Аргонавтика краткое содержание по главам

Обновлено: 06.07.2024

Аполлоний Родосский (ок. 295-215гг. до н.э.) родился в Александрии, был учеником и соперником поэта Каллимаха, из-за вражды с которым вынужден был переехать на остров Родос, несмотря на важную должность заведующего Александрийской библиотекой и покровительство Птолемея III Эвергета.

Аполлоний - автор поэмы "Аргонавтика", в которой он пытался, противореча традиционным для александрийцев малым жанрам, возродить героический эпос, что вызвало острые споры в литературных кругах его современников.

Несмотря на то что древний эпос со всем своим арсеналом традиционно-греческих идей и художественных средств рассматривался александрийцами как пройденный этап, Аполлоний создал чрезвычайно любопытное произведение, сознательно сочетая в нем элементы старинного гомеровского стиля с совершенно новым самочувствием человека утонченной эллинистической цивилизации.

2. "Миф о золотом руне" до Аполлония Родосского.

Сюжетом поэмы послужил миф о золотом руне, который с помощью колхидской царевны и волшебницы Медеи добывает греческий герой Ясон. Упоминания о некоторых линиях этой исполненной драматизма истории можно найти еще у Гомера (волшебница Кирка из "Одиссеи" - родная тетка Медеи, Ясона и Гипсипила, Пелий и Ясон) и Гесиода ("Теогония"). Пиндар в IV Пифийской оде подробно передает мифологическое предание о вражде царя Пелия к своему племяннику Ясону, о хитрости Пелия, пославшего за золотым руном, а также о похищении руна, убийстве охранявшего его дракона и помощи Медеи. В идиллиях Феокрита тоже нашли свое воплощение два эпизода из этого древнего мифа (XIII идиллия о Гиласе и XXII - о поединке Полидевка с Амиком). Поэма Аполлония состоит из четырех песен (около 6 тысяч стихов).

Первая песнь начинается с обращения к Фебу-Аполлону, покровителю поэзии, и с перечисления героев, едущих в Ясоном на корабле Арго.

Среди спутников Ясона поэт и музыкант Орфей, Пелей (отец Ахилла), Теламон и Оилей (отцы гомеровских Аяксов), Геракл, братья Елены - Полидевк и Кастор, Мелеагр (его смерть вспоминает Гомер), крылатые дети Борея - Зет и Калаид, мудрый кормчий Тифис, меткий стрелок из лука Ифит, Адмет - супруг Алкесты, Ификл - брат Геракла, прорицатель Идмон - сын Аполлона, строитель корабля Арго. Нет только Тесея и Пирифоя, которые в это самое время пытаются похитить супругу бога Аида - Персефону. Герои большей частью из древнего племени минийцев, центр которых Орхомен был родиной Фрикса и Геллы, некогда спасшихся на золотом баране от своей мачехи в далекой Колхиде.

Путешественники под радостные возгласы народа и пение Орфея отплывают к берегам острова Лемноса, где происходит встреча с амазонками и их царицей Гипсипилой, полюбившей Ясона. Корабль прибывает к берегам Мизии, где от него отстает в поисках пропавшего Гиласа Геракл. По всем обстоятельствам видно, что герои аргонавты совершают свой подвиг за одно поколение до Троянской войны.

Вторая песнь: герои на земле бебриков, где происходит поединок Полидевка с царем Амиком, путь через Босфор и особождение старика Финея от чудовищных Гарпий братьев Бореадами, его племянниками. Корабль проходит мимо Симплегад (сталкивающихся друг с другом скал), мимо земли амазонок, халибов - кующих железо, входит в Понт, идет у подножия Кавказских гор, где герои слышат стоны прикованного Прометея, и наконец прибывает к реке Фазис (река Рион) в Колхиде.

В третьей песни Ясон с помощью Геры и Афины появляется во дворце царя Ээта. Эрот (по просьбе своей матери Афродиты, желающей угодить Афине и Гере) внушает дочери Ээта Медее внезапную страсть к Ясону, с которым она тайно встречается, и дает снадобья и советы, чтобы одолеть козни царя Ээта. Ясон усмиряет огнедышащих быков, убивает воинов, рожденных землей, блистательно выполнив тем самым задачи Ээта.

В четвертой песни Ээт начинает подозревать недоброе и решает погубить аргонавтов.

Однако Медея и Ясон встречаются ночью в священной роще, она усыпляет дракона, Ясон похищает охранявшееся чудовищем золотое руно, и они отплывают от берегов Колхиды. Чтобы задержать погоню Ээта, Медея советует Ясону убить ее брата. Перебив колхов, аргонавты плывут дальше, испытывая гнев богов за совершенное злодеяние. По рекам Истру (Дунай), Эридану (река По), Родану (река Рона) через землю кельтов они приплывают на Эю к волшебнице Кирке, сестре Ээта, которая очищает от скверны Ясона с Медеей, но решительно изгоняет их с острова. Мимо блуждающих скал - Планкт, мимо Сирен, Сциллы и Харибды с помощью морской богини Фетиды и ее сестер нереид аргонавты достигают острова феаков - Тринакию, где цари Арета и Алкиной помогают беглецам, одаряют их и устраивают их бракосочетание. Буря заносит корабль к пустынным берегам Ливии, и путники 12 дней идут через раскаленные пески, неся на своих плечах корабль к озеру Тритон и саду Гесперид. После тяжелых испытаний, потеряв много друзей, аргонавты выходят в море. Они плывут мимо Крита, где их пути препятствует медный великан Талое (создание рук Дедала). Однако Медея своими чарами губит его. Из ночного мрака по молитве Ясона корабль выводит к острову Анафе бог Аполлон. Оттуда герои направляются к Эгине, запасаются там водой и берут путь в родной Иолк, к Пагасейскому заливу.

4. Традиционные эпические черты.

В поэме Аполлония интересно совмещение старой эпической традиции и новых достижений утонченной, психологически субъективной, изящной поэзии алек-сандризма. Это совмещение наблюдается в сюжетных положениях, обрисовке героев, выборе художественных средств и общем стиле поэмы. По традициям гомеровской "Одиссеи" построен сюжет с его странствующими героями и с типичным арсеналом препятствий, которые воздвигают на их пути боги, люди и сама природа. Здесь мы встречаем сказочных феаков, Сирен, Сциллу и Харибду, Сим-плегады, Планкты, Гарпий, неожиданные появления богов и божественную помощь, жертвоприношения и.молитвы. Здесь есть черты древнейшего хтонизма и фетишизма, колдовства и пророчества, заклятия и заговоры. Героям средь моря является Аполлон Заревой, идя из Ликии к гиперборейцам (II, 674-684), Афина несется на мрачной туче (538), страшной ночью под покровительством богини потустороннего мира Гекаты встречаются Ясон и Медея (IV, 109- 166). Заклятие Медеи открывает дверные засовы (IV, 41). Зелье Медеи приготовлено из цветка, выросшего на крови Прометея (III, 853). Медея завораживает змея (IV, 158) и убивает Талоса (1677). Все здесь полно чудесных явлений: то это конь Посейдона (2365), то это бог Тритон (1602) или Феб-Аполлон в сиянии света (1710).

Люди и боги общаются между собой, как и полагается в древнем эпосе: Афина помогает строить корабль (I, 109-112), Гера в тумане ведет аргонавтов (III, 210), украшает Ясона (922), а богиня Афина делает для героя плащ (I, 721), Фетида с нереидами помогает кораблю в плавании (IV, 931). В III песни Афина и Гера просят Афродиту о помощи своему любимцу Ясону. Люди приносят жертвы богам при отплытии (I, 402), во время бури (587), делают возлияние Гее-Земле и героям (II, 1270). Но, как всегда, люди пытаются быть самостоятельными, чувствуя, что спасение в их руках: они приводят в такой испуг Гесперид, что те рассыпаются в прах (IV, 1407), а Идас даже осмеливается на прямое богохульство, понося Зевса и Аполлона (I, 464-491). Перед нами развертываются традиционные описания вещей и дворцов: на роскошном пурпурном плаще Ясона, сотканном Афиной (I, 721-768), изображены киклопы, кующие молнии, Зет и Амфион - строители Фив, ребенок Аполлон, убивающий великана Тития, Фрикс на золотом баране и т. д. В III песни (210-240) обрисован дворец Ээта с подробным описанием колонн, карнизов, триглифов, портиков, цветущих виноградных лоз, источников вина, масла, молока и воды.

Поэма насыщена традиционными формулами: самая страшная клятва - Стиксом; боги клянутся Ураном и Геей; Эфир - жилище бессмертных; Эос поднимается рано утром; Медея действует "судьбе вопреки"; умоляя, обнимает колени умирающему; мрак застилает глаза; сердце волнуется в груди при раздумье; усталые наслаждаются ночью; и сияние от панциря достигает Олимпа; число 12 - символично (например, Идмона погребают 12 дней); обязателен каталог героев - участников похода (начало I песни).

В поэме традиционные гомеровские эпитеты (берег седой, быстрые стрелы, море темноцветное, мужи богоравные, слово разумное, волна жадная, корабль долбленый, ноги быстрые, Эрато - богиня богинь), сравнения (женщины сравниваются с пчелами, взгляд - с искрами огня, борьба - с плотниками, подгоняющими брусья у корабля; любовь разгорается, как огонь от малой головешки; Медея льет слезы, как жена по погибшему мужу; Ясон подкашивает зем-леродных, как крестьянин свою ниву), стершиеся метафоры (печаль охватила сердце, наступать ногою на утеху, вычерпать душу, вложить смелость, колосится племя землеродных, гудит корабль, душа тает) и метонимии (например, сила Геракла вместо Геракла).

5. Эллинистическая специфика.

Однако весь этот традиционный материал собран Аполлонием, чтобы подчеркнуть ученость александрийского поэта, знатока древнего эпоса. Поэтому он с удивительной настойчивостью, соревнуясь в эрудиции с Каллимахом, собирает в поэме редчайшие мифы (например, миф об Ахилле, который в Елисейских полях станет мужем Медеи, IV, 811-815, миф об Эвриноме и Офионе - владыках Олимпа до Кроноса, I, 503-506), собирает сведения о редких обычаях и ритуалах (происхождение тимпанов и плясок в честь Кибелы от пляшущих воинов Ясона, погребение колхов, происхождение пеана в честь Аполлона), уснащает всю поэму экзотикой географических познаний и метаморфозами, которые стали так популярны в эпоху эллинизма (история Фаэтона, ручей из слез нимф, змеи, выросшие из капель крови Горгоны, появление из комка земли острова Каллисты). Редкости, которые были для Гомера предметом наивного любования и доверчивого удивления, стали у Аполлония непременным атрибутом интеллектуальности поэтического мышления.

Однако самое интересное заключается в том, что весь этот как будто всем давно известный эпический материал пронизан новизной его восприятия, чувством неповторимости и свежести бытовых зарисовок, образов, деталей, психологических нюансов с оттенками тонкой чувствительности, возвышенного стремления вдаль, трагической обреченности и ужаса перед грубостью жизни.

Чего стоят, например, такие изящно-игривые сцены, как в III песни (6-166): важные и надменные богини Гера и Афина просят Афродиту о помощи, а она, лукаво улыбаясь, расчесывает свои золотые волосы, сидя в кресле, в то время как супруг ее Гефест с раннего утра трудится у кузнечного горна. Не без иронии рисует Афродита трудности, стоящие на ее пути, так как надо ублажить малыша Эрота, которому она и обещает великолепную игрушку - волчок, с которым когда-то забавлялся младенец Зевс. Сам же Эрот ловко и хитро обыгрывает в кости тоже малыша, плаксу Ганимеда, своего приятеля. В IV песни (930-960), когда нереиды влекут корабль, подпирая его своими белоснежными плечами, Гера в страхе обнимает Афину, а боги с любопытством смотрят с небес. На свадьбе Ясона и Медеи нимфы пляшут среди людей (IV, 1173-1199), а ранним утром улыбается берег и тропинки, покрытые росою (1175).

Некоторые детали тончайшим образом подчеркивают внутреннее состояние человека: Медея закрывает лицо, чтобы не видеть убитого брата, Ясон жадно пьет после пахоты на поле Ээта. Кирка по золотистым искрам в глазах узнает свою племянницу Медею - внучку Солнца. Медея без слов дает Ясону зелье, на Медею и Ясона находит между ласками внезапный страх.

Характеры героев с их психологической заостренностью свидетельствуют о рождении индивидуальной неповторимости. В III песни Медея впервые видит Ясона. Она пытается идти к сестре с расспросами и только на четвертый раз осмеливается это сделать. Она хитрит с сестрой, наводит разговор на ее детей (а их в пути встречает Ясон и с ними приезжает в Колхиду). В речах ее упоение любовью, стыдливость, готовность умереть за Ясона и сознание будущего позора. Интересна в IV песни (355-393) сцена, когда аргонавты хотят покинуть Медею, а она в гневе упрекает и проклинает Ясона. Он же полон страха и отвечает ей вкрадчиво и мягко.

Страсти, которыми томятся люди, не чужды богам: Луна злорадствует, глядя с небес на Медею, что не одна мучается любовью к Эндимиону; Гера питает расположение к Фетиде, так как та отвергла любовь Зевса.

Некоторые физиологические подробности усугубляют психологическую характеристику героя. У Медеи болит нижняя часть затылка и стынут ноги, когда она ждет Ясона на свидание. Перед бегством из дома она стонет, хватается за шею, рвет волосы, у нее шумит в ушах. Умирающий Аспирт руками брызгает кровь на пеплос сестры, а Ясон, отсекая ему руку, дважды набирает в рот кровь убитого и выплевывает ее, чтобы избежать мести мертвеца.

Трогательные и обязательно со слезами на глазах изображаются прощальные сцены: например, мать и отец расстаются с Ясоном, Гипсипила и Медея плачут от жалости к себе. Медея даже целует свое ложе и косяки дверей, отрезая локон на память для своей матери, обливаясь слезами и даже беседуя с остающимся дома локоном. Тягостное расставание аргонавтов с родиной подчеркивается чувствительной картиной проводов, которые устраивают им нимфы и боги, причем среди этой любопытной толпы обитателей чащ и лесов стоит кентавр Хирон с малюткой Ахиллом на руках и показывает его отцу - Пелею, спутнику Ясона.

Поэма Аполлония, на первый взгляд очень неровная сюжетно и композиционно, тем не менее наделена определенными ведущими стилевыми чертами. Если I песнь характеризуется дробностью и распыленностью старых мифологических мотивов и новых бытовых деталей, совмещая это с устойчивостью традиционного эпического языка, то II песнь, при господстве старой мифологии и эпической поэтики, уже лишена такой дробности. Отдельные мотивы можно при анализе поэмы сгруппировать в 12 крупных эпизодов (вместо 29 в I песни), которые дополняются учеными экскурсами автора и намеками на психологическую обрисовку героя. В III песни старая мифология отступает на второй план (9 эпизодов наряду с 23 жизненно реалистичными картинами). В этой песни сконцентрировано все мастерство Аполлония-психолога, ваятеля неповторимой индивидуальности Медеи и Ясона. Более того, эта песнь - наиболее выразительный пример поэзии и эстетики эллинизма, для которых характерно совмещение разных стилей с их пестротой (греч. poicilia), все еще не выделившихся и не оформившихся в самостоятельные жанры. Здесь наряду с изображением древних ужасов магии и колдовства есть очаровательно-изящные боги типичного бурлеска, чувствительно-идиллические сцены, безоглядная влюбленность героев будущих любовных романов, иронически-добродушные пассажи (умная ворона, мешающий влюбленным прорицатель Мопс) и продуманная рационалистическая риторика.

Однако вместе с тем III песнь обладает некоей целостностью, каким-то монолитным чувством совершенно нового качества. Поэтому самая хаотичная и неравномерная IV песнь, где на 52 мифологических эпизода приходится 35 реально-житейских и где среди нагромождений экзотической географии есть талантливейшие строки (бегство Медеи из дома, убийство Аспирта, заклинание и смерть Талоса), уже не может поколебать уверенность в том, что "Арго-навтика" - новый тип поэмы, ничуть не гомеровской и не героической. Эта поэма - предтеча эллинистических романов, которые тоже изобиловали приключениями и ужасами скитаний. Но если в романе неслыханные испытания и странствия стремительно и неуклонно вели к единению героев и поэтому они были лишены трагического миросозерцания (счастливый конец в романе обязателен), то здесь все события направлены к внутреннему разладу и разъединению Медеи и Ясона, как бы внешне крепко ни были они спаяны кровью преступлений и самозабвенной любовью Медеи. "Ар-гонавтика" - не поэма о героических подвигах (и ошибочно подходить к ней с этой меркой), а поэма о трагическом распаде героической души, о ее блуждании в мире больших катастроф и неожиданных перемен, какими чревата была эпоха раннеэллинисти-ческих монархий. Внешне эпические атрибуты поэмы не могут поколебать нашей уверенности в том, что это конец героического эпоса и начало трудного пути одинокого и находящегося в разладе с самим собой героя.

Краткое содержание мифа об аргонавтах

Странствие началось с того, что Пелий, сын Посейдона, убив правителя, захватил власть в фессалийском Полке. Сын убитого Ясон, явившись к Пелию в одном сандалии (второй он потерял при переправе через реку), потребовал вернуть ему царство. Перепуганный Пелий, который в свое время получил предсказание, что ему следует остерегаться того, кто обут на одну ногу, обещал вернуть Ясону царство, если тот добудет в Колхиде шкуру некогда уведенного туда золотого барана. Ясон, заручившись помощью богини Афины, построил корабль, набрал команду из известнейших героев Эллады, включая Геракла, и отправился в путь.

Во время пира в одном из городов близ Геллеспонта на корабль аргонавтов напали шестирукие чудовища, в битве с которыми отличился опять-таки именно Геракл. А вскоре на одном из островов, когда Геракл отправился в лес, чтобы найти замену для сломанного весла, его спутник был захвачен в плен очарованными им нимфами. Геракл долго искал юношу, а корабль с аргонавтами тем временем отправился дальше без него. На рассвете взволнованные аргонавты обнаружили пропажу и готовы были повернуть назад, но перед ними появился морской бог Главк и сказал, чтобы они этого не делали, ибо Геракл не должен участвовать в их походе — такова воля Зевса.

Миф о Медее и Ясоне

Достигнув Кавказа, аргонавты увидели прикованного к скале Прометея и услышали его стоны. Войдя через устье реки в Колхиду, они оказались во владениях царя Ээта. В то время покровительствовавшая им Афродита попросила своего сына Эроса, чтобы он воспламенил в сердце дочери Ээта волшебницы Медеи любовь к Ясону. И когда Ясон со спутниками пришел во дворец, увидевшая его Медея мгновенно воспылала к нему страстью. Ээт, узнав о цели путешественников, рассвирепел и предложил им сначала вспахать священное поле на огнедышащих быках бога войны Ареса и засеять его зубами дракона. Ясон справился с этой задачей. Но не успел он закончить работу, как из зубов дракона стали на его глазах вырастать вооруженные воины.

По наущению Медеи Ясон бросил в них камень, а сам затаился. Воины начали сражаться друг с другом, Ясон уничтожил оставшихся и вместе с бежавшей к нему Медеей, которую он пообещал взять в жены, отправился на корабле к тому месту, где страшный змей охранял золотое руно. Медея усыпила змея, и Ясону удалось похитить руно. В погоню за аргонавтами бросился сын Ээта, требовавший вернуть Медею. Аргонавты были готовы оставить ее в храме богини Артемиды на одном из островов, но Медея напомнила Ясону о его обещании и решила заманить корабль брата в ловушку. Кончилось дело тем, что Ясон предательски убил сына Ээта, за что навлек на себя гнев Зевса, который пригрозил, что аргонавты не вернутся назад, пока их не очистит от злодеяния Цирцея.

Достигнув того района Средиземного моря, где жила Цирцея, некогда целый год державшая в плену Одиссея, они добились от нее очищения. По пути назад аргонавты оказались близ острова поющих сирен и спаслись только тем, что в их команде был сладкозвучный Орфей, который своей песней заглушил голос сирен. Затем они, как и Одиссей, благополучно миновали узкий пролив между Сциллой и Харибдой, но здесь их достиг еще один корабль, посланный Ээтом. Тогда Ясон и Медея обвенчались на близлежащем острове, воспользовавшись помощью его гостеприимного правителя, но и после этого долго еще блуждали по отмелям Ливии, затем в районе озера Тритона, который помог им выбраться к морю. Когда аргонавты вернулись домой, они встретили отпор со стороны коварного Пелия, уверенного, что Ясон не вернется. Конфликт кончился тем, что сам Пелий погиб, а его сын сумел изгнать Ясона и Медею из Иолка.

Интерпретация мифа об аргонавтах Еврипидом

Более того, эпическое сказание, прервавшись на своем благополучном финале, плавно перетекло в совсем иное русло. На его основе выросла подлинно человеческая трагедия, почти лишенная мифологических чудес. Суть ее в том, что, поселившись в Коринфе и обзаведясь двумя детьми, Ясон надумал жениться на дочери местного правителя. Узнав об этом, Медея (а в ее сердце все еще ярким пламенем горела страсть, попавшая туда вместе со стрелой Эроса!), будучи женщиной с сильным характером, пришла в ярость и уничтожила не только соперницу, но и обоих своих детей, рожденных от Ясона.

Покинув Коринф, она, по одной из версий, некоторое время жила в Афинах, а затем вернулась на родину. Далее версии расходятся, но главное уже сказано: страстно полюбившая женщина наказывает мужа тем, что убивает рожденных от него детей. Такой финал потрясает воображение. Неудивительно, что написанная Еврипидом на этот сюжет драма стала одной из наиболее ярких трагедий, которыми увлекались любившие театр афиняне, да и остальные эллины.

Пересказывать сколько-нибудь подробно поход Ясона за золотым руном не представляется никакой возможности. Интересующиеся легко найдут литературу и ссылки, прочитают "Мифы Древней Греции" Куна или "Аргонавтику" Апполония Родосского. Я же выдрал из легенды и пересказал только те куски, которые имеют отношение к нашим небесным интересам.

Предыстория



В первую руку - откуда взялось само золотое руно? История началась с того, что юноша Фрикс, сын беотийский царицы Нефелы был оклеветан собственной теткой Биадикой (или же мачехой Ино по другим вариантам мифв). Тётка ложно обвинила его в попытке кровосмесительного прелюбодеяния. Юноша должен был быть ни много ни мало — принесен в искупительную жертву. Такие у них были правила в этой Беотии.

(Некоторые считают, что это подстава и подставлена была Биадика: миф этот, де, выдуман, чтобы дистанцироваться от собственного жестокого обычая приносить человеческие жертвы при неурожае - дескать, во всем виновата эта развратная женщина!)

Его прямо во время жертвоприношения спас Геракл, а затем с Олимпа слетел злоторунный и крылатый баран, посланный на выручку или Гермесом по приказу Геры, или самим Зевсом. Баран приказал Фриксу человеческим голосом садиться ему на спину. Сестра Фрикса Гелла, напуганная судьбой брата, попросилась с ним.

Барана звали Крий

…он был потомством Посейдона и Теофаны. Посейдон из конспиративных соображений превратил Теофану в овцу, сам превратился в барана, они жили в таком виде на острове Крумиссе, и прижили такого вот неудачного сына, барана. Ну, это как сын неудачный, а как баран очень даже выдающийся: с золотым руном, умеющий летать и говорить человеческим голосом. Что не помешало позже, как мы увидим, быть принесенным в жертву.

Баран взлетел и через море отправился в Колхиду (страна на восточном побережье Черного моря, примерно от Адлера или даже Новороссийска и почти до турецкого Трабзона); некоторые говорят, что поплыл - это несущественно для нас. По дороге у Геллы закружилась голова и она, ахнув, упала в залив, отделяющий Европу и Азию. (Разделяю ваше недоумение: это пролив, а не залив.) Он стал называться с тех пор "море Геллы", Геллеспонт, современный пролив Дарданеллы. Фрикс же достиг Колхиды благополучно и принес там своего спасителя, не смотря на его разумность и умение разговаривать человеческим голосом, в жертву Зевсу или Аресу. Вот так-то, помогай после такого неблагодарным! Золотое руно барана было повешено на священный дуб в роще Ареса и стало гарантом стабильности и процветания государства колхов.

Руно охранял специально приставленный дракон - и некоторые уверяют, что знают его имя: Колчис или Колхис. Возможно, это просто драконья кличка производная от местности обитания. Или наоборот.

Так вот, этот злоторунный баран и изображен на небе в виде созвездия Овен, соответствующего первому знаку Зодиака. А дракон в виде Дракона. Или Гидры, по мнению Исаака нашего Ньютона.

Подготовка к походу


Ясон, по требованию Пелея (детали на странице Ясона), отправился в поход в Колхиду добывать золотое руно.

Был построен корабль Арго и набрана команда аргонавтов. Состав команды неустойчив в источниках, но помимо самого Ясона, из так или иначе попавших на небо лиц там были:

  • Геракл (созвездие Геркулес; хотя по мнению некоторых, произошла путаница, и это созвездие изображает какого-то другого аргонавта, не известно какого),
  • Диоскуры братья-близнецы (Близнецы) - Кастор и Полидевк (две звезды Кастор и Поллукс созвездия Близнецы сияли над их головами в течение всего путешествия),
  • Кеней (одноименное эпизодическое созвездие Кеней), единственный в те времена транссексуал.

Назову еще некоторых

Арг, строитель Арго; Аталанта: калидонийская быстроногая дева-охотница; Зэт и Калаид, крылатые сыны Борея, у которых были крылья на ногах и на голове; Орфей - тот самый! Периклемен, сын Посейдона, обладавший даром преображения; Мопс, понимавший язык птиц… Любопытная компания, не правда ли?

Исаак Ньютон в свободное от физики и метафизики время посчитал, что Арго был спущен на воду в 936 году до н.э.

Корабль Арго присутствует на небе в виде одноименного созвездия. В корму корабля Афиной был вделан кусок священного додонского дуба, тоже присутствовавшего одно время на небе - впрочем, помещенного там Галлеем довольно исподтишка. (Тот факт, что Корабль Арго, и другое ключевое созвездие аргонавтического цикла, Овен расположены довольно далеко друг от друга на небе, вынуждал античных авторов - описателей неба идти на специальные поэтические ухищрения.) Возможно, именно для похода аргонавтов Хирон изобрел небесный глобус. Или же, как считает Ньютон, изобрел глобус Мусей, учитель Орфея, а Хирон поделил его на созвездия, не забыв и себя. Я, впрочем, больше верю первой гипотезе.

Поход Ясона


Аргонавты достигли с многочисленными приключениями Колхиды. Там Ясон с помощью Медеи, дочери царя колхов Ээта, похитил золотое руно, вероятно убив дракона, которого усыпила Медея. Аргонавты увезли руно, а Медея бежала с Ясоном.

Эта часть истории, как мы помним, отмечена на небе в созвездии Дракон.

На обратном пути аргонавтов подстерегало много опасностей, расскажу о паре, имеющих отношение к созвездиям.


…Далее на пути Арго встретился остров сирен. Эти полуптицы-полуженщины обладали дивным, изумительным, завораживающим голосом, но использовали его не слишком праведно. Сидя на скалах своего острова, они своим пением привлекали проплывавших мимо мореходов, которые, зачарованные, правили свои корабли прямо на скалы. Вероятно, сирены пожирали потерпевших крушение. Когда Арго проплывал мимо острова сирен и лишь послышались звуки их песен, предупрежденный Орфей ударил по струнам своей лиры и зычным голосом заглушил пение коварных существ. Лишь Бут, обладавший, видно, особенно тонким слухом, бросился в волны, чтобы в плавь достигнуть своей гибели, но и его спасла Афродита. (Бут-аргонавт не имеет отношения к Буту-"гадателю по пчеле".) Одна из сирен была одноразово запечатлена в виде созвездия.

Итак, Арго с командой вернулся в Фессалию, Ясон, с помощью колдовства и коварства Медеи Ясон получил трон, но, нарушив данную Медее клятву, утратил милость богов. В старости он скитался презренным бездомным бродягой, пока не набрел однажды на берегу моря на старый Арго. Он, в тоске по былому счастливому времени, уже намеривался повеситься на носу своего корабля, или же, предавшись мечтательным грезам, задремал в его тени, когда нос Арго обрушился на старика, и корабль Ясона стал его могилой.

Интерпретация Ньютона

Р. Грейвс ссылается на Исаака Ньютона, первого, по его мнению, сассоциировавшего зодиакальные созвездия с элементами Аргонавтики. Р. Грейвс же пишет, цитирую:

на формирование легенды вполне могли оказать влияние знаки зодиака: Овен - Фрикс, Телец - Ээт, Диоскуры - небесные Близнецы, Лев - Рея, Весы - Алкиной, Водолей - Эгина, Геракл - Стрелец, Медея - Дева и Козерог - символ распутства, как напоминание о привольной жизни на Лемносе. Если использовать египетские знаки зодиака, то появятся недостающие элементы: змей - для Скорпиона и Скарабей, символ возрождения, - для Рака.

Р. Грейвс

На мой острый критический взгляд - интерпретация абсолютно надуманная. Так можно легко совместить молочные железы с половой щеткой .

Ээт царь Колхиды, его быков пришлось усмирять Ясону; Медея - его дочь, бежавшая с Ясоном.

Рея участвовала в мелком эпизоде, когда аргонавты по ошибке убили гостеприимного царя Кизика: она была обижена на аргонавтов за убийство ее злобных шестируких братьев, но легко умилостивилась после положенной жертвы.

У Алкиноя, царствовавшего в местности чуть южнее Колхиды, некоторое время скрывались аргонавты после похищения руна.

Женщины Лемноса перебили своих мужей и, исстрадавшись, хотели оставить приставших на остров аргонавтов у себя - и оставили бы, если бы не Геракл, который в одиночестве просторожил Арго несколько дней, а затем ворвался в город, наполненный страстными стонами, и громогласно призвал соратников к исполнению долга.

Египетский змей - это дракон, охранявший руно; скарабей символизирует колдовские, воскрешательские умения Медеи.

Но вот причем тут Эгина я совершенно не понимаю!)

Кроме зодиакальных знаков Ньютон включает в мифологический круг аргонавтики и другие созвездия: жертвенник Ясона (Жертвенник), чашу Медеи (Чаша). Созвездие Дракон он считает лернейской Гидрой Геракла, а созвездие Гидру - наоборот, колхидским драконом. Созвездие Лира по мнению Ньютона - это лира Хирона, Ворон - символ Медеиной ворожбы.

Это, конечно, очень интересно, но все это частное и неподтвержденное другими исследователями мнение Ньютона. Я упоминаю его здесь объективности ради - и только; мое мнение - это полный бред забавно, но абсолютно надуманно. Как правило, в соответствующих созвездиях точка зрения Ньютона не приводится.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Аполлоний Родосский Аргонавтика

Аргонавтика: краткое содержание, описание и аннотация

Аполлоний Родосский: другие книги автора

Кто написал Аргонавтика? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Аполлоний Родосский: Аргонавтика

Аргонавтика

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Сергей Есенин: Том 3. Поэмы

Том 3. Поэмы

Гомер: Одиссея (пер. В.А. Жуковского)

Одиссея (пер. В.А. Жуковского)

Александрийская поэзия

Александрийская поэзия

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Марина Цветаева: Стихотворения. Поэмы. Драматические произведения.

Стихотворения. Поэмы. Драматические произведения.

Аргонавтика — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

В этом же эпизоде у Аполлония описание плаща Ясона занимает немало стихов и также напоминает экфрасу. Отправляясь на первое свидание с Гипсипилой, Ясон надевает замечательный плащ, который ему подарила сама Афина, когда впервые пришла помочь строить Арго. Подробное описание плаща и перечень вытканных на нем сцен перекликаются с гомеровским описанием щита, который для Ахилла кует в своей лемносской кузнице Гефест. На щите Ахилла были изображены картины мироздания и мирной человеческой жизни. На плаще Ясона — эпизоды мифической истории давно прошедших событий, завершением которых была сцена беседы Фрикса с златорунным бараном.

Первая книга, где образ Ясона все время затенялся образом Геракла, старшего по возрасту, более опытного и сильного, добровольно отклонившего честь возглавить поход, завершает пребывание Геракла в отряде аргонавтов. Непомерная сила Геракла, его нетерпение и желание трудиться сверх меры приводят к тому, что он ломает весло. Во время остановки у реки Киоса в Мисии Геракл отправляется в лес в поисках дерева, пригодного для нового весла. А тем временем его любимец юный Гил идет за водой, чтобы успеть приготовить ужин. Возле ручья местные нимфы водят хороводы, и нимфа ручья, очарованная красотой Гила, увлекает его под воду.

Наряду с Аполлонием историю пропавшего Гила использовали также его современники Каллимах и Феокрит. Каллимаховский рассказ объясняет обычай местных жителей в определенный день года бродить по лесам и выкликать громко Гила. Феокрита заинтересовало несоответствие образа Геракла и его исступленной привязанности к Гилу, ради которого он презрел подвиги, славу и свой долг перед аргонавтами. Для Феокрита силач Геракл оказался побежденным любовью. Аполлонию же исчезновение Гила позволило вывести Геракла из среды аргонавтов. Сохраняя свою роль рассказчика, он со всеми подробностями описывает, как выбирал Геракл подходящую для весла сосну, как рубил ее, спеша возвратиться. Далее следует такой же эпически спокойный рассказ, как Гил маленьким мальчиком попал к Гераклу, убившему его строптивого отца. И тут поэт нарочито прерывает свой неторопливый рассказ:

Читайте также: