Лекция о выборах для учащихся школы

Обновлено: 05.07.2024

Слово учителю: Ребята, сегодня наш классный час приурочен ко Дню Молодого избирателя .Мы не смогли пройти стороной не отметить эту дату, ведь вы- это будущее нашей страны, вы опора и поддержка ваших прадедов, дедов и отцов, а с другой стороны вы надежда бедующего поколения. И поэтому, чтобы наше будущее было в хороших руках, надо стремиться к тому, чтобы каждый человек живущей в своей стране был гражданином и патриотом. Поэтому сегодня мы разберем тему гражданственности и все понятия, которые в неё входят.

«Гражданин”? (Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка).

Боль гражданства – не в собственной боли.

Тот, кто истинный гражданин,

Защищает собой все поле,

Даже если он в поле один.

Все мы порознь, как в чаще тропинка,

И дорога, как мы одно.

Все мы порознь, как в поле травинка,

Ну а вместе - Бородино.

Е. Евтушенко

Согласно тому, что вы сказали, можно сделать такой вывод, что настоящий гражданин- этот тот человек, который обладает следующими качествами как:

Боль за родную природу

Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине.

“ Быть гражданином” - это состояние души и потребность в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой Родины и на ее процветание.

Не смеем говорить о чувстве Родины бесчувственно

Нам права Родина такого не дала!

У нас такие за спиной встают пожарища,

Такие страшные могилы за спиной,

Что стыдно Родину свою любить шпаргалочно,

Как будто Родина нам стала неродной…

Е. Евтушенко

Вспомним поговорки и пословицы о Родине:

Человек без родины- соловей без песни.

Своя земля и горсти мила.

Дома и стены помогают.

Где выросла сосна, там и она красна.

Родина- мать, умей за нее постоять.

У гражданина одной страны общие государственные символы ( учащиеся перечисляют их). Флаг, герб, гимн. Вспомните, ч то означают цвета нашего флага, и что символизирует герб.

(Белый цвет-мир, чистота, совесть. Синий- небо, верность, правда.

Красный- огонь и отвага.

Герб- олицетворение красоты и справедливости, и победу добра над злом.)

Все эти государственные символы были утверждены 8 декабря 2000г. И одобрены Советом Федерации 20 декабря 2000г.

Высказывание известных людей:

«Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать

возможность проявлять свои права граждан и

С. Смайлс английский писатель

Выделим основные обязанности гражданина (дискуссия вместе с учащимися, один ученик на доске записывает мнение ребят). Подведение итогов:

соблюдать законы России

уважать права и свободы других людей

заботиться о детях

заботиться о сохранности исторических и культурных памятников.

Одна из обязанностей гражданина-соблюдение законов Р.Ф.

Возникает вопрос, кто принимает эти законы и их утверждает.

Все законы принимает Федеральное Собрание, которое в свою очередь состоит из Государственной думы и Совета федерации. Схема такова: первоначально законы принимают депутаты Государственной Думы, затем рассматривает Совет Федерации и лишь, потом они поступают на подпись к президент. И тогда этот закон вступает в силу в любом уголке нашей страны. В соответствии с этим, можно говорить о том, что экономическое, культурно-нравственное, социальное положение страны зависит от системы выработанных законопроектов и их исполнения. Вся ответственность возлагается на тех людей, которые принимают и подписывают законы. То есть судьба и развитие нашей страны в их руках. Но мы граждане своей страны, естественно не должны быть безразличны к тому, что происходит, и мы сами выбираем депутатов местного самоуправления, а самый важный выбор каждого гражданина- выбора президента. И у же от нашего выбора будет зависеть развитие нашего государства. Вы как будущие избиратели, должны понимать всю важность гражданственного долга. Эта гражданственная позиция должна закладываться уже в вашем возрасте, что бы на момент права голоса, у вас не было сомнения идти или не идти на выборы.

Возникает следующий вопрос, какие стадии включает в себя весь избирательный процесс!

Предлагается выслушать, как это могут охарактеризовать учащиеся, а затем учитель предлагает рассмотреть все этапы.

1. Составление списков избирателей. Гражданин РФ может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.

2. Образование избирательных округов и участков. Для проведения выборов образуются избирательные округа и участки.

3. Избирательные комиссии. Эти комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан, а также осуществляют подготовку и проведение выборов.

4. Выдвижение и регистрация кандидатов.

5. Предвыборная агитация. Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с гражданами, Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до дня выборов.

6. Порядок голосования, подсчет голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование. Голосование на выборах, референдуме проводится в календарный выходной день.

Весь этот процесс, как вы заметили трудоемкий и требует определенных затрат, сил, времени и финансов, если граждане не приходят на выборы, то выборы признают не состоявшиеся. Значит, их переносят и опять все сначала. Вас никто не может заставить исполнить свой гражданский долг, потому что – это у каждого должно быть в сознании.

Но и нельзя быть равнодушными к судьбе страны, в которой живете вы и будут жить ваши дети и внуки, если все в стране стабильно, то она только процветает и развивается, а если все идет произвольно, то происходит постепенный распад. Поэтому именно голос каждого важен и значим. Ведь во главе государства стоит президент, на которого возложены и надежда граждан и ответственность, и ему необходимо знать, что народ ему доверяет и поддерживает его, именно своими голосами.

Давайте охарактеризуем, какими качествами должен, по-вашему мнению обладать, президент РФ. ( выслушиваем мнения учащихся).

А теперь разделимся на группы, каждой группе предлагается ватман, на котором вы должны изобразить наше государство, как единое целое, пример дом, у которого есть фундамент, несколько этажей, крыша. И вы должны четко распределить, кто в вашем государстве за все отвечает и какие службы ему помогают. А дальше, по степени значимости в вашем государстве, расставьте следующие культуры: нравственная, сельскохозяйственная, техническая, информационная и т.д.

Время 15 мин , потом каждая группа защищает свой проект.

А теперь каждому государству дается одно из направлений, которые оно считает важным, благодаря, которому ваше государство развивается. При этом необходимо четко аргументировать и привести конкретные примеры.

Первая группа: здравоохранение

Вторая группа: образование

Третья группа: культура.

Подведем итоги: все плакаты, аргументы являются олицетворение стабильной, развитой страны. Это ваше будущее! Каждое поколение имеет право выбирать свое будущее и определять пути развития. Мы приходим в этот мир, взрослеем, получаем профессию, приобретаем знания и опыт и передаем их другим поколениям. Но каждый из нас неразрывно связан с тем реальным миром, в котором живет и работает.

Сегодня гражданин России, путем реализации Гражданского избирательного права, становится не просто участником избирательного процесса, он имеет право свободного выбора, и это право он может осуществить в день голосования на избирательном участке. Возможность свободного волеизъявления - одно из главных достижений российской демократии за последние годы.

Отдавая свой голос за того или иного кандидата, все мы и каждый из нас выбирает пути развития Российского государства. Голос каждого гражданина становится решающим в определении судьбы нашей страны. Ваш голос – решающий.


Полный текст материала Классный час "Мы будущие избиратели" для 7 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Классный час для учащихся 3 - 4 классов, на котором в доступной форме рассказывается о выборах, правах людей.

ВложениеРазмер
klassnyy_chas_3_-_4_klass.docx 30.76 КБ
презентация к классному часу Что такое выборы 2.76 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Что такое выборы.

Цель: Растить грамотного и активного избирателя.

- Показать значение выборов как основного способа формирования органов власти, признанных служить интересам народа.

- Воспитание у младших школьников активной гражданской позиции.

- Формировать чувство ответственности за будущее своей страны, воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Оборудование для учителя:

Девиз "Настоящий гражданин – это отечества достойный сын" Н.А. Некрасов.

Российская символика. Портрет В.В. Путина.

Выставка рисунков "В каждом рисунке - право".

Карточки со словами.

Карточки для синквейна.

Ход внеклассного мероприятия

I. Вступительная часть и психологический настрой.

- В какой бы я хотела жить стране?

Да в той, где места нет ни горю, ни войне.

-В которой люди счастливы всегда,

-Друг друга не обидят никогда.

-Где не слышны глухие взрывы

-И где закаты так красивы…

-Я так люблю простор страны своей,

-Хоть далека она от совершенства,

-Хочу, чтоб испытали люди в ней

Любовь большую, счастье и блаженство!

-Я бы хотел жить в стране, где зима и лето.

-Я бы хотел как Есенин, быть ее поэтом.

-Я хочу, чтоб президент умным был и честным.

Все: Чтоб страну свою любил, был с народом вместе.

-Девизом нашей встречи будут слова великого русского поэта с творчеством, которого мы познакомились на уроке литературного чтения.

-Что хотел сказать нам, гражданам своей страны Н.А Некрасов? Прав ли он? В течение классного часа мы найдём ответ на этот вопрос.

- "Не всё в своей жизни человек может выбрать сам. Я не могу выбрать своих родителей. Я не могу выбрать язык, на котором мама пела мне колыбельные песни. Я не могу выбрать Родину.

Сначала я появляюсь на свет. Потом я узнаю, что моя Родина зовется Россия. Что она – самая большая страна в мире. Что Россия – страна с древней историей и с молодыми мечтами." (А. Кураев)

- Почему задумался богатырь?

-Что ему предстоит сделать?

-Что такое выбор, выборы?

Учащиеся знакомятся с основным понятием на тему "Выборы" в группах.

-Сейчас пришло время поработать в группах. Вы будете выполнять разные задания. Давайте выберем роли:

-Красный прямоугольник – командир группы, вы руководите работой всей группы.

-Синий прямоугольник – секретарь, вы будете записывать.

-Белые прямоугольники – участники.

-Найти толкование значения слова в словарях.

Выборы – это избирание путем голосования депутатов, должностных лиц, членов какой-либо организации. Выборы осуществляются путём голосования.

Выборы – это избирание путём голосования депутатов, главы государства, должностных лиц, членов организации (словарь Ожегова С.И.).

III. Формирование знаний учащихся по проблеме классного часа.

"Российская символика" Слайд 5

-Как называется наша страна?

-Назовите символы российского государства.

-Где можно увидеть изображение символов страны? (На границе, здании правительства, документах, монетах…)

-Звучит гимн России.

Россия — священная наша держава,

Россия — любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава —

Твоё достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

-В любой стране есть глава государства.

-Как обычно называют главу государства? (Король, царь, император, монарх, султан, президент)

-Кто глава государства в нашей стране?

-В чём отличие президента от монарха? (Президента выбирают, а монарха не выбирают, а власть передаётся по наследству)

-Можно ли обойтись без президента?

-В чём состоят полномочия президента?

-Кто может стать президентом? (Президентом Российской Федерации может быть избран взрослый гражданин Российской Федерации, если ему уже исполнилось 35 лет, и он постоянно живёт в России не менее 10 лет.)

-Может ли стать президентом женщина? (Да, может, если ей не менее 35 лет, и она живёт в России не менее 10 лет)

-Кто выбирает президента? (Выбирают Президента Российской Федерации все взрослые граждане России, которые хотят и имеют право принять участие в выборах. Дети и подростки до 18 лет не могут участвовать в выборах Президента России и выборах депутатов Государственной Думы)

-На какой срок выбирают президента? (Президента выбирают на 6 лет.)

Статья 81 Конституции РФ

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.
Редакция части 1 приведена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы", вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 г. (Российская газета, 2008, 31 декабря) . Применяется в отношении Президента Российской Федерации, избранного после вступления в силу названного Закона.)

Очень много стран на свете,

Это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих

Не спешите, не пытайтесь

Дать ответ в один момент.

Главных много – выбирайте,

Там – король, здесь – президент.

"Права человека и основной Закон".

- Как называется Закон по которому живёт Россия?

-Все основные права записаны в Конституции Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 года).

- Мы с вами ещё не очень взрослые. Однако с рождения мы имеем свои права.

Выступление групп. Представьте одно из прав, которые у вас записаны на карточке. (Представить право можно в виде картины, плаката, сценки, соотнесение с ситуацией из сказок.)

- право на охрану здоровья и медицинскую помощь

- право на получение образования

- право на владение имуществом

- на управление страной

- право на свободное передвижение

- право на неприкосновенность жилища

-Гарантом соблюдения государством Конституции, наших прав является Президент. Президента выбирает вся страна. Когда, он вступает в должность, он присягает России, положив руку на Конституцию Российской Федерации.

"Что такое выборы?"

-Чтобы побольше узнать о выборах, предлагаю поработать в группах. Каждая группа имеет своё задание, оно написано на карточке.

-Выберите важные черты характера кандидата в президенты. Обоснуйте свой выбор.

Решительный Смелый Сообразительный Умный

Общительный Интеллектуал Спортивный Красивый Крепкий Популярный Храбрый Настойчивый

2 группа: Объяснить значение слов:

Участок Кабина Избиратель Паспорт

Программа Бюллетень Урна

-Как они связаны между собой?

-Составить памятки "Правила культурного избирателя".

-Составить наказ будущему президенту.

-Вы строили дом, прилагали усилия, проявляли творчество. На это вы затратили и время, и терпение. Обидно ли вам будет, если вдруг кто-то завладеет вашим домом и, разрушив его, постарается построить свой, на ваш взгляд не удобный и не красивый?

На пост президента нужно выбрать такого человека, который не разрушит уже построенное ранее и создаст что-то новое и полезное. Выступление 1 группы.

-Одному строителю было труднее. Ему приходилось самому выбирать детали для постройки, проектировать здание, больше потребовалось времени для создания дома. В политике необходимо единство взглядов и действий. Президент должен работать сообща со своей командой, учитывая интересы и потребности народа своей страны.

Выступление 4 группы.

-Пока день выборов Президента не наступил, идёт предвыборная кампания. Телевидение и газеты рассказывают о кандидатах в Президенты, то есть о тех, кто хочет стать Президентом.

Граждане сравнивают кандидатов, их программы и советуются друг с другом, кто достоин стать Президентом нашей страны, депутатом, губернатором. Портреты кандидатов вывешивают на улицах, площадях. Но в день выборов никто не имеет права подсказывать гражданину, за кого ему голосовать. В этот день каждый избиратель должен сам решить, кого надо выбрать. Выступление 3 группы.

-Как проходят выборы на избирательном участке? Что должны делать избиратели? Выступление группы 2.

-Вы правы, послушаем как проходят выборы. Слайд 8 - 12 (Выступление председателя УИК№ 588.)

Математическая задача на тему:

"Сейчас вам 10 лет. Через сколько лет вы сможете принять участие в выборах?"

- Когда вам будет 18 лет, вы будете пользоваться правом - выбирать.

Роса состоит из росинок,

Из капелек пара - туман,

Песок - из мельчайших песчинок,

Россия - из россиян

И от всех нас зависит будущее нашей России.

- Порой мы жалуемся на плохое управление страной, городом, районом, посёлком. И только мы – простые граждане – в силах изменить жизнь в нашей стране в лучшую сторону. Это можно сделать, прежде всего, участвуя в выборах.

-Вы, ребята, будущие избиратели. Участвуя в выборах, Вы отдаете свой голос, за партию или кандидата, которых считаете более достойными представлять и защищать ваши интересы на государственном уровне. Сейчас ваша задача – хорошо учиться, получать знания, развивать способности, потому, что в будущем вам управлять нашей великой страной Россией.

Закончи предложение: Слайд 13

-Сегодня на классном часе я узнал, что.

-Я горжусь тем, что.

Составление синквейна к слову" Выборы". Слайд 14

Порядок составления синквейна:

2 имени прилагательных.

- Я надеюсь, что полученные сегодня знания помогут вам, когда вы станете взрослыми, понять, что от правильного выбора зависит ваше будущее, будущее ваших детей, страны. А когда вам наступит 18 лет, вы будете достойными гражданами России и изберете достойных людей в представительные органы власти, ведь от этого зависит будущее России. А люди которых мы выбрали будут работать ради процветания нашей страны.

Нет края на свете красивей,

Нет Родины в мире светлей!

Россия, Россия, Россия, –

Что может быть сердцу милей?

Кто был тебе равен по силе?

Терпел пораженья любой!

Россия, Россия, Россия, –

Мы в горе и счастье – с тобой!

Россия! Как Синюю птицу,

Тебя бережём мы и чтим,

А если нарушат границу,

Мы грудью тебя защитим!

И если бы нас вдруг спросили:

"А чем дорога вам страна?"

– Да тем, что для всех нас Россия,

Как мама родная, – одна!

1. Я.В. Соколов. Мы - граждане независимой России. М: НИЦ "Гражданин". 2012.

2. Я.В. Соколов. Наши права и ответственность. М: НИЦ "Гражданин". 2012.

3. В. Гудимов. Нет края на свете красивей.

4. А. Кураев. Основы православной культуры. М. Просвещение. 2010.

5. Разработка классного часа "Я - гражданин и ученик" (стих - е "В какой бы я хотела жить стране?").

6. В. Крючков. Роса состоит из росинок.

7. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь. Издательство "Азъ". 1992.

Вы должны разделиться на 4 группы и выполнить задания.

1. Представьте одно из прав человека на выбор. Представить право можно в виде картины, плаката, сценки, соотнесение с ситуацией из сказок.

- право на жизнь -право на труд

- право на охрану здоровья и медицинскую помощь

- право на получение образования

- право на владение имуществом

- на управление страной

- право на свободное передвижение

- право на неприкосновенность жилища

2. Объяснить значение слов:

Участок Кабина Избиратель Паспорт

Программа Бюллетень Урна

*Обратиться к толковому словарю.

3. Составить памятку "Правила культурного избирателя".

4. Составить наказ будущему президенту.

5. Составление синквейна (стихотворение из 5 строк) к слову "Выборы". Порядок составления синквейна:

1 строка – 1 имя существительное.

2 строка - 2 имени прилагательных.

3 строка - 3 глагола.

4 строка – Предложение из 4 – 5 слов.

5 строка – Синоним к 1 строке.

6. Нарисовать рисунок, плакат на тему "В каждом рисунке - право".

Да в той, где места нет ни горю, ни войне.

1. Хоть далека она от совершенства,

2. Хочу, чтоб испытали люди в ней

Любовь большую, счастье и блаженство!

3. Я бы хотел жить в стране, где зима и лето.

4. Я бы хотел как Есенин, быть ее поэтом.

5.Я хочу, чтоб президент умным был и честным.

6. Я так люблю простор страны своей,

6. Чтоб страну свою любил, был с народом вместе.

Очень много стран на свете,

Это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих

Не спешите, не пытайтесь

Дать ответ в один момент.

Главных много – выбирайте,

Там – король, здесь – президент.

Роса состоит из росинок,

Из капелек пара - туман,

Песок - из мельчайших песчинок,

Россия - из россиян

И от всех нас зависит будущее нашей России.

Нет края на свете красивей,

Нет Родины в мире светлей!

Россия, Россия, Россия, –

Что может быть сердцу милей?

Кто был тебе равен по силе?

Терпел пораженья любой!

Россия, Россия, Россия, –

Мы в горе и счастье – с тобой!

Россия! Как Синюю птицу,

Тебя бережём мы и чтим,

А если нарушат границу,

Мы грудью тебя защитим!

И если бы нас вдруг спросили:

"А чем дорога вам страна?"

– Да тем, что для всех нас Россия,

Как мама родная, – одна!

2. Объяснить значение слов:

Участок Кабина Избиратель Паспорт

Программа Бюллетень Урна

*Обратиться к толковому словарю.

- право на охрану здоровья и медицинскую помощь

- право на получение образования

- право на владение имуществом

- на управление страной

- право на свободное передвижение

- право на неприкосновенность жилища

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

6 Хорошо, когда есть из кого выбирать!

Продолжи предложение: Сегодня на классном часе я узнал, что . Я запомнил, что . Я горжусь тем, что.

Имя существительное. 2 имени прилагательных. 3 глагола. Предложение из 4 - 5 слов. Синоним. Порядок составления синквейна :

Выборы. Государственные, народные. Выбираем, решаем, голосуем. Президента и депутатов выбираем. Будущее.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Что такое выборы?"

Цель: Повышение уровня правовой грамотности и политической культуры будущих избирателей.Задачи:- познакомить учащихся на доступном им уровне с принципами и задачами проведения выборов;- формиров.


Открытое мероприятие "Выбор профессии – выбор будущего"

беседа о профессиях.


классный час Что такое выборы

материал для учебной и внеурочной работы.


Что такое выборы


Деловая игра "Что такое выборы?"

Игра учит детей понятию "Выборы" , как социально значимому процессу в стране, разъясняя необходимость участия в данном процессе.


Я думаю, что каждому из вас уже приходилось выбирать вещи, игрушки, угощения. А для чего вы это делали, почему не купили первую же попавшуюся вам на глаза вещь, игрушку, сладость? ( Хотелось выбрать л.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В предверии Дня молодого избирателя, мы будем говорить сегодня иб избирательном праве и избирательной системе, о демократических выборах. Наша задача выяснить, как должны проходить выборы в демократическом государстве, по каким принципам существуют этапы выборов.

Классный час на тему:


ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 – 11 КЛАССОВ

Классный руководитель: Рудакова Е.Н.

13 февраля 2016г

Цель: формирование активной гражданской позиции учащихся - будущих избирателей.

• создать ситуацию для использования знаний и умений, полученных в курсах обществоведческих дисциплин;

• помочь учащимся осмыслить свой политический статус и связанные с ним политические роли, возможности и условия их реализации;

• способствовать воспитанию у школьников позитивного восприятия норм и ценностей демократического правового государства.

Ход классного часа.

1. Вступительное слово учителя: «В жизни всегда приходится выбирать: между плохим поступком и хорошим, между одной профессией и другой и т.д. Сделать выбор подчас трудно, особенно когда речь идет о собственной судьбе. Но еще труднее сделать выбор, когда речь идет о судьбе целого государства.

Сегодня, в преддверии Дня молодого избирателя, мы будем говорить об избирательном праве и избирательной системе, о демократических выборах. Наша задача — выяснить, как должны проходить выборы в демократическом государстве, по каким принципам, какие существуют этапы выборов.

Пусть наша сегодняшняя встреча поможет вам, дорогие друзья, найти ответы на те вопросы, которые ставит нам жизнь, и научится делать правильный осознанный выбор!

Каждая группа – это граждане России, принимающие участие в выборах, активные и компетентные.

Лицо, принадлежащее к постоянному населению какого-либо государства, пользующего его защитой, называют….гражданин.

Задание: продолжить предложения.

Гражданин – это человек, который…

• любит (свою родину)

• переживает (ее беды и проблемы как свои собственные)

• действует (на благо своей страны и не может быть равнодушным, потому что только активность граждан сделает свою Родину процветающей)

• протестует (против нарушений прав человека)

• требует (улучшения условий жизни для многих людей)

Мы все на этих сказках вырастали

Вы будете сейчас удивлены:

Навряд ли бы связать вы догадались

Те сказки с Конституцией страны.

12 декабря - День Конституции России. Она была принята в 1993 году . В основном Законе страны был сделан выбор в пользу правового государства, свободы и достоинства каждого гражданина. В истории России было несколько Конституций, в текстах которых содержалось немало ценных положений, которые, к сожалению, так и не удалось полностью реализовать в жизни общества. Действующая Конституция на деле защищает права и интересы граждан, гарантирует возможность самостоятельно определять свою судьбу. Для любой страны Конституция - важнейший атрибут государства, символ его достоинства и чести. Знать и уважать конституцию должен каждый гражданин.

(Команды выбирают карточки с незаконченными фразами, касающимися различных сказочных героев. Задание: закончить фразы, используя знания о правах и свободах человека и гражданина, провозглашенных в Конституции РФ).

Лягушка из сказки В.Гаршина "Лягушка-путешественница", отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на: (СТ.27 - право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться).

Лиса Алиса и кот Базилио схватив Буратино, связав его, нарушили его право на. (СТ.22 - каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность)

Балда из сказки А.Пушкина "Сказка о попе и о его работнике Балде", нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на. (СТ.37 - каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию)

Царевич Иван из сказки "Иван-царевич и серый волк", украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на. (СТ. 35 - право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда)

Вопросы ребята получают по жребию.

Избирательное право может быть как … (активное, так и пассивное).

Активное избирательное право – это… (право избирать, т.е. право граждан РФ участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления)

Пассивное избирательное право – это… (право избираться, т.е. право граждан РФ быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления).

Принципы участия граждан РФ в выборах.

Выборы – это…(демократическая процедура, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах)

Избиратель – это тот, кто … (участвует в выборах или имеет на это право).

Права избирателя – это …(свободное волеизъявление граждан на выборах)

Во сколько лет гражданин получает право избирать?

(Гражданин РФ, достигший 18 лет, вправе избирать)

Во сколько лет гражданин получает право быть избранным депутатом Государственной Думы?(В 21 год)

Во сколько лет гражданин получает право быть избранным Президентом РФ?( В 35 лет)

Кто был первым президентом РФ - (Б. Ельцин)

Кто не имеет права избирать и быть избранным? (недееспособные, не достигшие 18 лет, лишенные свободы)

По каким документам избирателю выдается избирательный бюллетень? (предъявления документа, удостоверяющего личность избирателя, а в списке избирателей делается отметка о выдаче)

Время работы избирательных участков в день голосования (с 8.00 – 20.00)

Голосование на выборах является тайным. Это означает, (что исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. Избирателю предоставляется возможность использовать особую комнату или закрытую кабину для заполнения избирательного бюллетеня. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично).

ГОЛОСОВАТЬ необходимо, так как это:

Важнейшее право и обязанность человека в демократическом обществе).

Возможность формировать государственную политику.

Возможность избежать неблагоприятных последствий для государства в целом.

Приглашаются капитаны команд, которым задают следующие вопросы:

Зачем на выборы ходить?

Как будто там крутые претенденты

И могут они что-то изменить.

Зависит всё в стране от президента

В России активность граждан на выборах неуклонно снижается. Не все граждане хотят воспользоваться своим активным избирательным правом.

Какие пословицы могут характеризовать позиции человека, который отказывается участвовать в выборах:

- Моя хата с краю, я ничего не знаю.

- Своя рубашка ближе к телу.

- После меня хоть потоп.

- После меня хоть трава не расти.

- Мне все по барабану.

- Я маленький человек - от меня ничего не зависит.

Вставь пропущенное слово гражданин, избиратель, парламент, устав

Пусть ты пока еще ребенок,

Но должен знать уже с пеленок,

Что ты уже России сын,

Пусть маленький, но …гражданин

2.Как работу строить верно,

как решать: кто прав - неправ

Правил свод давно придуман,-

3. По законам мы живем

Утром, вечером и днем

Орган, где их создают

Все …парламентом… зовут

4.Все взрослые жители города, края

Своих депутатов всегда выбирают,

Неважно, кто ты по профессии: летчик,

Ученый, водитель, простой переплетчик,

Юрист или повар, нефтяник, писатель,

На выборах ты - …избиратель

Подведение итогов игры:

Памятка избирателя:

Идя на выборы, умей думать!

Будьте неподкупны! Помните! Бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

Ищите достойных: подумайте, что реально может сделать этот человек для вас лично и для других!

Имейте своё мнение, а значит свой выбор!

Живите своим умом!

Заключительное слово кл.рук-ля:

Подходит к завершению наше мероприятие. Вам молодым решать судьбу России в ближайшие годы. Не все выбирают политику своей профессией. Но все граждане являются избирателями. И потому нужно помнить, что будущее ваших родителей, вас и ваших детей будет зависеть от вашей политической культуры, от вашей активности и неравнодушия, от вашей гражданской ответственности.

Цель: повышение уровня правовой грамотности и политической культуры младших школьников.

Задачи:

- познакомить учащихся на доступном им уровне с принципами и задачами проведения выборов;

- формировать мотивацию и познавательный интерес к нормам избирательного права, принципам демократии и выборов, правовым и конституционным основам РФ;

- развивать умение обобщать, делать выводы, аргументировать собственную точку зрения, развивать монологическую речь;

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, бюллетени с изображением героев, урна для голосования, кабинка для тайного голосования, маски животных, фонограмма звуков леса и голосов животных.

Ход мероприятия.

Учитель: Каждое третье воскресенье февраля в России проводится День молодого избирателя. В этом году он пройдет 15 февраля.

II. Определение уровня знаний детей по данной теме и определение круга вопросов, которые интересуют учащихся.

Знают взрослые и дети,

Много разных прав на свете.

Но хочу вам рассказать

Я о праве избирать.

Даже маленькие дети

Обладают правом этим.

Выбирают, с кем дружить,

На какой кружок ходить.

Что покушать, что надеть

И какой мультфильм смотреть.

А когда постарше станут,

Выбирать не перестанут.

В 18 лет ты сможешь

Ты воспользоваться должен

Своим правом избирать.

Президент страны великой

Очень умным должен быть.

И тогда страной огромной

Сможет он руководить.

Должен он хорошим быть,

Заботиться о людях.

И тогда народ ему

Учитель: А что нужно вам, ребята, чтобы быть счастливым?

- Что нужно вашим родителям, чтобы жить достойно?

- В нашей стране все взрослые люди, которым исполнилось 18 лет, могут быть избирателями, имеют право выбора. Это право гарантировано главным Законом нашей страны Конституцией.

- Кто из вас ходил с родителями на выборы и знает, как они проходят?

(делятся своими познаниями)

- Что вам непонятно и что вам хотелось бы узнать по поводу выборов? (задают вопросы)

-Как видно, у вас накопилось много вопросов по этому поводу. Чтобы ответить на них давайте сначала попытаемся точно определить:

1) Что такое выборы?

2) С какой целью проводятся выборы?

3) Кого выбирают на выборах?

4) Кто участвует в выборах?

5) Почему необходимо голосовать всем гражданам?

III. Работа над формированием понятия выборов.

- Я думаю, что каждому из вас уже приходилось выбирать вещи, игрушки, угощения. А для чего вы это делали, почему не купили первую же попавшуюся вам на глаза вещь, игрушку, сладость? (Хотелось выбрать лучшее из того, что предлагалось)

- А когда и для чего можно выбирать людей? (для дружбы, создания семьи, для участия в играх)

- Вы слышали о выборах в Государственную Думу? А кто из вас знает, чем занимаются депутаты Гос. Думы?

- Понять, для чего существует Дума, и как проходят выборы нам поможет сказка.

IV. Сказка об игрушечном государстве.

В одной семье было трое детей. У каждого из них были свои интересы. Коля любил играть с солдатиками. У него была целая армия игрушечных воинов, среди которых были как рядовые солдаты, так и бравые генералы.

У Маши любимой игрой было представлять себя в королевском замке. Поэтому среди её игрушек было много принцев и принцесс.

Младшая же сестрёнка Даша не расставалась со своими мягкими игрушками – животными.

Когда наступала ночь, дети ложились спать. А в детской в это время происходили чудеса. Все игрушки оживали, и начиналась настоящая сказочная жизнь. Игрушечные воины проводили свои учения, а иногда даже целые сражения. Принцы и принцессы устраивали балы. А животные выходили на охоту.

Вы думаете, все были довольны? Представьте себе, что нет: военные были недовольны, что их учениям мешают животные, принцы и принцессы жаловались, что грохот орудий заглушает музыку, и они не могут танцевать, а игрушечные хищники утверждали, что охотиться им мешает любой шум: как музыка, так и грохот сражения.

Шло время. Надоело игрушкам ссориться. И тогда решили они создать своё игрушечное государство, управлять которым будут выбранные всеми игрушками депутаты, которые вместе подумают, посоветуются и установят такой порядок, чтобы все были довольны. А назвать орган, в котором будут думать и совещаться депутаты, решили назвать Думой.

Тут же выступили вперёд два генерала и сказали, что они готовы взять на себя эту ответственность.

- Мы тоже хотим участвовать в управлении нашим государством,- заявили принц и принцесса.

- В конце концов, я – царь зверей, - возмутился лев. - Я тоже хочу быть депутатом Думы.

- А чем я хуже? – обиделся медведь и предложил свою кандидатуру.

Таким образом, набралось шесть кандидатов (желающих стать депутатами) в Думу.

И вот наступили выборы. Все взрослые граждане игрушечного государства (а их было более сотни) приняли участие в выборах в Думу, избрать нужно было троих.

От каждой из трех партий было выдвинуто по 2 кандидатуры: от игрушечных солдатиков: солдат и матрос, от кукол: король и принц, от мягких игрушек: лев и медведь.

- Вот так были выбраны депутаты, которые и установили потом порядок в игрушечном государстве. Вот сказка и закончилась. Надеюсь, что вам стало значительно понятнее, зачем нужна Дума, и как проводятся выборы.

Y. Инсценирование сказки

- Кроме выборов депутатов в Государственную думу, выбирают депутатов в местные органы самоуправления, 1 раз в 6 лет выбирают президента страны. Скажите, кто в данный момент является президентом в России?

(На экране появляется изображение леса)

- В одном сказочном лесу звери решили установить порядок и выбрать хозяина леса. Представьте себе, что вы - жители этого замечательного леса.

- Все звери собрались в своих семьях и решили, что хозяином леса должен быть именно их сородич. Зайцы предложили Серое Ушко, медведи выдвинули Потапа Ивановича, совы предложили Совунью.

Растерялись лесные звери и решили выслушать, кто и как предлагает жизнь в лесу изменить, чтобы всем было жить хорошо, весело и сытно. Каждый кандидат предложил свою предвыборную программу.

Первым слово взял Потап Иванович.

- Зимой всем зверям устрою спячку, нечего по лесу шнырять друг друга пугать. А весной весь лес засадим малиной. Уж больно она полезная, от неё все зверье болеть перестанет. А какая она сладкая!

Задумались лесные жители, особенно те, кому зимой вольготно в лесу.

Выскочил на середину опушки Серое Ушко:

- Я считаю, спать зимой – время терять! Предлагаю всем: по лесу бегом, где вскачь, где прыжком, спортом будем заниматься и, конечно, закаляться. Шубку на зиму менять, капусту и морковку в лесу сажать. Ведь полезней овощей не нашли еще вещей!

Улыбнулись белки, приутихли змейки.

Вышла Совушка – Совунья.

- Предлагаю всем друзья, жить как прежде. Белки пусть грызут орехи, зайки прыгают и скачут, медвежата спят зимой. Каждый любит только то, что дано ему природой, и не надо заставлять жизнь кому-нибудь менять. Будем мы дружить в лесу. Уважать ее красу. Малышей учить уму - разуму, старших уважать и слушать. Птицам мы дадим заданье: пусть, когда летят на юг, животным других стран привет от нас передают.

VI. Деловая игра

- Вы прослушали друзья, предвыборную программу каждого кандидата. На столе у вас лежат листочки с изображением зайца, медведя и совы. Это бюллетени -

специальные документы. Ваша задача подумать, при каком хозяине в лесу будет всем хорошо. Когда вы выберете, рядом с этим персонажем должны поставить галочку.

Голосование тайное, поэтому по очереди заходите в кабинку, ставьте галочку и, свернув свой бюллетень, бросаете его в этот ящик, он называется урна.

Дети заходят в импровизированную кабинку, отмечают галкой персонажа, бросают бюллетень в урну.

- Сейчас вы проголосовали. Интересно узнать, кто победил? Как вы думаете, кто из персонажей наберет больше голосов?

- Для того, чтобы выяснить, кто победил на сегодняшних выборах, мы пригласили счетную комиссию. Это наши учителя.

(Учителя ведут подсчет голосов)

Итоги подводить пора.

Пока комиссия считает,

Стихи о выборах мы почитаем.

(Дети читают стихи)

Учитель: Подсчет закончился! Слово председателю счетной комиссии.

- Как вы думаете, почему …. выиграл (а) на выборах?

- Хорошо будет жить в лесу, где хозяйничает? Почему?

-Как вы думаете, а могли бы быть результаты выборов другими? От чего это зависит?

- А если избиратель болен, то, как быть?

Вывод: результаты выборов зависят от мнения каждого гражданина.

Поэтому важно, чтобы все граждане пришли на избирательный участок и проголосовали.

Наши сказочные выборы закончились. Разумеется, в настоящей жизни все намного сложнее. Но наши выводы действительны и здесь. Для правильного выбора необходимо, чтобы все избиратели пришли на голосование.

Мы, ребята, живем в большой и прекрасной стране - России. Наверное, каждому из вас хочется, чтобы все были счастливы. Что нужно для счастья каждому из вас? (дети называют понятия)

- Ребята, кто из вас теперь знает, что такое выборы?

VII. Подведение итогов мероприятия.

- Вернёмся к началу нашего классного часа. Как теперь вы ответите на эти вопросы?

VIII. Заключение. Рефлексия.

По Конституции нашей страны принимать участие в выборах имеют право все совершеннолетние граждане России. Поэтому, пока вам не исполнилось 18 лет, вы не можете голосовать. Но вы можете попросить родителей взять вас на избирательный участок в день выборов. И тогда всё, о чём мы говорили на классном часе, вы сможете увидеть своими глазами. Ведь от того, какой выбор сделают ваши родители, будет зависеть и ваша жизнь.

- Я очень надеюсь, что полученные знания помогут вам, когда вы станете взрослыми, понять, что от правильного выбора зависит ваше будущее и будущее нашей страны.

- Ребята, вам понравился наш классный час? Что запомнилось больше всего?

А теперь я предлагаю вам заполнить анкету-отзыв.

- Всем спасибо за работу! Молодцы!

Читайте также: