Информация о состоянии школьных автобусов

Обновлено: 06.07.2024

Неисправные школьные автобусы, отсутствие пешеходных переходов перед школами и другие опасности на дорогах - все это, к сожалению, могло ждать детей во многих регионах России 1 сентября. Еще в начале лета Генеральный прокурор Игорь Краснов поручил прокурорам всех субъектов России перед началом нового учебного года провести проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения вблизи территорий школ и других детских организаций.

Корреспонденту "РГ" удалось узнать подробности этой массовой проверки и реагирования прокуроров на все возможные опасности для детей. Так, после вмешательства прокуроров практически по всей стране были устранены нарушения в деятельности автокомпаний и предприятий, которые занимаются школьными перевозками.

По данным Генпрокуратуры, некоторые из них выпускали на линию автобусы для перевозки детей с дефектами при которых была запрещена эксплуатация. Например, прокуроры обнаружили автобусы с неисправным рулевым управлением, поврежденными тормозной системой и приводом аварийного выхода, неработающими замками дверей и другими опасными дефектами.

По данным Генпрокуратуры в Алтае, Карелии, Архангельской, Воронежской, Калужской, Тамбовской областях, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и ряде других регионов до сих пор не обеспечена безопасность детей при подвозе школьными автобусами к месту учебы и обратно. В первую очередь это касается школьников, которые живут в отдаленных селах и поселках.

Среди хороших новостей то, что теперь на всех школьных автобусах установлены тахографы, которые следят за скоростным режимом и временем, которое водитель проводит за рулем. Кроме того, налажены предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры шоферов и технический осмотр автобусов. Поможет ли все это в борьбе с нерадивыми перевозчиками - покажет уже начало учебного года. Как заявили "РГ" в Генпрокуратуре, контроль и надзор прокуроров по этим вопросам будет постоянным.

Всего за 6 месяцев этого года прокуроры выявили около 126 тысяч нарушений закона в сфере безопасности движения, в том числе при перевозке детей

Кроме школьных перевозок особое внимание прокуроры перед подготовкой к новому учебному году сосредоточили на вопросах безопасности школьников, в том числе по пути в школу и детские сады.

Так, в частности, в Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Чувашии, Брянской, Вологодской, Ивановской, Смоленской и других областях выявлены случаи, когда собственники автомобильных дорог не принимали меры к нормальному освещению улиц возле школ.

Фото: iStock

Кроме того, по данным прокуратуры, автодорожники несвоевременно либо некачественно ремонтировали перед образовательными учреждениями дороги, не обустраивали пешеходные переходы светофорами, "лежачими полицейскими" и дорожными знаками "Дети". Что касается других вопросов безопасности движения, то прокурорами выявлялись факты картельного сговора при создании систем фотовидеофиксации нарушений. А также их неэффективной или некорректной работы, из-за чего водителей необоснованно привлекали к административной ответственности, а также освобождения от нее. Кроме того, по данным прокуратуры, зачастую не принимались меры по содержанию камер в исправном состоянии, что в свою очередь приводило к существенным превышениям допустимой погрешности измерений скорости.

Всего за 6 месяцев прокуроры выявили около 126 тысяч нарушений закона в сфере безопасности дорожного движения, для устранения которых внесено 23,8 тысячи представлений. К дисциплинарной ответственности привлечены 16 тысяч чиновников и юрлиц, еще 2,6 тысячи - к административной. По материалам прокурорских проверок возбуждено 223 уголовных дела.

Бессмертный полк

В 60 муниципальных образованиях осуществляется подвоз школьников до образовательных учреждений. Число маршрутов движения школьных автобусов – 76. Указанные маршруты проходят по 412 участкам автомобильных дорог федерального, регионального и местного значения общим протяжением более 3 000 километров. По информации, полученной в администрациях муниципальных образований, в удовлетворительном состоянии находится 249 участков, в неудовлетворительном состоянии – 188 участков, из которых 103 участка имеют грунтовое покрытие, на 16 участках имеются выбоины, просадки, колеи, пучины, 6 участков требуют проведения капитального ремонта.

Наибольшее количество участков, находящихся в неудовлетворительном состоянии, в частности, находится на следующих территориях: Артинского городского округа, ГО Первоуральск, Режевского городского округа, Новоуральского ГО, МО города Нижний Тагил, МО города Ирбит, Тавдинского ГО.

На территории Ирбитского муниципального образования из 23 маршрутов, проходящих по 102 участкам автомобильных дорог, 62 участка имеют грунтовое покрытие.

В Тавдинском городском округе из 11 маршрутов, проходящим по 15 участкам, 6 находятся в неудовлетворительном состоянии, проведение ремонта требуют 43,015км. В Новоуральском городском округе из 5 маршрутов, проходящим по 9 участкам автомобильных дорог, 3 находятся в неудовлетворительном состоянии.

В городском округе Верхняя Пышма автобусный маршрут из п.Сагра в Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 закрыт ГИБДД ГУВД по Верхнепышминскому и Среднеуральскому городским округам из-за того, что на покрытии автомобильной дороги п.Исеть – п.Сагра ямочность превышает установленные нормы, автомобильная дорога не отвечает требованиям ГОСТ Р 50597-93 по безопасности дорожного движения.

По информации, полученной в Управлении ГИБДД ГУВД по Свердловской области в неудовлетворительном состоянии находится 655,2 км автомобильных дорог регионального и местного значения, по которым проходят маршруты следования школьных автобусов и которые требуют проведения ремонтных работ. Ремонт дорог муниципального значения находится в компетенции органов местного самоуправления.

Маршрут Участки дорог

регионального/местного значения Состояние дороги местного значения

МО город Ирбит г.Ирбит- Средняя школа №18 В п.Рябиновый,

от ул. Комсомольская- ул.Логиново (местные) Нуждается в капитальном ремонте

Тавдинский ГО д.Увал-МОУ СОШ д.Увал, Увал-Шабалино;

Увал — Забор (региональные) Неудовлетворительное

с.Городище – МОУ СОШ с.Городище Городище-Гузеево-Киселево

д.Ленино-МОУ СОШ д.Ленино Подъезд к д.Мостовка

с.Крутое – МОУ СОШ с.Крутое Тавда-Таборы

п.Азанка – МОУ СОШ – п.Азанка п.Азанка-Тавда

Г.Нижний Тагил г.Нижний Тагил – МОУ СОШ №21 ул.Краснознаменная, ул.Некрасова

г.Нижний Тагил – д/с № 105 ул.Космонавтов, ул.Победы, ул.Октябрьской революции, ул.Балакинская, ул.Зари, ул.Ильича, Ленинградский просп., ул.Юности

п.Серебрянка-МОУ СОШ №11 п.Серебрянка

Новоуральский ГО п.Мурзинка-с.Тарасково-д.Починок-д.Елани — СОШ д.Починок,, СОШ с.Тарасково а/д Новоуральск-д.Елани

д.Починок-д.Пальники –СОШ д.Починок а/д.Починок – д.Пальники

Д.Пальники- СОШ д.Починок а/д. ул.Советская-д.Пальники

Артинский ГО С.Манчаж – МОУ Манчажская СОШ Подъезд к с.Манчаж от км. 35+020,

региональные Имеются выбоины, превышающие пределеьные размеры в глубину 5 см, в длину – 15 см.

(Региональная) На мосту имеются трещины асфальтобетона в зоне деформационных швов, повреждение бетона на тротуарном блоке, с появлением арматуры, проломы в тротуарном блоке

С.Поташка-МОУ СОШ Поташкинская Подъезд к с.Поташка от км 89+270 а/д Красноуфимск-Арти-Касли

(региональная) Выбоины, превышающие предельные размеры

С.Сухановка – МОУ Сухановская СОШ Подъезд к с.Сухановка от 91+285 а/д Краснуфимск-Арти-Касли

(Региональная) На мосту установленные удерживающие ограждения не соответствуют требованиям ГОСТ

С.М.Карзи- МОУ Малокарзинская СОШ М.Карзи-Байбулда

Свердловское-МОУ Свердловская СОШ Большая Тавда-Свердловское-Сенная

Старые Арти – МОУ Староартинская СОШ Красноуфимск-Арти-Касли

(региональное) Имеются выбоины, превышающие предельные размеры

Сажино-МОУ Сажинская СОШ Средний Бугалыш-Сажино-Арти

(региональная) Удерживающие ограждения не соответствуют предъявляемым требованиям ГОСТ

С.М.Тавра-МОУ Малотавринская СОШ Большая Тавра-Свердловское –Сенная

ГО Первоуральск С.Новоалексеевское –Школа№16 Подъезд к с.Решеты км 19+040

(региональная) Выбоины, посадки

п.Билимбай-школа№ 22 а/д Первоуральск – р.п.Шаля (региональная), п.Билимбай-п.Доломитовый

(местная) Выбоины, посадки

с.Битимка- школа № 40 а/д Первоуральск- р.п.Шаля

а/д с.Битимка- с.Первомайское

(региональная) Колеи, пучины, посадки

п.Новоуткинск-школа №26 Ул. 30 лет Октября

ул.Крупской (местная) Посадки

г.Первоуральск- школа №1 Ул.Дружбы,

(местные) Выбоины, колеи

Режевской ГО Г.Реж-МОУ СОШ №5 а/дс.Клевакинское-д.Точильный ключ-д.Каменка, а/д г.Реж-Арамашка

С.Липовское-МОУ СОШ №9 (маршруты №1 и № 2) Невьянск-Реж-Артемовский-Килачевское,

С.Черемисское-МОУ СОШ №13 (маршрут № 1 и маршрут № 2)

С.Арамашка- МОУ СОШ № 27 (маршрут №1) Екатеринбург-Реж-Алапаевск

С.Клевакинское МОУ СОШ №30 (маршруты №1и №2) а/д Глинское-с.Клевакинское-с.Леневское; а\д Клевакинское –Точильный ключ-д.Каменка; а/д. Реж-Арамашка

Ближний свет включайте, дальний, левый поворотник, правый, мигалку включите.

Проверка исправности основных механизмов - стандартная процедура. Каждый водитель уже готов к этому сценарию, в большинстве своем, автобусы для перевозки детей в хорошем состоянии. Тем не менее, формальным этот осмотр назвать нельзя: проверяют транспорт и в салоне, и под капотом.

Проверка школьных автобусов - плановая, проходит два раза в год. Перед 1 сентября и в середине учебного сезона. В целом к транспортным средствам для перевозки детей внимание особое и принципиальные нарушения встречаются редко. В случае выявления на их устранение даются сутки, после чего водитель должен пройти повторный техосмотр.

На пункте контроля ГАЗели и ПАЗики разной вместимости и комплектации. В первую очередь сотрудники ГИБДД проверяют самые важные моменты, которые напрямую влияют на безопасность детей в салоне при движении по проезжей части.

Проверяем работоспособность ремней безопасности, чтобы все были на штатных местах, работали в установленном режиме. Проверяем также наличие комплектности автомобиля. Это огнетушитель, знак аварийности и какие-то инструменты с собой, которые должны быть".

Комплекс инструментов должен содержать в себе все, что необходимо для оперативного ремонта, например замены колеса. Здесь учитывается возможность провести оперативную починку ходовой части или двигателя, чтобы в случае поломки машина не осталась стоять на дороге на несколько часов с детьми в салоне. Если в теплое время года такое ЧП не слишком критично, то зимой, в мороз, ситуация действительно может стать чрезвычайной. Если комплектация - вопрос, можно сказать, наживной, то техническое состояние автобуса более актуальны.

Сергей Ларин, водитель:

"Какие принципиальные моменты есть, чтобы безопасно перевозить детей? В первую очередь тормоза, ремни безопасности".

Общероссийское объединение пассажиров предложило правительству создать единого транспортного оператора для управления перевозками школьников. До 2024 года власти планируют закупить 16 тыс. школьных автобусов на сумму ₽35 млрд

Фото: Антон Вергун / ТАСС

ООП также предлагает дать рекомендацию регионам проводить объединенные торги для муниципалитетов с укрупненными лотами.

В апреле 2021 года в ходе послания к Федеральному собранию президент Владимир Путин говорил, что за четыре года будет закуплено не менее 16 тыс. школьных автобусов. На их закупку из федерального бюджета планируется выделить 35 млрд руб.

В связи с чем возникла идея о едином операторе

Глава Общероссийского объединения пассажиров называет несколько причин для создания единого оператора школьных автобусов:

Единый транспортный оператор мог бы централизованно управлять процессом перевозок, которые выполняют крупные транспортные компании или малый бизнес, организовывать обслуживание автобусного парка и контролировать водителей, заключает Зотов.

Как к идее отнеслись на рынке

В Минпромторге также не ответили на запрос РБК по существу. Там напомнили, что программы поставок школьных автобусов в российские регионы министерство реализует пять лет — с 2016 года. За это время было поставлено 11,5 тыс. автобусов на общую сумму 21,896 млрд руб. В 2021 году запланирована поставка 4187 школьных автобусов шести моделей (в стандартном и северном исполнении) на общую сумму 9,7 млрд руб.

Денис Мантуров

Читайте также: