педагогу необходимо владеть программами обеих возрастных групп, находить эффективные формы и методы работы в соответствии с возрастными особенностями каждого ребёнка, правильно распределять внимание, видеть каждого ребёнка и всех детей в целом, учитывать разный режим дня, стремиться к установлению партнёрских взаимоотношений между взрослыми и младшими участниками образовательного процесса.

Этапы межвозрастного общения и взаимодействия. 1 этап – знакомство. Готовя старших детей, мы увидели, что инициативу в большей степени в желании помочь малышам проявили девочки, что и не удивительно. Опираясь на двухлетний опыт работы, мы знаем, что девочки больше склонны к попечительской деятельности и более терпеливы, чем мальчики, поэтому мы не настаивали на помощи мальчиков, зная, что позже они обязательно присоединятся к девочкам, увидев значимость и результативность этой деятельности. Второй этап – хождение в гости. Третий этап – реализация совместных образовательных проектов.

Принципы реализации совместных проектов: построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

  1. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений.
  2. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
  3. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Время в режиме дня. В какое время может быть организовано межвозрастное общение и взаимодействие? Мы предлагаем вам задуматься над этим вопросом. Сравнив режим дня в первой младшей и подготовительной к школе группы путем размышлений пришли к выводу, что межвозрастное общение и взаимодействие лучше организовать во время самостоятельной деятельности детей, а также на прогулке и во время проведения режимных моментов.

Взаимодействие старших дошкольников и детей раннего возраста было организовано по нескольким направлениям. Игровая деятельность - главная развивающая и тем самым привлекательная деятельность, создающая благоприятные условия для развития коммуникативных способностей ребёнка раннего возраста, организаторами которой являются старшие ребята. Через разные виды игры мы стараемся донести до малышей информацию комфортности нашего садика, его правилах и традициях. Театрализованная деятельность является эмоционально яркой, способствует выражению чувств, переживаний, привлекает, удерживает и переключает внимание . Мы применяем как полное рассказывание сказок детьми старшего возраста малышам с элементами театрализации, так и отдельные театральные этюды-образы, введение в утренник героя, роль которого исполняет ребёнок старшего дошкольного возраста. Формирование культурно-гигиенических навыков. Старшие дети становятся незаменимыми помощниками воспитателю при индивидуальной трансляции инструкций малышу, например, в каком порядке одеваться на улицу.

Как показала практика, такой опыт взаимодействия ребёнка раннего возраста со старшими детьми способствует не только его успешной социализации, но и помогает развитию речи, овладению культурно-гигиеническими навыками, эмоциональное состояние малышей становится более стабильным. В свою очередь, старшие дети понимают свою значимость, что способствует формированию у них позиции взрослого, вырабатывается произвольность, снимается тревожность, ребята становятся более внимательными и ответственными, что подкрепляет формирование школьной готовности.

Литература:

1. Белкина, В. Н. Дошкольник: обучение и развитие [ Текст ] : учеб. пособие / В. Н. Белкина, Н. Н. Васильева и др. – Ярославль : Академия развития, 1998. – 256 с.

2. Кузнецова, М. Н. Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ [ Текст ] : практическое пособие / М. Н. Кузнецова. – М. : Айрис-пресс, 2007. – 112 с.

3. Пенькова, Л. А. Под парусом лето плывёт по Земле [ Текст ] : методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей / Л. А. Пенькова. – М. : Линка-пресс, 2006. – 288 с.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МЕЖВОЗРАСТНОЕ ОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ КАК ФАКТОР ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Редькина Т. С.

Российский Государственный Институт им. А. И. Герцена

Воспитатель Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения ГБДОУ №33 комбинированного вида Невского района.

Межвозрастные отношения охватывают практически весь диапазон существования современного человека на протяжении жизни, проявляются в многообразии сфер человеческого бытия. Они имеют огромное значение для личностного и гражданского становления личности, для формирования идентичности, системы ценностных ориентаций, толерантности и коммуникативной культуры. В межвозрастных отношениях заключен большой потенциал развития самостоятельности и творчества. Использовать этот ресурс в системе образования – актуальная задача педагогической теории и практики.

До настоящего времени вопрос организации разновозрастного общения детей дошкольного возраста остается недостаточно разработанным. В детских дошкольных образовательных учреждениях преобладает взаимодействие в одновозрастных группах. Организованное взаимодействие старших и младших дошкольников встречается значительно реже.

С психологической точки зрения общение включает в себя:

- интеракцию (взаимодействие, взаимное влияние людей или воздействие групп друг на друга)

- коммуникацию (процесс обмена информацией)

- перцепцию (синоним слова восприятия - оценка и понимание социальных объектов (самих себя, других людей) в социальном контексте)

Общение включает в себя взаимодействие (А.А. Бодалев, М.И. Лисина)

Существование множества определений понятия “общения” связано с различными взглядами ученых на эту проблему. В психологическом словаре предлагается определить общение как “сложный многоплановый процесс установления и развития конфликтов между людьми, который включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии и взаимодействия, восприятие и понимание другого человека”. [1]

По мнению Б.Д. Парыгина, общение и деятельность соотносятся как два круга, в результате чего общение выступает как условие любой деятельности или в виде специфической коммуникативной деятельности.

Говоря об общении, мы можем сделать вывод о том, это процесс взаимодействия людей, направленный на установление отношений и объединения усилий для достижения общего результата и обеспечивающий социализацию личности.

Межвозрастное общение – мы рассматриваем как процесс установления контактов детей разных возрастов, опосредованных особенностями каждого возраста, характером взаимодействия и содержанием совместной деятельности, адекватностью ее педагогического регулирования.

К исследованию проблемы межвозрастного обращались Е.Н. Герасимова и Г.А. Урунтаева. Полученные Г.А. Урунтаевой данные показали, что даже при периодическом общении старших дошкольников с малышами обеспечивается высокий уровень положительного взаимовлияния контактов на социальное развитие детей. Отмечено, что младшие дети, если к ним проявляется интерес, охотно идут на взаимодействие со старшими дошкольниками, более того, они очень дорожат и гордятся их вниманием. [2]

Социализация — самое широкое понятие среди процессов, характеризующих становление личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно со взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентации, своего стиля жизни. ( Г.М. Андреева, Н.Ф. Голованова, Д.И. Фельдштейн , Р. Гарольд, С.С. Фролов ) [3].

В отношениях старших детей к младшим реализуется важная потребность для социального развития ребёнка:

- потребность во взаимопонимании и сопереживании (М.И. Лисина, Ш.А. Амонашвили, Д.В. Менджерицкая),

- стремление сделать что-либо полезное для близких (Я.З. Неверович),

- развивается умение оценивать эмоциональное состояние другого ребенка и корректировать своё поведение (А.М.Виноградова). [4]

Критерии эффективности разновозрастного взаимодействия включают две группы:

- критерии социализации (социальная адаптация, со­циальная автономизация, социальная интеграция, социальная активность)

- критерии взаимодействия (взаимопонимание, взаимовлияние, взаимные действия, взаимоотношения, взаимопознание).

В плане изучения межвозрастных контактов детей разного возраста особого внимания заслуживает исследование Е. В. Киселевой. [1] Она установила, что в межвозрастных контактах детей реализуется большое число социальных ролей: старшего, младшего, лидера, ведомого, умельца и пр. В результате чего детьми отрабатываются ролевые позиции, активно идет процесс социализации, развития самостоятельности и творческих проявлений детей.

Межвозрастное общение может быть стихийным и специально организованным педагогами в школе, в детских садах, внешкольных, спортивных обществах, по месту жительства и пр.

Организация межвозрастного общения требует учета ряда общих условий:

постепенное усложнение содержания общения.

творческий характер общения, который предполагает проявление индивидуальности, включение элементов спонтанности и непредсказуемости в развитие процесса общения;

Анализ исследований Е.Н. Герасимовой показывает, что большинство детей среднего и старшего возраста готовы к взаимодействию с младшими детьми даже в ущерб собственным предпочтениям. Младшие дети в большинстве своём ведут себя менее инициативно, охотно подчиняясь действиям и указаниям, что также свидетельствует об их готовности к взаимодействиям с более старшими партнёрами. [5]

Обобщенный анализ полученных в экспериментах Е.Н. Герасимовой позволяет определить педагогические условия эффективного построения образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада. В качест­ве таковых выступили:

- педагогическое взаимодействие воспитателя с взаимодействующи­ми детьми разного возраста;

- согласование в педагогических взаимодействиях возрастной сензитивности детей;

- учет в педагогическом руководстве особенностей проявления инди­видуальности детей в межвозрастных взаимодействиях.

Цель педагогического руководства разновозрастными взаимодейст­виями детей заключается в актуализации образовательного потенциала разновозрастных групп, позволяющего обогатить двуединый процесс социализации-индивидуализации, обеспечивающий развитие каждого ребен­ка как целостности.

В трудах Е.Н. Герасимовой были заложены важные идеи о компетентности воспитателя в педагогическом взаимодействии с взаимодействующими детьми разного возраста.

Е.Н. Герасимова отмечает, компетентность воспитателя проявля­ется в ориентированности его в различных ситуациях межвозрастного взаимодействия, основанной на знаниях, опыте, интуиции. Способность эффективно взаимодействовать с детьми, благодаря пониманию каждого из взаимодействующих при постоянном видоизменении психических со­стояний детей, их отношений между собой и содержания их деятельности - также важнейший показатель компетентности воспитателя. [5]

Но компетентен ли педагог в вопросах межвозрастного общения в современных условиях дошкольного учреждения? Для решения этого вопроса нами было проведено исследование весной 2011 года в детском саду № 64 Калининского района, в котором использовалось: беседа с воспитателем о межвозрастном общении, анализ планов работы воспитателя.

Таким образом, наблюдается недооценка воспитателями значения межвозрастного общения, а также в содержании образовательного процесса детского сада не выявлено целенаправленной деятельности педагогов по обогащению социальных представлений старших дошкольников о малышах и отсутствует организация контактов старших и младших дошкольников.

Мы предполагаем, что организация общения старших дошкольников с малышами в детском саду возможна при условиях

Повышения компетентности педагогов в вопросах межвозрастного общения

Проектирования содержания межвозрастного общения в соответствии с актуальными интересами старших дошкольников и малышей;

Разработки этапной педагогической технологии, направленной на обогащение опыта общения старших дошкольников с малышами на основе взаимного интереса, доверия и совместной деятельности.

Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.

Виноградова Н. Ф. Условия эффективного воспитания у старших дошкольников интереса к окружающему // Современные проблемы воспитания и обучения дошкольников в детском саду и семье. — М., 1982

Бабаева, Римашевская - Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Учебно-методич. пособие обложка книги

Аннотация к книге "Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Учебно-методич. пособие"

В данном пособии с учетом Федеральных государственных требований представлены современное содержание и формы развития дружеских взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в детском саду. С психологических позиций раскрыты своеобразие детских взаимоотношений и сотрудничества, особенности восприятия сверстника как партнера общения, трудности дошкольников в установлении контактов со сверстниками и пути их преодоления. Изложены методы педагогической диагностики взаимоотношений и определены направления действий педагогов и родителей. Предложенные в пособии объемный практический материал, развивающие и игровые ситуации, занятия, игры, этюды, проекты и другие формы организации совместной детской деятельности направлены на обогащение субъектного опыта старших дошкольников, их социальное развитие, а также на повышение профессионального мастерства и компетентности педагогов.
Пособие адресовано специалистам по дошкольному образованию, воспитателям детских садов.

В данном пособии с учетом Федеральных государственных требований представлены современное содержание и формы развития дружеских взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в детском саду. С психологических позиций раскрыты своеобразие детских взаимоотношений и сотрудничества, особенности восприятия сверстника как партнера общения, трудности дошкольников в установлении контактов со сверстниками и пути их преодоления. Изложены методы педагогической диагностики взаимоотношений и определены направления действий педагогов и родителей. Предложенные в пособии объемный практический материал, развивающие и игровые ситуации, занятия, игры, этюды, проекты и другие формы организации совместной детской деятельности направлены на обогащение субъектного опыта старших дошкольников, их социальное развитие, а также на повышение профессионального мастерства и компетентности педагогов.
Пособие адресовано специалистам по дошкольному образованию, воспитателям детских садов, родителям, а также студентам педагогических колледжей и факультетов дошкольного образования вузов. Книга будет интерес­на и всем, кто признает необходимость развития взаимоотношений детей со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности, значимость увлекательного общения с детьми на позициях сотрудничества.

Читайте также: