Индивидуальный подход в музыкальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Стиль педагогической деятельности - это стабильно появляющиеся особенности взаимодействия преподавателя с учащимися, формирующиеся под влиянием как объективных, так и субъективных условий преподавания, личных особенностей педагога. Взаимодействие преподавателя и учащихся предполагает:

- выбор задач, принятие решений;

- установление взаимоотношения с учеником;

- организацию групп и выбор методов побуждения;

- установление обратной связи с учащимися.

Осуществляться эти функции разными преподавателями могут различным образом, в связи с чем и говорят о различных стилях педагогической деятельности. A.A. Русалинова выделяет следующие характеристики стиля:

- единоличие - коллегиальность в принятии решений;

- директивный - попустительский характер воздействий;

- ориентация на позитивную - негативную стимуляцию;

- дистантные - контактные отношения с подчинёнными;

- наличие - отсутствие обратной связи с учениками.

Эти характеристики не исключают друг друга, могут сочетаться в разных комбинациях, обуславливая степень выраженности того или иного стиля.

- в узком смысле - самобытная творческая личность, создающая новые художественные ценности. Индивидуальность в этом понимании - атрибут таланта. Индивид не может быть массовым явлением: не каждому дано создавать новые художественные ценности.

Индивидуальный подход - принцип педагогики, согласно которому в учебно- воспитательной работе достигается педагогическое взаимодействие с каждым учащимся, основанное на знании его черт личности и условий жизни. Индивидуальный подход даёт возможность педагогу выявить направленность личности каждого учащегося, его склонности, интересы и способности. Применяя индивидуальный подход, учитывая интересы, склонности и другие особенности обучаемого, педагог активно воздействует на него в процессе обучения и воспитания, сам формирует определённые интересы и потребности, формирует из ученика индивидуальность.

Осуществление индивидуального подхода необходимо для всестороннего развития положительных качеств каждого ученика.

Отсутствие индивидуального подхода при организации педагогом педагогических воздействий нередко ведёт к тому, что он вообще не оказывает влияния на личность, или результаты оказываются очень слабыми и не очень убедительными.

Для осуществления индивидуального подхода преподаватель должен постоянно наблюдать и изучать учащихся в процессе их деятельности, так как ему необходимо знать индивидуальные особенности тех, с кем он проводит свою работу, и понимать причины тех поступков, которые требуют применения воспитательных воздействий.

Педагогика, как и методика, является творческим процессом и педагог должен знать больше, чем самый лучший исполнитель-музыкант: он обязан знать и инструмент, и психологию ученика, законы эстрады, эстрадного исполнения и другое.

- система знаний, скрывающая закономерности развития природы и общества, способы воздействия на окружающий мир.

- Определенным образом систематизированные навыки, знания, получаемые человеком в результате обучения или жизненного опыта.

Искусство - творческое воспроизведение действительности в художественных образах, творческая художественная деятельность.

Воспитание и обучение музыканта - сложный многогранный процесс; в котором можно выделить две линии:

- передача педагогом ученику своих знаний, умений и отношения к искусству;

- выявление и взращивание лучших задатков, заложенных в ученике.

В этой связи в любой педагогической деятельности можно выделить непосредственные результаты - то, что усвоил и воплотил ученик, и отдалённые результаты - то, как процесс воспитания и обучения повлиял на формирование личности, её убеждение.

Насколько полно будут раскрыты и развиты лучшие задатки ученика, благодаря чему он может стать самостоятельным инициативным музыкантом, зависит от одарённости педагога.

Индивидуальность педагога, кроме личных характеристик (мягкость или требовательность, доброта или твёрдость, авторитарность или демократизм), включает и другие характеристики, относящиеся к процессу обучения (построение уроков, работа над художественным материалом).

Индивидуальность своеобразие способов работы во многом определяет уровень культуры педагога, его интересы, профессиональный и жизненный опыт, особенности нервной системы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ МУЗЫКИ И

ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением

Учитель музыки:

Рыжикова О.О.

Принцип индивидуального подхода ставится в музыкальной педагогике на первое место, потому что связан с задачей развития присущих каждому ученику черт, свойств и особенностей, составляющих творческую музыкальную индивидуальность. Наиболее активно воздействовать на музыкальное развитие учащихся позволяют индивидуальные занятия по специальности, на которых применяются разные приемы воздействия и активные методы обучения. Ведь творческий подход к развитию индивидуальности – одна из задач музыкальной педагогики.

Индивидуальный подход в обучении – это доброжелательное отношение к ученику, готовность замечать и поддерживать все лучшие его черты, одним словом, уважать ученика как творческую личность.

Проблема работы с детьми является очень актуальной в современном мире, интересует многих педагогов и психологов. Процесс выявления, обучения и развития одаренных и талантливых детей составляет одну из важнейших задач современного образования.

«Таланты создавать нельзя, но можно

создавать почву, на которой особенно

Технологическим условием педагогического сопровождения музыкальных детей является организация индивидуального подхода в процессе музыкального воспитания школьников.

Основной задачей учителя является введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой.

-Одним из главных принципов в индивидуальной работе с детьми является создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощенно;

-Второй принцип - целостный подход в решении педагогических задач: обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры, музицирование, претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;

-Принцип последовательности - предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания;

-Одним из важнейших принципов музыкального воспитания является принцип партнерства. Всегда встречать детей с улыбкой, радостно, приветливо, доброжелательно. Говорить добрые, ласковые слова. Таким образом, дети и учитель становятся ближе, переживают радость от совместной музыкальной деятельности;

-Немаловажным является принцип положительной оценки. Он способствует более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальше участвовать в музыкальном творчестве.

Формы работы с детьми:

-Дополнительные занятия с одаренными учащимися, интеллектуальных играх, дискуссиях, консультации по возникшим проблемам;

- Психологические консультации, тестирование;

- Участие в конкурсах, фестивалях, внеклассных мероприятиях;

- Посещение предметных и творческих кружков по способностям и по интересам;

- Использование современных средств информации.

- Создание детских портфолио.

Импровизация – это один из путей развития творческих способностей ученика. Она пронизывает весь урок, всю музыкальную деятельность школьников: в ответе на поставленный вопрос, в пластическом интонировании, в инструментальном музицировании, в вокальной работе. Занятия импровизацией могут преследовать две взаимосвязанные цели: выработку интонационного и ладового слуха и развитие творческой фантазии. В этом виде деятельности, обращаясь к конкретному ученику, используются такие индивидуальные творческие задания, как:

- продолжить начатую учителем мелодию и завершить её, чтобы чувствовалось окончание произведения;

- прохлопать ритмический рисунок, предложенный учителем, а затем придумать свой;

- придумать движения к песне, произведению, пластическое интонирование. В первом классе импровизация сводится лишь к придумыванию одного слова или фразы, а в четвёртом классе более сложное задание - на уроке разучивается один куплет, а дома учащимся сочиняют продолжение, чтобы получилась целая история.

Исследовательский проект. В средней школе, начиная с пятого класса, применяется такая педагогическая технология, как исследовательский проект, ориентированный не только на обогащение фактических знаний учащихся, но и как средство активизации познавательной и творческой деятельности, развития креативности (творческого мышления). Хочется отметить, что дети охотно участвуют в исследовательских проектах.

Индивидуальная работа учителя в данном разделе сводится не столько к обучению, сколько к помощи, к направлению их познавательной активности и творческому потенциалу, учащиеся свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, что даёт возможность в полной мере проявить все свои творческие замыслы. Дети подготавливают удивительно интересные, незаурядные творческие работы. И впоследствии с успехом выступают с ними на уроках, участвуют в интеллектуальных конкурсах.

Необходимо в работе уделять большое внимание развитию у детей способности к пению. В методике обучения пению необходим индивидуальный подход к учащимся. Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыков, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру. Вокальная и хоровая техника совершенствуется в результате систематической, упорной работы над различным по форме и содержанию песенным материалом. Чтобы работа над музыкальным произведением приносила удовлетворение и радость, следует проводить ее живо и увлекательно. Только творческая атмосфера позволит ребенку по-настоящему свободно передавать свои чувства и переживания и непроизвольно постигать тайны вокально-хорового искусства. Дети, у которых выявляются ярко выраженные способности к вокальному исполнению, становятся солистами. С ними в дальнейшем также ведется индивидуальная работа.

На занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности. «Способности, - считает он, - не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития.

Творческие способности учащихся развиваются не только на уроках музыки, но и во внеурочной деятельности.

Форма различная: фестивали, конкурсы, музыкальные путешествия, смотры и т.д. Систематические занятия не остаются напрасными - каждый год у нас есть участники городских и окружных конкурсов, занимающие места. На школьных концертах учащиеся выступают с большим желанием. Лучший способ для учителя развить творческие задатки у детей – это самому быть творческой личностью.

- Главная составляющая личности педагога – творчество, способность к нестандартным решениям, свободному варьированию форм, методов, способов обучения; для чего необходимо их совершенное знание.

- Профессиональная компетентность. Все знать невозможно, но нужно к этому стремиться, нужно знать, где найти ответ на интересующий вопрос.

- Чуткость, чувствительность к переживаниям и потребностям других, что имеет особое значение для детей, которые весьма ранимы и чувствительны.

- Способность к индивидуализации обучения. Педагог должен уметь различать индивидуальные черты в способностях своих воспитанников и, соответственно им, видоизменять процесс обучения.

Выводы: Помочь ребёнку пробудиться, дать толчок и развить творческие способности у детей – это и есть основная цель учителя при обучении каждого ребёнка.

Вдохновение рождается только от труда.
Петр Ильич Чайковский

Успех педагога в большой мере определяется его умением индивидуально подойти к каждому студенту. Для этого необходимо изучать личность ученика, знать, чем он живёт, интересуется, какая у него окружающая среда.

ВложениеРазмер
uspeh_pedagoga_v_bolshoy_mere_opredelyaetsya_ego_umeniem_individualno_podoyti_k_kazhdomu_studentu.doc 49.5 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Успех педагога в большой мере определяется его умением индивидуально подойти к каждому студенту. Для этого необходимо изучать личность ученика, знать, чем он живёт, интересуется, какая у него окружающая среда. Нет ничего более ошибочного, как, составив вначале об ученике определённое мнение, руководствоваться им всецело на протяжении всего периода обучения и забыть о том, что человек, особенно в молодости, способен быстро меняться, что на протяжении иногда небольшого промежутка времени его личные качества могут стать иными.

Опытные преподаватели в таких случаях нередко ищут иного пути. Они стремятся прежде всего выяснить причину, приведшую к тому, что работа над техникой была ослаблена. Такой причиной может оказаться отвлечение внимания ученика новой областью техники- октавами и аккордами. В таком случае ему полезно дать произведение, которое включает и крупную технику и мелкую и которое может по-настоящему увлечь ученика. Это может и должно привести к активизации в работе над отстающими видами мелкой техники- гаммами и этюдами К.Черни.

Встречаются ученики неорганизованные. Они небрежны в работе, неаккуратны в выполнении своих обязанностей. Неорганизованность нередко объясняется отсутствием стойкого интереса к делу и слабостью воли. Очевидно, что при работе с такими студентами особенно важно обратить внимание на развитие у них интереса к музыке, к изучаемому произведению.

Имея дело с такими учащимися, надо с особой заботой отнестись к тому, чтобы занятия музыкой приносили им побольше удовлетворения и поменьше разочарования, чтобы они ощущали собственный рост, чтобы успехи их окрыляли. Надо использовать малейшую удачу студента в преодолении эмоциональной скованности. Важно поощрять его к смелым творческим поискам. Преодолению застенчивости способствует систематическое участие в концертах, участие в общественной работе.

Чем более одарён ученик, тем чаще приходится сталкиваться с яркими и зачастую неожиданными проявлениями его индивидуальности. Настоящие таланты встречаются не часто, поэтому нужно особенно внимательно относиться к их воспитанию. Важно создавать им условия для быстрого продвижения вперёд, не задерживать их развития программными требованиями, рассчитанными на менее одарённых учеников. Талантливым ученикам, с явно выраженными исполнительскими данными, должна быть предоставлена возможность систематично заниматься. Именно в юные годы формируются основы настоящего пианистического мастерства, и упущенное в это период потом уже нельзя наверстать.

Важные проблемы, связанные с индивидуальностью ученика, возникают в процессе работы над музыкальным произведением.

Человеку по природе свойственно чувство самостоятельности, а развитие навыков самостоятельной работы протекает успешно лишь в том случае, если ученик понимает, какую художественную цель преследуют указания педагога- аппликатура, динамика и т.д.

Важно систематически использовать широкие обобщения, позволяющие в частном раскрыть закономерности художественных явлений. Эти обобщения должны касаться и методов работы над теми или иными трудностями, и основных принципов искусства музыканта-интерпретатора, и стилистических особенностей сочинения. Сделанное обобщение полезно подкреплять примерами, которые могли бы более глубоко и наглядно разъяснить его смысл.

Обобщения педагога значительно лучше усваиваются, еслистуденту на этой основе предлагается самостоятельно решать различные исполнительские задачи. Они могут быть весьма разнообразными. Например, впервые показав где-нибудь в полифоническом произведении приём связи звуков путём скольжения пальцев с клавиши на клавишу, педагог предлагает ученику найти в том же сочинении другие места, в которых целесообразно использовать аналогичную аппликатуру. Или –другой пример: объяснив принцип расшифровки какого-либо относительно сложного украшения, педагог задаёт ученику расшифровать ещё несколько мелизмов в других пьесах. Такие задания не только способствуют лучшему усвоению обобщений и принципов, изложенных педагогом, но и приучают использовать их на практике. Этот метод работы, как показывает практика, приносит отличные результаты.

Успеху самостоятельной работы во многом способствует самоконтроль. Метод самоконтроля состоит в том, что педагог постепенно приучает ученика не только слушать своё исполнение, но и контролировать себя в процессе работы там, где скорее всего могут возникнуть ошибки и погрешности исполнения. Но речь идёт не о том, чтобы педагог время от времени обращал внимание на те или иные типические ошибки и недочёты. Важно добиться их осознания и установления в домашней работе повседневного контроля над их устранением. Это должен быть планомерно осуществляемый метод музыкального воспитания, а не попутные замечания от случая к случаю.

Важно, чтобы ученик знал и о том, какие ошибки и недостатки чаще всего встречаются у него самого. Так, одному следует остерегаться преувеличенной свободы исполнения, другому- метричности, один склонен ускорять темп, другой- замедлять. Развитие индивидуально-направленного типа самоконтроля должно быть предметом заботы педагога.

Для воспитания в учениках самостоятельности полезно, чтобы они время от времени сами, без помощи педагога, выучивали небольшие произведения.

Реализация всего многогранного плана обучения протекает в значительной мере во время занятий в классе. Естественно поэтому, каждый отдельный урок надо рассматривать как одно из звеньев общей цепи учебного процесса. Реализацию плана воспитания ученика хороший педагог умеет органично сочетать с выполнением ближайших задач, связанных непосредственно с текущей работой.

Эти задачи заключаются в следующем: необходимо проверить то, что было сделано дома, поработать в классе над исполненным произведением и дать задание к следующему уроку.

Работа над произведением в классе- это не только прослушивание и высказывание замечаний по поводу исполнения. Важно, чтобы ученик в присутствии педагога поискал нужную звучность, добился лучшего воплощения формы, хорошей педализации и т.д. В процессе этой работы постепенно конкретизируется исполнительский замысел в целом и выявляются отдельные детали, которые до тех пор не были услышаны достаточно рельефно.

Помимо прохождения репертуара , от урока к уроку необходимо систематически заниматься чтением с листа. Для этого следует выбирать доступные и привлекательные для ученика пьесы- сольные и ансамбли- это должно превратиться в потребность. Наконец, на каждом уроке следует уделять внимание и работе над упражнениями – в первую очередь над гаммами, арпеджио, аккордами.

Целый комплекс сложных задач, возникающих перед педагогом во время проведения урока, требует максимальной концентрации его внимания на самом важном, существенном, умения не терять ни одной лишней минуты. Большую помощь в осуществлении этих задач может оказать предварительная подготовка к уроку.

Прежде всего важно тщательно изучить весь репертуар ученика, уметь его на определенном уровне играть, просмотреть различные редакции, продумать в нужных местах аппликатуру, педаль. В некоторых случаях полезно наметить план урока, пути исправления каких-либо заранее известных недостатков исполнения, способы работы над трудными местами в произведениях и т.д.

Формы проведения урока крайне разнообразны. Во многом они определяются индивидуальностью педагога –его методическими воззрениями, вкусами, привычками. Например, Филд относительно мало говорил, но зато много играл. Антон Рубинштейн много говорил по поводу исполнения ,но сам никогда не показывал за инструментом тех произведений, над которыми он работал.

Как бы ни были разнообразны формы занятий со студентами, есть некоторые принципы, которые могут варьироваться.

Обычно полезно вначале поработать над тем, что особенно важно на данном этапе и что может занять относительно много времени. Чтению нот и игре гамм лучше уделить время к середине урока, чтобы освежить внимание ученика. Педагоги, осуществляющие эту работу на самый конец, обычно систематически не успевают её выполнять.

Слушая ученика, необходимо хорошо запомнить все особенности его игры и указать на её достоинства и недостатки. Если видно, что ученик работал над пьесой, полезно отметить имеющиеся достижения, чтобы поощрить его и правильно ориентироваться в дальнейшей работе.

Не следует слишком загружать внимание студента множеством замечаний. Неопытные педагоги этим часто грешат. Опытный педагог обращает прежде всего внимание ученика на самое главное- на общий характер исполнения, на важные детали, на грубые ошибки. И лишь постепенно на других занятиях он переходит к менее существенным частностям и второстепенным деталям. На уроке используются различные методы, помогающие ученику понять характер исполняемой музыки и добиться нужных результатов. Чаще всего- это проигрывание педагогом сочинения целиком или отрывками и словесные пояснения. Проигрывать сочинение важно потому, что содержание любого, даже самого простого произведения нельзя во всей полноте передать словами или каким-либо другим способом.

Второй путь раскрытия содержания- словесные пояснения. Педагог должен уметь говорить о музыке образно, поэтично, увлекательно. Словесные пояснения и образные сравнения только тогда достигают цели, когда они близки и понятны ученику.

Использование этих методов и их органическое взаимопроникновение в процессе работы создаёт предпосылки для наиболее успешного решения самых разнообразных поставленных задач.

Успешное проведение урока во многом зависит от того, насколько творчески занимается педагог. Творческое состояние во время педагогической работы характеризуется высшей степенью увлечения процессом занятий и максимальной концентрацией на нём внимания.

Педагог может и должен вызывать в себе интерес к занятиям. При желании в каждом, на первый взгляд неинтересном случае в педагогической практике можно найти что-либо интересное.

Исключительно важная роль домашней работы требует постоянного внимания к ней педагога. Не все молодые люди понимают, что работа за инструментом требует большого умственного напряжения и становится не только бесцельной, но даже вредной, когда человек сильно утомлён.

Очень важно для ученика научиться гибко, применительно к новым задачам, распределять своё время между различными объектами работы. Приобрести это умение можно лишь в процессе собственной практики. Педагог же должен руководить ею более тонкими методами, чем установлением времени для изучения того или иного сочинения, -в первую очередь соответствующим проведением урока, умелым акцентированием первоочередных задач, возникающих в процессе изучения подготавливаемой программы.

Индивидуальное обучение музыке – активнейшее средство приобщить детей к искусству, дать им возможность непосредственно соприкоснуться с миром художественно творчества, миром прекрасного. Эффективность индивидуального музыкального развития учащихся в основном зависит от правильного руководства обучением, а также от взаимосвязи его с индивидуальными особенностями личности. В построении индивидуализированных программ музыкального развития требуется знание механизмов личностного развития, особенностей имеющегося психоэмоционального опыта ребенка и типологические особенности темперамента.

Общие сенсомоторные особенности организма человека во многом предопределяют его успешность в той или иной специальной (в том числе и музыкальной) деятельности. И наоборот, тот или иной специальный вид деятельности способен активно влиять на развитие сенсомоторных способностей человеческого организма в целом, его типологических свойств темперамента.

Кроме моторной реактивности принято рассматривать и эмоционально-познавательный потенциал активности нервной системы, который проявляется в аудиально-интонационном восприятии и осмыслении содержания (основной идеи и средств выразительности) музыки.

Рассмотрим традиционные типы темпераментов.

Тип темперамента – сангвиник.

  • сильный — способен к длительным моторным нагрузкам,
  • уравновешенный — процессы возбуждения и торможения сбалансированы, т. е. организм имеет врожденный потенциал управления своими реакциями в зависимости от заданных стимулов,
  • подвижный — легко переключается с одного вида двигательной реактивности на другой.

Характеристика типичных сенсомоторных свойств организма: склонность к метрической и темповой стабильности, сохранению длительной активности, проявлению легкой адаптивности лишь к сильным воздействиям новых условий деятельности. Энергетическая активность нервных процессов обусловливает: 1)тенденции устойчиво-метрического чувствования временных впечатлений и 2)врожденный потенциал как возможность преодолевать возникающие помехи или сдерживать (тормозить) импульсивные потребности организма (потенциал эмоционально-волевой регуляции). Трудно реагирует на тонкие, слабые, оттеночные воздействия. Испытывает затруднения при нюансировке, детализации эмоциональных реакций — утонченных отклонениях от основных метроритмических параметров движения.

Для сангвиника доминирующими методами развития музыкальных способностей являются: метод интеллектуального воздействия, метод показа, метод сравнительной характеристики, метод художественного сравнения.

Тип темперамента – холерик.

  • сильный — способен к умеренным моторным нагрузкам,
  • неуравновешенный — процессы возбуждения доминируют над процессами торможения, т.е. не способен самостоятельно управлять моторными реакциями без посторонней помощи или без длительного тренинга регулятивных навыков,
  • подвижный — легко переключается с одного вида моторной реактивности на другой, т. е. легко отвлекается и вовлекается.

Характеристика типичных сенсомоторных свойств организма: легко сохраняет моторную активность, проявляет мобильность в переключении метроритмических моторных реакций; легкая отвлекаемость на любые воздействия извне обусловливает аметричность, угловато-резкие моторные реакции, трудность в сохранении темповой стабильности своих движений, в концентрации своей энергии и упорядоченности действий, темпометрической организации временных соотношений. Склонен интуитивно (на слух) реагировать на сенсомоторные воздействия и ритмическую детализацию (мелизматику) действий. Легкая возбудимость нервных клеток порождает психо-эмоциональную гиперактивность, но “поверхностную”, неглубокую чувствительность.

Для холерика доминирующими методами развития являются: метод эмоционально – волевого воздействия, метод целостного анализа музыкального произведения, метод обобщения.

Тип темперамента – флегматик.

  • сильный – способен к продолжительным моторным нагрузкам,
  • стабильный – процессы торможения доминируют над процессами возбуждения, это позволяет управлять своими реакциями в стабильных условиях деятельности,
  • инертный – склонен действовать в привычном темпо – ритмическом режиме; медленно реагирует на новые требования моторной организации действий.

Характеристика типичных сенсомоторных свойств организма: легко сохраняет моторную активность и упорядоченность движений в стабильных условиях темпо – метрической деятельности. Энергетическая активность нервных клеток характеризуется трудной возбудимостью (инертностью), отсюда склонность к устойчиво – замедленному темпо – ритмическому и эмоциональному самовыражению. Трудно адаптируется в новых условиях деятельности, к новым требованиям моторной регуляции; слабо реагирует на тонкие нюансы эмоций и ритмической детализации временных соотношений.

Для флегматика доминирующими педагогическими методами развития являются – метод эмоционально – волевого воздействия, метод подражания, метод словесной интерпретации музыкального образа.

Тип темперамента – меланхолик.

  • слабый – высокая чувствительность к даже слабым стимулам, легкая и быстрая адаптивность, вовлекаемость и зависимость от внутренних и внешних условий деятельности. Быстрая энергетическая истощаемость и непродолжительная (циклическая) работоспособность.

Характеристика типичных сенсомоторных свойств организма: чуткая утонченно – ситуативная моторная реактивность, склонность реагировать даже на мелкие детали ритмической мелизматики, легкая и быстрая моторная и эмоциональная адаптация. Склонность к плавным, округло – мягким и осторожным движениям. Высокая степень чувствительности, восприимчивости, эмоциональной реактивности. Быстрая утомляемость и невозможность двигательно-стабильной мышечной активности при длительных моторных нагрузках, склонность к частому отдыху, -восстановлению сил, энергии. Быстрая истощаемость энергии сочетается с высокой “требовательностью” к нюансам, оттенкам новых впечатлений, что обусловливает потенциал глубокой и тонкой чувствительности, эмоциональной реактивности психики; доминирующая направленность переживаний — негативно-ситуативная.

Для меланхолика доминирующими методами развития являются: метод интеллектуального воздействия, метод “поэтапного” изучения материала, метод дифференцированного анализа музыкального произведения.

Рассмотрим основные методы работы, которыми оперирует фортепианная педагогика.

Метод подражания обращается к пассивным способностям ученика: “на слух” и “с рук” педагога учащийся перенимает то, что тот играет и показывает. Этот метод в большей степени применим в работе с начинающими обучаться детьми. Метод подражания может быть использован тогда, когда учащиеся вводятся в новые для них области исполнения и когда нельзя удовольствоваться словесными объяснениями. Если учащийся восприимчив и научился понимать и подмечать требования учителя, путь этот может оказаться очень экономным и давать хорошие результаты. Но не все учащиеся в равной степени восприимчивы. К тому же — и это важно подчеркнуть — ученики большей частью перенимают не сущность, а внешнюю сторону показываемого. При показе игровых движений не следует забывать, что некоторые элементы анатомо-физиологического аппарата могут быть у ученика и педагога различны. В этих случаях подражание может быть и неэффективным.

Метод эмоционально-волевого воздействия можно назвать методом дирижерским. Педагог стремится воздействовать на фантазию ученика, эмоциональность, возбудить в нем то, что называют вдохновением. Он оперирует образами, сравнениями, ассоциациями; обращается к эмоциональным возбуждениям (путем пения и жестов) и, наконец, к иллюстрациям исполнения. Яркие музыкальные представления и повышенная творческая активность обостряют работу психомоторной сферы и помогают разрешать художественные и даже технические задачи, которые казались неразрешимыми. Так работают некоторые дирижеры; талантливые достигают поразительных результатов. Таков обычно и метод педагогической работы больших артистов. Они дают общую характеристику произведения, используют образные сравнения, своим исполнением пытаются заразить ученика. Многие из них считают лишним говорить об исполнительских процессах и о технике исполнения. Рубинштейну приписывают слова: “играйте хоть носом, но чтобы хорошо звучало”.

Такой метод предъявляет большие требования к инициативе ученика и возможен в тех случаях, когда достаточно развиты его исполнительский аппарат и сознание.

Надо, впрочем, отметить, что воспитание под воздействием чужой воли может повлечь за собой развитие творческой пассивности и податливости психики чужому воздействию.

Интеллектуальный метод. Само название объясняет его содержание. Он обращен к сознанию ученика. Он основан на вере, что все, относящееся к исполнительской технике в широком смысле этого определения, опирается на ряд закономерностей; что закономерности эти могут быть проанализированы, сформулированы и преподаны (начиная от элементов и кончая широкими обобщениями). Конечным стремлением интеллектуального метода является научно обоснованная система “объективного обучения”. Такой метод требует от ученика максимальной сознательности, активности и вернее других приводит к самостоятельности.

Каждый из описанных методов имеет право на существование. Они должны взаимодействовать и использоваться в работе в зависимости от типа ученика, стадии его развития и задач обучения в данный момент. Мы должны развивать в ученике его сознание, воображение, вкус и технику движений. Тот путь, который пригоден с одним, оказывается непригодным с другим. Педагог должен быть чутким, гибким, владеющим педагогической техникой.

Сущность индивидуального подхода выражается в том, что задачи развития музыкальных способностей, которые стоят перед педагогом, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психологических особенностей и условий жизни, где главная точка опоры – ориентир на положительные качества ученика. В основе индивидуального подхода лежит выявление особенностей ребенка. Это должно сочетаться с чуткостью и разумной требовательностью; педагогу необходимо в своем обращении с детьми быть тактичным, естественным и искренним. Индивидуальный подход требует от преподавателя любви к детям, большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях ребенка.

Для раскрытия возможностей ученика при обучении в фортепианном классе ДШИ программы и методы обучения должны быть ориентированы на конкретного учащегося с учетом его типа темперамента, мышления, психоэмоционального опыта.

Необходимо соблюдать ряд правил:

– признавать за ребенком право на индивидуальность, право быть другим;

– не сравнивать ребенка с другими, хвалить за его успехи и достижения;

– изучать индивидуальные особенности детей (с этой целью педагогу необходимо вести индивидуальный план, в котором следует описывать особенности ученика, его развитие и делать краткие выводы результатов наблюдения);

– подбирать педагогический репертуар разный по сложности с учетом музыкальных способностей, технической базы учащегося, его психоэмоционального опыта;

– на занятиях включать разнообразные формы работы: подбор по слуху, чтение с листа, разбор нового материала, проверка домашней работы, проработка учебного материала на уроке;

– стремиться ощущать психологическую атмосферу на уроке;

– уметь наблюдать за детьми;

– воспринимать выражение глаз ребенка, его мимику и т.д.;

– обращать внимание на поведение и на настроение;

– быть гибким и оперативным в своих реакциях на поведение;

– учиться видеть себя со стороны глазами детей;

– быть щедрым на одобрение, похвалу, поощрение;

– понимать и уважать ученика.

Занятия музыкальной деятельностью представляют широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку, что способствует развитию у них не только музыкальных способностей, но и внимания, мышления, памяти, эмоциональности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для дальнейшего обучения ученика в школе и полноценного развития личности.

Читайте также: