Экологический подход к содержанию животных и растений в уголке природы доу заключается
Обновлено: 28.06.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
ТЕСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1. Методика экологического воспитания детей дошкольного возраста – новое направление:
б) дошкольной педагогики;
2. Цель экологического воспитания в детском саду:
а) формирование начал экологической культуры;
б) формирование ручной умелости
в) развитие сенсорной культуры.
3. Кто не является автором учебного пособия по методике экологического образования:
а) Саморукова П.Г;
5. Экологическое понятие , которое не может быть использовано при построении методики экологического воспитания дошкольников:
а) среда обитания;
б) взаимосвязь живого организма со средой обитания;
в) биоиндикация экологического состояния биоценоза.
6. При отборе экологических знаний к программе не учитывается принцип:
а) научности и доступности;
7.Специально организованное воспитателем, целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми природы с целью получения представлений об объектах живой и неживой природы называется:
8. К наглядным методам относится:
а) рассказ воспитателя;
в) рассматривание картин.
9.К практическим методам относится:
б) чтение художественной литературы;
в) демонстрация кинофильмов.
10. К словесным методам относится:
а) элементарный опыт;
11. Наблюдение – метод:
а) чувственного познания природы;
б) абстрактного познания природы;
в)логического познания природы.
12. В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении оно может быть:
13. Из указанного перечня выберете задачу экологического образования детей:
а) развития у ребенка чувства сопричастности с окружающим миром, которое позволяет приобщиться к миру и опыту взрослых;
б) формирование системы знаний о предметах и явлениях природы как основы экологического сознания;
в) развитие способности к анализу и синтезу, к самоконтролю и самооценке при выполнении работ.
14. Из указанного перечня выберете задачу, которая не является задачей экологического образования детей:
а) воспитание гуманного, бережного отношения к природе;
б) воспитание начал экологической культуры;
в) формирование системы познавательных умений.
15. По длительности различают наблюдения:
а) специально организованные;
16. По характеру познавательных задач наблюдения могут быть:
17. По форме организации наблюдения могут быть:
в)с раздаточным материалом;
18.По характеру условий наблюдения могут быть:
б) специально организованным;
19. Автором парциальной программы по экологическому воспитанию дошкольников не является:
в) Саморукова П.Г.
20. Парциальной программой по экологическому воспитанию не является программа:
21. К творческим играм не относятся:
а) строительные игры с природными материалами;
б) сюжетно – ролевые;
22. К играм с готовым содержанием и правилами не относятся:
в) сюжетно – ролевые.
23. К дидактическим играм не относятся:
б) настольно – печатные;
24. Подготовка к наблюдению заключается в том, чтобы:
а) зарисовать объект;
б) наметить задачи;
в) собрать природный материал,
25. Наблюдение в специально организованных условиях - это:
26. В системе работы по экологическому образованию дошкольников используются группы методов:
27. Виды моделирования при ознакомлении с природой:
28. Выбрать методический приём, соответствующий обучению игре в младшей группе:
а) воспитатель проигрывает игру вместе с детьми;
б) рассказ воспитателя о содержании и ознакомление с правилами в ходе игры;
в)воспитатель наблюдает за игрой, помогает, исправляет ошибки, разрешает конфликты;
29. Выбрать методический приём, соответствующий обучению игре в средней группе:
а) воспитатель наблюдает за игрой, помогает, исправляет ошибки, разрешает конфликты;
б) воспитатель проигрывает игру вместе с детьми;
в) рассказ воспитателя о содержании и ознакомление с правилами в ходе игры;
30. Выбрать методический приём, соответствующий обучению игре в старшей группе:
а) воспитатель наблюдает за игрой, помогает, исправляет ошибки, разрешает конфликты;
б) воспитатель проигрывает игру вместе с детьми;
в) рассказ воспитателя о содержании и ознакомление с правилами в ходе игры;
31. Виды экологических бесед:
32. К формам труда в природе не относится:
б) индивидуальные поручения;
в) ответственный труд;
33. Принцип энциклопедичности при ознакомлении дошкольников с природой означает:
а) давать знания детям из всех областей наук, т.е. обо всем понемногу;
б) проводить занятия небольшими подгруппами;
в) применять на занятиях больше наглядности;
34. Метод моделирования в системе экологического образования это.
а) поисковая деятельность дошкольников
б) применение игровых обучающих ситуаций
в) познание природы через различные модели (графические, объемные) и с помощью сенсорных эталонов
35.В требованиях к рассказу воспитателя уберите неверный ответ:
а) учитывать интересы;
б) опираться на возрастные возможности восприятия литературных тестов;
в) давать вымышленные знания;
36. Педагогические требования к организации труда в природе (отметить один неверный)
а) разнообразный по содержанию;
б) формирование практических навыков в единстве со знаниями;
в) трудовая деятельность не должна систематически усложняться;
37. Гигиенические требования к организации труда в природе (отметить один неверный)
а) труд в природе должен быть посыльным;
б) инвентарь должен быть игрушечный, а не настоящий;
в) необходимо обеспечить правильную позу детей в труде;
38. Форма организации работы по экологическому воспитанию дошкольников:
б) рассказ воспитателя;
39. К формам организации работы по экологическому воспитанию дошкольников не относится:
40. В основе формирования у детей элементов материалистического миропонимания природы лежат:
а) реальные, достоверные представления;
в) детская художественная литература;
41. Содержание знаний детей о природе определено:
а) в методических рекомендациях;
б) в приложениях к программе;
42. Что относится к явлениям живой природы:
а) растения, животные;
б) вода, песок, камни;
в) гроза, молния, ветер.
43. Что относится к явлениям неживой природы:
а) рыбы, насекомые;
б) улитки, водоросли;
44. Систематически знакомить детей с природой начинают:
а) со средней группы;
б) с первой младшей группы;
в) со старшей группы.
45. Систематизация знаний о сезонных изменениях природы происходит на основе установления:
а) временных и причинно-следственных связей;
б) пассивного восприятия природы;
в) в процессе самостоятельной деятельности
46. Всех обитателей уголка природы можно разделить на:
в) постоянных и временных.
47. Комнатные растения, нуждающиеся в большом количестве солнечного света:
а) герань, кактус, хлорофитум, цикломен;
б) узамбарская фиалка, бегония;
в) маранта,нефролепис, пилея.
48.Комнатные растения, плохо переносящие солнечные лучи:
а) амариллис, аспаргус, гемантус;
б) колеус, пилея, сансевьера;
в) циперус, папирус, примула.
49. Комнатные растения поливают:
а) холодной водой из водопровода;
б) отстоявшейся водой из водопровода;
в) кипяченой водой.
50. Стеблевыми черенками размножаются:
а) традесканция, фикус, бегония;
б) сансевьера, фиалка, бегония – Рекс
в) камнеломка, хлорофитум
51. Листовыми черенками размножаются:
52. Наблюдение как метод ознакомления детей с природой:
53. К практическому методу относится:
в) чтение художественной литертуры.
54. К словесному методу относится:
в) рассматривание картин.
55. К наглядному методу относится:
56. Экологические игры с готовым содержанием и правилами:
а) творческие игры природоведческого содержания;
б) дидактические игры
57. Фиксация опыта – это:
б) рисунок, модель;
58. Моделирование рассматривается как:
а) совместная деятельность воспитателя и детей;
61. В какой возрастной группе вводится дежурство по уголку природы:
62. Занятия по ознакомлению детей с природой проводятся:
а) со средней группы;
б) со старшей группы;
в) во всех группах детского сада.
63. Целевые прогулки проводятся:
а) со второй младшей группы;
б) со средней группы;
в) со старшей группы.
64. Длительность экологических занятий в средней группе:
65. К земноводным относится:
66. пресмыкающимся относятся:
67. К млекопитающим относятся:
68. К декоративным птицам относится:
69. Сезонные изменения в живой природе изучает наука:
70. Международный День Земли отмечается:
71. Длительность экологических занятий в младшей группе:
72. Длительность экологических занятий в подготовительной группе:
73. Длительность экологических занятий в старшей группе:
74. Вид корня у свеклы:
75. Вид корня у моркови:
76. Форма стебля у традесканции:
а) ползучий с приподнимающимися ветками;
в) создание и поддержание условий необходимых для обитателей;
79. Удалить пыль с листьев узамбарской фиалки можно:
а) влажной тряпочкой;
в) при помощи пульвелизатора;
80. Экологоразвивающая среда в ДОУ способствует.
а) формированию экологически грамотного поведения,
б) развитию зоркости;
в) физической подготовке детей;
81. Луковицами размножаются:
82. Отпрысками размножаются:
83 Корневищами размножаются:
84. К вредителям комнатных растений относятся:
а) бабочка, жужелица, клоп;
б) тля, щитовка, трипс, паутинный клещ;
85. В комнатных условиях для выгонки луковичных растений используются:
а) геацинт, тюльпан, нарцисс;
б) лилия, гладиолус, крокус;
86. В качестве аквариумных рыбок могут быть использованы рыбы местных водоемов:
а) малый прудовой карась, вьюн, красноперка;
б) щука, окунь, ерш;
87. В качестве аквариумных рыбок могут быть использованы экзотические рыбки:
а) золотая рыбка, скалярия, комета;
б) лещ, сазан, карп;
88. В младшей группе в уголок природы помещают аквариум:
а) с тремя рыбками;
б) с одной рыбкой;
89. В младшей группе содержат певчих птиц:
90. В средней группе в аквариуме содержат:
а) два вида рыбок, отличающихся по внешнему виду и повадкам;
б) похожих друг на друга рыбок;
в) много разнообразных рыбок;
91. Постоянными обитателями в уголке природы средней группы могут быть млекопитающие:
а) суслик, полевка, сурок;
б) морская свинка, хомяк;
92. К живородящим рыбкам относится рыбка:
б) золотая рыбка;
93. Постоянными обитателями уголка природы в старшей группе могут быть птицы:
б) канарейка, волнистый попугайчик;
в) голубь, снегирь;
94. К графическим моделям относится:
а) глобус;
б) сюжетные картинки в книге;
в) календарь наблюдений за сезонными явлениями;
95. Экологический подход к содержанию животных и растений в уголке природы заключается:
а) в размещении объектов в уголке природы ДОУ с эстетической точки зрения;
б) в создании условий в полной мере соответствующих потребностям и приспособленности живых организмов к ним;
в) в расстановке объектов уголка природы в одном определенном месте групповой
комнаты;
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23,
Б, А, В, В, В, Б, А, В, А, Б, А, А, Б, В, Б, А, А, Б, В, В, В, В, А,
24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43,
Б, В, А, Б, А, Б, В, Б, В, А, В, В, В, Б, А, Б, А, В, А, В,
44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62,
4. Экологический подход к пониманию многообразия в живой природе состоит:
Варианты ответа:
а) в том, чтобы показать детям, что физиологические и морфофункциональные особенности организма соответствуют среде его обитания;
б) в необходимости демонстрировать детям, что на каждом этапе развития организма его связь со средой приобретает свое специфическое выражение;
в) в том, чтобы показать, что морфофункциональное сходство растений и животных обусловлено сходством взаимоотношения со средой обитания;
г) в том, чтобы на конкретных представителях растительного и животного мира демонстрировать дошкольникам последовательный процесс развития живого организма с различными требованиями к условиям среды;
д) все верно в совокупности.
5. Экологический подход к содержанию животных и растений в уголке природы ДОУ заключается:
Варианты, ответа:
а) в размещении объектов с эстетической точки зрения;
б) в создании условий, в полной мере соответствующих потребностям и приспособленности живых организмов к ним;
в) в возможности осуществлять уход за объектами уголка природы детьми;
г) в расстановке объектов уголка природы в одном определенном месте групповой комнаты;
д) в содержании животных и растений только на участке ДОУ в больших вольерах и теплицах.
6. Сезонными объектами уголка природы могут быть:
Варианты ответа:
а) хомячок;
б) попугай;
в) рыбки в аквариуме;
г) комнатные растения;
д) огород на окне.
7. Элементом эколого-развивающей предметной среды не может быть:
Варианты ответа:
а) мини-ферма;
б) аквариум;
в) комнатные растения;
г) огород на окне;
д) уголок ряжения.
8. Педагогический смысл экологических праздников досугов заключается в том, чтобы.
Варианты ответа:
а) сообщать детям новые знания;
б) вызвать положительный эмоциональный отклик у детей;
в) систематизировать имеющиеся знания у детей;
г) научить играть детей вместе;
д) сформировать мотивацию общения с родителями.
9. Природоохранные акции — это социально значимые мероприятия, которые проводятся в ДОУ:
Варианты, ответа:
а) с разрешения медсестры;
б) совместно с сотрудниками ДОУ и родителями детей;
в) не проводятся;
г) силами родителей;
д) в старших группах с привлечением детей, сотрудников и родителей.
14. Правильно и умело проведенная диагностика экологической воспитанности детей.
Варианты ответа:
а) показывает уровень развития детей;
б) определяет реальное продвижение в развитии детей;
в) выявляет отношение детей к объектам природы;
г) дает возможность увидеть эффективность программы с точки зрения ее влияния на развитие детей;
д) все ответы верны в совокупности.
1. Природа используется как средство: Варианты ответа:
а) для ознакомления с окружающим миром;
б) для формирования первоначальных представлений об
окружающем мире;
в) для всестороннего развития детей;
г) для физического развития детей;
д) для умственного развития детей.
Юлия Борзых Мудрец (13783) Здесь многие ответы можно оспорить, кто составлял тест, не святые, поэтому не люблю тесты, вопросы воспитания и развития очень не однозначны. Очень хотелось Вам помочь. Удачи!
Помогите ответить на вопрос
Какие особенности изобразительной деятельности позволяют использовать её в качестве а) развивающего; б) диагностического и в) терапевтического средства.
Буду благодарна за ответ)
Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности, формирование практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой.
Ознакомления детей с природой в детском саду требует постоянного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в ДОУ уголков природы.
Уголок природы может быть общий для всего детского сада, а также уголок может быть организован в каждой группе. В нашей подготовительной группе, приоритетным направлением которой является экологическое воспитание дошкольников, собран богатый материал. Ежегодно уголок пополняется различными экспонатами живой и неживой природы. Мы ведем учет всех данных, систематизируем, классифицируем их.
Значение уголков природы в ДОУ.
Познавательное развитие: расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность.
Эколого – эстетическое развитие: формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение.
Воспитательное значение : формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе
Практическое значение: приобретение трудовых навыков по уходу за растениями и обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность.
Оздоровительное значение: растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом.
При отборе предметов, объектов и развивающих материалов уголка природы для каждой конкретной группы в первую очередь необходимо учитывать возрастные особенности и возможности детей. Объекты, предметы и материалы должны быть эстетически привлекательными, вызывать у детей интерес, стимулировать детей к самостоятельной организации различных видов и форм взаимодействия.
Вместе с тем объекты и материалы должны быть не только содержательно, но и физически доступны детям. Также должны учитываться санитарно-гигиенические требования, сами объекты не должны наносить вред здоровью детей.
Уголки природы должны быть наполнены
предметами живой и неживой природы;
экспонатами растительного и животного мира;
постоянными и временными объектами.
В зависимости от возрастной группы количество экспонатов расширяют. Классифицируют по видам, классам отрядам и т. д.
Также важно вести календарь природы ежедневно.
Значение календарей природы
Наглядно демонстрирует закономерную связь природных объектов, связь причинно-следственного характера.
Красочные картины природы в разное время года становятся средством эстетического воспитания, у детей развивается художественное восприятие действительности.
Приучают дошкольников к систематичности в работе.
Воспитание подрастающего поколения с высокой экологической культурой позволит преодолеть целый ряд негативных явлений в жизни общества, гармонизировать отношения человека с другими людьми, с природой, с самим собой.
Проектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольников В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Главное внимание уделяется обеспечению условий для.
Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. В современном мире проблемы экологической среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения. Первоначальное значение при этом должно придаваться экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе (живой и неживой), основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Дошкольное учреждение является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому, любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому. Каждое знакомство с природой - урок развития детского ума, творчества, чувства.
Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности, формирование практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой.
В основе общения дошкольника с живой природой лежит отношение старшего к младшему (проявляется потребность ребенка ласкать, заботиться о растениях и животных).
Экологическое воспитание осуществляется в дошкольном учреждении через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.
Значение уголка живой природы в дошкольном учреждении - одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. Детские наблюдения на экскурсиях или занятиях в комнате кратковременны. В уголке живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развивается наблюдательность, интерес к природе. Во время ухода за обитателями уголка природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.
Уголок природы представляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания. Имеет значение и пространственная близость обитателей уголка природы. Дети получают возможность хорошо рассмотреть растения и животных, наблюдать за ними длительное время.
При отборе растений и животных для уголка природы следует учитывать следующие требования:
1. Растение или животное должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы. При этом становится возможным познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.
2. Уход за обитателями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя). Поэтому отбирают растения и животных, неприхотливых к пище и уходу за ними.
3. Растения и животные в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника.
4. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных; дети увидят в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.
5. Растения и животные должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей.
6. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития животных и растений в условиях помещения дошкольного учреждения.
Таким образом, для выполнения своей роли уголок живой природы в детском саду должен соответствовать следующим требованиям:
* "лучше меньше, да лучше", т.е. использовать небольшое число объектов, но здоровых, ухоженных и красиво вписывающихся в интерьер помещения,
* при организации уголка природы обязательно выяснить вопрос об аллергичности детей к тем или иным растениям и животным. Если такая проблема существует, то следует ограничиться общим уголком природы, либо животных содержать в отдельном помещении, либо исключить из группового уголка аллергенные объекты,
* отбираемые объекты должны быть красивы, типичны, с ярко выраженными признаками,
* растения и животные должны быть безопасны для детей, т.е. не ядовиты, без колючек, не агрессивны и т.д.
• обитатели уголка должны быть неприхотливы и доступны в уходе,
• подбор растений и животных осуществляется с учетом возрастных особенностей детей.
Уголок природы как средство
экологического воспитания
в разных возрастных группах
В младших группах при подборе обитателей уголка природы учитывают прежде всего особенности восприятия детьми предметов (малыши выделяют яркие признаки и свойства), а также образовательные задачи. Малыши должны научиться узнавать и называть 2-3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок).
Дети второй младшей группы привлекаются к уходу за растениями: поливают водой, приготовленной взрослым (он же определяет и дозировку), обтирают влажной тряпочкой крупные кожистые листья растений. Наблюдая за животными, малыши учатся узнавать их по внешним ярким признакам: частям тела, характеру движения, издаваемым звукам и т. д.
Воспитатель учит детей наблюдать: принять вопрос-задачу, сосредоточить внимание на наблюдаемом предмете, использовать несложные обследовательские действия, отвечать на поставленные по ходу наблюдения вопросы.
В уголок природы младших групп помещают растения, имеющие четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие, такие как:
- обыкновенная (или зональная) герань,
- китайский розан и др.
Привлекают внимание детей и растения, имеющие пестро окрашенные листья,
- аукуба ("золотое" или "колбасное" дерево),
Аукуба и китайский розан (небольших размеров), кроме того, имеют достаточно крупные и крепкие листья, на которых можно учить детей второй младшей группы первым несложным приемам поддержания растений в чистоте. Этим же приемам можно обучать детей в процессе ухода и за фикусами.
Из названных видов для наблюдения в течение года вносят 3-4 растения. Какое-то из них должно быть в двух экземплярах, с тем, чтобы дети могли учиться находить одинаковые растения.
Во второй группе младшего возраста в уголке природы помещают аквариум с рыбкой. Для малышей, исходя из особенностей их восприятия, надо подобрать рыбку ярко окрашенную, ведущую в течение большей части года активный образ жизни, охотно поедающую корм. Это обыкновенная золотая рыбка, золотистый и серебристый караси. Они имеют типичную форму пресноводных рыб, привлекательны по окраске, достаточно подвижны.
В младших группах детского сада можно содержать птиц. Желательно, чтобы птица имела яркое оперение, веселый нрав, была неприхотлива к пище, пела в неволе. Для этого более всего подойдет канарейка.
Содержать млекопитающих постоянно в уголках природы младших групп вряд ли целесообразно. Млекопитающие, даже мелкие, требуют значительно большего внимания, чем другие животные (обильное и частое кормление, ежедневная уборка клеток и т. п.). На участке можно содержать кролика. Клетку с кроликом, белкой или морской свинкой, хомячком изредка приносят в группу малышей для эпизодического, кратковременного наблюдения.
Уголок природы в средней группе
В средней группе у детей формируют умение видеть разнообразие свойств и качеств предметов и их частей (разнообразие формы, цвета, величины, характера поверхности и т. д.). Дети овладевают более сложными приемами сравнения, учатся устанавливать различия и сходство предметов, обобщать предметы по тем или иным признакам.
Усложняются знания о растениях и животных. Дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Число растений, которые узнают и называют ребята, возрастает.
Ребенок пятого года жизни, знакомясь с животными, отмечает своеобразие их внешнего вида, строения, движения, способа питания; устанавливает и первые связи - зависимость характера движения от особенностей строения конечностей.
В процессе ухода (вместе с воспитателем) за обитателями уголка дети овладевают несложными умениями: поддерживать растение в чистоте, правильно поливать его, мыть поилки и кормушки для животных, давать корм. Наблюдая за растениями и животными, подмечают яркие проявления в росте, развитии растений и животных. Свои наблюдения учатся отражать в связной, точной речи.
Расширение и усложнение программных задач в средней группе требует пополнения уголка природы новыми обитателями. Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой — опушенные листья. При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости.
В дополнение к растениям, названным для уголка природы младших групп, в средней группе помещают алоэ или агаву (с сочными листьями, имеющими зазубрины по краям), бегонию-рекс, аспарагус, душистую герань (с узорчатыми, опушенными листьями) и др. Одновременно в уголке природы может быть до 6—8 видов растений.
В аквариуме содержатся два вида рыб, отличающихся по внешнему виду и повадкам: медлительный прудовой карась и юркие подвижные верхоплавки; разновидности золотой рыбки — вуалехвост, телескоп и одновременно (в другом аквариуме) рыбки из местных водоемов. Различия во внешнем виде и повадках названных рыб достаточно заметны и могут быть обнаружены детьми при наблюдении. В уголке природы средней группы можно содержать тех же канареек.
Как постоянных обитателей в уголке природы средней группы можно содержать и млекопитающих. Дети этого возраста вполне могут овладеть несложными навыками ухода за ними. Так, целесообразно поместить в уголке интересных по своим повадкам морскую свинку и хомячка. Уход за ними прост, они дружелюбны, у них легко вырабатываются рефлексы на разнообразные сигналы — время, обстановку.
Уголок природы в старшей группе
В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений и животных, изменения их по сезонам. Дети должны знать, что растения для своего роста нуждаются в свете, влаге, тепле, почвенном питании; разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги.
Продолжается ознакомление детей с растениями, с особенностями их внешнего строения: не только с разнообразием листьев, но и стеблей, цветков. Закрепляются умения определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебля (способ поддержания растения в чистоте).
В содержание познавательных задач о растениях включают знания о некоторых способах их вегетативного размножения, в частности стеблевыми черенками. Все это требует пополнения уголка природы новыми растениями: с разнообразными стеблями (вьющимися, стелющимися или видоизменениями прямостоячих стеблей), имеющими луковицы, клубнелуковицы и т. д. Это могут быть 2—3 вида традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, фикус, алоэ, зигокактус, эпифиллюм, цикламен, примула, амариллис, кливия и др. Они имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы, у них разные потребности в свете и влаге.
При подборе животных для уголка природы старших детей необходимо учитывать основную программную задачу — обеспечить формирование первоначальных знаний об особенностях приспособления животных к условиям среды обитания.
В аквариумах хорошо содержать теплолюбивых живородящих и икромечущих рыб — гуппи, меченосцев, скалярий и др. Не меньший интерес у детей вызовет и наблюдение за вьюном. Эта маленькая рыбка местных водоемов — своеобразный барометр: перед наступлением ненастной погоды у нее повышается двигательная активность.
Из птиц следует отдать предпочтение тем, которые выводят в неволе потомство, — канарейка, волнистые попугайчики. Рост и развитие птенцов, забота взрослых птиц о потомстве — ценнейший материал для наблюдения. Не следует при этом забывать о том, что детям присуще чувство особо бережного и покровительственного отношения к детенышам, и забота о беспомощных, растущих птенчиках — источник добрых и гуманных чувств, бережного, и заботливого отношения ко всему живому.
В уголок природы старшей группы хорошо поместить черепаху (любой вид). Обычно это животное впадает зимой в непродолжительную спячку. Если черепаха живет в уголке несколько лет, то спячки может и не быть, тогда в этот период черепаха становится вялой, неохотно берет корм. (Понять причину такого состояния и создать соответствующие условия для жизни животного могут только старшие дошкольники.)
Разнообразнее и подбор млекопитающих. Кроме морской свинки и хомячка может быть белка. Белка в большей степени, чем другие млекопитающие уголков природы, меняет свой образ жизни по сезонам. Белка осенью чаще прячет остатки пищи в свою кладовую, зимой менее подвижна, кроме того, она два раза в год линяет. Эти изменения связаны с условиями жизни животных в природе, о чем старшие дошкольники должны знать.
Читайте также: