Статья о моем опыте макаренко краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Антон Макаренко – Всемирно известный педагог, воспитатель и писатель. Он разработал собственную систему воспитания детей, которую многие критиковали, считали антисоветской и негуманной. Однако именно ему удалось перевоспитать сложных подростков так, что они находились на самоуправлении, зарабатывали зарплату и отдавали часть полученных средств государству.

В 1988 году Антон Макаренко был признан ЮНЕСКО одним из четырёх лучших педагогов мира.

Как всё началось

Это было послевоенное время, когда возникло большое количество беспризорников и малолетних преступников, которые уже не могли сами приспособится к нормальной жизни в обществе. Таких детей отправляли в колонии поселения. Часто бывало, что родители сами приводили в такое место своих сложных подростков, с которыми не могли справится.

Колония Макаренко насчитывала порядка 600 учеников. Но при этом ему удалось так наладить дисциплину, что ребята справлялись во всём сами и большинство учителей оказались не нужны – Макаренко занимался почти всем сам.

Дети сами вставали по звонку, заправляли постель, умывались, убирались в помещениях и делали все другие необходимые дела.

В итоге он выпустил более трёх тысяч человек и среди них практически не было рецидивов.

Итак, вот пять основных методов, которые позволили педагогу добиться таких результатов:

1. Коллектив

Воспитательный коллектив был основой методики педагога. В нём дети были связаны бытовыми, деловыми и дружескими целями. Это взаимодействие позволяло также развивать личность и индивидуальность каждого.

2. Трудовое воспитание

Макаренко считал, что правильная организация быта, социальной среды и условий труда положительно влияет на моральный облик и нравственность воспитанников.

Прибыль позволяла воспитанникам получать зарплату, содержать театр, поддерживать вновь поступивших и выпускников, а также отдавать часть прибыли государству. Когда подростки выпускались из колонии, они имели профессию и фактически были мастерами своего дела.

3. Самоуправление

При наличии здорового коллектива педагог считал возможным доверить воспитанникам самоуправление. Дети учились самостоятельности и ответственности.

Так, например, никакой педагог не мог отменить решения собрания. Именно голосование детей определяло жизнь, досуг и труд коллектива.

Согласно системе Макаренко, старший группы выбирался лишь на полгода и мог занимать пост единожды, соответственно каждый ребенок имел шанс попробовать себя в качестве руководителя. Там, где отсутствовала эта система, считал Макаренко, часто вырастают безвольные и не приспособленные к жизни люди.

4. Знание своего дела

По его мнению, учитель должен быть внимательным и искренним, так как дети различают фальшь.

5. Дисциплина

По мнению педагога, дисциплина – это не средство и не метод воспитания, а его результат. То есть, если выполняются все первые четыре пункта, то дисциплина возникнет сама собой и будет поддерживаться самим коллективом.

Т. С. Панфилова, работавшая в трудовой колонии им. М. Горького, свидетельствует, что Антон Семенович требовал от педагога не недюжинных способностей, не гениальности и талантливости. Он требовал одного — энтузиазма в преподавании, любви и страсти в деле, преданности; чтобы человек любил свою работу и работал не как ремесленник, а как артист.

В нашей работе это необходимо.

«Педагог, — говорит А. С. Макаренко в статье-докладе „О моем опыте“, — не может не играть… Нельзя же допустить, чтобы наши нервы были педагогическим инструментом, нельзя допустить, что мы можем воспитывать детей при помощи наших сердечных мучений, мучений нашей души. Ведь мы же люди.

«Я убежден, что в будущем в педагогических вузах обязательно будет преподаваться и постановка голоса, и поза, и владение своим организмом, и владение своим лицом, и без такой работы я не представляю себе работы воспитателя. Конечно, постановка голоса имеет значение не только для того, чтобы красиво петь или разговаривать, а чтобы уметь наиболее точно, внушительно, повелительно выражать свои мысли и чувства. Все это вопросы воспитательной техники.

Требовательное уважение, связанное с доверием — основной принцип системы воспитания — должно стать обязательным для каждого воспитателя. Каждого воспитанника, — считал А. С. Макаренко,- надо увлекать верой в его человеческую ценность.

Требовательность педагога к детям ни в коем случае не должна носить характера суровости, говорил Антон Семенович. Не суровость в обращении с воспитанниками, не излишняя ласка нужна в отношениях с ними, а чувство меры, любви и строгости.

Но говоря о необходимости меры любви к детям, А. С. Макаренко имел в виду только сдержанность во внешнем выражении любви. По-настоящемувеликая любовь к детям должна проявиться в заботе о них, в доверчивости, правдивости, простоте и искренности, а также в доброте без приторности и напуганности, в той доброте, которая всегда найдет отклик в детской душе.

В настоящее время очень актуален вопрос о том, как добиться авторитета, на чем он основан. «Я ставлю вопрос так, — говорил А. С. Макаренко, — педагогический авторитет основывается на ответственности в первую очередь." А это обязывает педагога быть с детьми прежде всего честным, уметь признать свою ошибку, если допустил ее, и извиниться перед воспитанниками, если был в чем-то не прав.

Для успеха в воспитании, подчеркивал А. С. Макаренко, воспитателю необходимо хорошо знать жизнь и особенности характера каждого воспитанника, его стремления, сомнения, слабости, достоинства. При этом не следует, указывал он, рассчитывать на эффективность бесед с воспитанниками, а следует помочь им целесообразно организовать их жизнь и деятельность, скрывая по возможности сущность своей педагогической позиции.

A. M. Горький так описывает внешность А. С. Макаренко и его отношение к колонистам: «Кто мог столь неузнаваемо изменить, перевоспитать сотни детей, так жестко и оскорбительно помятых жизнью? Организатором и заведующим колонией является А. С. Макаренко. Это бесспорно талантливый педагог. Колонисты действительно любят его и говорят о нем тоном такой гордости, как будто они сами создали его. Он — суровый по внешности, малословный человек лет за сорок, с большим носом, с умными и зоркими глазами, он похож на военного и на сельского учителя из „идейных“. Говорит хрипло, сорванным или простуженным голосом, двигается медленно и всюду поспевает, все видит.

Работа каждого воспитателя может иметь две формы:

  1. работа по всему коллективу и
  2. по отдельной части коллектива.

Всё сказанное выше о воспитательном процессе в полной мере относится к работе воспитателя (вожатого) в детском оздоровительном лагере. Работа воспитателя (вожатого) в отряде должна заключаться в следующем: прежде всего воспитатель (вожатый) должен хорошо знать состав своего отряда, должен знать жизнь и особенности характера каждого воспитанника, его стремления, сомнения, слабости и достоинства. Воспитатель должен смотреть на воспитанника не как на объект изучения, а как на объект воспитания.

Формы работы воспитателя (вожатого) в отряде могут быть самые разнообразные:

  • участие в работе отряда;
  • простое присутствие в отряде за беседой, за игрой в шахматы, шашки, за спортивной игрой;
  • совместные прогулки;
  • участие в творческих мастерских вместе с членами отряда;
  • участие в выпуске газеты;
  • участие в уборке в палатах, территории;
  • прогулки и беседы с отдельными группами и отдельными воспитанниками;
  • присутствие на занятиях школы актива;
  • помощь воспитанникам в подготовке вечернего КТД;
  • совещание с отрядом (вечерний огонек);
  • походы, туристическая полоса;
  • купание, прямая работа по устройству и налаживанию купания.

Воспитатель (вожатый) должен избегать только одной формы: простого пребывания на глазах у ребят без всякого дела и без всякого интереса к ним.

Контроль отрядной работы вожатого нужно производить не по числу отработанных часов, а по результатам работы, по месту, занимаемому его отрядом в межотрядных соревнованиях, по общему тону, по производственным успехам, по характеру роста отдельных воспитанников и всего отряда и, наконец, по отношению к нему самого отряда.

«Если бы кто-нибудь спросил, как бы я мог в краткой форме определить сущность моего педагогического опыта, я бы ответил, что как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему. Я убежден, что эта формула есть формула вообще советской дисциплины, есть формула вообще нашего общества."А. С. Макаренко.

Любовь — основа любого воспитательного процесса, и вырастить счастливого человека без неё невозможно. Эта мысль советского педагога-новатора и писателя Антона Семёновича Макаренко выглядит очевидной, но не кажется понятной. Постараемся объяснить, что за любовь имел в виду Антон Семёнович, и раскрасим материал несколькими фактами.

За свои 50 лет Антон Семёнович успел очень много. Недаром ЮНЕСКО в 1988 г. включило его в список педагогов, определивших развитие своей науки в XX веке, наряду с итальянкой Марией Монтесорри, американцем Джоном Дьюи и немцем Георгом Кершентейнером.


Ценности

Почему к работам Антона Семёновича обращаются вновь и вновь, спустя десятилетия? Что ему удалось совершить?

То же, что и любому талантливому человеку: переосмыслить то, что было сделано до него и выработать собственные принципы. Педагогическая система Макаренко основана на идее коллектива, в котором успешно сосуществуют учителя и ученики. Грамотному руководителю удаётся управлять ими так, чтобы все работали с ощущением объединяющей цели, общих задач и принципов.


Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне.

Антон Семёнович видел в каждом ребёнке положительное, большие возможности и творческое начало, которое при правильном воспитании всегда возьмёт верх. Разнообразные занятия, активное трудовое воспитание и формирование не принудительной, а сознательной дисциплины стояли в основе его методики. И ему, в отличие от многих, удалось не только разработать собственную теорию, но и проверить её на практике.

Коммуны

Количество беспризорников в 20-е гг. XX века было огромно, а методов работы с ними не было. Педагогические коммуны стали решением.

Первая из них была создана в 1921 году недалеко от Полтавы на базе трудовой колонии и получила своё название в честь Максима Горького, который активно участвовал в борьбе с детской беспризорностью. Дети, разделённые на отряды по 7-15 человек, имели самоуправление, выборные должности и даже хорошо налаженное производство, которое позволяло коммуне не только обеспечивать себя, но и отдавать деньги в бюджет государства.



  • Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.
  • Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.
  • Соединение огромного доверия с огромным требованием и есть стиль нашего воспитания.
  • Если мало способностей, то требовать отличную учёбу не только бесполезно, но и преступно. Нельзя насильно заставить хорошо учиться. Это может привести к трагическим последствиям.
  • Без искреннего, открытого, убеждённого, горячего и решительного требования нельзя начинать воспитание коллектива.

Первая коммуна просуществовала пять лет, а затем Макаренко принял решение перенести её под Харьков. Одной из причин стало то, что многие ребята хотели освоить рабочие специальности, а такой возможности не было. На новом же месте уже существовали оборудованные мастерские и электростанция. Вторая причина: растущее неприятие другими педагогами системы Макаренко и невозможность дальше возглавлять коммуну.


На безе мастерских этой коммуны, названной в честь Феликса Дзержинского, был создан завод ФЭД (что и расшифровывается как Феликс Эдмундович Дзержинский). На заводе в то время производились простейшие сверлильные машины и затем уже прославившиеся фотоаппараты.


Этой коммуной педагог руководил до 1935 года. Потом его перевели в Киев, а дальше в Москву, где он прожил до самой смерти.

Педагогика

Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого.

Советская критика

Для многих его последователей приверженность новой системе имела драматические последствия. Некоторые из них, например, воспитанник и сподвижник Макаренко Семён Калабалин попал под арест по ложному доносу в 1938 году, когда начался Большой террор.


Воспитательным опытом Макаренко и Калабалина, а также судьбами воспитанников занималась Фрида Вигдорова, которая смогла задокументировать легендарный судебный процесс над Иосифом Бродским.

Кроме того, по Макаренко, обязательным было соблюдать дисциплину, но стремиться к идеальной учёбе — нет.

Вопросов к системе, которая строилась на детском труде, было множество. Для одних он был слишком жёстким, другие не верили в силу самоуправления, предпочитая строгий контроль. Ведь самоуправление — это элемент демократии, которая в советском обществе воспринималась как нарушение субординации.

Ни в коем случае режим не должен скрепляться строевой муштровкой. Шеренги, команда, военная субординация, маршировка по зданию — всё это наименее полезные формы в трудовом детском и юношеском коллективе, и они не столько укрепляют коллектив, сколько утомляют ребят физически и психически.

педагогическая поэма макаренко краткое содержание

Начало действий

Действие поэмы разворачивается в 20-х годах ХХ века в СССР. Повествование ведется от лица самого автора (Антон Макаренко). "Педагогическая поэма" начинается с того, что главный герой основывает колонию им. Горького под Полтавой для беспризорных детей, среди которых были малолетние преступники. Помимо самого Макаренко, педагогический коллектив колонии состоял из двух воспитательниц (Екатерины Григорьевны и Лидии Петровны) и одного завхоза (Калины Ивановича). С материальным обеспечением дела обстояли также сложно – большая часть казенного имущества была аккуратно разграблена ближайшими соседями колонии.

Первые колонисты

Первыми воспитанниками колонии стали шесть ребят (четверым было уже по 18 лет): Бурун, Бендюк, Волохов, Гуд, Задоров, и Таранец. Несмотря на радушный (насколько это позволяли условия колонии) прием, будущие колонисты своим видом сразу дали понять, что жизнь здесь их не особенно привлекает. О дисциплине речь не шла: колонисты просто игнорировали своих педагогов, могли вечером уйти в город и вернуться только под утро. Через неделю за убийство и ограбление был арестован Бендюк. Выполнять какие-то хозяйственные работы колонисты тоже отказывались.

педагогическая поэма макаренко

педагогическая поэма макаренко краткое содержание по главам

Правила в колонии

педагогическая поэма макаренко содержание

Становление коллектива

Постепенно в колонии формируется настоящий коллектив. Воспитанники ориентируются уже не только на себя, но и на других. Значимым моментом в произведении "Педагогическая поэма" Макаренко (краткое содержание тому подтверждение) является создание патрулирования. Колонисты организовывали добровольные отряды, охраняющие местные территории от грабителей, браконьеров и др. Несмотря на то что жители близлежащих земель с опасением относились к подобным отрядам, зачастую не отделяя их от местных бандитов, для самого коллектива колонистов это был серьезный шаг в развитии. Бывшие преступники смогли ощутить себя полноценными членами общества, приносящими пользу государству.

макаренко педагогическая поэма кратко

Новоселье

Есть место и историческим фактам в сочинении "Педагогическая поэма" Макаренко. Краткое содержание произведения не могло упустить этот момент: в 1923 году колония переезжает в заброшенное имение Трепке. Здесь колонистам удается реализовать свою мечту о сельском хозяйстве. Вообще, отношение воспитанников к колонии уже совсем не похоже на то, что было вначале. Все ребята по праву считают ее своим домом, каждый вносит свой собственный вклад в устройство быта и коллективные отношения. В ведомстве колонии появляется кузнец, столяр и др. Ребята постепенно начинают осваивать рабочие специальности.

У воспитанников колонии появляется новое увлечение – театр. Они ставят спектакли, приглашают на них местных жителей. Постепенно театр приобретает настоящую популярность. Также воспитанники начинают вести переписку с известным советским писателем Максимом Горьким.

антон макаренко педагогическая поэма

В 1926-м году ребята переезжают в Куряж, чтобы организовать жизнь в местной колонии, которая находится в плачевном состоянии. Не сразу местные воспитанники принимают горьковцев. С трудом удается вывести их на собрание. Первое время никто из куряжских колонистов не хочет работать – все работы приходится выполнять подчиненным Макаренко. Нередко возникают драки, для разбирательства даже приезжает следственная комиссия. Параллельно усиливается контроль со стороны начальства за деятельностью Макаренко. Его педагогические идеи и методы находят не только сторонников, но и противников, в связи с этим увеличивается давление на педагога. Тем не менее общими силами Макаренко и горьковцев постепенно удается наладить жизнь куряжских колонистов и организовать настоящий полноценный коллектив. Апогеем в жизни колонии становится посещение ее Максимом Горьким.

Заключение

Читайте также: