Художественное конструирование и моделирование в доу

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Художественное конструирование является самостоятельным видом художественно-эстетического творчества, что является неотъемлемым компонентов формирования творческого, продуктивного мышления дошкольников.

На сегодняшний день различают два вида художественного конструирования, среди которых техническое, подразумевающее создание объекта в аспекте его материальной и функциональной выраженности, и художественное конструирование, специфической функцией которого является наполнение создаваемого объекта содержанием, выражающим красоту эстетическую гармонию, эмоционально-внутренний комфорт при взаимодействии с ним.

Значение художественного конструирования в деятельности дошкольников велико. С одной стороны, данная деятельность способствует развитию и становлению у них творческого и конструкторского мышления, технологических представлений в процессе решения художественно-конструкторских задач, с другой – способствует воспитанию художественно-эстетического вкуса и умений, направленных на организацию или совершенствование окружающей действительности средствами создания и функциями применения красивых и полезных объектов.

С этой точки зрения, дошкольники должны быть знакомы с такими элементами художественного конструирования как: единство цветового решения и формы объекта, сочетание формы объекта и используемого материала, соответствие формы объекта его функциональному назначению, пропорциональное исполнение форм в соответствии с законами композиционного решения. Знание эстетических канонов, способов конструирования объектов и функциональных элементов художественно-конструкторской деятельности способствует, наряду с развитием творческого мышления, эстетическому воспитанию детей, которое в данном возрастом периоде наиболее результативно происходит через воздействие на личность ребенка эстетики бытовых условий, окружающей природы, гармонии социальных отношений.

Дети дошкольного возраста достаточно отзывчивы к восприятию окружающих их бытовых и природных условий с точки зрения красоты и оригинальности, необычности цветовых решений и неординарностью отделки, уникальных конструкций и их подвижности и т.д.

Как известно, в качестве предметно-пространственной среды дошкольников выступают: условия жилья, учебные помещения, дворовые участки, игровые площадки, вещи и предметы обихода, учебные принадлежности, т. е. все, что связано с их бытием и деятельностью.

В процессе самореализации и самоактуализации в условиях своей предметно-пространственной среды у детей данного возраста происходит своеобразная аккумуляция разнообразных деятельных актов, в процессе которых формируются определенные знания, умения и навыки, а также развиваются мотивы и потребности. В этом психологическом спектре особ выделяют следующие свойства личности ребенка: личную направленность, структуру деятельности, развитие механизмов мышления и пр.

Чтобы обеспечить соответствующую функциональность ребенка, необходимо акцентировать внимание на таких его свойствах как: уровень развития творческого или продуктивного воображения, зрительное восприятие и память, целенаправленность и мобильность действий, а также умения оперировать абстрактными и конкретными знаниями.

Все эти задачи могут быть полноценно решены в процессе художественно-конструкторской деятельности дошкольников, так как в процессе приобщения к данному виду деятельности дошкольники учатся получать и применять конструкторско-технические знания и умения.

Художественное конструирование прекрасно интегрируется с другими видами продуктивной творческой деятельности. Особое место в такой интеграции занимает лепка как вид обработки мягкого материала (пластилин, глина, специальная масса для лепки и т.д.).

Задачи проекта :

Познакомить детей с материалами для художественного конструирования.

Познакомить детей с материалами для лепки, используемой в процессе изготовления некоторых поделок.

Познакомить детей с техниками выполнения соединений в лепке в процессе художественного конструирования.

Познакомить детей с техникой работы с бумагой и другими материалами в процессе художественного конструирования

Обучать различным приемам работы.

Способствовать развитию креативности, эффективного творческого мышления и продуктивного воображения у детей дошкольного возраста.

Формировать художественно-эстетический вкус.

Формировать навыки организации рабочего места, планирования этапов выполнения работы, уборки рабочего места после окончания занятий.

Содействовать развитию мелкой моторики, внимания, памяти и других психических процессов.

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ФОРМА И ОСНОВНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА

Опыт педагогической деятельности в области кружковой работы по художественному конструированию представлен в виде проектной формы. Данная форма проектной деятельности выбрана с учетом актуальности продуктивных видов деятельности на современном этапе развития дошкольного образования. Проект выполнен в соответствии с учетом требований федерального образовательного стандарта в области дошкольного образования.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЕКТА

Тип : творческий, образовательный

Содержание : детское творчество

Вид : практико-ориентированный

Локализация : внутренний проект (образовательное пространство ДОУ)

Продолжительность : 1 год

Функции : образовательный, информативный, прикладной, исследовательский, инновационный

Основная концепция проекта : ручной труд является важнейшим средством развития чувственной сферы детей, их художественно-эстетического вкуса, интеллектуальных способностей и мышления. Формирование элементов творческого мышления младших школьников может быть наиболее результативно и эффективно реализовано именно в контексте продуктивных видов деятельности, а в частности, в рамках художественного конструирования.

ИННОВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Представленный в проекте педагогический опыт соответствует основным критериям инновационной педагогической деятельности. Это проявляется в методологической новизне проекта, ориентации деятельности на высокий уровень продуктивности, эффективности и результативности предусмотренной деятельности, широкие возможности реализации творческого подхода, а также возможности интегративного подхода в деятельности дошкольников и оптимальности проекта в плане дополнительного дошкольного образования по развитию продуктивного детского творчества.

НОВИЗНА ПРОЕКТА

Новизна представленного педагогического опыта заключается в применении в воспитательно-образовательном процессе дошкольников в условиях дополнительного образования форм художественной конструктивной деятельности и приемов работы с материалами, включающие опыты и эксперименты с пластилином, бумагой, природными и неприродными сопутствующими средствами для ручного детского труда, а также своеобразном творческом синтезе методов работы.

В проекте рассматривается использование форм конструктивной художественной деятельности, лепки, способов соединения деталей в лепке и разнообразных творческих решений на бумаге, природном материале и пр.

Все вышеперечисленные формы и приемы работы способствуют развитию эффективного творчества, помогают формированию продуктивного воображения.

Говоря о научной новизне проекта, следует упомянуть, что она заключается в попытке создания прогрессивной художественно-эстетической направленности образовательной среды ДОУ, направленной на познаниеэстетических канонов, способов конструирования объектов и функциональных элементов художественно-конструкторской деятельности содействие, наряду с развитием творческого мышления, эстетическому воспитанию дошкольников, которое в данном возрастом периоде наиболее результативно происходит через воздействие на личность ребенка эстетики бытовых условий, окружающей природы, гармонии социальных отношений.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

Практическая ценность проекта заключается в том, что дети дошкольного возраста достаточно отзывчивы к восприятию окружающих их бытовых и природных условий с точки зрения красоты и оригинальности, необычности цветовых решений и неординарностью отделки, уникальных конструкций и их подвижности и т.д.

Как известно, в качестве предметно-пространственной среды дошкольников выступают: условия жилья, игровые помещения, дворовые участки, игровые площадки, вещи и предметы обихода, игровые и учебные принадлежности, т. е. все, что связано с их бытием и деятельностью.

В процессе самореализации и самоактуализации в условиях своей предметно-пространственной среды у детей дошкольного возраста происходит своеобразная аккумуляция разнообразных деятельных актов, в процессе которых формируются определенные знания, умения и навыки, а также развиваются мотивы и потребности. В этом психологическом спектре особ выделяют следующие свойства личности ребенка: личную направленность, структуру деятельности, развитие механизмов мышления и пр.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

Теоретическая значимость проекта заключается в том, что, чтобы обеспечить соответствующую функциональность ребенка, необходимо акцентировать внимание на таких его свойствах как: уровень развития творческого или продуктивного воображения, зрительное восприятие и память, целенаправленность и мобильность действий, а также умения оперировать абстрактными и конкретными знаниями.

Все эти задачи могут быть полноценно решены в процессе художественно-конструкторской деятельности дошкольников, так как в процессе приобщения к данному виду деятельности дети учатся получать и применять конструкторско-технические знания и умения.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА ПРОЕКТА

При организации художественно-конструкторской деятельности дошкольников целесообразно следовать следующим методическим особенностям:

Художественное конструирование по вербальной сопровождающей деятельность инструкции или указаниям . Данный методически прием предполагает сопровождение педагогом всего процесса художественного конструирования, включая изготовление деталей, их отделку, порядок сборки и т.п. В данном случае художественное конструирование будет носить репродуктивный характер.

Аналогичное конструирование . Данный вид конструирования предполагает сначала изготовление объекта под руководством педагога, а затем самостоятельно по собственному образцу, усложнив или функционально улучшив оборах исходного объекта.

Конструирование по образцу . Данный методический прием предполагает, в основном, передачу детям знания уже в готовом виде, что целесообразно использовать на начальных этапах обучения художественному конструированию. В данном случае конструирование по образцу опирается на анализ (с помощью педагога) совокупности деталей, прядка и приемов отдельных операций и отделки объекта. В основе данного вида конструирования лежит подражательная деятельность детей. Конструирование по образцу является переходным этапом к самостоятельным видам конструирования.

Конструирование по собственному замыслу . В основе данного вида уже лежит самостоятельная деятельность дошкольника. На основе имеющихся знаний, ребенок, используя рефлексивный метод, воспроизводит без помощи взрослого собственный объект на основе усвоенных ранее умений, навыков, приемов деятельности.

Конструирование по изложенной схеме . Данный вид конструирования предполагает наличие описания или указаний, включающих итоговый этап выполнения объекта, конструкции. Также имеет место предписание к материалу, условиям применения, выраженных в каких-либо требованиях общего характера.

Условное конструирование . Данный вид конструирования подразумевает наличие определенных предписанных условий при отсутствии образца или жестких указаний. Ребенок самостоятельно делает выбор материала, способов изготовления и т.п., ориентируясь лишь на условия композиционных решений и итогового назначения объекта, конструкции.

Коллективный вид конструирования . Используется для формирования умений дошкольников работать в команде, достигать решения творческих задач совместными усилиями, а также умения распределять творческие обязанности в коллективе и реализовывать концепцию коллективного воплощения.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основным моментом художественно-конструкторской деятельности дошкольников будет направленность на развитие творческого мышления и эстетической стороны его реализации в деятельности. Ребенку необходимо научиться понимать, что все, что он конструирует, имеет свое материальное и функциональное выражение, которое может прекрасным и неприглядным, полезным и неполезным, отвечающим внутреннему эмоциональному настрою и не вызывающим чувств и эмоций красоты и гармонии.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕГРАТИВНЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ

Развитию творческого мышления дошкольников на занятиях художественным конструированием способствуют следующие педагогические стратегические направления: наличие исследовательской деятельности детей, индивидуализация и дифференциация творческой деятельности, творческая проблематизация процесса.

Помимо всего прочего, на занятиях художественным конструированием дошкольники учатся как индивидуальному воплощению творческого замысла в деятельности, так и проявлению качеств и способностей коллективизма, что является наиболее важным с точки зрения понимания человека как существа социального. Это оказывает огромное влияние на формирование таких качеств личности как умение работать в коллективе, проявлять внимание и взаимопомощь, конструктивно подходить к распределению обязанностей, уметь увидеть способности другого и дать возможность проявиться им в коллективном результате труда.

В процессе художественного конструирования развиваются активная познавательная деятельность, исследовательские способности детей, происходи интеллектуальный рост и воспитание художественно-эстетического вкуса личности ребенка.

Освоение техники различных видов художественного конструирования является одним из наиболее важных средств художественно-эстетического воспитания детей. Приобщение к конструктивному творчеству является основой формирования творческой и познавательной активности, развития эстетического вкуса, становления духовных ценностей.

Художественное конструирование способствует обогащению направленности детей видеть вокруг прекрасное, творчески преобразовывать окружающий мир, развивает творческое воображение, формирует нестандартные подходы к деятельности. Ребенок, ориентированный на познание красоты, раскрывается как неповторимая индивидуальность в процессе любого вида деятельности, понимает и ценит творческую свободу, формируется как толерантный элемент общества, способный к сопереживанию, наблюдению, адекватной раскрепощенности.

Чем большим количеством видов художественно-эстетической деятельности овладевает ребенок, тем больше степеней свобод самовыражения формируется в его сознании.

Детям всегда нравится все непонятное, красивое и необычное. Это устойчиво формирует их интерес к предмету или явлению. Так же и в искусстве: чем необычнее художественно-эстетическая деятельность, тем больше возможности пробудить неподдельный интерес детей к ее освоению.

Лемешко Светлана Александровна, воспитатель ГБОУ Школа № 962 дошкольное отделение №4
Данный материал будет полезен воспитателям старших групп ДОО, родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Данную технологию сотрудничества можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста, так как к этому времени дети осваивают определенный объем программного материала, а также получают первый самостоятельный опыт общения со сверстниками в различных ситуациях (прежде всего игровых).

Работа по художественному конструированию и моделированию имеет большое значение в развитии творческого воображения детей, фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно использовать материал, активно стремиться к положительному результату.


Данный игровой материал представляет собой набор на каждого ребенка, состоящий из листа размером 30 x 40 и набора геометрических фигур разного цвета и размера. Материал может быть разным, но я использую в своей работе фетр. Фетр – очень практичный материал, цветной, яркий, не мнется, его шероховатость не дает фигурам скользить, а наоборот, как будто приклеивает их к основанию (листу, на котором ребенок моделирует).

Цель: развитие у детей навыков сотрудничества в совместной деятельности.

Задачи:
1. Формировать у детей способы взаимодействия в паре, малой группе;
2. Развивать способность к использованию элементов символизации для выражения своих действий, замыслов;
3. Развивать основы самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценки по результатам деятельности.

Технология сотрудничества в художественном конструировании из плоских геометрических фигур предполагает два вида взаимодействия детей друг с другом:

1. Работа в парах, в которой ребята осваивают один из видов сотрудничества: действия по правилу (т.е. разделение материала по какому-либо признаку) или по роли (т.е. разделение функций);
2. Деятельность в микрогруппах совместно действующих детей.

Дети должны понять, что успешность выполнения задания зависит от планирования совместных действий, коллективного замысла будущего продукта, от работы каждого члена группы.


В процессе выполнения задания, воспитатель может включиться в деятельность детей в паре с ребенком, в группе или самостоятельно у доски, на отдельном материале.
Взаимопроверка и взаимооценка осуществляется при работе детей группами, парами, самостоятельно. Анализу подвергается каждая операция и способ ее выполнения.

В процессе развивающих занятий, ребята обучаются разным видам оценки:
- Самооценка: предполагает, что ребенок, умеющий учиться, должен уметь оценивать свои достижения;
- Прогностическая оценка: перед выполнением задания воспитатель предлагает детям оценить возможный уровень сложности его выполнения (трудно, легко);
- Итоговая оценка: после выполнения задания, ребята подводят итог (например, работа прогнозировалась как легкая, а оказалась тяжелой);
- Ретроспективная оценка: проводится после решения задания. С ее помощью оценивается, как работала группа или пара (дружно, быстро, правильно выполнили задания и т.д.);
- Общая итоговая оценка: где педагог выясняет, что было изучено на занятии, какие были трудности, что понравилось больше и т.д. Дети самостоятельно определяют, над какими заданиями им необходимо поработать на следующем занятии.

Основными принципами технологии сотрудничества являются:
1. Обучение носит развивающий характер, воспитатель не дает готовых образцов действия и определений, а стимулирует и направляет детский поиск на решение поставленной проблемы.
2. Технология сотрудничества используется на знакомом программном материале, когда дети знакомы со способами решения поставленных задач.
3. Эффективным толчком является проблемная ситуация, побуждающая к поиску не только решения задачи, но и способов эффективного сотрудничества.
Данную технологию сотрудничества можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста, так как к этому времени дети осваивают определенный объем программного материала, а также получают первый самостоятельный опыт общения со сверстниками в различных ситуациях (прежде всего игровых).

Ребятам предлагаются разные задания, например:
- Игры на составление плоскостных изображений предметов по предложенным картинкам животных, птиц, машин, кораблей и др. где каждый ребенок составляет изображение индивидуально с последующим анализом.



- Задание на составление изображений различных зданий архитектуры или других объектов, где детям предоставляется право самим выбирать объект, который они хотят изобразить. Данные задания предлагается выполнять в паре, что способствует развитию умения слышать, слушать и понимать партнера, планировать совместную деятельность.



- Задания на создание сюжетных изображений по мотивам художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения). После ознакомления с художественным произведением детям предлагаются иллюстрации к нему, с помощью которых ребята моделируют данный сюжет. Такие задания целесообразно выполнять в микрогруппах совместно действующих детей. В процессе выполнения данного задания дети учатся планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать.


После проведения итоговой и ретроспективной оценки ребятам предлагается разложить по порядку сюжетные изображения и составить пересказ данного литературного произведения или обыграть их по ролям.



В процессе реализации данной технологии дети овладевают необходимыми навыками взаимодействия, самоконтроля и взаимного контроля результатов деятельности; формируется умение отстаивать свое мнение, указывать на ошибки других и исправлять их, развивается умение оценивать свои достижения, используя прогностическую оценку, закладывается основа адекватной самооценки, формируется база учебной деятельности, необходимая детям в школьном обучении, что позволит дошкольникам безболезненно войти в школьную жизнь.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективным средством для развития творческих способностей детей является художественно творческая деятельность, а именно художественное конструирование. В художественном конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой, что приводит по выражению

I. Детское творчество и детское конструирование

1.1. Конструирование. Типы конструирования.

construere, что означает - создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.

Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта.

Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т. п.). Выделяются два типа конструирования : техническое и художественное.

В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т. п.

К техническому типу конструкторской деятельности относятся:

• конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления;

• конструирование из крупногабаритных модульных блоков.

К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.

Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников.

1.2. Формы организации обучения детскому конструированию.

Конструирование по образцу, разработанное Ф. Фребелем, заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т. п. и, как правило, показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связывать с развитием творчества.

Однако, использование образцов — это необходимый важный этап обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой соединения деталей. Все это помогает детям овладеть обобщенным способом анализа — умением определить в любом предмете основные части, установить их пространственное расположение, выделить отдельные детали в этих частях и т. д. Такой структурный анализ способствует выявлению существенных отношений и зависимостей между частями объекта, установлению функционального назначения каждой из них, создает предпосылки для формирования у детей умения планировать свою практическую деятельность по созданию конструкций с учетом их основных функций.

Направляя самостоятельную деятельность младших школьников на подбор и целесообразное использование деталей, можно успешно применять в качестве образца рисунки, фотографии, шаблоны. Можно также, предложить воспроизвести определенный образец, давая детям материал, в котором отсутствуют отдельные детали, составляющие эту конструкцию, и их следует заменить имеющимися.

Таким образом, конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, является важным обучающим этапом. В рамках этой формы конструирования можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера. Конструирование – важнейший вид деятельности детей дошкольного возраста, связанный с моделированием как реально существующих, так и придуманных детьми объектов. В процессе конструирования ребенок овладевает навыками моделирования пространства, знакомится с отношениями, существующими между находящимися в нем предметами, учится преобразовывать предметные отношения различными способами – надстраиванием, пристраиванием, комбинированием, конструированием по заданию взрослого, по собственному замыслу. Конструирование по условиям, предложенное Н. Н. Поддьяковым, принципиально иное по своему характеру. Оно заключается в следующем. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым поделка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования, в данном случае, выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается.

В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования. Однако дети старшего дошкольного возраста должны уже иметь определенный опыт: обобщенные представления о конструируемых объектах, умение анализировать сходные по структуре объекты и свойства разных материалов и др. Этот опыт формируется, прежде всего, в конструировании по образцам и в процессе экспериментирования с разными материалами.

Конструирование по простейшим наглядным схемам было разработано С. Леона Лоренсо и В. В. Холмовской. Авторы отмечают, что моделирующий характер самой деятельности, в которой воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Однако дети, как правило, не умеют выделять плоскостные проекции объемных геометрических тел (деталей строительного материала). Для преодоления таких трудностей были специально разработаны шаблоны (В. В. Брофман, которые дети использовали для построения наглядных моделей, отражающие их замыслы.

Конструирование по замыслу по сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать.

Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщенные представления о конструируемом объекте, владеть обобщенными способами конструирования и уметь искать новые способы. Эти знания и умения формируются в процессе других форм конструирования — по образцу и по условиям. Иначе говоря, конструирование по замыслу не является средством обучения детей созданию замыслов, оно лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее. При этом степень самостоятельности и творчества зависит от уровня имеющихся знаний и умений (умение строить замысел, искать решения, не боясь ошибок, и т. п.).

Конструирование по модели, заключается в следующем: детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка (в качестве модели может выступать конструкция, обклеенная плотной белой бумагой). Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения.

В процессе решения этих задач у детей формируется умение мысленно разбирать модель на составляющие ее элементы, для того чтобы воспроизвести ее в своей конструкции, умело подобрав и использовав те или другие детали.

Конструирование по модели является усложненной разновидностью конструирования по образцу. Однако оно не получило своего распространения.

Одним из самых эффективных инструментов познания и развития детей также может стать моделирование. Моделирование является довольно сложным видом деятельности, но оно развивает такие качества, как креативность, инициативность и самостоятельность, пространственное нестандартное мышление, а также видение результата своей деятельности через небольшой промежуток времени.

Существуют различные виды моделирования - предметное, графическое, практическое. Как правило, основной акцент делается на предметное моделирование, так как построение и использование наглядных моделей, образов дает более реальное представление детям об окружающем мире. Так, например, изготавливая модель самолета, дети впоследствии смотрят, как он летит, маневрирует, и становится сразу понятно, почему самолет имеет именно такую форму, и зачем ему нужны крылья.

На первоначальном этапе моделирования дети должны изучить материалы: бумага, пластик, картон, их свойства, способы сборки, крепежей деталей друг к другу. Предусмотрена работа с разнообразными видами материала - бумагой и картоном, бросовым материалом, с готовым конструктором, с мягким конструктором и лего.

Далее необходимо знакомство детей с готовыми схемами и изготовление по ним моделей. Например, выполнение модели самолета из готовых деталей. Когда у детей сформировываются навыки работы по готовой схеме, тогда они могут самостоятельно смоделировать предмет из бросового материала.

Важно приучить детей критически относиться к выполненным работам. Но при этом детям нужен доброжелательный, но принципиальный анализ их работ. Основной вид совместной деятельности в кружке является игра, так как именно игровая деятельность оказывает сильное влияние на формирование и развитие умственных, физических, эмоциональных и волевых сторон и качеств личности ребёнка. Игра неразрывно связана с развитием активности, самостоятельности, познавательной деятельности и творческих возможностей детей.

Модели являются, весьма общим средством познания окружающей детей действительности. Овладевая умением работать с различными видами моделей, перед детьми раскрываются новые представления о предметах. В разных видах деятельности работа с моделями может ставить ребенка в активную позицию и стимулировать познавательную и творческую деятельность. Применение моделей на занятиях в готовом виде являются средством обучения, при котором повышается уровень умственных способностей детей. В настоящее время положено лишь начало этого приема обучения, но результаты, которые мы видим, дают нам уверенность в том, что моделирование актуально на сегодняшний день.

Роль педагога в развитии художественного конструирования и моделирования

В организации художественного конструирования и моделирования детей существенным является отношения педагога к инициативе ребёнка. В большой степени стимулируют творческое самовыражение обучающихся педагоги, имеющие ориентации по поддержанию в детях естественного творческого процесса. Исходя из этого, педагогу необходимо в ходе профессионального самосовершенствования развивать в себе личностные установки, помогающие детям сохранять уверенность в своей значимости. Педагогу, претендующему на формирование качеств творческой личности обучающихся, необходимо убедить детей, что самостоятельные пробы и поиски – это важный и достойный уважения процесс, полезный для саморазвития личности. Задача педагога не только выяснить творческие способности обучающихся, но и развивать их, подобрав индивидуальный подход к каждому ребёнку. Через индивидуальный подход поддержать одарённых и талантливых детей. Индивидуальный подход может способствовать развитию творческих начал в ребёнке, удовлетворению его творческих запросов. Творческая работа требует труда с полной отдачей физических, эмоциональных сил.

Игры и занятия должны вызывать положительные эмоции. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия – очень важный этап для творческого развития ребёнка.

Художественное конструирование и моделирование - это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, отдыха). Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на занятиях.

В любой профессии, в любом труде творческая способность является основой движения вперёд. Занятия художественно-технического конструирования дают огромные возможности для самовыражения и развития способностей детей, помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Делая что-либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению.

Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая даёт возможность не только использовать действительность, но и видоизменять её. Значение занятий по художественному конструированию для развития творческих способностей дошкольников велико, так как оно обладает многими ценными свойствами. Тесно соприкасаясь с народным декоративно-прикладным искусством, этот вид деятельности в высокой степени способствует эстетическому воспитанию дошкольников. Этому способствует возможность подбирать по желанию детали изделий.

Художественное конструирование и моделирование в детском саду– важное средство творческого и эстетического развития детей, так как способствует формированию у детей элементов технического и художественного мышления, а также конструкторских способностей.

Таким образом, правильно организованный труд дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству.

3. 365 весёлых уроков труда. – М. : Рольф, 1999. – 256 с., с илл. – ( Внимание:

4. Трудовое воспитание младших дошкольников во внеклассной работе: Кн. для учителя нач. классов. - М. : Просвещение, 1985.-160 с.

5. Бакушинский, А. В. Художественное творчество и воспитание. [Текст] / А. В. Бакушинский – М. : Новая Москва, 2005.- С. 105-115.

6. Дремова, А. К. Основы эстетического воспитания. [Текст] / А. К. Дремова. - М. : Высшая школа. 2003. С. - 112-160с.

7. Арнина, Н. Л. Уроки прекрасного [Текст] / Н. Л. Арнина. - М. : 2000г. -100с.

8. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : 1999.- С. 246-290.


Дошкольный период психического развития ребёнка характеризуется освоением различных видов действий и деятельности. Особое место среди них занимает конструктивная деятельность детей, которая носит творческий и развивающий характер, что определяет её ценность и важность для развития восприятия ребёнка, его мышления, воображения, технических умений, моторики.

Детское конструирование - это продуктивная деятельность дошкольников, в процессе которой дети моделируют конструкции разнообразных объектов.

Дети конструируют из разного по виду материала (из деталей строительного материала и конструкторов, бумаги, природного и бросового материала). Вид конструктивного материала определяет вид конструктивной деятельности детей.

Также конструктивная деятельность может относиться к одному из двух типов: техническому или художественному.

Техническое конструирование - это действия практического моделирования структурных особенностей предмета; воспроизведение в простейших конструкциях (моделях) из строительных деталей его внешние и скрытые свойства.

Художественное конструирование - это не только моделирование структуры конструируемого объекта, но и создание художественного образа.

Художественное конструирование - это деятельность, которая развивается в течение дошкольного детства и одновременно развивает детей, стимулируя восприятие, мышление, воображение и другие необходимые качества, а также организует структуру детской деятельности: умение планировать, осуществлять и контролировать сам её процесс. Художественное конструирование как деятельность охватывает большой круг разнообразных образовательных, развивающих и воспитательных задач: от развития у детей моторики и накопления сенсорного опыта (восприятие) до формирования достаточно сложных мыслительных действий и речевого развития (мышление, творческого воображения, художественного развития и механизмов управления поведением ребёнка.

К художественному типу конструирования относится конструирование из бумаги и природного материала. Возможно художественное конструирование и из деталей авторского конструктора Г.В.Урадовских, который позволяет развивать не только познавательные, но и художественные способности детей. Для изготовления мягкого конструктора Г.В.Урадовских можно использовать вискозные салфетки для мытья посуды либо вискозную однотонную ткань. Сначала с детьми необходимо рассмотреть конструктор: какие есть фигуры, какие размеры и цвет. Потом предложить с ним играть, создавая сначала объекты, а потом небольшие сюжеты. Авторский конструктор способствует разностороннему развитию ребёнка.

Основным и наиболее часто употребляемым материалом для создания детьми художественных композиций является бумага.

Бумага – это особый вид конструкторского материала. Она, как правило, очень непрочная (легко рвётся и мнётся) и требует навыков осторожного обращения с ней. Вместе с тем, бумага обладает богатыми возможностями для развития детской творческой деятельности и широко используется в конструировании художественных композиций. Художественные композиции дети конструируют из цветной мягкой бумаги и столовых салфеток.

Как правило, из деталей конструктора трудно или невозможно построить художественную композицию. Исключение составляет авторский конструктор Г.В.Урадовских. Он, с одной стороны, отвечает всем требованиям, которые предъявляются к конструкторскому материалу для дошкольников, с другой – обеспечивает интеграцию конструктивной и изобразительной деятельности детей и позволяет развивать у детей художественное творчество внутри конструктивной деятельности.

Конструкторы - это наборы различных по форме, размеру, цвету, материалу элементов (объемных или плоскостных, которые, как правило, имеют четкую геометрическую форму (куб - квадрат, призма - треугольник, брусок - четырехугольник и др.) и скрепляются с помощью штифтов, крючков, винтов, ворсистой поверхности и др.

Конструктор несложно сделать самим, например вырезать из хлопчатобумажной ткани детали разных цветов. Главные условия - универсальность элементов конструктора и легкий способ крепления деталей. Детали такого конструктора разнообразные по цвету: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, белый, чёрный, коричневый и их оттенки; форме: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, овал, полукруг, четверть круга; величине: 2x2см, 4x4см, 6x6см, 8x8см, 10x10см; геометрические фигуры - сенсорные эталоны должны позволять детям строить предметные, сюжетные, декоративные или пейзажные композиции любого содержания, передавать структурные, функциональные признаки конструируемого объекта и выражать свое отношение к изображаемому моменту.

Художественное конструирование из плоских элементов универсального конструктора происходит на стендах, обтянутых светлой тканью разных тонов. Геометрические фигуры представляют собой готовое изобразительное средство. Их изобразительные возможности заданы формой, цветом, величиной деталей, которые могут стать средством изображения как целого предмета, так и его части, при этом адекватность передачи образа не утрачивается. При конструировании из этих деталей используются такие приемы, как наложение и их пространственное объединение на разноцветных фонах. Соединение деталей с поверхностью фонового стенда обеспечивается его ворсистой текстурой. Этот достаточно простой способ соединения деталей между собой и с фоновой поверхностью дает возможность быстро собирать и разбирать конструкцию, исправлять неудачное решение и опробовать другие его варианты. Для каждого возраста необходим определенный комплект фоновых стендов и деталей. Чем старше ребенок, тем больше по составу, разнообразнее по цвету и величине геометрические фигуры и их сегменты, которые входят в комплект конструктора. Детали данного конструктора - геометрические фигуры - подсказывают детям нужный способ действия, помогают обнаружить ошибки, ориентироваться в рамках своей деятельности, конструировать разнообразные композиции разной тематики. В композиции дети включают изображения разных классов объектов и явлений действительности (игрушки, здания, транспорт, мебель, животные, человек, деревья, растения, явления живой и неживой природы и др.)

Несмотря на то, что дети конструируют художественные композиции, от ребёнка не требуется высокого уровня овладения изобразительными средствами и техническими приёмами. В процессе конструирования эти средства успешно осваиваются детьми и развиваются.

Читайте также: