Использование государственных символов в школе

Обновлено: 07.07.2024

Минобразование России считает эту деятельность важной составляющей в воспитании патриотизма и гражданственности детей и молодежи, сохранении преемственности поколений и укреплении социального единства общества.

Воспитанию патриотов и граждан России должна способствовать систематическая и целенаправленная работа педагогических коллективов образовательных учреждений по разъяснению сущности и значения государственных символов Российской Федерации – флага Российской Федерации, герба Российской Федерации, гимна Российской Федерации.

Важнейшим показателем сформированности у подрастающего поколения гражданско-патриотических качеств личности является знание учащимися символики , понимание ее роли и значения как концентрированного выражения идеологии государства. В системе атрибутов государственная символика занимает одно из важнейших мест, является воплощением идеи национального единства русского общества. Использование государственной символики в воспитательной работе позволяет постепенно и поэтапно приобщать школьников к основам идеологии нашего государства, формировать чувство любви и уважения к Родине, гордости за ее достижения, чувство ответственности за развитие и процветание, способствует патриотическому воспитанию подрастающего поколения, его гражданскому становлению.

Исполнение гражданских ритуалов, связанных с государственными символами России, включается в проведение торжественных мероприятий с участием родителей, общественности, посвященных государственным праздникам Российской Федерации, а также в местные и общешкольные мероприятия, праздники, такие как традиционные праздники начала и окончания учебного года, акта вручения аттестатов выпускникам образовательных учреждений и др.

Необходимо донести до наших детей, что отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.

Педагогическая работа с государственной символикой основывается, прежде всего, на учете возрастных особенностей детей, а также на понимании роли различных условных образных обозначений в воспитании и обучении детей и молодежи.

У младших школьников представления о государственных символах России начинают формироваться преимущественно на эмоциональной основе. Каждый элемент государственных символов несет большую смысловую нагрузку. Педагог обращает внимание детей на то, что государственная символика или ее элементы постоянно окружают нас в повседневной жизни.

Например, с гербом России, символизирующим принадлежность к государству – Российская Федерация, они постоянно встречаются в повседневной жизни. Герб России изображен на паспорте гражданина России, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, правительственных наградах, космических кораблях. Его можно увидеть на денежных знаках, почтовых марках, открытках, значках. Педагогам необходимо подчеркивать, что каждый шаг в гражданском становлении детей и молодежи отмечен встречей с государственными символами нашей Родины.

В начальной школе можно организовать коллективное прослушивание гимна Российской Федерации. Предварительно проведя беседу о гимне как одном из важнейших государственных символах России, истории его создания. Следует объяснить детям, что гимн исполняется на торжественных праздниках и военных парадах, его слушают и поют стоя, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины. Изученные на уроках элементы символики становятся в дальнейшем объектом бесед, используются при проведении внешкольных мероприятий, досуга, в игровой деятельности младших школьников.

(Я) Раскрытию сущности государственных символов способствуют уроки истории, обществознания, литературы, факультативные, кружковые, клубные занятия и др.

В старших классах на уроках истории проводятся циклы бесед, посвященных истории возникновения флага и герба Российской Федерации, флагов и гербов республик в составе Российской Федерации, текста и музыки гимна Российской Федерации.

Множество интересных сведений о государственных символах и их значении в жизни общества воспитанники могут получить на воспитательских мероприятиях в которых говориться о нумизматике (изучение и собирание монет и денежных знаков разных стран и эпох), филателии (изучение и собирание почтовых марок), фалеристике (изучение орденов, медалей, нагрудных знаков), эмблематике (изучение государственных эмблем, знаков отличия) и др. Это в еще большей степени расширит возможности исследовательской работы школьников по изучению символов в процессе воспитательских мероприятий.

Формируя и укрепляя чувство гордости и уважения к символам нашего государства, в содержание бесед, включаю факты и эпизоды, которые характеризуют отношение наших граждан, воинов, спортсменов к флагу, гербу и гимну нашей страны.

Привлечь внимание детей к символам нашего государства позволяет также экскурсионная работа, встречи и беседы с местными жителями, участниками Великой Отечественной войны, военнослужащими. Все это даст возможность наполнить конкретным содержанием понятия о символах государства, их роли и значении в жизни каждого человека.

Педагог в ходе бесед, тематических классных часов, экскурсий и походов по родному краю, участия в праздниках и торжествах раскрывает подросткам идейно-нравственное содержание символов государства, роль условных изображений и ритуалов в жизни общества. Дети приучаются сочетать уважительное отношение к символам и ритуалам с четким соблюдением законов, правил поведения.

Особую роль в организации работы по изучению государственной символики России следует отдать библиотекам. Они должны помочь педагогам и школьникам в подборе литературы и публикаций из периодической печати по разъяснению государственной символики нашей страны и основаниям ее почитания в обществе, показу образцов, примеров отношения к государственной символике из истории и современной жизни, художественной, документальной и публицистической литературы.

Воспитание уважения к государственным символам Российской Федерации, повышение их роли в патриотическом и гражданском воспитании учащихся – неотъемлемая часть воспитательной деятельности образовательных учреждений.

При этом деятельность классного руководителя не должна сводиться к проведению разовых акций, операций, мероприятий, приуроченных лишь к каким-либо календарных датам, а являться неотъемлемым компонентом всей системы воспитательной работы учреждения образования и реализовываться на диагностической основе с учетом конкретных возможностей учебного заведения, воспитательного потенциала окружающего его социума.









Государственная символика и правила ее использования

s_2015-06-02-17712032

Любое суверенное государство имеет свою государственную символику, выделяющую его среди прочих. Россия не является исключением из этого правила и имеет Государственный флаг РФ, Государственный герб РФ и Государственный гимн РФ (ст. 70 Конституции РФ)

Карается законом
За нарушение установленных федеральными конституционными законами правил использования государственной символики предусмотрена административная ответственность (ст. 17.10 КоАП РФ). Гражданам грозит штраф в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб., должностным лицам – от 5 тыс. до 7 тыс. руб., а привлеченные к ответственности юридические лица будут обязаны уплатить от 100 тыс. до 150 тыс. руб.
Как показывают исследования, многие наши соотечественники могут стать правонарушителями не намеренно, а по незнанию. По данным опроса ВЦИОМ, проведенного 16-17 ноября 2013 года, негласную обязанность знать цвета Государственного флага своей страны и их расположение не соблюдает треть россиян (32%), половина опрошенных (51%) не смогла назвать первые слова Государственного гимна, но зато лишь 12% участников опроса не знают, как выглядит Государственный герб нашего государства. Правда, из года в год число граждан, осведомленных о государственной символике и правилах ее использования, возрастает – так, в 2009 году по итогам аналогичного опроса правильные цвета флага и их порядок не смогли назвать 45% респондентов1.
Если же гражданин осознанно совершает надругательство над Государственным флагом или Государственным гербом, ему грозит уголовная ответственность по ст. 329 УК РФ. Под надругательством понимается сжигание флага, нанесение на него циничных надписей или рисунков, срывание флага или герба, забрасывание грязью и т. п. Наказанием за такие действия служат ограничение свободы на срок до одного года, либо принудительные работы на тот же срок, либо арест на срок от трех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до одного года.
К слову, в середине ноября в Госдуму был внесен законопроект депутата Госдумы Олега Михеева об установлении уголовной ответственности и за надругательство над Государственным гимном, однако в связи с неисполнением Регламента нижней палаты парламента законопроект был возвращен автору2.

Изменения последних лет показывают, что отношение наших соотечественников к государственной символике постепенно меняется в лучшую сторону. Во многом этому способствуют изменения законодательства, позволяющие шире использовать Государственный флаг, Государственный гимн и Государственный герб, в том числе и обычными гражданами. Будем надеяться, что с течением времени уважение россиян к государственным символам будет только возрастать.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

В соответствии с пунктом 5 Положения о Геральдическом совете при Президенте Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 1999 г. № 856, консультации по вопросам геральдики дает Геральдический совет при Президенте Российской Федерации.

Заместитель директора
Департамента
П.А. Сергоманов

Обзор документа

Разъясняется, что вопрос размещения Государственного герба России на печатях организаций регулируется Федеральным конституционным законом о Государственном гербе Российской Федерации.

В соответствии с положением о Геральдическом совете при Президенте России консультации по вопросам геральдики дает указанный совет.

Кроме того, разъяснения по вопросу о заверении документов об образовании установленного образца печатью с изображением Государственного герба России или без его изображения были направлены ранее (письмо от 4 июня 2015 г. N 05-2038).

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

РФ

Задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральном государственном образовательном стандарте (далее – ФГОС) общего образования, где воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса. Одним из ведущих направлений организации воспитания и социализации учащихся образовательных организаций является гражданско-патриотическое направление деятельности. Реализация воспитательной компоненты образовательной деятельности должна служить достижению личностных результатов освоения основной образовательной программы (далее – ООП), закрепленных во ФГОС общего образования.

Использование государственных символов осуществляется исключительно в порядке, установленном соответствующими конституционными законами. За нарушение порядка официального использования Государственного флага РФ, Государственного герба РФ или Государственного гимна РФ предусмотрена административная ответственность по ст. 17.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Поэтому потребовалось внести изменения, которые регламентируют использование государственных символов РФ общеобразовательными организациями.

Необходимо отметить, что порядок использования государственных символов распространяется на общеобразовательные организации независимо от форм собственности (как государственных и муниципальных, так и негосударственных).

С 1 сентября 2014 г. Государственный флаг РФ:

• вывешен постоянно на зданиях образовательных организаций или установлен постоянно на их территориях;

• поднимается (устанавливается) во время массовых мероприятий (в т. ч. спортивных и физкультурно-оздоровительных), проводимых образовательными организациями.

Государственный гимн РФ исполняется:

• в образовательных (в т. ч. и профессиональных) – перед первым уроком (занятием) в день начала нового учебного года;

• во время проводимых торжественных мероприятий, посвященных государственным и муниципальным праздникам;

• в иных случаях во время торжественных мероприятий, проводимых государственными органами, органами местного самоуправления, а также государственными и негосударственными организациями.

При использовании государственных символов в указанных случаях предварительно необходимо провести разъяснительную работу с педагогическими работниками и учащимися по правилам поведения в соответствии с законами о флаге и гимне.

Государственный гимн РФ должен исполняться в точном соответствии с утвержденными музыкальной редакцией и текстом. При официальном исполнении Государственного гимна РФ присутствующие выслушивают его стоя, мужчины – без головных уборов. Если исполнение Государственного гимна РФ сопровождается поднятием Государственного флага РФ, присутствующие поворачиваются к нему лицом.

За надругательство над Государственным гербом РФ или Государственным флагом РФ (грубое, оскорбительное, кощунственное отношение к указанным символам, проявляющееся в их срывании, повреждении, уничтожении, забрасывании грязью, нанесении циничных надписей и т. д.) установлена уголовная ответственность по ст. 329 Уголовного кодекса РФ в виде ограничения свободы на срок до одного года, либо принудительными работами на тот же срок, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года. Субъектом указанного преступления является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Читайте также: