Игры для осанки в детском саду

Обновлено: 03.07.2024

Цели игры: тренировка разносторонней координации движений, зрительной, слуховой, моторной памяти, ловкости, быстроты реакции на сигнал (команду), выработка умении согласовывать свои действия с действиями других членов команды, улучшение функции органов дыхания и работы сердечно-сосудистой системы.

ЧТО НАДО ДЛЯ ИГРЫ

  • Обручи – по числу играющих,
  • а также для вас.

Дети, принимающие участие в этой игре, могут как стоять, так и сидеть.

Возьмите обруч и катите его к противоположной стене зала. Дети должны побежать за ним, догнать, взять и принести назад вам. Затем попросите детей взять по обручу.

После этого дети должны перешагнуть через обручи, взять их в руки и покатать по комнате.

Победителями признаются те, кто наиболее точно и красиво выполнит задания. Но не забудьте отметить всех участников игры.

Маленький гимнаст

Цели игры: укрепление свода стопы, мышц туловища, развитие чувства равновесия.

Перед началом игры расскажите ребёнку о том, кто такие гимнасты. Гимнасты – это спортсмены или артисты цирка. Они умеют красиво выполнять сложные упражнения, демонстрируя зрителям свою гибкость, силу и ловкость. Если есть возможность, покажите малышу выступления гимнастов, а затем предложите попробовать самому на время стать гимнастом.

Игра проходит так. Двое взрослых садятся на корточки и переплетаются руками (левая рука одного соединяется с правой рукой другого), прижимая локти к своим телам, чтобы поддерживающая платформа, которую они соорудили, была достаточно надёжной.

Малыш становится ногами на платформу из рук взрослых, а те свободными руками держат его за плечи. Малыш берётся руками за их руки.

Затем взрослые медленно встают и поднимают ребёнка до уровня своего пояса в положении стоя (ребёнок при этом выпрямляет спину).

После этого взрослые начинают медленно ходить – ребёнок должен сохранять равновесие! Постепенно взрослые убыстряют шаг, через 1-2 минуты они садятся на корточки, и ребёнок соскакивает на пол.

Важно!

Эта игра даёт сильный эмоциональный заряд как малышу, так и родителям – ведь так редко удаётся поиграть всем вместе! После игры можно устроить совместное чаепитие.

А что на ножках?

Цели игры: тренировка быстроты реакции, скорости, ловкости движений, обучение умению ориентироваться в пространстве.

ЧТО НАДО ДЛЯ ИГРЫ

  • Стулья – для каждого играющего.
  • Верёвка.
  • Тарелочка.
  • Сухарики.

По окончании игры предложите детям встать прямо и поднять голову вверх. При этом скажите:

Вы теперь не мышки,
А чудо-ребятишки,
Растите высоко,
Глядите далеко.

Важно!

При выполнении последнего упражнения следите за тем, чтобы осанка детей была правильной, а губы – сомкнутыми.

Весёлый тир

Цели игры: развитие координации и быстроты движений в крупных и мелких мышечных группах, формирование навыков бросания мяча.

ЧТО НАДО ДЛЯ ИГРЫ

  • Мячи.
  • Мишени (кольцо или коробка, а также различные игрушки).
  • Наградные жетоны или призы.

На пол на расстоянии, с которого ребёнок может попасть в мишень, поставьте коробку или игрушки либо подвесьте невысоко от поверхности пола при помощи верёвочки кольцо (привязав его, например, между стульями).

Дайте малышу возможность сделать несколько бросков в цель.

Если в качестве мишеней используют игрушки, то за каждую сбитую игрушку малыша награждают (например, жетоном). Награды заслуживает и каждый удачный бросок мяча в коробку или кольцо.

Если состязаются несколько детей, то выигрывает тот из них, у кого окажется больше жетонов (призов).

От пяти до шести лет

Попади кольцом

Цели игры: развитие крупных и мелких мышц, координации движений, тренировка скоординированности выполнения движений туловища и конечностей.

ЧТО НАДО ДЛЯ ИГРЫ

  • Кольцо диаметром 15 см и шириной ободка 3-4 см, вырезанное из картона или фанеры.
  • Шнурок.
  • Палочка длиной 30 см.

Привяжите шнурок к кольцу. Свободный конец шнурка закрепите на палочке.

Играющие по очереди берут палочку в руку и стараются, чтобы кольцо оказалось надетым на палочку. Каждый игрок имеет право сделать подряд делать три попытки, а вы должны вести учёт удачных попаданий. Каждое такое попадание – очко.

Палочка с кольцом переходит из рук в руки до тех пор, пока кто-либо из детей не наберёт определённое вами в начале игры количество очков.

Важно!

В этой игре могут принимать участие трое-пятеро детей. Выигравшие в двух-трёх играх могут соревноваться между собой.

Идёт зайка в гости

Цель игры: развитие мелких и крупных мышц, координации и быстроты движений, скоординированности движений туловища и конечностей.

Произносите стишок, а дети должны повторять его за вами:

Зайка наш идёт к друзьям –
Мышкам, белкам, воробьям…
Вымыл шейку он и ушки,
Причесал свою макушку,
Вымыл лапки тщательно,
Вытер их старательно.
Приоделся – и скок-скок,
Прыг скорее за порог.

Рыбка

Цель игры: укрепление мелких и крупных мышц и конечностей, тренировка вестибулярного аппарата.

ЧТО НАДО ДЛЯ ИГРЫ

Постелите на пол мягкое одеяло. Ребёнок должен лечь на него на спину, а потом быстро перекатываться на живот (при этом его руки вытянуты вверх или идут вдоль тела) и обратно – подобно тому, как это делает рыбка в воде.

Важно!

В начале игры подстраховывайте ребёнка.

Для продолжения игры ребёнок должен лечь на более твёрдую поверхность и переворачиваться уже самостоятельно, без подстраховки.

Повторять игру надо три-пять раз, устраивая небольшой отдых между повторениями.

Гимнастика для ёжика

Цель игры: укрепление мышечного корсета позвоночника.

Потом ваши движения должны по очереди выполнять дети, а вы будете корректировать их действия, если возникнет необходимость.

Важно!

При правильном расслаблении, потрясая руками лежащего на спине ребёнка, движения переходят с рук малыша на весь плечевой пояс и шею, его голова при этом тоже будет немного покачиваться.

Журавли и лягушки

Цели игры: развитие ловкости, обучение умению сохранять равновесие, укрепление опорно-двигательного аппарата, повышение общего тонуса мышц.

ЧТО НУЖНО ДЛЯ НАЧАЛА ИГРЫ

Потом игроки меняются ролями.

Важно!

Воробушек

Цели игры: обучение умению прыгать, укрепление мышечного корсета позвоночника.

ЧТО НАДО ДЛЯ ИГРЫ

Постелите на пол коврик. Предложите ребёнку сесть на него, как сидит воробушек, — на корточках и согнув руки в локтях, касаясь при этом пальцами плеч, тем самым изображая крылышки. Взрослый помогает ребёнку выпрямить спину, поглаживая его по лопаткам и притягивая локти назад, как можно ближе к телу. Затем ребёнок встаёт и выполняет прыжки на месте (прыгает, как воробушек).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ

НАРУШЕНИЕ ОСАНКИ — частый спутник многих хронических за­болеваний, проявляющихся в общей функциональной слабо­сти, гипотоническом (пониженном напряжении тканей) состо­янии мышц и связочного аппарата. Дефекты осанки отрицатель­но влияют на деятельность сердца, желудка, печени, почек.

ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ

Цель игры: улучшение осанки; укрепление мышц туловища, ног; связочно-мышечного аппарата стоп.

Необходимый материал: игра производится в бассейне.

Ход игры.

Ходить по дну бассейна с высоким подниманием бедра, руки на поясе, голова, спина прямо, смотреть вперед, плечи не поднимать. Опускать ногу на носок с перекатом на пятку.

Выигрывает игрок, выполнивший упражнения более кра­ сиво, четко.

ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ

ЕДЕМ В ЗООПАРК

Цель игры: развитие координации и быстроты движений в крупных и мелких мышечных группах, формирование правиль­ ной осанки, тренировка внимания, улучшение функции зри­ тельного и слухового анализаторов, их координации с движени­ ями туловища и конечностей, улучшение осанки.

Необходимый материал: обручи, стулья, мел.

Ход игры.

Отмечаются дети, которые наиболее удачно изобразили зверей.

ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ

ДЛИННАЯ СКАКАЛКА

Цель игры: улучшение функции дыхания, сердечно-сосудис­ той системы; укрепление связочно-мышечного аппарата стоп; вос­ питание ловкости, быстроты реакции, координации дыхания.

Необходимый материал: скакалка или длинная веревка.

Ход игры.

Ребенок с ведущим равномерно вращают скакалку. Дети по одному прыгают через скакалку. Игру можно услож­ нить, изменяя вид прыжков: перепрыгивая одной ногой, а за­ тем в стороны, двумя ногами вместе, делая дополнительное под­ прыгивание и т.д.

ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ

Цель игры: формирование правильной осанки; укрепление мышц туловища, ног; закаливание.

Необходимый материал: игра производится в бассейне.

Ход игры.

Руки отвести назад, держа ладони вперед, плечи не поднимать, голову держать прямо, смотреть вперед.

Вода в бассейне до пояса или несколько выше. Идти по дну.

ИГРЫ НА ФОРМИР ОВАНИЕ

МАСТЕР МЯЧА

Цель игры: укрепление мышц туловища и конечностей; раз­ витие ловкости, меткости, координации движений в крупных и мелких мышечных группах; формирование правильной осанки.

Необходимый материал: мячи, по одному на каждого игрока.

Ход игры.

Ведущий раздает детям мячи, и они по его команде выполняют задания.

Вариант 1.

Бросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши за спиной и поймать мяч.

Бросить мяч вверх, повернуться кругом и поймать мяч.

Бросить мяч вверх, сесть, скрестив ноги, и поймать мяч.

Сесть на корточки, бросить мяч вверх, вскочить на ноги и поймать мяч.

Бросить мяч высоко вверх, наклониться, дотронуться кон­ цами пальцев до носков ног, выпрямиться и поймать мяч.

ИГРЫ НА ФОРМИР ОВАНИЕ

МАСТЕР МЯЧА

Вариант 2.

Ударить мяч о землю так, чтобы он высоко подпрыгнул, затем нагнуться, дотронуться концами пальцев до носков ног и, выпрямившись, поймать мяч.

Сильно ударить мяч перед собой о землю, повернуться кру­гом и поймать мяч.

Начертить на земле круг (в окружности 12 шагов, в попе­речнике 4 шага), обежать его 3 раза, отбивая мяч ладонью одной руки (то правой, то левой).

Приподнять правую ногу, слегка вытянув ее вперед, и бро­сить мяч левой рукой о землю так, чтобы он пролетел под пра­вой ногой. Затем поймать отскочивший мяч справа, не опуская ноги. Сделать то же упражнение, приподняв левую ногу и бро­сив мяч правой рукой.

Побеждает тот, кто наберет большее число очков.

Примечание. Каждое упражнение играющий вначале повторя­ет по одному разу. Затем после выполнения всех упражнений или при допущенной ребенком во время игры ошибке в игру вступает партнер и повторяет те же упражнения. Игра постепен­но усложняется — увеличивается количество бросков. Упражне­ния выполняются последовательно одно за другим. На каждое упражнение допускается по две попытки. За упражнение, пра­вильно выполненное с первой попытки, участник получает два очка, выполненное со второй попытки — одно очко. Побеждает набравший большее число очков.

Во время выполнения заданий ведущий следит, чтобы дети делали их правильно. После того как дети ознакомятся с задани­ями, ведущий диктует их вновь. Игроки, правильно выполнив­шие задания, получают жетоны.

ИГРЫ НА ФОРМИР ОВАНИЕ

ЖИВОЕ КОЛЬЦО

Цель игры: укрепление мышц туловища и конечностей; раз­витие ловкости, меткости, координации движений в крупных и мелких мышечных группах; формирование правильной осанки.

Необходимый материал: длинная веревка.

Ход игры. Ведущий связывает концы веревки и просит игро­ ков встать вокруг и взять веревку.

Ведущий объясняет, что у игроков получилось живое кольцо и теперь игроки должны выполнять задания. Игрок, выполнив­ ший все задания правильно, побеждает.

Задания.

Исходное положение — встать лицом в круг, руки с верев­ кой внизу. По команде инструктора руки с веревкой поднять вверх, правую (левую) ногу отставить на носок назад — вдох; вернуться в исходное положение-выдох. Повторить 4 раза.

Исходное положение то же. Перебирая руками веревку, пе­редавать ее вправо (влево) по кругу (по 2 раза в каждую сторону).

ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ

ЖИВОЕ КОЛЬЦО ПРОДОЛЖЕНИЕ

Исходное положение то же, руки вверху с веревкой. На счет 1—2 наклониться вперед, положить веревку на пол — выдох; вер­нуться в исходное положение — вдох. Повторить 4—6 раз.

Исходное положение то же. Опустить веревку вниз до уров­ня бедер. По команде инструктора перешагнуть веревку пооче­редно правой и левой ногой; встать (руки с веревкой сзади). Так же, по команде перешагнуть правой и левой ногой назад. (По­вторить 4—6 раз.)

Исходное положение — встать лицом в круг, руки внизу. По команде инструктора присесть, колени в сторону, руки с верев­кой вперед вверх (вдох); вернуться в исходное положение — вы­дох. (Повторить 4—6 раз.)

Исходное положение то же. Веревка на полу. Встать на ве­ревку, руки на поясе. 6 прыжков на обеих ногах вправо, 6 — влево и снова 6 прыжков по веревке вправо и влево (2—4 раза).

Инструктор и играющие отмечают детей, сделавших это уп­ражнение четко, красиво, с большим вниманием.

ИГРЫ НА ФОРМИР ОВАНИЕ

ЛЕТИМ НА МАРС

Цель: обучение приемам игры в мяч, развитие умения ориен­тироваться в пространстве, координация движений рук, разви­тие мышц плечевого пояса.

Материалы: стул, мяч.

Ход игры.

Более сложный вариант броска возможен с подскоком и отрыванием обеих ног от пола.

ИГРЫ НА ФОРМИР ОВАНИЕ

БОЛЬШИЕ НОГИ ИДУТ ПО ДОРОГЕ

Цель: развитие мышления (умения создать образы легкого и быстрого, медленного и тяжелого движения), сообразительно­ сти, внимания (его концентрации, устойчивости).

ИГРЫ НА ФОРМИР ОВАНИЕ

Ход игры. Ведущий держит ребенка за обе руки (в дальнейшем за одну) и контролирует, правильно ли выпрямлены позвоноч­ ник и поднятая нога. Поза вначале удерживается не более 1 се­ кунды, затем опорная нога меняется.

ИГРЫ НА ФОРМИР ОВАНИЕ

ХОДИМ БОКОМ

Материалы: к убик или книга.

ИГРЫ НА ФОРМИР ОВАНИЕ

КАЧЕЛИ-КАРУСЕЛИ

Цель: расслабление мышц туловища, улучшение вестибу­лярного аппарата.

ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ

САМЫЙ МЕТКИЙ

Цель: развитие координации и быстроты движений в круп­ных и мелких мышечных группах, формирование навыков при разнообразном метании мяча.

Материалы: мячи, мишени — кольцо или коробка, кегли.

Ход игры. На расстоянии, до которого ребенок может добросить мяч, ставится коробка или подвешивается кольцо. Пусть ребе­ нок сделает несколько попыток попасть в цель. Модифициро­ ванный вариант: расставляются кегли, и их надо сбить. За сби­ тую кеглю или попавший в коробку мяч ведущий выдает фант (жетон). Выигрывает тот, у кого больше фантов.

ИГРЫ НА ФОРМИР ОВАНИЕ

МАЛЕНЬКИЙ ГИМНАСТ

Цель игры: укрепление мышц туловища и конечностей, тре­ нировка равновесия.

Ход игры. Родители рассказывают ребенку о гимнастах, пока­зывают, как красиво они выступают. Затем предлагают поиграть в гимнаста. Родители, сидя на корточках, крепко сцепляют руки (правая мамы и левая папы), прижимая их к своему телу. Другими руками берут за руки ребенка, который становится одной ногой на руку папы, а другой — на руку мамы. Родители медленно вста­ют и поднимают ребенка до уровня пояса в положении стоя (ре­бенок выпрямляет спину). После чего начинают медленно ходить, побуждая ребенка продолжать стоять, сохраняя правильную осанку. Постепенно шаг ускоряется. Через 1—2 минуты родители опять опускаются на корточки, ребенок соскакивает на землю. Это уп­ражнение содержит сильный эмоциональный заряд для ребенка и родителей, так как редко удается играть всем вместе. После игры лучше всего устроить совместное чаепитие.

ИГРЫ НА ФОРМИР ОВАНИЕ

Цель игры: укрепление мышц туловища и конечностей, коор­ динация движений, ловкость, тренировка в усложненной ходьбе.

Необходимые материалы: гимнастическая стенка, лесенки на детских площадках, любимая яркая игрушка.

ИГРЫ НА ФОРМИР ОВАНИЕ

МЫШКИ В КЛАДОВОЙ

Цель игры: тренировка быстроты реакции, скорости, ловко­ сти движений, умения ориентироваться в пространстве.

Необходимые материалы: стулья, веревка.

ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЕЖИКА

hello_html_7fa31888.jpg

Ход игры.

Ведущий показывает детям, как ежик делает гимна­стику. В положении лежа на спине ведущий поднимает руки за голову и максимально вытягивается. Затем, поднимая верхнюю половину туловища к коленям, наклоняется вперед, т.е. группи­руется, обхватывая ноги под коленями (ёж свернулся). Дети по­казывают, как ежик делает гимнастику, ведущий поправляет детей. Затем по команде ведущего дети выполняют упражнение 5—6 раз. Перед каждым повторением надо полежать и отдохнуть, расслабившись, как тряпичная кукла

ИГРЫ НА ФОРМИР ОВАНИЕ

РАЗБЕЙ ЦЕПЬ

Цель игры: общеукрепляющее воздействие на весь организм; формирование правильной осанки; воспитание творческого ре­ шения задачи, развитие инициативы, быстроты реакции.

Ход игры. Играющие, взявшись за руки, образуют цепь. Пер­вый (водящий) в цепи тянет за собой цепь, меняя направление в ходьбе, заплетает различные фигуры, обвивая всю цепь вокруг себя, снова расплетает ее, останавливается, бежит и потом ста­рается быстрым поворотом разорвать цепь. Кто не смог удержать цепь, выходит из игры, а цепь снова замыкается. Играют до тех пор, пока остается 2—3 человека в цепи, потом игру повторяют.

ИГРЫ НА ФОРМИР ОВАНИЕ

РЕГУЛИРОВЩИК

Цель игры: формирование правильной осанки, походки; раз­ витие координации движений, умения ориентироваться в про­ странстве, на месте; развитие быстроты реакции на сигнал, тор­ мозных реакций; уравновешивание нервных процессов.

Необходимый материал: небольшие кольца, тарелочки, па­ лочка-жезл.

ИГРЫ НА ФОРМИР ОВАНИЕ

БУРЯ НА МОРЕ

Цель игры: развитие концентрации и устойчивости внима­ния, умения его переключать, тренировка быстроты реакции на сигнал; развитие координации движений; формирование пра­вильной осанки; развитие зрительной, слуховой, моторной па­мяти.

Необходимый материал: стулья, на один меньше, чем число участников, или мел, если игра идет на улице.

ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ

ПЕРЕШАГНИ ЧЕРЕЗ ВЕРЕВОЧКУ

Цель: развитие координации движений, ловкости, форми­ рование навыка в перешагивании препятствия.

Материалы: в еревочка, стулья.

Ход игры. Протягивается и закрепляется веревочка на расстоя­ нии 10—15 см от пола. Ребенок сидит на стуле в 3—5 м от вере­ вочки. По команде ведущего ребенок идет и перешагивает через веревочку, затем поворачивается и снова перешагивает через веревочку, пока не перешагнет по всей длине. Если ребенку труд­ но, то можно сделать 3—4 перешагивания. Игру лучше выпол­ нять под ритмичную музыку или хлопки ведущего при каждом перешагивании через веревочку.

Ведущему нужно контролировать правильность осанки и смыкания губ (рот должен быть закрыт). Начинать можно с одной стороны веревочки, а на другой сто­роне, на стуле, к которому прикреплена веревочка, можно по­ложить приз.

ИГРЫ НА ФОРМИР ОВАНИЕ

ПОПАДИ В ВОРОТА МЯЧОМ

Цель: развитие разносторонней координации движений и подвижности нервных процессов, умение держать равновесие.

Материалы: 2 стула или табуретки, рейка (1,5-2 м), мячик.

Ход игры. Ведущий строит ворота (на спинки стульев или си­ денья табуреток кладет рейку). Перед воротами на расстоянии 1,5—2 м кладет мяч. Ребенок должен взять мяч, катить его в во­ рота и бежать за ним. Пройдя ворота на четвереньках, ребенок выпрямляется, догоняет мяч и, положив его на прежнее место, садится отдыхать.

Более сложный вариант можно проводить на время.

Необходимо, чтобы ребенок бежал за мячом прямо, не горбясь

ИГРЫ НА ФОРМИР ОВАНИЕ

ВОСТОЧНЫЙ ОФИЦИАНТ

Материалы: поднос или книга, кубик.

ИГРЫ НА ФОРМИР ОВАНИЕ

ПОПРЫГУНЧИК-ЛЯГУШОНОК

Цель: обучение равновесию, улучшение координации дви­ жений, укрепление опорно-двигательного аппарата.

Ход игры: Ведущий рассказывает о лягушках и показывает, как они прыгают, квакают. После чего ребенку предлагают по­ прыгать, как лягушка. Ребенок садится на корточки, опираясь на руки (на четвереньках).

Ведущий обхватывает его за пояс и помогает выпрямить назад согнутые ноги (сначала одну, потом другую, затем обе одновременно). На мгновение ребенок опира­ ется только на руки (с помощью ведущего). Упражнение необхо­ димо повторить 3 раза, чтобы ребенок отрывал ступни от земли и поднимал прямые ноги как можно выше.

Несколько интересных игр и упражнений для детей, которые помогут сформировать красивую и правильную осанку и укрепят мышцы спины.

Выработка правильной осанки - сложный процесс, начинающийся в младенчестве и продолжающийся длительное время. Хорошая осанка украшает фигуру человека, помогает ему овладевать сложными двигательными навыками.

Неправильное положение тела связано с односторонним отягощением мышц, слабостью мускулатуры, привычкой опускать голову, подавать вперед плечи, горбиться, искривлять позвоночник и т.д. Это создает неблагоприятные условия для функционирования органов кровообращения и дыхания, вредит здоровью детей.

Воспитатель должен знать правильную стойку и уметь показать ее детям: голова прямо, плечи симметричны и слегка отведены назад, живот подтянут, ноги прямые, пятки вместе, носки симметрично развернуты наружу, образуя угол примерно 15-20 o .

Для предотвращения и исправления отклонений в формировании осанки у детей 3-4 лет разработано множество игр и упражнений.

Упражнения для выработки навыка правильной осанки.

И.п. - стоя спиной к стене.

1. Затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы и пятки касаются стены, голова поднята, плечи опущены и отведены назад, лопатки прилегают к стене. Если поясничный лордоз увеличен, следует приблизить поясницу к стене, немного напрягая мышцы живота и передней поверхности бедер; при этом таз поворачивается вокруг тазобедренных суставов, и угол его наклона уменьшается.

2. Потянуть руки и плечи вниз, голову вверх, вытягивая шейный отдел позвоночника (выдох), расслабиться (вдох).

3. Потянуться вверх всем телом, от головы до пяток (на носки не приподниматься), опустить плечи, вытянуть весь позвоночник (выдох), расслабиться (вдох).

4. Положить руки на голову, потянуть вверх все тело, кроме шеи и головы, вытягивая грудной и поясничный отделы (выдох), расслабиться (вдох).

Те же упражнения на вытягивание позвоночника можно выполнять сидя.

6. Сделать два-три шага вперед, присесть, встать, принять правильную осанку, проверить себя.

7. Сделать один-два шага вперед, расслабить последовательно мышцы шеи, плеч, рук и туловища – “обвиснуть”. Выпрямиться, проверить осанку.

8. Подняться на носки, скользя спиной по стене, потянуться всем телом вверх. Задержаться в этом положении на 3-5 секунд, вернуться в и.п.

Все эти упражнения можно усложнять - выполнять, не прислоняясь спиной к стене.

  • обеспечить условия для формирования правильной осанки;
  • знать, что такое правильная осанка, как именно надо стоять, сидеть и двигаться не сутулясь;
  • сознательно и бережно относиться своему здоровью и одной из главных его опор - позвоночнику;
  • доводить навык правильной осанки до автоматизма с помощью специальных упражнений.

Упражнения на ощущение правильной осанки.

Наиболее отчетливое ощущение правильной осанки появляется при прикосновении спиной к стене. Дети начинают чувствовать уровень надплечий, положение лопаток, таза, всего тела. В этом случае полезны следующие упражнения.

1. И.п. - стать спиной к стенке в основной стойке, так чтобы затылок, лопатки, ягодичные мышцы и пятки касались ее. Сделать шаг вперед, стараясь сохранить то же положение тела, вернуться к стенке. Повторить несколько раз.

2. И.п.- то же. Присесть и встать или поочередно поднимать и сгибать ноги, сохраняя то же положение головы, таза, спины.

3. И.п. - то же. Сделать шаг вперед, повернуться на 360 градусов, выпрямиться, вернуться к стенке.

1. Положите на голову книгу, руки – на пояс. Посоревнуйтесь с ребёнком, кто дольше удержит предмет на голове. Упражнение можно усложнить, вытянув руки вперёд; затем попробуйте присесть, не отрывая пятки от пола, сохраняя всё это время правильную осанку. Если и это покажется вам лёгким, тогда, сохраняя равновесие, высоко поднимите ногу, сгибая её в колене. Вы можете также попробовать двигать руками – поднять руки вверх или развести их в стороны. Упражнения на равновесия – это лучший способ укрепления глубоких мышц спины, которые в первую очередь отвечают за конфигурацию позвоночника.

2. Наряду с упражнениями на равновесие есть статические упражнения, очень простые и эффективные. Выполнять их следует в зависимости от уровня подготовки, от 10–15 секунд до 1–2 минут.

Упражнения для мышц поясницы:

Лёжа на животе, вытяните руки вдоль туловища, поднимите обе ноги и удерживайте выпрямленными так долго, как это возможно. Вы можете держать ноги в 50, и в 10 см от пола – чем ниже, тем труднее. Важно, чтобы в это время поясница не поднималась от пола выше естественного физиологического изгиба.

Упражнения для мышц грудного отдела спины:

Лёжа на животе, вытяните руки вверх и поднимите голову и плечи как можно выше над полом. Удерживайтесь в положении "лодочки" тоже исходя из своих возможностей. При этом старайтесь, чтобы локти и кисти рук находились в одной плоскости с туловищем, а лопатки были сведены и прижаты к спине.

Упражнения для прямых мышц живота:

Лёжа на спине, вытяните руки вдоль туловища и поднимите прямые ноги под углом 45°. Удерживайте позу, сколько считаете возможным. Правило для поясницы то же, что и в первом упражнении.

Упражнения для боковых мышц туловища:

Лёжа на боку, поднимите чуть-чуть обе ноги и пытайтесь удержать их в этом положении. Самое главное, лежать четко на боку, в одну линию, и под талией должно оставаться свободное пространство ("корсетные мышцы" остаются в напряжении с обеих сторон). Если держать на весу обе ноги слишком тяжело, следует поднимать одну ногу, не поворачивая таз, не заваливая его вперед или назад и не сгибая туловище вперед в тазобедренном суставе. В дальнейшем необходимо перейти к подъему обеих ног.

Зарядка для малышей.

В ежедневную зарядку для детей включите пару упражнений по укреплению мышц спины. Ниже приведены несколько простых упражнений под общин названием “Играем в котенка”, но котенка вполне можно заменить на тигренка или щенка, в зависимости от интересов малыша.

  • Исходное положение: Ребенок стоит на четвереньках.
  • Котенок потягивается: сесть на пятки, руки прямые, прогнуть спину и запрокинуть голову.
  • Котенок шипит: выгнуть, округлить спину, пытаясь коснуться подбородком груди - показывает хохолок на спине и шипит на собаку.
  • Котенок мурлыкает: прогнуть спину и поднять высоко подбородок - мурлыкает и хочет чтоб ее погладили, можно пошевелить хвостиком.
  • Котенок достает фрукты с дерева: Поднять правую руку вверх, высоко-высоко - стараясь дотянуться до яблока, поднять левую руку - дотягивается до груши. можно поэкспериментировать таким же образом с ногами.
  • Котенок учится плавать: лечь на живот. Приподнять голову и делать круговые движения руками, имитируя плавание брассом.
  • Котенок едет на велосипеде: лечь на спину , согнуть колени и имитировать кручение педалей.

Если принцип упражнений понятен, мы уверены вы найдете еще массу интересных поз и игровых сценок для укрепления мышц спины.

Правильному положению и отчетливому ощущению прямой спины способствуют и упражнения с обручами, палками, положенными на лопатки.

Здоровый ребенок должен много двигаться, тем более что из-за особенностей детской нервной системы и мышц поддерживать неподвижную позу ему труднее, чем бегать, прыгать, вертеться и скакать. В положении сидя или стоя, особенно если находиться в одной и той же позе приходится дольше нескольких минут, ребенок “обвисает”, вертикальная нагрузка переносится с мышц на связки и межпозвонковые диски, и начинается формирование плохой осанки. Небольшая, но регулярная физическая нагрузка (плавание, домашние тренажеры, больше подвижных игр и поменьше телевизора, ежедневная физкультура) - необходимое условие для нормального развития опорно-двигательного аппарата.

Существует множество игр для предотвращения и исправления отклонений в формировании осанки у детей. На первоначальном этапе обучения в играх “Встань прямо”, “Подтянуться”, “Держи голову прямо”, “Хорошая и плохая осанка”, “Покажи, как я” и др. дается подробное объяснение и показ правильной стойки. После того как дети научатся отличать правильную позу от неправильной, проводятся игры (с предметами и без предметов), направленные на усвоение правильного положения тела при ходьбе: “Пастухи и овцы”, “Не потеряй”, “Подражание” и др.

В процессе обучения стойке целесообразно использовать шаблон правильной постановки стоп треугольные деревянные дощечки, расположенные под углом 30 o специальные отпечатки стоп и ряд других предметов и приспособлений: короткие и длинные гимнастические палки, веревку, набивные мячи, мешочки с песком.

Лечебное действие физических упражнений и игр объясняется важной биологической ролью движений в жизни ребенка. Она благотворно влияет на нарушенные болезнью функции организма, ускоряет восстановительные процессы, уменьшает неблагоприятные последствия вынужденной гипокинезии. Физические упражнения оказывают разнообразное действие в зависимости от их подбора, методики выполнения и физической нагрузки.

Осанка – это свободное положение человека в вертикальной позе, функциональное понятие, его нельзя рассматривать как что-то постоянное, не поддающееся изменению. В различные периоды жизни детей под влиянием окружающей обстановки (условий быта, учебы) осанка может меняться как в лучшую, так и в худшую сторону, поэтому различные ее нарушения, особенно в ранних стадиях, могу быть скорректированы.

Основным костным стержнем, на котором держатся голова и туловище, является позвоночник, поэтому осанка в значительной степени зависит от его положения, определяемого в основном натяжением мышц и связок, окружающих позвоночный столб. Причем имеет значение не абсолютная их сила, а равномерное развитие и правильное распределение мышечной тяги.

Различают следующие виды нарушения осанки: плоская, плоско-вогнутая, круглая спина, сутулость. Наиболее распространенный вид деформации (сколиотическая) характризуется отклонением оси позвоночника вправо или влево, ассиметричным расположением надплечий, лопаток и углов талии. Дефекты осанки вызывают нарушения зрения и изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам и прогрессируют чаще всего в связи со снижением двигательной активности в период интенсивного роста ребенка.



КОРРЕКЦИОННЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Цель: формирование правильной осанки, улучшение координации движений.

И.п.: лежа на животе, понять руки и ноги в стороны. Вы — морская звезда! Покачайтесь на волнах.

Цель: формирование правильной осанки, укрепление связочно-мышечного аппарата туловища и нижних конечностей.

И.п.: сидя, ноги слегка согнуты в коленях, а руки в локтях прижаты слегка к туловищу. Поехали! Двигаемся по полу вперед, помогая только ногами. Руки выполнят круговые движения, имитируя вращательные движения колес. Остановиться через 2-3 мин., пауза, затем продолжить движение (2-й вариант: движение назад).

Цель: формирование правильной осанки, укрепление мышц нижних конечностей и мышц, участвующих в формировании свода стопы.

Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки.

Скачут, вытянувши ножки!

И.п. встать на четвереньки, присесть, пальцами рук касаться пола. Колени развести, руки между коленями. Подпрыгнуть вверх и вернуться в и.п. (Второй вариант: с продвижением вперед).

Средь деревьев, на болотце,

Есть свой дом у лягушат.

Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки.

Скачут, не жалея ножки.

Цель: укрепление мышц туловища, мягкое воздействие на функции вестибулярного аппарата, формирование навыка правильной осанки.


Развести руки в стороны, ладонями вверх
Отправляется в полет.

Постою и отдохну


Выполнять поворот вправо и произносить звук [ж]

Встать прямо, опустить руки, пауза
Я налево полечу,

Жу, жу, жу
Поднять голову –вдох. Выполнить поворот влево и выдох на звук [ж]


Постою и отдохну
Встать прямо и опустить руки — пауза

Цель: укрепление мышечного корсета позвоночника

Цель: формирование координации движений, укрепление мышечного корсета позвоночника и мышц нижних конечностей.

И.п. – о.с.: встать прямо, правую (левую ногу поднять назад вверх, руки в сторону, туловище немного наклонить вперед, голову приподнять. Удержать 1-2 с., затем вернуться в и.п. Повторить то же с левой ногой.

Цель: укрепление мышечного корсета позвоночника и мышц нижних конечностей.

Цель укрепление мышечного корсета позвоночника, развитие координации движений в крупных мышечных группах верхних и нижних конечностей.

Бег по прямой до колокольчика: подбежать к подвешенному колокольчику и, подпрыгнув, достать рукой до него, чтобы он зазвенел.

Цель: формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета позвоночника, развитие координации движений в крупных мышечных группах верхних и нижних конечностей.

В вертикальный обруч ребенок прокатывает мяч и пролезает сам, спину прогибать, голову приподнять вперед.

Цель: формирование навыка правильной осанки, укрепление мышечного корсета позвоночника, развитие координации движений.

Цель: развитие координации движений, укрепление мышц, туловища и конечностей.

И.п.: стоя на четвереньках, с опорой на колени и кисти рук, на спине лежит мешочек с песком. Спину прогнуть, голову приподнять. Ползать по площадке, не уронив мешочка с песком.

Цель: развитие координации и быстроты движений в крупных и мелких мышечных группах, формирование навыков при разнообразном метании мяча.

Ход игры: На расстоянии, до которого ребенок может добросить мяч, ставится коробка или подвешивается кольцо. Пусть ребенок сделает несколько попыток попасть в цель. За попавший в коробку мяч ведущий выдает фант (жетон). Выигрывает тот, у кого больше фантов.

Цель: укрепление мышечного аппарата стопы, развитие координации движений в крупных и мелких мышечных группах, внимания, быстроты реакции, зрительного и слухового анализаторов.

Цель: общеукрепляющее воздействие на весь организм; формирование правильной осанки; воспитание творческого решения задачи, развитие инициативы, быстроты реакции.

Ход игры: играющие, взявшись за руки, образуют цепь. Первый (водящий) в цепи тянет за собой цепь, меняя направление в ходьбе, заплетает различные фигуры, обвивая всю цепь вокруг себя, снова расплетает ее, останавливается, бежит и потом старается быстрым поворотом разорвать цепь. Кто не смог удержать цепь, выходит из игры, а цепь снова замыкается. Играют до тех пор, пока остается 2-3 человека в цепи, потом игру повторяют.

Цель: формирование правильной осанки.

И.п. – о.с. руки к плечам (кисти от плеч не отрывать). Круговые вращения согнутыми руками вперед, затем назад. Повторить 5-6 раз в каждую сторону.

И.п.. – о.с.: руки перед грудью. С напряжением, рывками руки разводятся в стороны, поднимаются вверх, опускаются. Повторить 3 раза.

И.п. – о.с.: руки в стороны. Поднимает согнутую в колене ногу с одновременным подъемом рук вверх, носок тянуть, спина прямая. Повторить 5-6 раз каждой ногой.

И..п. – о.с. Спокойно, очень медленно, плавно на вдохе поднять руки вверх, потянуться. На выдохе плавно опустить руки через стороны. Повторить 4-5 раз.

И.п.: сидя на пятках. Руки на коленях. Встать на колени. С напряжением, рывком поднять обе прямые руки вверх, опустить, живот подтянуть.

Повторить 5-6 раз по два рывка.

И.п.: сидя на пятках. Встать на колени. Руки поднимать медленно, с напряжением вверх, потягиваясь, отклоняя туловище назад. Повторить 4 раза.

И.п.: сидя на коленях, руки внизу, через стороны медленно на вдохе поднять руки вверх, на выдохе опустить. Повторить 6 раз.

Профилактика и коррекция осанки – процесс продолжительный, требующий систематической работы. Успешное решение оздоровительных задач физического воспитания возможно на основе совместной деятельности педагогического коллектива образовательных учреждений и родителей. Для привлечения родителей к активному участию в работе профилактической и коррекционной направленности можно использовать различные формы общения с семьей: родительские собрания, тематические консультации, педагогические беседы, дни открытых дверей, открытые занятия по физической культуре, стенды (уголки) для родителей, папки-передвижки и т.п. Это позволит обеспечить преемственность в развитии и обучении ребенка в условиях ДОУ и семьи, а также повысить осведомленность родителей в коррекционно-профилактических вопросах воспитания детей.

Читайте также: