Херасков нума помпилий краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

О Нуме Помпилии знает каждый крупный историк. Он воспевался многими великими певцами и писателями. Например, французский писатель Флориан о Нуме Помпилии написал целую поэму. А вот большинство современных людей знает в лучшем случае его имя. Так что этот недостаток будет полезно устранить, вкратце рассказав о нем.

Кто он такой?

Назвать первого правителя Рима без труда сможет каждый школьник. Конечно же, это Ромул – основатель Вечного города и один из близнецов, вскормленных легендарной волчицей. А вот кто стал вторым правителем Рима? На этот вопрос ответить уже значительно сложнее. На самом деле, был вторым правителем Рима Нума Помпилий. Он провел многочисленные реформы, направленные как на улучшение жизни простых людей, так и на повышение мощи молодого государства, которому только спустя несколько веков суждено будет стать великим.

Краткая биография

Вам будет интересно: Третья промышленная революция: понятие, автор концепции, основы и результаты

Вам будет интересно: Герой России Ветчинов Денис Васильевич: биография, семья, подвиг, фото

Для начала стоит рассказать краткую биографию Нумы Помпилия. По удивительному совпадению, он родился в тот же день, когда был основан город Рим, – 21 апреля 753 года до нашей эры. Его отец – Помпоний, выходец из знатного рода сабинян. Нума стал четвертым сыном в семье. Несмотря на достаток и серьезное занимаемое положение, Помпоний держал всю семью в строгости, практически в спартанских условиях.


В первый раз Нума женился совсем юным – его супругой стала дочь сабинянского царя Тация, правившего вместе с Ромулом. Увы, молодая жена скончалась вскоре после свадьбы. После этого Нума долгое время не сходился с женщинами, но впоследствии женился на Лукреции. Она родила ему четверых сыновей – Пина, Помпа, Мамерка и Кальпа. Считается, что именно от этих имен впоследствии произошли знатные римские фамилии (правда, этот факт вызывает большие сомнения).

Также у Нумы была дочь – Помпилия. Впоследствии она стала женой Марция Первого и родила могущественного правителя Анка Марция.

Как он стал правителем

Вам будет интересно: Греко-турецкая война: годы, исторические факты, последствия

Как уже говорилось, Нума Помпилий был выходцем из богатого, влиятельного рода. Однако никаких прав на престол Рима у него не было. Впрочем, он совершенно не стремился к власти, завоеваниям. Его куда больше интересовало искусство, мирный путь развития. Но впоследствии ему пришлось переменить мнение.

Дело в том, что после смерти Ромула не осталось правителя, который имел бы право занять его место. В результате на смену ему пришел сенат, состоявший из ста человек. Каждому патрицию полномочия правителя передавались ровно на сутки, после чего его сменял следующий. Отсутствие единоначалия негативно сказывалось на стране – каждый временный правитель считал, что именно он приведет Рим и его народ к процветанию, а методы сильно отличались. К тому же сабинян в сенате было значительно меньше, чем римлян, что вызвало недовольство первых, грозило перерасти в раскол и гражданскую войну.


Поэтому после долгих обсуждений в сенате было принято решение выбрать единого правителя. Причем он должен был происходить из народа сабинян, чтобы компенсировать их малую численность в правительстве. Выбор пал на Нуму Помпилия, биография которого после этого случая круто изменилась. С одной стороны, он был крайне образованным, спокойным, рассудительным и набожным человеком. С другой, Нума никогда не был сторонником силового решения вопросов. Сабиняне надеялись, что именно он заставит воинственных римлян обуздать амбиции, научиться находить мирное решение вопроса.

Долгое время Нума Помпилий от правления отказывался, не желая занимать столь важный пост. Только после продолжительных уговоров со стороны отца и префекта Рима Марция Первого он изменил мнение, согласившись стать правителем.

Достижения при царствовании

Как показали дальнейшие события, он совершенно не напрасно переменил решение. Именно при Нуме Помпилии Рим начал богатеть, стремительно набирать мощь.


Не воинственный, лишенный амбиций, Нума оказался хорошим стратегом, мудрым правителем. Происходя из крестьянского района, он привык решать все вопросы неспешно, максимально обстоятельно. Это определенно пошло на пользу стране.

Вам будет интересно: Пополняем словарный запас: бзик — это.

Для начала он подсчитал все земли, принадлежащие Риму, провел межевание – ни один клочок земли не остался не учтенным, не был лишен хозяина. Разумеется, столь хозяйственный подход довольно быстро сказался на состоянии экономики государства.

Следующим этапом он учредил цехи для ремесленников, разделив их по роду занятий. Каждый цех имел теперь свои собрания и обряды. Это оказалось еще более разумной реформой, объединившей народ.

До этого единства в Риме не было. Народ делился на спокойных, трудолюбивых сабинян и воинственных, горячих римлян. Кроме того, часть народа называли себя гражданами Ромула, в то время как другие именовались людьми Тация. Это в любой момент могло привести к гражданской войне и гибели молодого государства.

А чтобы этого не произошло, Нума и придумал совершенно новый способ деления, не вызывающий столь серьезного противостояния, смешивающий два близких народа. Он разделил всех мастеров и свободных людей по профессиям на восемь крупнейших цехов, куда входили красильщики, сапожники, музыканты, гончары, медники и прочие. Остальные ремесла, более мелкие и не способные образовать собственный цех, были объединены в общий девятый.


Для каждого цеха царь Нума Помпилий учредил соответствующие праздники, указал богов-покровителей, которых следовало чтить соответствующим образом. В результате два вчерашних врага – сабинянин и римлянин – обнаружили, что они оба являются медниками и могут многое узнать друг у друга, а причин для вражды совершенно нет.

Заодно он серьезно изменил существующий пантеон богов, которым поклонялись местные жители. Например, одним из главных он назначил Термина – бога границ и межевания. Таким образом мудрый правитель сумел избежать лишних конфликтов между землевладельцами – никому не хотелось навлечь на себя гнев могущественных богов. Очень высоко стала почитаться Фидеса – богиня мира, честного труда. Именно в этом больше всего нуждался Рим для процветания. Наконец, создал он и культ богини Весты – покровительницы домашнего очага. Мало кто знает, но именно Нума Помпилий основал орден весталок – женщин, служащих могущественной богине.

Впрочем, о старых богах он также не забыл. Более того, правитель учредил должность жреца. Они должны были приносить жертвы Юпитеру, Марсу и другим известным богам.


Не чужд был Нуме и определенный символизм. Например, место для своего второго дворца он выбирал очень тщательно. В результате резиденция была построена между двумя римскими холмами – Квириналом (где в основном жили римляне) и Палатином (местом проживания сабинян). Таким образом Нума указал, что царь одинаково близок обоим великим народам, является совершенно беспристрастным, несмотря на то, что сам происходит из сабинян.

Гуманность правителя

Гуманность, не свойственная большинству правителей того жестокого времени, прославила Нуму едва ли не больше, чем другие его реформы. Появились даже легенды о Нуме Помпилии. Например, что он был знаком с нимфой, посланницей Юпитера, которая учила его мудрости, давала ценные советы. Об этом мы расскажем чуть позже.

Но, что бы ни говорили мифы, правитель оказался действительно гуманным. Например, однажды он объявил человеческие жертвы, которые приносились Юпитеру, неугодными отцу богов. В результате людей перестали убивать на алтаре. Вместо этого приносилась только их часть, а конкретно - волосы. Разумеется, многие простые люди вздохнули с облегчением – значительно проще отдать свои волосы великому Юпитеру, чем самому возлечь на жертвенник, окропленный кровью предшественников.

Созданный календарь

Отдельного упоминания заслуживает календарь, созданный правителем.

До его прихода римский календарь состоял из 10 месяцев. Начинался год в марте, а заканчивался в декабре. Названия большинства месяцев привычны нам, но вместо июля и августа существовали другие – квинтилис и секстилис. Впоследствии они были переименованы в честь Гая Юлия Цезаря и императора Августа.

Впоследствии календарь был незначительно доработан и уточнен – так появился юлианский календарь, принятый самим Юлием Цезарем. Он просуществовал в нашей стране до начала ХХ века, заменен на григорианский он был только после революции.

Смерть царя

Несмотря на многочисленные реформы, Нума Помпилий сумел избежать серьезных конфликтов среди помощников и обрести уважение простого народа. Поэтому в отличие от многих реформаторов прожил долгую жизнь. Скончался он от старости в возрасте 80 лет. Произошло это в 673 году.

Вам будет интересно: Машиностроительный колледж в Иваново. Особенности поступления и история вуза


Задолго до смерти правитель написал распоряжение о том, что именно следует сделать с его телом. По традиции предков, он завещал сжечь себя, а прах сложить в каменный ларец.

Известно, что при жизни Помпилий был еще и писателем, а также философом. Он написал около полутора десятков книг, посвященных религии и философии. Эти книги Нума завещал похоронить вместе с собой, что и сделали чтящие его волю потомки.

Впоследствии место захоронения было найдено. В 181 году до нашей эры на холме Яникула во время земляных работ нашли два каменных ларца. В одном, если судить по надписям, сделанным на латинском и греческом языках, хранился прах правителя. А второй содержал все написанные им книги. Ларец оказался очень герметичным – за полтысячи лет рукописи не истлели. Увы, местный претор распорядился сжечь их, опасаясь, что изложенные в трудах мысли способны навредить существовавшему на тот момент религиозному строю.

Легенды о правителе

Мифы о Нуме Помпилии довольно многочисленны. Например, один из них связан как раз с захоронением и его книгами. Неизвестно откуда появились такие слухи, но уже значительно позже, в Средние века, среди алхимиков появилась информация о том, что римский правитель нашел секрет философского камня, способного превращать в золото обычные металлы. Существовала даже версия, что рукописи были сожжены именно для того, чтобы скрыть эту тайну, которую царь Рима хотел унести с собой в могилу.


Но куда более интересной является легенда о Нуме Помпилии и нимфе Эгерии.

История об их знакомстве имеет два варианта. В одном из них познакомились они в момент, когда юноша оплакивал гибель своей первой жены. Страдая от душевной боли, он ушел в Альбанские горы, чтобы никто не видел его страданий. Там он и познакомился с нимфой.

По другой версии, произошло это значительно позже, когда Нума правил Римом уже седьмой год.

В городе вспыхнула страшная эпидемия (возможно, чума), и люди умирали целыми семьями. Царь не знал, как быть – местные врачи ничего не могли сделать, а молитвы жрецов не помогали.

Удалившись в лес, чтобы обдумать положение вещей, Нума неожиданно увидел щит, упавший к его ногам. Его принесла ему нимфа Эгерия, а передал щит лично Юпитер. Единственным способом спасти город стало использование этого щита. Нимфа посоветовала сделать одиннадцать точных копий и развесить по стенам в храме, построенном в честь богини Весты. Ежегодно в марте (месяце, посвященном богу войны Марсу) следовало снимать эти щиты и устраивать с ними священный воинский обряд. Соблюдение ритуала обещало защитить Рим от болезни.

Конечно, это всего лишь красивая легенда, но после этого в городе на протяжении многих лет существовало братство жрецов салиев, каждый год выполнявших ритуал.

Также существует сказание, что впоследствии Нума навещал Эгерию по ночам, приходя в ее священную рощу. Она открывала ему волю людей и богов, подсказывала, какие следует принять законы, какие провести реформы. По легенде, именно нимфа поведала правителю, что Юпитер будет довольствоваться волосами людей вместо человеческих жертв.

Упоминания в литературе и кинематографе

Конечно, столь важный правитель, сделавший так много для своего города и народа, не забыт бесследно. Многие писатели и поэты посвящали ему поэмы, рассказывали о его великих деяниях:

  • Пример тому - стихотворный роман французского писателя Флориана "Нума Помпилий", рассказывающий о жизни и свершениях римского царя.
  • Тит Ливий уделил ему важное место в книге "История Рима от основания города".
  • Писатель Швеглер в своей "Римской истории", выпущенной на немецком языке в 1867 году, подробно рассказывал об этом правителе.

А вот с кинематографом Нуме Помпилию повезло меньше. Он появляется всего в одном фильме – "Ромул и Рем". Фильм вышел еще в 1961 году, а его режиссером стал итальянец Серджо Корбуччи. Роль правителя досталась Энцо Черузико. Пожалуй, именно такая малая популярность в кино и привела к тому, что очень немногие наши современники знают об этом достойном правителе.

Заключение

На этом можно заканчивать статью. Теперь вы знаете, кем был Нума Помпилий, как стал правителем и благодаря чему прославился. Согласитесь, что такие уроки истории нельзя забывать!


Россiйское государство въ самыя отдаленныя времена, которыя намъ древнiе Историки изв?стными учинили, было сильно, сос?дамъ страшно, многими народами уважаемо; оно ни единой Европейской держав? славою, силою, изобилiемъ и поб?дами, по тогдашнему государствъ состоянiю, не уступало; а пространствомъ своимъ вс? прочiя как и нын?, превосходило. Но посл? великаго Князя Владимира разторженiе Россiи на разныя доли, уд?льныя княжества, междоусобiя, неустройства и властолюбiе размножившихся Князей, время от времяни силы ея истощать начинали; а наконецъ б?дственному игу хищныхъ Ордъ поработили. Съ того времяни угасла прежняя Россiйская слава, и въ ц?ломъ мiр? едва изв?стною учинилась; она подъ своими развалинами въ забвенiи близъ трехъ в?ковъ лежала. Сiе жалостное и позорное состоянiе, въ которое Россiю наб?ги Татаръ и самовластiе ихъ погрузило; отторженiе многихъ княжествъ, прочими сос?дами у ней похищенныхъ; неспокойство внутреннихъ ея мятежниковъ, вовсе изнуряющихъ свое отечество; сiе состоянiе къ совершенному паденiю ее наклонило. Зло сiе простерлось до времянъ Царя IОАННА ВАСИЛЬЕВИЧА Перваго, вдругъ возбудившаго Россiю, уготовавшаго оную къ самодержавному правленiю, см?ло и бодро свергшаго иго Царей Ордынскихъ, и возставившаго спокойство въ н?драхъ своего государства. Но царство Казанское при немъ еще не было разрушено; Новогородцы еще не вовсе укрощенны были; сос?дственныя державы должнаго уважения к Россiи еще не ощутили. Сiя великая перем?на, въ какую сiе государство перешло изъ слабости въ силу, изъ уничиженiя въ славу, изъ порабощенiя въ господство; сiя важная и крутая перем?на произошла при внук? Царском IОАНН? ВАСИЛЬЕВИЧ? Второмъ, который есть Герой сiя Поэмы.

И такъ не должно ли царствование IОАННА ВАСИЛЬЕВИЧА Втораго поставлять среднею чертою, до которой Россiя, б?дственнаго состоянiя достигнувъ, паки начала оживотворяться, возрастать и возвращать прежнюю славу, близъ трехъ в?ковъ ею утраченную? Когда вообразимъ въ мысляхъ нашихъ государство, совс?мъ разстроенное, отъ сос?дственныхъ державъ угнетенное, внутренними безпокойствами раздираемое, несогласiемъ многоначальства волнуемое, инов?рцами порабощенное, собственными вельможами разхищаемое; когда все сiе вообразимъ, и представимъ себ? младаго Государя, самодержавную власть прiемлющаго, сильныхъ и страшныхъ непрiятелей державы своей попирающаго, многоначальство обуздывающаго, мятежниковъ и въ н?драхъ отечества усмирившаго, отторженные соседами грады возвращающаго, и ц?лыя государства своему скипетру присовокупившаго; несогласiе и гордость бояръ укротившаго, благоразумные законы подающаго, воинство въ лучшiй порядокъ приводящаго: не почувствуемъ ли уваженiя толь великаго духа къ Государю? Таковъ былъ Царь IОАННЪ ВАСИЛЬЕВИЧЬ!

Иностранные писатели, сложившiе нел?пыя басни о его суровости, при всемъ томъ по многимъ знаменитымъ его д?ламъ великимъ мужемъ нарицаютъ. Самъ ПЕТРЪ ВЕЛИКIЙ за честь поставлялъ въ мудрыхъ предпрiятiяхъ сему Государю посл?довать. Исторiя затм?ваетъ сiянiе его славы н?которыми ужасными пов?ствованiями, до пылкаго нрава его относящимися: в?рить ли толь несвойственнымъ великому духу пов?ствованiямъ, оставляю Историкамъ на размышленiе. Впрочемъ безм?рныя Царскiя строгости, по которымъ онъ Грознымъ поименованъ, ни до нам?ренiя моего, ни до времяни, содержащемъ въ себ? ц?лый кругъ моего сочиненiя, вовсе не касаются.

Восп?вая разрушение Казанскаго царства, со властiю державцевъ Ордынскихъ, я им?лъ въ виду успокоенiе, славу и благосостоянiе всего Россiйскаго государства; знаменитые подвиги не только одного Государя, но всего Россiйскаго воинства; и возвращенное благоденствiе: по чему сiе творенiе и Россiядою названо. Представляю младаго Монарха, лаврами уч?нчаннаго; сего Монарха, о которомъ и Г. Ломоносовъ въ краткой Россiйской Л?тописи утверждаетъ, что сей Царь уже по смерти первой своей супруги Грознымъ учинился, и что неустройства Бояръ, на подобiе крутой бури, нравы его возмутили; чему должно было приключиться гораздо посл? взятiя Казани. Прославляю совокупно съ Царемъ в?рность и любовь къ отечеству служившихъ ему Князей, вельможей и всего Россiйскаго воинства. Важно ли сiе приключенiе въ Россiйской исторiи? Истинные сыны отечества, обозр?въ умомъ б?дственное тогдашнее Россiи состоянiе, сами почувствовать могутъ, достойно ли оно Епопеи; а моя Поэма сiе оправдать обязана.

Издавая въ св?тъ сей осьмил?тнiй мой труд, нын? въ третiй разъ исправленный и во многихъ м?стахъ дополненный, чувствую несовершенствы и недостатки онаго, въ сравненiи съ другими эпическими Поэмами. Слабо сiе сочиненiе, но оно есть первое на нашемъ язык?; а сiе самое и заслуживаетъ н?которое извиненiе Писателю.

Взглядъ на эпическiя поэмы

Въ Илiяд? Гомеръ восп?ваетъ гн?въ Ахиллесовъ, за похищенiе его невольницы Бризеиды Царемъ Агамемнономъ, гн?въ толико б?дственный Грекамъ и Пергаму; кровавыя битвы, пагубу осаждающихъ и пагубу осажденныхъ Троянъ. — Патроклъ, другъ Ахиллесовъ, убитъ Гекторомъ — онъ мститъ за своего друга — убиваетъ храбраго Гектора, и темъ Поэма оканчивается.

Въ Одиссе? восп?то десятил?тнее странствованiе Итакскаго Царя Улисса; возвращенiе его въ домъ свой и страшное избiенiе любовниковъ Пенелопиныхъ, которое Мнистерофонiей наречено.

Виргилiй въ несравненной Энеид? восп?лъ поб?гъ Энеевъ изъ разоренной Греками Трои, прибытiе его в Кар?агену, любовь его с Дидоною, нев?рность его къ сей нещастной Цариц? — Другой поб?гъ его въ Италiю, гд? убивъ Турна, сопрягается онъ с Лавинiею, нев?стою сего почтеннаго Князя.

Въ Погубленномъ ра? важный Мильтонъ пов?ствуетъ паденiе перваго челов?ка, вкушенiе запрещеннаго плода, торжество дiявола, изгнанiе Адама и Эвы изъ рая за ихъ непослушанiе, и причину злополучiя всего челов?ческаго рода.

Волтеръ начинаетъ свою Генрiяду убiенiемъ Генриха III, а оканчиваетъ обращенiемъ Генриха IV изъ одной Религiи въ другую — но прекрасные стихи его все д?лаютъ обворожительнымъ.

В идеальный мир, создаваемый поэтом, врывается практическая жизнь, не считаться с ней невозможно, и потому рассуждения о тщете богатства Херасков заключает меланхолической строфой:

Однако может ли на свете Прожить без денег человек? Не может, изреку в ответе, И тем-то наш и скучен век.

Ничто его как будто не веселит, он не может оторваться от мыслей о смерти, уничтожающей все живое. В числе "нравоучительных од" нет ни одной с заглавием типа "Радость", "Веселье", "Дружба", "Любовь", а ода "Красота" начинается с унылого утверждения:

Пригожство лиц минется, Проходит красота, И только остается Приятностей мечта.

Цветущие годы пролетают, прелесть вянет, молодая девушка превращается в старуху:

На что же величаться Своею красотой? Ей скоро миноваться, Пригожство дар пустой.

Херасков пишет свои оды "средним штилем", тщательно оберегая свой словарь от славянизмов, ведет чинную и благоразумную беседу с читателем, что будет характерно для его лирических стихов и более позднего времени.

В годы, предшествовавшие крестьянской войне, когда в русском обществе вопросы дальнейшего социально-экономического развития России стали предметом обсуждения и начала заседать Комиссия о сочинении Нового уложения, Херасков также подал свой голос. В 1768 году он опубликовал повесть "Нума Помпилий. или Процветающий Рим", в которой напомнил о легендарном римском властителе. "Нума" принадлежит к числу "государственных романов", примерами которых в русской литературе уже были переведенные Тредиаковским "Аргенида" и "Тилемахида", содержавшие изображение различных политических систем и многочисленные советы правителям. Херасков, пользуясь описанием Нуминых дел, также преподает ряд советов русской самодержавной монархине.

Легендарный царь древнего Рима Нума Помпилий (конец VIII — начало VII века до н. э.), согласно преданиям, правил после смерти не менее легендарного Ромула. Нуме приписывается обучение римского народа земледелию, реформа календаря, после которой год стал делиться на двенадцать месяцев вместо десяти, введение жреческих коллегий и т. д. Херасков строит свои представления о Нуме по сочинениям английских и французских историков, и ссылки на них приводятся в тексте. Однако в предисловии к книге он замечает, что "сия повесть не есть точная историческая истина; она украшена многими вымыслами, которые, не уменьшая важности Нуминых дел, цветы на них рассыпают".

Но именно эти "вымыслы" и составляют главное содержание книги, ибо к их числу относятся прежде всего беседы Нумы с его покровительницей нимфой Эгерой, в которых развертывается программа управления страной и определяется поведение монарха.

Идея повести "Нума Помпилий, или Процветающий Рим" выражена автором в начальных строках первой главы:

"Истинная слава не всегда оружием приобретается; лавры победителей часто кровью верных сынов отечества орошенны бывают… но сладкий мир и любезная тишина цветущее состояние городам и селам даруют, законам придают силу и спокойных жителей радостию и веселием напояют" (XII, 1).

Доказательством этой мысли и служит повесть о деревенском философе Нуме, за свои добродетели избранном римским императором; его пример рекомендуется для подражания монархам. Утопическая мечта Хераскова о государе-философе была высказана им во все более накалявшейся обстановке борьбы крепостного крестьянства с дворянской империей и свидетельствовала о тщетном желании автора помочь притушению вражды между ними.

В сущности, весь роман представляет собой собрание советов царям, преподанных на образцах административной и законодательной практики Нумы Помпилия.

Особым достоинством Нумы в глазах Хераскова является его обыкновение советоваться по важным вопросам со своими вельможами и с римским народом. Мечты о дворянской конституции, свойственные представителям дворянской оппозиции предпугачевских лет, в эти годы разделялись и Херасковым.

"Нума Помпилий" в творчестве Хераскова представляет собой опыт прямого изложения советов и поучений гражданским правителям. Более таких попыток Херасков не предпринимал, значительно усложнив свои аллегории и перенеся центр творческого внимания на вопросы духовной жизни человека, на исправление нравов своих современников с помощью разбора полезных примеров. Но от прозы он не отказался и с большой охотой писал романы, составив в этом смысле редкое исключение среди авторов классицистов, как известно к прозе относившихся неодобрительно и считавших, что только поэзия способна передавать высокие мысли и внедрять в умы начала разума.

Пожалуйста, авторизуйтесь

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Читайте также: