Ханство батырбека краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

Исмаилова Наталья Усеиновна учитель русского языка и литературы КГУ ОСШ им. Т. Аубакирова с. Игилик, Мактааральского района Южно-Казахстанской области

Георгий Дмитриевич родился 24

Георгий Дмитриевич Гребенщиков

В 1898 году отец отвез Георгия в Шемонаиху в лесничество помогать

Затем, поработав у мирового судьи писарем, а также у семипалатинского

нотариуса - письмоводителем, Гребенщиков к 1903 г. получил знания по истории и литературе, приобрел опыт литературного труда и получил некоторую независимость.

Первый литературный опыт Гребенщикова относится к 1904-1905 гг

Русь православная на Алтае

С 1912 года Гребенщиков по рекомендации Г. Потанина устраивается в

Гребенщиков – один из выдающихся мастеров слова, благодаря которому

поэтическое. Автор с большой любовью и знанием дела описывает образы милых его сердцу героев, обряды казахов, буквально воспевает степь.

Прошли годы

Менялась жизнь, изменилась степь. Пришли непрошеные гости. Наступило страшное лихолетье. В повести показана душераздирающая картина джута – массового падежа скота.

Описание ужасной степной трагедии

Описание ужасной степной трагедии

Тут уже все чуяли, что на степь надвигается что-то новое, чуждое и

враждебное древним обычаям и что вольному кочевому жилью приходит конец. Как жить, что делать дальше, когда даже самые знатные ханы, имевшие тысячи лошадей, остались при единицах. Как и для чего кочевать, когда весь громадный народ, сросшийся с конем, остался пешим и сирым. Так думает Батырбек. Потомок хана, которого сородичи продолжают называть ханом. Ушло его время. Кочевники уходят со сцены истории. Теперь в степи другие хозяева. Они могут в любой день угнать скот, в любой момент могут оскорбить и бить аборигенов. Вскоре Батырбек обнищал. Самое главное – сломался. Чтобы не умереть с голоду, нанялся рабочим к новым хозяевам. Теперь вот сдает им свою добычу.

«Батырбек, постаревший и согнувшийся, еще не терял своего ханского

Вот так заканчивается эта скорбная история

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Георгий Дмитриевич Гребенщиков Георгий Дмитриевич родился 24.04.1882 года в м.

В 1898 году отец отвез Георгия в Шемонаиху в лесничество помогать лесничему.

Затем, поработав у мирового судьи писарем, а также у семипалатинского нотари.

Затем, поработав у мирового судьи писарем, а также у семипалатинского нотариуса - письмоводителем, Гребенщиков к 1903 г. получил знания по истории и литературе, приобрел опыт литературного труда и получил некоторую независимость.

Первый литературный опыт Гребенщикова относится к 1904-1905 гг. В «Семипалат.

Русь православная на Алтае. Крупнейшим событием в биографии Гребенщикова были.

С 1912 года Гребенщиков по рекомендации Г. Потанина устраивается в барнаульс.

Гребенщиков – один из выдающихся мастеров слова, благодаря которому весь мир.

Прошли годы. Менялась жизнь, изменилась степь. Пришли непрошеные гости. Наст.

Прошли годы. Менялась жизнь, изменилась степь. Пришли непрошеные гости. Наступило страшное лихолетье. В повести показана душераздирающая картина джута – массового падежа скота.

Описание ужасной степной трагедии. «Смертельно застонала степь. Джут мертвы.

Описание ужасной степной трагедии. «Во многих местах, на льду, измученные гол.


Тут уже все чуяли, что на степь надвигается что-то новое, чуждое и враждебно.

Тут уже все чуяли, что на степь надвигается что-то новое, чуждое и враждебное древним обычаям и что вольному кочевому жилью приходит конец. Как жить, что делать дальше, когда даже самые знатные ханы, имевшие тысячи лошадей, остались при единицах. Как и для чего кочевать, когда весь громадный народ, сросшийся с конем, остался пешим и сирым. Так думает Батырбек. Потомок хана, которого сородичи продолжают называть ханом. Ушло его время. Кочевники уходят со сцены истории. Теперь в степи другие хозяева. Они могут в любой день угнать скот, в любой момент могут оскорбить и бить аборигенов. Вскоре Батырбек обнищал. Самое главное – сломался. Чтобы не умереть с голоду, нанялся рабочим к новым хозяевам. Теперь вот сдает им свою добычу.


«Батырбек, постаревший и согнувшийся, еще не терял своего ханского вида: он.

Вот так заканчивается эта скорбная история. Вот так сокрушается ханство Баты.

Источник Сауытбек АБДРАХМАНОВ, литературовед, доктор филологических наук

Источник Сауытбек АБДРАХМАНОВ, литературовед, доктор филологических наук

Интернет ресурсы: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Greb.

Краткое описание документа:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Георгий Гребенщиков Ханство Батырбека

Ханство Батырбека: краткое содержание, описание и аннотация

Пустеет огромная казахская степь, надвигается что-то новое, чуждое и враждебное древним обычаям, теряют силу потомки знатных ханских родов, вольному кочевому житью приходит конец…

Георгий Гребенщиков: другие книги автора

Кто написал Ханство Батырбека? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Георгий Гребенщиков: Былина о Микуле Буяновиче

Былина о Микуле Буяновиче

Георгий Гребенщиков: Ханство Батырбека

Ханство Батырбека

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Андрей Гребенщиков: S.W.A.L.K.E.R. Похитители артефактов

S.W.A.L.K.E.R. Похитители артефактов

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Ханство Батырбека — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Песня длинная и подробно повествует о старине. А старина всегда и для всех хороша: старым как быль, молодым как сказка…

Вот он, Батырбек, считается ханом… А какой он хан. Так, из уважения к памяти предков разве… Вот раньше были ханы, так ханы… Взять, например, его отца Бекмурзу или деда… У деда даже в имени это звучало:

Это был настоящий хан: жил в белоснежной юрте, ел только жеребятину, каждый день пил верблюжьи сливки… Лошадей — счету не знал. Были сотни коней, до которых и узда не касалась… Так и старились необъезженными.

Недаром и имя сыну дал:

А это значит: князь-повелитель!

Конечно, Бекмурза умер тоже небогатым, старым, седым, беззубым, сгорбленным… Не все верили, что в молодости он был джигит, которому завидовала вся степная знать.

Высокий и стройный, с глазами, в которых всегда горели огоньки, с гибким и упругим телом, он походил на степного орла. Только у орла всегда стремление ввысь, а у Бекмурзы — в ширь и даль степных просторов… Ему хотелось всю ее обнять и выпить одним поцелуем… А потом, опьянев, взлететь на высоту, сесть на облака, закачаться на них и уснуть навеки.

И в эту-то пору жадности к жизни вздумал отнять у него невесту старый хрыч Нурыхан… Правда, старичонка был бойкий, двух баб состарил, хотел состарить третью…

Созвал всех джигитов, отца поднял на ноги — даром, что старик целыми неделями не вставал: толст очень был — ни одна лошадь не поднимала. Возили только верблюды.

Созвал всех и закричал:

— Умрите все, а не дайте Алтынсу Нурыханке. не то всех ночью убью, степь зажгу. Сам умру.

Конечно, весь род поднялся за джигита Бекмурзу. Кто не пожелал бы постоять за счастье любимого ханского сына, красу степей, цвет киргизской молодежи?!

Нурыхан почуял, что дело плохо, да и начал мудрить.

Приехал в ханскую ставку с сотней своих родичей — тоже богатый, знатный был, старый пес, — да к отцу с почестями, с подарками. Из кости резную шкатулку привез, а в ней полно разных диковинок. И говорит:

— Честные, хорошие люди никогда не ссорятся из-за баб… Стоит ли того баба? А нам, знатным старшинам, и вовсе не следует дружбу терять.

Дед Батырбека Маймырхан был человек гордый, горячий, но уступчивый. А тут, раз Нурыхан сам первый приехал с поклоном, как было не уступить?

— Хорошо, — говорит, — давай потолкуем: как порешить спор из-за девки.

— А вот как, — говорит Нурыхан, — до аула Алтынсы отсюда полтораста верст. Давай побежим байгою: у кого больше лошадей вперед прибежит — того и невеста.

Взвизгнул добродушный Маймырхан от смеха и крикнул:

— Хорошо! Идет! Только не надо байги, не надо менять много лошадей и джигитов, а пусть бегут сами женихи, двое! Кто вперед прибежит — того и невеста…

Подумал Нурыхан и хитро поглядел на бледного, взволнованного Бекмурзу.

Он знал, что у Маймырхана нет такого резвого бегунца, как его белый конь, заранее был уверен, что выбегает Алтынсу у молодого Джигита, и сказал:

— Хорошо, я согласен.

— А если я не на коне, а на верблюде побегу?

— Хоть на корове беги! — ехидно отвечал соперник.

— Как, на верблюде?! — сердито вскричал на сына Мамырхан, — что, разве мало у меня лошадей. Заставь по двадцать лошадей пробовать каждый день, пусть сто пропадет, сто первая выбежит!

Но Бекмурза был умный человек. Он знал, что на большое расстояние лучше выбежит верблюд.

— Нет, я на верблюде побегу. — упрямо сказал он и стал условливаться с Нурыханом о дне и порядке бега.

Бег был назначен через неделю. Стали чередить бегунцов. Съездили к матери Алтынсы, вдовой старухе, и сказали ей обо всем.

Важное мнение


Отменить

16 мая в Москве, в Доме русского зарубежья состоится вечер, посвященный 130-летию со дня рождения выдающегося русского писателя Георгия Гребенщикова.


Имя Георгия Гребенщикова в нашей стране до сих пор широко не известно даже читающей публике. Не принявший Октябрьскую революцию, он в лихую годину гражданской войны вместе с войсками Врангеля покинул горячо любимую родину, и по этой причине его книги не издавались в Советском Союзе, имя писателя было предано забвению. Между тем Гребенщиков бесспорно заслуживает всемирной славы, которую имеет. И давно.

Прошли годы. Менялась жизнь, изменилась степь. Пришли непрошеные гости. Наступило страшное лихолетье. В повести показана душераздирающая картина джута – массового падежа скота.

Честно говоря, даже в нашей казахской литературе, которой, казалось бы, ближе всех эта тема, редко можно встретить такой силы описание ужасной степной трагедии.

Тут уже все чуяли, что на степь надвигается что-то новое, чуждое и враждебное древним обычаям и что вольному кочевому жилью приходит конец. Как жить, что делать дальше, когда даже самые знатные ханы, имевшие тысячи лошадей, остались при единицах. Как и для чего кочевать, когда весь громадный народ, сросшийся с конем, остался пешим и сирым.

Так думает Батырбек. Потомок хана, которого сородичи продолжают называть ханом.

Ушло его время. Кочевники уходят со сцены истории. Теперь в степи другие хозяева. Они могут в любой день угнать скот, в любой момент могут оскорбить и бить аборигенов.

Вскоре Батырбек обнищал. Самое главное – сломался. Чтобы не умереть с голоду, нанялся рабочим к новым хозяевам. Теперь вот сдает им свою добычу.

«Батырбек, постаревший и согнувшийся, еще не терял своего ханского вида: он был одет в новый овечий бешмет, лисий малахай и большие кожаные сапоги. Но, держа под уздцы переднюю, запряженную в плохие дровни и в то же время оседланную лошадь, он заискивающе улыбался приказчику, сердито браковавшему хворост, и на своем языке доказывал ему:

– Как плохой. Хороший – сам собирал! Дале-еко на сопки лазил, шубу рвал. Парень лазил, бабы лазили, вся семья лазили – есть хочем. Как плохой.

И чтобы лучше расположить к себе приказчика, он белой, аристократичес*ки тонкой рукой своей гладил себя по груди и умиротворяюще повторял единственную фразу, какую знал по-русски:

– А? Пожалуйста, спасибо! Пожалуйста, спасибо?!


Вот так заканчивается эта скорбная история. Вот так сокрушается ханство Батырбека.

Георгий Гребенщиков, даже потеряв родину, сумел сохранить свой мир, так сказать, отстоять свое ханство. И сделал он это так прекрасно, как и подобает замечательному художнику, так достойно, как и подобает ханскому потомку.

Председатель оргкомитета вечера в Доме русского зарубежья, посвященного 130-летию Георгия Гребенщикова, А. Доценко мне для выступления предложила ответить на вопросы: ваше отношение к творчеству Г. Гребенщикова и актуально ли его творчество сейчас?

Читайте также: