Идеи классической школы в россии

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

В статье обозначаются проблемы образования, которые связаны с тем, что современная ситуация в России объективно требует осуществления иного подхода в методике преподавания.

Русская классическая школа – это современная инновационная образовательная система, которая базируется на лучших, проверенных временем традициях отечественной педагогики. Возникла в середине 2000-х годов 2. Классика - это то, что проверено временем 8.

С точки зрения К.Д. Ушинский, если задача состоит в том, чтобы воспитать и развить образованную личность, то нужно начинать процесс с формирования представлений о родной культуре, истории страны и народа, традициях, окружающей природе родного края, знаниях о религия и т. д. Принцип культурной идентичности предусматривает верховенство общечеловеческих культурных ценностей, обязательный учет и наличие в воспитании и развитии ребенка ценностей и норм национальной и человеческой культуры 4.

А математика (арифметика) преподается по советским учебникам арифметики, они просто переработаны для современных детей, из них исчезли реалии тех лет — пионеры, колхозы. А в остальном это точная копия учебников того времени, когда образование в нашей стране было одним из лучших в мире.

Оригинальный учебник был издан в 1955 году и выдержал более 10 переизданий. Учебник написан в русле так называемого классического образования, в русле традиций русской педагогической школы, получивших развитие в 30–50-е годы в СССР. Для учебника по арифметике это означает следующее: обилие текстовых задач, большое внимание к устному счету, постоянная апелляция к образному мышлению и интуиции без излишней формализации.

В настоящее время программа прошла экспертизу Российской академии образования 1.

У Русской классической школы совсем другой подход к обучению.

Обучение грамоте предусматривает частотный принцип (К.Д. Ушинский) – предполагает изучение букв (звуков) в последовательности – от группы часто используемых к менее употребляемым и малоупотребительных.

В РКШ каждое понятие сначала объясняют, а потом называют. Стандартные программы выглядят более научными, но больше знаний по объему, качеству и глубине дает РКШ, где материал подан проще: им не нужна дополнительная стимуляция, учебник интересен, он завлекает ребенка своим содержанием, сам по себе. Ребенку интересно его читать, у него пробуждается образное мышление, включается воображение, причем продуктивное и познавательное, не развлекательное.

В программе очень много внимания уделено чистописанию, формированию каллиграфического почерка у детей 4.

В русской классической школе дети пишут пером, каллиграфическим почерком в специальных тетрадях. Дело в том, что когда человек пишет перьевой ручкой, он чередует фазы напряжения и расслабления мышц кисти и регулярно снимает накопленное напряжение, погружая ручку в чернильницу. При непрерывном письме, при постоянном мышечном напряжении ритмическая основа в организации непроизвольной моторики подавляется и разрушается. Таким образом, письмо облегчается, и в нем нет лишнего, в том числе психологического бремени для ребенка.

Во-первых, пишут сначала карандашами, потом перьями-макалками, затем перьевыми ручками. Про пользу перьевых ручек много говорит Базарный Владимир Филиппович.

Во-вторых, дети сначала отрабатывают элементы букв и сами буквы на индивидуальных дощечках, при помощи мела (элементы получаются крупнее, мел легко стереть). Затем, когда элемент отработан и получается, пишем карандашом в прописях 5.

В 1-м классе по методике Русской классической школы в послеазбучный период закреплены и заложены основы для сознательного восприятия грамматики. Преподавание русского языка осуществляется в соответствии с идеями К.Д. Ушинский: Русский язык и чтение интегрированы в единый учебный предмет - язык, который активно способствует формированию у детей целостности восприятия языка, речи и литературы 6.

Составляя дидактические материалы по редактированию текстов школьниками, И. А. Горячева использовала тексты русских народных сказок, ранее прочитанных детьми, и изменила их под методические задачи и программные требования. Рабочие тетради содержат тексты, в которых опущены все знаки препинания, а прописные буквы, начинающие предложения, заменены строчными. Текст предназначен для так называемого редактирования: его необходимо поделить на предложения, оформив их конец и начало, кроме того, нужно вставить в словах пропущенные буквы, раскрыть скобки. Выполнение данных заданий сопровождается комментариями педагога. Проработанные отрывки переписываются в отдельную тетрадь 5.

Таким образом, по словам авторов, заложивших основы возрождения Русской классической школы, единственный способ вернуть детям радость и успех своего основного занятия - учебы - это вернуться к бесценному наследию наших блестящих предков.

Основные принципы обучения в русской классической школе: учеба - это труд, а не развлечение; математика должна быть понятной, логичной, соответствующей возрасту; русский язык должен быть русским, а не иностранным; тексты в учебниках должны быть написаны понятным ребенку языком, а так же они должны формировать у ребенка адекватное представление о мироустройстве и прививать разумное, доброе и вечное.

Алтушкина, Т. Русская классическая школа / Т. Алтушкина // Православная газета. - № 43.

Горячева, И. А. Учебные книги К.Д. Ушинского как образец педагогической классики. – М.: Институт психолого-педагогических проблем детства РАО, лаборатория психологической антропологии, 2010. – 304 с.

Ушинский, К. Д. Родное слово. В 2 ч. / К. Д. Ушинский. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 233 с.

Читайте также: