Дети в детском саду занимаются физкультурой

Обновлено: 05.07.2024

Цель физической культуры — положительное воздействие на жизненно важные функции организма человека. Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья.

Физическое воспитание - составная часть интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания ребенка. Занятия спортом также помогают сложиться важным качествам личности: настойчивости в достижении цели, упорству; положительные результаты этих занятий благотворны для психического состояния подростка. Забота о двигательном развитии ребенка столь же важна для его гармоничного развития, как рациональный режим, регулярное и полноценное питание, достаточный сон, частое пребывание на свежем воздухе, чистая постель и необходимая одежда.

Организация занятий по физкультуре в нашем детском саду.

Формы физкультурно-оздоровительной работы :

физкультминутки;

гимнастика пробуждения после дневного сна;

самостоятельная двигательная деятельность детей в группе;

организованная и самостоятельная двигательная деятельность детей на прогулке;

физкультурные досуги;

праздники совместно с родителями.

Занятия по физкультуре проводятся 3 раза в неделю. Их продолжительность зависит от возраста детей и составляет:

в младшей группе – 15 минут;

в средней группе – 20 минут;·

в старшей группе – 25 минут, (занятия в старшей группе проводятся как в физкультурном зале, так и на улице, на спортивной площадке).

в подготовительной группе – 30 минут, (занятия в подготовительной группе проводятся как в физкультурном зале, так и на улице, на спортивной площадке).

Физическая культура может проводиться, как с музыкальным сопровождением, так и без него.

Физкультурная форма для детского сада.

У ребенка обязательно должна быть специальная форма для занятий физкультурой – это, в первую очередь, вопрос гигиены, а также дисциплины. Наличие спортивной формы одного направления вырабатывает у малышей командный дух при проведении эстафет и спортивных праздников. Отлично подойдут черные шорты и белая футболка из несинтетических, дышащих материалов. На ноги нужна спортивная обувь со светлой подошвой и, желательно, на липучках.

Физическое развитие детей нужно продолжать и за пределами детского сада. Утренняя гимнастика по выходным дома и подвижные игры на прогулке, безусловно, пойдут на пользу любому ребенку.

Естественно, не каждый из малышей станет чемпионом, но каждый обязательно должен вырасти крепким и здоровым. Когда люди говорят о счастье, они, прежде всего, желают друг другу здоровья. Так пусть дети будут здоровыми и счастливыми. А это значит, что здоровыми и счастливыми будем мы все.

В статье рассматривается значение использования речи

инструктором по физической культуре на занятиях в ДОУ. Важность использования речи на занятиях по физической культуре в его (вводной, специальной, основной и заключительной части, а также, в поддержании интереса и нужного настроения у дошкольников.

Ключевые слова: речь, общение, инструктор по физической культуре, дошкольники.

В дошкольном возрасте ребёнок всё чаще стремится к совместному

обсуждению явлений, предметов окружающего его мира, взаимоотношений между людьми. А так как речь теснейшим образом, связана с мышлением ребёнка, развитие речи даёт малышу возможность выйти за пределы непосредственно переживаемой ситуации. Расширяются, обогащаются контакты с другими детьми - младшими, однолетками, старшими, общение с которыми так значимо для успеха в совместной деятельности (прежде всего в детских играх, для удовлетворения важных социальных потребностей, для эмоционального и интеллектуального развития ребёнка.

Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека, средство

языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как, процесс говорения (речевую деятельность, так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом). На протяжении своего пребывания в детском саду дошкольник находится в

непрерывном речевом, взаимодействии с детьми и педагогами:

воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре (ИФК).

Все, что ребенок слышит - он впитывает как губка, он запоминает и проговаривает, и все услышанное, становится частью его лексикона.

Использование речевых указаний, объяснений, просьб, распоряжений, команд и другое становится частью любого занятия в детском саду, да и в любом другом образовательном учреждении.

Как отмечают, Е. Н. Кряженко и Ю. С. Еремина, задача каждого педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса так, чтобы стало воспитывать у него ценностное отношения к своему здоровью. Поэтому

очень большое значение придается использованию речи именно на занятиях по физической культуре. На занятиях по физической культуре, прежде всего, решают оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи. Благодаря занятиям физкультурой ребенок становится сильным, выносливым, физически здоровым; улучшаются его физические показатели, укрепляется здоровье и приобретается хорошее настроение и заряд бодрости на весь день.

Но нельзя не подчеркнуть, что помимо здоровьесберегающего влияния

физических упражнений, в течение занятий по физической культуре, ребенок обогащает свою речь и узнает много нового и интересного. У ребенка активизируется и повышается активный и пассивный словарный запас, развивается мышление, воображение, формируются волевые качества личности. Ребенок социализируется путем общения на занятиях с инструктором по физической культуре, приобретает навыки речевого общения, овладевает спортивной профессиональной терминологией, а именно - усваивает названия предметов, спортивного инвентаря, видов спорта и др. На занятиях физкультурой инструктор активно пользуется различными спортивными понятиями, командами, распоряжениями, просьбами, наводящими вопросами, объяснениями и многим другим.

Также он использует рассказ, беседу с воспитанниками.

Чтобы отметить и подчеркнуть важность использования речи, на

занятиях по физической культуре, следует детально понять, как именно инструктор пользуется речью в общении с детьми и как проходит занятие,

решается задача психологической готовности детей. Занятие состоит из нескольких частей: вводной, специальной, основной и заключительной. В вводной части мотивирует детей на продуктивное занятие физической культурой, обеспечивает хорошее настроение, а также и общий план занятия и некоторые указания. Следом идет, физическая подготовка к предстоящим упражнениям, разминка и растяжка.

Затем инструктор переходит к специальной части, в которой проводится

тренировка тех мышц, связок, суставов, которые будут использоваться в упражнениях в основной части. В первых двух частях физкультурного занятия важную роль играют указания и распоряжения инструктора по физической культуре. Указания используются для уточнения или

напоминания действия, для предупреждения или исправления ошибок, или для поощрения действия ребенка. Распоряжения используются для обеспечения начала и конца действия, а также для определения темпа и направления движения. Как можно было заметить, использование инструктором по физической культуре речевых обращений в вводной и специальной частях активно развивает мышление и память ребенка дошкольника, способствует формированию эмоционального положительного фона, целеустремленности, сосредоточенности, ответственности, сдержанности, ценностному отношению к собственному здоровью и др. В основной части формируются двигательные навыки и умения, вырабатываются физические качества. Инструктором проводятся общие упражнения и основные движения, затем следует подвижная игра. Дети разучивают новые упражнения, а следом идет закрепление ранее изученных физических упражнений. В этой части физкультурного занятия внимание акцентируется на развитие правильного произношения некоторых слов, закрепление новых понятий, на правильное употребление спортивной терминологии, на активизацию словаря ребенка.

И в заключительной части занятия предполагается постепенное снижение физической нагрузки, переход детей в более спокойное состояние. Инструктор физической культуры подводит итог занятия с детьми посредством беседы или диалога. Воспитанники могут поделиться своими впечатлениями о физкультурном занятии, используя в своей речи непосредственно эпитеты, олицетворения, сравнения, что сделает их речь образной и яркой. Инструктор физической культуры внимательно выслушивает детей, где следует, исправляет или наоборот поощряет.

Но ни одно физкультурное занятие, ни одна подвижная игра не пройдет так

весело, ярко и занимательно, если инструктору по физической культуре

Арт-терапия в детском саду

Арт-терапия в детском саду В каждом ребенке от рождения заложен интерес к познанию и созиданию. И, познавая, дети неизбежно созидают: новые слова, новые игры, новые.

Наш цветник в детском саду

Наш цветник в детском саду Трудно представить себе детский сад летом без цветочных клумб. Они способны преобразить даже самый скучный участок и добавить в него ярких,.

Оригами в детском саду.

Оригами в детском саду. Оригами для детей - отличный способ развить логическое и пространственное мышление, стимулировать творческую активность путем активации.

Ширмы в детском саду

Ширмы в детском саду Театральной деятельность в детском саду позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира.

Туризм в детском саду

Туризм в детском саду От души поздравляю с Днём России всех, кто ко мне заглянул! Пусть цветёт наша Родина! Пусть под мирным голубым небом растут наши дети!.

Дети выполняют упражнения на синих ковриках

Дети обладают высоким уровнем двигательной активности и, конечно, без движения гармоничное физическое развитие малышей невозможно. Именно поэтому одним из основных векторов дошкольного образования является физкультурная практика с малышами. Однако эта работа требует от педагога не только знания методики организации учебно-воспитательной деятельности, но и возрастных особенностей ребят.

Цели и задачи физкультурных уроков в детском саду

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) обозначены следующие ключевые цели проведения физкультурных занятий в детском саду:

  • развитие и совершенствование физических качеств (скорости, силы, выносливости и координации);
  • предотвращение нарушений развития опорно-двигательного аппарата (за счёт тренировки правильной осанки, устойчивого статического и динамического положения тела);
  • формирование базовых культурно-гигиенических навыков (мыть руки, умываться, одеваться по погоде и пр.);
  • приобщение к ЗОЖ — здоровому образу жизни (в младших группах это может быть привычка ходить летом босиком в песочнице, в средней — умываться прохладной водой, а в старшей и подготовительной, при наличии согласия родителей, проводить зарядку на улице в любое время года);
  • воспитание заинтересованности спортом.

Малыши занимаются физкультурой

Занятия физкультурой с ранних лет воспитывают у детей интерес к спорту

Таблица: задачи организации физкультурных занятий с дошкольниками

Дети перешагивают через мягкие модули

Задачи физкультурных занятий соотносятся с уровнем физического развития малышей конкретного возраста

Организация работы на занятиях по физической культуре в ДОУ

Уроки физической культуры проводятся в детском саду трижды в неделю: два раза в спортивном зале или, если есть достаточно пространства, в группе, и один раз на улице, но при условии, что погода позволяет. В этом образовательном направлении с детьми работает инструктор по физкультуре или воспитатель (в случае, когда в ДОУ нет штатной единицы педагога по физической культуре).


Физкультура в детском саду – это одна из важных составляющих общего развития ребенка. Конечно, все родители хотят видеть своего малыша активным, здоровым и жизнерадостным. Для того чтобы он всегда оставался таким, основы необходимо заложить еще с детства. И поэтому в детском саду особое внимание уделяют развитию всех групп мышц детей, ловкости, выносливости и силы. Для обеспечения здоровья ребенка проводятся обязательные занятия физкультурой в детском саду. С большим удовольствием дети средней группы, под чутким руководством инструктора, занимаются физкультурой.

Новость подготовили:
Михайлова Л.И.
Максимова О.К.
Попова Е. Н

Вопрос об охране и укреплении физического состояния детей считается одним из самых важных практически во всех детских садах. В этом направлении работа проводится, опираясь на соблюдение требований и санитарно-гигиенических норм, правильный подход к организации сбалансированного питания, системные закаливания детей, а также физкультурно-оздоровительные мероприятия.

На сегодняшний день физкультура для детей в ДОУ имеет особое значение. По данным статистики, в России за последние годы увеличилось до 60 % количество детей, возрастом от 3 до 7 лет, которые отличаются функциональными отклонениями в состоянии здоровья. Основной задачей детского сада является правильный индивидуальный подход к каждому ребёнку для того, чтобы положительно повлиять на сложившуюся ситуацию.


Важность физической культуры в детском саду для обычных детей и детей с ОВЗ

Именно физкультура является для большинства детей возможностью в будущем стать полноценными членами общества. Если правильно заниматься с малышом дошкольного возраста физическими упражнениями с понятной им проблемой, он будет учиться взаимодействовать с ровесниками, стремясь к первым достижением и развитию.

Что касается детей с ОВЗ (Ограниченные Возможности Здоровья), для них существует индивидуальный подход, учитывающий следующие особенности:

  • коррекционно-компенсаторная работа. Подразумевает подбор упражнений, учитывающий основные и возможные сопутствующие недуги. В этом случае принято использовать комплексный подход, способствующий развитию физических способностей;
  • профилактические меры. Эта часть относится к наиболее важным, так как позволяет повышать тонус жизненных сил, а также здоровья, улучшать общее самочувствие и укреплять иммунитет;
  • психология. Нередко основной причиной поведения дитя асоциального характера является неуверенность в себе и в собственных силах. В результате малыш не понимает своей роли в обществе и не умеет взаимодействовать с ровесниками. Поэтому комплексный подход призван помочь ребёнку преодолеть подобные проблемы;
  • физкультура с детьми с ОВЗ в ДОУ также включает в себя образовательное воспитание. Это значит, что все дети с подобными проблемами должны обучаться спортивной культуре, а также правилам соревнований, что поможет им получить навыки работы с другими детьми в команде и впоследствии сделать спорт неотъемлемой частью своей жизни.

Обратите внимание! К основным упражнениям для детей с ОВЗ относятся такие занятия, которые направлены на приобретение важнейших бытовых навыков, сюда включены мелкая моторика рук, микро ориентировки, а также движение ног. Все эти упражнения всегда основываются на положениях о физических и психологических особенностях малыша, а также специальных методических принципах работы с каждым из них.

Для дитя без отклонений физические занятия также играют очень важную роль. Упражнение способствует не только укреплению здоровья, а и физическому развитию. Физкультура способна помочь умственной активности, а также благоприятно воздействует на организм в целом. В этом плане воспитатели предпринимают следующие меры:

  1. Утренняя зарядка. Она всегда благоприятно влияет на повышение работоспособности, а также улучшает самочувствие на целый день.
  2. Кратковременные вставки физических упражнений. Они призваны снимать утомление и повышать умственную способность, чтобы избавить ребёнка от чувства переутомления.
  3. Различные виды закаливания с разрешения родителей. Проведение физкультурных праздников, которые призваны не только улучшать самочувствие, а и способствовать физическому развитию, положительно влиять на эмоциональное состояние ребёнка, что в будущем поможет ему воспринимать физические упражнения, как способ повышения настроения.
  4. Кроме утренней гимнастики, сюда включены такие её виды, как пальчиковая, артикуляционная и дыхательная.
  5. Для каждой группы всегда составляются особенные режимы двигательной активности, в которых, помимо организованных разновидностей упражнений по физкультуре, в режим дня дошкольников включены самостоятельные подвижные игры, учитывающие их индивидуальные и возрастные особенности.

Особенности физкультуры в современных детских садах

Физическое развитие малыша является объектом постоянного наблюдения специалистов, как педагогических, так и медицинских. Поэтому задачей каждого учреждения, составляющего проекты по физкультуре в ДОУ с детьми, является подготовка таких программ, которые будут полностью соответствовать требованиям данных специалистов.

Современная педагогическая практика допускает единственную форму работы с детьми, сюда относятся традиционные занятия, способствующие достижению положительной динамики в вопросе физического развития ребенка. Все методики проведения упражнений по физической культуре в дошкольных учреждениях базируются на необходимости решения 2 самых важных задач:

Стандартные комплексы упражнений

Если ребёнок постоянно выполняет зарядку, у него повышается аппетит и активность на весь день. Все упражнения подобраны таким образом, чтобы воздействовать на мышцы позвоночника, шеи, поясницы, плеч, конечностей и таза. Основная цель, которую преследуют воспитатели, это воздействие на укрепление опорно-двигательного аппарата, а также профилактика такого заболевания, как сколиоз.

Лучше всего зарядку подводить на свежем воздухе, что и пытаются делать все воспитатели в тёплые поры года, а зимой хорошо подойдёт проветренное помещение, обычно это спортивный или музыкальный зал. Очень хорошо на организм дитя влияет гимнастика одновременно с закаливанием. В дальнейшем это положительно воздействует на иммунную систему и устойчивость организма малыша ко многим заболеваниям.

Комплекс упражнений включает в себя три этапа:

  • вводная часть. Зарядка (вращения головой, круговые движения руками, повороты туловища, наклоны);
  • основные упражнения. Растяжка мышц рук, ног и спины, приседания с постепенным увеличением повторений, отжимания (по возможности);
  • заключительная часть. Легкий бег с переходом на шаг, встряхивание мышц для расслабления.

Первый этап включает в себя различные виды ходьбы, а также бега, которые необходимы для постепенной активации различных групп мышц. Далее можно приступать к таким упражнениям, которые будут способствовать укреплению и силе мышц, а также подвижности в суставах, формировании осанки и координации. Что касается заключительной части, сюда обычно входят некоторые виды гимнастики и умеренная ходьба.

Заключение

В современных детских садах воспитатели уже научились находить правильный подход ко всем детям, в том числе с ОВЗ. Упражнения пойдут на пользу только в том случае, если они будут учитывать особенности организма каждого ребенка.

Читайте также: