Интегрированные развлечения в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Задачи:

— расширять кругозор, фантазию и возможности выражения темы в разных видах деятельности;

— обогащать представления об обитателях мира фауны;

— развивать творчество в процессе изображения объектов животного мира;

— целенаправленность зрительного видения, умение сравнивать и сопоставлять образы и средства выразительности (цвет, поза, жест, линия);

— способность детей подражать голосам, повадкам и манере движения обитателей животного мира;

— способствовать высказыванию своих суждений, давать развернутую оценку, применяя образные слова и выражения;

— открывать поэтический способ выражения настроения, развивать эстетические чувства цвета, композиции;

— выражать свои впечатления от музыки в движениях и рисунках;

— учить различать изобразительность музыки, создающей образ; навыкам инсценирования;

— передавать в рисунке не только форму, но и пластику предмета, его характер с помощью мелких деталей.

Предварительная работа:

— кратковременные наблюдения за обитателями живой природы;

— чтение книг Е. Чарушина, М. Пришвина, В. Бианки;

— разучивание стихов о живом мире природы;

— рассматривание картин, иллюстраций;

— беседа о животных, птицах, насекомых;

— подготовка трафаретов диких животных;

— нарезание нитки вместе с детьми;

Действующие лица

Воспитатель приглашает детей в зал, оформленный как лесная поляна. В центре стоит дерево, на одной из веток висит колокольчик.

Воспитатель. Ребята! Как удивителен мир, в котором мы живем! Как уникальны животные, насекомые и птицы, населяющие нашу планету!

Ведь природа так прекрасна,

Так ласкова, многообразна,

Что познакомиться с ней ближе

Пора настала, как я вижу.

Скажите, дети, при всем народе,

Что вам известно о природе?

1-й ребенок

Знают все взрослые, знают все дети,

Что вместе с нами живут на планете.

2-й ребенок

Лев, журавль, попугай и лисица,

1-й ребенок

Волк и медведь, стрекоза и куница,

2-й ребенок

Белки, стрекозы, обезьяны и тигры,

1-й ребенок

Дельфины, бобры и шустрые выдры,

2-й ребенок

Кенгуру, жирафы и хорьки,

1-й ребенок

Кузнечики, жучки и паучки,

2-й ребенок

Зебры, леопарды, бегемот

И огромный в океане кашалот.

Воспитатель

Без природы в мире людям

Даже дня прожить нельзя.

Так давайте к ней мы будем

Относиться как друзья.

3-й ребенок

Муравьиный дом в глуши,

Ты его не тормоши.

Домик их огороди.

4-й ребенок

Насекомых не давите,

Если встретите в лесу,

Много пользы принесут!

5-й ребенок

Всегда всем птичкам помогай

И птичьих гнезд не разоряй.

На радость пусть растут птенцы,

Природы звонкие гонцы!

Воспитатель. Далеко-далеко, среди вековых деревьев, есть одна поляна. На ней собираются жители леса — животные, птицы, насекомые, когда нужно решить какие-нибудь важные вопросы. Посреди поляны растет дерево, на котором висит колокольчик, по его зову обитатели животного мира и приходят. А встречает их фея природы Лада. Мы сейчас заглянем в этот чудесный мир. Но хочу напомнить, что надо быть добрым с теми, кого мы встретим. Все согласны? Тогда поедем. В дорогу песенку возьмем.

Вот мы и на волшебной полянке.

Лада

Со мною незнакомы вы, ребята,

Зовусь я Ладою, живу я на Руси.

В весенний день смогла я к вам

С подружками прийти.

Как цветные камушки.

Их цветами природа богата,

Их запомнить вам надо, ребята.

Сколько здесь зверюшек вижу!

Что ж, никого я не обижу.

Напротив, очень рада я,

Все звери для меня друзья!

Мышка, мышка, серое пальтишко.

Мышка тихо идет.

В норку зернышко несет.

Пробегает мышка с узелком на палочке.

А за мышкою медведь

Как начнет реветь:

А веселые зайчата

Прыг да скок, прыг да скок,

Через поле, за лесок.

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки.

На полянке под кустом

Муравьишка строит дом.

Вылетает Бабочка. Ее сачком пытается поймать мальчик Ваня.

Ваня

Ой, еще одна бабочка!

Сейчас я ее поймаю!

Такой еще у меня нет!

Лада. Кто ты, мальчик?

Ваня. Я Ваня!

Лада. А ты зачем моих подданных пугаешь?

Ваня. Я не пугаю, я просто хочу ее поймать!

Лада. Как не пугаешь? Вот Бабочка чуть крылышко не потеряла, от тебя спасаясь.

Ваня. А какая польза от нее?

Лада. Друзья, какая польза от Бабочки?

Дети. Она красивая. Бабочка на лапках переносит пыльцу с цветка на цветок. Она бывает гусеницей. А гусениц клюют птицы.

Лада. Сегодня на нашей поляне звенел колокольчик. А он не будет тревожить по пустякам. Нашей Бабочке понадобилась защита. Ваня, ты понял, что Бабочек обижать нельзя?

Ваня. Да! За ними надо наблюдать в полете и любоваться их красотой.

Божья коровка

Ты так весело порхаешь,

Никаких забот не знаешь.

Любишь весело пожить,

Вот бы мне с тобой дружить!

Бабочка

Дружбе рада я всегда,

Но у меня есть дела.

В лапках я ношу пыльцу,

От цветка лечу к цветку.

Божья коровка

А мне трудиться неохота,

Надоела мне работа.

Поиграть, попрыгать вволю,

Полететь бы в чисто поле!

Как ты весело играешь,

Видно, много игр ты знаешь?

Научи меня играть,

Лопаткой землю ковырять.

Муравей

Но я совсем и не играю,

Работа у меня такая.

Вот построю скоро дом,

Поселюсь с друзьями в нем!

Божья коровка

Все в работе целый день,

А со мною только лень!

И, как видно, от меня,

Нет ни пользы, ни вреда.

Лада. Что ты, Божья коровка. Ты тоже приносишь пользу. Друзья, какую пользу приносит природе Божья коровка? Дети. Она съедает с листьев и ветвей тлю.

1-я Лягушка. Что делается! Что делается! Ни за что бы не поверила, если бы своими ушами не услышала, своими бы глазами не увидела!

Лада. Что ты расшумелась, Лягушка?

1-я Лягушка. Да как же не шуметь, если тут говорят, что им делать нечего! Нам, лягушкам, всегда найдется, что делать.

2-я Лягушка

На лужочке под горою

Есть болотце небольшое.

Ловим мошек, комаров

Ква-ква-ква, без лишних слов.

3-я Лягушка

Не умеем унывать,

Любим песни распевать.

Нечего в болоте спать —

Будем вместе танцевать!

Лада

На поляне как-то раз

Кто важней в лесу у нас —

Зайцы или медвежата?

1-й Заяц

Мы живем в лесу давно,

А медведи летом

Съели всю малину в чаще,

Разве справедливо это?

Белка

Малинка тоже мне нужна,

Это все для быстроты

И прыжков на ветки.

Медведь

Как громко вы ведете разговор,

Не выспаться Медведю.

И прекратите бесполезный спор,

Должны быть дружными соседи.

Каждый важен в жизни нашей.

Мы зависим друг от друга,

Жить не можем друг без друга.

2-й Заяц

Надежный друг есть и у меня —

Иду я смело с ним всегда

И в лес, и на лужок.

Петух

Пусть исчезнет зло на свете,

Пусть с природой дружат дети.

Ведь и зайцы, и лисицы,

Насекомые, и птицы,

И растения живые

Людям братья все родные!

Лада

Не разрушайте этот мир,

Девчонки и мальчишки.

Иначе эти чудеса

Останутся лишь в книжке.

На память о нашей встрече я оставляю вам сундучок. Все, что вы сделаете сегодня, присылайте мне. От ваших рисунков и поделок волшебная страна Природа станет еще прекрасней. До свидания, ребята! До новых встреч!

Воспитатель. Пора и нам возвращаться в детский сад.

Звенит колокольчик. Дети снимают шапочки зверей и животных.

Все мы любим природу. Сегодня мы изобразим ее обитателей: животных, птиц, насекомых и соберем их на этой поляне. (Показывает макет, подготовленный заранее вместе с детьми.) Подумайте о том, кого каждый из вас хотел бы нарисовать, сконструировать из бумаги, сделать из ниток по трафарету. Лада оставила вам подсказки. (Достает из сундучка схемы рисования, оригами, животных, птиц, насекомых.)

Дети выбирают изобразительный материал и занимают свои места за столами и мольбертами. Они конструируют из бумаги, делают аппликацию из ниток по трафарету, рисуют фломастерами, пастелью, гуашью (тычок жесткой кистью, тычок поролоном), занимаются оригами.

В ходе работы помогать детям советом по мере необходимости. По окончании фигуры приклеиваются на поляну. (Если надо, вырезаются.)

Когда Лада заглянет на эту поляну, она увидит, с какой любовью изображены жители ее природного царства. И мы еще раз полюбуемся этой красотой.

В дошкольных учреждениях при организации образовательной работы часто используется интегрированный подход, который позволяет:

- Обеспечивать единство воспитательных и развивающих целей и задач образования, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, способствующие их развитию.

- Строить учебный процесс с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями детей, спецификой и возможностями основных направлений развития ребенка.

- Основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

- Предусматривать решение программных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности ребят не только в рамках непосредственно образовательной деятельности.

Хочу привести пример интегрированного занятия в подготовительной группе, в котором затрагиваются две образовательные области: музыка и изобразительная деятельность.

Задачи:
- через синтез искусств (музыка, поэзия, живопись) прививать любовь к классическому культурному наследию;

- развивать видение художественного образа в единстве его содержания и средств выразительности пластики, композиции, колорита;

- наблюдательность, воображение, способность передавать красоту и разнообразие цветов, их строение;

- учить детей искусству слушать музыку, выражать свои ассоциации цвета и музыки;

- эмоционально показывать свои чувства, вызванные музыкой в движениях и пении;

- импровизировать танцевальные движения, соответствующие характеру музыки композиторов-классиков;

- содействовать музыкально-двигательной, театрализованно-игровой деятельности;

- развитию психоэмоциональной устойчивости в процессе ролевого действия;

- воспитывать желание делать подарки родным и близким людям;

- способствовать развитию творчества, эстетического восприятия, эмоционального отклика и интереса в процессе создания работы и музыкального образа;

- прививать желание активно участвовать в развлечении, поддерживать радостное чувство от совместных действий, успешно выполненных заданий.

Фея – взрослый, Баба Яга – ребенок.

Воспитатель: Дети! Скоро праздник наших мам. Пора подумать о том, какие подарки мы приготовим для них. Может, мы в сказку их пригласим?

О чем-то скрипят деревья,
И птицам опять не спится.
В лесной чащобе звери
Затеяли вечный спор.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краска,
Тихонько скрипят деревья,
По лесу ходят сказки…

1 ребенок: Таинственный замок заброшен и тих,
Он тайну скрывает от взоров людских.
И лес вокруг замка печален и нем,
Колючий кустарник разросся у стен.
Теперь лишь виденья в том замке живут,
И тени прозрачные в танце плывут.

Воспитатель: В далеком глухом и дремучем лесу,
Куда ты найдешь лишь тропинку одну,
По ней, если смело и прямо пойдешь,
То вскоре к избушке без окон придешь.
И сказка проснется, и лес оживет,
И Баба Яга на крылечко взойдет!

2 ребенок: Взмахнет она трижды волшебной метлой,
Присвистнет да топнет костлявой ногой.
И свиту нечистую вмиг соберет.

3 ребенок: Закружит, завертит, по лесу пойдет,
В бешенном танце закружится вдруг,
И все затрепещет, померкнет вокруг.

Воспитатель: В старом замке побывали,
Бабу Ягу мы повстречали.
В этих сказках мы для мамы
Нужных красок не видали.

1 ребенок: Звуки мрачные звучали,
Краски темные мелькали.
Что же мамочке любимой
Нам на праздник подарить?
Может, краской этой синей
Что-нибудь изобразить?

2 ребенок: Я немножко потрудился,
Синим дождик получился.
Не хочу его дарить -
Мама будет с ним грустить.

3 ребенок: Да, задачка не простая -
Краска нам нужна другая.
Краску белую возьмем,
Снова рисовать начнем.

1 ребенок: Белая краска не помогла:
Она для подарка так холодна!
Снежные тучки повисли над нами,
Сейчас все замерзнет, и холодно маме.

Воспитатель: Что же делать нам, ребята, где найти нужные краски? Я знаю кто нам поможет – Фея Радости.

Фея: Знаю вашу я беду, и, конечно помогу. Согреть маму могут ваши добрые и ласковые слова.

2 ребенок: Нарисую я тюльпаны,
Розы, лилии, сирень.
Выбирай, что хочешь, мама!
Вот что значит мамин день!

1 ребенок: А еще, песенку веселую
Мы подарим маме.
И смеется солнышко
Сегодня вместе с нами.

Фея: Ребята, а в какой цвет вы бы раскрасили эту песню? Да, в этой песне нет холодных тонов, она теплая и душевная. Она красного цвета, потому что

говорит о любви к маме. Она розовая, потому что нежная. Она желтая, потому что ласковая, как солнышко.

Воспитатель: Мы картину маме
Быстро нарисуем.
Здесь не будет горя,
Грусти и тоски.
Нарисуем радость,
Нарисуем счастье,
Ласку и заботу,
Все ее мечты.

Детям предлагают нарисовать для мамы букет цветов в вазе.

Фея-волшебница чудо сотворила.
Она нам краски свои подарила.
Пусть будет от красок
Всем мамам тепло,
А на душе легко и светло.

Уверена, что такое занятие детям понравится и надолго запомнится. Желаю удачи своим коллегам!

С уважением, музыкальный руководитель Буденко Светлана Григорьевна, ГБДОУ № 18 Пушкинский район, г. Санкт-Петербург.

Автор: Александрова Александра Евгеньевна музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад №4 Красносельского района г.Санкт-Петербурга
Описание работы: предлагаю вашему вниманию сценарий интегрированного развлечения. Данная разработка может быть использована музыкальными руководителями и воспитателями ДОУ. Сценарий развлечения предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: Знакомство с видами музыкального искусства
Ведущая образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Цель:Воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные произведения разного жанра, расширять музыкальные впечатления.
Задачи:
- Развитие лексического словаря, кругозора и внимания, сопереживания за сверстников.
- Развитие художественно-эстетического воспитания.
- Побуждение к активной творческой деятельности и сочинительству.
- Формирование отношений,основанных на сотрудничестве и взаимопомощи
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, музыкальная.
Участники: дети старшей и подготовительной групп, музыкальный руководитель, воспитатели и родители
Предварительная работа:
- подбор музыкального репертуара;
- разучивание стихов, танцев
- разучивание песен

Ведущая: Отчего у нас веселье? Праздник тут какой у нас?
Дети: День рожденья музыки празднуем сейчас!
Ведущая: Что, не слышали вы разве? –
К нам летит на крыльях Праздник!
День весёлый, добрый, славный,
В октябре он музыкальный.
Этот день встречаем песней,
Об осени чудесной.
Осенняя песня



Ведущая: Осень нам дарит так много музыкальных звуков.Это и шорох листьев, завывание ветра, звон дождевых капелек и прощальные песни перелетных птиц.
Давайте попробуем сейчас это отобразить с помощью музыкальных инструментов. Посмотрите, какие из лежащих на столе инструментов подойдут по-звучанию:



Шорох листьев- маракасы
Капли дождя- треугольник, колокольчики
Пение птиц- свистульки
Завывание ветра- металлофон (глиссандо)
(дети разбирают инструменты по-желанию)
А теперь начинаем нашу музыкальную викторину. Слушайте внимательно текст, чтобы вовремя сыграть на муз. инструментах. А читать нам будут зрители.
Музыкально-поэтическая викторина



1. Вот осенний ветерок у куста сорвал листок .
Долго с листиком вертелся. над деревьями кружил,
А потом мне на колени желтый листик положил.
2. Осень! Роща золотая! Золотая, синяя,
А над рощей пролетает стая журавлиная.
Высоко под облаками
Гуси откликаются, с дальним озером, с полями
Навсегда прощаются
3. Ныне осень, непогода.
Дождь и слякоть, все грустят:
Потому что с жарким летом расставаться не хотят.
Небо плачет, солнце прячет, ветер жалобно поёт.
Загадали мы желанье: Пусть к нам лето вновь придёт.
4. Тихая, тёплая, нежная осень
Листья увядшие всюду разносит,
Красит в лимонный, оранжевый цвет
Свет.
На тротуары, газоны, аллеи
Их она сыплет, ничуть не жалея, –
Вот над окном в паутине повис
Лист.
Настежь окно. И доверчивой птицей
Мне на ладонь, покружившись, садится,
Лёгок и холоден, нежен и чист
лист.
Ветра порыв. Лист взлетает с ладони,
Вот он уже на соседнем балконе,
Миг – и, минуя широкий карниз,
Вниз.
5. Птиц провожают в дорогу леса:
Долгое эхо летит в небеса.
Птиц провожают в дорогу луга:
Выросли травы в большие стога.
Даже вослед им, как будто крылом,
Пугало машет пустым рукавом
6. Дождик, дождик, ты послушай:
Не ходи босой по лужам.
По дорогам бродит осень,
Холода в котомке носит
7. Осень наступила,
Начались дожди.
До чего ж уныло
Выглядят сады.
Потянулись птицы
В тёплые края.
Слышится прощальный
Клёкот журавля.
Солнышко не балует
Нас своим теплом.
Северным, морозным
Дует холодком
Ведущая:Давайте поаплодируем друг другу за такое прекрасное музыкально-поэтическое исполнение.
А теперь пришло время поиграть.



Игра с музыкальными инструментами(Дети двигаются, соответсвенно музыке-марш, бег, поскоки, когда музыка останавливается должны поднять руку дети с теми инструментами, которые назовет ведущий. Кто поднимет неправильно-выходит из игры).
Выходит Тарарам: Всем привет! Я главный Тарарам!
Ведущая:Как тебя зовут?
Тарарам: Та-ра-рам! Это значит очень громко и красиво! Правда, ребята?
Ведущая:Очень громко- это вовсе не очень хорошо. В музыке важно услышать мелодию, а не шум, который тебе так нравится.
Тарарам: Мелодия? А что это такое?
Ведущая:Ребята тебе сейчас про это споют.
Песня о музыке



  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Развлечение на тему:

формировать у детей интерес и стремление заниматься физкультурой и спортом;

закрепить знания о русских детских поэтах;

развивать физические качества: ловкость, равновесие, скорость, силу, выносливость и способность к творчеству в двигательной деятельности;

воспитывать находчивость, стремление помочь, умение сопереживать, целеустремлённость, уверенность в себе.

Оборудование: средние и большие мячи, хопп- мяч, корзины, кегли, яблоки.

Ход развлечения:

Воспитатель: Дети, послушайте загадку и попробуйте её отгадать:

Круглый он, но не луна

Есть цветная полоса.

Ты о пол его ударь,

Он отскочит не зевай.

А скорей его поймай. (Мяч)

Воспитатель: Молодцы, ребята конечно это мяч. Нравится вам, дети играть в мяч?

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что много детских стихов написано:

Жёлтый,
Красный,
Голубой,
Hе угнаться
За тобой!

Ты
Пятнадцать
Раз
Подряд
Прыгал
В угол
И назад.

А потом
Ты покатился
И назад
Hе воротился.

Покатился
В огород,
Докатился
До ворот,
Подкатился
Под ворота,
Добежал
До поворота.

Там
Попал
Под колесо.
Лопнул,
Хлопнул -
Вот и все!

Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.

Мой веселый мячик
Прыгает и скачет:
Прыг-скок - в уголок,
А потом обратно.
Вот как мы вечерок
Провели приятно!

Воспитатель: Вот мы и прилетели.

Воспитатель: А теперь разделимся на две команды:

Команда красных мячей

Команда синих мячей.

Воспитатель: За каждый конкурс вы будете получать баллы.

Ребёнок на мяче-хоппе прыгает вокруг ориентира и возвращается обратно, передавая следующему игроку.

Дети встают строго в колонну по одному за капитаном. Мяч прокатывается между широко расставленных ног детей, последний с мячом становится вперед. Эстафета продолжается до тех пор, пока капитан не вернется на свое место.

Дети становятся в колонну друг за другом (на расстоянии одного шага) и передают мяч через голову соседу за спиной. Когда мяч попадает в руки игрока, завершающего колонну, он бежит вперед и становится во главе группы, остальные отходят на шаг назад. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не попробуют себя в роли ведущего колонны. Есть еще один вариант этой игры: передавать мяч не через голову, а между ногами игроков.

Игрок должен пробежать дистанцию, держа в руках ракетку с одним мячом (теннисным) не уронив его, оббежать стойку и передать эстафету следующему участнику.

По сигналу направляющие начинают продвигаться вперёд, зажав между ногами выше коленей теннисный мяч и, достигнув противоположной линии старта возвращаются бегом, держа мяч в руках. Если мяч упал, его нужно подобрать, зажать ногами и только тогда продолжать эстафету. Участники, закончившие эстафету, становятся в конец колонны. Выигрывает команда, игроки которой быстрее закончат эстафету.

Участники делятся на пары. Бегут двое. Они встают лицом друг к другу и удерживают мяч лбами. Руки кладутся на плечи друг другу. Если мяч упал, его надо поднять и от места падения продолжить бег.

По команде дети начинают ведение мяча ногой до ориентира выполняют удар ногой по воротам, подбирают мяч и бегом возвращаются обратно. Передают мяч следующему игроку и встают в конец колонны. Задание считается выполненным, когда последний игрок пересечет линию старт-финиш.

Дети от груди бросают мяч в корзину стараясь попасть.

Воспитатель: Молодцы ребята , вы хорошо справились с заданиями победила дружба , вот вам корзина яблок. До свидания дети.

Дошкольники рисуют, сидя за партами

Требованиями к организации учебно-воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) определяются пути и способы следования целевым векторам обучения, воспитания и развития дошкольников. К таким вариантам структурирования учебно-воспитательного процесса относится проведение интегрированных и комплексных занятий. Остановимся на особенностях подготовки и проведения тех и других.

Сходства и различия интегрированных и комплексных занятий в ДОУ

Мальчик и девочка рисуют красками

Оба вида занятий направлены на интеграцию разных образовательных областей в рамках одного урока

Общие черты

К характеристикам, которые роднят два вида занятий, можно отнести:

Дети стоят вокруг декорации дерева с осенними листьями

На интегрированных и комплексных занятиях обязательно используются яркие зрительные образы

Таблица: различия между интегрированным и комплексным занятиями

В каждой возрастной группе можно выделить преимущественный вид занятий, обусловленный особенностями накопления опыта у конкретного ребёнка или группы воспитанников. Поэтому, например, в младших группах акцент делается на комплексные уроки, не требующие базы знаний, умений и навыков (ЗУН), погружающие в тему изучения глубже, а в старшей, когда у детей уже вполне достаточно опыта, — на интегрированные, способствующие систематизации и обобщению ЗУН из разных областей образовательного процесса.

Зачем нужны занятия интегрированного и комплексного характера

Учитывая структурное сходство обоих видов уроков, цели их проведения, представляя образовательную триаду, будут идентичны:

  • обучающие — составить представление об объекте или явлении окружающей действительности, научить самостоятельному поиску информации по теме;
  • развивающие — способствовать развитию речи, процессов мышления, внимания, усидчивости;
  • воспитательные — формировать позитивное мироощущение.

К задачам, реализующим эту триаду, относятся:

Это интересно. Цели и задачи интегрированных и комплексных занятий для разных возрастных групп будут идентичными, так как они определены сутью этих видов уроков. Различия будут касаться конкретного содержания, обусловленного темами для изучения с детьми разного возраста.

Дети в масках животных для театрализации

Интегрированные и комплексные занятия способствуют развитию творческих способностей детей

Роль интегрированных и комплексных занятий в развитии дошкольников

Задача современного образования состоит в том, чтобы уйти от механического заучивания и повторения материала, изложенного педагогом. Ребёнок уже с раннего возраста должен испытывать радость от сотрудничества, сотворчества с другими детьми и взрослыми. При этом возможность проявить на уроках инициативу, самостоятельность, творческие способности создаёт для малыша ситуацию успеха, переживание которой является важным условием становления успешной личности. Кроме того, интеграция видов образовательной деятельности, на основе которой построены комплексные и интегрированные занятия, создаёт условия для:

  • удовлетворения потребности детей в двигательной активности;
  • укрепления и сохранения эмоционального, умственного и социально-нравственного здоровья подрастающего поколения.

Основной акцент в интегрированных и комплексных занятиях делается на продуктивную активность ребят:

  • рисование (разными средствами и в разных техниках);
  • ручной труд (создание поделок, аппликаций);
  • сочинение песенок, стихотворений, коротких историй;
  • танцевальные, песенные импровизации.

Эти виды деятельности дополняют знания малышей новой информацией, заставляя педагога искать приёмы для воспитания активной творческой позиции у дошкольников.

Дети держат поделки в виде светофоров

Акцент в интегрированных и комплексных занятиях делается на продуктивную деятельность детей

Типы и формы интегрированных и комплексных занятий в детском саду

Как уже отмечалось выше, структурно эти виды занятий не отличаются, поэтому тип и форма организации материалов в их рамках также будут идентичными.

Таблица: типы и формы организации интегрированных и комплексных занятий в ДОУ

Это интересно. Классификация типов и форм занятий является общепедагогической, то есть применимой и для детских садов, и для школ. Однако для школьного этапа образования перечень типов дополняется уроками устного, письменного и комплексного контроля знаний, умений и навыков. Но и в детском саду, и в школе самым востребованным является комбинированный урок, совмещающий в себе черты всех остальных типов.

Дети участвуют в эстафете с ведёрками

Игра является основной формой проведения разных типов интегрированных и комплексных занятий

Приёмы, используемые на интегрированном и комплексном занятии

Поскольку оба вида занятий построены на соединении разных видов деятельности в разработке одной темы, то и методические приёмы, обеспечивающие цельность структуры уроков, одинаковы.

Это интересно. На интегрированных и комплексных занятиях используется наиболее полный перечень методических приёмов взаимодействия с детьми.

Словесные приёмы

Речевое взаимодействие с малышами является важным средством не только донесения сути материала, но и эффективным способом развития речи у детей младших групп или расширения словарного запаса у детей средней и старших групп.

Объяснение

Дети сидят вокруг педагога с коробкой с игрушками

Объяснение обычно сопровождается наглядностью

Стихотворения и загадки

  • Хоть на ножке он одной,
    Крутится как заводной.
    Лишь устанет — на бочок.
    Яркий, озорной … (Волчок).
  • Эта мягкая игрушка —
    Длинноухая зверюшка.
    Ей морковку в лапку дай-ка,
    Ведь игрушка эта — … (Зайка).
  • Кирпичи возьмём цветные,
    Сложим домики любые,
    Даже цирк для публики.
    Ведь у нас есть … (Кубики).

Беседы

Речевой приём, который имеет большое значение для реализации целей проведения интегрированного и комплексного занятия. Дети учатся искать ответы на проблемные вопросы, то есть развивают критическое мышление, а также вести диалог, участвовать в дискуссии и приобретают такое ключевое для социально-коммуникативного развития качество, как терпимость к точке зрения, отличающейся от собственной. Беседы в ДОУ могут быть нескольких видов, но наиболее востребованными являются познавательные и этические.

Подборки картотек бесед делаются под возраст воспитанников:

Дети поднимают руки, чтобы отвечать

Беседа приучает малышей вести диалог, выслушивать других участников обсуждения

Рассказ

Сразу после прослушивания сказки я провожу проверку понимания сюжета, задав малышам 3–4 вопроса:

  • Как звали героев сказки?
  • Что сделал Гриша?
  • К чему привело неосторожное обращение с огнём?
  • Почему нельзя трогать спички?

Сидящие на ковре дети слушают педагога

Сказки помогают привлечь внимание детей, объединив их одним видом деятельности

Чтение

Три девочки рассматривают книгу

Чтение не только способствует тренировке этого навыка у детей, но и помогает воспитывать у малышей инициативность и самостоятельность

Группа наглядных приёмов

Наглядность занимает прочные позиции среди других способов организации взаимодействия с детьми на интегрированных и комплексных занятиях. Это связано с тем, что ведущий тип мышления у дошкольников — наглядно-образный. Среди зрительных приёмов универсальными являются:

Читайте также: