Хочу все знать краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Ухоловского муниципального района

Рязанской области

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

р.п. Ухолово, 2019 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Направленность: естественнонаучная

Продолжительность реализации программы: 1 год

Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа

Форма организации процесса обучения: учебное занятие

Ожидаемый результат:

Обучающиеся будут знать:

правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов;

названия и правила пользования приборов – помощников при проведении опытов;

способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);

основные физические, химические, географические, астрономические, экологические понятия;

свойства и явления природы;

основные этапы организации проектно - исследовательской деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация)

Обучающиеся будут уметь:

-применять на практике изученный теоретический материал и применять его при проведении опытов и экспериментов с объектами живой и неживой природы;

-пользоваться оборудованием для проведения опытов и экспериментов;

вести наблюдения за окружающей природой;

-планировать и организовывать исследовательскую деятельность;

-выделять объект исследования, разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

-работать в группе.

Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств личности:

любовь к природе;

ответственное отношение к окружающей среде;

доброжелательность к живым существам;

стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Пояснительная записка

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата, интегрирует знания химии, биологии, географии, позволяя создать положительную мотивацию к обучению, формирует у учащихся экологическую грамотность.)

Программа составлена в соответствии с нормативными документами:

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что ребёнок не просто изучает основы естественных наук и их взаимосвязи, но и познаёт себя в каждой из них. Такой принцип обучения создаёт в ребёнке комфортное мироощущение, способствует формированию адекватной самооценки и как следствие, развитию гармоничной личности.

Новизна программы . Общеизвестно, что основы мировоззрения человека закладываются в детском и раннем школьном возрасте. Преподавание естественных наук в школе достаточно обширно и предлагает детям начальные сведения из физики, биологии, географии, экологии и астрономии. Однако, не смотря на объединяющий в себе все эти элементы естественных наук учебник, используемый в начальной школе, научные факты изучаются каждый в отдельности, при этом практически не выделяются взаимосвязи между ними. Обучение в школе часто опирается на заучивание большого количества фактического материала, при этом новые факты часто не связаны с повседневным опытом школьника. В дополнение к школьному курсу в данной программе широко используется проектная деятельность и способность учащимся устанавливать межпредметные связи. Это дает ребенку возможность почувствовать себя активным участником в окружающих его природных процессах - найти свое место в мироздании. Такой подход к обучению поддерживает и развивает естественную любознательность школьников.

Задачи программы:

Обучающие задачи:

расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук: физики, химии, биологии, астрономии, географии и экологии;

расширить знания у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;

дать представление о химических свойствах веществ;

познакомить с основными географическими понятиями и явлениями;

расширить знания об экологии и экологической ситуации Рязанской области, Ухоловского района;

научить выделять в любом природном процессе взаимосвязи;

формировать умение сделать выводы из проведенных опытов и экспериментов;

расширить знания в области исследовательской и проектной деятельности.

Развивающие задачи:

развивать творческое воображение, внимание, наблюдательность, логическое мышление при самостоятельной работе;

развивать самостоятельное мышление в процессе обобщения накопленного опыта и применения его в другой ситуации;

развивать ораторских способностей, артистические и эмоциональные качества при выполнении проектной работы;

развивать интерес к творческой и исследовательской деятельности, исходя из индивидуальных способностей ребёнка.

Воспитательные задачи:

воспитывать бережное отношение к природе.

воспитывать чувства личной ответственности, чувства партнёрства со сверстниками и с руководителями;

прививать принципы творческой деятельности и научно-исследовательского подхода в общении с окружающими как способы самореализации и самопознания;

способствовать развитию коллективного сотрудничества для достижения единой цели.

Возрастной диапазон освоения программы: 8 – 13 лет

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:

Возраст детей и их психологические особенности:

В этот период в организме ребенка происходит физиологический сдвиг (резкий скачок, сопровождаемый бурным ростом тела и внутренних органов). Это в свою очередь приводит к повышению утомляемости, ранимости ребенка. Во время занятий детей нельзя торопить и подгонять, тем самым, показывая им, что они не умеют работать. Ребенок может замкнуться в себе, потерять интерес к занятиям.

Параллельно с учебной деятельностью ребенок вливается в новый коллектив, включается в процесс межличностного взаимодействия со сверстниками и педагогом. Младшие школьники активно овладевают навыками общения. В этот период происходит установление дружеских контактов, приобретение навыков взаимодействия со сверстниками. Дети в основном спокойны, они доверчиво и открыто относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от них помощи и поддержки.

Средняя возрастная группа (10-13 лет):

10-13 лет – период отрочества, важнейшие специфические черты которого проявляются в стремлении к общению со сверстниками, появлении в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость.

Стремление подростков овладеть различными умениями способствует развитию чувства собственной умелости, компетентности и полноценности.

Этот период характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого произвольного внимания и логической памяти. В это время активно формируется абстрактное, теоретическое мышление, усиливаются индивидуальные различия, связанные с развитием самостоятельного мышления. Идет становление нового уровня самосознания, который выражается в стремлении понять себя, свои возможности, свое сходство с другими детьми и свою неповторимость.

Срок реализации - 1 год.

Программа состоит из двух модулей: 1-й-модуль рассчитан на 4 месяца (34 часа), 2-й модуль рассчитан на 5 месяцев (46 часов).

Наполняемость группы – 10-15 человек.

Особенности набора детей: набор на обучение по программе - свободный, по желанию ребенка и с согласия родителей.

Состав группы постоянный. В течение года возможен дополнительный прием детей после собеседования на свободные места.

Режим занятий .

Занятия проводятся в группах по 2 часа один раз в неделю, с перерывом 10 минут между занятий.

Общий объем реализации программы 80 часов.

В процессе обучения используется такие формы занятий как: комбинированное, практическое, беседа, опыты, эксперименты, вводное, итоговое.

В данной программе отдается предпочтение таким формам, методам обучения , которые:

стимулируют обучающихся к постоянному пополнению знаний (беседы, викторины, олимпиады и т.д.);

способствуют развитию творческого мышления, методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, а также традиционные методы – беседа, наблюдения, опыт, эксперимент, лабораторные и практические работы;

обеспечивают развитие исследовательских навыков, умений; основ проектного мышления обучающихся (проектные работы, проблемный подход к изучению отдельных явлений).

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

Обучающиеся будут знать:

правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов;

названия и правила пользования приборов – помощников при проведении опытов;

способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);

основные физические, химические, географические, астрономические, экологические понятия;

свойства и явления природы;

основные этапы организации проектно - исследовательской деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация)

Обучающиеся будут уметь:

применять на практике изученный теоретический материал и применять его при проведении опытов и экспериментов с объектами живой и неживой природы;

пользоваться оборудованием для проведения опытов и экспериментов;

вести наблюдения за окружающей природой;

планировать и организовывать исследовательскую деятельность;

выделять объект исследования, разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

работать в группе.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей данной программе.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

Воспитательные и развивающие результаты отслеживаются по параметрам:

приобретение практических навыков;

активная жизненная позиция детей;

разумное отношение к своему здоровью;

сформированность коммуникативной культуры в детском коллективе;

выбор личных, жизненных приоритетов.

Календарный учебный график

1. Продолжительность учебного года

А) начало учебного года- 2 сентября

Б) окончание учебного года- 31 декабря

А) начало учебного года- 1 января

Б) окончание учебного года- 31 мая

2. Количество учебных недель- 40,

1 модуль - 4 месяца/17 недель;

2 модуль - 5 месяцев / 23 недели

3. Сроки летних каникул- 1июня-31 августа

4. Занятия в объединении проводятся в соответствии с расписанием занятий.

5. Продолжительность занятия для обучающихся младшего школьного возраста - 40 минут. Перерыв между занятиями составляет 10 минут.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

А Томилин Хочу все знать!

Хочу все знать!: краткое содержание, описание и аннотация

А. Томилин - КОМУ НУЖЕН КОСМОС? Виктор Шурлыгин - ВСТРЕЧА НА КОСМИЧЕСКОМ ПЕРЕКРЕСТКЕ П.Клушанцев - АКАДЕМИК С. П. КОРОЛЕВ П.Клушанцев - КОСМИЧЕСКАЯ РАКЕТА

А Томилин: другие книги автора

Кто написал Хочу все знать!? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

А Томилин: Хочу все знать!

Хочу все знать!

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Павел Клушанцев: Дом на орбите

Дом на орбите

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Павел Клушанцев: Отзовитесь, марсиане!

Отзовитесь, марсиане!

Анатолий Томилин: Хочу всё знать [1970]

Хочу всё знать [1970]

Павел Клушанцев: К другим планетам

К другим планетам

Хочу все знать! — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Фото

Фото

КОМУ НУЖЕН КОСМОС?

Фото

Повышение надежности — очень трудная задача. Ее решают и отдельные лаборатории, и целые научно-исследовательские институты. Новые рекомендации проверяют на опытных предприятиях. Чтобы повысить надежность, приходится искать лучшую технологию, совершенствовать оборудование, усложнять производство и повышать квалификацию не только рабочих и инженеров, но даже администрации.

И во всех этих переменах нельзя забывать еще одного важного фактора — экономического. Лучше — значит качественнее. Качественнее — значит больше надо затратить труда. Больше труда — значит дороже изделие….

Может быть, существует, а может быть, и нет! Какое, собственно говоря, нам дело до внеземных цивилизаций? Да ведь когда наши сигналы долетят до возможного адресата, неизвестно, что будет на Земле с нашей собственной цивилизацией…

Такие возражения приходится время от времени выслушивать от скептиков, прикрывающихся, как щитом, заботой об экономическом благополучии человечества. И порой действительно закрадывается в душу сомнение: может быть, действительно не следовало бы пока так много сил и средств вкладывать в столь абстрактные исследования, ничего не дающие практической жизни общества?

Для того чтобы рассеять сомнения, давайте соберем небольшую конференцию за круглым столом из представителей самых разных специальностей и спросим: а что дают им исследования космоса, только практически, без всяких громких слов? Короче — кому нужен космос?

Орешек знаний твёрд, но всё же

мы не привыкли отступать!

Нам расколоть его поможет

Но и это было не самое трудное. Гораздо сложнее стало позже, в годы Гражданской войны, когда время от времени на город налетала очередная банда какого-нибудь атамана Грициана Таврического. Впрочем, пережили и это. А как только Борис повзрослел, он решил податься в Москву, где ему казалось, выжить было чуточку полегче.

Кем только не был.

Открыть тайны природы

Это художественный фильм о том, как трое юных друзей – Сережа, Геннадий и Петя – решили помочь взрослым защитить колхозное стадо от набегов волков. Ребятам удалось отыскать волчье логово, и волки ушли. Однако весной вожак по прозвищу Трехпалый вновь появился, c новой стаей…

Ответы на самые каверзные вопросы


“Самое лучшее открытие то,
которое ребенок делает сам”.

Ральф У. Эмерсон

Умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой – это нужно каждому человеку. Универсальные навыки исследовательского поведения требуются в самых разных жизненных ситуациях.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько и др.)

Теоретической базой являются исследования Н.Н. Подьякова, который в качестве основного вида ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста: “Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка” (Н.Н. Подьяков 1995г.).

Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности. В первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Большинство изменений в мире природы человек может заметить в непосредственном контакте с ними. Поэтому, важно вызвать интерес у ребенка к природе. Не следует загружать детей обилием информации. Важно, чтобы малыш все увидел сам, сам потрогал и составил свои впечатления. Малыш познает мир, исследуя его, экспериментируя, делая все новые открытия. Дети – это пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы. Еще И.М. Сеченов писал о прирожденном и “крайне драгоценном свойстве нервно– психической организации ребенка – безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь”. И. П. Павлов это свойство назвал рефлексом “что такое?”, под влиянием которого ребенок обнаруживает качества предметов, природных объектов, устанавливает для себя связи между ними.

Ребенок с радостью познает и исследует то, что для него представляет интерес, т.е. отношение к информации, которую он получает от взрослого первично, а сама информация – вторична. Поэтому первая и главная задача воспитателя – сначала заинтересовать дошкольника, а уж потом говорить об объекте, исследовать, раскрывать его сущность и взаимосвязи в окружающем мире. Легче всего заинтересовать не готовыми знаниями, а играми, загадками, проблемными ситуациями, задачами. В окружающей нас природе их так много, что мы разгадываем их всю жизнь. Но чаще всего мы предпочитаем знать то, что лежит на поверхности наших представлений. Решать задачи и открывать что-то новое можно по– разному. Можно гадать – так в природе или нет? Можно слушать взрослого или сверстника, можно призвать на помощь фантазию и придумать, как это могло бы быть.

Развивать исследовательскую активность детей в процессе экспериментирования необходимо для того, чтобы ребенок представлял физические свойства предметов и закономерности окружающего мира. Дети, после проведения опытов, обнаруживают свойства веществ самостоятельно, находят способы применения этих свойств в быту. Находят ответы на вопросы: для чего нужны магнитные силы, почему от теплого воздуха происходит движение “змейки”, как сделать быстро воду теплой, как проходит по ниточке звук и т.д.?

Цель исследовательской деятельности – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

    • Развивать у детей представления о химических свойствах веществ;
    • Развивать у детей элементарные представления об основных физических свойствах и явлениях: испарение, сила тяготения, трение, электричество, инерция, магнетизм, звук, теплота, замерзание и таяние воды;
    • Развивать представления о свойствах воды, воздуха;
    • Развивать элементарные математические представления о мерке – как способе измерения массы, длины; о мерах измерения длины;
    • Познакомить с основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы; развивать элементарные представления о Солнечной системе и космических явлениях;
    1. Развивать у детей умственные способности:
      • Развивать мыслительные способности: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
      • Формировать способы познания путем сенсорного анализа.
      1. Развивать у детей умения пользоваться приборами – помощниками при проведении игр – экспериментов: увеличительное стекло, микроскоп, чашечные весы, песочные часы, линейка, сантиметровая лента, бинокль.
      2. Социально – личностное развитие каждого ребенка: развивать коммуникативность; самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

      Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской лаборатории организуется один раз в неделю по 25-30 минут. Работа проводится с небольшими подгруппами детей с учетом уровня развития и познавательных интересов детей. Во время занятия проводится два-три эксперимента.

      Основные принципы по реализации программы

      Принцип ориентации на познавательные интересы ребенка. Исследование — процесс творческий, творчество невозможно навязать извне, оно рождается только на основе внутренней потребности.

      Принцип свободы выбора и ответственности за собственное обучение. Только при условии его реализации образование способно стать адекватным индивидуальным целям личности.

      Принцип освоения знаний в единстве со способами их получения. Ребенок должен осваивать в образовании не только конечный продукт в виде некоего позитивного знания, но быть хорошо знаком с эволюцией знания, а также с путями и способами его получения.

      Принцип сочетания продуктивных и репродуктивных методов обучения. Психология усвоения свидетельствует о том, что легко и непроизвольно усваивается тот материал, который включен в активную работу мышления, но далеко не все, что следует освоить ребенку в образовании, он должен открывать в ходе самостоятельных изысканий. А потому использование исследовательских методов обучения должно сочетаться с применением методов репродуктивных. Тем более что в работе любого исследователя традиционно много задач репродуктивного характера, которые могут рассматриваться как рутинные, но от того не становятся ненужными.

      В работе по экспериментальной деятельности детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями дошкольников, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает педагог.

      Читайте также: