Художественно эстетическая направленность в школе
Обновлено: 02.07.2024
Формировать у учащихся личностно-ценностное отношение к действительности, искусству, развивать эстетическое сознание, воспитать целостную гармонически развитую личность.
Задачи Программы
Создать условия для:
воспитания эстетического отношения к действительности, к искусству, понимания связей искусства с жизнедеятельностью человека, современной техникой и средствами массовой информации;
воспитания способности воспринимать и интерпретировать художественные произведения, высказывать собственное отношение к ним;
расширения и обогащения художественно-эстетического опыта, применения художественных навыков в практической деятельности; формирования системы знаний и представлений о сущности, видах и жанрах искусства;
воспитания художественных интересов, вкусов, морально-эстетических идеалов;
формирования навыков художественного самообразования и самовоспитания;
развития творческих способностей; формирования коммуникативных навыков; воспитания зрительской культуры в театре и музее;
воспитания нравственных качеств личности: доброты, отзывчивости, способности к сопереживанию. предметы и явления;
Основные направления Программы
Координатор Программы
Этапы реализации Программы
Базовый этап: 2018г. - начало преобразований
Завершающий этап – 2019 г.
Ожидаемые конечные результаты
Повышение интереса к чтению художественной литературы
проявление желания познавать, развиваться, творить, делиться радостью познания и творчества с окружающими;
обогащение опыта личности, зрительного восприятия и эмоционального мира;
способность воспринимать и понимать произведения искусства во взаимосвязи с окружающим миром;
желание проявлять такие нравственные качества личности как доброта, гуманность, отзывчивость, способность к сопереживанию и т.д.;
Показатели для оценки хода реализации программы:
Словесные, наглядные, практические.
Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые.
Стимулирования, определенные поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями, навыками.
Проведение классных часов, праздников, тематических вечеров, акций, встреч, экскурсий.
Контроль над исполнением Программы
Разделы Программы:
пояснительная записка (раскрывает цели и задачи, содержит общую характеристику Программы, её принципы);
планируемые результаты освоения обучающимися Программы (показатели освоения Программы) ;
методическое обеспечение Программы;
программа формирования универсальных учебных действий;
тематическое планирование;
система оценки достижения планируемых результатов;
диагностический инструментарий;
Программа по художественно - эстетическому воспитанию
Данная программа с инновационным компонентом, разработанная на основе авторской дополнительной образовательной программы,.в соответствии с социальным запросом семьи и общества.
Программа по художественно-эстетическому воспитанию обучающихся составлена с учётом новых требований ФГОС НОО к структуре основной образовательной программы общего образования .
Программа помогает ориентировать образовательный процесс художественно-эстетическомразвитии и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов общего образования и формирование универсальных учебных действий.
Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое образование - важнейшая сторона развития ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность.
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического образования как к важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как к средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности [Закон "Об образовании в РФ" 2014] [Глава VII] [Статья 64]. Развитию художественно-эстетического воспитания способствуют теоретические и практические исследования отечественных педагогов-ученых конца XX века: Б.Т. Лихачева, В.А. Разумного, Д.Б. Кабалевского, Т.С. Комаровой, Б.Т. Неменского, В.С. Кузина и др. Разработанные ими концепции являются основополагающими и реализуются в различных общеобразовательных и дополнительных образовательных программах.
Работа образовательного учреждения и педагогов должна направляться на оптимизацию художественно-эстетического развития школьников.
Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания.
Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.
Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира учащихся: литература, музыка, театр, скульптура, живопись, народное творчество.
Оно пробуждает у детей эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.
Цель программ ы состоит в том, чтобы в процессе восприятия, интерпретации произведений искусства формировать у учащихся личностно-ценностное отношение к действительности и искусству, развивать эстетическое сознание, общекультурную и художественную компетентность, способность к самореализации, потребность в духовном самосовершенствовании.
Реализация программы способствует решению следующих педагогических задач по воспитанию учащихся:
создать условия для:
воспитания эстетического отношения к действительности, к искусству, понимания связей искусства с жизнедеятельностью человека, современной техникой и средствами массовой информации;
воспитания способности воспринимать и интерпретировать художественные произведения, высказывать собственное отношение к ним;
расширения и обогащения художественно-эстетического опыта, применения художественных навыков в практической деятельности;
формирования системы знаний и представлений о сущности, видах и жанрах искусства;
воспитания художественных интересов, вкусов, морально-эстетических идеалов;
развития творческих способностей;
формирования коммуникативных навыков;
воспитания зрительской культуры в театре и музее;
Разрабатывая эту программу, я исходила из конкретных возможностей школы, проанализировала психологическую готовность учащихся к работе, индивидуальные особенности учащихся, материальное и методическое обеспечение, учитывала запросы семей, взаимодействие с общественными организациями, учреждениями культуры и дополнительного образования.
Особенности реализации программы:
Программа отвечает требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Может быть использована в работе любого классного руководителя.
Основные принципы программы
Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).
Природосообразностъ (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).
Кулътуросообразностъ (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и особенностями, присущими традициям Республики Дагестан).
Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству Российской Федерации).
II. Принципы отбора содержания образования. Научность - сочетание современных достижений педагогики и психологии. Учет требований типовых программ. Многоуровневостъ (показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей).
III. Принципы организации занятий. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход. Основноой характеристикой воспитательной деятельности должно стать сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
Для реализации программы мы предлагаем следующие методы:
наглядный, словесный, практический.
Главные ценности, на которых основывается программа: Отечество, семья, труд.
Наглядный метод используется во время
чтения педагогом рассказов;
экскурсий в картинную галерею;
показа сказок (педагогом, детьми);
рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
проведения дидактических игр;
экскурсий по городам Калининградской области, целевых прогулок;
посещение театров, музеев и выставок.
Словесный метод представляется наиболее эффективным
в процессе чтения литературных произведений педагогом и воспитанниками;
чтения стихотворений детьми и преподавателями;
бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
моделирования сказок, инсценировка отрывков литературных произведений;
разбора житейских ситуаций;
проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
выступление на литературных вечерах и в литературно – музыкальных композициях.
Практический метод используется в форме организации продуктивной деятельности;
проведения игр и конкурсов (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
организация постановок пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсов, викторин;
проведение экскурсий различной направленности;
организация вечеров с родителями, для родителей и сверстников;
Таким образом, в программе прослеживается несколько направлений работы.
1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты).
Основное внимание в программе уделяется работе с семьей.
Показатели результативности программы.
Учитывая, что искусство имеет эстетическую природу и основывается на эстетическом отношении человека к действительности, оптимальными показателями уровня эстетического воспитания считать:
• наличие определенного объема прочных и глубоких историко-теоретических, художественно-эстетических знаний;
• развитость умений и навыков восприятия эстетического, понимание единства формы и содержания;
• развитость воображения, образного видения;
• активность проявления ассоциативности и эмоциональной памяти;
• умение воспроизводить художественный образ адекватно авторскому, умение создавать собственный художественный образ.
Срок реализации программ ы – 1 год.
Количество часов: 20
Ожидаемые результаты.
В ходе реализации программы ожидаются следующие результаты:
повышение интереса к чтению художественной литературы
проявление желания познавать, развиваться, творить, делиться радостью познания и творчества с окружающими;
обогащение опыта личности, зрительного восприятия и эмоционального мира;
способность воспринимать и понимать произведения искусства во взаимосвязи с окружающим миром;
желание проявлять такие нравственные качества личности как доброта, гуманность, отзывчивость, способность к сопереживанию и т.д.;
Ресурсное обеспечение программы
Классный руководитель
Материально-техническая поддержка программы
Для реализации программы используется школьная библиотека, мультимедийный комплекс, интерактивная доска, DVD – диски с презентациями и фильмами, школьный сайт.
Методическая поддержка программы
Для реализации программы:
используется: литература по истории края, республики, книги стихов местных поэтов, известных людей региона, книги детских писателей по данному направлению;
Суть художественно-эстетического образования и воспитания заключается в расширении возможностей для самореализации ученика и учителя в школе, создании условий для разностороннего и свободного развития личности.
1989 год можно считать годом появления первых ростков художественно-эстетического цикла, когда на школьной сцене впервые исполнил свой танец хореографический коллектив “Радость”.
Вскоре педагоги, стали учить детей играть на фортепиано и баяне, петь в хоре и отдельно в хоре мальчиков, изучать специальные музыкальные дисциплины – сольфеджио и музыкальную литературу. А дальше – изостудия, студия художественного труда и сольного пения, театральная студия, одним словом, эстетический цикл находился в постоянном развитии.
Задача художественно-эстетического образования в школе - развивающее обучение. Оно рассматривается не в свете достижения престижных образцов, а сточки зрения творческой самореализации учащихся. Школа рассматривает эстетическое воспитание и образование не как узкопрофессиональное изучение отдельных предметов художественно-эстетического цикла (как это делается в специализированных музыкальных, художественных, спортивных и т.д. учебных учреждениях), а как развитие творческого потенциала каждого ученика, формирование его духовной культуры, овладение компетентностями по одному из видов искусства.
Искусство в школе - это не только комплекс отдельных дисциплин, но и художественная, творческая деятельность учащихся в изучении предметов, а также вся внеклассная деятельность, направленная на формирование внутреннего мира растущего человека, его нравственного облика. Наша задача - помочь каждому человеку состояться Человеком.
Основная направленность работы преподавателей художественно-эстетического цикла - активная работа учащихся на уроке и во внеклассной работе, выявление с помощью индивидуального подхода к каждому ребёнку его творческого потенциала, предоставление разнообразных возможностей для раскрытия природных задатков и способностей ребёнка - формирование творческой личности, что является конечной целью работы всей школы.
В школе создан профессиональный коллектив преподавателей художественно-эстетического направления. Уровень профессиональной подготовки преподавателей высок, среди них 50% имеют высшую и первую категорию.
Занятия по предметам искусства введены в общее расписание школы (музыка, изо, ритмика): в основном уроки проводятся в I смене, а во II смене занимаются студии, коллективы, объединения ДО.
- 1-4 класс – 310 человек
- 5-9 класс – 319 человек
Обучаются игре на музыкальных инструментах и посещают специальные музыкальные дисциплины – 64 человека.
Изучение предметов художественно-эстетического цикла осуществляется на добровольной основе: выбор углублённого изучения того или иного направления с самого начала предоставляется детям и родителям на договорной основе.
С первого класса, в зависимости от наклонностей и желания, дети обучаются музыке, танцам, рисованию, лепке, театру, игре на музыкальных инструментах. В старших классах предметы искусства изучаются учащимися факультативно (графика и дизайн) или через занятия в объединениях дополнительного образования (хор, театр, сольное пение)
Во внеурочное время учащиеся занимаются в различных коллективах и студиях: (См. Приложение 1)
Учащиеся музыкального направления представляют результаты своей деятельности на академических концертах по инструменту, выступлениях учащихся перед классными аудиториями, родителями; творческих отчетах коллективов, экзаменах, конкурсах, фестивалях, смотрах в школе, городе.
Кроме того, традиционно проходят творческие каникулы (в феврале), неделя искусств (в апреле) - творческий отчёт коллективов, студий, танцевальный марафон, хоровой фестиваль, городской фестиваль “Школьная весна”, который стал настоящим городским праздником. Каждая школа, в том числе и наша, представляет большую концертную программу, где старается показать все направления деятельности эстетического цикла. Жюри осуществляет отбор лучших номеров, которые примут участие в гала-концерте.
Так получается, что наша школа всегда принимает участие во всех направлениях гала-концерта. В одной номинации мы часто представляем несколько творческих номеров.
Учителя кафедры художественно-эстетического образования используют современные технологии и программы, проводят интегрированные уроки с учителями литературы, истории.
Добиться единения мысли и чувства, труда души и эстетических переживаний, эмоционального наслаждения “добывания” знаний, одним словом, развить творческий потенциал, приобщить к нравственным и этическим ценностям – это задача решается в нашей школе посредством создания литературно-музыкальных салонов, которые позволяют наиболее полно использовать все выразительные средства.
Стихи Лермонтова, Пушкина, Блока, повествование о их творчестве – все это нашло музыкальную параллель – романсы Чайковского, Аренского, Балакирева, Варламова, что помогает понять внутреннюю музыку литературных произведений, определяет умение чувствовать, видеть, слышать и понимать красоту звучащего слова, фантазировать.
Овладев компетенциями в различных направлениях, учащиеся свободно применяют их в жизни: играют в школьных командах КВН, исполняют роли второго плана в муниципальном театре, с успехом побеждают в конкурсах “Искусство Отечества”, городских конкурсах рисунков и поделок из различных материалов.
Педагоги кафедры и учащиеся эстетического цикла становятся участниками многих мероприятий в школе и за её пределами.
Стало традиционным посещение городского дома престарелых. Одинокие старики с большой радостью и любовью встречают школьную концертную бригаду. Вместе поют песни под аккомпанемент юных баянистов, дружно подпевают солистам и готовы пойти танцевать вместе с хореографическим коллективом. Тепло души, подаренное одиноким людям, надолго сохраняется в сердцах детей.
Итоги работы кафедры художественно-эстетического образования и воспитания подводятся каждый год и их можно считать достаточно высокими:
Выпускники школы продолжают обучение в музыкальном училище, гуманитарном университете в городе СПб и других ВУЗах не только нашей области, но и страны
Педагоги кафедры оказывают активную помощь в подготовке участников к таким конкурсам как: “Ученик года”, “Учитель года”. А главное сами становятся лауреатами и дипломантами таких конкурсов как “Учитель года”, “ Лучший педагог дополнительного образования”, областной конкурс “Золотой микрофон” и др. Кроме того учителя и ученики эстетического цикла – активные помощники в создании и реализации школьных проектов, создаваемых в рамках детско-взрослого проектирования.
Учащиеся школы, уже несколько лет подряд, становятся победителями городской олимпиады по предмету “Музыка”, а работы, выполненные в студии “Журавлик” очень часто получают заслуженные награды на городских конкурсах. Хореографический коллектив “Радость”, которому в этом году исполняется 20 лет, и вокальный ансамбль “Веселый смех”, неизменные участники различных школьных и городских праздников и концертов: проводы зимы, день города, день Победы, фестиваль солдатской и патриотической песни, конкурс “Золотой микрофон”. Очень часто именно в нашей школе проходят открытия и закрытия различных конкурсов, конференций, праздников, что еще раз говорит о высоком уровне профессионализма педагогов и учащихся.
Коллектив педагогов и учащихся активно взаимодействует с различными организациями и учреждениями города. Мы обмениваемся опытом и проводим творческие встречи учащихся, выезжаем с концертами на различные предприятия города.
Социологи, педагоги, деятели искусства занимаются сейчас проблемами всеобщего падения духовного потенциала человечества.
Поэтому в новой концепции образования, принципиально иное место должны занять художественное образование и эстетическое воспитание. Полноценное воспитание личности ребенка в условиях современного учебно-воспитательного учреждения нового типа невозможно без предметов художественно-эстетического цикла.
Список используемой литературы.
1. Алиев Ю.Б. “Настольная книга школьного учителя-музыканта” М.,2000 г.
2. Апраксина О.А. “Музыкальное воспитание в школе” М.,1985 г.
3. ЗатяминаТ.А. “Современный урок музыки” М. Глобус, 2007г.
4.Кабалевский Д.Б. “Как рассказывать детям о музыке” М.,1989 г.
5.Методические рекомендации к урокам музыки общеобразовательной школы. М.,1971 г.
События | Организации | Методики | Программы
Художественная направленность ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей в избранных видах искусства, создание художественных образов, самореализация в творческой деятельности, формирование коммуникативной культуры:
музыкальное творчество - формирование музыкальной и исполнительской культуры; ведение образовательного процесса в вокальных, хоровых коллективах, инструментальных ансамблях, духовых оркестрах, оркестрах народных инструментов.
Введение в музыкальную культуру: сольфеджио, класс композиции, муз. литература, инструментальная музыка, фортепиано, гитара, струнные инструменты, народные инструменты, духовые инструменты, ударные инструменты, электроинструменты, инструментальные ансамбли и оркестры.
Вокально-хоровое искусство: сольное пение, хоровое пение, вокальные ансамбли, авторская песня, хореографическое искусство, классический танец, народный танец, ритмика, спортивные танцы, современные эстрадные танцы.
театральное творчество – ведение образовательного процесса в театральных коллективах и студиях, формирование сценического (актерского) мастерства: сценической речи, движения; навыков эстетической оценки произведений театрального искусства. Театральное искусство: драматический театр, театр теней, кукольный театр, музыкальный театр и мьюзикл, исторический театр, театр мод, литературное творчество, художественное слово, риторика и культура речи;
хореографическое творчество – ведение образовательного процесса в хореографических ансамблях, балетных студиях, коллективах народного танца; овладение основами классической хореографии, народно-характерного, историко-бытового, современного танца в процессе учебной, постановочной, репетиционной и творческой концертной деятельности;
изо и декоративно-прикладное творчество – изучение истории и теории искусства, овладение прикладными навыками художественной деятельности: вязание, вышивка, живопись, лепка, керамика, шитье, декоративно-прикладное искусство, ИЗО и ремесла.
Виды деятельности: основы и техники декоративно-прикладного искусства, лепка и керамика, роспись, оригами, аппликация, батик, бисероплетение, витражное дело, вышивание, вязание, дизайн и декоративные композиции, изготовление кукол и костюмов для кукол, театральные куклы, ковровое ткачество —кружевоплетение, оформительское искусство, фитодизайн, флористика, умелые руки, резьба и выжигание по дереву, художественная обработка древесины, столярное дело, моделирование и портновское искусство, мягкая игрушка, фриволите, парикмахерское искусство, стилистика и визаж, работа с кожей, работа с природными материалами, изобразительное искусство, архитектура, гравюра, граффити, икебана, лоскутная техника, макраме, работа с металлом, чеканка, театральный дизайн, декорации, бутафория и реквизит, компьютерная графика и дизайн.
Эстрадное и цирковое искусство: эстрадная музыка и ВИА, эстрадное пение, фокусы, искусство иллюзионистов, конферанс, скетч, пародия, фольклорное искусство, фольклорный хор, фольклорный ансамбль, сольное народное пение, народное творчество.
К особенности содержания образовательных программ художественно -эстетической направленности относится их внутренняя подвижность, связанная с личностной ориентацией, учетом творческих способностей детей, выбравших тот или иной вид искусства.
Основными целями программ являются:
♦ развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства;
♦ воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;
♦ освоение знаний о классическом и современном искусстве; ознакомление с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной художественной культуры;
♦ овладение практическими умениями и навыками художественно-
творческой деятельности;
♦ формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
Традиционными направлениямипрограмм дополнительного образования детей в области художественного творчества являются: музыкальное развитие, изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество, искусство танца, театральное искусство, литературное творчество и т.д.
Основными целями программ музыкального развития являются:
♦ развитие музыкальности, музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
♦ освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
♦ овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
♦ воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Основными целями программ по изобразительному искусству являются:
♦ развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти;
♦ воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
♦ освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
♦ овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
♦ формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Основными целями программ по искусству танца являются:
♦ развитие творческих способностей учащихся, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
♦ овладение умениями и навыками хореографии, развитие пластической выразительности, физической активности;
♦ воспитание устойчивого интереса к танцевальному искусству своего народа и других народов мира и т.д.
Основными целями программ по театральному искусству являются:
♦ развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
♦ становление и развитие коммуникативных навыков, необходимых для успешного взаимодействия в работе над спектаклем;
♦ воспитание чувства ответственности и понимания собственной роли в творческом процессе и т.д.
Основными целями программ литературного творчества являются:
♦ воспитание эстетически развитого человека, способного к пониманию позиции автора художественного текста и собственному суждению о произведении и жизненных явлениях, в нем отображенных;
♦ воспитание эстетического вкуса, любовь к художественному слову, языку;
♦ овладение практическими умениями и навыками в различных видах литературной творческой деятельности: слушании произведения, создании художественных образов, критической оценке литературного произведения.
В результате освоения образовательных программ художественно-эстетической направленности учащиеся имеют возможность решать следующие познавательные и практические задачи:
Музыкальное искусство:
♦ эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
♦ узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
♦ выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения): несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);
♦ исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
♦ выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
♦ распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
♦ выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
♦ различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
♦ устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
♦ музицировать дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
♦ размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;
♦ продолжать музыкальное самообразование;
♦ определять свое отношение к музыкальным явлениям действительности.
Изобразительное искусство:
♦ применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных искусств в творческой деятельности;
♦ анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
♦ ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
♦ воспринимать и оценивать произведения искусства;
заниматься самостоятельной творческой деятельностью: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Танцевальное искусство:
♦ применять выразительные средства различных танцевальных стилей в творческой деятельности;
♦ анализировать содержание, образный язык произведений разных жанров и стилей танцевального искусства и определять средства выразительности;
♦ ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства;
♦ исполнять свою партию в ансамбле;
♦ выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных хореографов;
♦ проявлять устойчивый интерес к танцевальному искусству разных стилей;
♦ обладать уверенностью в движении, пластике тела.
Театральное искусство:
♦ преодолевать психологические зажимы;
♦ органично существовать на сценической площадке, импровизировать;
♦ продуктивно сотрудничать в реальной жизни;
♦ участвовать в организации культурного досуга в социальной группе;
♦ создавать творческие работы;
♦ уметь конструктивно общаться в группе сверстников и взрослых;
♦ продолжать самообразование в области театрального искусства: знакомство с литературой о театре, посещения спектаклей и т.д.
Литературное творчество:
♦ владеть художественными приемами;
♦ применять выразительные средства различных литературных приемов в творческой деятельности;
♦ анализировать содержание произведений, определять средства их выразительности;
♦ размышлять о литературном произведении, понимать его, выбирать свою точку зрения в процессе диалога с автором;
♦ создавать творческие работы;
♦ осуществлять конструктивное творческое общение в группе сверстников и взрослых.
Далее в таблицах 2.4, 2.5, 2.6, 2.7 представлены разработанные критерии, показатели и формы предъявления эффективности реализации образовательных программ художественно-эстетической направленности в контексте компетентностного подхода.
Таблица 2.4 Компетентность в самостоятельной познавательной деятельности
Программа "Художественн-эстетическое воспитание обучающихся в общеобразовательных учреждениях " преданзначена для заместителей директоров, классных руководителей, учителей.
Мир искусства и культуры
воспитательной работы
по художественно-эстетическому
воспитанию школьников
Паспорт программы
Исполнители
Педагоги, учащиеся, родители ДОШ № 94
Цель программы
Гармоничное развитие личности ребёнка через обучение и воспитание средствами искусства;
Развитие духовного мира школьников на основе познания искусства, литературы, фольклора; умения видеть культуру в себе и себя в культуре;
Формирование художественно-эстетического вкуса;
Воспитание ценностного отношения к искусству.
Задачи программы
Формировать образный мир ребёнка;
Приобщать школьников к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
Развивать способность понимать и ценить прекрасное;
Использовать возможности искусства, художественно-творческой деятельности в целях саморазвития, самосовершенствования ребенка, самореализации его творческих способностей;
Привлекать учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями;
Выявлять и развивать творческие способности и наклонности детей;
Раскрывать потенциала каждого ребенка, предоставлять возможности реализовать себя.
Сроки реализации
Ожидаемые результаты
Совершенствование системы работышколы по художественно-эстетическому воспитанию;
Обогащение содержания художественно-эстетического воспитания в учебном заведении;
Вовлечение в работу художественно-эстетического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;
Раскрытие творческого потенциала учащихся;совершенствование их художественно-эстетической осведомленности;
Развитие способности к творческой самореализации школьников в пространстве государства;
формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения;
повышение уровня художественно-эстетической воспитанности учащихся, включающей в себя: художественный вкус, манеру общения, внешний вид, ценностную ориентацию, художественно-эстетическую развитость (практические умения);
осознание школьниками высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечный результат системного художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения – формирование целостной и гармоничной, самоценной и социально ценной, творчески активной личности, обладающей высокой индивидуальной эстетической культурой, что позволяет молодому человеку быть гуманным и действовать целенаправленно, изобретательно, плодотворно и общечеловечески значимо.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Деятельность современного образовательного учреждения направлена на предоставление доступного качественного образования, максимально полное удовлетворение запросов общества. В этих условиях особую социальную значимость приобретает развитие художественно-эстетического направления системы образования.
Эстетическое воспитание призвано развивать художественный вкус, облагораживать человека. Эстетика способствует гармоничному развитию личности, умению правильно оценивать прекрасное. Главные направления эстетического воспитания таковы: научить видеть красоту во всех сферах жизни, готовить к художественному творчеству в области литературы, музыки, живописи, сценического искусства. Тесно связаны друг с другом эстетика и нравственность. Важным фактором эстетического восприятия мира человеком является возникновение эстетических ситуаций, которые вызывают духовную радость, наслаждение художественным образом.
Задача школы - сохранять, обогащать и развивать художественный потенциал каждого ребенка. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл.Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность, развивая потребность общения с искусством, и готовит её к полноценной познавательной и общественно трудовой деятельности.
ІІ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
гармоничное развитие личности ребёнка через обучение и воспитание средствами искусства;
развитиедуховного мира школьников на основе познания искусства, литературы, фольклора; умения видеть культуру в себе и себя в культуре;
формирование художественно-эстетического вкуса;
воспитание ценностного отношения к искусству.
Формировать образный мир ребёнка;
приобщать школьников к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
развивать способность понимать и ценить прекрасное;
использовать возможности искусства, художественно-творческой деятельности в целях саморазвития, самосовершенствования ребенка, самореализации его творческих способностей;
привлекать учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями;
выявлять и развивать творческие способности и наклонности детей;
раскрывать потенциала каждого ребенка, предоставлять возможности реализовать себя.
ІІІ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Принцип творчества и успеха
Принцип поддержки и доверия
IV. КОНТРОЛЬ НАД РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ
Для координации и реализации деятельности всех структур школы, заинтересованных в реализации системы художественно-эстетического воспитания и образования создан координационный совет, который обсуждает промежуточные результаты работы по Программе, уточняет механизм ее реализации.
В состав совета входят:
1. Заместитель директора по воспитательной работе.
2. Заместитель директора по УВР
3. Руководитель МО учителей гуманитарного цикла
5. Руководители кружков
V. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Совершенствование системы работы школы по художественно-эстетическому воспитанию;
Обогащение содержания художественно-эстетического воспитания в учебном заведении;
Вовлечение в работу художественно-эстетического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;
Раскрытие творческого потенциала учащихся; совершенствование их художественно-эстетической осведомленности;
Развитие способности к творческой самореализации школьников в пространстве государства;
Формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения;
Повышение уровня художественно-эстетической воспитанности учащихся, включающей в себя: художественный вкус, манеру общения, внешний вид, ценностную ориентацию, художественно-эстетическую развитость (практические умения);
Осознание школьниками высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечный результат системного художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения – формирование целостной и гармоничной, самоценной и социально ценной, творчески активной личности, обладающей высокой индивидуальной эстетической культурой, что позволяет молодому человеку быть гуманным и действовать целенаправленно, изобретательно, плодотворно и общечеловечески значимо.
VI. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на 5 лет. Она определяет содержание и основные пути развития системы художественно-эстетического воспитания школьников, ее основных компонентов и направлена на дальнейшее становление нравственной, духовной, свободной и творческой личности; воспитание ценностного отношения к искусству, эстетического вкуса, приобщение к культуре, развитие умения видеть и ценить прекрасное, обучение этическим нормам и правилам.
Программа реализуется в три этапа:
Диагностико-проектный - 2015 - 2016 учебный год
• обобщение опыта школы в организации художественно-эстетического воспитания;
• проведение рейтинга внеклассных мероприятий;
• разработка программ по развитию отдельных аспектов художественно-эстетического воспитания отдельными классами, внешкольными объединениями и т.п.;
• сбор информации о численном составе учащихся, занимающихся в кружках художественно-эстетического направления и кружках в центрах.
реализация комплекса проектов – как вновь созданных, так и традиционных
Рефлексивный – 2019-2020 учебный год
• выявление результативности реализуемых программ (общешкольной программы и программ классных коллективов) посредством комплексной диагностики, обобщение итогов, определение перспектив.
VII. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Программа составлена на основе принципов развития, творчества и успеха, поддержки и доверия, системности, научности, доступности и рассчитана на пять лет.
Комплекс программных мероприятий предусматривает охват художественно-эстетическим воспитанием всех учащихся школы – с 1-го по 11-е классы.
Программа способствует развитию форм и методов на основе новых информационных технологий для совершенствования процесса художественно-эстетического воспитания. Развитие методических основ художественно-эстетического воспитания предусматривает разработку методических рекомендаций по проблемам формирования нравственной, духовной и творческой личности, приобщение школьников к ценностям культуры, искусства и лучшим образцам народного творчества, изучение и обобщение педагогического опыта в области художественно- эстетического воспитания для его внедрения в практику.
Каждый классный коллектив может конкретизировать данную программу. Исходя из особенностей жизни и традиций класса, интересов и возможностей школьников и их родителей, в каждом классе предусматривается разработка своей собственной системы дел по ее реализации.
Эти дела внесут в жизнь школы определенный ритм и упорядоченность; праздники знаний способствуют активизации деятельности интеллектуалов школы, фестивали искусств - удовлетворят детскую потребность в сценическом самовыражении. От педагогов во время проведения мероприятий потребуется умелое и тактичное соучастие, предоставление разнообразных возможностей для раскрытия природных задатков и способностей ребёнка (в театрализованных постановках, рисовании, пении, танцах и др.).
Читайте также: