Именно последовательность сделала слуцкого мэтром целой школы

Обновлено: 07.07.2024

_____________________
Народ один, а целей две,
Как уже было в прошлом веке,
Мы победили их в войне,
Но уступили в человеке.

И власовцы здесь правят бал,
Капитализм опять в стране,
Народ наш все же проиграл,
Нас разгромили в той войне!

Дим,приветствую.
Там, где есть наёмный труд, всегда остается эксплуатация человека человеком.
И есесесер - не исключение.
Создали вместо прочих классов свой класс- Партноменклатуру, и жили в своём земном раю, и сегодня наверху- те же левые силы.
Все "измы" есть лингвистические спекулятивные термины в интересах партий, кланов, классов, торговых и финанансовых домов, концессий, фамилий. чаще с Привоза.
И Власов-сталинский любимчик, переметнулся на сторону Германии, но и создать ничего так и не сумел- комса безродная, одним словом.
С крепким рукопожатием,

Отбор элит в СССР был самым слабым местом, особенно после Сталина. Хуже отбор только при воровском феодализме наверное. Спасибо!

ОГПУ;НКВД; ГУЛАГ и МВД;Варшавский договор и КГБ -
Вот Вам СССР - его элиты!ЦК КПСС!Их Съезды; Мин. Иностр. Дел.;
Обкомы и Райкомы и Мин юст!
Дзержинский! Свердлов! Тысячи убитых!
Всех Расказачить! Выселить! Сослать!Вот от чего бегут народы из СОЮЗА!
А русские? Куда деваться ИМ? Что с ними сделали проклятые ИУДЫ?

Никто с нами ничего не делал. Никто не приезжал к нам из "пиндосов".Это мы сами такие. Наша власть это тоже мы. Это мы резали друг друга в гражданской войне,захватывали вместе со Сталиным Финляндию ,делили с Гитлером Польшу, ехали добровольцами в Афганистан,Чечню Приднестровье и Грузию, кричали Крымнаш и "помогали" Донбассу. Это всё мы. Это мы даём себя оболванить .Это мы в лице нашей полиции сами себя избиваем. За деньги, за зарплату. И не нужно себе врать.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Борис Слуцкий в диалоге с современниками

Светлой памяти М.М.

Что же они сделали

с родственниками Христа?

Что же с ними сделали?

В письменных источниках не найдёшь ни черта,

Что же с ними сделали.

Может быть, всех собрали в близлежащей пустыне,

Выставили пулемёты и сразу всех посекли?

Так или иначе, век или два спyстя

Никто не взимал убытки, никто не взывал о мести.

Полная реабилитация Иисуса Христа

Не вызвала реабилитации членов его семейства.

И вот цветы прорастают из родственников Христа.

И вот глубина под ними, над ними — высота.

А в мировой истории не занимают места

Широко известный в литературных кругах,

Маленький, как Великое Герцогство Люксембургское…

Б. Слуцкий, эпиграмма на Д. Самойлова

Мифотворчество творцов предполагает раздвоение человека и художника. Необходимо провести границу между Самойловым-человеком, которому по жизни выпало общаться со Слуцким, и Самойловым-поэтом, которому, как он верил, волею судьбы выпало стать великим русским пиитом. Как человек, Самойлов любил Слуцкого и в то же время тяготел им. Как поэт, он завидовал его послевоенной славе и вспоминал о ней с негодованием даже после смерти Слуцкого[6]. Самойлов верил, что двух ведущих поэтов у их поколения быть не может; Слуцкий же, проявивший себя как лидер группы молодых московских поэтов ещё до войны, впоследствии символически вывел Самойлова из высшего творческого ранга, назвав себя поэтом номер два после Мартынова.

Дабы нивелировать поэтическую силу Слуцкого, Самойлов прибегнул к созданию мифа, в центре которого Слуцкий-поэт был подменен Слуцким-политиком. В дневнике в мае 57-го года Самойлов пишет:

Эту точку зрения, в приглаженной форме, Самойлов перенесёт и в свои мемуары о Слуцком. Политическое он понимает в узком значении слова, а не глубинном аристотелевском. Сказать, что Слуцкому, чья поэзия пронизана игрой со словом и преданностью лирической форме было чуждо поэтическое мышление — смехотворно и ошибочно. Самойлову, наверняка, это было ясно. Однако именно это глубоко поверхностное прочтение Слуцкого лежит в основе ревизионистского мифотворчества Самойлова.

У Слуцкого же историческое и поэтическое чутье говорило о совсем другом еврействе. Трагическую несостоятельность ассимиляции он вывел в совершенных по своей иронии девяти строках:

Обменяли хохму на халы,

Обменяли мудрость на хлеб

Словно пятна дождя на земле[23].

Видите мальчика рыжего там,

Где-то у рамки дубовой почти?

Это я сам. Это я сам!

Это я сам в начале пути.

Это я сам, как понять вы смогли.

Яблоко, данное тетей, жую.

Ветры, что всех персонажей смели,

Сдуть не решились пушинку мою.

Все они канули, кто там сидел,

Все пировавшие, прямо на дно.

Дяди ушли за последний предел

С томными тетями заодно.

Яблоко выдала в долг мне судьба,

Чтоб описал, не забыв ни черта,

Дядю, похожего на попа,

С дядей, похожего на кота[25].

К этому яблоку он вернулся в одном из последних стихотворений, в котором яблоко приобретает оттенок библейского плода от древа познания, становясь знаком поэта, рвущегося обрести покой в одиночестве еврейской судьбы в мироздании:

Точно так же, как, выучив некий древний язык

До свободного чтения текста,

Я забыл одиночество.

Надо все это вспомнить, восстановить, перевыучить.

Помню, как-то я встретился

С составителем словарей того древнего,

Мною выученного и позабытого

Я бы вспомнил всё остальное —

Все, что под небесами и рядом с яблоками, —

У меня есть нужда

Вспомнить, восстановить, реставрировать,

Перечувствовать до конца

И строчил пулемётчик,

Пробираясь в обход.

И упал Соломончик

Лёг белее холстины

В пулеметном дыму…

Стратегии Слуцкого и Самойлова глубоко различны. Самойлов идёт по конъюнктурному пути, внедряя еврейство в советское литературное пространство искусственно, заботясь не о глубинных вопросах еврейского бытия и потрясениях недавней истории, а поддержке превалирующих государственных мифов, оказавшихся под угрозой самого их создавшего и, когда пришел черед, нивелировавшего государства. Слуцкий же, решивший строить замок своего Слова в сыпучем песке советской поэзии, сохранил себя как поэт, сохранил, по-мандельштамовски, свою речь не в малой степени благодаря своим еврейским стихам. Уроки, извлечённые им из кладезя еврейства, взросли на общей почве его поэтики. Отметим еще раз, что Слуцкий подчинял все, даже повествование, короткой лирической форме, тогда как Самойлов отдавал свое слово поэмам в дань как традициям русской поэзии, так и литературным заказам дня.

ЦСКА

ЦСКА

Леонид Слуцкий

Леонид Слуцкий


"Отдаешь деньги детям? Давай плати и нам!" Жесткая речь Леонида Слуцкого о детском футболе в России

Почему в нашем детском футболе полный мрак? Объясняем на примере города Волгограда, где не дают Слуцкому делать добрые дела.

Несколько лет назад Леонид Слуцкий открыл в Волгограде детскую футбольную школу. Кто-то вкладывает деньги в благотворительные фонды, кто-то переводит средства в больницы или в детские дома, а для Слуцкого благотворительность – это деятельность во благо футбола в родном городе, для местных мальчишек.

Удивительно, но у любого бескорыстного и доброго дела в России сразу же появляется армия противников. Тем, кто пытается что-то делать правильно, честно и по уму, тут же начинают вставлять палки в колеса. Вначале, когда школа только появилась, дело даже доходило до звонков с угрозами со стороны конкурентов. Мы писали об этом в "СЭ". К счастью, со временем ситуация успокоилась. Вот только зря мы верили, что сейчас у школы Слуцкого все хорошо. Проблемы и искусственно создаваемые преграды остались – просто на место старых пришли новые. Честно говоря, трудно понять, как у Слуцкого до сих пор не опустились руки и он еще не бросил все дело к чертям.

– Что сейчас происходит с вашей школой?

Этот рабочий вроде бы вопрос, заданный в ходе трехчасового интервью в редакции "СЭ" на прошлой неделе, повлек за собой фактически монолог, который с одной стороны вроде конкретно про Волгоград (город-Герой, город ЧМ-2018 с великолепным стадионом), а с другой, это частный случай общего положения дел в стране. Слушаешь, читаешь – и становится понятно, почему пока другие государства выигрывают юношеские турниры, воплощают в жизнь программы и качественно развивают детский футбол, у нас эта отрасль находится на дне (причем все это знают). И стоит заглянуть в тот или иной регион – непременно встретишь копии тех же законов и тех же чиновников-"гребцов", о которых рассказывает Слуцкий в своей трагикомической истории мытарств.

Редакция "СЭ" надеется, что на эту публикацию обратят внимание власти города Волгограда, Российский футбольный союз и Министерство спорта РФ. Если человек готов делать доброе дело, ему надо помогать, а не мешать.


"Федеральные стандарты" – Год назад по инициативе губернатора произошло объединение моей школы со спортивной школой "Ротор", – начал объяснять Слуцкий. – По требованиям РФС каждый клуб должен иметь свою школу, поэтому команды некоторых возрастов школы Слуцкого вошли в школу "Ротора". Она работает по федеральным стандартам. Однако федеральные стандарты и современная подготовка футболистов так же далеки друг от друга, как Северный и Южный полюсы. В современной системе школ, которые находятся под министерством спорта, невозможно подготовить футболистов. Хоть умри, что угодно сделай – невозможно. С тем количеством тренировок, которые есть, и с тем количеством соревнований, которые по федеральным стандартам должны быть.


Это по сути физкультура?

– Да даже не физкультура. Например, та физкультура, которой в Голландии занимаются дети, проходит чаще, регулярнее и в других условиях.

Ни для кого не секрет, что сегодня четырехлетние дети уже занимаются футболом. Но по федеральным стандартам в государственную школу вы не можете взять детей младше девяти лет, поэтому все младшие возраста остались у меня в школе, а все старшие перешли туда, работают по федеральным стандартам. Все мои идеи по количеству тренировочной работы, по методикам, по турнирам, в которых они участвуют, просто перестают работать.

Тогда тренеры написали заявление по собственному желанию и все-таки поехали в Голландию. Все местные новостные каналы и FoxSport две недели об этом рассказывали. Потому что их это впечатлило: человек сам вывез 75 детей, они играли, ходили на футбол, в зоопарк. Но по нашим правилам этого делать нельзя, я их нарушил, я нарушитель.

Бедные тренеры не получили зарплату за то время, что провели в Голландии. И так во всем. Я хочу, чтобы они тренировались больше – а по федеральным стандартам можно только три раза в неделю. Я хочу, чтобы работало два тренера – а по федеральным стандартам один. Я хочу, чтобы дети участвовали в большом количестве соревнований – в федеральный стандарт это не входит.


ГГребля

– Получается, что когда объединение с "Ротором" произошло, школа очень сильно потеряла в методическом качестве, – продолжил Слуцкий. – Я не обвиняю людей, которые работают в этой школе – они поставлены на страже, чтобы соблюдать федеральные стандарты. Там, допустим, работает женщина, она заслуженный тренер по гребле (как она мне говорила), поэтому прекрасно разбирается в футболе и не идет на маленький компромисс. Почему я не работаю в гребле, но гребцы работают в футболе?

Впрочем, я обвиняю не ее, а обвиняю нашу систему, обвиняю тех людей, которые придумали эти стандарты. И когда вижу, условно, в миллионном Волгограде, что на набор в бесплатную школу приходит 500 детей по всем возрастам, а в Голландии в 100-тысячном Арнеме на просмотр только одного возраста приходит 450 детей, мне становится безумно обидно.

Я не говорю про инфраструктуру. Но на самом деле, если выйти из совместного проекта, в Волгограде сейчас даже не найти места для занятий. Весь бюджет, который я сейчас трачу, уйдет на аренду какого-нибудь стадиона. В любом бы регионе нашей страны, я уж не говорю про Европу, если бы человек – а я себя считаю не последним человеком в волгоградском футболе – вкладывал свои деньги, он не вкладывал бы их все только в аренду. Ему, скорее всего, дали бы стадион, предоставили бы условия, и деньги шли бы только на зарплату тренеров, методики, турниры, форму. То есть тратились бы эффективно.

110 миллионов в год

– Сколько вы тратите на школу?

– В год я трачу около десяти миллионов рублей. Уже три года. Но есть специальные проекты вне этой суммы: к примеру, за поездку в Голландию заплатил 35 тысяч евро.

– Это сверх суммы?

– Да. Мне настолько понравилось, как мальчишки играют, взаимодействуют – фантастика! Поразило отношение в Голландии. Допустим, в Арнеме была создана группа волонтеров, которые полностью занимались детьми. Было 11 микроавтобусов, местные пенсионеры абсолютно бесплатно отвозили и встречали детей. Они настолько влюбились друг в друга, что продолжают дальше общаться – с помощью e-mail.

Мне очень обидно. В моем родном городе я хочу что-то сделать. И понимаю, как мне кажется, что нужно для функционирования школы. Но сам не могу сделать – нет места для проведения занятий, и я не готов просто отдать все деньги за аренду.

А когда попытался сделать совместный проект со школой, работающей по федеральным стандартам, это обернулось фиаско.

Я так понял, что сейчас у нас утверждена система соревнований для 12 лучших школ. Среди них нет ни одной федеральной. Это школы ЦСКА, "Спартака", "Краснодара", "Чертаново", академии Коноплева, "Строгино", "Рубин", "Зенит" – школы при футбольных клубах, которые работают по своим уникальным методикам и не смотрят на федеральные стандарты.

Вы же понимаете, что если завтра я заберу всех этих детей и уведу обратно в школу Слуцкого, если вдруг мне губернатор или кто-то чудом выделит стадион, в который я тоже готов вложиться, реконструировать и так далее, то эта же школа "Ротор" наберет обычных пацанов, станет их тренировать, но эффективность будет равна нулю. Эффективность школ, которые работают по всей стране по федеральным стандартам, если мы говорим о воспитании футболистов, а не просто ЗОЖ, равна нулю целых и нулю десятых. Поэтому со всех школ нашей страны все более-менее талантливые дети уезжают в те 10-12 академий и только там имеют возможность развиваться.

– Есть предел вашему терпению?

– У меня есть обязательства перед людьми, которых я взял, перед тренерами, перед родителями и их детьми, потому что я им это обещал. Но делать хорошо и делать самому, без федеральных стандартов, я не могу. Не могу купить стадион – был бы нереально благодарен, если бы выделили стадион, и я занимался бы этим проектом сам.

– А что же Рохус Шох, который радеет за волгоградский футбол и является членом исполкома?

– Он является еще президентом федерации футбола Волгоградской области и президентом Союза федераций футбола "Центр". У Рохуса Шоха есть своя академия, где тоже есть частные инвесторы – он их нашел. Он тоже делает хорошее дело. Его академия, которая не входит в базу федеральных стандартов, тоже хорошо работает.

– Но он мог бы и вам помочь.

– Каким образом? Они так же арендуют – у Шоха нет стадионов. Федерация футбола Волгоградской области – общественная организация. Он ничего не может сделать, даже если захочет. Мне могут помочь только волгоградские власти, если каким-то решением выделят какой-то стадион или предоставят на каком-то стадионе время, необходимое для полноценных занятий школы. Но бесплатно, потому что я по понятным причинам не хочу платить деньги городским властям за аренду стадиона.


ВВторое дело моей жизни

– Как долго вы готовы заниматься благотворительностью?

– Если вопрос решится, будет какой-то мой собственный проект, готов заниматься этим всю жизнь. Сделать это вторым делом своей жизни. Вложить те средства, что я заработал. Потому что это реальная помощь. Все кричат про детей, первый лозунг – "поднимем детско-юношеский футбол!". Всегда и у всех, да только никто ничего не делает. А у нас реально школа с нуля за три года стала одной из ведущих в зоне "Черноземье". Мальчишки и в Москве играют, и в Голландию приезжают. Нет задачи стать лучшей в стране, есть задача внутри школы создать такие условия, чтобы большее количество детей уехало в ведущие школы. Я не собираюсь подменять собой условный "Краснодар", ЦСКА, "Спартак", "Зенит" и так далее, моя задача – подготовить кадры в том числе для них.

– Вы ничего с этого не получите.

– Зато я дам 250 мальчишкам шанс стать профессиональными футболистами.

В Волгограде говорят, что Слуцкий "хочет заработать на наших детях". Люди не понимают, что на детях юридически невозможно заработать. Чтобы я мог заработать на ребенке, мне нужно иметь собственный клуб второй лиги. И когда мальчишке исполнится 15 лет, он должен заключить контракт с клубом второй лиги. А затраты на такой клуб – миллионов 40 в год.

И потом ребят еще нужно куда-то продать. Люди не понимают, что на детях заработать нереально.

Но Волгоград дал мне многое. И когда я отдаю что-то ему, причем отдаю детям и тренерам, то другие говорят: "ага, значит, ты можешь отдать и нам, мы тоже хотим как-то поучаствовать в процессе, давай плати за аренду".

Но я не мультимиллиардер. Если все заплачу за аренду, детям ничего не достанется.

Причем когда общался с людьми из других регионов, они говорили: "Вот если бы у нас появился такой человек, который готов давать деньги, мы дали бы и стадион, и землю, и что угодно, организовали бы гранды, финансирование". И только один город на планете Земля говорит: "Ни фига. Мы особенные".

ТТупик

– Вы смотрели фильм "Дурак"? Без обид – у вас нет аналогий?

– Очень трудно считаться дураком, когда ты живешь в стране Бенилюкса, дышишь прекрасным свежим воздухом, имеешь счета в европейских банках, куда приходит твоя зарплата. В "Дураке" же герой – человек, который жил именно там, был одним из них и пытался что-то изменить внутри. Я понимаю, что в глазах людей я тот, кто "выделяет 10 миллионов, а значит, может и больше".

В общем, я себя так не чувствую точно, я вижу плоды своей работы. Мне просто жалко, что трачу свое время на то, на что не должен тратить.

Я несколько раз разговаривал с Рекечинским, генеральным директором "Ротора", он тоже сказал, что "по федеральным стандартам мы не можем отпустить детей в Голландию". Он отпустил бы, пришла бы проверка и его посадили бы. Поэтому тренерам пришлось уволиться по собственному желанию.

– То есть они уволились, съездили в Голландию, вернулись и опять трудоустроились?

– Да, но после мне сообщили, что это была разовая вещь, потому что я звонил министру спорта. В будущем знаете как будет? Я должен прислать положение, что в Голландии проводится такой-то турнир. Они поедут под названием "Футбольный клуб "Ротор". Все средства на поездку я должен перечислить на его счет, при этом заплатив шесть процентов за дополнительные расходы. "Ротор" позволит (!) мне перечислить ему деньги, чтобы они оплатили эту поездку, да еще, напомню, надо подготовить положение, регламенты. Федеральные стандарты в их идеальном воплощении выглядят именно таким образом.

Сам же "Ротор" финансирует только два (!) соревнования в году. Это турнир зоны "Черноземья", который играется в Волгограде (и финансирования практически не требует), и финал турнира "Черноземья" в Волгограде, Воронеже или где-то еще. Все! Больше в календаре федеральных стандартов соревнований нет. Ах да, еще есть первенство города Волгограда, в котором играют три команды.

А мы и ездили на Кубок Колыванова, и в Голландию, и играли серию матчей с ведущими академиями в Москве, и ребята 2008 года рождения вышли в финал турнира "Локобол"… Все это финансируется мной.

Ко мне никто никогда из руководителей волгоградского спорта не обращался. Даже когда открыл школу, я не мог найти их контакты. Произошла случайная встреча с губернатором на финале Кубка России в Волгограде в прошлом году. Хотел попросить, чтобы предоставили какое-то поле для занятий. Он меня принял, обратился с просьбой, сказал, что нужна школа в "Роторе", потому что по регламенту необходимо ее иметь. Свел меня с министром спорта, с генеральным директором "Ротора". Один раз мы встретились, организовали, как мне казалось, совместный проект. Но получилось, что не совместный, потому что так и не упомянули меня и что я отвечаю хоть за что-то. Бог с ним, ладно. Все пошло по федеральным стандартам, которые….

– Не устраивают.

– Они просто-напросто рушат всю работу, которая была проведена, поэтому надо находить иные пути. Но у меня пока нет выхода из данной ситуации…

Во вторник, 7 мая, исполняется 100 лет со дня рождения одного из самых крупных русских поэтов ХХ века Бориса Абрамовича Слуцкого.


У больших русских поэтов есть одна большая беда. В России слишком много больших поэтов. В ХХ веке их какое-то немереное количество. О прозе этого не скажешь, ее Золотой век все-таки остался в девятнадцатом столетии. Зато двадцатый породил какой-то невероятный поэтический взрыв. Поэтому мы часто не ценим то, что имеем.

Фото: Марат Абулхатин/фотослужба Госдумы РФ/ТАСС

Слуцкий. Какая все-таки странная у него судьба! Вроде бы вполне респектабельный советский поэт, партийный фронтовик, и не просто фронтовик, а политотдельский работник ("Политработа - трудная работа. " - писал он в стихах), автор целого ряда прижизненных книг, помогавший молодым и непризнанным, например, Олегу Чухонцеву.

Но настоящее его открытие как крупного и даже, по мнению Евтушенко, великого поэта происходит только после его смерти, когда стараниями энтузиаста Юрия Болдырева в журналах бурным потоком начинают публиковаться стихи Слуцкого, порой целыми "книгами", как в "Знамени". И вдруг оказалось, что мы ничего об этом поэте не знали, что какое-то гигантское поэтическое явление существовало во плоти у всех на глазах, состояло в Союзе писателей, но было почти неузнанным.

Хотя о том, что он много писал, по три-четыре стихотворения в день, было известно. Он начал писать стихи еще до войны, вместе со своим другом и земляком из Украины Михаилом Кульчицким. Кульчицкий родился в Харькове, Слуцкий - в Славянске Донецкой области, но в школьные годы оказался в Харькове. И вот они с Кульчицким дали обет посвятить свою жизнь поэзии.

Кульчицкий погиб в 1943 году во время наступления советских войск на тот же Харьков, а Слуцкий во время войны стихов не писал. Сначала воевал добровольцем и был тяжело ранен, потом, выйдя из госпиталя, работал следователем военной прокуратуры, потом - в политотделах, писал листовки для немцев (по его подсчетам, их было написано более ста). Когда его спрашивали, почему он не писал на войне стихов, он отвечал, что "на войне был занят войной" - ответ, достойный и воина, и политрука. До войны практически не публиковался: одно стихотворение было напечатано в начале 1941-го в журнале "Октябрь", да и то было посвящено Маяковскому. Но когда в середине 50-х годов он готовил к печати первый сборник "Память", вдруг оказалось, что стихов написано великое множество.

Фото: Владимир Медведев/ТАСС

Его редактор Владимир Огнев рассказывал, что Слуцкий принес ему необитый фанерный чемодан, сохранившийся с харьковских времен. Крышка с гремящими железками на ней не запиралась, чемодан был перетянут веревкой и весь до верха наполнен рукописями стихов (из мемуарной книги Юрия Оклянского "Праведник среди камнепада").

А когда Слуцкий умер в 1986 году, буквально в тот год, когда Горбачев на XXVII съезде КПСС озвучил слово "гласность" и все стало можно печатать, Юрий Болдырев предъявил миру тысячи (!) неизвестных стихов известного советского поэта, который провел последние годы в затворе, тяжелейшей депрессии и жил даже не в Москве, а в квартире своего брата в Туле.

Другой брат Слуцкого, правда, не родной, а двоюродный, Меир Амит (настоящая фамилия Слуцкий) был героем Израиля, в шестидесятые годы возглавлявший "Моссад", о чем Борис Слуцкий, конечно, знал, как знали об этом и в КГБ.

Тоже любопытный штрих для биографии известного советского поэта.

У Слуцкого есть едкое стихотворение "Про евреев" - наверное, самые беспощадные стихи об антисемитизме:

"Евреи хлеба не сеют, Евреи в лавках торгуют, Евреи раньше лысеют, Евреи больше воруют. Не торговавши ни разу, Не воровавши ни разу, Ношу в себе, как заразу, Проклятую эту расу. Пуля меня миновала, Чтоб говорили нелживо: "Евреев не убивало! Все воротились живы!"

Когда в журналах стали печататься стихи Слуцкого, которые он писал много лет, но не печатал, они произвели поистине ошеломляющее впечатление. Конечно, близкие к нему люди, проницательные поэты, понимали, что он был большим явлением еще при жизни. Слуцкий оказал влияние не только на Чухонцева, но и на Бродского, который писал: "Именно Слуцкий едва ли не в одиночку изменил звучание послевоенной русской поэзии. Его стих был сгустком бюрократизмов, военного жаргона, просторечия и лозунгов. Ощущение трагедии в его стихотворениях часто перемещалось, помимо его воли, с конкретного и исторического на экзистенциальное - конечный источник всех трагедий. Этот поэт действительно говорит языком ХХ века…"

Кажется, после Маяковского и Цветаевой как можно "действительно" заговорить в поэзии языком ХХ века?

Но Слуцкому это действительно удалось.

"Расстреливали Ваньку-взводного за то, что рубежа он водногоне удержал, не устерег. Не выдержал. Не смог. Убег. Бомбардировщики бомбили и всех до одного убили. Убили всех до одного, его не тронув одного. Он доказать не смог суду, что взвода общую беду он избежал совсем случайно. Унес в могилу эту тайну. Удар в сосок, удар в висок, и вот зарыт Иван в песок".

В этих строках потрясала не так называемая "правда о войне", под которой обычно понимают ее "дегероизацию", но именно - язык, единственный, которым можно о таких вещах рассказывать в стихах, не осуждая, а главное - не "подмигивая" с тонким намеком на толстые обстоятельства, а просто честно рассказывая, потому что это и была правда. И эта правда вдруг становилась поэзией.

Еще в 1954 году на обсуждении стихов Слуцкого в секции поэзии Союза писателей Михаил Светлов сказал: "По-моему, нам всем ясно, что пришел поэт лучше нас". Но потребовалось еще тридцать с лишним лет, чтобы после посмертных публикаций Слуцкого очень многие из увенчанных славой поэтов это окончательно для себя поняли.

Читайте также: