Анкета по выявлению неблагополучных семей в доу

Обновлено: 03.07.2024

Проблема раннего выявления семейного неблагополучия является актуальной и значимой в системе профилактической работы с семьей по защите прав и интересов несовершеннолетних в образовательных организациях. Чем раньше начинается профилактика и социальная поддержка конкретной семье, тем больше шансов у ребенка успешно социализироваться в обществе.

Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:

  • Социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);
  • Медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей – особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);
  • Социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и престарелыми родителями);
  • Социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);
  • Психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);
  • Криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).

Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновения социального неблагополучия, но указывает на большую степень его вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи (например, семья неполная, многодетная, малообеспеченная). Поэтому выявление неблагополучия в семьях связано с ранним выявлением факторов социального риска.

Можно представить следующий алгоритм раннего выявления семейного неблагополучия.

Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих учреждение образования. С этой целью заполняются личные дела, составляется социально-педагогическая характеристика каждого класса и социальный паспорт образовательной организации в целом. Далее выявляются социально-бытовые условия проживания обучающихся, состав семей, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с каждой семьей. В социально-педагогической деятельности используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия. Основной информацией обладает классный руководитель, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка, его поведению выявляет признаки неблагополучия и социальный педагог, имеющий социально-педагогическую характеристику каждого класса и составляющий социальный паспорт школы.

В результате наблюдения к характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей можно отнести:

- утомленный, сонный вид;

- склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания (голод- фактор риска для подростка);

- задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;

- привлечение внимания любым способом;

- чрезмерная потребность в ласке;

- проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;

- проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;

- трудности в обучении.

Признаки физического насилия в семье могут проявляться в боязливости ребенка, в выраженном страхе взрослых, в проявлении тревоги в форме тиков, сосании пальца, раскачивания, в боязни идти домой, в жестоком обращении с животными, в стремлении скрыть причину травм.
Для работы с социально-неблагополучной семьей или ребенком в образовательной организации составляется индивидуальный план сопровождения, проводится работа по оказанию помощи в воспитании, трудоустройстве, лечении, организации отдыха с привлечением всех субъектов межведомственного взаимодействия (социальная защита, молодежная политика, здравоохранение, инспектора по опеке и попечительству, ОДН, Агенство занятости населения и т.д.). Принцип комплексного подхода в работе социального педагога образовательной организации к решению социальных проблем обучающихся позволяет не только привлечь специалистов учреждений конкретных ведомств (в зависимости от типа проблемы) к решению проблем ребенка и семьи, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении на ранней стадии, но также своевременно проводить системную работу с социально-незащищенными категориями обучающихся и их родителями.

Таким образом, социальный педагог осуществит эффективное взаимодействие в рамках социального партнерства со всеми ведомствами и субъектами профилактики, гарантирующими социальную помощь и защиту интересов ребенка и его семьи. Успешность сотрудничества обеспечат следующие условия взаимодействия:

- взаимное информирование о семьях и детях, нуждающихся в социальной и педагогической помощи;

- организация и проведение совместных мероприятий с целью повышения результативности в оказании психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

- исключение дублирования форм и методов, противоречивых действий, применяемых для изменения ситуации или решения проблемы.

  • прокуратуру - о нарушениях прав и свобод несовершеннолетних;
  • КДН и ЗП – о нарушенных правах несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • опеку и попечительство – о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
  • органы социальной защиты – о несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также семей, находящихся в социально опасном положении;
  • ОВД – о выявлении родителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними или вовлекающих их в совершение преступлений или антиобщественных действий, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;
  • органы здравоохранения - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;
  • органы управления образованием – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других образовательных учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;
  • органы по делам молодежи – о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости;
  • органы службы занятости – о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в профессиональной ориентации и трудовом устройстве.

В соответствии с российским законодательством существуют следующие виды ответственности лиц, нарушающих права и интересы детей.

Административная ответственность.

Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Уголовная ответственность.

Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей – за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

Примеры: ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст.113 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), ст.115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст.116 (побои), ст.117 (истязание), ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности), ст. 131 (изнасилование); ст.132 (насильственные действия сексуального характера); ст.133 (понуждение к действиям сексуального характера), ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста); Ст. 135. (развратные действия) ст.125 (оставление в опасности); ст.124 (неоказание помощи больному); ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей) ст. 110 (доведение до самоубийства); ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.

Гражданско-правовая ответственность.

Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

Пример: лишение родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации), ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации).

Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.

Обобщая вышеизложенное, содержание работы социального педагога ОУ по раннему выявлению случаев семейного неблагополучия может выглядеть так:

1. Подробное изучение социально-педагогических характеристик классов и индивидуальных характеристик учащихся из данных классных руководителей при составлении социального паспорта ОУ, а также из собеседований с классными руководителями.

2. Участие в работе методического объединения классных руководителей для своевременного получения информации об учащихся и их семьях (выявление личностных и семейных проблем).

Факторами риска семейного неблагополучия могут быть следующие параметры характеристики ребенка или его семьи:

- неполные, многодетные, приемные семьи;

- низкий уровень жизни семьи, социальные проблемы, бытовая неустроенность (малообеспеченность, наличие безработных членов, отсутствие или стесненные квартирные условия и т.д.);

- внутрисемейные отношения родителей;

- антисоциальный способ жизнедеятельности семьи, где имеет место алкоголизм родителей, употребление наркотиков, проституция и т.д.;

- низкий уровень педагогической культуры родителей;

- традиционные методы воспитания с применением физических наказаний, использованием авторитарных принципов, избыточности дисциплинарных форм;

- психическое нездоровье родителей, других членов семьи;

- неумение взрослых управлять эмоциями в стрессовом состоянии;

- нежеланный ребенок, или имеющий особенности физического, умственного развития, какие-либо девиации в поведении;

- отягощенная наследственность ребенка;

- психологические особенности ребенка;

- кризисы данного детского возраста;

- асоциальное поведение ребенка;

- ребенок пропускает занятия или не посещает школу;

- у ребенка на теле травмы, следы насилия;

- ребенок грязно или не по сезону одет;

- семья ведет асоциальный образ жизни и не заботится о ребенке;

- наличие какой-либо информации о фактах жестокого обращения с детьми;

- наличие информации о фактах вовлечения несовершеннолетних в употребление спиртных напитков и наркотических веществ;

- наличие информации о фактах вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность.

5. В образовательной организации задача социального педагога довести до сведения педагогического коллектива информацию о формах насилия, знать их признаки, а также поведенческие и психологические индикаторы. Существуют следующие формы насилия: физическое, психическое, сексуальное и пренебрежение основными потребностями ребенка.

7. Основные задачи руководителей и специалистов органов и учреждений системы профилактики:

- проводить профилактические мероприятия по предупреждению жестокого обращения с детьми;

- внимательно относиться к внешним проявлениям случаев жестокого обращения с детьми;

- оперативно информировать правоохранительные органы о выявленных случаях жестокого обращения с детьми;

- проводить работу по реабилитации жертв насилия.

8. В работе учитывать, что существуют явные признаки, которые требуют немедленного информирования правоохранительных органов:

- следы побоев, истязаний, другого физического воздействия;

- следы сексуального насилия;

- запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);

- отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними;

- систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома.

9. В рамках межведомственного взаимодействия следовать требованиям Регламента межведомственного взаимодействия: если сотрудники органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в процессе исполнения своих должностных обязанностей выявляют у детей перечисленные выше явные признаки жестокого обращения, то они обязаны:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Для улучшения взаимодействия специалистов детского сада с Вашим ребенком мы проводим анкетирование, результаты которого помогут нам

спланировать темы бесед с детьми, подобрать темы для родительских собраний и других форм работы, организовывать семейные праздники, осуществлять индивидуальное наблюдение за развитием ребенка, иметь информацию о состоянии его здоровья, особенностях характера и т.д.

Спасибо за участие!

I. Общие сведения о ребенке:

1. Ф. И. О.:_____________________________________________________________________________;

Дата рождения: ___.___.20___г.

3. Адрес постоянного или временного проживания (подчеркнуть): город__________________________улица___________________________дом_______квартира______

контактные телефоны___________________(мобильный матери)__________________(мобильный отца)

II. Социальный статус семьи:

Ф. И. О. _____________________________________________возраст___________________________________образование__________________________________профессия_________________________________

род занятий в настоящее время____________________________________________________________

Ф. И. О. _________________________________________________________

род занятий в настоящее время____________________________________________________________

3. Статус семьи (подчеркнуть): многодетная, полная, неполная, опекунская.

4. С кем проживает ребенок? (состав семьи)_________________________________________________

5. Проживают ли совместно с семьей бабушка и дедушка? _______________________________________________________________________________________

6. Отношения между взрослыми членами семьи (спокойные, ровные, напряженные, конфликтные) (подчеркнуть и вписать – между кем) ______________________________________________________

7. Отношения ребенка со взрослыми членами семьи (спокойные, ровные, напряженные, конфликтные) (подчеркнуть и вписать – между кем)__________________________________________

8. Члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его жизни

9. Были ли в жизни ребенка резкие перемены в обстановке (переезд, разлука с близкими, госпитализация и т. п.)? __________________________________________________________________

10. К кому из членов семьи ребенок больше привязан ________________________________________

11. Впишите, кто из взрослых играет с ребенком, читает_______________________________________

водит в детский сад _____________________________________________________________________

12. Назовите основные виды игр и занятий дома _______________________________________________________________________________________

13. Ведутся ли развивающие занятия дома, какие, насколько часто?

14. Имеются ли у ребенка какие- либо отрицательные привычки (впишите, какие именно)? _______________________________________________________________________________________

15. Назовите меры наказания ребенка, которые Вы применяете?

16. Поощряете ли Вы ребенка дома (если да, то как)?

17. Как ребенок реагирует на запреты?______________________________________________________

18. Чем больше всего любит заниматься ребенок (любимые игры, игрушки)?

19. Причины утомления ребенка (от общения, физических, умственных нагрузок или др.) _______________________________________________________________________________________

20. Каков общий эмоциональный фон Вашего ребенка (спокойный, жизнерадостный, подавленный, тревожный, резкие смены настроения или др.) _______________________________________________________________________________________

21. Есть ли какие- либо трудности в поведении ребенка, с чем они связаны?

23 Особенности ребенка, тревожащие Вас _______________________________________________________________________________________

24. С какого возраста ребенок посещает ДОУ?_______________________________________________

25. Как Ваш ребенок относится к посещению ДОУ (ходит с удовольствием, не любит, ему все равно)? ________________________________________________________________________________

26. Как ведет себя дома после посещения ДОУ (возбужден, утомлен, расстроен, рассказывает, что было в саду)?

III. Состояние здоровья ребенка

1. Часто ли болеет ребенок?

2. Какими болезнями болеет чаще? ________________________________________________________

3. Есть ли хронические заболевания? _______________________________________________________

4. Наблюдается ли ребенок у врачей- специалистов?

5. Какие проблемы семейной педагогики вызывают у вас наибольший интерес? _______________________________________________________________________________________

7. Пожелания работникам ДОУ по поводу взаимоотношений с Вашим ребенком:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагогам детского сада важно принимать во внимание условия воспитания детей в семье. Это помогает им лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и оказывать ей необходимую помощь. Также нам интересно Ваше мнение по работе детского сада. Мы будем очень признательны, если вы заполните данную анкету. Большое спасибо за помощь!

Оценить 189 0

Педагогам детского сада важно принимать во внимание условия воспитания детей в семье. Это помогает им лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и оказывать ей необходимую помощь. Также нам интересно Ваше мнение по работе детского сада. Мы будем очень признательны, если вы заполните данную анкету. Большое спасибо за помощь!

Возраст, дата рождения______________________________________________________________________

по прописке: ________________________________________________________________________________

по месту проживания: ________________________________________________________________________

Условия жизни ребенка:

уголок в общей комнате;

отдельное спальное место;

общая кровать с кем-то из детей;

имеет свой письменный стол;

Состав семьи: кто проживает вместе с ребенком (ФИО, дата рождения братьев, сестер и совместно проживающих)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мать ребёнка (ФИО):_________________________________________________________________________

основное общее образование;

общее среднее образование;

начальное профессиональное образование;

среднее специальное образование;

от 21 до 30 лет;

от 31 до 40 лет;

от 41 до 50 лет;

от 51 до 60 лет;

Место работы, должность _____________________________________________________________________

Отец ребёнка (ФИО):________________________________________________________________________________

основное общее образование;

общее среднее образование;

начальное профессиональное образование;

среднее специальное образование;

от 21 до 30 лет;

от 31 до 40 лет;

от 41 до 50 лет;

от 51 до 60 лет;

Место работы, должность ____________________________________________________________________

Экономическое положение семьи:

Кто из родственников проводит больше времени с ребенком____________________________________________________________________________________

(мать, отец, братья, сестры, бабушка, дедушка, другие родственники, соседи — укажите кто)

Кто из взрослых помогает делать домашние задания ____________________________________________,

сидит с ребенком в случае болезни ___________________________________________________________ ,

провожает и встречает из д/с__________________________________________________________________,

разбирает конфликты ________________________________________________________________________,

С какими трудностями Вы сталкивайтесь в воспитании детей?

знание возрастных особенностей;

отношение между детьми в семье;

непослушание и упрямство;

взаимоотношения между детьми и родителями;

объяснение семейного бюджета;

не поддерживают другие члены семьи;

испытываете недостаток педагогических знаний;

Какие формы сотрудничества с педагогом для вас наиболее привлекательны:

возможность видеть ребенка в группе в разных видах деятельности;

обмен мнениями о развитии детей- в беседах, дискуссиях;

участие в совместных с детьми досугах, викторинах;

участие в семинаре-практикуме, тренинге, обогащающем ваши воспитательные умения и др.

Как долго ваш ребенок (дети) посещают наше дошкольное учреждение? Отметьте один из вариантов:

Менее 6 месяцев;

от 6 месяцев до года;

от 1 года до 2 лет;

Вы получаете информацию о:

-целях и задачах ДОУ в области обучения и воспитания вашего ребенка:

-режиме работы ДОУ (часах работы, праздниках, нерабочих днях)

Родителей информируют о травмах, изменениях в состоянии ребенка, его привычках в еде и т.д.?

Вас, лично, удовлетворяет уход, воспитание и обучение (оздоровление, развитие способностей и т.д.), которые получает Ваш ребенок в ДОУ?

Вы, лично, чувствуете, что сотрудники ДОУ доброжелательно относятся к ВАМ и вашему ребенку?

Какой материал Вы хотели бы видеть на страницах нашего сайта и официальной группы?

________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Мероприятие позволяет сформировать гражданское самосознание учащихся; · воспитать чувства патриотизм. Подробнее.

Интересное занятие разработал автор. Использование на занятии нстандартных игровых заданий способств. Подробнее.

Интересная разработка. Много хороших стихов, песен подобраны по теме. Конкурсно-игровые задания спос. Подробнее.

Очень интересная разработка. Разнообразие конкусно-игровых заданий с музыкальным сопровождением, сти. Подробнее.

Очень интересный методический семинар. Затронуты и теоретический, и практический аспекты данной проб. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.

 Основные задачи по выявлению и учету семейного неблагополучия: выявление и устранение причин и условий, приводящих к нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних; предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений или иных антиобщественных действий несовершеннолетних; оказание социально - психолого - педагогической помощи несовершеннолетним; проведение комплексной профилактической работы по социальной реабилитации семей, требующих государственной поддержки.

Основные задачи по выявлению и учету семейного неблагополучия:

Семья считается неблагополучной, если родители:

по воспитанию, обучению детей;

по содержанию ребенка (детей);

Нормативно-правовая база

от 19 декабря 2008 года № 65-з

Региональные законодательные акты

в действие данного положения.

  • Инструкция «Об организации и порядке ведения в ДОУ учета воспитанников и семей, требующих государственной поддержки.
  • Приказ об утверждении и введения в действие данной инструкции.
  • Приказ о назначении ответственного за работу с неблагополучными семьями.
  • План работы Совета профилактики с семьями, требующими государственной поддержки.

Нормативно – распорядительная документация дошкольного учреждения

Методическая работа с педагогами

Цель: определить типы неблагополучных семей и формы

работы с ними. Признаки неблагополучия ребенка в семье.

Факторы социального риска в семье:

  • социально-экономические(низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);
  • медико-социальные(инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей – особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);
  • социально-демографические(неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и престарелыми родителями);
  • социально-психологические(семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);
  • психолого-педагогические(семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);
  • криминальные(алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры ).

Порядок выявления и учета факта семейного неблагополучия

ЕЖЕГОДНО в начале учебного года

Рекомендуемые методики диагностики семьи:

  • Наблюдение;
  • опросные методики;
  • самодиагностика (диагностика типового семейного состояния, самодиагностика родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин);
  • беседы;
  • анкетирование;
  • тестирование;
  • проективные методики

Признаки неблагополучия ребёнка Утомленный, сонный вид. Санитарно-гигиеническая запущенность. Склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания. Неумеренный аппетит. Задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии. Привлечение внимания любым способом. Чрезмерная потребность в ласке. Проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием. Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. Трудности в обучении.

Признаки неблагополучия ребёнка

  • Утомленный, сонный вид.
  • Санитарно-гигиеническая запущенность.
  • Склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания.
  • Неумеренный аппетит.
  • Задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии.
  • Привлечение внимания любым способом.
  • Чрезмерная потребность в ласке.
  • Проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием.
  • Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.
  • Трудности в обучении.

В чем проявляются признаки физического насилия в семье

Настораживающее поведение родителей

  • Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;
  • невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком, обеспокоенность собственными проблемами;
  • признаки психических расстройств в поведении

или проявление патологических черт характера

(агрессивность, устойчивое возбуждение и др.).

получение информации о семейном неблагополучии Заявления родственников, соседей; информация должностных лиц; результаты проведения рейдов; результаты рассмотрения материалов на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

получение информации о семейном неблагополучии

Постановка на учет в ДОУ

  • Постановка семьи на внутрисадовый учет происходит по решению Совета профилактики.
  • На основании совместного представления старшего воспитателя и воспитателя группы.

(Постановка семьи на учет внутри ДОУ носит профилактический характер и является основанием для индивидуальной работы).

Совет профилактики Положение о совете профилактики Инструкция о постановке на внутрисадовый учет Решает: Поставить отдельных воспитанников группы риска и семьи на внутрисадовый учет Разрабатывает план индивидуально-профилактической работы на каждого воспитанника, поставленного на учет Определяет сроки и ответственных на каждый пункт плана Контроль выполнения плана осуществляет старший воспитатель

Совет профилактики

Положение о совете профилактики

Инструкция о постановке на внутрисадовый учет

Решает: Поставить отдельных воспитанников группы риска и семьи на внутрисадовый учет

Разрабатывает план индивидуально-профилактической работы на каждого воспитанника, поставленного на учет

Определяет сроки и ответственных на каждый пункт плана

Контроль выполнения плана осуществляет старший воспитатель

Пакет документов на каждую неблагополучную семью Представление о постановке на внутрисадовый учет семей; карта социального сопровождения семьи ; характеристика на ребенка; акт обследования жилищно-бытовых условий семьи . выписка из протокола заседания Совета профилактики о постановке на учет семей; план индивидуальной профилактической работы с семьёй; Анализ работы.

Пакет документов на каждую неблагополучную семью

внутрисадовый учет семей;

  • карта социального сопровождения семьи ;
  • характеристика на ребенка;
  • акт обследования жилищно-бытовых условий семьи.
  • выписка из протокола заседания Совета профилактики о постановке на учет семей;
  • план индивидуальной профилактической работы с семьёй;
  • Анализ работы.

Функциональные обязанности сотрудников ДОУ в отношении воспитанников и их семей, требующих государственной поддержки . . Заведующий: взаимодействует с органами и учреждениями системы профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; разрабатывает нормативно – распорядительную документацию, регламентирующую профилактическую работу с семьёй; контролирует качество исполнения проведения профилактической работы с семьями, требующими государственной поддержки.

Функциональные обязанности сотрудников ДОУ в отношении воспитанников и их семей, требующих государственной поддержки . .

Заведующий:

Старший воспитатель:

Воспитатель:

документацию по сопровождению

Медсестра:

ребенка на предмет исключения

Формы работы ДОУ с неблагополучными семьями

 Чтобы помочь ребенку, который живет в неблагополучных семейных условиях, педагог должен окружить его вниманием и заботой, вовлечь в интересную деятельность, упражнять в формировании нравственных качеств, педагог должен сопереживать ребенку , это часто отсутствует в неблагополучных семьях .

Чтобы помочь ребенку, который живет в неблагополучных семейных условиях, педагог должен окружить его вниманием и заботой, вовлечь в интересную деятельность, упражнять в формировании нравственных качеств, педагог должен сопереживать ребенку , это часто отсутствует в неблагополучных семьях .

Основание для снятия с учёта положительные изменения обстоятельств жизни семьи в результате профилактической работы; смена места жительства, или переход в другое образовательное учреждение - Информационное письмо ; другие объективные причины.

Основание для снятия с учёта

  • положительные изменения обстоятельств жизни семьи в результате профилактической работы;
  • смена места жительства, или переход в другое образовательное учреждение

- Информационное письмо ;

Субъекты системы профилактики:

  • отдел опеки и попечительства по Дзержинскому району управления опеки и попечительства департамента образования мэрии города Ярославля;
  • территориальный отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав Дзержинского района управления по вопросам семьи и детства мэрии города Ярославля;
  • отдел по делам несовершеннолетних Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Ярославлю.
  • схема социальных служб района

Пакет документов для передачи дела в субъекты системы профилактики

Читайте также: