Хмурые люди чехов краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Два охотника, Буркин и Чимша-Гималайский, останавливаются на ночь в сарае. Один из них — учитель, другой — ветеринар. Первый из них рассказывает второму историю учителя греческого языка Беликова.

Коллега Буркина был необычным человеком — уединенно жил и был крайне озабочен мнением окружающих, особенно тех, кто стоял выше по должности. Его ежедневное поведение и внешний вид подтверждали привычку постоянно чего-то опасаться.

Даже в солнечную погоду Беликов “упаковывал” себя в “футляр” из зонта, калош и тёмных очков. Порой казалось, что своим состоянием “как бы чего не вышло” учитель заражал весь городок.

Затем в гимназию устроился новый учитель Коваленко, сестра которого приглянулась нелюдимому Беликову. Надо сказать, Варенька нравилась всем — жизнерадостная, общительная, приятной наружности. Местные дамы сразу решают поженить Варю и Беликова. Всё это выглядело очень мило пока кто-то не нарисовал карикатуру на эту пару.

Невинная шутка весьма расстроила Беликова. А когда он увидел девушку на велосипеде, его мир вообще перевернулся. Беликов даже отправился с беседой к брату Вареньки. Ведь это же верх неприличия: женщина на велосипеде! Однако Коваленко так не считал и спустил Беликова с лестницы. Всем, даже Вареньке, эта ситуация показалась забавной.

Всем, но не Беликову, который в ужасе поспешил домой. Мысль, что о происшедшем узнает весь город довела его до болезни и, спустя месяц, он умер. Во время похорон стояла дождливая погода.

Провожающим покойника казалось, что они освободились от его влияния, но на самом деле жизнь в городе ничуть не изменилась. А сам усопший, лёжа в гробу, выглядел чуть ли не счастливым. Ведь он теперь был навечно защищён футляром.

Главные герои и их характеристика:

Чехов мастерски подобрал для своего произведения персонажей: кажется невозможно их совместить, но они работают в одной гимназии и уживаются в небольшом городке.

Именно этот контраст помогает читателю прочувствовать острые вопросы морали, личного выбора и совести, поднятые автором рассказа.

  • Иван Иванович Чимша-Гималайский – врач-ветеринар, отдыхающий на свежем воздухе в селе Мироносицкое. Худощавый, высокий старик с длинными усами.
  • Беликов – персонаж, которому автор не дал имени. Учитель греческого, о котором и идёт речь в произведении. Чрезмерно осторожный до всего нового человек. Запрет для него закон, а чужое мнение — первично. Беликов ощущал себя комфортно только находясь в “футляре”: внутренне, не выступая за границы “дозволенного”, а внешне, не снимая темных очков и плаща. Он даже умер от переживаний, что весь город узнает как над ним посмеялись.
  • Варенька Коваленко – незамужняя сестра учителя Коваленко. Около 30-ти лет, высокая и стройная, красивая хохотушка. Своим пением и жизнерадостностью девушка мгновенно очаровала всех вокруг и, в том числе, Беликова.
  • Михаил Коваленко – новый преподаватель географии и истории, брат Вари. Рослый мужчина с грубым голосом. На дух не переносил Беликова.
  • Буркин – учитель из гимназии, рассказавший историю Беликова. Ростом мал, полный по комплекции, лысый, но с длинной бородой. Хороший рассказчик, наблюдатель. Его можно назвать “местным философом”.
  • Афанасий – постоянно пьяный повар Беликова.
  • Мавра – немного странная женщина, супруга старосты села Мироносицкое. Мавра днём находилась дома. а по ночам разгуливала по деревне.

Антон Павлович Чехов

Автор: Антон Павлович Чехов

Повествование в произведении построено по принципу рассказ в рассказе и ведётся от лица учителя Буркина в адрес Ивана Ивановича, которые на окраине села Мироносицкого остановились на ночлег.

Для всего у него был предусмотрен свой футляр или чехол: для часов, для ножа, для зонта и т.д. У учителя этого была ещё и необычная привычка — приходить с визитом в дом к кому-то из коллег и молча там сидеть.

II. Отношения с Варенькой.

В гимназию устроился новый педагог — Михаил Коваленко. У него была незамужняя сестра Варя. Жизнерадостная, певучая и смешливая девушка очаровывает всех вокруг себя, даже Беликов проникся к ней симпатией.

Педагогический коллектив надеялся “свести” этих двоих в пару, вдруг, тогда господин Беликов станет мягче. Был даже некий прогресс: Беликов ходил в гости к Коваленко, но предложение девушке делать не спешил.

А потом всё испортил случай. Сначала кто-то неудачно подшутил, изобразив на пару карикатуру, да ещё распространив её по всему педсоставу. Беликов очень тяжело перенёс эту ситуацию.

IV. Беликов опозорен.

Выкинуть из головы события, что произошли с симпатичной ему женщиной, Беликов не мог. Он даже не высидел весь рабочий день, отпросился. Вечером отправился к Коваленко, но застал дома только Михаила, который, мягко говоря, недолюбливал зануду-учителя.

Беликов попытался провести что-то вроде воспитательной беседы с Коваленко. Сказал, что на велосипеде неприлично кататься, особенно женщинам и педагогам. Однако у Коваленко на это было собственное мнение, он в сердцах столкнул надоедливого Беликова с лестницы и тот упал.

На беду в это время подошла Варенька с двумя знакомыми дамами. Она подумала, что её ухажер свалился по нелепой случайности и рассмеялась от всей души. Это стало страшным позором для учителя греческого. Он поспешил домой, там занемог, слёг и уже через месяц его не стало.

V. Мир после ухода Беликова.

Беликова похоронили. многие чувствовали облегчение по этому поводу. Не станет зануды — станет проще и веселее жить. Так думали все. Но жизнь в гимназии и в городе ничуть не изменилась. Она так и осталась серой, скучной, обыденной.

Когда Буркин поставил точку в своём повествовании, Иван Иваныч сделал вывод: жизнь в душном городе, в тесных комнатах, ненужная писанина на службе и надоевшая игра в винт по выходным — ни чем не лучше футляров Беликова.

Кратко об истории создания рассказа.

Антон Чехов. Хмурые люди. Рассказы. Издание А.С. Суворина. Санкт-Петербург, типография А.С. Суворина, 1890.


[6], 293 стр. Посвящается Петру Ильичу Чайковскому. В п/к переплете эпохи с тиснением золотом на корешке. Формат: 19х12.5 см. Тираж 1025 экземпляров. Цена 1 рубль. Рассказы вышли в конце марта 1890 года. Переплет помещен в милый BOX того времени. Состояние и блока и переплета отличное. На титуле дарственная надпись автора Ивану Алексеевичу Белоусову, близкому другу Антон Павловича. Седьмой прижизненный сборник рассказов А.П. Чехова. Первое издание. Редкость!



Библиографическое описание:

2. The Kilgour collection of Russian Literature ( 1750 — 1920 ). Harvard & Cambridge, 1959, №229.

5. Книги и рукописи в собрании М.С. Лесмана, М., 1989 — отсутствует!



Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

В целом неплохо. Небольшого формата, шрифт приятный. Бумага правда рыхловата. Оформление обложки вполне достойно.Иллюстрации к страницам книги:

Чехова, чье творчество оказало столь мощное влияние на мировую культуру, часто называют писателем ХХ века - и это справедливо. Он во многом обновил поэтику прозы, произвел революцию в театре, предложил особый тип взаимоотношений автора и читателя: на равных, без явного пророчества и учительства. В произведениях Чехова формула "говорить на разных языках" перестала быть метафорой, и это тоже было открытием. В воспроизведении конфликтов, основанных на непонимании слов, поступков, поведения другого, даже самого близкого человека, Чехов так же неисчерпаем, как и в комических сюжетах: взрослый - ребенок, мужчина - женщина, муж - жена, народ - интеллигенция, дворянство - интеллигенция, наконец, непонимание самого себя. У Чехова разлом между людьми возможен в любое мгновение. Стоит только человеку на мгновение оглянуться, задуматься, попытаться посмотреть на себя со стороны - и он из анекдота проваливается в драму. Но видимо, в каких-то отношениях Чехов спорил с ХХ веком. Может быть, поэтому созданный Чеховым мир "хмурых людей" в ХХ веке уже казался потерянным раем.

Короче говоря, на краю села Мироносицкого, в сарае старосты Прокофия расположились на ночлег два охотника. Ветеринарный врач Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин. Им не спалось, поэтому они рассказывали друг другу разные истории.

Говорили о том, что жена старосты за всю жизнь никуда дальше дома не ездила, железную дорогу не видала, а выходит из дома только по ночам. Днем сидит у печки.

Буркин сказал, что в этом нет ничего удивительного, и начал рассказывать про учителя греческого языка Беликова, с которым они преподавали в одной гимназии.

Беликов этот был очень странным. Даже в теплую погоду он выходил в калошах с зонтиком и в теплом пальто. Еще он ходил в темных очках, а дом закрывал на все замки, стараясь таким образом создать себе футляр, в котором он был бы защищен от внешних воздействий. Мысли свои он тоже пытался поместить в футляр. Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь. Таким своим поведением он угнетал всю школу.

Однажды, назначили нового учителя истории и географии, некоего Коваленко, Михаила Саввича. С ним приехала сестра - Варенька. Она была очень хороша собой, поэтому очаровала всех вокруг, включая Беликова. Учителям пришла в голову идея женить Беликова на Вареньке. Она сама была не прочь жениться, хоть жизнь с братом ей нравилось, но постоянные ссоры ей надоели. Варенька стала подавать Беликову знаки, а все вокруг убеждать его, что женитьба - это класс!

На следующий день Беликов отправился в гости к Коваленкам. Вареньки не было дома, а брат её не придерживался взглядов футлирования и больше любид свободу, а за осуждения катания их на велосипедах тупо взял и спустил Беликова с лестницы. В этот момент Варенька как раз возвращалась домой, а увидев Беликова, который катился по лестнице, громко рассмеялась. Поняв, что весь город будет знать про этот случай, Беликов поспешил домой, слег в постель и умер через месяц.

Хоронили его обе гимназии и семинария. Когда он лежал в гробу, лицо его было счастливым. Казалось, он достиг счастья - теперь он в футляре, из которого он уже никогда не выйдет. Через неделю жизнь стала снова обычной.

Иван Иваныч, обдумывая услышанное, сказал: "А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт — разве это не футляр? А то, что мы проводим всю жизнь среди бездельников, сутяг, глупых, праздных женщин, говорим и слушаем разный вздор — разве это не футляр?", а потом еще добавил: "Видеть и слышать, как лгут, — проговорил Иван Иваныч, поворачиваясь на другой бок, — и тебя же называют дураком за то, что ты терпишь эту ложь; сносить обиды, унижения, не сметь открыто заявить, что ты на стороне честных, свободных людей, и самому лгать, улыбаться, и всё это из-за куска хлеба, из-за теплого угла, из-за какого-нибудь чинишка, которому грош цена, — нет, больше жить так невозможно!".

— Ну, уж это вы из другой оперы, Иван Иваныч, — сказал Буркин. Через 10 минут он уже спал, а Иван Иваныч ворочался, потом встал, вышел наружу и закурил трубку.

Читайте также: