Игралочка ступенька к школе методические рекомендации к игралочка часть 4

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Пояснительная записка

формирование любознательности, активности, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;

развитие мыслительных операций (анализ свойств исследуемых объектов или явлений, сравнение свойств предметов, обобщение, распределение предметов в группы по выбранному свойству, синтез на основе выбранной структуры, конкретизация, классификация, аналогия);

формирование предпосылок логического мышления;

формирование сенсорных процессов и способностей;

увеличение объема внимания и памяти;

расширение и обогащение словаря, совершенствование связной речи, развитие умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;

развитие вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей;

формирование предпосылок универсальных учебных действий (произвольность поведения, умение целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со взрослыми и сверстниками; опыт выполнения таких универсальных учебных действий, как работа по правилу о образцу; фиксация затруднения в деятельности, обдумывание и планирование своих действий, проверка их результатов, исправление ошибок и др.).

Большое внимание уделяется развитию у детей вариативного и образного мышления, воображения, творческих способностей. В процессе исследования математических объектов дети предлагают свои варианты решения, перебирают различные варианты, обсуждают и согласовывают разные мнения, придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур.

Работа с дошкольниками в данном курсе ведется в зоне их ближайшего развития: наряду с заданиями, которые дети могут выполнить сами, им предлагаются и задания, требующие догадки, смекалки, наблюдательности. Под руководством взрослого они вовлекаются в поиск, выдвигают и обсуждают разные версии, при верно найденном решении – эмоционально переживают успех. Задача взрослого – в ходе решения различных заданий создать ситуацию успеха для каждого ребенка.

Дети не замечают, что идет обучение, - они перемещаются по группе, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками LEGO …Вся система образовательных ситуаций воспринимается ими как естественное продолжение их игровой и практической деятельности.

Уровень специально организованных ситуаций, которые проживают дети, постепенно изменяется: от действий с конкретными предметами они переходят к действиям с графическими моделями исследуемых объектов, приобретают опыт знакового фиксирования и выражения в речи наблюдаемых свойств и закономерностей, увеличивается степень самостоятельности детей.

Принцип психологической комфортности

Взаимоотношения между детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, уважительного отношения, моральной поддержки и взаимопомощи; при этом обеспечивается минимизация стрессообразующих факторов образовательного процесса.

Принцип деятельности

Принцип целостности

У ребенка формируется целостное представление об окружающем мире, о себе самом, социокультурных отношений со сверстниками и взрослыми.

Принцип минимакса

Обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка по индивидуальной траектории саморазвития, в своем темпе, на уровне своего возможного максимума при обязательном достижении каждым дошкольником базового уровня (минимума).

Принцип вариативности

Детям систематически предоставляется возможность собственного выбора, у них формируется умение осуществлять осознанный выбор информации, способа действия, оценки, поступка и др.

Принцип творчества

Образовательный процесс сориентирован на развитие творческих способностей каждого ребенка и приобретение им собственного опыта творческой деятельности.

Принцип непрерывности

Обеспечиваются преемственные связи между детским садом и начальной школой на уровне технологии, содержания и методик с позиций формирования готовности детей к дальнейшему обучению, труду и саморазвитию.

Все изложенные выше принципы являются, прежде всего, здоровьесберегающими. Вместе с тем они интегрируют современные научные взгляды об основах организации образовательного процесса развивающего типа в сфере непрерывного образования и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей, системного формирования у них опыта выполнения универсальных действий, сохранения и укрепления их здоровья.

Выделяются три типа образовательных ситуаций (занятий) с детьми старшего дошкольного возраста:

занятия тренировочного типа;

занятия обобщающего типа (итоговые).

Введение в ситуацию.

Актуализация.

Затруднение в ситуации.

Включение нового знания (способа действий) в систему знаний и умений.

На данном этапе воспитатель предлагает ситуации, в которых новое знание (построенный способ) используется совместно с освоенными ранее способами. При этом взрослый обращает внимание на умение детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, применять правило, планировать свою деятельность.

Осмысление (итог).

На данном этапе дети приобретают опыт выполнения таких важных универсальных действий, как фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.

На занятиях тренировочного типа акцент делается на тренировке познавательных процессов, мыслительных операций, навыков общения и выполнения различных видов действий. Поэтому основная цель занятий такого типа – тренировать (мыслительную операцию, познавательный процесс, умение, навык, способность и т.д.). Дети преодолевают индивидуальные затруднения, связанные с выполнением запланированных воспитателем действий. Параллельно с этим идет закрепление и развитие сформированных у них математических представлений.

Структура занятий тренировочного типа:

Введение в игровую ситуацию.

Целями занятий обобщающего типа являются систематизация накопленного детьми опыта математической деятельности и одновременно – проверка уровня его сформированности. Их структура точно такая же, как и тренировочных, но обобщающие занятия проводятся с участием обоих воспитателей, работающих в группе (один организует образовательный процесс, другой фиксирует результаты детей). Основными формами работы на этих занятиях являются индивидуальные задания или работа в небольших подгруппах (6-8 человек).

На занятиях обобщающего типа категорически недопустимо создание обстановки экзамена. Такая обстановка приведет лишь к никому не нужной нервозности, потере интереса ребенка к занятиям, при этом результаты диагностики нельзя будет считать объективными.

Частота и продолжительность занятий изменяются при переходе детей с одной ступени обучения на другую. В подготовительной группе занятие проводится 1 раз в неделю по 30 минут.



Каждый из курсов включает в себя:

1) методические рекомендации для педагогов;

2) рабочие тетради для ребенка;

3) демонстрационный материал;

4) раздаточный материал.

(младший дошкольный возраст)





1) Методические рекомендации (первый и второй год обучения)

- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников: методические рекомендации. Часть 1. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников: методические рекомендации. Часть 2. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

2) Рабочие тетради для ребенка

- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка: рабочая тетрадь. Математика для детей 3–4 лет. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка: рабочая тетрадь. Математика для детей 4–5 лет. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.




3) Демонстрационный материал

- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Демонстрационный материал. Игралочка. Математика для детей 3–4 лет. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Демонстрационный материал. Игралочка. Математика для детей 4–5 лет. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

4) Раздаточный материал

- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Раздаточный материал. Игралочка. Математика для детей 3–4 лет. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Раздаточный материал. Игралочка. Математика для детей 4–5 лет. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

(старший дошкольный возраст)



1) Методические рекомендации (третий и четвертый год обучения)

- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка — ступенька к школе. Практический курс математики для дошкольников: методические рекомендации. Часть 3. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка — ступенька к школе. Практический курс математики для дошкольников: методические рекомендации. Часть 4. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

2) Рабочие тетради для ребенка

- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка — ступенька к школе: рабочая тетрадь. Математика для детей 5–6 лет. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка — ступенька к школе: рабочая тетрадь. Математика для детей 6–7 лет. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.




3) Демонстрационный материал

- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Демонстрационный материал. Игралочка — ступенька к школе. Математика для детей 5–6 лет. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Демонстрационный материал. Игралочка — ступенька к школе. Математика для детей 6–7 лет. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

4) Раздаточный материал

- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Раздаточный материал. Игралочка — ступенька к школе. Математика для детей 5–6 лет. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Раздаточный материал. Игралочка — ступенька к школе. Математика для детей 6–7 лет. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

В методических рекомендациях подробно описаны цели и задачи каждого занятия и каждой дидактической игры, варианты сценариев их проведения, способы использования демонстрационных и раздаточных материалов.

Большую помощь в организации образовательного процесса оказывают демонстрационный и раздаточный дидактические материалы, созданные для каждого занятия. Они являются важным дополнением к развивающей предметно-пространственной среде, которую необходимо создать для детей дошкольного возраста при организации образовательного процесса.

Вариативный (предшкольный) методический комплект

(для детей, включившихся в освоение программы в старшем дошкольном возрасте)

(предшкольная подготовка)



1) Методические рекомендации

- Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз — ступенька, два — ступенька. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

2) Рабочие тетради для ребенка

- Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз — ступенька, два — ступенька… Математика для детей 5–6 лет / Часть 1. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

- Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз — ступенька, два — ступенька… Математика для детей 6–7 лет / Часть 2. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

Предполагается, что воспитатель в зависимости от конкретной ситуации (уровня подготовки детей, их количества в группе, организационных условий, количества часов, отведенных на подготовку, собственных педагогических приоритетов и т. д.) отберет наиболее подходящий для его детей вариант работы и обеспечит реализацию поставленных образовательных задач адекватными для детей дошкольного возраста средствами.


· Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Задачи в кроссвордах. Математика для детей 5–7 лет. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

· Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Который час?: рабочая тетрадь для детей 5–7 лет. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

· Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Сказочная математика: рабочая тетрадь для детей 6–7 лет. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.

· Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Летняя математика: рабочая тетрадь для детей 5–7 лет. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

· Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Осенняя математика: рабочая тетрадь для детей 5–7 лет. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

· Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Зимняя математика: рабочая тетрадь для детей 5–7 лет. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

· Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Весенняя математика: рабочая тетрадь для детей 5–7 лет. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

Пособия рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста и помогают в увлекательной форме, через любимые сказки, игры, познавательно-исследовательскую и творческую деятельность знакомиться с математикой.

Данные тетради удачно дополняют курс математики для дошкольников "Игралочка – ступенька к школе" (авторы Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова) для детей 5-7 лет и позволяют системно тренировать у детей умения применять обобщенные способы решения различного рода математических задач. Интересные, нестандартные задания помогают сформировать у детей интерес к математике; развивают абстрактное мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Рекомендуются широкому кругу специалистов (воспитателям детских садов, педагогам дополнительного образования, гувернёрам), а также родителям. Тетради могут быть использованы в индивидуальной и групповой работе с детьми как в образовательных организациях, так и в условиях домашнего обучения.

Лэпбуки для детей от 3 лет



- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Логика. Лэпбук

- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Счёт до 5. Лэпбук

- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Фигуры и формы. Лэпбук

Лэпбук – это большая красочная папка: внутри коллекция увлекательных для детей этого возраста интерактивных игр и заданий.

Лэпбук – это игры, в которых активен сам малыш: лото, разрезные картинки, крутящийся круг с открытым сектором, наклейки, раскраски, лабиринты, игры для развития памяти и логического мышления.

Лэпбук – это многочисленные кармашки, позволяющие аккуратно хранить все составляющие комплекта; это игры на долгое время.

Лэпбук - в комплекте рекомендации для взрослых: подробное описание игр.









  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
  • ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
  • способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
  • ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

Примеры заданий

Раздаточный материал состоит из отдельных листов. Каждый лист пронумерован, вверху указана тема занятия. На занятиях используют как раздаточный, так и демонстрационный материал.






Читайте также: