Имя существительное начальная школа интересные задания

Обновлено: 28.06.2024

Тип урока: закрепление изученных знаний.

Форма проведения: урок-путешествие

Задачи урока:

1. Обучающая — практическое применение полученных знаний на практике;
2. Развивающая — развивать речь, мышление, орфографическую зоркость, внимание; обогащение словарного запаса;
3. Воспитывающая — любовь к родному языку;

Ход урока

I. Организационный момент

Эмоциональный настрой на урок (диалог учителя и учащихся).

— Дети, вам тепло? (Да!)

— В классе светло? (Да!)

— Прозвенел уже звонок? (Да!)

— Уже закончился урок? (Нет!)

— Только начался урок? (Да!)

— Хотите учиться? (Да!)

— Значит можно всем садиться!

Отправляемся путешествовать по островам на теплоходе…а как он называется? Это тема нашего урока (Имя существительное).

На доску вывешивается картинка с изображением теплохода.

— На протяжении пути вы будите вести бортовой журнал. (Оформление тетради. Соблюдение орфографического режима.)

Давно живу я в мире этом
Даю название предметам.

— О какой части речи идет речь? Сформулируйте тему урока. (На теплоходе виднеется тема).

— Сформулируйте цель урока, учитывая тему и то, что с данным материалом мы уже знакомы.

На доске записаны слова:

Ученики запоминают их в течение секунд. Затем учитель закрывает слова.

Вопросы:

  • Были ли слова, которые относятся к мужскому роду? (Поэт, писатель)
  • К какому склонению относится предпоследнее слово? (склонение)
  • Употребите слово, предшествующее слову писатель в предложном падеже? (О поэте)
  • Назовите общую сумму склонений, к которым относятся все слова ряда. (1 + 2 + 2 + 2 = 7)
  • Под какими номерами находятся слова, которые относятся к одному и тому же склонению? (№ 2, № 3, № 4)
  • Назовите существительное, которое имеет только форму единственного числа. (Чтение)
  • Назовите слово, в котором 4 буквы. (Поэт)
  • Чему равна сумма букв в первом и последнем словах? (10 + 8 = 18)
  • Чем можно объединить все слова (Существительные)

На доске записаны предложения, учитель открывает по одному предложению, дети записывают по памяти.

Не загибай страниц в книге и в тетради. (пользуются таблицами падежных окончаний)

Всем лучшим я обязан книге. (писатель М. Горький) — (самопроверка)

Учитель. О книге говорили многие писатели и поэты.

На доске:

Книга — хранилище знаний. (Б. Полевой)

Книга — наш учитель. (В. Маяковский)

Книги — наши лучшие друзья. (К. Паустовский)

Морфологический разбор слова.

Книга — сущ. (что?) предмет.

I. Н.Ф. — книга
II. нариц., неодуш., ж.р., скл.
III. И.п., ед.ч.

IV. Подлежащее

Орфографическое чтение словарных слов по цепочке.

Левый борт

Правый борт

Самопроверка — обратная сторона доски.

— К какой части речи относятся записанные слова?

— Что такое имя существительное? Что обозначают имена существительные? На какие вопросы отвечают?

— Как узнать род имени существительного?

— Обозначьте род имён существительных. Назовите имена существительные ж.р., м.р., ср.р.

— Как изменяются имена существительные? (По падежам и числам.) Работа с карточками(выбрать слова, которые подходят к времени года — осень и просклоняй по падежам).

Листья, дождь, морозы, октябрь, месяц, листопад, осень, тропинки, иней, льды.

— Какого склонения бывают имена существительные? Работа с карточкой (распредели по склонениям)

1 скл

2 скл

3 скл

— Определите склонение выбранных вами существительных(относятся к осени). Приведите примеры имён существительных 1, 2 и 3 склонения.

— Имена существительные изменяются по числам. А как ещё изменяются имена существительные? (По падежам.)

1 вариант
прыгала по веткам
запахло хвоей
посинеть от холода
украшали ветку
сыпался иней
заснул в норе

— Соедините точки и попутной волны!

Падеж

1

2

3

4

5

6

Им.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Тв.п.

Пр.п.

Тихо все на месте сядем
И закроем глазки.
Вспомним, всё, что повторяли,
Без моей подсказки.

Составление кластера (творческая работа) — защита

Возвращение из путешествия Подведение итога урока.

Тестирование учащихся по теме урока (карточка ученика).

1. Выбери и подчеркни правильный ответ:

Тип склонения существительных определяют:

А) по роду существительного;
Б) по окончанию существительного в начальной форме;
В) по роду существительного и его окончанию в начальной форме.

2. Определи тип склонения по его признакам:

Ж.р., нулевое окончание — ___________склонение.
Ж.р., м.р., -а, -я ____________склонение.
М.р., нулевое окончание; ср.р., -о,
-.

3. Определи тип склонения существительных. Стрелками укажи правильный ответ.

Земля
Дуб
Роща
Дядя
Степь
1 склонение

4. Прочитай. Определи тип склонения существительных.

На сосне (___) весёлый дятел (___) белке (___) домик (___) конопатил.
И днём (____), и ночью (___) кот (__) учёный всё ходит по цепи (__) кругом.
.

5. Прочитай. Определи тип склонения существительных и падеж.

Без печали (____, ____), без тревоги (___, ___) спал медведь (___, __) в своей берлоге. Спал всю зиму (___, ___).

Рефлексия. Ставится смайлик!

Работал (а) на уроке:

а) отлично; б) хорошо; в) мог (ла) бы работать лучше.

Рецензия на разработку урока русского языка учителя начальных классов Плотниковой Инги Николаевны Калугинской НСШ Мамлютского района области

по виду источников:

  • словесные (беседа, объяснение, работа с учебником),
  • наглядные (), карточки, кластер
  • практические (тренировочные упражнения по учебнику, по карточкам)

по виду деятельности: беседа, правила (как работать с таблицами подсказками), устные, письменные практические задания, самостоятельная работа, работа с учебником.

Формы обучения: , групповая

Средства обучения: учебник, демонстрационный материал, , карточки

Содержание, методы, формы, средства обучения выбраны в соответствии с целями.

Все этапы урока работают на главный — обобщение. Все взаимосвязаны.

Прослеживается межпредметная связь с литературой, математикой. Использование инновационных педагогических технологий (интерактив).

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

учитель начальных классов

  • Рот
  • Вал
  • Том
  • Овцы
  • Рубка
  • Крот
  • Овал
  • Атом
  • Ловцы
  • Трубка
  • Впишите в снежинку имена существительные

Догадайся, кто кем был и стал Жил-был маленький щенок, Он подрос, однако, И теперь он не щенок – Взрослая… Жеребенок с каждым днем Подрастал и стал… Бык, могучий великан, В детстве был… Толстый увалень баран – Тоненьким… Этот важный кот Пушок Маленьким… А отважный петушок – Кро-о-охотным…

Повторить и систематизировать знания детей об имени существительном;

развивать внимание, мышление, память, речь, орфографическую зоркость;

воспитывать в детях любовь к русскому языку и прививать интерес к предмету.

Ход занятия

1. Организационный момент.

1. Что обозначает имя существительное?

2. На какие вопросы отвечает существительное?

3. Как изменяются существительные?

4. С какой частью речи в предложении согласуется имя существительное?

5. Как определить род существительного?

6. Какое из однокоренных слов является именем существительным: радостный, радость, радуется? (запись на доске)

Выберем средство передвижения по стране, разгадав ребусы:

Определить, какое из сходных слов является существительным и подчеркнуть его.

1 вариант: Рой пчел кружится над липой. Рой яму поглубже.

Вода перестала течь. В лодке открылась течь.

Не плачь из-за пустяков. Послышался плач ребенка.

Медведь в лесу, не зная правил, однажды

2 вариант: Мы стали работать лучше. Коньки сделаны из стали.

Кошка пила молоко. Пила хорошо наточена.

Варя шила платье. У Сережи нет шила.

Кто без кисти и белил крыши города белил?

-Я говорю вам существительное в единственном числе, а вы мне в ответ во множественном числе. Отвечайте хором.

Нога - …(ноги), рука – …(руки), дуга - … (дуги), мука - … (сущ. мука не имеет множественного числа)

Ведро - … (ведра), бедро - …(бедра), метро - …(сущ. метро не имеет множественного числа)

День - …(дни), пень - …(пни), лень - …(сущ. лень не имеет множественного числа)

Цыпленок -…(цыплята), козленок - …(козлята), бочонок - … (бочонки)

(год, гусар, град, грот, город, ода, оса, овраг, сода, сор, сорт, сало, сад, сосуд, суд, удар, угар, устав, удав, утро, ус, дар, дог, дот, дрова, дуст, досуг, дорога, ад, ар, авто, род, рот, ров, рог, рост, руда, рота, тур, враг, вода, вор…)

(Мы, мир, мозг, мешок, молоко, морошка, музыкант, мороженое)

Я называю прилагательные, а вы существительные, подходящие оп смыслу. Существительные не повторять. Игра требует внимания и быстрой реакции.

Большой…, высокий…, длинный…, широкий…, толстый…, глубокая…, прямой…, первый…, верхняя…, тяжёлый…, острый…, горячий…, мокрый…, сладкое…,хороший…,храбрый…, умный…,больной…, чистое…, нежная…, белый….)

Задачи: содействовать формированию умений определять род имен существительных; классифицировать имена существительные по родам и обосновывать правильность определения рода; способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений; развивать наблюдательность, внимание, устную и письменную речь.

Оценить 27414 0

Род имен существительных

Выпиши существительные женского рода в два столбика: в 1-й – с окончаниями –а, -я, во 2-й – без окончаний.

Соль, медаль, сосна, тень, ворона, точка, зелень, награда, сирень, лошадь, кровь, туча, дочка, чистота, ручка, пыль, вьюга, вещь, печь, береза.

Спиши имена существительные. Определи их род.

Степь, дверь, ремень, щель, зелень, конь, голубь, тетрадь, медаль, лошадь, зверь, лебедь, пень, день, тень, медведь, пристань.

Выделенные слова раздели для переноса.

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Определи род имен существительных.

Ябл…ко, земл…ника, …зык, р…бята, ст…лица, лаг…рь, т…традь, мес…ц, ур…жай, п…м…дор, яг…да, п…года, к…рабль, м…лоток, д…рога, р…бина, м…локо.

Род имен существительных

Выпиши существительные женского рода в два столбика: в 1-й – с окончаниями –а, -я, во 2-й – без окончаний.

Соль, медаль, сосна, тень, ворона, точка, зелень, награда, сирень, лошадь, кровь, туча, дочка, чистота, ручка, пыль, вьюга, вещь, печь, береза.

Спиши имена существительные. Определи их род.

Степь, дверь, ремень, щель, зелень, конь, голубь, тетрадь, медаль, лошадь, зверь, лебедь, пень, день, тень, медведь, пристань.

Выделенные слова раздели для переноса.

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Определи род имен существительных.

Ябл…ко, земл…ника, …зык, р…бята, ст…лица, лаг…рь, т…традь, мес…ц, ур…жай, п…м…дор, яг…да, п…года, к…рабль, м…лоток, д…рога, р…бина, м…локо.

Спиши пословицы. Подчеркни имена существительные, противоположные по значению. Определи их род.

1) Труд кормит, а лень портит.

2) Худой мир лучше доброй ссоры.

3) Герой умирает раз, а трус – тысячу раз.

4) Одна зима на Родине лучше ста вёсен на чужбине.

5) Ученье – свет, а неученье – тьма.

Спиши пословицы. Подчеркни имена существительные, противоположные по значению. Определи их род.

1) Труд кормит, а лень портит.

2) Худой мир лучше доброй ссоры.

3) Герой умирает раз, а трус – тысячу раз.

4) Одна зима на Родине лучше ста вёсен на чужбине.

5) Ученье – свет, а неученье – тьма.

Спиши пословицы. Подчеркни имена существительные, противоположные по значению. Определи их род.

1) Труд кормит, а лень портит.

2) Худой мир лучше доброй ссоры.

3) Герой умирает раз, а трус – тысячу раз.

4) Одна зима на Родине лучше ста вёсен на чужбине.

5) Ученье – свет, а неученье – тьма.

Спиши пословицы. Подчеркни имена существительные, противоположные по значению. Определи их род.

1) Труд кормит, а лень портит.

2) Худой мир лучше доброй ссоры.

3) Герой умирает раз, а трус – тысячу раз.

4) Одна зима на Родине лучше ста вёсен на чужбине.

5) Ученье – свет, а неученье – тьма.

Спиши пословицы. Подчеркни имена существительные, противоположные по значению. Определи их род.

1) Труд кормит, а лень портит.

2) Худой мир лучше доброй ссоры.

3) Герой умирает раз, а трус – тысячу раз.

4) Одна зима на Родине лучше ста вёсен на чужбине.

5) Ученье – свет, а неученье – тьма.

Задание 7.Напиши слова в три столбика – по родам. Вставьте пропущенные буквы.

Адрес, фамилия, имя, полотенце, костюм, трамвай, экскурсия, здоровье, растение, яблоко, обед, восход, восток, север, мебель, комната, лагерь, песок, чувство, животное, горизонт, корабль.

Задание 8.Спишите предложения. Укажите род имён существительных (м.р.,ср.р., ж. р.)

Ворона каркнула во всё воронье горло. Голодная кума-лиса залезла в сад. Вот дождик брызнул, пыль летит. Мы вдруг увидели в окно, что дождик кончился давно. Воротился старик ко старухе.

Задание 7.Напиши слова в три столбика – по родам. Вставьте пропущенные буквы.

Адрес, фамилия, имя, полотенце, костюм, трамвай, экскурсия, здоровье, растение, яблоко, обед, восход, восток, север, мебель, комната, лагерь, песок, чувство, животное, горизонт, корабль.

Задание 8.Спишите предложения. Укажите род имён существительных (м.р.,ср.р., ж. р.)

Ворона каркнула во всё воронье горло. Голодная кума-лиса залезла в сад. Вот дождик брызнул, пыль летит. Мы вдруг увидели в окно, что дождик кончился давно. Воротился старик ко старухе

Задание 7.Напиши слова в три столбика – по родам. Вставьте пропущенные буквы.

Адрес, фамилия, имя, полотенце, костюм, трамвай, экскурсия, здоровье, растение, яблоко, обед, восход, восток, север, мебель, комната, лагерь, песок, чувство, животное, горизонт, корабль.

Задание 8.Спишите предложения. Укажите род имён существительных (м.р.,ср.р., ж. р.)

Ворона каркнула во всё воронье горло. Голодная кума-лиса залезла в сад. Вот дождик брызнул, пыль летит. Мы вдруг увидели в окно, что дождик кончился давно. Воротился старик ко старухе.

Задание 7.Напиши слова в три столбика – по родам. Вставьте пропущенные буквы.

Адрес, фамилия, имя, полотенце, костюм, трамвай, экскурсия, здоровье, растение, яблоко, обед, восход, восток, север, мебель, комната, лагерь, песок, чувство, животное, горизонт, корабль.

Задание 8.Спишите предложения. Укажите род имён существительных (м.р.,ср.р., ж. р.)

Ворона каркнула во всё воронье горло. Голодная кума-лиса залезла в сад. Вот дождик брызнул, пыль летит. Мы вдруг увидели в окно, что дождик кончился давно. Воротился старик ко старухе

Задание 7.Напиши слова в три столбика – по родам. Вставьте пропущенные буквы.

Адрес, фамилия, имя, полотенце, костюм, трамвай, экскурсия, здоровье, растение, яблоко, обед, восход, восток, север, мебель, комната, лагерь, песок, чувство, животное, горизонт, корабль.

Задание 8.Спишите предложения. Укажите род имён существительных (м.р.,ср.р., ж. р.)

Ворона каркнула во всё воронье горло. Голодная кума-лиса залезла в сад. Вот дождик брызнул, пыль летит. Мы вдруг увидели в окно, что дождик кончился давно. Воротился старик ко старухе.

Задание 7.Напиши слова в три столбика – по родам. Вставьте пропущенные буквы.

Адрес, фамилия, имя, полотенце, костюм, трамвай, экскурсия, здоровье, растение, яблоко, обед, восход, восток, север, мебель, комната, лагерь, песок, чувство, животное, горизонт, корабль.

Задание 8.Спишите предложения. Укажите род имён существительных (м.р.,ср.р., ж. р.)

Ворона каркнула во всё воронье горло. Голодная кума-лиса залезла в сад. Вот дождик брызнул, пыль летит. Мы вдруг увидели в окно, что дождик кончился давно. Воротился старик ко старухе

Задание 7.Напиши слова в три столбика – по родам. Вставьте пропущенные буквы.

Адрес, фамилия, имя, полотенце, костюм, трамвай, экскурсия, здоровье, растение, яблоко, обед, восход, восток, север, мебель, комната, лагерь, песок, чувство, животное, горизонт, корабль.

Задание 8.Спишите предложения. Укажите род имён существительных (м.р.,ср.р., ж. р.)

Ворона каркнула во всё воронье горло. Голодная кума-лиса залезла в сад. Вот дождик брызнул, пыль летит. Мы вдруг увидели в окно, что дождик кончился давно. Воротился старик ко старухе

Задание 7.Напиши слова в три столбика – по родам. Вставьте пропущенные буквы.

Адрес, фамилия, имя, полотенце, костюм, трамвай, экскурсия, здоровье, растение, яблоко, обед, восход, восток, север, мебель, комната, лагерь, песок, чувство, животное, горизонт, корабль.

Задание 8.Спишите предложения. Укажите род имён существительных (м.р.,ср.р., ж. р.)

Ворона каркнула во всё воронье горло. Голодная кума-лиса залезла в сад. Вот дождик брызнул, пыль летит. Мы вдруг увидели в окно, что дождик кончился давно. Воротился старик ко старухе

Прочитайте слова, близкие по значению.

Родина, Отчизна, Отечество. Бой, битва, сражение. Клятва, обещание, присяга. Доброта, сердечность, душевность. Работа, труд, занятие. Мелодия, напев, мотив.

Спиши. Над именами существительными укажи род.

К данным существительным подбери близкие по значению существительные. Напиши, укажи род имен существительных.

Перстень - …, зной - …, укрепление - …, граница - …, мрак - …, залив - …, удача - …, занавес - …, обязанность - …, безмолвие - … .

С л о в а д л я с п р а в о к: жара, крепость, бухта, успех, тишина, долг, кольцо, темнота, штора, рубеж.

Спиши пословицы. Подчеркни имена существительные, противоположные по значению. Определи их род.

1) Труд кормит, а лень портит.

2) Худой мир лучше доброй ссоры.

3) Герой умирает раз, а трус – тысячу раз.

4) Одна зима на Родине лучше ста вёсен на чужбине.

5) Ученье – свет, а неученье – тьма.

Напиши слова в три столбика – по родам. Вставьте пропущенные буквы.

Адрес, фамилия, имя, полотенце, костюм, трамвай, экскурсия, здоровье, растение, яблоко, обед, восход, восток, север, мебель, комната, лагерь, песок, чувство, животное, горизонт, корабль.

Спишите предложения. Укажите род имён существительных (м.р.,

Ворона каркнула во всё воронье горло. Голодная кума-лиса залезла в сад. Вот дождик брызнул, пыль летит. Мы вдруг увидели в окно, что дождик кончился давно. Воротился старик ко старухе.

Спиши пословицы. Подчеркни имена существительные, противоположные по значению. Определи их род.

1) Труд кормит, а лень портит.

2) Худой мир лучше доброй ссоры.

3) Герой умирает раз, а трус – тысячу раз.

4) Одна зима на Родине лучше ста вёсен на чужбине.

5) Ученье – свет, а неученье – тьма.

Спиши пословицы. Подчеркни имена существительные, противоположные по значению. Определи их род.

1) Труд кормит, а лень портит.

2) Худой мир лучше доброй ссоры.

3) Герой умирает раз, а трус – тысячу раз.

4) Одна зима на Родине лучше ста вёсен на чужбине.

5) Ученье – свет, а неученье – тьма.

Напиши слова в три столбика – по родам. Вставьте пропущенные буквы.

Адрес, фамилия, имя, полотенце, костюм, трамвай, экскурсия, здоровье, растение, яблоко, обед, восход, восток, север, мебель, комната, лагерь, песок, чувство, животное, горизонт, корабль.

Запиши слова в три столбика по родам.

Сахар, дыхание, тётя, сырость, чтение, кот, ветер, мороженое, морковь.

Распредели слова в три столбика по родам.

Коктейль, решение, мебель, пони, меню, сырость, высота, здание, ковёр.

Распредели слова в три столбика по родам.

Рояль, кино, радость, кенгуру, скорость, пианино, костюм, пальто, одежда.

Читайте также: