Зона степей 4 класс школа россии окружающий мир никифорова

Обновлено: 08.07.2024

Учебник: Плешаков А.А.Окружающий мир. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2ч. Ч. 1 / А.АПлешаков, Е.А. Крючкова. – 4-е изд. - М.: Просвещение, 2015.

Тема урока : Зона степей.

Тип урока: Комбинированный

Цель : формирование у учащихся представления о природной зоне степей.

- ознакомить с географическим положением зоны степей, её климатическими особенностями, животным и растительным миром, деятельностью людей, живущих в этой зоне и экологическая ситуация;

- развивать логическое мышление (анализ, сравнение, поиск соответствия, выводы и умозаключения), речь и память;

- формировать навык осмысленного чтения, поиска ответа на вопрос в тексте.

Планируемые результаты :

Познавательные: проверять информацию, находить информацию в учебниках, наглядных пособиях, при просмотре видеофильмов научного содержания.

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия.

Личностные – способность к самооценке своих действий и поступков.

Оборудование : Интерактивная доска ActivBoard Prometei с системой голосования ActiVote (только для теста), можно заменить проектором с экраном и колонками, учебник, Карта климатических зон России, карточки для парной, групповой и индивидуальной работы (Приложение 4, 5)

1. Организационный этап.

Учитель : Прозвенел уже звонок.

Куда мы с вами попадём –

Узнаете вы скоро.

- Проверьте, есть ли у Вас на парте дневник, учебник, пенал. Если все готово, тихонечко садитесь.

Учащиеся: Настраиваются на урок, проверяют наличие необходимых школьных принадлежностей.

2. Актуализация знаний.

1) Мотивация (Просмотр мультфильма ПРИЛОЖЕНИЕ2)

Учитель: - Посмотрите небольшой мультфильм и подумайте, зачем я его вам показала.

Учащиеся: смотрят фильм.

Учитель: - Какие мысли появились при просмотре мультфильма?

Учащиеся: Делятся мыслями об экологическом содержании фильма.

Учитель : - Какое отношение он имеет к материалу наших уроков?

2) Тестирование (тест ПРИЛОЖЕНИЕ3, Слайд 2 ПРИЛОЖЕНИЕ1)

Учитель: - Проверим, как вы усвоили материал прошлого урока, как закрепили полученные знания дома.

Учащиеся: Выполняют задания теста, отправляя ответ при помощи пульта для голосования.

Учитель: - Оцените себя (учитель выводит на экран результаты теста – учащиеся сами себя оценивают по критериям на слайде ).

Учащиеся: Оценивают себя по заданным критериям.

3. Самоопределение к деятельности

Работа в паре (Карточки с кроссвордом ПРИЛОЖЕНИЕ 4; Слайды 3-4 ПРИЛОЖЕНИЕ1)

Учитель: - Мы побывали в зоне Лесов и движемся дальше на юг. Объединитесь в пару с соседом по парте и разгадайте кроссворд. В выделенных клетках появится тема нашего урока.

Учащиеся: Решают кроссворд на карточке в паре.

Учитель: - Проверим вашу работу.

Учащиеся: Отвечая по руке, проверяют решение кроссворда.

Учитель: - Итак, тема урока.. .

Учащиеся: - Зона степей.

Учитель: - Дополните предложения на слайде, формулируя цель и задачи урока.

Учащиеся: Цель – изучение особенностей степей. Задачи: Выяснить, где на карте расположена зона степей. Определить климатические особенности степей. Узнать, какие растения и животные населяют зону степей. Узнать о роли человека в степи.

4. Работа по теме

а) География и климат степей

Индивидуально-фронтальная работа (карточка ПРИЛОЖЕНИЕ6 , видеофайл ПРИЛОЖЕНИЕ 5, Слайд 5 ПРИЛОЖЕНИЕ1)

Учитель: - Ознакомьтесь с текстом на карточке. После просмотра фильма, вы впишете в него пропущенные слова.

Учащиеся: Знакомятся с текстом, в который надо вставить пропущенные слова. Смотрят видео. Вписывают пропущенные слова.

Учащиеся: З накомятся с информацией по теме в учебнике. Выполняют самопроверку.

Учитель: - Правильно ли я поняла, что зона степей расположена южнее зоны лесов. Найдите ее на карте в учебнике с.72-73.

- Каким цветом обозначена? Что за зона расположена между зоной лесов и степями?

Учащиеся: отвечают на вопросы. Находят карту в учебнике. Двое учащихся по выбору учителя показывают зону лесостепи и степи на большой карте у доски.

Учитель: - Итак, мы узнали, что степь – сухая зона. Что весной здесь тепло и влажно, а летом сухо и жарко. Дожди бывают редко, но дуют ветры – суховеи и бывают пыльные бури. Здесь не растут деревья, но плодородная почва – Чернозем.

б) Растения степи

Групповая работа (Задания в ПРИЛОЖЕНИЕ7, слайд6 ПРИЛОЖЕНИЕ1)

Учитель: - Поговорим о степных растениях. Вы уже многое знаете о степи.

- Какие растения: травянистые, деревья или кусты образуют покров степной зоны? Как вы думаете, почему?

Учащиеся: - Травянистые растения. Деревьям нужно тепло и много влаги. Тепло в степи есть, а влаги мало.

Учитель: - Каким образом некоторые растения приспособились к климату, вы расскажете после работы в группах.

Учащиеся: Работают в группах по инструкции, после чего отчитываются о проделанной работе.

Учитель: - Итак, некоторые растения, например ирис и тюльпан, цветут только весной, остальное время, спасаясь от жары, наземная часть исчезает, а в земле остается запас питательных веществ растения в виде луковицы. Другие же растения, ковыль и типчак, не боятся засухи благодаря узким листьям и толстой оболочке, не позволяющим испарятся влаге.

Физкультминутка:

Учитель: Я буду называть признак какой-либо природной зоны. Если признак характеризует Арктику – вы прыгаете, чтобы согреться (1 раз), если признак тундры – присядете, как будто собираете бруснику, если признак леса – взмах руками над головой (как крыльями), если я говорю про степь повернитесь вокруг себя, как будто осматриваете широкий простор.

Итак, там почти не образуется почва ( прыгают ), там живет белый медведь ( прыгают ), из-за вечной мерзлоты и холода там много болот и озёр ( присели ), эта зона занимает наибольшую часть России ( взмах руками ), там водятся лемминги ( присели) , бывают суховеи ( повернулись ) и т.д.

в) Животные степи

Беседа, рассказ и игра (слайды 7-10 ПРИЛОЖЕНИЕ1, Игра ПРИЛОЖЕНИЕ8)

Учитель: - Напомните, какие растения преобладают в степи.

Учащиеся: - Травянистые.

Учитель: - Какие животные в большом количестве обитают в траве?

Учащиеся: - Насекомые.

Учитель: В степи, действительно обитает много насекомых, которые питаются разными частями растений (бабочка и шмель) или же другими насекомыми (кузнечик (степная дыбка) и кобылка). Обитают тут и муравьи, термиты.

Обитают здесь так же травоядные и насекомоядные животные. Предположите, о ком я говорю?

Учащиеся: Птицы

Учитель: Конечно, это насекомоядные и травоядные птицы: дрофа, серая куропатка. Птицы вьют гнезда на земле. Почему?

Учащиеся: Б ольше негде, деревьев и кустов нет.

Учитель: Все жители степи - некрупные животные, вынужденные держаться ближе к земле. Грызуны (суслики, хомяк) делают норы для защиты от хищников, там же они хранят свои припасы. Животные степи приспособились к жизни в условиях засушливого климата, открытой местности. Например, сайгаки быстро бегают, спасаясь от хищников, некоторые животные имеют маскировочный окрас. Одни животные (сурки, черепахи, ящерицы) в период бескормицы впадают в спячку, а другие улетают в теплые края.

Учащиеся: слушают рассказ учителя. Рассматривают картинки на слайдах и в учебнике.

Учитель: - Полученные знания используем в игре. Во время игры можно пользоваться учебником с.112-113.

Учащиеся: Играют в игру. Находят лишнее животное – белка-летяга

г) Роль человека в степи

Учитель: - Нам с вами осталось поговорить о роли человека в зоне степей. На слайде вы видите три слова. Обсудите с соседом, какие занятия человека я зашифровала этими словами.

Учащиеся: Обсуждают. Высказывают предположения.

Учитель: Под травами образовались почвы, богатые чернозёмом. Черноземные почвы, теплое солнечное лето позволяют выращивать ценнейшие культурные растения. Здесь выращивают пшеницу, кукурузу, сахарную свеклу и подсолнечник. Большие площади заняты бахчами, огородами, садами. Население занимается так же разведением скота: коров, овец, свиней, снабжая молочными т мясными продуктами разные районы страны.

Как вы думаете, развитое сельское хозяйство – это хорошо или плохо?

Учащиеся : Высказывают мысли.

Учитель: Развитое сельское хозяйство, это, безусловно, замечательно. Это пища, это одежда для людей, но при неумеренном использовании природных ресурсов появляются масштабные экологические проблемы. Подумайте, какие экологические проблемы выражены этими знаками (на слайде).

Учащиеся: Распашка степей, выпас скота, истребление браконьерами птиц.

Учитель: Многим птицам, растениям степи грозит исчезновение. Вы правильно назвали главные причины: неумеренная распашка степей под поля, неумеренный выпас скота, приводящий к разрушению почв, браконьерство. На данный момент в Красную книгу внесены животные: журавль-красавка, дрофа, кузнечик степная-дыбка и растение тонколистый пион. Некоторые участки степей охраняются в заповедниках Ростовский, Оренбургский. Охота на редких животных запрещена.

5. Закрепление

а) Составление пищевых цепей

Работа в группах (ПРИЛОЖЕНИЕ 9)

Учитель: - Составьте из данных картинок пищевые цепи, характерные для степи. Какие цепи получились?

Ученики: Совещаются, затем рассказывают, что получилось. Например: тюльпан – крот - степной волк; типчак – кузнечик – жаворонок – орел; ковыль – суслик – гадюка.

Фронтальная работа (ПРИЛОЖЕНИЕ 10)

Учитель: Полученные в ходе урока знания вы можете применить при решении теста.

Ученики: решают совместно тест, по очереди выходя к доске.

6. Домашнее задание

7. Итог и рефлексия

Учитель: - Итак, какую тему изучали? Какие задачи ставили? Что успели? Что не успели?

Ученики: отвечают на вопросы.

Ученики: Выполняют задание, проверяют себя, принимают участие в обсуждении ошибок.

Учитель: Спасибо за работу. Урок окончен.

Список использованные источников:

2. Плешаков А.А.Окружающий мир. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2ч. Ч. 1 / А.АПлешаков, Е.А. Крючкова. – 4-е изд. - М.: Просвещение, 2015.

3. Плешаков А.А., Крючкова Е.В. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобраз учреждений. В 2-х ч. Ч.1.М: Просвещение, 2014.

4. Для презентации использованы картинки поисковой системы Яндекс.

6. Контрольно измерительные материалы. Окружающий мир. 4 класс / Сост. И.Ф. Яценко. – 11-е изд. – М.: ВАКО, 2018.

Основное приложение. Используется в качестве наглядности в течение всех этапов урока.

Фильм используется на этапе актуализации знания для плавного вхождения учащихся в рабочее настроение, как атмосферный мотивирующий момент, как связь данного урока с предыдущим.

На каждой странице с вопросом учитель запускает голосование, дети отвечают на вопрос нажатием соответствующей кнопки на пульте. После ответа на последний вопрос учитель сохраняет результаты учащихся в формате Exsell. При открытии сохраненного документа дети сами могут себя оценить по данным критериям на слайде презентации.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

С О В А В Л Д Я Т Е Л М Е Д Е Д Ь И П А Ь С Ы Р КРОССВОРД

С О В А В Л Д Я Т Е Л М Е Д Е Д Ь И П А Ь С Ы Р КРОССВОРД

Окружающий мир 4 класс

Окружающий мир 4 класс

Найдите на карте природных зон России зону степей. В каком тепловом поясе Зем.

Найдите на карте природных зон России зону степей. В каком тепловом поясе Земли она находится? Что вы можете рассказать о ней по карте?

Степи Лесостепи Степи – обширные безлесные пространства.

Степи Лесостепи Степи – обширные безлесные пространства.

Зона степей располо-жена южнее зоны ле-сов, она тянется вдоль юго-западной г.

Зона степей располо-жена южнее зоны ле-сов, она тянется вдоль юго-западной грани-цы России. Эта зона расположена в уме-ренном поясе, но бли-же к северному тропи-ку. Большая часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, а небольшая часть – на Западно-Сибирской. ʹ

В степной зоне очень тёплое, продолжи-тельное, засушливое лето. Часто дуют г.

В степной зоне очень тёплое, продолжи-тельное, засушливое лето. Часто дуют горячие сухие ветры – суховеи. Иногда они перерастают в пыльные бури. Дожди здесь бывают редко. Обычно они ливневые. Почвы в зоне степей очень плодородные. Сухая степь Пыльная буря

3 группа Растения (с.114-115) Примеры растений. Как приспо- собились к жиз.

3 группа Растения (с.114-115) Примеры растений. Как приспо- собились к жизни? 2 группа Животные (с.116-118) Примеры животных. Как приспо- собились к жизни? 1 группа Степи и человек (с.119-120) Экологические проблемы. Растения и животные, занесённые в Красную книгу.


Все растения степи травянистые, растут на пло-дородной почве. У тюльпанов, и.

Все растения степи травянистые, растут на пло-дородной почве. У тюльпанов, ирисов, таволги после цветения листья и стебли отмирают, а в почве до следующей весны остаётся луковица с запасом питательных веществ. Тюльпаны Таволга Ирисы

Ковыль и типчак приспособились по-другому. Эти растения растут в виде крупно.

Ковыль и типчак приспособились по-другому. Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Их листья узкие, чтобы испарялось меньше влаги, а корни уходят глубоко в землю. Ковыль Типчак

Луковицы Длинные Узкие Мясистые

Луковицы Длинные Узкие Мясистые


Кобылка Пчела Бабочка Кузнечик

Кобылка Пчела Бабочка Кузнечик

Степной жаворонок Серая куропатка Дрофа Журавль-красавка

Степной жаворонок Серая куропатка Дрофа Журавль-красавка

Хомяк Мышь-полёвка Суслики

Хомяк Мышь-полёвка Суслики

Степная гадюка Степной орёл Степной хорёк

Степная гадюка Степной орёл Степной хорёк

Особое строение тела позволяет рыть норы и передвигаться по ним. Окрас под цв.

Особое строение тела позволяет рыть норы и передвигаться по ним. Окрас под цвет растительности делает животных незаметными. Норы защищают животных от хищников и перепадов температур. Скорость позволяет убежать от хищников или догнать жертву.

Неумеренный выпас скота Распашка степных земель Браконьерство

Неумеренный выпас скота Распашка степных земель Браконьерство


Степной орёл Журавль-красавка Дрофа Пион тонколистный Кузнечик степная дыбка

Степной орёл Журавль-красавка Дрофа Пион тонколистный Кузнечик степная дыбка

Каковы особенности природы степной зоны? Почему степи почти везде распаханы?

Каковы особенности природы степной зоны? Почему степи почти везде распаханы?

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 206 человек из 53 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 590 910 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 18.05.2016 41013
  • PPTX 39.6 мбайт
  • 8472 скачивания
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Головина Ирина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

В России действуют более 3,5 тысячи студенческих отрядов

Время чтения: 2 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Приемная кампания в вузах начнется 20 июня

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цели: сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; ознакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека.

Формируемые УУД: познавательные — проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; коммуникативные — задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные — способность к самооценке своих действий, поступков.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа

— Послушайте, о чем я случайно услышала.

Раз иду я через двор

И слышу такой разговор:

«Мы на солнечной поляне

Загорали, жгли костер,

Пили квас, консервы ели,

Хоровые песни пели.

Веселились, как могли,

Отдохнули и ушли!

И остались на полянке

У потухшего костра

Две разбитых нами склянки,

Две размокшие баранки —

- Укажите на ошибки ребят, которые они допустили во время отдыха. (В лесу после своего отдыха нельзя оставлять мусор. Стеклянные, железные предметы надо обязательно уносить с собой. Уходя, кострище нужно закрыть дерном. Пищевые отходы и бумагу можно закопать, они сгниют.)

2. Тест

1. Природная зона лесов состоит из:

2. Самую большую территорию занимают:

а) смешанные леса

в) широколиственные леса

3. В тайге растут:

а) пихты, ели, лиственницы +

б) дубы, сосны, ели

в) березы, липы, лиственницы

4. В Красную книгу занесены животные лесной полосы:

а) овцебык, морж, розовая чайка

б) краснозобая казарка, кречет, стерх

в) зубр, амурский тигр, утка-мандаринка +

5. Экологические проблемы лесной зоны связаны:

а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой +

б) с неблагоприятными погодными условиями

в) с участившимися лесными пожарами

6. На территории зоны лесов расположен заповедник:

7. Охрана лесов — это:

а) обязанность государства

б) обязанность государства и долг каждого гражданина +

в) забота самих обитателей леса

3. Работа в группах

— Исправьте географические ошибки в тексте.

Лесная зона расположена к северу (правильно — к югу) от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые (правильно — болееe мягкие), чем в тундре. Растительный мир беден (правильно — богат). Большую территорию зоны занимает широколиственный (правильно — хвойный) лес. В лесной зоне широко распространенными (правильно — редкими) животными являются зубр, амурский тигр, утка-мандаринка. Лес не является (правильно - является) домом для растений, животных, грибов.

4. Работа в парах

- Давайте проверим друг у друга выполнение задания 2 на с. 50 рабочей тетради.

III. Самоопределение к деятельности

Кроссворд

Куда приведет нас дорога —

Хотите об этом узнать?

Тогда постарайтесь скорее

Этот кроссворд разгадать.

(Ученики работают в группах.)


(Ключевое слово в выделенных клетках: степи.)

(На доске учитель записывает тему урока.)

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

— Что мы будем делать для достижения этой цели?

— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

IV. Открытие нового знания

1.Индивидуальное задание

(После окончания индивидуальной работы путем подсчета поднятых рук учитель выясняет мнения учеников и фиксирует на доске. Желающим предлагается обосновать свою точку зрения.)

№ п/п

Утверждение

До чтения

После чтения

В степной зоне дуют горячие сухие ветры — суховеи

Наибольшую трудность для жизни растений в степях представляет недостаток питательных веществ

В степи мало насекомых

Самая мелкая птица — степной орел

Самые плодородные почвы — степные черноземы

— Давайте проверим ваши предположения.

2. Работа в парах

(Ученики в парах читают текст на с. 110—115 учебника. Возвращение к верным и неверным утверждениям. Верные утверждения № 1,2, 5.)

— Работа в парах помогала или мешала?

— Что необходимо сделать, чтобы работалось легко?

— Какие умения вам понадобились для работы в парах?

3. Работа с картой

— Найдите зону степей на карте. Что карта может рассказать нам про степную зону? (Степная зона расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Ее территория прерывается лесостепью. По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры. Большая часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, и небольшая часть — на Западно-Сибирской.)

4. Работа в группах

— Познакомимся подробнее с зоной степей. В работу включаются наши ботаники, зоологи и экологи.

(Ученики делятся на группы.)

План рассказа о растениях

1. Общая особенность растений.

2. Приспособленность к природным условиям на примере разных растений (корень, стебель, листья).

План рассказа о животных

1. Отличительная черта степных животных.

2. Способы приспособления к жизни в степи на примере различных животных (размер, форма, окрас).

- Экологи, используя карточки с изображением растений и животных, занесенных в Красную книгу, учебник (с. 115, 116), расскажите об экологических проблемах зоны степей по плану.

План рассказа о природоохранной деятельности

1. Экологические проблемы степной зоны, возникшие по вине человека.

2. Растения и животные, занесенные в Красную книгу.

V. Первичное закрепление

Рассказ ботаников

Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например, у тюльпанов после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остается луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Так же приспособились ирисы и таволга. У таволги на корнях клубневидные утолщения, там откладываются запасные питательные вещества, их даже можно употреблять в пищу (показ рисунков, гербария, слайдов). Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак (показ гербария). Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю.

Рассказ зоологов

В степях нет деревьев, но есть травянистый покров, поэтому в траве живет множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель (показ карточек или слайдов). Раз есть насекомые, значит, есть и много разных птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка (показ рисунков или слайдов). Птицы степи устраивают гнезда прямо на земле. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землей, в которой они делают норы, чтобы прятаться от хищников. В степи живут суслики, хомяки, мыши-полевки (показ рисунков или слайдов), в норах они делают себе запасы на зиму. И конечно, в степи есть хищники: степной орел, степной хорек (показ рисунков или слайдов), степная гадюка, которая питается грызунами. Окрас у степных животных часто под цвет растительности.

Рассказ экологов

Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина — распашка степных земель. Люди превратили степи в поля. Еще одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв. В Красную книгу занесены следующие животные степи: степной орел, журавль-красавка, дрофа, кузнечик степная дыбка, растение пион тонколистный (показ рисунков или слайдов). Есть еще одна проблема — это браконьерство. Чтобы гнезда, построенные на земле, не были разорены во время полевых работ, ученые создают специальные питомники. Например, яйца дроф собирают и помещают в инкубаторы, а птенцов, когда они подрастут, выпускают в степь. Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить ее распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.

VI. Физкультминутка

VII. Включение нового знания в систему знаний

1. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполним задание 2 на с. 53.

— Южнее зоны лесов расположена зона степей? (Да.)

— В степной зоне холодное, дождливое лето? (Нет.)

— А какое лето в зоне степей? (Лето теплое, продолжительное, засушливое.)

— Почвы в зоне степей очень плодородные? (Да.)

— Тюльпаны цветут в разгар лета? (Нет.)

— Когда цветут тюльпаны в степи? (Весной.)

— Дрофа — одна из самых мелких птиц нашей страны? (Нет.)

- Что вы знаете о дрофе? (Дрофа — одна из самых крупных птиц нашей страны.)

- Составим цепь питания, выполнив задание 5 на с. 55. (Растения насекомые —> куропатка —> степной орел.)

- Выполним задание 6 на с. 55. Рассмотрите рисунки. Какие экологические проблемы на них отражены? (1. Не осталось нетронутых степей. Они все распаханы. 2. Большие стада подолгу пасутся на одном месте. От этого разрушается почва. 3. Незаконная охота - браконьерство.)

2. Работа с CD

VIII. Подведение итогов урока

- Как приспособились растения к жизни в степи? (Травянистые растения; корни-луковицы; длинные корни; корни-пучки; узкие или мясистые листья.)

- Как приспособились к жизни в степи животные? (В основном некрупные животные; защитная окраска; наземный и подземный образ жизни.)

— Какие экологические проблемы возникли в степи по вине человека? (Распашка земель; неумеренный выпас скота; браконьерство.)

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы, которые задали учащиеся в начале урока.)

IX. Рефлексия

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать?

— Кого можно поблагодарить за работу на уроке? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 110—117 учебника, выполнить задания.

2. Выполнить задания 3, 4, 8, 9 на с. 54, 56 рабочей тетради.

Дополнительный материал

Степи — обширные безлесные пространства, на которых растут травянистые растения. Травянистые равнины (степи) занимают огромные пространства в Америке, Азии, Австралии и России.

Лето в степях более продолжительное, чем в лесной полосе. Средняя температура июля +22-23,5 °C (жара местами достигает +40 °C). Погода летом стоит сухая, солнечная. Дожди имеют ливневый характер. Поэтому потоки воды, стекающие в низины, не успевают просочиться в почву и быстро испаряются. В степи часты иссушающие ветры, после которых начинается длительная засуха и пересыхают местные речки. Зима короче и теплее, чем в лесной зоне, но достаточно холодная, с морозами до — 20—30 °C. Снеговой покров очень маленький.

Степи — это области, слишком сухие для деревьев, но достаточно влажные для трав. Травы, растущие в степи, способны переносить засуху и быстро восстанавливаются даже после степных пожаров, нередких в сухое и жаркое время года. Сгорает только верхняя часть травы, а корни и основания! стеблей сохраняются. Поэтому у одних растений стебли и листья сильно опушены или имеют восковой налет, у других жесткие стебли покрыты узкими листьями, свертывающимися в сухое время года, третьи имеют мясистые и сочные стебли и листья с запасом влаги. У некоторых растений корни уходят глубоко в землю, у других образуются клубни, луковицы.

Весна в степи начинается рано, в феврале — марте снег уже стаивает, и в это время в почве скапливается много влаги. Быстро растут луковичные растения: тюльпаны, ирисы, гиацинты. В мае, когда становится жарко, луковичные растения заканчивают свой рост. Растительный покров изменяется. Теперь в степи можно встретить злаковые растения, типчак, ковыль, полынь.

Богат и своеобразен животный мир степей, причем разные животные питаются разными частями трав. Это травоядные животные, различные грызуны, насекомоядные и зерноядные птицы, а также хищные птицы и звери. Среди стеблей и корней трав живут кузнечики, муравьи и термиты. Насекомые служат пищей более крупным животным, таким, как муравьеды и броненосцы австралийской степи.

Животные степи приспособились к жизни в условиях открытой местности, засушливого климата, периодов бескормицы. Например, сайгаки быстро бегают, спасаясь таким образом от преследования волков, преодолевая большие расстояния в поисках воды и кормов. Многие животные имеют окраску под цвет сухой травы. Это помогает им прятаться от врагов, а также незаметно подкрадываться к своей жертве. Многочисленные мышевидные грызуны (мыши-полевки, суслики, сурки) живут в норах, в которых они размножаются, спасаются от врагов, укрываются от жары и холода. Степные птицы из-за отсутствия деревьев устраивают гнезда на земле (жаворонки, дрофы, перепела, степные орлы, болотные совы).

Некоторые животные на период зимних холодов, а также летней бескормицы впадают в спячку (суслики, сурки, черепахи и ящерицы). Большинство птиц улетает на зиму в более теплые края. Постоянно живут в степи мыши-полевки, лисицы, волки, зайцы, серые куропатки.

Под травами образовались почвы, богатые черноземом. Черноземные почвы, теплое солнечное лето позволяют выращивать ценнейшие культурные растения. В степи выращивают пшеницу, кукурузу, сахарную свеклу и подсолнечник. Большие площади в степи заняты бахчами, огородами и садами.

Население степной полосы занимается разведением скота: коров, овец, свиней, снабжая мясными и молочными продуктами многие другие районы страны. Земли, на которых раньше росли ковыль, шалфей и другие травы, распаханы и поныне представляют интерес для сельского хозяйства.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зона степей располо-жена южнее зоны ле-сов, она тянется вдоль юго-западной грани-цы России. Эта зона расположена в уме-ренном поясе , но бли-же к северному тропи-ку. Большая часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине , а небольшая часть – на Западно-Сибирской .

Сухая степь В степной зоне очень тёплое, продолжи-тельное, засушливое лето. Часто дуют горячие сухие ветры – суховеи . Иногда они перерастают в пыльные бури . Дожди здесь бывают редко. Обычно они ливневые. Почвы в зоне степей очень плодородные. Пыльная буря

В степной зоне очень тёплое, продолжи-тельное, засушливое лето. Часто дуют горячие сухие ветры – суховеи . Иногда они перерастают в пыльные бури . Дожди здесь бывают редко. Обычно они ливневые. Почвы в зоне степей очень плодородные.

РАСТЕНИЯ СТЕПНОЙ ЗОНЫ

РАСТЕНИЯ СТЕПНОЙ ЗОНЫ

Растительный мир Разноцветные цветочки в женский праздник, что весной, дарят маме, дарят дочке и бабуленьке родной. Каждый цветик, как бокал – длинной ножкой в вазу встал! Ю А Ь Н П Т Л Ы

Растительный мир

Разноцветные цветочки

в женский праздник, что весной,

дарят маме, дарят дочке

и бабуленьке родной.

Каждый цветик, как бокал –

длинной ножкой в вазу встал!

Растительный мир Таволга Ирисы Ковыль Типчак

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ РАСТЕНИЙ К УСЛОВИЯМ СТЕПЕЙ Корни Листья Узкие Мясистые Луковицы Длинные

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ РАСТЕНИЙ К УСЛОВИЯМ СТЕПЕЙ

ЖИВОТНЫЕ СТЕПНОЙ ЗОНЫ

ЖИВОТНЫЕ СТЕПНОЙ ЗОНЫ

НАСЕКОМЫЕ СТЕПНОЙ ЗОНЫ Кобылка Кузнечик Пчела Бабочка

НАСЕКОМЫЕ СТЕПНОЙ ЗОНЫ

ПТИЦЫ СТЕПНОЙ ЗОНЫ Степной жаворонок Серая куропатка Дрофа Журавль-красавка

ПТИЦЫ СТЕПНОЙ ЗОНЫ

ГРЫЗУНЫ СТЕПЕЙ Хомяк Суслики Мышь-полёвка

ГРЫЗУНЫ СТЕПЕЙ

ХИЩНИКИ СТЕПЕЙ Степной хорёк Степной орёл Степная гадюка

ХИЩНИКИ СТЕПЕЙ

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ЖИВОТНЫХ К УСЛОВИЯМ СТЕПЕЙ Окрас под цвет растительности делает животных незаметными. Особое строение тела позволяет рыть норы и передвигаться по ним. Норы защищают животных от хищников и перепадов температур. Скорость позволяет убежать от хищников или догнать жертву.

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ЖИВОТНЫХ К УСЛОВИЯМ СТЕПЕЙ

Окрас под цвет растительности

делает животных незаметными.

Особое строение тела позволяет

рыть норы и передвигаться по ним.

Норы защищают животных от

хищников и перепадов температур.

Скорость позволяет убежать от

хищников или догнать жертву.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ Распашка степных земель Неумеренный выпас скота Браконьерство

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение.

Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение.

Внесены в Красную книгу Степной орёл Журавль-красавка Дрофа Пион тонколистный Кузнечик степная дыбка

Внесены в Красную книгу

Кузнечик степная дыбка

Заполните таблицу Природная зона Степь Положение зоны К югу от лесной зоны Климат Растения Лето тёплое, продолжительное Животные Ирис, тюльпан, ковыль, типчак и засушливое. Зима короче и теплее, чем в лесной зоне Кобылка, дрофа, суслик, тушканчик Занятия населения Охота, земледелие, животноводство

Природная зона

Положение зоны

К югу от лесной зоны

Лето тёплое, продолжительное

Ирис, тюльпан, ковыль, типчак

и засушливое. Зима короче и теплее, чем в лесной зоне

Кобылка, дрофа, суслик, тушканчик

Занятия населения

Охота, земледелие, животноводство

Восстановите цепи питания … растения насекомые зерно орёл-беркут … растения степная гадюка … куропатка суслик хомяк

Восстановите цепи питания

степная гадюка

Установите соответствие Кобылка Зверь Дрофа Насекомое Суслик Птица Проверка

Установите соответствие

Оценим себя Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.

Оценим себя

Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.

Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ - Какая цель была поставлена на уроке? - Чем занимались на уроке? - Что мы узнали о зоне степей? - Какие животные и растения там обитают? -Какие экологические проблемы существуют в этой природной зоне?

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

- Какая цель была поставлена на уроке?

- Чем занимались на уроке?

- Что мы узнали о зоне степей?

- Какие животные и растения там обитают?

-Какие экологические проблемы существуют в этой природной зоне?

Читайте также: