Положение о школьной службе примирения коновалов

Обновлено: 05.07.2024

Среднее образовательное учреждение — это место, где ребенок проводит большое количество времени на протяжении нескольких лет. Помимо нагрузки в виде новых предметов, большого количества информации и домашнего задания, учащиеся попадают в новую социальную среду. Как бы ни был дружен класс, какую хорошую превентивную работу ни проводили бы педагоги, полностью избежать конфликтных ситуаций невозможно. Для решения возникших противоречий и профилактики проблем в будущем создаются так называемые школы примирения. Они помогают наладить контакт между одноклассниками, улучшить взаимодействие педагога и класса, предупредить и устранить последствия правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

Кому и для чего нужна служба примирения

Создание школьной службы примирения повышает эффективность работы всего преподавательского состава. А главное, самого директора, который не только своевременно получает сигналы о возникновении конфликтных ситуаций, но и может получить наиболее полную информацию о сути конфликта. Родители, в свою очередь, знают: если в школе действует эта программа, то их ребенок может рассчитывать на помощь и поддержку не только со стороны семьи.

Еще один важный аспект работы школьных служб примирения: если конфликт уже произошел или правонарушение совершено, в центре внимания оказывается не только жертва, но и зачинщик. Но вместо порицания и осуждения виновник получает помощь, его тоже хотят понять и выслушать. Цель заключается не в том, чтобы рассказать лицу, начавшему конфликт, что он плохой и неправильный. Напротив, его точка зрения не менее интересна, его тоже попытаются выслушать, понять и разобраться в причинах совершенного проступка.

Основные принципы деятельности служб примирения таковы:

  • Добровольность участия. В решение конфликтов нельзя затягивать никого силой, участники должны быть заинтересованы в восстановлении доброжелательных отношений.
  • Нейтральность арбитра, разрешающего спор. Этим лицом чаще всего выступает преподаватель, важно его умение беспристрастно выслушать каждого ученика.
  • Информированность всех сторон. Учащиеся имеют право на получение исчерпывающих сведений о том, кто и как может помочь им, каковы условия участия в программе примирения.
  • Конфиденциальность. Этот пункт становится особенно важным, если речь идет о совершенном правонарушении. Пострадавший должен быть уверен в том, что вся личная информация не станет известна посторонним.
  • Ответственность сторон. Ведущий — лицо, которое помогает разрешить конфликт, — следит за безопасностью и комфортом всех участников. Вторые, в свою очередь, ответственны за результативность процесса.

Как работает школьная служба примирения

Принципы создания и функционирования школьных служб примирения были сформулированы в таких документах и программах:

Одно из ключевых понятий школьной службы примирения — медиация. Это процесс, в котором беспристрастное лицо (медиатор) помогает сторонам урегулировать конфликт. Сначала происходит встреча и беседа с каждой из сторон отдельно, затем они встречаются и под руководством преподавателя обсуждают ситуацию и приходят к консенсусу. Если речь идет о совершенном серьезном правонарушении, готовность сторон примириться с помощью службы может быть учтена в судебном разбирательстве.

Общая программа школьной службы примирения визируется и утверждается директором, в дальнейшем педагоги опираются на нее при разработке индивидуальных программ для каждой конкретной ситуации.

Как организовать школьную службу примирения

Если директор и педагогический коллектив, посовещавшись с родителями, приходят к решению участвовать в программе, первое, что должна подготовить администрация, — план работы школьной службы примирения. Он включает в себя все пункты, которые необходимы для эффективного функционирования системы:

  • График всех действий и совещаний.
  • Поиск тренеров и подготовка медиаторов из состава преподавателей.
  • Информирование о запуске программы (в том числе, например, создание сайта школьной службы примирения).
  • Классные часы и стенды для отбора волонтеров среди учеников.
  • Практические занятия и индивидуальные беседы с детьми, проявившими инициативу.

План работы школьной службы примирения разрабатывается на год. К концу указанного в документе периода подводятся итоги и оценка эффективности, вносятся необходимые коррективы.

Какие документы нужны для организации

Приказ о создании школьной службы примирения — основной документ, подписывается директором и включает в себя:

  • Непосредственно само указание на создание службы.
  • План работы школьной службы примирения и ее состав (руководитель и несколько преподавателей).
  • Цели, принципы, задачи и порядок формирования службы.
  • Порядок организации деятельности.

На момент разработки документации школьной службы примирения желательно определиться с выбором тренера. Как правило, директор отправляет запрос в региональные центры восстановительной медиации для привлечения специалиста.

На заседании педсовета рассматривается и утверждается положение о школьной службе примирения, в котором ставятся конкретные задачи на учебный год, назначаются ответственные лица и определяется порядок действий.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Организация Школьной службы примирения в школе основывается на Положении, утверждённом директором школы.

ВложениеРазмер
Положение о Школьной службе примирения 25.67 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждено:
Директор МКОУ СОШ

Положение о Школьной службе примирения


1. Общие положения

1.1. Школьная служба примирения является социальной службой, действующей в школе на основе добровольческих усилий учащихся.

1.2. Школьная служба примирения действует на основании действующего законодательства, устава школы и настоящего Положения.

2. Цели и задачи Школьной службы примирения

2.1. Целью деятельности Школьной службы примирения является содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия.

2.2. Задачами деятельности Школьной службы примирения являются:

2.2.1. Проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов и ситуаций криминального характера.

2.2.2. Обучение школьников методам урегулирования конфликтов.

3. Принципы деятельности Школьной службы примирения

3.1. Деятельность Школьной службы примирения основана на следующих принципах:

3.1.1. Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.

3.1.2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности.

3.1.3. Принцип нейтральности, запрещающий Школьной службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что Школьной служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.

4. Порядок формирования Школьной службы примирения

4.2. Руководителем Школьной службы примирения является заместитель директора по воспитательной работе, назначенный приказом директора.

4.3. Вопросы членства в службе примирения, требований к школьникам, входящим в состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться Уставом, принимаемым Школьной службой примирения самостоятельно.

5. Порядок работы Школьной службы примирения

5.1. Школьная служба примирения может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, учащихся и их родителей, администрации школы, членов службы примирения.

5.2. Школьная служба примирения принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица школы.

5.3. Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в данной программе. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение, для проведения программы также необходимо согласие родителей.

5.4. В случае если примирительная программа планируется на этапе дознания или следствия, то о ее проведении ставится в известность администрация школы и при необходимости производится согласование с соответствующими органами внутренних дел.

5.5. Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель Школьной службы примирения.

5.6. Примирительная программа не может проводиться по фактам правонарушений, связанных с употреблением наркотиков и крайними проявлениями жестокости. В примирительной программе не могут участвовать лица, имеющие психические заболевания.

5.7. Школьная служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае.

5.8. В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты фиксируются в примирительном договоре.

5.9. При необходимости, Школьная служба примирения передает копию примирительного договора администрации школы.

5.10. Школьная служба примирения осуществляет контроль над выполнением обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств договора Школьная служба примирения помогает сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления.

5.11. При необходимости, служба примирения содействует в предоставлении участникам примирительной программы доступа к услугам по социальной реабилитации.

6. Организация деятельности Школьной службы примирения

6.1. Школьной службе примирения по согласованию с администрацией школы предоставляются помещения для сборов и проведения примирительных программ (кабинет педагога-психолога и кабинет социального педагога), а также возможность использовать иные ресурсы школы - такие, как оборудование, оргтехника, канцелярские принадлежности, средства информации и другие.

6.2. Должностные лица школы оказывают Школьной службе примирения содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов и школьников.

6.3. Школьная служба примирения имеет право пользоваться услугами психолога, социального педагога и других специалистов школы.

6.4. Администрация школы содействует Школьной службе примирения в организации взаимодействия с социальными службами и другими организациями.

6.5. В случае если примирительная программа проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация школы может ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.

7. Заключительные положения

7.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.

7.2. Изменения в настоящее положение вносятся директором школы по предложению Школьной службы примирения или органов школьного самоуправления.

Пакеты документов для школы
Положения
для
школы
Инструкции
для детских
лагерей
Должностные
инструкции
для школы
Документы
по Охране труда
в школе
Пожарная
безопасность
в школе
Инструкции
для
кабинетов
Документы
по ГО и ЧС
в школе
Документы
для котельной
школы
Инструкции
для организаций
питания

Пакеты документов для детского сада
Положения
для
ДОУ
Должностные
инструкции
для ДОУ
Охрана
труда
в ДОУ
Пожарная
безопасность
в ДОУ
Документы
по ГО и ЧС
в ДОУ
Документы
для котельной
ДОУ

Положение
о службе школьной медиации (примирения)

1. Общие положения

  • медиативная модель - служба школьной медиации;
  • восстановительная модель - школьная служба примирения.



скачать: Положения для Школы
108 положений поштучно и пакетом. Дата обновления: 08.10.2021 г.

2. Цели и задачи службы школьной медиации (примирения)

2.1. Основная цель службы школьной медиации (примирения) состоит в формировании благополучного, гуманного и безопасного пространства для полноценного развития и социализации обучающихся, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.
2.2.

3. Порядок работы службы школьной медиации

  • виды споров, урегулирование которых проводится в соответствии с данными правилами;
  • порядок выбора или назначения медиаторов;
  • порядок участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации;
  • сведения о стандартах и правилах профессиональной деятельности медиаторов, установленных соответствующей организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации;
  • порядок проведения процедуры медиации, в том числе права и обязанности сторон при проведении процедуры медиации, особенности проведения процедуры медиации при урегулировании отдельных категорий споров, иные условия проведения процедуры медиации.

3.13. В соглашении о проведении процедуры медиации стороны вправе указать на самостоятельное определение медиатором порядка проведения процедуры медиации с учетом обстоятельств возникшего спора, пожеланий сторон и необходимости скорейшего урегулирования спора.
3.14. Медиатор не вправе вносить, если стороны не договорились об ином, предложения об урегулировании спора.
3.15. В течение всей процедуры медиации медиатор может встречаться и поддерживать связь как со всеми сторонами вместе, так и с каждой из них в отдельности.
3.16. При проведении процедуры медиации медиатор не вправе ставить своими действиями какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права и законные интересы одной из сторон.
3.17.

  • заключение сторонами медиативного соглашения - со дня подписания такого соглашения;
  • заключение соглашения сторон о прекращении процедуры медиации без достижения согласия по имеющимся разногласиям - со дня подписания такого соглашения;
  • заявление медиатора в письменной форме, направленное сторонам после консультаций с ними по поводу прекращения процедуры медиации ввиду нецелесообразности ее дальнейшего проведения - в день направления данного заявления;
  • заявление в письменной форме одной, нескольких или всех сторон, направленное медиатору, об отказе от продолжения процедуры медиации - со дня получения медиатором данного заявления;
  • истечение срока проведения процедуры медиации.

4. Функционирование и развитие служб примирения в образовательных организациях

4.1. Школьные службы примирения в целях реализации восстановительного подхода помогают участникам образовательных отношений в конфликтной/проблемной ситуации укрепить сотрудничество и ответственную позицию, вместе найти решение и согласованно его реализовать.
4.2.

  • один или несколько обученных взрослых - ведущих восстановительных программ, один из которых назначается руководителем ШСП;
  • команда школьников-волонтеров ШСП, проводящих восстановительные программы между сверстниками;
  • родители (законные представители) обучающихся.
  • принятие самими участниками конфликтной ситуации на себя ответственности по ее урегулированию, исключающей насилие и дальнейшее причинение вреда;
  • восстановление у участников конфликта способности понимать последствия ситуации для себя, своих родных, второй стороны;
  • прекращение взаимной вражды и нормализация отношений;
  • ответственность обидчика перед жертвой (если в ситуации был правонарушитель) состоит в заглаживании причиненного вреда (или принесенной обиды) насколько возможно силами самого нарушителя;
  • выход из состояния жертвы тех, кому были причинены вред, обида или несправедливость (если такие были в ситуации) за счет заглаживания обидчиком причиненного жертве вреда, и ответы на волнующие жертву вопросы со стороны обидчика и его близких;
  • планирование сторонами конфликта их конкретных действий - кто и что именно будет делать, что позволит избежать повторения подобных ситуаций в дальнейшем и не допустить клеймения и отвержения кого-либо из участников;
  • помощь близких и уважаемых сторонами конфликта людей в актуализации нравственных ориентиров и ценностей, поддержка ими позитивных изменений и выполнение заключенного примирительного договора (плана).
  • нейтрального отношения специалиста и самостоятельного нахождения решения самими участниками ситуации. Специалист не может побуждать стороны к принятию того или иного решения по существу конфликта. Он не является защитником, советчиком или обвинителем для какой-либо из сторон, не выносит решения и в равной степени поддерживает действия участников, направленные на урегулирование ситуации в рамках восстановительного подхода и ценностей примирения;
  • добровольного участия в восстановительной программе. Допускается направление участников ситуации на предварительную встречу, но итоговое решение об участии в общей встрече люди принимают добровольно;
  • конфиденциальности восстановительной программы - за ее пределы выносится только то, на что стороны дали свое согласие (договор, соглашение, план действий по решению конфликта и иные договоренности);
  • информированности сторон специалистом восстановительной программы о сути программы, ее процессе и возможных последствиях;
  • ответственного отношения сторон за результат, а специалиста - за организацию процесса и за безопасность участников на встрече;
  • заглаживание вреда - при совершении общественно опасных деяний ответственность состоит, в том числе, в заглаживании причиненного вреда.
  • получение информации о происшествии или запроса;
  • проведение индивидуальной/предварительной встречи (или серии встреч) с каждой из сторон;
  • проведение общей совместной встречи всех заинтересованных участников для обсуждения ситуации, поиска выходов и разработки согласованного решения, соглашений или плана;
  • обратная связь от участников по выполнению принятых ими решений.

4.10. Основные восстановительные программы и типичные ситуации, в которых применяются данные программы, представлены в таблице (см. Приложение 1).

5. Организация деятельности службы школьной медиации (примирения)

5.1. Образовательная организация предоставляет помещение для службы школьной медиации (примирения) необходимое для сборов и проведения медиативно-восстановительной работы, а также возможность использовать оборудование, канцелярские принадлежности, оргтехнику и иные ресурсы.
5.2. Администрация школы содействует СШМ (примирения) в организации взаимодействия с педагогами, а также социальными службами и другими организациями. Администрация поддерживает обращения педагогов и обучающихся в службу медиации, а также содействует освоению ими навыков восстановительного разрешения конфликтов.
5.3. Педагогические работники школы оказывают службе медиации содействие в распространении информации о деятельности СШМ (примирения) среди педагогов, обучающихся, их родителей (законных представителей).
5.4. Администрация общеобразовательной организации поддерживает участие специалистов службы медиации в собраниях ассоциации (сообщества) медиаторов, супервизиях и в повышении их квалификации.
5.5. Служба школьной медиации (примирения) может вносить предложения по снижению конфликтности в образовательной организации на рассмотрение администрации школы.

6. Порядок формирования службы школьной медиации (примирения)

6.1. В состав службы медиации могут входить лица, осуществляющие деятельность медиатора, как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе.
6.2. Осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости.
6.3. Деятельность медиаторов на профессиональной основе осуществляют лица, достигшие возраста двадцати пяти лет, имеющие высшее образование и получившие дополнительное профессиональное образование по вопросам применения процедуры медиации.
6.4. Руководителем службы школьной медиации может быть заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, психолог или педагогический работник, который назначается приказом директора общеобразовательной организации, прошедший специализированное обучение, и на которого возлагаются обязанности по руководству и развитию службы школьной медиации (примирения).
6.5. Родители (законные представители) дают согласие на работу своего ребенка в качестве ведущих примирительных встреч (медиаторов).

7. Документы службы школьной медиации (примирения)

  • план работы СШМ;
  • журнал учета обращений в СШМ;
  • соглашение о проведении процедуры медиации;
  • настоящее Положение о службе медиации.

7.2. Соглашение о проведении процедуры медиации заключается в письменной форме.
7.3.

  • о предмете спора, конфликта и т.д.;
  • о медиаторе, медиаторах или об организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации;
  • о порядке проведения процедуры медиации;
  • об условиях участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации;
  • о сроках проведения процедуры медиации.

7.4. Медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон.

8. Заключительные положения

8.1. Настоящее Положение о службе школьной медиации (примирения) является локальным нормативным актом, принимается на Совете школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора организации, осуществляющей образовательную деятельность.
8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
8.3. Положение о службе школьной медиации принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.8.1. настоящего Положения.
8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

Перечень ситуаций и применение восстановительной программы



скачать: Положения для Школы
108 положений поштучно и пакетом. Дата обновления: 08.10.2021 г.



скачать: Должностные инструкции для Школы (Профстандарт)
51 инструкция поштучно и пакетом, обновление - 3 сентября 2021 года!

Цель службы примирения – ограничить административно-наказующие реакции взрослых и агрессивные реакции подростков на конфликтные ситуации и заменить их на переговоры и восстановительные действия в максимальном числе случаев.
Мы считаем, что драки в школе изжить не удастся и, конечно, административные действия необходимы. Таким образом, школьная служба примирения – это именно альтернатива существующим способам. Важно, чтобы с самого начала сторонам предлагалось решить ситуацию самостоятельно.
Модель службы примирения оформилась и в настоящее время состоит из следующих элементов (см. схему).


Внутреннее устройство службы

Взаимодействие службы с пространством школы

Удержание ценностей службы и мастерства

Образовательная функция службы

На наш взгляд, квалификация, получаемая ведущими ШСП, уникальна. Ни один тренинг по толерантности или навыкам общения не может сравниться с участием в решении конфликта ровесников. Не сравнится хотя бы потому, что ведущий участвует в решении реальной, значимой для него и других участников ситуации, в которой обе стороны считают себя правыми, и надо помочь им самим найти выход.
Навыки переговорщика медиатор может использовать не только в службе примирения, но и в своей семье (о чем нам не раз говорили сами подростки), в общении с друзьями, а также в своей будущей работе (кем бы он ни работал, навыки общения в сложной ситуации ему будут нужны).

Место службы примирения в школьном сообществе

Методические рекомендации по внедрению восстановительных технологий

Методические рекомендации по развитию сети служб медиации примирения 2020

Список нормативных документов для служб примирения 2020

Стандарты восстановительной медиации

Информационные листы, буклеты

  • Официальный интернет-портал государственных услуг
  • Культура.рф
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Официальный сайт Минпросвещения России
  • Официальный сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
  • Маркетинговые материалы
  • Департамент информатизации и связи Свердловской области
  • Материалы Федеральной налоговой службы
  • Материалы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии

Дата последнего изменения на сайте: 22.02.2022

При использовании материалов сайта активная прямая ссылка на источник обязательна

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Читайте также: