Игры музейного содержания в доу
Обновлено: 02.07.2024
В наше время все, и взрослые, и дети, проводят больше времени с гаджетами, чем друг с другом. Это приводит к отчуждению, замыканию людей в себе. Поэтому очень важно в детском саду учить детей живому общению, поддерживать в них чувство коллектива, атмосферу дружбы и помощи друг другу. Дошкольное учреждение-это место, в котором ребенок проводит большую часть своего времени. Здесь он постигает азы окружающей действительности, вступает в социальные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, в процессе игровых действий развивается и формируется как личность. Ребенок с раннего возраста испытывает потребность в познании окружающего мира, потребность узнать, откуда берутся и из чего сделаны предметы, почему отмечают тот или иной праздник. Процесс познания у ребенка происходит практическим путем. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее будет идти его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
В настоящее время остро встает проблема построения образовательной среды в дошкольных учреждениях, прежде всего: меняются требования общества к подрастающей личности. Введение нового Федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предлагает иные требования по организации предметно-развивающей и игровой среды в учреждениях.Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования под развивающей предметно-развивающей средой подразумевается часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Предметно-развивающая среда должна обеспечивать возможность педагогам ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учётом его интересов, уровня активности. Со здавая развивающую среду, важно учитывать особенности детей, посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, состав, личностные особенности.
Каковы требования к предметно-развивающей среде по ФГОС:
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
- наличие полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
- наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-развивающей среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Принципы создания детского музея сформулировал в 20-е годы XX столетия русский педагог А.У.Зеленко. Он считал, что детский музей должен "подойти к детям", чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками. Именно в этом возрасте существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание. Необходимым этапом развития интеллекта ребенка выступает манипулирование предметами, так как осязание дополняет и обогащает зрительную информацию ("знать предмет - значит действовать с ним"). Это положение было обосновано в экспериментальных исследованиях швейцарского психолога Ж.Пиаже.
Один из самых авторитетных исследователей детского дошкольного возраста А.В.Запорожец показал, что центральными достижениями психического развития в этом периоде следует считать образные формы познания и социальные эмоции. Музейная форма представления материала непосредственно способствует именно образному познанию, а уж социальные эмоции - вопрос содержания музейных экспозиций. Фундаментом педагогики музея является погружение ребенка в специально организованную среду, которая может включать в себя элементы искусства, старины, памятники природы и многое другое. Именно музей становится источником формирования интереса детей к своему народу, культуре, формирует основу нравственно-патриотического воспитания.
В обычном музее ребенок-лишь пассивный созерцатель, а в мини-музее он - соавтор, творец экспозиции. Важно, что в создании мини-музеев принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. К тому же воспитатель советуется с ними и по вопросу выбора темы. Сотрудникам детского сада необходимо быть и дизайнерами, и художниками, и музееведами, и историками.
Н.А.Рыжова выделяет следующие педагогические функции музеев
- Образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам;
- Развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;
- Просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;
- Воспитательная в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.
Как известно мини-музей это самостоятельная или коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. От того каким будет результат, будет зависеть и успешность мини-музея. Это сложная задача, которую должен решить воспитатель. Мини-музей должен быть как магнит, который будет каждый день притягивать к себе детей и провоцировать их на познавательную, исследовательскую, продуктивную деятельность.
При создании и использовании мини-музеев нельзя забывать о том, что ведущей деятельностью дошкольника является игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать преобразовывать и присваивать накопленные историко-культурные ценности.
В процессе игры решаются и обратные задачи: развивается память, творческая фантазия, воображение, образное мышление, расширяются ассоциативные связи, формируется речь. Поэтому в каждом мини-музее детям предоставляется возможность играть. Тема мини-музея сама определяет, какими должны быть игры: сюжетно-ролевыми, играми драматизациями, дидактическими, на развитие речи и т.д.
Основными задачами мини-музеев являются:
1. Образовательная.
Развитие зрительно-слухового восприятия; обучение усвоению информации; обучение работе с дидактическим материалом.
2. Развивающая.
Развитие мыслительных процессов, развитие интеллекта, памяти; обогащение словарного запаса.
3. Воспитательная.
Воспитание личностных качеств, взглядов, убеждений: становление умственного, трудового, нравственного, эстетического и экологического воспитания.
Этапы создания мини-музея:
1. Подготовительный. В начале работы (дети, родители, воспитатели) определяют название мини-музея, разрабатывают его содержание, выбирают место для размещения.
2. Практический.Оформление уголка мини-музея с учетом эстетических норм, соблюдения правил безопасности, гигиенических норм. Сбор и расположение экспонатов на полках мини-музея.
3. Обобщающий. На этом этапе начинается работа с мини-музеем и экспонатами, показ презентации мини-музеев.
Назначение, оформление и содержание каждого мини-музея обязательно должно отражать специфику возраста детей данной группы.
Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку:
- восприятие,
- понимание,
- осмысливание,
- закрепление,
- применение.
Рекомендации по организации мини-музея
2. Тщательно продумывать мини-зоны, которые соответствуют содержанию музея и формату имеющейся площади. Заранее подбирать музейные экспонаты и их количество. При расположении экспонатов наиболее оптимальным решением является их размещение на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Располагать их на полках, стеллажах, столиках разной величины, тумбах. Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. Стенды могут быть разными по форме, цвету, расположению. Эти преимущества стендов позволяют решать задачу привлечения и удержания внимания детей к экспонатам музея. Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним удобно крепить и легкие объемные предметы
4. Продумать освещение музея. Лучше всего дополнительно использовать элементы подсветки шкафов, стеллажей, полок.
5. Не перегружать помещение музея витринами и стендами, оставить место для интерактивной работы с детьми.
7. Каждый мини-музей-это результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Формы работы с экспозициями мини-музея:
- Экскурсии
- Образовательная деятельность с элементами игры
- Творческие задания (заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы)
- Исследовательская деятельность
- Игры-развлечения,
- Игры-путешествия,
- Интеллектуально-творческие игры.
- Выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т.д.)
Ведущей формой работы музея является экскурсия.
Экскурсии могут быть:
- Обзорные экскурсии;
- Тематические экскурсии;
- Научно-просветительские экскурсии.
Обзорные экскурсии. Они, как правило, предполагают ознакомление детей с достаточно широким кругом экспонатов.
Тематические экскурсии предполагают знакомство дошкольников с определенной темой.
Научно-просветительские экскурсии направлены на более углубленное изучение какой-либо темы.
При построении экспозиции мини-музея необходимо учитывать основные принципы;
- Принцип научности: Любая экспозиция должна строиться на научной основе.
- Принцип предметности: Основу экспозиции составляют подлинные предметы, которые ярко характеризуют эпоху, образ жизни, деятельность людей и пр.
- Коммуникативно-информационный принцип: Дизайн экспозиции должен быть таким, чтобы заключенная в ней информация легко воспринималась детьми различного возраста.
- Принцип концентричности: Только единичные экскурсии не могут приобщить детей дошкольного возраста к музейной культуре. При построении цикла необходимо учитывать этот принцип, т.е. каждый последующий этап подготавливается предыдущим и обеспечивает переход к более сложно последующему этапу.
Тематика мини-музеев может быть разнообразной
Результаты реализации технологии музейной педагогики в условиях детского сада
- У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.
3) развивать память, логическое мышление, воображение.
- репродуктивный (наглядно-словесный): показ экспонатов, рассказ педагога, дошкольников;
- игровой: направлен на развитие у обучающихся культуры взаимоотношений, памяти, логического мышления, воображения.
Оборудование: все экспонаты музея, ноутбук, наглядный материал.
- Мы с вами раньше уже совершали виртуальные путешествия по необычным музеям России и мира. Сегодня мы с вами вновь побываем в музеях и примем участие в игре - музейный-квест. Квест - это игра, в которой нужно хорошенько подумать, поискать подсказки и решить различные задачи и головоломки.
А сейчас я объясню правила. Если вы правильно выполните задание то получите букву, из которых нужно будет составить ключевое слово. Выполнив все задания, и, составив слово, вы найдете предмет, в котором спрятаны сокровища.
1 задание. В нашей группе есть мини-музей в коробке. Какие экспонаты собраны в этом музее? (куклы-обереги). Вот сейчас мы с вами проверим, запомнили ли вы, для чего раньше на Руси делали этих кукол. Заглянем в нашу коробку-музей.
Если вы правильно расскажите про все куклы, то получите первую подсказку. С
2 задание. Теперь наше задание состоит в том, чтобы разгадать загадки про музеи, которые находятся в нашем Пермском крае. Готовы? Наша первая загадка:
Супчик ею зачерпнёшь,
Мимо рта не пронесёшь,
И на стол положишь – (ложку).
Музей ложки в Нытве
Это единственный в России музей ложки, в коллекции которого собрано несколько тысяч экспонатов, необычные ложки - ложка первой мировой войны, старинные кофейные ложки, набор для инвалидов, чугунная ложка для отливки пушечных ядер и т. д.
Две кожаные лодочки
Соревнуются в походочке. (Туфли.)
Галерея туфельки в г.Пермь
Хорошо справились с этим задание. Вы получаете вторую буковку. У
3 задание. (разделиться на 3 команды под стульчиком заклеены три вида геом.фигур различных по форме). Перед вами на столе разложены кусочки пазла, вы должны командой собрать эти кусочки в единую картинку. Назвать из какого музея данный предмет на картинке. Н
4 задание. Ребята, а теперь обратимся в наш музей, который находится в пестере. Что такое пестерь? (Это короб у коми-пермяков, сделанный из бересты.) Нужно назвать предметы и рассказать, как эти предметы раньше использовали наши предки коми-пермяки. Д
Из полученных букв соберите слово. Если вам будет очень сложно, то я вам дам еще одну подсказку.
Есть у бабушки-старушки
Очень маленький секрет:
Платья, книжки и игрушки,
Кукол и велосипед —
Всё она упрямо прячет,
Чтоб не смог добраться внук.
Есть у бабушки на даче
Вы смогли отгадать правильное слово СУНДУК , с чем я вас и поздравляю. Давайте подойдем к нашему сундуку и откроем его крышку. Посмотрите там лежит сладкий приз. Итак, давайте подведем итоги.
Содержание работы с детьми в мини – музее по разным видам деятельности приведено в таблице 1.
В дошкольном возрасте ребенок познает и осваивает окружающий мир с помощью разной деятельности. В рамках ФГОС решение образовательных задач по областям предусматривается через организацию взрослыми различных детских деятельностей. В соответствии с принципом интеграции образовательных областей работа мини – музеев направлена на организацию игровой, познавательно – исследовательской, коммуникатив-ной, продуктивной детской деятельности. Мини – музеи – это возможность решить проблему, стоящую перед воспитателем: создание системы интересов, в том числе и выбор интересных и значимых для ребенка тем.
Учитывая, что особое место в ДОУ занимает самостоятельная деятельность детей в каждом мини - музее созданы уголки для самостоятельной деятельности, где дети могут играть. В выборе содержания самостоятельной деятельности детям помогают дидактические игры, атрибуты к сюжетно – ролевым играм, костюмы, маски для игр драматизаций. Любой предмет мини - музея может подсказать дошкольникам тему для интересного разговора, спора, общения.
Мини – музей занимает очень небольшое пространство, и он открыт постоянно как для детей, так и для родителей. Экспонаты мини – музея используются для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка.
Содержание работы ДОУ с детьми в мини – музее по разным видам деятельности приведено в таблице 1.
Автор: Неказакова Ольга Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - детсад№22" г.Ливны
Населённый пункт: г. Ливны
Наименование материала: статья
Тема: Использование разнообразных игр, в мини-музее этнографического профиля "Русская изба" для всестороннего развития детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образованиеИспользование разнообразных игр,
для всестороннего развития детей дошкольного возраста
Игра в дошкольном возрасте — ведущая деятельность детей. Она про- низывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспита- ния ребят. С ее помощью создадутся условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка. Известно, что игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем определенное напряжение нервной системы. Двигательная активность детей во время игры повышает умствен- ную деятельность, развивает мозг ребенка. Я организовала разнообразную игровую деятельность дошкольников в музейной среде. Через содержание дидактических игр у детей формируется правильное представление, отношение к явлениям общественной жизни, при- роде, предметам окружающего мира. Каждый стремится познать окружающий мир, но чтобы глубоко и пре- данно любить свою Родину, надо знать не только её настоящее, но и прошлое. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Как соблюдали обычаи и традиции? Чем украшали свой быт? Как одевались? О чем мечтали? Я стараюсь донести до сознания своих воспитанников, что они являют- ся носителями русской культуры; даю знания о ремеслах народных мастеров; прививаю любовь и уважение к народным промыслам и фольклору; учу ви- деть и понимать красоту окружающих предметов, труда и быта; стараюсь воспитывать детей в национальных традициях. Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развить его умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения). Прежде чем раскрывать роль дидактической игры в
умственном вос-Украшаем яйца
Задачи: Учить украшать яйца к празд- нику Пасха, различными способами: рисо- вание красками, аппликации из цветной бу- маги и фольги, аппликации из цветного пшена, аппликации из засушенных расте- ний, украшая их различными цветами и символами: растительными, животными, геометрическими, христианскими. Развивать мелкую моторики рук, цве- товосприятие, умение ориентироваться в пространстве, осуществлять зрительный контроль за действиями, упражнять в фик- сации взора.
2)Задачи:
Приобщать детей к историческим ценностям через музыкаль- ную культуру; 1) Развивать музыкально — ритмическое чувство, потребность в музыке; 2) Выяснить, как звучат старин- ные шумовые, музыкально-ритмиче- ские инструменты. Знакомство детей с историей страны, традициями, бытом людей, на- родным творчеством расширяет их кругозор, обогащает знаниями, оттачи- вает вкус и учит их распознавать и создавать прекрасное.Читайте также: