Игры возникающие по инициативе детей в доу

Обновлено: 02.07.2024

Семинар направлен на актуализацию представлений педагогов о видах игр, используемых в ДОО. Представлена краткая характеристика разных видов дидактических игр и сюжетно - ролевых. Также методический материал, представленный в семинаре, способствует уточнению и систематизации представлений педагогов о методике организации игровой деятельности у детей третьего года жизни.

Содержимое публикации

Семинар для начинающих воспитателей

«Виды игр в детском саду.

Шахрай Екатерина Анатольевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - детский сад № 96 г. Томска

Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Важнейшим условием развития детской индивидуальности является освоение позиции субъекта детских видов деятельности. Игра – одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества.

Игра является самоценной формой активности ребёнка дошкольного возраста, основным видом деятельности детей, а также формой организации детской деятельности.

Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования.

Для развития ребенка важно развивать игровую деятельность, поскольку это позволит достичь формирования социально – нормативных возрастных характеристик, представленных в ФГОС ДО.

Существуют разные классификации игр. Зворыгина Е.В. и Новоселова С.Л. выделяют следующие виды игр:

Игры, возникающие по инициативе ребенка (детей):

Самостоятельные игры:Игра – экспериментирование

Самостоятельные сюжетные игры: Сюжетно – отобразительные. Сюжетно – ролевые. Режиссёрские. Театрализованные

Игры, возникающие по инициативе взрослого:

Игры обучающие: Сюжетно-дидактические. Подвижные. Музыкально-дидактические.

Досуговые игры:Игры – развлечения. Интеллектуальные. Празднично – карнавальные.

Игры, идущие от исторически сложившихся традиций: Традиционные или

Сюжетно – ролевые игры в ДОО.

Сюжетно-ролевая игра - деятельность творческого характера, в которой дети берут на себя роли и в обобщенной форме воспроизводят деятельность и отношения взрослых, используя предметы-заместители. Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет.

Сюжетно-ролевые игры подразделяются на:

игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт и др.)

игры на героико – патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т.д.)

Основным методом организации сюжетно-ролевых игр считается комплексный метод педагогической поддержки самодеятельных игр (по Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой). Содержание работы организуется в соответствии с возрастом воспитанников:

Группа раннего возраста - приобщение детей к разным играм: предметным (в том числе с составными и динамическими игрушками), простейшим сюжетным, подвижным; перевод предметных действий в действия смысловые в контексте игровой ситуации.

2-я младшая группа - обогащение игрового опыта детей через совместные со взрослым игры (индивидуальные и малыми подгруппами), формирование и развитие игровых действий, простейшего игрового взаимодействия, понимания условности игровой ситуации.

Средняя группа - освоение и развитие ролевого поведения, поддержка игровых объединений детей, обогащение игрового взаимодействия, расширение тематической направленности сюжетных игр, обогащение игрового опыта детей через приобщение к играм с правилами, (подвижным, досуговым, театрализованным, народным играм).

Старшая группа - обогащение игрового опыта по развитию и усложнению игрового сюжета, по организации предметного пространства собственной игры через совместные с воспитателем игры подгруппами; создание условий и поддержка самодеятельной игры детей, приобщение детей к разным видам игр (подвижным, с правилами, досуговым, дидактическим, народным, интеллектуальным и др.)

Подготовительная группа – формирование и педагогическая поддержка детского коллектива как играющего детского сообщества, поддержка самостоятельности и инициативности при выборе и реализации детьми игр разных видов; поддержка перехода к играм-диалогам, играм – фантазированиям, играм в самодельной предметной среде

Дидактические игры в ДОО.

Дидактическая игра(греч. didaktikos – поучительный) - специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями. Многие дидактические игры составлены по принципу самообучения, когда сама игра направляет ребенка на овладение знаниями и умениями. Дидактическая игра является одной из методических разновидностей обучения и помогает формированию определённых знаний.

Виды дидактических игр:

1). По содержанию дидактические игры делятся на игры:

- по ознакомлению с окружающим,

- по речевому развитию,

- по формированию математических представлений,

- музыкальные игры и др.

2) По степени активности детей и воспитателя дидактические игры делятся на:

3) По наличию игрового материала игры делятся на:

- игры с предметами и игрушками,

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов:

3.Игровые правила – обеспечивают реализацию игрового содержания (что и как нужно делать). Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры. Даже внутри одной дидактической игры правила различаются. Они формируют умение сдерживаться, управлять своим поведением, направляют поведение и познавательную деятельность детей. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

Организация дидактической игры педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

Игровая деятельность детей третьего года жизни.

Игровая деятельность детей третьего года жизни включает в себя разные виды игр: сюжетно – ролевые, подвижные, дидактические.

Все виды игр одинаково важны для детей и в той или иной степени требуют участия взрослого по ряду причин:

- основной вид деятельности детей раннего возраста – предметная деятельность;

- все перечисленные виды игр, особенно сюжетно – ролевые и подвижные, в данном возрасте носят скорее характер предметной деятельности, чем собственно игры;

- игра (ведущий вид деятельности дошкольного возраста) начинает свое формирование внутри предметной деятельности - ведущего вида деятельности в раннем возрасте.

Для реализации игровой деятельности в группе должны быть созданы определенные условия: наличие различных игрушек и игрового материала, своевременное изменение предметно - игровой среды, с учетом практического и игрового опыта детей.

Также необходимо способствовать накоплению детьми опыта предметно - игровых действийи обогащению впечатлений детей посредством наблюдений, чтения, бесед, рассматривания и др. форм ОД.

Этапы развития игровой деятельности детей.

1. Ознакомительная игра (от рождения до 6 месяцев) - это предметно - игровая деятельность, организованная взрослыми с помощью предмета – игрушки.

2. Отобразительная игра (с 6 месяцев до 1 года) - самостоятельная деятельность ребенка с предметами и игрушками, направленная на выявление специфических свойств и достижение с помощью их определенного эффекта.

3. Сюжетно – отобразительная игра (с 1 года до 3 лет) - обыгрывание доступных пониманию ребенка сюжетов из его жизни.

4. Сюжетно – ролевая игра (с 3 до 7 лет) - самостоятельная деятельность детей, основанная на мнимой или воображаемой ситуации, где ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им игровой обстановке.

По мнению Н.Я.Михайленко, Н.А.Коротковой, руководить игрой - это значит формировать у ребенка условное игровое действие, замещающее реальное действие с настоящими вещами.

Формы работы с детьми.

Игры – инсценировки. Решают многие обучающие задачи (дети наблюдают конкретные действия педагога: одеть куклу, уложить спать, накормить и т.д.), но не позволяют ребенку увидеть условность действия педагога.

Игры детей рядом. Их культивирование замедляет развитие взаимодействия детей в игре, желание и умение воспринимать сверстника как партнера в игре.

Совместная игра педагога с ребенком или детьми.В этой игре взрослый одновременно и партнер, и носитель способа игровой деятельности.

Руководство сюжетно – отобразительной игрой детей третьего года жизни.

Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. предлагают следующую последовательность формирования условного игрового действия:

1. Совместная игра педагога с детьми.

2. Стимулирование использования детьми предметов – заместителей.

3. Стимулирование общения детей в игре.

Сюжетную игру целесообразно организовывать в отрезки времени, отведенные режимом для свободных занятий детей. Наиболее удобным является время после полдника. Организовав самостоятельную деятельность всех детей группы на доступном для них уровне (предоставить детям предметы для манипулирования, сюжетные игрушки, материал для конструирования и др.), воспитатель может уделить внимание для игры с конкретными детьми для формирования у них игровых умений.

Поведение взрослого.

Необходима такая форма общения воспитателя с детьми, которая направляет малышей к самостоятельности и инициативной игре. Используются вопросы, паузы, проблемные ситуации, переключение внимания и т.п.

Важны эмоциональное включение взрослого, искренняя заинтересованность, отсутствие фальши в его поведении. Здесь большую роль играют улыбка, одобрение в мимике, позе, доброжелательный тон, игривость и т.п.

Вредны постоянные подсказки, усыпляющие инициативу ребенка, ограничивающие его активность.

Взрослый не должен давать готовый образ решения, необходимо стимулировать и вызывать ребенка на самостоятельное достижение воображаемой цели путем создания проблемной ситуации.

Проблемные ситуации могут быть как простыми, так и сложными - с учетом уровня развития игрового поведения конкретного ребенка. Условия в игровой проблемной ситуации постепенно изменяются и усложняются. Усложняются виды игр и условия для них: на третьем году жизни постепенно создаем условия для игры в дом, машину, больницу, парикмахерскую, корабль, магазин. Один тип проблемы используется в разных играх. Проблемные ситуации создаются путем изменения и усложнения игрового материала (стимулирование к использованию предметов – заместителей, увеличение разнообразия материала) и при общении педагога с детьми - с учетом конкретной ситуации.

Практическая часть. Анализ образовательных ситуаций (работа в парах с раздаточным материалом).

1. Определить задачи образовательной ситуации.

2. Определить, в какой части совместной игры педагога с ребенком использовались приемы стимулирования к использованию предметов – заместителей.

3. Определить, в какой части совместной игры педагога с ребенком использовались приемы стимулирования к взаимодействию со сверстниками.

На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей : проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок способен к волевым усилиям; пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; способен к принятию собственных решений.

Мой опыт практической деятельности позволил сделать вывод, что каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности и инициативности. Так, игра способствует развитию активности и инициативы, в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата, в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения. Постепенно самостоятельность репродуктивного характера сменяется на самостоятельность с элементами творчества, повышается уровень осознанности, самоконтроля, самооценки ребенка в процессе осуществляемого им вида деятельности.

Среди показателей самостоятельности отмечается: стремление решать задачи деятельности без помощи и участия других людей, умение ставить цель деятельности, осуществление элементарного планирования деятельности, реализация задуманного и получение результата.

Обращаясь к личному педагогическому опыту, хочу отметить, что необходимо выбирать игры для детей, которые им интересны. Основная задача – научить детей активно и самостоятельно играть. В этом случае они научатся сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания, находить выход из предложенной ситуации, проявлять инициативу, т. е. приобретать важные качества, необходимые в будущей жизни.

Дети дошкольного возраста очень любят подвижные игры, которые удовлетворяют потребность растущего организма в движении, благотворно сказываются на его эмоциональной сфере, способствуют накоплению двигательного опыта. Большинство подвижных игр рассчитано на участие большого количества детей. Ребята учатся взаимодействовать, сговариваться, учитывать мнения окружающих, разрешать конфликты.

Инициативность и самостоятельность наиболее ярко проявляются в играх с правилами. Из которых чаще дети самостоятельно выбирают настольно-печатные игры, направленные на уточнение, систематизацию знаний об окружающем мире. В дидактической игре формируется умение подчиняться правилам, так как от точности их соблюдения зависит и исход игры. В результате игра оказывает влияние на волевое поведение, произвольную концентрацию внимания.

В процессе работы над данной темой я выработала памятку для воспитателя:

1. Собирайте любимые игры детей. Это особая ценность, они могут сопровождать их в течение многих лет.

2. Новая игра – лучший подарок детям, это новый опыт отношений, дополнительные радостные минуты.

3. Игра – дело добровольное. Не навязывайте детям игру, если вам она кажется полезной, а она им не нравится.

4. Эмоциональное состояние воспитателя должно соответствовать предлагаемой детям деятельности. Смешная игра не терпит скучного или равнодушного лица воспитателя.

5. Игра – средство диагностики. В игре ребенок раскрывается со всех сторон. Наблюдаем, размышляем, но во вред ребенку полученную информацию не используем.

6. Никаких дисциплинарных мер к детям, нарушившим правила игры. Это лишь повод для доброжелательного разговора, когда дети анализируют, разбирают, кто и как проявил себя в игре.

Вывод: дети, которые проявляют инициативу, и самостоятельность во всех видах деятельности наиболее коммуникабельны, творчески развиты, имеют свою точку зрения. Поэтому необходимо стимулировать развитие самостоятельности и инициативности, каждый раз стараться раскрывать перед детьми новые возможности, показывая рост их достижений, связывая растущую самостоятельность и инициативность с успешной перспективой обучения в школе.

Развитие игровой деятельности средствами макетирования

Развитие игровой деятельности средствами макетирования Цель: Показать возможности развития игры в ДОУ, используя макеты. Задачи: 1. Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения и.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрально - игровой деятельности" “Театр – это волшебный мир.

Формирование целостного представления о мире средствами театрально-игровой деятельности

Формирование целостного представления о мире средствами театрально-игровой деятельности Прежде всего — совместная деятельность взрослого с ребёнком, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество.

Формирование социальных и коммуникативных компетенций дошкольников средствами развивающего общения и игровой деятельности Дошкольное детство – время первоначальной социализации и индивидуализации ребенка, в процессе которых идет активное становление личности,.

Развитие математических способностей у дошкольников средствами игровой деятельности в условиях реализации ФГОС до

Развитие математических способностей у дошкольников средствами игровой деятельности в условиях реализации ФГОС до Игра- это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного.

Развитие элементарных математических представлений у детей средствами игровой деятельности с учётом ФГОС Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма.

Дополнительная литература:

Ведущая деятельность дошкольника

Этот термин, выдвинут для обозначения деятельности, с которой связано возникновение важнейших психических новообразований в процессе онтогенеза.

Понятие ведущей деятельности было использовано Даниилом Борисовичем Элькониным (известным советским психологом).

1) непосредственно-эмоциональное общение младенца с взрослым. Вследствие этого у ребенка формируется понимание о ближайшем окружении, о принадлежности к человеческому обществу. На данном этапе ребенок, чувствуя себя защищенным, учится узнавать и отличать родителей, других людей, начинает понимать язык, осваивать культурные особенности, выделять себя, как биологическое существо, из предметно-объектного мира, отношений.

2) предметно-манипулятивная деятельность, характерная для раннего детства. Предметная манипуляция характерна для раннего возраста. На этом этапе своего развития ребенок усваивает различные действия, операции с разными окружающими предметами. Через умение манипулировать определенными предметами ребенок начинает познавать окружающую действительность, осваиваться в окружающей реальности. Приходит понимание, что предметами и объектами можно распоряжаться, манипулировать.

3) сюжетно-ролевая игра, характерная для дошкольного возраста. Ролевая игра состоит из сюжетных воспроизведений и характерна для дошкольного возраста. Используя ролевую игру, ребенок моделирует жизненные сценарии, усваивая социальные нормы и правила, с которыми ему придется сталкиваться в дальнейшем. Здесь впервые закладываются навыки реагирования в определенных ситуациях, а так же возможность изменения или подтверждения развития жизненных ситуаций.

4) учебная деятельность школьников… Начало учебной деятельности характеризует поступление ребенка в школу. Пик учебой деятельности приходится на подростковый возраст школьников средних классов. На этом этапе ребенок получает навыки и знания предыдущих поколений человечества, осваивая и присваивая (ассимилируя), таким образом, жизненный опыт. Процесс социализации (ассимиляция социальных норм и правил) продолжается, достигая своего высшего уровня. Наряду с ассимиляцией, социализация на этом этапе проходит своеобразную проверку реальной жизнью.

5) профессиональные предпочтения. В ходе учебной деятельности происходит профессиональная ориентация и подготовка к профессиональной деятельности. На данном этапе основные характерологические и личностные особенности практически сформированы. Ребенок "пробует на зуб" окружающую действительность, проявляя себя как новую личность. Реализует навыки и знания, полученные в процессе обучения, приобретая жизненный и профессиональный опыт. В дальнейшем он приобретает профессиональные навыки, формирует свое отношение к ценностным ориентациям, принятым в группе, в которой он более и чаще всего находится.

Итак,ведущая деятельность – это деятельность, которая обуславливает главные изменения в психических процессах на определенной стадии развития личности.

Новая классификация детских игр

Изучение проблем игровой деятельности позволило уточнить ряд принципиальных положений относительно специфики игровой деятельности дошкольников и выстроить современную классификацию игр С.Л. Новоселовой.

В рамках этой классификации были четко разведены игры:

Ø Игры, составляющие ведущую деятельность дошкольника и обеспечивающие его возрастное развитие;

Ø Игры, несущие специализированную обучающую функцию или приобщающие ребенка к определенным культурным эталонам.

Определяющим критерием в данной классификации выступает понятие инициативы в игре, которая может принадлежать самим детям, взрослому или этносу. Соответственно выделяются три основных класса игр с неодинаковым развивающим потенциалом.

Первый класс игр — игры, возникающие по инициативе детей

Игры, возникающие по инициативе детей, называются самодеятельными. Это определение подчеркивает особое качества детской игры.

А.В. Запорожец особое внимание обращал на то, что наибольшее влияние на психическое развитие ребенка игра приобретает, только переходя в форму детской самодеятельности.

Итак, самодеятельные игры – это игры, в которых дети сами задают себе цели, выбирают средства и способы ее осуществления.

Дети не просто определяют сюжет, выбирают персонажей, организуют предметную среду своей игры и выбирают себе партнеров, но и сами ставят себе игровые задачи и находят их решения доступными им игровыми способами.

В исследованиях Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой было показано, что детская игра протекает по принципу после­довательной постановки и решения игровых задач.

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем,что она удовлетворяет его основные потребности: в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности, игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.

Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т. д. Все это затрудняет классификацию игр, однако для правильного руководства играми группировка их необходима. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание граней между самодеятельными и обучающими играми недопустимо. В дошкольном возрасте выделяются три класса игр:

— игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры;

— игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;

— игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.

Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, представлен видами и подвидами.

Сюжетно-ролевые игры входят в состав первого класса: игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры. Но и они ранжируются на определенные разновидности.

охватывает
сюжетно-ролевые игры, игры драматизации, строительно-конструктивные игры. Содержание творческих игр придумывают сами дети. Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество детей в этой группе проявляется с особой полнотой. Разнообразные жизненные впечатления не копируются, они перерабатываются детьми, одни из них заменяются другими и т. д.
— сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Первые сюжетные игры протекают как игры безролевые или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Действия с предметами, игрушкой осуществляются каждым из играющих самостоятельно. Совместные игры возможны при участии взрослого.

Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевыеигры подразделяются на:

• Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта,транспорт: поезд, самолет, корабль).

• Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.)

Одним из видов сюжетно-ролевой игры является режиссерская игра. Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры (игрушки, их заместители)

– неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий. Действует ребенок при этом в 2-х планах – и за себя и за куклу, направляет все действия.В режиссерской игре ребенок выступает в качестве режиссера: сам создает
сюжет игры, ее сценарий, взяв тему, развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие. Эта игра не требует партнерства, один ребенок может взять на себя от 1 до 4 ролей. В режиссерской игре речь – главный компонент. Педагогические условия развития режиссерских игр предполагают создания детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игр и опосредованное руководство деятельностью ребенка.
Длительность сюжетной игры в старшем дошкольном возрасте может продолжаться от нескольких часов до нескольких дней.

В структуре сюжетно-ролевойигры выделяют компоненты:

• роли, которые исполняют дети в процессе игры;

• игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;

• игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми.

• отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры.

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет.Для ребенка роль — это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. По тому значению, какое принадлежит роли в процессе игры, многие из игр получили название ролевых или сюжетно-ролевых. Роль всегда соотнесена с человеком или животным; его воображаемыми поступками, действиями, отношениями. Ребенок, входя в их образ, играет определенную роль. Но дошкольник не просто разыгрывает эту роль, он живет в образе и верит в его правдивость. Изображая, например, капитана на корабле, он отражает не всю его деятельность, а лишь те черты,которые необходимы по ходу игры: капитан дает команды, смотрит в бинокль, заботится о пассажирах и матросах.Роли бывают:

• эмоционально-привлекательные (мама, доктор)

• значимые для игры (директор магазина и др.)

В процессе игры самими детьми (а в некоторых играх — взрослыми)

устанавливаются правила, определяющие и регулирующие поведение и взаимоотношения играющих. Они придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений.

Также не менее важным компонентом в игре являются игрушки. Они могут быть готовыми, самодельными или предметами-заместителями.

Главными структурными компонентами сюжетно-ролевой игры являются сюжет, который представляет собой отражение ребенком окружающей его мира; содержание — это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их деятельности, и развитие и усложнение.

Режиссерские и сюжетно-ролевые игры длительные повремени игры.Поэтому при организации жизни детей в группах нужно учитывать: проведение режимных моментов, прогулок и непосредственно-образовательной деятельности (НОД)

по физической культуре не меняется; НОД и 2-ая половина дня отводятся для игровой и тематически связанной с ней продуктивной, познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности, чтение соответствующей художественной литературы; образовательные задачи на всех этапах должны решаться в совместной деятельности воспитателя с детьми и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Пять основных разновидностей сюжетно-ролевых игр

Вы спросите, а какие игры бывают? Много видов игрищ существует, но в основном их пять. Они бывают и смешанными. Каждая игра имеет свое содержание и выполняет воспитательную роль в развитии малышей.

  1. Постановочные. В этой разновидности ребенок сам себе режиссер. Он придумывает себе сценарий и говорит от своего имени или от имени игрушки.
  2. Общественные. Такие забавы являются полноценными, если у карапузов будут игрушки для таких игр. Например, чтобы играть в “больницу”, “транспорт” будут необходимы соответствующие реквизиты.
  3. Патриотические. В таких играх детки выступают в роли храбрых солдатов или известных космонавтов.
  4. Отображение мультфильмов или сказок. Ребята представляют сказочного персонажа.
  5. Бытовые. Детвора очень любит играть на домашние или семейные темы. Своей игрой детки показывают отношения в своей семье.

игры в разных группах

Так, для того чтобы правильно понять структуру таких увеселений, приведем несколько примеров.

  1. Игра в магазин. Как подготовить ребенка, чтобы он пошел в ближайший магазин за хлебом? Правильно, необходимы сюжетно –ролевые игры.
  2. Чтоб перестать бояться идти к врачу, нужно играть в “больницу” имитировать ситуации у различных врачей.
  3. Дети прекрасно копируют отношения своих родителей. Целью следующего развлечения, которая называется “Семья” является помочь деткам понять свою роль в обществе.
  4. Девочек заинтересуют парикмахеры, которые делают красивые прически. Они хотят быть похожими на своих мам. Играя в эту игру, ребята, в том числе и мальчики, получат знания об их профессии.
  5. До первого класса начинается подготовка к школьной жизни. В игре, посвященной школе, ребенок почувствует себя и учеником, и учителем.
  6. Социализации детей будет способствовать и следующая игровая деятельность, где девочки с помощью малюсенькой швейной машинки шьют платьица для своих кукол. Мальчики же здесь могут участвовать в качестве моделей.
  7. Вести себя красивов различных местах поможет игра в “Кафешку”.
  8. С детских лет малыши должны научиться правилам дорожного движения. Поможет в этом соответствующая игровая деятельность.

кафе

Поделитесь вашим мнением на сей счет!

Но вернемся к вопросу, для какого возраста детей характерны сюжетные игры?

На самом деле, даже маленькие детки способны копировать простейшие действия взрослых, применив первый опыт к игрушкам: покормить куклу, уложить спать. Вот уже элементы сюжетно-ролевой забавы начального уровня.

Вообще, вопрос, в каком возрасте сюжетно-ролевая игра нужна малышам, некорректен, по-моему. Лишь только дитя начинает совершать осознанные действия с куклами-мишками, сразу же необходимо всячески мотивировать его воображать различные бытовые ситуации.


Дорогие родители, вы должны понять – малышню обязательно нужно учить играть, как ни парадоксально это звучит! Несмелые, неуверенные, робкие школьники – результат их низкой социализации. А социализируются дети во время ролевых занятий.

Особенности ролевых занятий с детьми из разных групп детского сада

3-4 года: забавы более разнообразны, чем были ранее. Детки строят и сюжет, придерживаются предложенного взрослым сценария.

4-5 лет: тематика расширяется, ребята взаимодействуют друг с другом, умеют совершать воображаемые действия.

5-6: составляют правила, корректируют их, больше фантазируют, применяют сюжеты из книг, мультфильмов.

6-7: больше используют речь, комментируют, активно общаются.

Не знаю, получилось ли у меня раскрыть проблему, для какого дошкольного возраста ребят характерны сюжетные детские игры, но я старалась.

С уважением, Татьяна Сухих

До скорой встречи!

Кстати, рекомендую прочитать:


Сюжетно-ролевые игры в средней группе

В таблице показаны эти 8 вида сюжетно –ролевых игр, которые практикуются в средней группе.

Читайте также: