Исократ против софистов краткое содержание

Обновлено: 01.07.2024

Сократ (470-399) – великий мудрец, главный собеседник и оппонент софистов. В записанных его учеником Платоном диалогах мы читаем, как Сократ остроумно разоблачает взгляды софистов, несостоятельность их претензий утвердить риторику как некоторое универсальное искусство говорить на любую тему без подготовки, раскрывает их безнравственный облик. При этом он демонстрирует свой знаменитый метод выявления истины путём задавания наводящих вопросов собеседнику (майевтика) и вскрытия противоречий в суждениях оппонента.

Сам Сократ был урождённым афинянином, происходил из старого аристократического рода, по профессии был каменотёсом, имел сварливую жену, ходил босым и бедно одетым. Хоть и был грамотен, как и все свободные граждане, сам никогда не записывал речей: всё, что мы знаем дошло до нас благодаря произведениям его учеников – Платона и Ксенофонта.

Горячий патриот, он был противником разнузданной демократии, попиравшей древние законы, и заменявшей их постановлениями народного собрания. Для него был неприемлем способ избрания на общественные должности путём жребия или голосования. Будучи непримиримым противником толпы, демоса, считал идеальной формой правления аристократию – власть благородных людей. Сам не принимая участия в политике, своей просветительской целью философ ставил подготовку талантливых и достойных людей, которые могли бы осуществить его политический идеал. Таких людей он искал, вступая в разговоры на улицах и площадях Афин, апеллируя совести и рассудку собеседников.

Споря с софистами, он утверждает, что тот общественный успех, обещанием которого они привлекают учеников, не имеет истинной цены ни для общества, во вред которому идёт искусство ораторов, ни самому оратору.

Конфликт Сократа и софистов – это начавшееся с этого момента и продолжающееся до сих пор противостояние философии и риторики. Бескорыстный поиск истины несовместим с поиском личного успеха в земной жизни. Вот, пожалуй, главный итог споров нищего афинского философа с процветающими ораторами.

Но Сократ не отрицал ценности хорошей, разумной речи вообще. Хороший оратор говорит со знанием дела, постигнув предварительно суть предмета , не стремится льстиво угодить толпе; композиция речи должна быть логичной (всё последующее должно вытекать из предыдущего) .


Учеником Горгия был известный преподаватель риторики Исократ (436-338). Он содержал в Афинах школу красноречия, подготовившую много практических деятелей – политиков (Исей, Ликург, Гисперид) и полководцев (Тимофей, Лаодамант, Клеарх, Никокл). Обучение продолжалось три-четыре года, стоило дорого - около 1000 драхм. Исократ придерживался следующего принципа: не научившись хорошо говорить, нельзя научиться хорошо мыслить. Он считается отцом практического образования (в отличие от научных школ, какими были Академия Платона и Лицей Аристотеля), отцом греческой интеллигенции. Исократ сам никогда принародно не выступал, а только преподавал и писал речи, которые имели широкое хождение как политические памфлеты. Его можно поэтому считать одним из первых политических публицистов.

В отличие от своих учителей-софистов Исократ считал, что общественному деятелю надо быть по возможности морально твердым человеком.

Демосфен

"Не слова и не звук голоса составляют славу оратора, - сказал как-то Демосфен, - а направление его политики". Он был хорошим стилистом, неутомимым оратором (объём текстов его речей поражает), сумевшим преодолеть слабость и здоровья и дефект речи, и физический недостаток - подёргивание плеча. (Вообще физические и психические отклонения характерны для выдающихся людей 9 .)

Демосфен был по сути последним политическим оратором независимых Афин: после завоевания Греции Македонией они сходят с политической арены. Греческая риторика как руководство политической борьбы, каковой она долгое время была, прекращается.

Критика софистики Сократом.


Сократ (470-399) – великий мудрец, главный собеседник и оппонент софистов. В записанных его учеником Платоном диалогах мы читаем, как Сократ остроумно разоблачает взгляды софистов, несостоятельность их претензий утвердить риторику как некоторое универсальное искусство говорить на любую тему без подготовки, раскрывает их безнравственный облик. При этом он демонстрирует свой знаменитый метод выявления истины путём задавания наводящих вопросов собеседнику (майевтика) и вскрытия противоречий в суждениях оппонента.

Сам Сократ был урождённым афинянином, происходил из старого аристократического рода, по профессии был каменотёсом, имел сварливую жену, ходил босым и бедно одетым. Хоть и был грамотен, как и все свободные граждане, сам никогда не записывал речей: всё, что мы знаем дошло до нас благодаря произведениям его учеников – Платона и Ксенофонта.

Горячий патриот, он был противником разнузданной демократии, попиравшей древние законы, и заменявшей их постановлениями народного собрания. Для него был неприемлем способ избрания на общественные должности путём жребия или голосования. Будучи непримиримым противником толпы, демоса, считал идеальной формой правления аристократию – власть благородных людей. Сам не принимая участия в политике, своей просветительской целью философ ставил подготовку талантливых и достойных людей, которые могли бы осуществить его политический идеал. Таких людей он искал, вступая в разговоры на улицах и площадях Афин, апеллируя совести и рассудку собеседников.

Споря с софистами, он утверждает, что тот общественный успех, обещанием которого они привлекают учеников, не имеет истинной цены ни для общества, во вред которому идёт искусство ораторов, ни самому оратору.

Конфликт Сократа и софистов – это начавшееся с этого момента и продолжающееся до сих пор противостояние философии и риторики. Бескорыстный поиск истины несовместим с поиском личного успеха в земной жизни. Вот, пожалуй, главный итог споров нищего афинского философа с процветающими ораторами.

Но Сократ не отрицал ценности хорошей, разумной речи вообще. Хороший оратор говорит со знанием дела, постигнув предварительно суть предмета 17 , не стремится льстиво угодить толпе; композиция речи должна быть логичной (всё последующее должно вытекать из предыдущего) 18 .

Чтобы понять Сократа, нужно знать его оппонентов. В этой части обсудим жизнь в демократических Афинах и движение софистов.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.



В какую эпоху жил Сократ?

🏛 Философу повезло родиться в эпоху расцвета культуры, науки и искусства. Афины тогда — на пике величия.

А еще Сократ — гражданин первой демократии в мире. Его голос имел значение: он защищал от несправедливого суда демоса осужденных на смерть стратегов.

🗣 Дискуссии между софистами и философами тогда не умолкали. В них Сократ практиковался в риторике. Споря с софистами, философ бил врага его же оружием: иронией, игрой слов, умозаключениями с логическими ошибками.

Кто такие софисты?

👎🏻 Но при жизни Сократа философы стали с презрением относиться к софистам за их нечестные приемы полемики.

🤥 Софизм — это логически неправильное рассуждение, умышленно выдаваемое за правильное.

🙌🏻 Разница между философами и софистами в том, что последние пытались убедить собеседника в своей правоте, а первые — стремились добраться до истины.

👥 Сократ противопоставлял себя софистам, но очень часто сам обвинялся в софистике — за использование их приемов в полемике.

Сократ против софистов = абсолютная истина против относительной.

1️⃣ Софисты считали, что истина относительна: все истинно в зависимости от того, как посмотреть.

2️⃣ Сократ полагал, что истина абсолютна: есть только один абсолютный ответ на любой вопрос.

3️⃣ На вопрос, что есть красивое, софисты отвечали: красивый конь или красивое дерево. Сократ искал красоту саму по себе, которая ни с чем не сравнима.

Сократ — хитрец?

Сократ: Вот как, следовательно, обстоит дело, милый Лисид, — сказал я. — В том, в чем мы бываем разумны, все нам доверяют — эллины и варвары, мужчины и женщины; мы делаем здесь все, что нам вздумается, и никто добровольно не станет нам ставить палки в колеса, но мы будем и сами свободно действовать на всех этих поприщах и повелевать другими, поскольку это — наши владения, от которых мы будем получать прибыль. Но в том, чего мы не умеем, никто не окажет нам доверия и не позволит делать все, что нам покажется правильным; наоборот, все будут нам в этом препятствовать, насколько смогут, и не только чужие, но и родные отец с матерью, и даже еще более близкие, если это возможно, люди; мы в этих делах будем подчиняться другим, и дела эти будут чужим достоянием, ибо мы от них не получим никакой выгоды. Ты с этим согласен?

Сократ: Но при таких обстоятельствах будем ли мы кому-то угодны и будет ли нас хоть кто-то любить, коль скоро мы в этих делах проявим себя непригодными?

Лисид: Конечно, никто.

Сократ: Значит, и твой отец не любит тебя, как никто обычно не любит человека, оказывающегося бесполезным.



Курс из 5 лекций о том, что свобода значит для философов разных эпох и для каждого из нас. Курс даст ключ к пониманию множества тем: от политики до психологии. Взглянем на хиты мировой литературы и кинематографа сквозь призму философии.

выфкцуаыв

Как соотносится философия Сократа и софистов?

В древнегреческой философии 5 в. до н. э. был кризис, так как одновременно существовало и прогрессировало несколько философских школ. Они брали на себя функцию объяснения мира, но делали это, исходя из своих собственных взглядов, ссылок на разных авторов, из-за чего противоречили друг другу.

Изменение акцентов в философии возникло и по причине новых социальных условий, а также выбора интересующих для изучения тем.

Философия софистов и Сократа: кратко

Софисты в философии использовали такой метод, как эвристика или искусство спора. Софисты учили доказывать свою правоту окружающим, пренебрегая поиском истины.

Среди особенностей философии софистов выделяют:

Философия Сократа была намечена на человека. С помощью майевтики и иронии, которые были введены в диалектику, мыслитель учил, что мы можем признавать и не признавать истину, но она существует независимо от нас.

Среди особенностей философии Сократа выделяют:

  • Признание абсолютности добра и зла. Знание, как считал Сократ, есть добродетель, поскольку знающий человек не творит зла.
  • Форма диалога. Философские беседы у Сократа всегда были в форме диалога, который он начинал с признания своей некомпетентности, тем самым располагая человека.
  • Определение истины, как не противоречащей самой себе. Проявлялось это в том же диалоге: оппонент часто начинал противоречить себе и исходным тезисам, что и подмечал Сократ.
  • Истину рождает сам человек. Не интерпретирует, а доходит до нее путем рассуждений, что соотносится с идеалистической позицией Сократа.

Оцените, пожалуйста, прочитанный материал:)

(32 оценили, оценка: 4,91 из 5)
Loading.

Читайте также: