Игры на соответствие доу

Обновлено: 01.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дидактические игры занимают важное место в реализации ФГОС ДО, поскольку обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А решая умственную задачу в игре, ребенок учится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.

Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребёнком более успешно, так как его внимание направлено на развёртывание игрового действия и выполнения правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.

Правила в игре указывают путь достижения цели и помогают развить у детей способности торможения, умение сдерживаться, управлять своим поведением.

В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:

с игрушками и предметами;

При отборе дидактической игры педагог должен четко представлять себе требования, которым она должна отвечать:

– дидактическая игра должна отражать реальную картину окружающего мира и быть доступной дошкольникам;

– обеспечивать возможность играть как отдельному ребенку, так и не большой группе детей;

– позволять ребенку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания;

– материалы для игры должны быть прочными, красочно оформленными, привлекательными и отвечать эстетическим нормам.

Проведение дидактических игр включает:

– определение количества играющих,

– ознакомление детей с содержанием игры, игровыми правилами,

– игровыми действиями, дидактическим материалом;

– развитие у детей игрового настроения, желания играть;

– показ игровых действий;

– руководство ходом игры, обеспечение активности всех детей, оказание помощи нуждающимся;

– подведение итогов игры.

Воспитатель должен активно руководить дидактической игрой на всех ее этапах: организовывать игру и следить за ее ходом, принимать непосредственное участие в игре, наблюдать за ходом игры, при необходимости оказывать помощь играющим.

В работе нашего дошкольного учреждения в каждой возрастной группе используются разнообразные дидактические игры для интеллектуального развития детей. Игры с игрушками и предметами используются в основном в младших группах. Они развивают способность подражать взрослому, умение спокойно заниматься в течение некоторого времени. Затем педагоги постепенно включают в игры задачи сенсорного развития: учить детей различать форму, величину и цвет.

Программные задачи : развитие метафорического мышления, являющего для ребенка основой воображения.

Материал : разнообразные предметы и материалы (сосновая шишка, ракушка, апельсин, лист дерева, кирпичик, палочка, кусочек меха)

На начальном этапе ознакомления детей с этой игрой необходим наглядный игровой материал . В дальнейшем игра проходит только в словесном варианте, т. е. без опоры на наглядность.

Выигрывает тот, кто во- первых, назовет наибольшее количество предметов, чем либо напоминающих исходный; во-вторых сразу находит средство по нескольким признакам.

Материал : плотная картонная коробка с прорезями для рук по бокам

Программные задачи : активизация образного восприятия (поиск образных сравнений) . развитие метафорического мышления.

Материал : листы с нарисованными на них какими-либо геометрическими фигурами.

Ребенку дается лист с нарисованной геометрической фигурой и предлагается её превратить во что-нибудь, т. е. дорисовать необходимые детали в соответствии со своим замыслом на основе рожденного при восприятии образа. В следующий раз то же задание выполняется, но уже с двумя фигурами, помещенными на одном листе бумаги. В дальнейшем предлагаемые детям листы могут быть заполнены самым разнообразным количеством фигур, линий или переплетений. Содержание задания не изменяется – ребенок создает целостное изображение.

Программные задачи : развитие наблюдательности , внимания, формирование умения словесно оформить результаты сравнения, обогащение словарного запаса детей.

Воспитатель называет или показывает картинки с изображением нескольких предлагаемых предметов, объектов, а ребенок добавляет что-либо необходимое, в зависимости от условий того или иного заданного объединения : например, лиса, волк, заяц, медведь. Что надо добавить, чтобы получить лес? Деревья, траву, грибы, других животных, птиц и т. п.). Объекты для объединения можно предлагать в форме загадки. Например, две ноги, туловище, голова, что надо добавить, чтобы получился человек, животное; четыре ноги – чтобы получился стол, шкаф, собака и т. д.

Программные задачи : развитие внимания , наблюдательности, творческого воображения .

Материал : чистый лист бумаги, простой графитный карандаш (на каждого ребенка)

Участвуют дети 3-5 человек. Каждый получает лист бумаги и карандаш. По сигналу воспитателя дети начинают рисовать. Через 1-2 мин. Подается условный сигнал, и каждый из детей передает свой лист сидящему справа от него ребенку. Получив от соседа начатый лист с рисунком, ребенок продолжает его в течении 1-2 мин. И вновь по сигналу передает дальше. И так несколько раз в зависимости от количества участников игры, до тех пор, пока к нему не вернется лист, на котором он первый начал рисовать (листы в начале игры подписать) . Можно спросить детей, каков был их первоначальный замысел, и как шло его изменение по ходу игры. Круговым способом могут быть выполнены не только рисунки, но и коллажи.

Цель. Учить видеть недостающие части лица в портрете. Продолжать знакомиться с жанром портрета, его особенностями.

Ход. Детям раздаются изображения одного и того же лица с разными недостатками (нет ресниц, бровей, носа, зрачков, линии губ, верхней или нижней части губ, радужной оболочки, ушей). Педагог предлагает определить недостающие части и дорисовать их графитным материалом – чёрным фломастером.

Цель. Развивать у детей художественное восприятие, умение видеть и анализировать цветовую гамму картины, соотношение его цветовой палитры ( холодно, тёплой, контрастной) и находить картину, в которой звучит соответствующее палитре настроение.

Ход. 1-е задание. Воспитатель поочерёдно показывает детям палитры с холодной, тёплой и контрастной гаммой и предлагает найти картины, написанные этими цветосочетаниями. Дети объясняют свой выбор.

Цель: развитие воображения и внимания.

В игре участвуют маленькие карточки-кляксы и большие карточки с пустыми полями.

Количество игроков: 1-7.

В игре участвуют картинки с изображением снеговика и солнышка, маленькие карточки-кляксы.

Количество игроков: 2.

Так, например, на восприятие цвета, формы, величины используются логические блоки Дьенеша - эффективное пособие, разработанное венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики.

игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича.

В работе с дошкольниками используется технология ТРИЗ, автором

которой является Генрих Саулович Альтшуллер.

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, первоначально

адресованная инженерно – техническим работникам, в последние

десятилетия широко применяется в среде педагогов. Адаптированная

к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и

свойства одного предмета на другой)

Особое место в работе с детьми занимают игры на составление целого

Сущность этих игр состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты

предметов по образу или замыслу. Каждая игра представляет собой комплект

геометрических фигур. Такой комплект получается в результате деления

Цель: развивать творческое воображение детей.

Ход игры: Если существование рыбы-молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пусть ребенок пофантазирует:" Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит? "

Цель: развивать творческое воображение детей.

Материал: листы бумаги, на которых нанесены кляксы.

Ход игры: по этому принципу построен знаменитый тест Роршаха.

Дети должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.

Цель: развивать творческое воображение детей.

Ход игры: Ребята сидят в кругу. Ведущий запускает какой-то предмет (старый утюг, зонтик, горшок, пакет, газету). Каждый придумывает новое назначение для этого предмета. Например, утюг можно использовать как гирю или приспособление для разбивания кокосовых орехов. Побеждает тот, кто придумает самые невероятные применения этого предмета.

Предмет может "гулять" по кругу, пока для него придумываются новые назначения.

Дети играют в настольную игру

Ведущая деятельность дошкольника — игра, с помощью неё малыш познаёт окружающий мир. Общепризнанно, что игровой дефицит отрицательно сказывается на формировании личности ребёнка. Значительную часть времени дошкольник проводит в детском саду среди сверстников, под контролем воспитателей. Только педагог, владеющий игровыми технологиями, может достичь высоких результатов в работе с детьми.

Значение дидактической игры в детском саду

Необходимый минимум компетенций педагога заключается в умении отличать дидактическую игру (ДИ) от других игровых форм, в знании её структуры, видов, картотек базовых игр, основных регламентирующих требований. Используя игровые технологии, воспитателю не следует забывать, что, играя, ребёнок удовлетворяет свои ключевые потребности, осваивает такие виды деятельности, как труд и учёба, развивается и формируется как личность. Поэтому подходить к организации игровой деятельности детей воспитатель должен ответственно, опираясь на базовые педагогические знания.

Понятие дидактической игры

Активность дошкольников имеет разные формы, одна из них — игровая деятельность. Для воспитателя игра — это и инструмент обучения и воспитания, и форма организации жизни детей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Научно обоснован и подтверждён практически факт, что игра — наиболее продуктивная форма занятия или непосредственно образовательной деятельности (НОД) дошкольников.

Дети изучают муляжи овощей и соотносят их с нужным цветом

В игре дошкольники познают мир и учатся взаимодействовать

Структура дидактической игры

Продуктивность ДИ предполагает знание её структуры и понимание связей между основными структурными элементами. Выделяют 3 таких элемента:

Виды дидактических игр

По содержанию ДИ могут охватывать разные предметные области — природоведение, развитие речи, изучение иностранного языка, математику, ОБЖ и др. Любое занятие может быть проведено в такой форме. Наиболее эффективны интегрированные игровые занятия.

Некоторые дидактические игры могут включать интегрированные задания по развитию речи, окружающему миру, математике и ИЗО

По используемому материалу педагоги разделяют ДИ на группы:

  • дидактические игры с предметами,
  • настольно-печатные игры,
  • словесные игры.

Дидактические игры с предметами

Две девочки играют с окрашенными камешками

В качестве дидактического материала можно использовать обыкновенные камешки, раскрашенные акриловыми красками

Если говорить об учебных задачах, решаемых во время ДИ с предметами, то, в первую очередь, они развивают мыслительные операции ребёнка. У малышей формируется способность к анализу, они учатся находить общее в предметах и различать их, осваивают навыки обращения с разными предметами. Игры с предметами расширяют эрудицию и кругозор, воспитывают самоконтроль поведения, внимание. Игры, направленные на физическое развитие, улучшают координацию движений, мелкую и крупную моторику.

Таблица: пример усложнения игры в зависимости от возраста воспитанников

Возраст Задачи Вариации
Младшая группа Научить узнавать и называть предметы. Используются простые, легко узнаваемые предметы, небольшое количество.
Средняя группа Развить тактильные ощущения, научить определять предмет на ощупь. Количество предметов увеличивается, их состав усложняется, появляются сходные, слабо различимые на ощупь предметы.
Старшая группа Сформировать способность составить описание предмета, придумать/вспомнить загадку или поговорку, объяснить назначение/возможность применения. Используются предметы, требующие активизации мыслительной деятельности и творческого потенциала ребёнка для их описания.

Настольно-печатные игры

Эти игры помогают решать важные учебные задачи:

  • расширяют кругозор и уточняют представления ребёнка об окружающем мире;
  • систематизируют уже имеющиеся знания;
  • развивают мыслительные процессы, логику, внимательность;
  • стимулируют воображение.

В этой категории наиболее распространены игры на основе парности картинок, которые могут дифференцироваться по учебным задачам и сложности:

    Воспитанникам младших групп предлагаются картинки для простого узнавания.

Картинки с изображениями животных

Такие картинки с изображениями животных предназначены для простого узнавания в работе с младшими дошкольниками

Тени изображений зверей

На иллюстрации представлен более сложный вариант картинок, направленный на узнавание зверей по их тени

Контуры изображений зверей

На иллюстрации представлены картинки, ориентирующие детей на узнавание зверей по их контурам

Пазлы (от англ. puzzle) — игра на выдержку. Первые пазлы были деревянные и представляли собой карту Англии, их изготовил английский гравёр Спилсбари в 1763 году. Эти пазлы использовались в школе как учебное пособие и были очень дорогие. Только через 100 лет пазлы начали делать из картона и они стали широко доступны.

Ассортимент лото от разных производителей очень широкий — от классических игр до подбора ассоциаций.

Ассортимент лото для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Для младших дошкольников подойдут несложные лото, направленные на изучение предметов ближайшего окружения, животного и растительного мира

Примеры лото для старших дошкольников

Старшим дошкольникам будут интересны игры, содержащие новую информацию

Словесные игры

Для них характерно то, что решение учебной задачи ребёнком происходит как мыслительный процесс. Играя, ребёнок представляет, фантазирует, мобилизует имеющиеся у него знания без помощи игрового материала, без какой-либо наглядности. Во время такой игры задействован аудиальный (слуховой) канал восприятия информации, что способствует решению таких задач, как формирование внимания, развитие речи, быстроты реакции, понимание юмора, аллегорий, иносказаний. В силу обозначенной специфики словесных игр они сложноваты для малышей и чаще используются при работе с детьми старшего возраста.

Среди словесных игр много народных потешек, загадок, прибауток. В качестве информационного материала для словесных игр воспитатель может использовать стихи, короткие отрывки из художественных произведений. Педагог может разработать свой вариант словесной игры либо воспользоваться готовыми разработками, например, А. И. Сорокиной, О. М. Дьяченко и других авторов.

Дети и педагог играют в словесную игру с помощью мяча

Атрибутом многих словесных игр выступает мяч, что позволяет воспитанникам высказываться по очереди

Картотека дидактических игр

Современные ДОУ функционируют в строгом соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). В Стандарте прописывается, что дошкольные учреждения должны обеспечивать социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей (п. 2.6.). Поэтому, разрабатывая календарно-тематический план НОД, воспитатель должен учесть занятия, реализуемые в форме ДИ. Тематический план должен предусматривать игры, которые по своим учебным задачам соответствуют требованиям стандарта.

Таблица: картотека дидактических игр в младших группах

  • Формировать активный словарь;
  • развивать культуру речи.
  • Развивать речевую культуру;
  • способность образования множественного числа.
  • Формировать опыт двигательной деятельности;
  • развивать готовность к осознанной физической активности.
  • Формировать готовность к восприятию музыки;
  • развивать предпосылки понимания произведений искусства.
  • Формировать элементарные представления о видах искусства;
  • развивать способность восприятия фольклора.

Таблица: картотека дидактических игр в средней группе

  • Формировать активный словарь;
  • развивать интонационную и звуковую культуру речи.
  • Развить любознательность и познавательную мотивацию;
  • формировать представление о свойствах объектов окружающего мира.
  • Формировать готовность к взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
  • развивать навыки социального и эмоционального интеллекта.
  • Развивать навыки социального и эмоционального интеллекта;
  • формировать навыки самопрезентации.
  • Формировать способность эстетического отношения к окружающему миру;
  • развивать готовность к самостоятельной творческой деятельности.

Таблица: картотека дидактических игр для старших дошкольников

Отметим, что приведённые в картотеках названия игр, задачи и описания могут конкретизироваться, дополняться в зависимости от игровых ситуаций, индивидуальных особенностей участников, а также стремления педагога мобилизовать свой профессионально-личностный потенциал при проведении занятия в игровой форме. Игровые атрибуты могут быть самыми разнообразными, вплоть до подручных материалов. Педагог может использовать игровой материал в готовом виде, может сделать сам, в том числе и с помощью детей, а для словесных игр вообще никакой материал не требуется.

Подготовка и проведение дидактической игры

Проведение дидактической игры предваряет её разработка в виде конспекта. Конспект составляется по определённой схеме. Отметим, что жёстких требований к конспекту нет, однако общепринятой считается следующая его структура (см. таблицу).

Игра – это основной вид деятельности ребенка, оказывающий значительное влияние на формирование его личности. Детские игры могут иметь как развлекательный характер, так и обучающий. Кроме того, существуют и универсальные типы детских игр, включающие в себя и то, и другое.

дети играют

Понятие дидактической игры

Дидактическая игра в ДОУ (дошкольное образовательное учреждение) – это метод всестороннего воспитания личности ребенка, связанный с игровой деятельностью. В этом методе полезная информация подается в ненавязчивой, наглядной и интересной для детей форме.

Дети в процессе дидактической игры впитывают необходимые знания, даже не догадываясь об этом, ведь в их понимании они находятся в процессе игры, а не на уроке.

Содержание дидактических игр формирует у детей представление об явлениях общественной жизни, о природе, предметах окружающего мира. А также систематизируют и углубляют знания о профессиях, трудовой деятельности и т.д.

Дидактические игры развивают память, умственные и творческие способности. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно рассуждать, применять полученные знания в различных условиях, в зависимости от поставленной задачи.

Как провести дидактическую игру в детском саду

Форма организации дидактических игр в доу включает несколько обязательных этапов:

  • ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использоваться в игре, демонстрация необходимых предметов и картинок;
  • разъяснение правил игры (четко разграничить, что разрешается и запрещается);
  • демонстрация детям правильных игровых действий;
  • определение роли воспитателя в процессе игры в роли игрока, болельщика или арбитра, в соответствии со сложностью поставленной дидактической задачи;
  • подведение итогов игры, по результатам которой делается вывод об ее эффективности.

В конце игры нужно поинтересоваться мнением детей о проведенной игре. Оригинальные мягкие модули для детского сада помогут проводить целые серии увлекательных игр.

Дидактические игры в ДОУ: виды, цели

Каждая дидактическая игра имеет четкую структуру:

Дидактическая задача. Ставится в зависимости от возраста и уровня развития детей.

Игровое действие. Основа игры.

Виды дидактических игр в ДОУ

Все дидактические игры в дошкольной педагогике делятся на три основных вида:

игры с предметами;

Дидактические игры с предметами

В таких занятиях могут применяться игрушки, природные материалы и т.п. Играя с ними, дети могут их сравнивать, анализировать – находить сходство и различие предметов, а также их особенности. Таким образом, происходит ознакомление со свойствами и признаками вещей: их цветом, формой, величиной, тактильным ощущением.

10 примеров дидактических игр

Яркие и приятные на ощупь поролоновые игрушки, покрытые искусственной гипоаллергенной кожей, станут первым учебным пособием даже для новорожденного малыша. Мелкая моторика развивается с младенческого возраста, способствуя развитию не только маленьких пальчиков, но и мозговой деятельности ребенка.

Дидактический кубик

развитию мелкой моторики: когда ребенку предложат застегнуть находящиеся на его поверхности пуговки и пряжки, завязать шнурочки, прилепить липучки;

с помощью часиков получит понятие о времени.

Дидактический кубик

Дидактический краб

Если предложить малышу совершить воображаемое путешествие на дно океана, он получит возможность познакомиться с обитателями морских глубин и самому потрогать всех морских животных: ракушек и рыб, находящихся на поверхности игрушки.

Дидактический краб

Волшебный домик

Яркая разноцветная конструкция, легко собирается из нескольких мягких блоков и надежно фиксируется липами. Формирует у ребенка пространственное мышление, позволяет выбирать сочетания цветов.

С помощью игрушки можно организовать настоящую стройку и дать ребенку первые представления о профессии строителя, и заодно дать первые знания о геометрических фигурах, развить пространственное и цветовое восприятие детей.

Волшебный домик

Дидактическая черепаха

Кроме элементов для развития моторики, имеет на поверхности цифры для запоминания.

Дидактическая черепаха

А если предложить ребенку с помощью большой яркой черепахи совершить путешествие в мир животных, он получит первые знания в этой области.

Часики

Помогут малышу научиться считать и ориентироваться во времени.

Часики

Игрушечный медицинский набор необычной комплектации состоит из настенного коврика с кармашками для игрушечных медицинских инструментов, кроватки-кушетки и куклы-доктора.

Развивающий Теремок

Развивающий Теремок

Ребятки обожают ставить спектакли. При этом у них развиваются речь, память, творческое мышление, стимулируется интерес к народному творчеству.

Игра-головоломка вызывает интерес у старших дошкольников и даже младших школьников. Собирается из отдельных частей в различные комбинации, способствует развитию логики и пространственного мышления.

Тактильный дидактический коврик

Настенный коврик может быть использован с первых месяцев в качестве коврика для ползания. Способствует развитию мелкой моторики, внимания, памяти, знакомит с цифрами, обучает счету.

Тактильный дидактический коврик

Все развивающие элементы (цифры, фрукты, овощи, рыбки, цветы, грибы) крепятся на пуговицах и липучках.

Состоит из 9 абсолютно разных по цвету и узору частей. При игре способствует развитию моторики, цветового и пространственного восприятия.

Для того чтобы осуществлять полноценное развитие ребенка в игровой форме, сегодня не обязательно иметь педагогическое образование. Для этого достаточно желания и помощи родителей и воспитателей, а также наличия у малыша качественных развивающих игрушек.

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Дидактические игры для дошкольного возраста в ДОУ

Современные дидактические игры для детского сада помогают в развитии ребёнка. Именно с помощью игры маленький человек познает окружение.

Как проводятся игры в детсаду

Требуемый минимум компетенции преподавателя состоит в умении различать дидактические игры в дошкольном возрасте от прочих игровых форм. Педагог должен знать:

  • структурирование;
  • разновидности;
  • картотеку базы;
  • нормативы регламента.

Применяя игровые методики, воспитатель детсада должен помнить, что во время игры ребёнок удовлетворяет свои базовые потребности, происходит освоение деятельности, труда и учебы. Малыш растет как индивидуальность, исходя из чего очень важно правильно организовать игровой процесс, подойти к делу со всей ответственностью, опираясь на базу педагогики.


Цели и задачи в разные периоды детства

Выявлено, что дидактические игры (ДИ) для дошкольников решают следующие задачи по обучению:

  • узнавание и понимание новых знаний;
  • совершенствование навыков работы ума;
  • применение знаний в разных ситуациях;
  • формирование и прогресс речи ребенка в ДОУ.

ДИ может выступать:

  • как организационно-обучающая форма;
  • методика образования и закрепления знаний;
  • средство воспитания нравственности и воли человека.

К сведению! Особенное значение имеет игровое действие, цель его — создание игровой ситуации и взаимных отношений между играющими малышами. Если оно отсутствует, это уже не игра, а беседа или дидактическое упражнение.

Классификация дидактических игр ДОУ

По содержанию ДИ могут иметь различные предметные направления:

  • окружающий мир;
  • развитие речевого аппарата;
  • языковедение;
  • математические знания;
  • ОБЖ.

Любое занятие может выполняться в данной форме. Более успешны и результативны интегрированные мероприятия.


По применяемому материалу воспитатели подразделяют ДИ:

  • с предметами;
  • настольно-печатные;
  • словесные.

Характеристика у каждого вида своя.

Содержание и выбор предметов для игры

По содержанию и материалам игры различаются. В детсадах применяются ДИ:

  • С предметами. Предметы в них — это обучающий материал. Применять можно все: игрушки, материал природного происхождения, вещи, используемые в быту, поделки. Творческий подход педагога дает возможность организовать игровое мероприятие, применяя и уникальные магазинные игрушки, инновационные комплексы для игр и любые имеющиеся дома предметы, даже то, что обычно выкидывают, или то, что валяется под ногами. Варианты игр с предметами — это инсценировки, сюжеты и ДИ с игрушками, развивающими моторику (пирамиды, матрёшки, кубики). Обучение при игре с предметами первостепенно развивает мышление. Ребенок учится анализировать, искать общее в вещах и отличать их, осваивает навыки пользования предметами различной направленности. Играя с предметами, малыши расширяют кругозор, узнают о самоконтроле поведения, концентрации внимания. Действия улучшают память, позитивно влияют на работу мозжечка.
  • Настольно-печатные. Эти ДИ решают важнейшие обучающие задачи. Улучшают кругозор и показывают ребенку окружающий мир, систематизируют знания, которыми малыш обладает, развивают мышление, логическое восприятие, внимание, а также воображение. В данной категории более актуальны игры на основе парности карточек, которые распределяются по задачам обучения и сложности.
  • Словарные. Для них характерно то, что решение задачи обучения дошкольника идет как процесс мышления. Играя, участник игры может пофантазировать, пользуясь знаниями без помощи игрового материала, не наглядно. Среди данного типа ДИ много известных пословиц, загадок, шуток. Педагог может применять стихотворения, небольшие отрывки из книг.

К сведению! Благодаря игровому процессу получается развивать детей младшей, средней и старшей групп.

Самодельные ДИ для дошкольников разного возраста

Воспитатели в детсаду, да и мамы, папы дома могут делать многое для воспитанника. Не исключение — игры по развитию речи в средней группе своими руками.


Цель занятий направлена на то, чтобы ребенок стал творческим, умел фантазировать, придумывать, объяснять идеи. Помимо этого, ДИ для дошкольников, сделанные самостоятельно, помогают сформировать навыки и различные знания о планете, окружении. Также помогают:

  • усовершенствовать их умения последовательно и связно излагаться;
  • расширять запас слов;
  • развивать мыслительный процесс, память, внимательность;
  • социально адаптироваться.

Хорошо игры влияют на моторику и тактильное восприятие.

Создание дидактических игр самостоятельно

Игры можно сделать самостоятельно дома с ребенком. ДИ для дошкольников своими руками могут быть связаны, к примеру, с разными необычными поделками. В украшениях, делать которые ребенок будет сам, применяют разные материалы:

  • цветные пуговицы;
  • мелкие камни;
  • трубки разной длины;
  • бусины;
  • ракушки;
  • шишки;
  • счётные палочки;
  • фишки;
  • шнурки;
  • проволоку.

Разглядывая подготовленный самостоятельно материал, малыш на выбор будет нанизывать его на проволоку, делать различные украшения. Такие игры развивают ловкость и силу рук, моторику, координацию, творческие способности. Можно сделать музыкальное сопровождение и готовиться к новогодним праздникам. Сегодня продается много шаблонов, поделок для детей раннего и более старшего возраста.

ДИ для дошкольников

ДИ длятся примерно 10-20 мин. Важно, чтобы в этот период не понижалась работа ума участников, детям было интересно.

Важно! Необходимо создать безопасность. Особенно надо за этим следить в групповых мероприятиях.

Нельзя допустить, чтобы решением задачи был занят один малыш, а другие ничего не делали. Иная ситуация наблюдается, если та же задача поставлена всем участникам: они должны тщательно разглядеть и запомнить, где находятся игрушки на столе, затем педагог закрывает предметы или предлагает участникам закрыть глаза и путает местами предметы. Играющие должны заметить перемены.


Особенности и отличия

Руководить различными возрастными группами надо с отличительными особенностями. В ясельных группах детям после первого года жизни педагог сам рассказывает правила, участвует, ощупывает предмет, дает описание картинки из картотеки. Играть с младшими детьми просто, можно:

К сведению! Малышу не интересен результат игры, его привлекает само действие: пинать, убирать, переносить.

Для дошкольников более старшего возраста действие игры должно устанавливать наиболее сложные отношения между играющими. В игру обычно входит выполнение определенной роли. Здесь требуется абсолютная самостоятельность.

Старшая группа ДИ (в основном для взрослых воспитанников) предусматривает соревновательный процесс: кто быстрее подберет пару, выкрикнет слово, антоним тому, что сказал педагог, угадает, что подходит для определенной профессии.

Важно! Необходимо, чтобы прослеживались соревновательные элементы: кто-то победит, а кто-то в следующий раз будет в центре внимания.

Как проводятся игровые мероприятия в детсаду

Для подбора дидактической игры следует знать подготовительный уровень дошкольников, потому что в играх они должны руководствоваться своим опытом. Определяя задачу, нужно первостепенно иметь в виду, какие знания, представления у ребенка о мире, окружении, социальных явлениях должны запоминаться ребенком, какие возможности ума должны развиваться. Личностные качества получится сформировать средствами определенной игры (например, честность, внимательность, скромность, настойчивость).


Как создать мотивирующую среду

Созданию мотивирующей составляющей уделяется особенное внимание. Воспитатели стремятся применять инновации и принципы выстраивания предметного и игрового пространства, потому что группа детсада для многих дошкольников является их вторым домом, где они находятся очень много времени. В детсаду воспитанники играют, занимаются творчеством, кушают, отдыхают, гуляют, общаются с ребятами и работниками садика.

К сведению! Доказано, что от того, как комфортабельно создана развивающая мотивирующая среда в детсадовском учреждении, полностью зависит результат развития интеллекта малыша, уровень его адекватности, моральной основы, подготовленности к школьной программе, эмоциональное состояние.

Структура и временной план

Структура определена ФГОС. Название расшифровывается как Федеральный государственный образовательный стандарт. ДИ состоит из:

  • задач, которые ставятся педагогом и отражают его роль в обучении;
  • игровой задачи, выполняемой воспитанниками в период мероприятия: дидактические и игровые отображают взаимную связь игры и учения. В отличие от прямой задачи на мероприятии, в ДИ она выполняется через задания, определяет действия, становится задачей для маленького участника. Вызывает желание и необходимость разрешить ее, запускает действия;
  • игровых действий, составляющих базу игры. Без них не может проходить игра. Это не любые действия, а те, которые идут в игровой ситуации: прятки, поиск, нахождение, изображение сюжета, ролевых отношений, загадки, соревновательный процесс. Таким действиям обучают воспитатели. Только тогда мероприятие имеет смысл;
  • игровых правил, организующих и направляющих поведение дошкольников, взаимных отношений между всеми, кто участвует;
  • итога игры. Показатель уровня достижения воспитанника в получении знаний, развитии ума, взаимоотношений, а не просто победа любым путем.

Задачи, действия и правила, результат — все это взаимосвязано между собой, отсутствие хотя бы одной составляющей разрушает цель и сокращает уровень воспитания.

Мероприятия полезны для детсада как основа развития и воспитания личности, но важно выбрать хороший садик с грамотными педагогами.

Читайте также: