Внеклассное чтение в советской школе

Обновлено: 05.07.2024

Кстати, я, в своём детстве, ни разу не прочитал весь рекомендуемый список литературы на лето. Хотя, несколько раз честно пытался. В основном в старших классах. Но там объёмы были несоизмеримые. Чтобы прочитать всё — нужно было читать целое лето. А ведь есть и другие важные вещи, которые нужно успеть сделать летом .

Но дальше возникли сложности. Покупать все книги в бумажном варианте — довольно дорого. Но мы всё равно зашли в книжный. И нашли лишь несколько пунктов из списка. Искать библиотеку? Сам я уже лет двадцать ничего не брал в библиотеке. Поэтому даже не знаю — существуют ли они или их все уже победил интернет?

В общем, чтобы найти весь список книг в электроном виде, я потратил довольно много времени — несколько часов. Дело в том, что многие книжки были обрезаны до ознакомительного фрагмента. Но, в конце концов, мне удалось найти все книги полностью.

А ведь как было бы удобно: набрал в поиске "список книг на лето" и получил ссылку на сайт министерства образования, например, с полным архивом всех книг в электронном виде. Тогда детям было бы проще прочитать рекомендуемые книги летом.

В моём детстве — пошёл в библиотеку и взял нужную книгу, так как в библиотеках были книги, которые были в списках на лето.
А сейчас вроде бы прогресс, интернет, а найти нужные книги не так то просто. Поэтому делюсь своим результатом.

Итак, сам список книг на лето после первого класса:

01 Русские сказки
02 Сказки народов мира
03 Паустовский Константин . Стальное колечко
04 Козлов Сергей . Удивительная бочка и другие сказки
05 Коваль Юрий . Полынные сказки
06 Гайдар Аркадий . Чук и Гек
07 Драгунский Виктор . Денискины рассказы
08 Носов Николай . Фантазеры. Живая шляпа
09 Снигирёв Геннадий . Слон. Дикий зверь. Жук и другие рассказы
10 Толстой Алексей . Золотой ключик или приключения Буратино
11 Астафьев Виктор . Стрижонок Скрип
12 Цыферов Геннадий . Про чудака лягушонка
13.1 Бианки Виталий . Лесные домишки. Оранжевое горлышко
13.2 Бианки Виталий . Собрание сочинений. Синичкин календарь
14 Катаев Валентин . Дудочка и кувшинчик
15.1 Токмакова Ирина . Сосны шумят. Стихи
15.2 Берестов Валентин . Веселое лето. Стихи
15.3 Заходер Борис . Занимательная зоология. Стихи
15.4 Мошковская Эмма . Вежливое слово. Стихи

А вот ссылка на архив: knigi_na_leto_ko_2_klassu.zip
Книги выбирал с картинками, в формате fb2 для электронной книжки или телефона. Чтобы читать на компьютере нужна программа FBReader .
При поиске книг, читал про авторов, ссылки вставил в список выше.

И обнаружил удивительную вещь: не смотря на то, что мы уже почти тридцать лет живём не в СССР, все авторы, без исключения, произведения которых рекомендуют детям после первого класса для чтения летом, все — жили и творили свои замечательные произведения в Советском Союзе.


1921 год

Внимание к ученику и отсутствие жесткого регламента

III год второй ступени



IV год второй ступени

1938 год

Учитель и учебник — единственные источники знаний



Между программами 1921 и 1938 года лежит такая же пропасть, как между ре­волюцией и последними предвоенными годами. Смелые поиски 1920-х годов в самых разных областях науки, культуры и образования постепенно сошли на нет.
Теперь задачей науки, культуры и образования стало строительство сверхиндустриального и милитаризированного тоталитарного государства. В результате чисток и политических репрессий кардинально изменился и со­став тех, кто руководил изменениями в образовании и культуре.
Состав программы: 80 % русской классики, 20 % советской литературы
Количество часов: 474 (с 1949 года — 452)
Авторы: Специалисты Управления средней школы (УСШ) Наркомпроса



9-й класс

10-й класс

Сокращение часов и расширение списка: крушение надежд на обновление предмета



После разрухи военных и первых послевоенных лет наступило время жесткого идеологического прессинга и кампаний: целые отрасли науки становились объектами репрессий, факты искажались в угоду идеологии (к примеру, превозносилось превосходство русской науки и ее пер­венство в большинстве отраслей научного знания и техники).
В этих условиях учитель превращался в проводника официальной линии в образовании, а шко­ла — в место, где уче­ник подвергается идеологическому давлению. Гуманитарное образование все больше утрачивает свой гуманисти­ческий характер.
Смерть Сталина в 1953 го­ду и наступившая следом оттепель сопровождались надеждой на изменения в стране — в том числе и в области образования. Казалось, школа обратит вни­мание на ученика и его интересы, а учитель получит больше свободы в орга­низации учебного процесса и отбора учебного материала.
Состав программы: Треть курса отдана советской литературе, существенно сокращены древне­русская литература, литература XIX века и зарубежная литература
Количество часов: 429
Авторы: Сотрудники Главного управления школ Министерства просвещения РСФСР

9-й класс

10-й класс

1984 год

Воспитание чувств вместо идеологии

9-й класс



Школьники пишут сочинение на выпускном экзамене. 1 июня 1984 года

10-й класс

Когда в доме все книги на всех полках были прочитаны по нескольку раз, я перешла к книгам друзей, соседей и библиотек. Утолить этот книжный голод было сложно, поэтому некоторые книги становились фаворитами и прочитывались по нескольку раз. Некоторые из них остались в памяти, но из-за их идеологической направленности или других причин не получили широкого признания в современной России. Наши дети, увы, не знакомы с ними не потому, что они не интересные. Потому, что их не переиздают. Но благодаря интернету их все равно, при желании можно найти и прочитать в электронном виде. Главное, вспомнить, что они есть. Этим мы сейчас и займемся.


Но, вокруг личности писателя и героев его книги возникает много споров. А пионерские принципы, которыми буквально пропитана книга современным детям понять сложно. Да и возраст, на который она была направлена изначально, сейчас сместился. первая любовь у нынешних акселератов наступает раньше, чем у героев книги. Кстати, вы помните, что Тимуру в ней было всего 13 лет? А каким взрослым он кажется.. Особенно на последних страницах во время гонки на мотоцикле.

Но, вокруг личности писателя и героев его книги возникает много споров. А пионерские принципы, которыми буквально пропитана книга современным детям понять сложно. Да и возраст, на который она была направлена изначально, сейчас сместился. первая любовь у нынешних акселератов наступает раньше, чем у героев книги. Кстати, вы помните, что Тимуру в ней было всего 13 лет? А каким взрослым он кажется.. Особенно на последних страницах во время гонки на мотоцикле.

Но даже в современных условиях тема дружбы, взаимовыручки и отношений между подростками остается актуальной. Книга способна научить честности, открытости, уважению к старшим и умению прощать.


Книги Михаила Михеева стали настоящим открытием для большинства советских подростков. Ведь это были шпионско-приключенческие романы с закрученным захватывающим сюжетом. Мальчишки и девчонки тех лет, лишенные современных фильмов и сериалов, с увлечением следили за разгадыванием тайны препарата В-13 и приключениями девушки Зины в бескрайней тайге. Конечно же, по законам жанра советские контрразведчики побеждают в схватке с врагами, а отважная Робинзон Зина раскрывает давнее преступление и выживает в сложных условиях тайги.

Кстати, автор сейчас продолжает писать приключенческие книги и боевики, но уже для взрослых . А вот перечитать вместе с детьми его ранние произведения намного приятнее, хотя и найти их сейчас в бумажном варианте довольно непросто.


Эта книга о пятерых школьниках, которые оказались заперты в ущелье по воле суровой природы. Они должны выжить, а значит им приходится добывать еду и разводить костер. Они должны организовать ночлег, дежурить, чтобы не стать добычей диких зверей и исследовать окрестности, чтобы найти выход. Это история робинзонов-подростков, и каждый читатель легко может представить себя на их месте.

Но это не просто приключенческий роман о детях. Это история дружбы и взаимовыручки. Мальчики оберегают и поддерживают единственную девочку, помогают ослабевшим и перевоспитывают одного эгоиста в их компании. И в их компании, а значит и в книге находится место шуткам и юмору. Поэтому читать эту историю совсем не страшно или тревожно, а интересно и весело.


И опять приключенческая повесть и книга о войне одновременно. Ее написали геолог и журналист, которые рассказали о буднях советских геологов в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период. При чем же здесь дети? А они тоже герои этой книги и входят в состав небольшого отряда, который осуществляет разведку полезных ископаемых в Сибири.

Мальчишки разделяют трудности походной жизни со взрослыми, и так же как они всем сердцем рвутся на фронт – бить фашистов. Но постепенно ребята начинают понимать, что не только на фронте, но и здесь, в тылу, своим трудом можно приблизить Победу над врагом, потому что найденные геологами минералы необходимы стране. В книге есть все – дружба, взаимовыручка, мужество и приключения. Когда-то, открыв первую страницу было трудно остановиться до последней. Очень хочется, чтобы и современные дети смогли испытать те же чувства.


Две повести об удивительных похождениях компании четверых друзей во время Великой Отечественной войны, тоже стали настоящим хитом у советских подростков. И это не случайно, ведь мальчишкам удается не просто выжить в плену у немцев, но и с честью пройти все испытания. Правда, выживают не все, но, увы, это же не сказка, а книга о настоящей войне и настоящей жизни в тех условиях. Здесь можно увидеть настоящее лицо фашизма, а также лица хороших людей, которые помогают детям в их трудном побеге.

Улица младшего сына Льва Кассиля и Макса Поляновского


Еще одна книга, которую не переиздают по идеологическими соображениям. Ее считают пропагандистской и незаслуженно лишили современных школьников великолепно написанной Львом Кассилем истории жизни пионера-героя Володи Дубинина. Эта удивительная повесть ценна тем, что написана по свежим следам, на основе воспоминаний матери Володи. Это настоящая история настоящего школьника, которому было суждено не просто выжить в войну, но и совершать подвиги наравне со взрослыми, и не дожить до Победы.

Здесь нет интриги, нет захватывающих поворотов сюжета. Есть просто детство и война. Есть учеба в условиях катакомб Керчи, где тетрадки сыреют и карандаши ломаются. Есть жизнь в замкнутом пространстве и сырости без достаточного количества еды, но под угрозой нападения немцев. Есть выходы детей на разведку, бои и смерти. Есть любовь сына к своей матери. И это все важно почувствовать и понять. В том числе и тем детям, которые родились спустя 60–70 лет после Победы. После гибели Володи Дубинина, пионера-героя из Керчи.


Фантастическая повесть, которую взахлеб читали многие советские подростки, рассказывает о жизни простого парня из СССР, а точнее России, ведь в этой повести уже коммунизм на всем Земном шаре. Но рассказывает она не о коммунизме, а о борьбе со старостью и об удивительных открытиях. И, что самое удивительное, написанная в 60-х года прошлого века книга фактически предсказывает появление интернета, смартфонов и других технологий. И не просто предсказывает, а делает это на основе прошлых научных открытий, в том числе и сделанных русскими учеными.

Когда эта книга читалась в детстве, она была намного больше фантастикой, чем сейчас. И тем интереснее будет ее читать нашим детям (если родители ее найдут), ведь вполне возможно, что они будут жить тогда, когда и остальные открытия из повести станут реальностью.


Книги Валентины Осеевой про Васька Трубачева и его команду сложно назвать совсем забытыми. Их издают, но очень слабо, ведь современные школьники мало их читают. А ведь эта книга (опять) не только о войне. Она о настоящей ребячей дружбе. О любви к родным и Родине. Да и читать эту книгу очень интересно, ведь написана она очень живым языком. Таким, что кажется, что все ее герои живые и настоящие



Читать я умел хорошо и по сути мне он нужен не был,но все-таки первая школьная книга :-))

После Букваря нам выдали еще несколько учебников. Русский язык М.А.Закожурникова и др. (1982)


Математику по редакцией М.И.Моро и др. (1982)

Книгу для чтения. Под редакцией В.Г.Горецкого и др. (1982)

и
Дневник наблюдений по природоведению. Причем, по какой то причине у меня их было сразу 2. Новый образец


И старый


И, кстати, заполнение дневника всегдла было для меня мукой :-)) Не знаю почему :-) Не нравилось, видимо, кружчки рисовать :-)


Во втором классе ситуация серьезно не поменялась.
Нам выдали новые книги. Учебник для 2 класса по Русскому языку М.А.Закожурникова (издание 1983 года)

Математика за 2 класс М.И.Моро и др. (1983)


И аж 2 Книги по чтению. Часть I. В.Г.Горецкий (1984)

И часть II. Все того же В.Г.Горецкого (издания 1984 года)


Дневник наблюдений по природведению за 2 класс


Но выдали и новый учебник. Как раз по Природвдению, и что интересно, сразу на 2 года. Природоведение для 2 и 3 классов. З.А.Клепинина, Л.Ф.Мельчаков. (1979)


В третий класс нам снова подвезли учебники :-)) Соответственно, Русский язык Учебник для 3 класса. М.Л.Закожурникова и др. (1979)

Математика. Учебник для 3 класса . А.С.Пчёлко и др. (1984)

2 книги по Чтению. Учебник для 3 класса. Часть I. В.Г.Горецкий (1984)

и Часть II. В.Г.Горецкий (1984)

Ну и дневник по Прирдведению

А вот 4 класс был уже интереснее :-)))

Традиционно Русский язык. Учебник для 4 класса. Т.А.Ладыженская и др. (1984).

Математика. Учебник для 4 класса. Н.Я.Виленкин и др. (1986)

Вводился предмет Родная Литература. Учебник в 2 частях под редакцией Пушкаревой



А главное История :-) Учебник назывался Рассказы по истории СССР для 4 класса. Т.С.Голубева и др. (1988)


На следующий год ввели Географию

Дальше все,кончено интереснее.И до сих пор, почему то помню вот эти учебники.

Этому учебнику, почему то больше всего доставалось- разрисовывали его сильно :-))

А еще вводились Атласы по Истрии и Географии, которые я обожал.



А вот что почему то ненавидел- так это контурные карты :-))



Вот такие вот дела.
Приятного времени суток.

Читайте также: