Интервью с логопедом детского сада вопросы

Обновлено: 03.07.2024

Доброго дня! Спасибо, что заглянули на канал "Растем вместе" . Меня зовут Света, и сегодня я беру интервью у практикующего логопеда, психолога и нейродефектолога - Елены Малышевой. Говорить будем о детях, развитии речи и о том, когда пора идти к логопеду.

В одну статью все поместить не удалось, поэтому, подписывайтесь на канал , если хотите узнать продолжение.

1. Расскажи, пожалуйста, простыми словами, кто такой логопед?

Ну, если говорить языком обывателя, то логопед – это специалист, который занимается различными нарушениями речи.

2. Всем ли детям нужен логопед?

Конечно же, не всем детям нужен логопед. Но, практически всем родителям нужна консультация такого специалиста. Хотя бы какая-то разовая оценка.

Вот так весело у нас проходило интервью. Тренирует верхний подъем языка. Фото -скрин из нашего интервью

Вот так весело у нас проходило интервью. Тренирует верхний подъем языка. Фото -скрин из нашего интервью

3. Есть ли какие-то нормы и стандарты, по которым логопеды оценивают ребенка? То есть, хорошо он говорит или плохо, развит по возрасту или может недостаточно развит для своего возраста?

Да, конечно. Но тут как раз возникает большая проблема. Современные дети очень сильно отличаются от советской нормы. Например, от той, как оценивали нас в садике или в школе.

4. Получается, что стандарты снижаются?

К сожалению, как показывает практика, детей с нарушениями речи становится все больше и больше. И эти нарушения становятся полиморфными.

5. Полиморфными – это что?

6. Лен, расскажи, а когда нужно идти к логопеду?

Я за то, чтобы все было по запросу. Родители должны созреть до посещения специалиста. Ну и как только маму что-то за беспокоило, то стоит обратиться к логопеду.

Наверное, основной критерий будет, это если мама/папа понимают речь ребенка, а окружающие не может дифференцировать, то есть, понять, что ребенок говорит. Это будет основной такой сигнальчик. Честно, я за то, чтобы логопед смотрел детей в возрасте 2-3 лет. Чтобы родители с ребенком пришли на разовую консультацию, и специалист мог отследить, правильно ли идут все этапы развития. И подсказать маме, где что-то надо простимулировать или наоборот убавить.

7. Правильно я понимаю, что если родителей ничего не беспокоит, то достаточно в 2-3 года прийти к логопеду и он скажет правильно ли развивается ребенок?

Спасибо за интервью Елене Малышевой (ссылка на Инстаграм логопеда ТУТ ), а также развивающему центру "Я+" за возможность пообщаться со специалистами.

В следующей части вы узнаете, через сколько времени можно ждать результата от занятий, как выбрать специалиста и помогают ли групповые логопедические занятия. А если не хотите ждать, смотрите полное видео интервью.

Если у вас есть дополнительные вопросы Елене, пишите их в комментариях, она обещала ответить на все.

Ответы на самые важные вопросы, интересующие ю-мамочек и не только!


Досье: Наталья Чалая, 1979 г.р., окончила Уральский государственный педагогический университет, факультет специального образования в 2001 г., работала логопедом в детском саду №568, затем – в частном логопедическом центре, в настоящее время – директор собственного центра коррекции речи, замужем, воспитывает 9-летнего сына.

U-mama: Почему одни дети самостоятельно формируют правильное произношение этих звуков, а другим требуется помощь?

Н.Ч.: Причин может быть много. Это может быть и физиология – допустим, какие-либо анатомические дефекты речевого аппарата, та же короткая уздечка или особое строение зубов (очень редкие зубки), или же нарушения прикуса, также это может быть вызвано особенностью строения языка. И еще большим плюсом к этому – психологические и неврологические особенности ребенка, да и наша современная экология (как сейчас протекают беременности). Вот из-за этих особенностей, причин и формируется у одних детей правильное произношение, а у других – нет.

U-mama: Какова роль культуры речи в семье?
U-mama: А если у кого-то из членов семьи неправильное произношение, скажется ли это на произношении ребенка? Или, например, неправильная речь, которую ребенок слышит в коллективе, в детском саду?

Н.Ч.: В любом возрасте занятия у логопеда требуют больших усилий и работы над собой.

U-mama: Когда нужно начинать заниматься с логопедом?

Н.Ч.: Индивидуальные занятия по постановке звуков надо начать где-то в 3,5 – 4 года, заинтересовав ребенка в игре. В этом возрасте у ребенка уже появляется мотивация на восприятие учебного процесса.

U-mama: И первое посещение – тоже в этом возрасте?

Н.Ч.: Впервые показаться можно и в 1 – 1,5 года. Если есть какое-либо отклонение от нормы речевого развития, то это уже и в полтора года будет видно. Если у вашего малыша развитие речи идет в норме – есть гуление, лепет, появляются первые слова, фразы – не переживайте и не беспокойтесь до 3,5-4 лет. Если вас что-нибудь настораживает, то обратитесь к специалисту раньше.

U-mama: Когда дети должны начинать говорить?

Н.Ч.: Все дети разные. Но в год, конечно, должны. Должны говорить хотя бы, как мы их называем, первые, звукоподражательные слова. К 1,5 – 2 годам у ребенка должно быть бурное накопление речи.

U-mama: С чем может быть связана задержка речевого развития и как это корректируется?

Н.Ч.: Это может быть течение беременности, которое, опять же, может быть связано с экологией. Физиология речевого аппарата ребенка. И, конечно, большое значение имеет неврология. Мы работаем в паре с неврологом, она назначает медикаментозное лечение, параллельно с которым мы очень активно занимаемся.

U-mama: Так до какого возраста родителям можно не беспокоиться о поиске логопеда – до полутора лет или все-таки до трех с половиной?
U-mama: И вы считаете, что есть связь между занятиями годовичка и последующим развитием у него правильной речи?

Н.Ч.: Да, связь, безусловно, есть. На развивающих занятиях мы, помимо лексической темы, берем какой-то звук, и к 3,5 годам ребенок уже с этим звуком знаком, хотя бы на слуху, он уже знает, как мы его произносим, в каком положении ставим губки, где у нас язычок, он это все вспоминает. Конечно, групповые занятия бесследно для ребенка не проходят.

U-mama: Далеко не у всех есть возможность посещать развивающие занятия. Как можно самостоятельно заниматься дома, изо дня в день?
U-mama: Есть какие-то конкретные пособия, которые вы можете порекомендовать для таких занятий?
U-mama: Сколько занятий обычно требуется для постановки звука, а сколько – для его закрепления? Довольно тонкая грань между тем, что нужно самому ребенку, и логопеду как специалисту, получающему за свою работу денежное вознаграждение.

Н.Ч.: Повторюсь: все дети разные. Этап постановки звука и этап его автоматизации или закрепления – это две разные вещи. Поставить звук можно за одно занятие, а автоматизироваться он может не один месяц. Поэтому никакой четкой грани – сколько, месяц или полгода – нет. Автоматизация – это когда звук сначала нужно закрепить изолированно, потом в слогах, словах, предложениях, в самостоятельной речи. В зависимости от причин нарушения, от физиологии ребенка, конечно, от неврологии, и будет идти автоматизация того или иного звука.

U-mama: Чья роль в процессах закрепления звуков больше – логопеда или родителей?

Н.Ч.: Многие родители снимают с себя всю работу – они отдали ребенка на занятие, где ему должны все поставить, и все должно быть хорошо. Это неправильно. Этого не должно быть. Чем чаще и упорнее вы будете заниматься дома и закреплять пройденный на занятии с логопедом материал (два раза в день!), тем скорее и лучше пойдет процесс автоматизации.

U-mama: Нужно ли поправлять ребенка? Заставлять произносить правильно?
U-mama: Могут ли занятия с логопедом помешать ребенку сформировать правильное произношение?

Н.Ч.: Хуже не будет однозначно.

U-mama: Насколько важен для успеха эмоциональный контакт с логопедом?


Н.Ч.: Очень важен. На развивающих занятиях я сама становлюсь маленьким ребенком – любознательным, интересующимся всем-всем. И эмоциональный аспект всегда очень важен. Ты должна сама быть на уровне малышей, должна все делать вместе с ними, чтобы они повторяли за тобой.

U-mama: Какие еще задачи помогает решить логопед, например, в школьном возрасте?

Н.Ч.: Нарушение звукопроизношения, несформированность фонематических процессов ведет за собой проблемы в школе – дисграфия, дислексия (это нарушение письма, нарушение чтения), как следствие – нарушение почерка. Конечно, логопед – это не только садик, это и школа, это абитуриенты, студенты, взрослые. Со школьниками мы читаем, пишем, закрепляем материал. Больше работаем над темпом чтения, динамическими паузами, ритмом речи, четкостью речи (скажем, в начале предложения голос повышается, к концу – понижается) – то есть мы работаем уже над построением своей речи. И, конечно, занимаемся совершенствованием и развитием психических процессов – памяти, внимания и так далее.

U-mama: Что такое фонематический слух?
U-mama: Взрослый человек – сложный пациент?

Н.Ч.: Сейчас очень много приходит именно взрослых людей, которые сами хотят говорить красиво и грамотно. Мне кажется, наоборот, с взрослыми работать намного легче. Их не нужно уговаривать, с ними не нужно играть. Взрослый человек садится и целенаправленно собой занимается: я хочу и я буду. А ребенка надо еще уговорить, он не хочет и не будет, его нужно постоянно заинтересовывать. Но, конечно, оставлять проблемы на взрослый возраст не стоит. Пусть ребенок входит во взрослую жизнь с красивой речью.

U-mama: С какими еще проблемами, кроме неправильных звуков или заикания, приходят к вам взрослые?
U-mama: Профессия логопеда – это искусство или ремесло? Какова доля универсальных методик и личных находок?

Н.Ч.: Это искусство. Универсальная методика одна – работать, работать и работать. И… любить детей.

Вопросы с форума

Вопрос: Ребенку 1 г. 8 мес. Говорит слогами, мало. Все понимает, просьбы выполняет. Есть повод для беспокойства?

Ответ: Нет, не переживайте. Но на групповые занятия советую походить.

Ответ: Поправьте ребеночка, попросите его успокоиться, может быть, предложите: давай мы это слово пропоем. И обязательно надо обратиться к логопеду. Потому что, в лучшем случае, это может быть и нарушение слоговой структуры слова, ну а в худшем – начало заикания. Если запустить, то могут возникнуть проблемы в школе.

Ответ: Короткая уздечка может быть эластичной и неэластичной. Если она эластична, то со временем она подтягивается и не дает никаких проблем в речи.


Что делать, если малыш не торопится говорить? В каком случае стоит обратиться к специалисту, а в каком — просто набраться терпения? О развитии речи детей мы поговорили с опытным логопедом-дефектологом Еленой Молчановой.

Елена Молчанова занимается развитием и обучением детей больше 20 лет, создаёт специальные пособия для детей разных возрастов и их родителей. Она уже не первый год запускает речь малышей, поэтому не понаслышке знает о тонкостях этого процесса.

Сейчас всё чаще говорят о том, что современные дети стали позже овладевать речью. Так ли это?

Да, если посмотреть на общую картину, то сейчас ребёнок, начинающий разговаривать к двум годам, уже не вызывает удивления.

Ребёнок не говорит: в каком возрасте это становится проблемой и поводом для обращения к специалистам?

В этом вопросе многое зависит от родителей. Для некоторых не проблема, что малыш в 2 года ещё молчит. Кто-то готов ждать до 2,5-3 лет. А есть и такие родители, которые хотят с года начинать заниматься с ребёнком развитием речи.


Понять, что у ребёнка есть сложности с развитием речи можно уже к первому дню рождения. Если к этому возрасту ребёнок не начинает произносить свои первые слова, то на это уже нужно обратить внимание.

Есть распространённое мнение, что мальчики начинают говорить позже девочек, это правда?

Такое мнение существует. Но конкретных доказательств этого заявления нет. Что касается статистики, то я могу поделиться с вами своими данными. За прошлый год среди маленьких гостей в моём кабинете было 130 мальчиков и 68 девочек.

Нормы развития речи для всех одинаковы. Я как специалист не отталкиваюсь от пола ребёнка, когда выстраиваю план работы с ним.

Что делать родителям, чтобы их ребёнок вовремя начал говорить? Какие советы вы бы дали мамам и папам?

Самая главная моя рекомендация: будьте в контакте с ребёнком, начиная с первых дней его жизни. Не игнорируйте его плач и гуление — это ведь тоже общение.

Дайте крохе почувствовать себя важным участником вашего с ним диалога.

Читайте ему сказки и стихотворения. Пойте простые детские песенки. Сопровождайте обычные дела потешками. Малыши хорошо запоминают рифмованную речь, особенно когда слышат её изо дня в день.

Задавайте ребёнку вопросы. Часто бывает, что малыш вроде готов заговорить, но у него ничего не спрашивают.

Рассказывайте обо всём, что окружает малыша. Но помните, что ваша речь должна быть плавной и понятной, чтобы маленький слушатель успевал её усвоить.

Речевое развитие — это процесс, заложенный в нас природой. Он вполне может проходить без осложнений и задержек.

Что может мешать ребёнку в освоении речи?

Первый фактор — это особенности развития, выявленные во время беременности или в первый год жизни.

Второй фактор — это речевая среда. Например, мама очень много и быстро разговаривает, в этом случае малыш не различает отдельные слова и не чувствует необходимости включаться в беседу. Или другой пример: мама чаще молчит, ребёнок опирается на её пример поведения. Вариантов речевой среды, препятствующей нормальному развитию речи, может быть очень много.

Могут ли повлиять на задержку речи использование ребёнком гаджетов: планшета, смартфона, ноутбука? А просмотры мультфильмов способны вызвать задержку речи?

Мультфильмы и приложения бывают разными. Одни помогут с развитием, другие помешают.

Если перед глазами малыша часто меняются яркие, странные картинки, которые сопровождаются сложными сочетаниями звуков и слов, то вряд ли это поможет ребёнку развить речь. Скорее запутает его. Но мультики и приложения могут быть очень простыми и спокойными, с частыми повторениями понятных слов и с чёткими изображениями. Я за просмотр таких мультфильмов.

Влияет ли на становление речи ребёнка наследственный фактор? Например, папа заговорил поздно, поэтому и сын в два года ещё молчит.

На развитие детской речи влияют десятки факторов. В том числе и наследственный. Сложно со 100% уверенностью сказать, какой именно фактор отвечает за речевую задержку конкретного ребёнка.

Если у одного из родителей были сложности с запуском речи, это только должно стать поводом для того, чтобы внимательно наблюдать: а не отстаёт ли малыш от норм развития речи.

С любой речевой задержкой, наследственной или нет, придётся работать. И чем раньше начать это делать, тем быстрее и легче будут достигнуты нужные результаты.

Какие методики вы используете при запуске речи у детей?

Я использую все общепринятые способы и приёмы формирования речи у неговорящих детей. Отличие моего авторского метода работы в том, что в нём важную роль играют интеграция и коммуникация.

Во-первых, я работаю над комплексным формированием речи. Сюда входит и развитие слухового внимания, и артикуляционная гимнастика, и накопление словарного запаса, и формирование слоговой структуры, и работа над фразовой речью.

А во-вторых, я работаю не только с малышом, но и обучаю маму! Это очень важно, ведь с логопедом ребёнок встречается пару раз в неделю, а с мамой он в контакте 24/7. Таким образом, моя методика выходит далеко за рамки кабинета и окружает ребёнка поддержкой в любое время.

К двум годам ребёнок уже начинает составлять простые предложения из двух слов. К двум с половиной годам речь ребёнка становится более чёткой, понятной не только маме и папе, но и посторонним людям.

Если в этой системе одна из ступенек сдвигается на более позднее время, то уже можно говорить о задержке развития речи. И здорово, когда родители принимают решение самостоятельно или в тандеме с логопедом включиться в процесс и помогают малышу справится с возникшими сложностями. В обратном случае задержка развития речи может укреплять свои позиции и к старшему дошкольному возрасту станет явной проблемой, на решение которой уйдёт гораздо больше сил и времени.

Мало кто из логопедов соглашается работать с детьми младше трёх лет. Я могу рассказать о своём личном опыте в этом деле.

С молчунишками я работаю по своей системе, которая состоит из двух блоков. В первый месяц программа из 9 занятий, затем месяц отдыха и в третий месяц программа из 7 занятий.

Каждый ребёнок индивидуален, не всегда есть необходимость проходить оба блока. Некоторым ребятам и вовсе хватает одной консультации со мной и их мамой. Другие приходят ко мне уже после того, как начали произносить слова, например, но фразы не составляют, и тогда я занимаюсь с ребёнком по второму блоку.

Но в целом 3 месяца — хороший срок, за который возможно разговорить молчуна.

С какими логопедическими проблемами вы как специалист сталкиваетесь сегодня чаще всего?

За годы своей практики я поняла, что большинство речевых сложностей уходят корнями в ранний возраст. Поэтому последние 5 лет я специализируюсь на работе с малышами, которые к 1,5—3 годам не начинают самостоятельно разговаривать.

В завершение этого интервью, я ещё раз хочу напомнить, что многие сложности с развитием речи легче предупредить, чем устранять. Поэтому слушайте внимательно своих маленьких собеседников и сверяйтесь время от времени с нормами развития речи.

Узнать больше о развитии детской речи можно в инстаграме Елены @kabinet_logopeda.

"Мы намерены потребовать от Украины немедленных шагов по стабилизации ситуации на линии соприкосновения" – Наталья Никонорова

Интервью с логопедом: профессия и рутинные будни

  • Автор Частное Мнение
  • Четверг, 05 декабря 2019 15:58
  • размер шрифта уменьшить размер шрифтаувеличить размер шрифта
  • Печать
  • Эл. почта
  • Станьте первым комментатором!

Интервью с логопедом: профессия и рутинные будни

Мы решили знакомить читателей с представителями различных профессий. Именно так, что бы можно было увидеть в профессии не только ее плюсы, но и минусы. Это делается для того, чтобы читатель самостоятельно мог определить свою меру готовности к посвящению в статус специалиста. Чтобы выбор профессии был сделан правильно и рационально осмыслен. Предложенное сегодня интервью, будет также полезно молодым родителям, переживающим за правильность произношения их деток.

Имя специалиста скрыто умышлено, дабы внимание читателя не обострять на личностных акцентуациях. Нужно понимать, что наша собеседница не является светилом науки либо лауреатом каких либо премий. Она заурядный представитель профессии логопед, рассказывающий субъективную позицию и выражающий свое Частное Мнение.

И так, встречайте, профессия логопед.

-Здравствуйте! Расскажите где вы работаете логопедом?

-Здравствуйте! В коррекционном корпусе общеобразовательной школы. До этого была работа в детсаде, до него - в реабилитационном центре, а ещё раньше - в обычной школе

-У вас есть профессиональное образование? Какой у вас суммарный опыт работы?

Да, целых два - учитель начальных классов и учитель-логопед. Работаю логопедом долгих три года.

- Кто ваши ученики, как они к вам попадают?

- В основном, это дети с нарушениями интеллекта - умственная отсталость или задержка психического развития из начальной школы. Попадают после прохождения специальной комиссии.

-Когда решили, что хотите быть именно логопедом?

- Как ни странно, в детстве, хотя сама логопеда не посещала. Просто стало интересно, что это за профессия. Да и младший брат посещал занятия и я потом с ним дома делала домашнее задание - упражнения, стихи учила. Тогда и затянуло. С 9 класса твёрдо решила поступать именно на логопеда. Но так как в ближайшем городе в вузе не было такой специальности, решила для начала отучиться на учителя начальной школы

Теперь, я исправляю дефекты речи - как устной, так и письменной. По сути, я помогаю этим детям обрести нормальный контакт с обществом.

- Над какими дефектами речи приходится работать чаще всего?

- Нарушения в произношении сложных звуков типа Р и Л, а также - нарушениями в письме.

- Как проявляются нарушения в письме? Что самое сложное в вашей профессии?

-Дети путают схожие по звучанию звуки, схожие по написанию буквы. Самое сложное наверное, это общение с родителями. С детьми всегда можно найти общий язык - кто-то готов работать "за наклейки", кто-то - за просмотр любимого мультика. Ну и, наверное, общение с начальством, потому что они не понимают всей специфики работы.

-Родители считают, что Вы неправильно проводите лечение или в чем именно сложность?

-Ох, это сложно описать. Кому-то не нравится, что я детям делаю замечания, кому-то что даю домашнее задание. Кому-то я вообще, как человек не нравлюсь. А кто-то считает себя умнее всех.

- С каким возрастом детей легче всего работать?

- Наверное, с четвероклашками. Они уже настроены на работу, готовы пахать до победного конца, да и родители у них уже более спокойные.

Также с первоклашками, потому что они ловят каждое слово и стараются изо всех сил

- Как Вы считаете, что влияет на нарушение речи, не считая заболеваний, влияет ли то, как часто и правильно разговаривают родители с ребенком?

- Обязательно. Всё идёт из семьи - и если папа ребёнка картавит, то и ребёнок, в качестве подражания, тоже может начать

- Вы помните своего первого пациента? Как обычно проходит Ваш рабочий день?

- Ну, у меня не пациенты, а ученики. Моим первым учеником был мой брат, если так считать. А если сначала профессиональной деятельности - то это была девочка Милана - крайне добрый ребёнок. Она всегда старалась делать домашнее задание без ошибок, всегда приходила вовремя и никогда мне не грубила. По сути, ребёнок был сложный - умственная отсталость усугублённая эпилепсией, но её воля и сила меня поражали. Мой рабочий день начинается в 8 утра, с началом занятий в школе. Ко мне приходят дети, либо я сама иду и беру их с уроков. И так весь день до 5 часов вечера. В 5 вечера я иду к "домашникам" и там нахожусь до 7. В целом, в день может быть от 15 до 20 занятий

- Для устранения дефекта речи сколько надо времени, от и до?

- В среднем, от 3 месяцев до года. Всё зависит от сложности дефекта, от особенностей ребёнка, даже от его родителей.

- А школа, в которой Вы работаете, это специализированная, там все дети с какими-то отклонениями?

-Обычная школа, но есть корпус для детей с задержкой психического развития и лёгкой умственной отсталостью

- Психологически Вам не тяжело? Опишите пожалуйста сами занятия, как например исправляется картавость? Быстро привыкли к таким особенным детям, к ним наверное и подход нужен особый?

-Честно - ужасно тяжело, но я держусь. Держит меня "в себе" достойная зарплата, отдых на выходных и желание помочь. Картавость исправляется при помощи специальных упражнений. Также к исправлению картавости, обычно, подключаем неврологов. Как ни странно, привыкла к детям довольно быстро. Не было времени на то, чтобы дать себе "раскачку"

Ох, не так ответила на вопрос о занятиях. Сами занятия начинаются с упражнений на развитие подвижности речевого аппарата, на развитие фонематического слуха и т.д. всё зависит от самой картавости. Но это уже дебри

-Был ли какой-ни будь уникальный случай или уникальный ученик?

-А сколько ребенку лет? И значит они так и будут водить ребенка от логопеда к логопеду?

- Мальчику 8 лет. Да, увы. В этом минус нашей системы образования - считается, что нет необучаемых и что всех надо притянуть к норме.

-А Вы общаетесь со своими коллегами логопедами, делитесь опытом?

-Честно? Приходится. Не особо люблю такого рода общение. Нет, конечно, если ко мне подходят с просьбой что-то объяснить или что-то спросить - я не откажу. Но и сделаю это без особого удовольствия.

-Почему без удовольствия?

-Потому, что от работы я и так устаю, чтобы её потом еще и обсуждать с коллегами. Даже на обеде мы стараемся говорит о чём-то другом, но не о работе… По этой же причине я всегда стараюсь "косить" от метод советов и за все 3 года ещё ни разу там не выступала.

-Имеет ли значение в каком возрасте обращаться к логопеду? Можно ли подождать родителям, пока дефект речи сам пройдет или лучше, как только заметили идти к логопеду?

-Безусловно стоит подождать до 5 лет, если ребёнок не выговаривает Р или Л. А если он вообще не говорит, то лучше в 3 года брать ноги в руки и бежать сначала к неврологу. Видите ли, зачастую бывает так, что родители - "достигаторы", им надо всё и сразу. Обычно, такое бывает, если дитя у родителей первое. Но не всегда нужно беспочвенно волноваться.

- Как Вы объясняете не сознательным родителям, что с их чадом необходимо заниматься? Влияет ли сюсюканье родителей, как будет развиваться речь ребенка?

-Приглашаю на встречу и там начинаю убеждать, что если они не пойдут на комиссию и не начнут занятия с ребёнком, то в дальнейшем это для них обернётся неуспеваемостью ребёнка, проблемами в общении. Но, честно, бывают вообще "непробиваемые". Сюсюканье? Да. И очень сильно. До сих пор со смехом вспоминаю случай из практики работы в садике. Спрашиваю одну девочку - "Как тебя зовут?". А она отвечает - " Не знаю, мама зовёт Белочкой". Да и от сюсюканья дети начинают смягчать согласные звуки в речи, их словарный запас, зачастую, состоит только из одних "соплей в сахаре".

-Думали ли о смене места работы, вас устраивает коллектив школы, какие врачи еще по мимо вас работают в ней?

-В последние 2 месяца постоянно думаю. Хочу попробовать себя в другой сфере, ибо образование нынче сильно "прогнило". Я не врач, я учитель. Помимо меня работают дефектологи и психологи.

Начальство, где бы я не работала, считает нас - логопедов, дефектологов, психологов - лентяями, часто нашими руками решаются бытовые вопросы учреждения - покраска стен, уборка снега и т.д. В нынешней организации такого нет. Всё конфликты часто из-за родителей, которым что-то не нравится

-Расскажите поподробнее о самом сложном случае в вашей практике. Что вы пытались сделать для ребенка и какого это объяснять родителям, что ничего не получится?

-Был такой случай - ребёнок никак не хотел идти на контакт, подымал руку на меня и в итоге это была сказка о потерянном времени - год прошёл коту под хвост. К счастью, у ребёнка была хорошая бабушка, которая, услышав, что я в данной ситуации бессильна, повела ребёнка к врачам, где ему назначили лечение и сама присутствовала на всех занятиях. В итоге - за 2 месяца ребёнок всё освоил.

-Как реагировали на агрессию ученика? Можно ли сказать, что ваши подопечные в основном из неблагополучных семей?

- Честно - тоже агрессией. Ругалась на него страшно, потому что ребёнок был нормотипичный и я понимала, что это его поведение - банальная избалованность. Не благополучной? Да, так и есть. Большинство живут в ужасных условиях, большинство - дети алкоголиков, мигрантов, беженцев, которые банально не могут себе позволить даже смену одежды для ребёнка.

- Вообще часто появляется желание сорваться на детей? Как с ним справляетесь?

-Да, часто. В такие моменты я либо считаю "про себя", либо стараюсь говорить медленно. Бывают и срывы, я ведь тоже человек. Особенно, когда видишь, что ребёнок просто издевается над тобой и просто куражится над тобой.

-Вы упомянули, что проводите обучение "на дому. Расскажите, как это происходит, сколько платят родители?

- Платит школа. Проходит также, как и в школе - ставлю таймер и пока он не "пропищит", провожу типичное занятие, в зависимости от дефекта ребёнка. Каждый раз - это риск. Не знаешь, что ребёнок вытворит сегодня и как себя поведёт

- Расскажите, какие неожиданные ситуации возникают дома?

- Например, ребёнку может "остро приспичить" поиграть в компьютер. Или поесть. Или захотеть устроить истерику, потому что дома столько "зрителей" и потому что мама рядом и может наругать "злую тётку". Многие "домашники" изолированы от остальных детей, да и от людей тоже и поэтому у них неадекватная реакция на посторонних людей.

- Родители и в таких случаях встают на сторону ребенка?

- Зависит от родителей. Есть адекватные, а есть "яжмамки" и "яжепапки"

-Расскажите про самый неадекватный случай дома и в школе

- Как раз, сегодня был такой. Одна мамаша с говорящим именем пришла и наорала на меня после моего вопроса - "Почему ребёнок вообще не готов к занятиям и почему так продолжается уже 2 недели?". Причём, ладно бы орала хоть как-то "логично", но нет - она вывалила всё дерьмо, что было у неё внутри.

А про домашнее обучение. Тут был случай, когда я пришла к мальчику, а он скачет в маминой юбке и лифчике, утверждая, что он девочка и теперь будет так всегда выглядеть. Было и смешно, и жутко одновременно.

- Бывало ли вам когда-нибудь страшно за свою жизнь или здоровье в таких домашних обходах?

- Каждый раз мне страшно и каждый раз я буквально чувствую, что моя жизнь становится короче. За 40 минут занятия я не могу даже на секунду расслабиться, приходится себя держать в тонусе. При всём при этом я страдаю паническими атаками и такие сильные стрессовые ситуации их только провоцируют.

- Случались ли у вас приступы прямо на занятии?

- Да, было в начале работы в этой школе. Выручила коллега, дала детям задание и отпоила меня корвалолом. За это ей огромное спасибо

- Не думали заняться частной практикой?

- Был опыт, но это ещё хуже. Родители считают, что раз они платят тебе деньги, то должен вывернуться наизнанку, но сделать всё, чтобы их чадо заговорило с пол-пинка. А так не бывает.

-Перед интервью вы говорили, что состояли в абьюзивных отношениях. Расскажите об этом поподробнее пожалуйста.

- Да, был такой опыт в моей жизни. Полтора года я встречалась с парнем, который считал, что раз я стала его девушкой, то я его вещь. Он мог как угодно меня оскорбить, ударить, унизить перед своей семьёй, говорить про мою семью, мол, "семейка долбо..бов" и так далее.

- Как вы продержались 1,5 года? Разве побои и оскорбления не достаточный повод уйти?

- Это были первые серьёзные отношения. Любила его до потери пульса. Каждый раз прощала. Находила оправдания его поведению. Знаю… Но вот ка-то так… Если бы не его реакция на смерть моей бабушки - так бы тянула отношения дальше… Любовь зла…

- Не особо понимаю о чем вас спросить по этой теме, прошу прощения что вообще зашел такой разговор.

- Да нет, ничего страшного. Сама понимаю

-Спасибо, что отнеслись с пониманием к последнему заданному вопросу и спасибо за ответы.

- Вам спасибо за вопросы.

Интервью прервалось из-за отклонения от темы профессии в сторону личностных характеристик. Мы оставили последние вопросы опубликованными, дабы показать читателю, что и у специалистов, которые правят наши пороки, имеются и свои, человеческие подводные камни. Каждый специалист - это прежде всего антропологический человек, имеющий свои чувства, эмоции и личную жизнь, порой далеко не счастливую.

Читайте также: