Идеи для школы чтобы выявить и развить таланты

Обновлено: 09.07.2024

Роман Терехов

Настольные игры

Настольные игры быстро увлекают детей в обучение и гораздо лучше компьютерных, потому что задействуют сразу несколько аспектов восприятия: визуальные, осязательные, слуховые. Это позволяет учить детей легче и эффективнее. Существуют игры под разные задачи и школьные предметы: обучение цифрам, счету и вычитанию, игры на развитие речи и логики, для изучения анатомии, экономики, биологии.

Правила в песенках и стихах

Родители школьников регулярно задаются одним и тем же вопросом: как выучить с ребенком правило? Психологи и учителя говорят, что помочь могут песенки и стихи — именно их дети воспринимают и запоминают легче всего. Сегодня в интернете есть множество зарифмованных правил орфографии, орфоэпии и грамматики русского языка. Не отстают материалы по математике, английскому и правилам дорожного движения.

Разучивание таких стихов с первоклассниками не только поможет запомнить правило, но и приучит ребенка к ритмически организованной речи, а также подготовит память к разучиванию длинных стихов для уроков литературы. Интересно, что этот способ эффективен не только в начальных классах — для старших школьников зарифмованы физические законы и таблица Менделеева.

Мультики и развлекательные детские передачи с образовательной составляющей

Еще один отличный способ ненавязчиво учить детей — это мультики и развлекательные передачи. Этот формат идеально подходит современным детям, предпочитающим текстам аудиовизуальную информацию. Сегодня легко найти мультфильм или передачу на любую школьную тему. Можно выбрать серию по полюбившимся персонажам или подобрать выпуски под задачу: выучить алфавит, научиться считать или читать по слогам. Многие мультфильмы и передачи хороши тем, что содержат интерактивную часть, в которой герои предлагают детям выполнить задание, поразмышлять, вспомнить пройденный материал.

Сторителлинг и яркие персонажи

Сторителлинг — это самый универсальный прием, который должен быть в арсенале каждого взрослого. Через ярких персонажей и интересные истории дети легко вовлекаются в обучение и запоминают правила. Не зря этим способом пользуются создатели настольных игр, мультипликаторы и даже составители учебников, отправляющие персонажей в путешествия по страницам с правилами и задачами.

Этот прием очень пластичен — не только родители и педагоги могут рассказывать истории, но и дети. Истории, придуманные детьми, хорошо запоминаются ими и позволяют легко усвоить материал. Помимо того, что сторителлинг широко используется в обучении, он помогает в коррекции речи, развитии фантазии и эмоционального интеллекта.

Посещение музеев

Сегодня музеи предлагают не только красочно оформленные экспозиции, но и мероприятия: научно-развлекательные шоу, мастер-классы, квесты и викторины на проверку и закрепление знаний. Почти каждый музей имеет интерактивную зону, в которой можно поближе познакомиться с темой выставки: провести эксперимент, создать робота, потрогать метеориты, залезть в панцирь черепахи. Некоторые зоны оснащены шлемами виртуальной реальности, с помощью которых ребенок может с головой погрузиться в изучаемый мир: совершить путешествие по Солнечной системе или спуститься в батискафе на дно океана.

В некоторых музеях работают постоянные кружки и сообщества по интересам — например, в ботанических садах проходят выставки любителей кактусов. Кроме того, в музеях есть творческие зоны и кинотеатры с тематическими фильмами. Скучно точно не будет, ведь все заточено под то, чтобы дети учились через развлечение.

Как помочь ребенку раскрыть свои таланты и не дать школе его сломать - слайд

Рассказывает специалист в области развития детского эмоционального интеллекта.


Расспросили доктора психологии, ведущего российского эксперта в области развития эмоционального интеллекта детей Викторию Шиманскую о том, как раскрыть таланты ребенка в школе.

В школе детей учат неким универсальным умениям, требования ко всем одинаковые. Как сделать так, чтобы ребенок определил свои сильные стороны и развивал их?

Прямо сейчас напишите 10 талантов своего ребёнка. Например, он увлечён рисованием или компьютерными играми, языками или комиксами. А ещё он внимательный, или у него хорошо развиты фантазия и чувство юмора. Это тоже таланты.

5 шагов эмоционального воспитания, которые важно знать каждому родителю

Важен ли эмоциональный интеллект в вопросах учебы и, если да, то чем именно?

Что это значит? Прежде чем дать знание, нужно к нему подготовить ученика физически и эмоционально. Вспомните, как вы чувствовали себя, когда в 8 утра зимой шли в школу на математику, и сравните, как та же математика воспринималась после урока физкультуры. Это два абсолютно разных состояния.

Отсюда вывод: даже минутные игровые дыхательные упражнения помогают ребёнку подготовиться к получению знаний.

Как развивать и использовать эмоциональный интеллект младшим школьникам?

Почему злиться и обижаться — это нормально, и почему эмоциональный интеллект важнее образования

Помогает ли развитый эмоциональный интеллект в вопросах адаптации к школе и в общении со сверстниками?

Конечно. Давайте вспомним пирамиду Маслоу. Потребность в знаниях открывается только на пятом уровне и только после удовлетворения первичных потребностей. Очень важно, чтобы уровни уважения и принятия обязательно были удовлетворены.

Разберём на примере. Когда дети в классе знают имена друг друга, они чувствуют себя легко и свободно, лучше взаимодействуют в группе, не боятся сделать ошибки. Если же вокруг незнакомая и враждебная среда, мозг просто не готов переключаться на получение знаний. Поэтому очень важно научить ребёнка знакомиться, действовать в команде, показывать навыки взаимовыручки. Все это про развитие социально-эмоционального интеллекта.

Как с точки зрения развития эмоционального интеллекта подготовиться к школе?

Постепенно дети сами учатся так говорить, лучше понимать себя и своих сверстников. Когда ребёнок эмоционально готов к коммуникации, хорошо понимает себя и окружающих, он с удовольствием учится в школе.

Одарённые дети обладают высоким потенциалом в какой-либо сфере деятельности. Американский психолог Джозеф Рензулли (Joseph Renzulli) считает, что одарённость лежит на стыке способностей к какому-либо делу, креативности и мотивации.


Одарённые дети отличаются высокой нормой развития, то есть потенциалом, который может развиться в талант или заглохнуть. Одарённым в той или иной сфере считается каждый пятидесятый ребёнок.

Вундеркинды же с ранних лет опережают нормы развития и демонстрируют культурно значимые достижения. Например, Вольфганг Амадей Моцарт создал свои первые фортепианные произведения в пять лет, а математик Блез Паскаль в девять написал научный трактат. Вундеркинд рождается один на миллион человек.

Одарённость — это совокупность способностей, которые можно приложить к интересам ребёнка. Развивая лишь один навык, нельзя полагать, что вы совершенствуете одарённость.

Типы одарённости

Единой классификации не существует, но чаще всего психологи выделяют пять типов одарённости:

  • Интеллектуальная одарённость характеризуется повышенной наблюдательностью, концентрацией внимания и способностью анализировать информацию. Такие дети отличаются высоким IQ, обладают сильным критическим мышлением и, как правило, преуспевают в каком-то одном предмете.
  • Академическая одарённость подразумевает отличную память. Такие дети легко усваивают школьный материал, могут обучаться самостоятельно, потому что процесс учёбы приносит им удовольствие. Как правило, они способны пройти программу нескольких классов за один учебный год.
  • ‍Креативная одарённость может проявляться в богатой фантазии и нестандартном мышлении. Частный случай — творческая одарённость, то есть склонность детей к рисованию, танцам, музыке, стихосложению, актёрскому мастерству и другим искусствам.
  • Социальная одарённость заключается в наличии лидерских качеств, высоком уровне эмпатии, интуиции, яркой харизме. Такие дети могут непринуждённо общаться с людьми разных возрастов и часто обладают врождённым эмоциональным интеллектом — восприимчивостью к чувствам других.
  • Психомоторная одарённость предполагает опережающее возраст физическое развитие. Такие дети с ранних лет проявляют интерес к подвижным играм и спорту.

Как выявить одарённого ребёнка

Одарённость — это результат сложного взаимодействия наследственности, воспитания и саморазвития. В 50% случаев особые способности ребёнка проявляются к 5–6 годам и к 8 раскрываются в полной мере.

На сегодняшний день не существует единого метода, который позволил бы точно определить, одарён ребёнок или нет. Как правило, используется комплекс разных тестов. Например, для оценки уровня интеллектуального развития применяют Стэнфордский тест достижений, а для выявления творческих наклонностей — тест Торренса.

В домашних условиях выявить одарённость ребёнка можно только наблюдая, как он проводит время и какие темы вызывают у него огонь в глазах, а также помогая ему искать себя в различных видах деятельности.

Вот некоторые факторы, которые могут указывать на одарённость ребёнка. Эти критерии не являются обязательными, но время от времени могут проявляться:

  • Раннее развитие. Часто одарённые дети учатся говорить, читать и писать раньше других.
  • Хорошая концентрация и память. Если ребёнок легко запоминает стихи, слова песен и интересующие его факты — возможно, он обладает одарённостью.
  • Развитая речь. Словарный запас одарённых детей, как правило, шире, чем у сверстников. Они легко вводят в лексикон новые слова и умело ими пользуются.
  • Подвижное мышление. Одарённые дети рано учатся гипотетическому и абстрактному мышлению. Им свойственно совершенствовать игры и находить хитрые способы решения задач.
  • Богатая фантазия. По тому, как и во что ребёнок играет, тоже можно судить о его одарённости. Талантливые дети склонны придумывать целые миры, сюжеты с небанальными поворотами и самозабвенно перевоплощаться в персонажей своих фантазий.
  • Познавательный интерес. Одарённых детей могут интересовать более глубокие темы, чем сверстников. Если ребёнок долго и настойчиво проявляет интерес к определённой теме или деятельности, не удовлетворяется простыми ответами и жаждет докопаться до сути, это может быть признаком таланта.

Выявление у ребёнка одарённости не должно быть самоцелью, но можно помочь раскрыть потенциал ребёнка. Для этого нужно поощрять его увлечения, даже если они не кажутся чем-то стоящим. Ребёнок, любящий выдумывать несуществующие слова, возможно, станет в будущем выдающимся лингвистом, а юный любитель рисовать в школьных тетрадях узоры имеет шансы вырасти популярным дизайнером.

Мир всегда предъявляет повышенные требования к тем, кто выбивается из стандартов. Социум реагирует активно: конкурсы, олимпиады, ожидания родственников и педагогов, зависть сверстников. Неудачи и конкуренция создают напряжение, которое не даёт сосредоточиться. Поэтому одарённым детям важно обращаться за психологическими консультациями — предвосхищать проблемы, чтобы не решать их потом.

Школы для одарённых детей


Одарённые дети нуждаются в особом подходе, построенном на нескольких принципах:

Школ, отвечающих данным условиям, в России немного. Большинство расположено в крупных городах. Вот наиболее известные из них:

Один из вариантов обучения юных талантов — семейное образование. Родители могут подобрать для ребёнка подходящую программу и создать комфортные условия для занятий. Семейное обучение позволяет уделять больше времени дополнительным занятиям, совмещать учёбу с гастролями, спортивными соревнованиями или проходить программу быстрее сверстников.

Советы родителям одарённых детей

Совместно с психологом Еленой Петрусенко мы подготовили несколько советов по воспитанию одарённых детей.

Совет 1. Обращайтесь к специалистам

Если вы заметили, что ребёнок демонстрирует нетривиальные способности, обратитесь к специалистам. Психолог поможет определить тип одарённости, а тьютор — подобрать подходящую программу развития.

Психолог может помочь выявить способности, оценить степень тревоги и напряжения, помочь родителю найти ресурс и расставить приоритеты в создании условий для развития сильных сторон ребёнка.

Совет 2. Пробуйте разное

Развивайте таланты своего ребёнка, посещая кружки и секции. Там он не только сможет узнать больше о любимом деле, но и познакомиться с единомышленниками.

Совет 3. Не давите

Бывает, что ребёнок не хочет заниматься тем, к чему имеет предрасположенность. Например, обладая абсолютным слухом, ненавидит петь и обожает хоккей. Он имеет на это право.

Не стоит требовать от ребёнка безоговорочного успеха во всём, чем он занимается. Это ведёт к развитию синдрома отличника, который может иметь печальные последствия.

Совет 4. Хвалите, но не перехваливайте

Как бы ни впечатляли способности, не стоит постоянно подчёркивать исключительность ребёнка. Вера в собственное превосходство едва ли поможет ему влиться в какой-либо коллектив. А если с возрастом ребёнок перестанет опережать других в развитии, его может постичь тяжёлое разочарование.

Совет 5. Уравновешивайте развитие

Если ребёнок — интеллектуал, он всё равно должен много двигаться и регулярно бывать на свежем воздухе. Юному спортсмену, в свою очередь, важно не забывать про математику, правописание и другие дисциплины.

Совет 6. Ищите близких по духу

У развитых не по годам детей нередко возникают сложности с общением. Сверстники сторонятся их, либо они сами избегают контактов с другими детьми. Важно помочь ребёнку найти компанию, в которой он станет своим. Это необязательно должны быть ровесники, возможно, ему будет интереснее с ребятами постарше. Главное, чтобы они понимали его образ мыслей и разделяли его интересы.

Совет 7. Проявляйте чуткость

Не дайте одарённости ребёнка стать барьером между вами. Если его увлечения вам не близки и вы даже не понимаете, о чём он говорит, ищите другие точки соприкосновения и поддерживайте связь. Каким бы развитым ни был ребёнок — он всё ещё остаётся ребёнком, и ему необходимы ваша любовь, поддержка и одобрение.

Совет 8. Любите ребёнка таким, какой он есть

Если с возрастом способности ребёнка усреднятся — не расстраивайтесь. Половина одарённых детей к 15 годам перестают выделяться среди ровесников, и лишь немногие вырастают в настоящих гениев.

Одарённость в детстве не гарантирует успех во взрослом возрасте. В свою очередь, не все талантливые взрослые в детстве проявляли одарённость.

Наличие или отсутствие у ребёнка каких-либо талантов ни в коем случае не должно влиять на ваше отношение к нему. Любите его таким, какой он есть, позволяйте ему быть собой. Ведь главное — вырастить не гения, а психически здорового и счастливого человека.

Изображение на обложке: Siege Media / Dribbble

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Сегодня для России очень актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Потенциал нашей страны – это одарённые, талантливые дети и молодежь, который позволяет эффективно развиваться и решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.

Проблема развития одарённости в нашей школе актуальна, присутствуют все условия для развития обучающихся и выявления их способностей. Среди разных форм и методов работы с одарёнными детьми на первый план выдвигается формирование их интеллектуальных способностей. Креативные качества необходимо развивать независимо от уровня одарённости ребенка. Важно отыскать среди множества учеников мотивированных и талантливых детей. Этот процесс основан не только на выявлении уровня успеваемости, но и на опыте педагога, его интуиции. Приоритетным в работе учителя является умение выявить среди учащихся как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия самореализации.

Опыт работы показывает, что чем раньше начата работа с одарённым ребёнком, тем полнее, шире раскрывается его талант. Учителя начальных классов, начинаем эту работу с первого класса.

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённые дети - это дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста.

Виды одарённости:

- одарённость в практической деятельности;

- одарённость в познавательной деятельности;

- одарённость в художественно-эстетической деятельности;

- одарённость в коммуникативной деятельности;

- одарённость в духовно-ценностной деятельности.

Младший школьный возраст — это период впитывания, накопления и усвоения знаний. А так как перед учителями начальных классов стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности, важно не только установить уровень способностей и их разнообразие у детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.

Когда школьник с первого класса подготовлен, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения, то формирование его личности будет проходить на основе обогащения интеллектуального профиля.

В своей работе, для решения обозначенной задачи в нашей школе используются следующие формы работы с одаренными детьми:

- предметные и творческие кружки, внеклассные мероприятия, которые позволяют учащимся показать свое творчество в самых разных формах его проявления: сценическое творчество, фантазирование, воображение, придумывание и сочинительство;

- организация исследовательской и проектной деятельности;

- конкурсы, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины.

В своей деятельности учитель может использовать следующие приемы работы с одаренными детьми:

- Использование разнообразных дидактических игр.

Читайте также: