Иоганнес крейслер краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

В творчестве Крейслера, скрипача-художника, перешагнувшего из романтического 19-го века в бурный век 20-й, продолжали развиваться традиции виртуозно-романтического искусства, преломленные через призму мировоззрения новой эпохи. Он во многом предвосхитил интерпретаторские тенденции сегодняшнего дня, тяготеющие к большей свободе и субъективизации трактовки. Продолжая традиции австрийских композиторов, венского городского фольклора, Крейслер создал многочисленные скрипичные произведения и обработки.

Прелюдия и Аллегро (в стиле Г. Пуньяни)

Фриц Крейслер родился 2 февраля 1875 года в Вене в семье врача. С четырёх лет учился игре на скрипке у Жака Обера , и достаточно быстро достиг больших успехов. В семь лет получил право обучаться в Венской консерватории (ныне Венский университет музыки и исполнительского искусства), став самым молодым её студентом в истории, допущенным в виде исключения — по правилам в консерваторию принимались лица не моложе 14 лет. Занимался по классу скрипки у Йозефа Хельмесбергера и теории музыки у Антона Брукнера . В девять лет Крейслер впервые выступил на публике, а ещё через год окончил консерваторию с золотой медалью. Продолжил совершенствоваться в Парижской консерватории у Жозефа Массара (скрипка) и Лео Делиба (теория и композиция). В 1887 году Крейслер получил первую премию на выпускном экзамене, после чего решил начать самостоятельную творческую карьеру.

Настоящее международное признание приходит к скрипачу в 1899 году, когда он впервые выступил с Берлинским филармоническим оркестром под управлением Артура Никиша . В следующем сезоне (1900—1901) Крейслер гастролировал в США, а 12 мая 1902 года дал первый концерт в Лондоне. Английская музыкальная общественность с восторгом приняла скрипача, в 1904 ему была присуждена золотая медаль Лондонского филармонического общества, а композитор Эдвард Элгар посвятил ему свой Скрипичный концерт, впервые исполненный Крейслером 10 ноября 1910 года под управлением автора.
С началом Первой мировой войны Крейслер был призван в австрийскую армию в звании лейтенанта, но вскоре был демобилизован и продолжил свою музыкальную деятельность.

Сицилиана и ригодон (в стиле Ф. Франкёра)

Андантино (в стиле Дж. Мартини)

В темпе менуэта (в стиле Г. Пуньяни)

Перу Крейслера принадлежит 55 сочинений и свыше 80 транскрипций и обработок различных концертов и пьес, представляющих порой коренную творческую переработку оригинала. Сочинения Крейслера широко исполняются и пользуются огромным успехом у слушателей.

Прекрасный розмарин

Маленький венский марш

Фриц Крейслер исполняет Медитацию Массне (Таис), 1928 год

Ф. Крейслер исполняет Концерт для скрипки с оркестром Мендельсона, 1 часть, 1935 год

Лит.: Бэлза И.Ф. Капельмейстер Иоганнес Крейслер // Гофман Э.Т.А. Гофман. Крейслериана. Житейские воззрения кота Мурра. М., 1972.

Литературные герои. — Академик . 2009 .

Полезное

Смотреть что такое "Иоганнес Крейслер" в других словарях:

КРЕЙСЛЕР — 1) Иоганнес, cм. . – 2) Фриц, скрипач, род. 2 февр. 1875 в Вене, ученик Массара (скрипка) и Делиба (композиция) в Париже. Впервые выступил в концертах Падлу, затем концертировал по всей Европе, вплоть до Греции и России, и в Сев. Америк.… … Музыкальный словарь Римана

ШУМАН Роберт — ( 8 VI 1810, Цвиккау 29 VII 1856, Эндених, близ Бонна, похоронен в Бонне) Проливать свет в глубины человеческого сердца таково призвание художника. Р. Шуман П. Чайковский считал, что будущие поколения назовут XIX в. шумановским периодом в истории … Музыкальный словарь

ГОФМАН — (Hoffmann), 1) Евхарий, род. в Гельдбурге (Franken), кантор в Штральзунде, написал: Doctrina de tonis seu modis musicis etc. (1582); Musicae praecepta ad usum juventutis (1584) и др.; затем Deutsche Sprüche aus den Psalmen Davids mit vier Stimmen … Музыкальный словарь Римана

Кулман, Рудольф — Рудольф Кулман Rudolf Koelman … Википедия

Житейские воззрения кота Мурра — Lebensansichten des Katers Murr Издание 1855 года. На обложке книги рисунок кота Мурра, предположительно выполненн … Википедия

Друскин, Михаил Семёнович — Друскин Михаил Семёнович Дата рождения 14 января (1 января) 1905(1905 01 01) Место рождения Киев Дата смерти … Википедия

В начале 1819 года впервые вышли из печати сочиненные еще в Бамберге и посвященные Юлии Марк итальянские дуэттины. Это позволило Гофману еще раз пережить старые чувства, старые настроения.

Однако интерес автора к этому роману продержался недолго. Должны были пройти почти два года, прежде чем осенью 1821 года он закончил второй том. К написанию запланированного третьего тома Гофман так и не приступил.

Когда в декабре 1821 года у Гофмана умирает его реальный кот, он использует это как повод к тому, чтобы в конце второго тома умер и его литературный кот Мурр. Идея кота ничего более не дает Гофману: ставший писателем Мурр уже достиг своего совершенства.

С биографией Мурра контрастирует фрагментарная биография Крейслера, которую Мурр якобы использовал в качестве бумаги для черновых набросков и промокашки и которая по ошибке также была напечатана.

Игра с двумя жизнеописаниями имеет своей целью не только изображение двух миров, бюргерско-филистерского и художественно-эксцентричного: кот и Крейслер, как задумывал Гофман в продолжении книги, должны были даже сблизиться. Любовные страдания и художнические устремления кота представляют собой пародию на страдания капельмейстера, но пародия эта, как и всякая пародия вообще, затрагивает стыдливо замалчиваемую правду возвышенного. Крейслер со своей любовью и своим искусством устремлен вверх, но так ли уж сильно отличаются его устремления от желаний кота?

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ШЕСТАЯ

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ШЕСТАЯ Так я сжег свои корабли и занялся литературной деятельностью. Боюсь, что я всегда был склонен к крайностям. Я просиживал за столом с рассвета до поздней ночи: писал и перепечатывал на машинке, штудировал грамматику, разбирал произведения и стили

Глава двадцать шестая

Глава двадцать вторая Последний бой, он трудный самый

Глава двадцать первая ТРАФАЛЬГАР: ПОСЛЕДНИЙ ТРИУМФ

Глава двадцать первая ТРАФАЛЬГАР: ПОСЛЕДНИЙ ТРИУМФ Флаг вице-адмирала Нельсона вот уже два года развевался над 104-пушечным "Виктори". По воспоминаниям современников, к августу 1805 года Нельсон был на грани полного нервного истощения. Ему нужен был хотя бы краткий

Глава двадцать шестая

Глава двадцать шестая Полицейские агенты, набранные из освобожденных преступников. — Публичные женщины и их приятели. — Потворство воровству; слабость инспекторского надзора. — Уничтожение трех классов воров. — Братья Дельзев. — Как их накрыли. — Праздничный

Глава двадцать шестая

Глава двадцать шестая До чего же приятно вернуться в зону! Да еще с маслом и сахаром! Наши, конечно, не в восторге от такого оборота с моим обследованием. Что поделать, напишу в медуправление и буду добиваться по-прежнему: довели — лечите! Но чем сидеть в промерзшей, грязной

Глава двадцать шестая

Глава двадцать шестая

Глава двадцать шестая 1 Завод строила вся Москва: десятки тысяч людей, закончив свою основную работу на заводах и в учреждениях, уходили на строительную площадку, участвовали в субботниках, очищали территорию от строительного мусора.Серго Орджоникидзе приезжал сюда

Глава двадцать седьмая В ПЕТЕРБУРГЕ — В ПОСЛЕДНИЙ РАЗ

Глава двадцать седьмая В ПЕТЕРБУРГЕ — В ПОСЛЕДНИЙ РАЗ Алмазная крепость стихов25 октября 1840 года в Санкт-Петербурге, в отсутствие автора, вышла книга стихотворений Лермонтова. Её тираж был тысяча экземпляров. Этот сборник оказался единственным при жизни поэта.Всего 26

Глава двадцать шестая

Глава двадцать шестая Вскоре все так и устроилось.Мы заняли весь большой бабушкин дом и Надежда Павловна осталась с нами, в прежней своей комнате.Дядя Всеволод переселился в бывшее наше жилое помещение, приказав заколотить парадный вход и запереть зало и столовую,

Глава двадцать шестая

Глава двадцать шестая Ряд построек, пересеченных уличками и переулками, представлялся целою усадьбою, незаметно приютившеюся под покровом густого леса. Каждая постройка имела свое особое назначение: домики-землянки для парковой прислуги и рабочих, навесы с коновязями

Глава двадцать первая ТРАФАЛЬГАР: ПОСЛЕДНИЙ ТРИУМФ

Глава двадцать шестая

Глава двадцать пятая. ПОСЛЕДНИЙ ГОД СТАРЦА

Глава двадцать пятая. ПОСЛЕДНИЙ ГОД СТАРЦА Труды, подвиги, посты, лишения — все это сказалось на телесном здоровье Старца Иосифа настолько, что он выглядел стариком. Один посетитель, познакомившийся со Старцем, когда ему только что исполнилось шестьдесят, принял его за

Умеющий писать, считающий себе выдающимся сочинителем, любящий покушать и поблудить, хвастливый котяра есть не что иное, как страсти и филистерство самого немецкого романтика. В образе ученого кота он высмеял свои пороки. Капельмейстер Крейслер является высокодуховным двойником Гофмана.

Многие персонажи, в том числе женские, взяты из жизни, но перенесены в фантастические обстоятельства. Стоит об этом узнать и становится ясно, какая нелегкая судьба была уготована знаменитому писателю.

Впервые такое мнение я услышал от профессора Арденса (подлинное имя Николай Николаевич Апостолов). Он высказал свою позицию на спецсеминаре по Достоевскому весной 1972 года. Н.Н. сообщил нам, студентам Педагогического института, что чёрт не явился Ивану Карамазову, а поселился в нем. Это очень важное замечание, подчеркнул профессор, которому было тогда более восьмидесяти лет. Он оглядел нас встревоженным мистическим взглядом и воскликнул:

Перед Первой мировой войной Николай Николаевич Апостолов встречался в Крыму с Анной Григорьевной Сниткиной. Вдове Достоевского было под семьдесят, она хвасталась богатством. У нее находился во владении конный завод, было свое пшеничное дело. Кроме того, она располагала одной из самых ценных коллекций почтовых марок, собирать которые входило в моду. Федор Михайлович стал прилично зарабатывать лишь после собственной смерти. Как утверждал Арденс, без преследовавшей его нищеты он вряд ли бы создал свои шедевры.

Достоевский и в ранние, и в поздние годы весьма интересовался творчеством Гофмана. Их объединяло то обстоятельство, что оба садились за письменный стол, крайне обремененные житейскими невзгодами.

Преподаватель зарубежной литературы Галина Николаевна Храповицкая, которой должно исполниться 4 июля сего года 90 лет, приблизительно за семестр до упомянутого спецсеминара, сообщила нам о том, что Гофман разделял человечество на две категории – музыкантов и не музыкантов.

Мною найдена на днях соответствующая цитата:

Эрнст Теодор Гофман (Амадея в честь Моцарта он прибавил к своему имени позже) получил высшее юридическое образование в Кенигсберге. Впоследствии, перемещаясь по раздробленной Германии, композитор и писатель зарабатывал себе на скромное житье в основном адвокатской деятельностью.

Гофман учился в Кенигсбергском университете, когда там преподавал Иммануил Кант. Неизвестно, посещал ли он лекции великого мыслителя, но с его учениками был знаком и переписывался многие годы. У Канта были своеобразные взгляды на зло, добро, свободу и божественный промысел. Они нашли отражение и в романе, который мы обсуждаем.

По мысли Канта, человеческая свобода приводит ко злу. Для добра нужны усилия, ибо оно есть подчинение правилам (скрижалям завета или, согласно его философии, категорическому императиву). Нас постоянно притягивает к себе зло, потому что его легче добиться, оно дает материальные выгоды. Мы отлично понимаем, что такое добро, но следовать ему намного труднее. Оно приносит духовные плоды, которые для большинства едва заметны.

Читайте также: