Краткое содержание осенние песни

Обновлено: 05.07.2024

Жали мы, жали,
Жали-пожинали,
Жнеи молодые,
Серпы золотые,
Нива долговая,
Постать широкая;
По месяцу жали,
Серпы поломали,
В краю не бывали,
Людей не видали
-----------------------
Осень, осень на порог!
Осенинщикам – пирог!
За наше терпение
Всем угощение!
Мы пирог поели – еще захотели.
Осень, осень,
Сноп последний носим.
Приходи с ливнем,
С хлебом обильным,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С толокой, обмолокой,
Золотым венцом.
--------------------------------
Хлебушко, расти
Времечко, лети!
До новой весны,
До нового лета,
До нового хлеба!
----------------------
Обрядовый цикл был связан со сбором урожая. Обряды эти совершали в тот день, когда заканчивали уборку хлеба.

Календарно - обрядовые песни осени связаны со сбором урожая. В начале жатвы обряды были направлены на почитание первого снопа, снопа "именинника" или снопа - "деда". Сноп, нередко украшенный, торжественно приносился в деревню и хранился весь год. Из первых и последних колосьев на пашне завивали венки.

Во время сбора урожая пели житные песни - так раньше народный фольклор называл календарно - обрядовые осенние песни .

Во время жатвы жнецы стараются найти на одном стебле самое большое число колосьев. Если таковых найдется 12, то он называется житной маткой, или спорыньей. Нашедшие эти колосья хранят их как зеницу ока в продолжении всего года, приберегая их к посеву, во время которого их рассеивают первыми с твердой надеждой на получение от них обильного урожая.

Восстановить плодородие почвы помогал обряд "завивание бороды". Последняя ещё не сжатая рожь тщательно пропалывалась и завязывалась на корню в сноп, а в середину этой завязанной "бороды" клалось угощение - краюшка хлеба с солью. После этого катались по жатве, чтобы восстановить силы, потерянные в дни страды.

Потом с последним снопом, распевая торжественно песни, торжественно шли домой. Особенно радостно отмечалось само окончание жатвы как долгожданный результат годового труда.

Приведем тексты осенних календарно - обрядовых песен русского народа.

Жали мы, жали,
Жали, пожинали:
Жней молодые,
Серпы золотые…
Ой и чьё это поле
Зажелтело, стоя?
Иваново поле
Зажелтело, стоя:
Жницы молодые,
Серпы золотые!

Во время жатвы как жнецы, так и жницы стараются найти на одном стебле самое большое число колосьев.

Яровая спорынья!
Иди с нивушки домой,
Со поставушки домой
К нам во Кощено село.
Во Петровково гумно!
А с гумна спорынья
Во амбар перешла,
Она гнездышко свила,
Малых деток вывела,
Пшеной выкормила,
Сытой выпоила!

Обрядовая песня, которая заклинала хорошую уборку урожая.

И говорило аржаное жито,
В чистом поле стоя,
В чистом поле стоя:
Не хочу я, аржаное жито,
Да в поле стояти,
Да в поле стояти,
Не хочу я, аржаное жито,
Да в пола стояти
Колосом махати!
А хочу я, аржаное жито,
Во пучок завязаться,
В засенку ложиться,
А чтоб меня, аржаное жито,
Во пучок взвязали,
Из меня рожь выбирали!

Жали мы, жали,
Жали-пожинали,
Жнеи молодые,
Серпы золотые,
Нива долговая,
Постать широкая;
По месяцу жали,
Серпы поломали,
В краю не бывали,
Людей не видали

Обрядова песня пелась тогда, когда жницы по окончании жатвы приносили хозяину поля венок из колосьев, намекая на необходимость угощения.

Петрушечка-господырёк,
Отгреби-тко свой роёк
Отсыти ты нам сыты.
Жней за стол усади.
Жней за стол усади
Пива, меду поднеси!
Ты напой меня, жнею,
Я те песенку спою!

Осенняя календарно - обрядовая песня, оповещающая о конце трудового дня.

Ой, пора до двора:
Да на дворе не рано.
На дворе не рано —
Да сильная роса пала!
А еще попозднее —
Да роса посильнее!
Ай, пора до двора —
Да поела нас комара.
Ой, не так комара,
Да как дробные мушки!

Песня рассказывает о совершении обряда "завивания бороды" - специально для несжатых для этой цели колосьев

Уж мы вьем-вьем бороду
У Василья на поле,
Завиваем бороду
У Ивановича нашего,
На ниве великой,
На полосе широкой!

Эта песня пелась, когда жницы связывали последний сноп и катались по нему спиной

Жнивка, жнивка,
Отдай мою силку,
Чтобы не болела спинка!

Нивка, нивка,
Отдай мою силку,
Я тебя жала,
Силу свою теряла

Календарно - обрядовая песня осени, которая оповещала об окончании жатвы

У нас сегодня война была,
Эй, эй, эй, война была!
Мы сегодня воевали,
Эй, эй, эй, воевали!
Все жито пожали,
Эй, эй, эй, пожали!
Снопы повязали,
Эй, эй, эй, повязали!
И копны посчитали,
Эй, эй, эй, посчитали!
Несите горелочку,
Эй, эй, эй, горелочку!
И сыр на тарелочку,
Эй, эй, эй, на тарелочку!

Тексты осенних календарно - обрядовых песен русского народа подобрали ученики 6 класса к уроку литература.

Поющие рассказывают о том, как они много жали, чтобы собрать хороший урожай, который подарила им щедрая природа. А пожинали его молодые и задорные жнеи. У них серпы были зо­лотые, подобные солнечному свету.

А хлебная нива была длинная, поэтому рабо­ты было очень много. И само обработанное поле было широким.

В песни используется и старинные обозначе­ния некоторых предметов и явлений того дале­кого времени, когда создавались эти песни.

Поющие рассказывают о том, что они долгие месяцы жали в поле. И за все это время ни один серп сломали. Да и в деревню не так часто уходи­ли. Ночевали в полях, чтобы новый день встре­тить с новыми силами и для новой жатвы. По­этому частенько они подолгу не видали простых людей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока будет удобен на уроке литературы, так как здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, приветствие, вступление, слово учителя, актуализация опорных знаний, работа по теме, изучение нового, физкультминутка, закрепление, выразительное чтение, обогащение речи, беседа по вопросам, итог, домашнее задание.

Конспект урока по литературе для 6 класса на тему: Осенние песни

Цель урока: познакомить учащихся с осенними песнями.

рассказать учащимся, во время каких праздников исполнялись календарно-обрядовые песни; найти и определить художественные особенности осенних песен;

· развивать эстетический вкус учащихся;

· воспитывать интерес к родному языку.

Ход урока:

I.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности .

Учитель: - Учебник на столе у вас?

А ручки и тетрадки?

Тогда урок начнём сейчас,

Раз всё у вас в порядке.

Чтобы литературные тайны познавать,

Нужно всё серьёзно изучать.

- проверка готовности класса к уроку:

Я рада новой встрече с вами,

Приятно ваше общество, друзья!

Ответы ваши вы готовьте сами,

Их с интересом буду слушать я.

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Вот книжки на столе,

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у ребят

Урок очень важный

А почему он важный –

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали,

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

Прозвенел уже звонок,

Так что время не теряем

И работать начинаем.

II. Актуализация знаний учащихся.

-Что такое фольклор?

-Назовите известные вам жанры фольклора.

III. Изучение нового материала

Среди обрядовых песен, посвященных време­нам года, есть и осенние песни. Осень, как изве­стно, – пора для сбора урожая и “подведения итогов” изобилию, которое подарила им щедрая природа. Соответствующие обряды и песни ис­полнялись в день, когда заканчивалась уборка хлеба. Тогда люди “завивали бороды”, то есть последнюю горсть стеблей завязывали веноч­ком.

Таким образом, верили люди, сохранялась и не скудела сила земли. Потом люди и сами ка­тались по жатве. Так они восстанавливали свои силы, после больших

трудов по уходу за хлебом. Последнему же снопу, убранному с поля, возда­вались особые почести.

Когда его несли домой, распевались осенние песни.

Поющие рассказывают о том, как они много жали, чтобы собрать хороший урожай, который подарила им щедрая природа. А пожинали его молодые и задорные жнеи. У них серпы были зо­лотые, подобные солнечному свету.

А хлебная нива была длинная, поэтому рабо­ты было очень много. И само обработанное поле было широким.

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

- А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

IV. Закрепление

В песни используется и старинные обозначе­ния некоторых предметов и явлений того дале­кого времени, когда создавались эти песни.

Они сохранились и до наших дней в своей пер­воначальной огласовке. Так под словом “долго­вой” имеется ввиду “длинный”, под словом “постать” – “обработанное поле”.

Поющие рассказывают о том, что они долгие месяцы жали в поле. И за все это время ни один серп сломали. Да и в деревню не так часто уходи­ли. Ночевали в полях, чтобы новый день встре­тить с новыми силами и для новой жатвы.

По­этому частенько они подолгу не видали простых людей.

В краю не бывали,

Людей не видали.

1. Какой фольклор называется обрядовым? Какие вы знаете календарно-обрядовые песни? Почему они так называются? Подготовьте исполнение одной из них.

2. Приходилось ли вам раньше слышать подобные песни? Где и при каких обстоятельствах?

3. Что такое колядки? Когда и где они исполнялись? В чём их отличие от других обрядовых песен?

4. Символом каких песен была берёзка? Когда они исполнялись?

5. Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми весёлыми? Почему?

Обогащайте свою речь

Учимся читать выразительно

Подготовьте выразительное чтение одной из песен. Обратите внимание на её напевность, повторы, обращения, эпитеты.

Литература и другие виды искусства

Народная обрядовая поэзия привлекала многих русских писателей, композиторов и художников: А. Пушкина, Н. Некрасова, М. Пришвина, С. Есенина, А. Твардовского, а также М. Глинку, Н. Римского- Корсакова, П. Чайковского, Г. Свиридова и др. Что же всех их интересовало в русском фольклоре, русской народной обрядовой поэзии?

V. Подведение итогов урока.

- Какие задачи ставили перед собой в начале урока?

- Выполнили эти задачи?

Домашнее задание.

Подготовьте праздник календарно-обрядовых песен (от зимних рождественских колядок до осенних, связанных со сбором урожая). Продумайте оформление сцены и зала, отберите песни, выучите их, попробуйте внести элементы театрального действа в исполнение песен.

Читайте также: