Идеи для интерактива в школе

Обновлено: 05.07.2024

Есть разные способы превратить школьное пространство в обучающее, игровое и познавательное. К этому непременно стоит привлечь детей, чтобы они стали не просто учениками, а активными участниками школьной жизни.

Уроки за стенами школы

Но даже когда дети занимаются в школе, далеко не всегда уроки проходят статично в классе, сидя за партой. У нас в школе задействовано все пространство, и разные площади используются как место для обучения детей.

В фойе, скажем, стоят мольберты и проходят уроки рисования, в коридорах, используя школьные стены и само пространство здания – уроки геометрии, историей занимаются в школьных музеях, где есть уникальные экспонаты, достойные выставок государственного масштаба.

Перемены без травм и гаджетов

Для самых увлеченных

А что делать с уроками физической культуры, чтобы дети их полюбили? Просто предоставить ученикам выбор, чтобы каждый занимался тем, что ему по душе. У нас в школе дети выбирают между легкой атлетикой, аэробикой, общей физической подготовкой, волейболом, футболом. А если остаться после уроков, что многие и делают, то разнообразия еще больше: йога, греко-римская борьба, тхэквондо, большой теннис, бадминтон, электронный тир, тренажёрный зал и еще 200 кружков и секций. Уходить из школы и не захочется.


Для кого. 6 — 16 лет

О чём. О спектаклях, операх и опереттах, мюзиклах, о том, как говорить о театральном искусстве, как понять режиссёрский замысел и оценить игру актёров.


Для кого. 6 — 17 лет

О чём. О правилах поведения за столом, сервировке стола, посуде, приборах и их использовании.

Зачем идти. Принять участие в забавной интерактивной игре, цель которой научиться использовать предметы сервировки, столовые приборы и посуду, закрепить правила поведения за столом, узнать, в каких случаях пользоваться полотняной, а в каких — бумажной салфеткой, узнать секреты употребления блюд и напитков, разобрать вредные привычки. Перед началом занятия школьники разделятся на команды, которые в течение игры будут соревноваться между собой.


Для кого. 7 — 12 лет

О чём. О Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче, Илье Муромце, а также Вольге, Микуле и других персонажах русских былин и народных сказаний.

Музыкальная программа от Музея русской гармоники


Для кого. 1 — 11 класс

О чём. О гармонике и других музыкальных инструментах.

Зачем идти. Разнообразить урок музыки, посетить Музей русской гармоники, увидеть более 250 видов гармоники, баян, аккордеон и другие язычковые, пневматические и клавишные инструменты, узнать увлекательные истории о появлении инструментов. Занятие можно провести в формате экскурсии, мастер-класса или даже концерта. В музыкальной программе ведущие будут музицировать, а ребята смогут им подпевать.


Для кого. 7 — 14 лет

О чём. О садово-парковом искусстве и ландшафтном дизайне.

Зачем идти. Принять участие в иллюстрированной познавательной программе о садово-парковом искусстве. На примере Царицынских парков изучить их виды и типы: французский, английский, террасный, дворцово-парковый, регулярный парк и парк-лабиринт. В практической части урока дети попробуют создать свой макет паркового ансамбля, руководствуясь канонами ландшафтного искусства и собственной фантазией. В конце программы ребята совершат путешествие в Большой царицынский дворец.

Есть множество способов, которые вы можете использовать в обучении своих учеников. Но если вы действительно хотите, чтобы они принимали активное участие в занятии, а не просто запоминали факты или числа, то лучший способ для этого – интерактивные уроки.

Интерактивные занятия – это занятия, которые исключают одностороннее общение или индивидуальное обучение в пользу вовлечения учащихся в уроки или материал. Такие занятия позволяют ученикам понять, что они изучают, на более глубоком уровне, что делает уроки более успешными и полезными.

Есть разные способы добиться активного участия учеников в занятии:

  • взаимодействие преподавателя и ученика
  • взаимодействие учеников друг с другом
  • использование аудио и видео
  • демонстрации и практические упражнения

Вы поощряете своих учеников быть активными членами вашего обучения, думать самостоятельно, что приводит к долговременному запоминанию информации. Улучшаются не только знания учеников, но и их интерес, сила, командный дух и свобода самовыражения.

Ниже рассмотрим 20 идей, инструментов и игр, которые сделают ваши уроки интерактивными и улучшат качество обучения.

Условно их можно разделить на такие категории:

  • Стимулирующие общение и обратную связь учеников
  • Индивидуальные обучающие мероприятия
  • Деятельность в парах
  • Групповая деятельность
  • Интерактивные игровые действия

Интерактивные учебные стратегии для стимулирования общения и обратной связи учеников

3 наиболее эффективных способа побудить учеников больше говорить и давать обратную связь во время занятия:

  1. Работа в парах: Обсуди – Поделись

Задайте проблему или вопрос по определенной теме и объедините учеников в пары. Дайте каждой паре достаточно времени, чтобы они могли прийти к правильному выводу, и позвольте учащимся поделиться своим мнением. Таким образом, ваши ученики будут активно вовлечены и запомнят об уроке больше, чем когда-либо прежде.

Интерактивный мозговой штурм проводится в групповых занятиях. Этот процесс полезен для генерации творческих мыслей и идей. Мозговой штурм помогает ученикам научиться работать вместе и, прежде всего, учиться друг у друга. Вы будете удивлены всеми замечательными идеями, которые они придумывают!

Чтобы структурировать идеи учеников, удобно использовать сервисы по созданию интеллект-карт, например, Mindmeister.

Участники объединяются в дискуссионные группы, которые сосредоточены на одной теме. В каждой группе каждый участник делится своими мыслями и идеями. Поощряйте обсуждение и сотрудничество между учениками в каждой группе. Они должны учиться на опыте друг друга. Как преподаватель вы можете дать своим ученикам несколько ключевых слов, чтобы зажечь разговор.

Индивидуальные обучающие мероприятия

Затем можно начать разговор именно с этого на следующем занятии. Вы можете спросить учеников, помнят ли они еще то, что записали.

  1. Проверка на неправильное представление

Выявите неправильные представления учеников. Посмотрите, могут ли они определить правильный ответ, когда им предоставлен ложный факт. Это полезно для закрепления предыдущего урока, а также побуждает учеников глубоко думать и лучше закреплять материал.

Создайте задания по разным вопросам, которые были обведены. Пусть ваши ученики поработают над дополнительными упражнениями и объяснениями по этим заданиям индивидуально. Поскольку все ваши ученики обведут разные вопросы, вы должны дать каждому из них свой индивидуальный набор заданий.

Попросите учеников молча решить задачу или ответить на вопрос. После получения ответа попросите тех, кто сделал это правильно, поднять руки (если занятие проходит в офлайн) или написать об этом в чате (если ведете онлайн-урок). Затем все остальные ученики должны поговорить с кем-нибудь из тех, кто справился с заданием, чтобы лучше понять суть и в следующий раз не допускать ошибок.

Деятельность в парах

После обмена опытом и обсуждения, которые описаны выше в первой идее, вы также можете попросить учащихся найти нового партнера и поделиться с ним выводами и осознаниями, которые произошли в предыдущем партнерстве с другим учеником.

Предложите учащимся обсудить основные моменты урока. Затем разделите учеников на пары и назначьте им 2 роли. Один из них – учитель, а другой – ученик. Работа учителя состоит в том, чтобы набросать основные моменты, в то время как работа ученика – вычеркнуть пункты в своем списке по мере их упоминания и придумать 2–3 пункта, которые учитель пропустил.

После индивидуальной творческой деятельности разбейте учеников на пары, чтобы поделиться своими результатами. Затем дайте слово добровольцам, которые сочли работу своего партнера интересной или образцовой. Ученики часто более склонны публично делиться работой сокурсников, чем своей. В итоге вы сможете их мягко подвести к тому, что они поделятся своими выводами и возможно даже результатами своей работы.

Предложите ученикам подискутировать в парах. Они должны отстаивать противоположную сторону своего личного мнения. Это побуждает учащихся отойти от собственных убеждений и учит их время от времени смотреть на ситуацию под разным углом.

Может быть такой вариант: одна половина группы занимает одну позицию, другая половина – другую. Каждый может говорить только один раз, чтобы все учащиеся с обеих сторон могли высказаться по поводу проблемы.

Чтобы помочь ученикам с письменным заданием, предложите им обменяться черновиками с партнером. Партнер читает эссе и пишет ответ из 3 абзацев: в первом абзаце описываются сильные стороны эссе, во втором абзаце обсуждаются его проблемы, а в третьем абзаце описывается, на чем партнер сосредоточился бы при редактировании, если бы это было его эссе. Ученики могут многому научиться друг у друга!

Групповая деятельность

Разделите группу на несколько подгрупп учеников и дайте им свою доску (флипчарт или интерактивную, в зависимости от того проводите вы обучение офлайн или онлайн). Распределите один вопрос/тему на одну доску. После того как группа напишет ответ на доске, она перемещается к следующей доске. Здесь они пишут свой ответ под ответом предыдущей группы. Продолжаете так, пока все группы не напишут свой ответ на каждой доске.

Разделите группу на подгруппы и дайте им возможность поработать над одной темой/проблемой. Пусть они запишут ответ/стратегию на бумаге или в цифровом виде. Затем попросите подгруппу повзаимодействовать с ближайшей от себя подгруппой и позволить оценить свой ответ. И так проделать с каждой подгруппой, пока все не оценят друг друга. Затем все подгруппы должны объединиться в 1 и выбрать лучший ответ из двух вариантов, который будет представлен всей группе.

В группах учащиеся обсуждают примеры фильмов, в которых используется концепция или событие, обсуждаемое на занятии, пытаясь определить по крайней мере один способ, которым создатели фильма сделали это правильно, и один, в котором они сделали это неправильно. Подумайте о фильмах, показывающих исторические и географические факты, биографии известных людей и т.д.

Интерактивные игровые действия

Включите в ваше обучение интерактивные учебные игры. Они доставляют столько удовольствия ученикам, потому что не похожи на обучение. Это кроссворды, игры на совпадение пар, лото, головоломки, игры на запоминание на время и многое другое.

Кроссворд идеально подходит для повторения. Выберите список слов и их описание и создайте кроссворд. Разгадывание кроссворда превращает скучные уроки в увлекательное занятие.

Используйте название раздела или главы как набор букв, из которых можно составить слова, и дайте командам возможность составить как можно больше слов, относящихся к теме. Вы также можете попросить учащихся составлять слова из только что изученных терминов.

Лото – забавная игра, которая может быть использована для всех видов упражнений: языковых, математических и т.д.

Это всего лишь малая часть идей, которые помогут сделать ваше обучение интерактивным, а значит более интересным, увлекательным и захватывающим.

Тренды, которые влияют на образование

  • Смартфон становится частью тела.
  • Соцсети есть практически у всех.
  • Погружение в интернет становится еще глубже.
  • Меняются ученики — теория поколений.

Теория поколений

Теория поколений впервые описана в 1991 году Нейлом Хоувом и Уильямом Штраусом. Она изучает ценности, а также закономерности формирования и смены поколений. В основе ее лежат базовые (глубинные) ценности представителя среднего класса.

e78881853aed0153f2149afcb7a39d45-12.jpg

Поколение Z — те, кто родились в 1995-2010 году. Большинство школьников сегодня принадлежат как раз к этой категории. И, конечно, они отличаются от своих родителей, бабушек и дедушек. Но это не удивительно, такая закономерность наблюдается уже давно: каждое следующее поколение разительно отличается от предыдущего: Z — от Y, а Y — от X и т.д.

e78881853aed0153f2149afcb7a39d45-13.jpg

Закономерность обучения по Р. Карникау и Ф. Макэлроу:

  • 10% прочитанного;
  • 20% услышанного;
  • 30% увиденного;
  • 50% увиденного и услышанного;
  • 80% того, что сам объясняет;
  • 90% того, что сам сделал.

Занятие = Адаптация + Теория поколений + Интерактив

Интерактивные инструменты для уроков на примере таксономии Блума
Какими методиками должна обладать школа, чтобы образовательный продукт, который получит ученик, был эффективен? Аллан Каррингтон преобразил теорию Блума в единую схему, где можно найти мобильные приложения с образовательными целями.

e78881853aed0153f2149afcb7a39d45-17.jpg

Читать карту следует от центра. Карта рассказывает о том, с чего должно начинаться обучение и каким оно должно быть на последней ступени. Подробнее ознакомиться с описанием карты и инструкцией к ней можно в статье Аллана Каррингтона. Если ваш браузер — Google Chrome, настройте автоматичсекий перевод страниц на русский язык.

Человек получает знание и начинает его понимать, дальше он сможет анализировать его применение, потом оценивать свое взаимодействие с материалом, который он получил, а затем — на практике создавать свой собственный продукт.

У Google множество сервисов, которые успешно помогают учителям в работе — их смело можно начать использовать на уроках, если вы еще этого не сделали. В разных странах образовательные потребности тоже разные, и некоторые приложения из Педагогического колеса пока недоступны в России, потому что нам пока не очень понятна область их применения. Но даже если сервис вам знаком и понятен, все-таки постарайтесь адаптировать под себя те задачи, которые выполняете в нем.

Что вы найдете на карте Педагогического колеса?

Что можно сделать с помощью Педагогического колеса?

  • Собрать галерею работ в облаке. Важно, когда работу ученика видит весь класс, а не только учитель.
  • Решить тесты в гугл-форме и оценить все в одной таблице.
  • Создавать станции с обсуждениями (мировое кафе). Скажем, на уроке вы разделили класс на группы и задали какой-то вопрос. Задача ребят — обсудить это в своих группах, прийти к общему ответу в ходе дискуссии и записать его. А затем, согласно принципам мирового кафе (эту модель можно найти в интернете), каждый ученик из команды сможет пройтись по другим группам и поделиться своим мнением, а также обсудить чужие варианты.
  • Сделать интерактивными стены, пол, потолок. Задумайтесь, как сделать пространство обучающим!
  • Работать в микрогруппах, парах, голосовать ногами.
  • Делать галерею достижений.

Что можно изучить в дополнение к Педагогическому колесу?

  • Таксономия Блума.
  • Методы создания бизнес-тренинга. Важно изучить, как строится обучение в бизнес-процессе.
  • Групповая динамика. Изучение построения команды, командных ролей.
  • Подвижные игры. Их легко применять не только с малышами. ДАже взрослые люди любят такой формат.
  • Интерактивный дизайн образовательных пространств.
  • Pinterest. Идеи, картинки, статьи, инфографики. Здесь можно находить и сохранять множество задумок. Создайте тематическую доску и прикрепляйте к ней все идеи, которые хотите реализовать в собственном классе или на уроке.
  • ADME. Статьи, инструменты, тренды, вдохновение.
  • Блокнот, заметки. Сохраняйте, записывайте туда все свои идеи.
  • ЛитРес. Сайт с книгами, где можно найти множество полезной литературы.

Сделайте экспериментальные классы. Расскажите коллегам, что проводите эксперимент с детьми. И он может быть не очень удачным. Если не получится, вы всегда сможете вернуться к старому формату или попробовать что-то новое. Но попытаться точно стоит! Поделитесь опытом на учительских порталах, найдите группу поддержки.

Читайте также: