Интеграл бот московская школа опыт

Обновлено: 05.07.2024

Сергей Шедов — основатель и директор Московской школы программистов. Закончил МГУ, факультет вычислительной математики и информатики и магистерскую программу MBA. Преподает в МФТИ на кафедре алгоритмов и технологий программирования, входит в Федеральную предметную комиссию авторов ЕГЭ по информатике. В 2001 году основал в Мытищах Школу программистов. Председатель предметно-методической комиссии по информатике Министерства образования Московской области.

Семен Обухов — директор по развитию Московской школы программистов. Окончил факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ в 2018 году. С 2018 года учится в Институте образования НИУ ВШЭ. На протяжении пяти лет преподает ИТ-дисциплины в Школе программистов. С 2015 года занимается организацией олимпиад, в том числе школьного, муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников по информатике в Московской области, а также ежегодная Международная космическая олимпиада.

О том, как стать программистом до того, как это стало трендом

Сергей Шедов:

— Программировать я начал еще в старших классах школы, в начале девяностых. Родители купили компьютер, но без монитора — на него просто не хватило денег. Ждать, когда он появится, я не стал, и начал составлять программы на Basic, ориентируясь на звуковые сигналы системного блока.

После окончания МГУ два года работал в офисе программистом. Но скоро понял, что мне это неинтересно. И когда моя учительница информатики предложила поработать в школе, которую я закончил, сразу согласился. Сначала это были занятия только по субботам, а потом принял решение окончательно поменять работу. Родители это решение не одобрили, потому что я сильно потерял в деньгах — в офисе получал $1 000, а в школе зарплата была всего $50. Но я понимал, что мне это нравится, да и запросы у меня тогда были небольшие — лишь бы хватало на интернет.


Я понимал, что не всем ученикам интересно программирование, и что на уроках информатики готовить айтишников невозможно. Тогда решил создать свою школу программистов. Это было в 2001 году. Сначала это был обычный кружок, куда ходили дети из окрестных школ. Мало кто понимал, что такое программирование, это еще не стало трендом.

Постепенно кружок рос, и через шесть лет я зарегистрировал частное учреждение дополнительного образования. Сейчас у нас учатся чуть более 4 000 детей, из них 30% — онлайн. Очно занимаются ребята из Москвы и Московской области — кроме Мытищ, есть отделения в Москве, Пушкине, Королеве и Долгопрудном, всего их девять. Онлайн учатся дети со всей России, есть даже ребята из Казахстана.

О фундаментальных знаниях, музыке и программировании

Сергей Шедов:

— В 2001 году аналогов такой школы еще не было. Нужно было нарисовать идею в голове. Я 10 лет учился в музыкальной школе и решил объединить этот опыт с опытом обучения в МГУ. Так родилась идея, что ребенок должен не просто поучиться несколько месяцев и уйти. Я хотел давать не только прикладную информацию, но и фундаментальные знания, потому что без этого невозможно стать серьезным программистом. Поэтому в школу не принимают 11-классников — за один год дать серьезные знания невозможно, а мы не хотим заниматься профанацией. В школу берут учеников со второго класса и учат их до 11-го.

Есть мнение, что для программирования не нужно высшее образование. Это зависит от того, чем человеку предстоит заниматься. Например, человек, занимающийся машинным обучением, должен закончить вуз, потому что для этого нужны знания по математике, которые не дают в школе. Надо смотреть в перспективе, что будет востребовано в будущем. Сейчас ты будешь писать программы в скриптовом языке программирования, а через 20 лет это будет не нужно. А для поступления в хорошие университеты надо начинать заниматься информатикой еще в школе.

Мы стараемся идти в ногу со временем и постоянно вводим новые дисциплины. Сейчас в школе есть курсы по интернету вещей, блокчейну, кибербезопасности, большим данным — всё то, что появилось относительно недавно, но без чего уже невозможно обойтись.

Семен Обухов:

— При приеме на работу кандидаты проходят многоступенчатый отбор. Первичное собеседование для преподавателей — открытый урок. В роли учеников выступают наши методисты, которые имитируют поведение детей. Например, если преподаватель собирается работать с пятиклассниками, методисты могут начать драться линейками. Мы смотрим, как человек справляется с такой ситуацией. Тех, кто прошел первичный этап, приглашают на тренинги по педагогическим приемам. Среди тех, кто приходит преподавать, много айтишников и студентов ИТ-вузов, которые до этого не работали с детьми. Поэтому им очень важно дать педагогические навыки. Окончательное решение принимается после финального экзамена, который также проходит в формате открытого урока для методистов. Там кандидаты должны продемонстрировать, насколько хорошо они освоили педагогические навыки, полученные на тренингах.


Сергей Шедов:

О предрасположенности к программированию

Сергей Шедов:

— Я не встречал детей, у которых были бы противопоказания к программированию. Но для успешного обучения ребенку нужно любить и понимать математику. При поступлении мы не требуем начальных знаний по программированию, но проверяем именно математические знания.

Если говорить про личные качества, главное для ребенка, который занимается программированием, — целеустремленность. Он должен не бояться ошибок, относиться к ним спокойно и уметь их исправлять.

Не все хотят быть программистами. Бывает такое, что родители приводят ребенка и говорят, что он будет, например, стоматологом. Но при этом они хотят, чтобы у него были навыки программирования, потому что это пригодится в профессии. В школе готовят не только программистов, выпускники могут работать на стыке наук. Есть примеры, когда дети пришли учиться на программиста, а в итоге пошли в Институт Останкино, потому что им понравился видеомонтаж. Среди наших выпускников есть человек, который увлекся монтажом, уехал в Голливуд и выкладывает фотографии со Спилбергом.

Обучение разбито по семестрам, одновременно в одном семестре у ребёнка, в зависимости от возраста, может идти от одного до трёх предметов. По каждому предмету предусмотрено два контрольных мероприятия — в середине семестра и в конце семестра. Это, в основном, практические работы — нужно написать задачи на программирование или сдать проект. Но бывают и предметы с более сложной, вузовской, системой. Где сначала нужно написать практические задачи, а потом ты сдаешь устную часть. Такого мало, это предметы, связанные с олимпиадным программированием, алгоритмами и структурами данных. Олимпиады не привязаны к предметам и являются отдельным состязанием, независимой проверкой знаний. Они идут, обычно, во второй половине марта — первой половине апреля.

Если ребенок не сдал со второго раза, его могут отчислить. Также ученик может быть отчислен за непосещаемость. Меняются обстоятельства или интересы, он больше не может или не хочет ходить — это нормальная ситуация для дополнительного образования. Но в школе хороший показатель детей, которые остаются — 91%.


Семен Обухов:

— Вступительные экзамены различаются по возрасту. Для маленьких детей они проходят в форме открытого урока, когда нужно отвечать на вопросы на компьютере. Начиная с пятого класса — это классический письменный экзамен по математике, у старшеклассников мы проверяем знания школьной программы. Много нестандартных заданий, чтобы проверить умение логически мыслить. Все тесты разрабатываются преподавателями школы. Но многие дети боятся написать что-то нестандартное, что-то, чему их не учили. На собраниях им объясняют, что не надо бояться писать самые нестандартные решения, ведь этому, к сожалению, не часто учат в общеобразовательной школе.

Если ребенок не прошел по баллам, но мы видим, что он хочет заниматься, предложим пройти вступительные испытания еще раз. На каждом экзамене мы раздаем значки как свидетельство того, что ребенок сдавал экзамен. Был мальчик, который ездил по всем нашим отделениям и с четвертого раза все-таки поступил.

В каждом отделении школы кабинеты называются по-разному. Это сделано для того, чтобы мотивировать детей к большим достижениям. Школа должна создавать сказочную атмосферу, куда хочется вернуться. Мы хотим, чтобы дети шли к нам, предвкушая что-то интересное.

О реальной практике в Яндексе

Сергей Шедов:

— У нас есть завершающий обучение курс — промышленное программирование, аналог производственной практики. Реальное программирование, работа в команде, и мы учим этому ребят. Они выбирают проект и распределяют роли: кто-то будет программистом, кто-то — дизайнером, тимлидом и так далее.

Все наши ученики делают выпускные проекты за рамками школы, чтобы можно было попробовать применить навыки в реальной жизни. Например, они придумали пауэрбанкшеринг: когда человек на одной станции метро берет пауэрбанк и заряжает по дороге телефон, а потом на другой станции сдает устройство. Это был не просто проект на бумаге: была станция, которая выдавала пауэрбанки, и база, считавшая минуты, виртуальные деньги. Этот и подобные проекты — фактически ИТ-стартап, которые старшеклассники делают в течение года и защищают в офисе Яндекса.

Об олимпиадах и соревновательном духе

Семен Обухов:

— Все ученики школы участвуют в олимпиадах по программированию. У нас два типа олимпиад: личные и командные. На командных детям специально дают один компьютер на троих, чтобы они учились договариваться и распределять работу.

В информатике, кроме программирования и робототехники, есть олимпиады по информационной безопасности, которые очень популярны среди студентов. В 2014 году ее первый раз провели для школьников в Москве, до этого были такие соревнования в Екатеринбурге. В первый год анонсировали за месяц до мероприятия и все поехали с теми знаниями, которые были, потому что никто не знал, как готовиться. Наша команда ее выиграла, и потом в течение четырех лет занимала первые места, при этом вчерашние победители возвращались в качестве тренеров и готовили новых участников. Через четыре года организаторы отказались от проведения этих соревнований. Но за это время сложилось сообщество учащихся, которые хотели заниматься именно этим направлением. И мы на базе технопарка провели новую олимпиаду, которая сейчас — самая большая в московском регионе по информационной безопасности.


Наше последнее достижение — победа во Всемирной олимпиаде по робототехнике. В этом году там было более 70 стран, и команда учеников из нашей школы завоевала для России золотую медаль в самой престижной старшей возрастной группе.

Проходные баллы в 2019 году в крупные вузы на ИТ-специальности*:

  • МГУ: информатика — 440, фундаментальная информатика и информационные технологии — 438;
  • ВШЭ: информатика и вычислительная техника — 275, программная инженерия — 300;
  • МГТУ имени Баумана: информатика и вычислительная техника — 280, прикладная информатика — 279;
  • МФТИ: информатика и вычислительная техника — 389.

*В вузах сдают разное количество предметов, от трех до пяти.

О школьном ИТ-образовании

Сергей Шедов:

— Мировая тенденция — дети начинают программировать всё раньше. Когда я начинал программировать, это делали только старшие школьники, а сейчас уже в начальных классах используют планшет. Со временем базовые навыки написания скриптов станут такими же обычными, как и умение читать и писать. Обучаясь программированию, ребенок развивает алгоритмическое мышление — учится планировать деятельность, разбивать задачу на подзадачи — и получает навыки работы с информацией. Сейчас проблема в мире в том, что информации много, и непонятно, как найти нужные данные и проанализировать их. Поэтому, например, во ВШЭ навыкам работы с данными студентов учат независимо от специальности.

Несколько лет назад появилось много школ программирования. Конкуренция выросла, но для нас это стало только плюсом. Когда много школ, уже не надо объяснять, почему это хорошо — обучаться программированию, достаточно продемонстрировать хорошее качество.

Волноваться не стоит: в школе № 1500 провели онлайн-экскурсию для родителей и показали, как организованы меры безопасности на экзаменах.

Управление школой

Инженерные каникулы онлайн

Шаг в профессию: школа № 1579 о том, как организовать взаимодействие с вузами в дистанционном формате.

Игра в знания

Игровое образовательное пространство: школа № 1517 о собственной методике развития коммуникативных навыков детей и повышения квалификации педагогов.

Семейное творчество

Творчество объединяет: о том, как организовать полезный досуг для всей семьи - Дворец творчества На Стопани.

В московской школе "Интеграл" решили неординарно подойти к вопросу обучения и разработали виртуальный робот - помощник, который "живет" в популярном мессенджере. Он предлагает детям пройти разные интерактивные тесты и квесты по учебным предметам, от информатики до биологии. А еще - узнать о новых профессиях, истории Великой Отечественной войны, прокачать логическое мышление. Кстати, бот выручает и с "домашкой".

 Фото: Сергей Коньков/ТАСС

Как это работает? Достаешь смартфон, открываешь Telegram - выбираешь Integral bot. Пишешь в чате, допустим, слово "игра", и тебе автоматически выпадает ряд интересных заданий по разным направлениям на выбор. Например, по межпредметным дисциплинам: математике и литературе:

"Герой романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" - Родион Раскольников - забрал у старухи-процентщицы 320 000 рублей, в пересчете на современные деньги так оцениваются указанные в произведении "триста семнадцать рублей серебром и три двугривенных". Его друг Разумихин покупает Раскольникову новую одежду, за которую отдает "ровно девять рублей пятьдесят пять копеек". Посчитайте, сколько рублей заплатил бы Разумихин в 2015 году, если учитывать, что двугривенный равен 20 копейкам". Прямо со смартфона в том же чате пишешь ответ. И так по разным направлениям, включая межпредметные задания, профориентационные и тематические квесты, диагностики и тренажеры.

"Цифровые" задачки, виртуальные тесты и обучающие видео обновляются каждую неделю. Они проходят экспертизу у коллектива опытных учителей, соответствуют школьным стандартам. При этом есть разный уровень сложности для средних и старших классов. Чем больше выполнил образовательных мобильных "активностей" - тем больше игровых баллов заработал и тем в выше поднялся в общешкольном игровом рейтинге. Потратить баллы можно на разовое освобождение от нелюбимой "домашки", причем у любого учителя. Или, к примеру - на призы с символикой школы, гаджеты, билеты в музеи, на мастер-классы и экскурсии. И даже получить сертификат на платные кружки и секции дополнительного образования.

Фото: Антон Новодережкин/ТАСС

- Поколение Z - это дети глобализации и цифровых технологий. Они много времени проводят в гаджетах. И мы решили, что смартфон можно использовать в образовательных целях, - рассказал Директор ГБОУ Школа "Интеграл" Владимир Лубский. - Дети отвечают на вопросы из разных научных областей, используя свой гаджет, получая бонусы и награды. Такой подход в обучении называется геймификацией, это тренд современного мира. Баллы можно обменять на "иммунитет" от классических домашних заданий. А свое место в рейтинге можно увидеть в таблице лидеров, которая транслируется на экранах в школьных корпусах и в самом боте. Кроме этого, дети могут задать боту вопрос в любое время и оперативно получить ответ.

О чем спросить чат-бота? Например, виртуальный помощник может подсказать расписание занятий, напомнить о важных школьных событиях. Ну и, конечно, предложить разные образовательные "активности". Среди функций есть даже дополненная реальность, когда прямо на экране смартфона появляются техника, города-герои времен Великой Отечественной войны в 3D.

- В этом сезоне в нашем боте появилось много новых возможностей. Совместно с Музеем Победы мы подготовили задания в видеоформате. Все вопросы посвящены Великой Отечественной войне. На каждый вопрос отводится не более 30-40 секунд, после просмотра участник бота вводит свой вариант ответа. Самые активные участники из трех образовательных организаций получили билеты на посещение новой экспозиции "Подвиг народа" Музея Победы, - говорит Владимир Лубский. - Мы использовали дополненную реальность как элемент образовательного пространства школы, разместили "оживающие" иллюстрации в наших коридорах. Ребята, наводя на них свои смартфоны, смогли увидеть, как на экране оживают места сражений, рассмотреть 3D модели боевой техники, познакомиться с героями-фронтовиками и виртуально перенестись в города-герои. По этим элементам дополненной реальности в боте был создан "Квест памяти и славы", который состоит из 25 вопросов, посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Есть вопросы о военной технике, орденах, городах-героях.

Фото: Московский международный киберфестиваль

- В период дистанционного обучения бот стал важным инструментом для мотивирования ребят, - говорит Владимир Лубский. - Проведение в нем интеллектуальных турниров позволяет сохранить сплоченность детского коллектива, нестандартные и интересные задания - повысить мотивацию к получению знаний на школьных предметах, ведь эти знания необходимы для прохождения квестов. Сам формат Интеграл Бота позволяет нам делать это дистанционно из любой точки, достаточно иметь с собой мобильное устройство с выходом в интернет. После авторизации ученикам доступны предметные и профориентационные тесты, онлайн-тренажер по функциональной грамотности, симулятор заданий международного исследования PISA, сетевая рейтинговая игра и многое другое. За работу в каждом из этих разделов школьник может получить баллы. А классный руководитель, используя платформу, может отслеживать успехи ребят своего класса, просматривать аналитику и оперативно давать советы каждому ученику.

Алексей Петров, ученик 7 класса школы "Интеграл":

"Вопросы увлекают. Загуглить ответы не получается. Нужно включить голову самому. Я давно мечтал о хорошем пауэрбанке. Не представляете - я его заработал в боте. Отвечал на вопросы, получил баллы - и вот он у меня есть. Сейчас хочу дойти до наушников, но тут надо постараться - я смогу, ведь это интересно".

Рыженкова Анна Александровна, Учитель русского языка и литературы школы "Интеграл":

"Признаюсь: разработка заданий увлекает не меньше, чем решение. Мы поднимаем справочники, соединяем вопросы из разных областей знаний, при этом сами учимся. Считаю, что игра в боте куда полезнее обычных игр"


Классы: с 1 по 11.

Количество детей в классе: до 12.

Иностранный язык: английский.

Спорт: физкультура.

Творчество: изобразительное искусство, литературная мастерская, музыка, театр.

Инфраструктура: библиотека, кабинет информатики, спортивный и актовый залы, школьный музей, кабинет вожатого, более 10 классов, медицинские кабинеты, спортивная площадка.

Дополнительно: круглосуточная охрана, логопед, психолог, экскурсии.

Питание: четырехразовое.

Адрес: 121096, Россия, Москва, улица Кастанаевская, дом 10.

Добраться можно: на автобусах №109, 116, М2, Т39 и 470.

Ближайшие станция метро: Багратионовская, Парк Победы, Филевский парк.

Режим работы: понедельник – пятница, с 08:00 до 20:00.

Адрес оборудованных учебных кабинетов: 121096, Россия, Москва, улица Барклая, дом 5А.

Адрес оборудованных учебных кабинетов: 121096, Россия, Москва, улица Кастанаевская, дом 9А.


Описание


Для 9 и 11 классов – в соответствии с расписанием экзаменов государственной итоговой аттестации. Учебный год в начальной и основной школе делится на четверти, а в средней – на полугодия. Занятия дополнительного образования (кружки, секции, группы продленного дня, индивидуальные или групповые занятия, элективные курсы и так далее) проходят во второй половине дня. По субботам проводятся музейно-экскурсионные, туристско-краеведческие, культурно-просветительские мероприятия. Тогда же осуществляется проектная и исследовательская деятельность. Занятия в школе начинаются в 08:30. В первом классе в первом полугодии уроки длятся 35 минут, затем 45 минут. Со второго по одиннадцатый классы – 45 минут.


Проводятся предпрофильные занятия по естественнонаучным и инженерным направлениям. Также в заведении есть инженерный класс. Там ребята осваивают технологии решения творческих задач, конструирования, моделирования, программирования, прототипирования, получают опыт исследовательской и проектной деятельности. Профильными предметами в этих классах являются черчение, физика, математика, информатика. Работают курсы ракетостроения, черчения, компьютерной графики, робототехники и так далее.



Отзывы родителей

Читайте также: