Профилактика производственного травматизма в школе и детских садах

Обновлено: 04.07.2024

Охрана здоровья и жизни обучающихся – важнейшая задача не только родителей (лиц заменяющих), но и педагогов, специалистов, всех работников образовательного учреждения.

Профилактика детского травматизма в образовательном учреждении – одна из главных проблем современного образования.

Ни сам учащийся, ни его родители (лица, заменяющие), ни работники образовательного учреждения не хотят, чтобы с обучающимся произошел несчастный случай. Но статистика свидетельствует, что большинство случаев происходит по вине пострадавшего.

Существует определение несчастного случая на производстве как непредвиденного события, неожиданного стечения обстоятельств, которое привлекло к телесному повреждению или смерти работника.

Действительно, несчастный случай с обучающимся внешне происходит неожиданно, но сам несчастный случай является закономерным следствием ошибки в действиях.

Травмой (греч. trauma - повреждение, ранение) называют нарушение анатомической целостности или физиологических функций тканей или органов человека, вызванное внезапным внешним воздействием.

В качестве причины в значительной части несчастных случаев выступают неправильные поступки обучающихся, которые связаны с ошибочными действиями вследствие ошибок внимания (отвлекся), мышления (не так понял), памяти (забыл), а также поведенческие и индивидуальные особенности и эмоциональное состояние обучающегося, социально-психологическая обстановка в учебном коллективе.

Наиболее характерными проявлениями напряженности являются временное ухудшение восприятия, уменьшение объема внимания, памяти, снижение логичности, критичности мышления, резкое ухудшение координации, точности, быстроты действий.

Повышает вероятность возникновения несчастных случаев неправильный подход обучающихся по отношению к опасности (неосторожность) и вытекающие из него ошибки в поведении.

То есть, в возникновении значительной части несчастных случаев прямо или косвенно играет роль психический фактор.

Как указано в Методических рекомендациях [3] , причины несчастных случаев с детьми имеют возрастную специфику:

В возрасте до 4 лет дети чаще подвергаются несчастным случаям, самостоятельно познавая окружающий мир.

В возрасте от 5 до 10 лет несчастные случаи наступают вследствие шалости, неосторожного поведения ребенка.

В возрасте от 10 до 14 лет и старше:

‒ вследствие борьбы за лидерство. Так, у детей 10-12 лет появляются новые интересы, они становятся более активными, самостоятельными, в играх стараются проявить изобретательность, стремятся утвердиться в среде сверстников.

В МБОУ гимназии №11 ежегодно в рамках профилактики несчастных случаев планируются и проводятся мероприятия по следующим направлениям:

- создание безопасных условий обучения и воспитания, соблюдение санитарно – гигиенических норм и правил;

- профилактика травматизма обучающихся во время проведения учебно – воспитательного процесса;

- профилактика травматизма обучающихся во время проведения занятий физической культурой и спортом;

- профилактика детского дорожно – транспортного травматизма, включая профилактику травматизма учащихся на объектах железнодорожного транспорта;

- профилактическая работа с родителями по предупреждению детского травматизма.

- имеется оборудованный всем необходимым медицинский блок;

- все учебные и групповые помещения оснащены современной учебной мебелью в соответствии с ростовыми требованиями санитарно – гигиенических правил и норм и средствами технического обеспечения; детей рассаживают с учетом роста, наличия заболеваний органов дыхания, слуха и зрения;

- осуществляется постоянный контроль со стороны администрации за сохранением безопасных условий обучения, соблюдением требований охраны здоровья учащихся и воспитанников и соблюдению санитарно – гигиенического режима во время проведения учебно – воспитательного процесса;

- проводятся беседы и сюжетно – ролевые игры с обучающимися по профилактике безопасности на дорогах и в транспорте;

- классными руководителями проводятся инструктажи обучающихся по следующим направлениям: правилам поведения в школе и на каникулах, по травмоопасным местам в школе (окно, лестница, дверь, рекреация, столовая, спортивный зал и спортивная площадка и др.), по электробезопасности, пожаробезопасности, при обнаружении неизвестных пакетов и неразорвавшихся снарядов, зимой по правилам обращения с пиротехникой, правилам поведения на воде, правилам поведения на дорогах и транспорте, в том числе на железнодорожном транспорте, по безопасному пути в школу, по профилактике и предотвращению негативных ситуаций, по правилам поведения при проведении экскурсий, походов;

- учителями – предметниками и педагогами дополнительного образования каждым по своему направлению также проводятся инструктажи по технике безопасности. Особое внимание уделено дисциплинам физической культуры, химии, физики, технологии, информатики и ОБЖ. По этим предметам разработан и проводится педагогами целый комплекс инструкций и правил для учащихся по соблюдению техники безопасности;

- организовано дежурство педагогов на этажах во время перемен с целью минимизации возникновения травм обучающихся;

- в МБОУ гимназии №11 действует отряд ЮИД;

- по предупреждению и уменьшению рисков возникновения травмоопасных ситуаций на дорогах и в транспорте проводятся классные часы, беседы, обучающие семинары, встречи с работниками ГИБДД, творческие конкурсы, квесты по профилактике детского травматизма с применением современных технологий, просмотром мультфильмов и видеофильмов по данной тематике;

- организуются и проводятся родительские собрания по профилактике травматизма в быту, создается информационное поле по ответственности родителей за безопасность своих детей;

- организуются и проводятся совместные мероприятия с учреждениями здравоохранения: диспансеризация и вакцинация обучающихся.

Вся работа, направленная на профилактику травматизма обучающихся, организуется и проводится в МБОУ гимназии №11 на основании Плана мероприятий по предупреждению детского травматизма на 2020 - 2021 учебный год.

Организация профилактической работы по предупреждению травматизма и несчастных случаев в образовательном учреждении является обязательным условием эффективного образовательного процесса. Проводимая нашим образовательным учреждением работа по профилактике травматизма с обучающимися имеет определенные результаты.

В рамках работы гимназии по воспитанию культуры безопасности и профилактике травматизма в прошедшем учебном году проведены следующие мероприятия:

В начале 2019-2020 учебного года приказом директора гимназии №11 от 30.08.2019 №180 ответственным за работу по организации обучения детей ПДД и профилактике ДДТТ и за реализацию программы правового просвещения участников образовательного процесса на 2019-2020 учебный год назначена Сыченко В.В., заместитель директора по воспитательной работе.

Сыченко В.В. были разработаны: перспективный план работы с учащимися по профилактике ДДТТ, план совместной работы с ОГИБДД ОМВД России по г. Пятигорску, - план работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма среди несовершеннолетних, план проведения родительских собраний с рассмотрением вопросов по безопасности дорожного движения, обновлен и согласован Паспорт дорожной безопасности и схемы безопасного маршрута движения детей на участках дорог, прилегающих к гимназии.

В гимназии был сформирован отряд ЮИД на базе 2 классов в количестве 15 человек, который проводил мероприятия, участвовал в акциях и конкурсах. Приказом директора гимназии №11 от 30.08.2019г. № 181 на должность ответственного за работу с отрядом ЮИД назначена Григорян Алла Викторовна, которая разработала план работы, определила время практических занятий по профилактике ДДТТ.

В рамках реализации дополнительных образовательных программ реализуются по 10 классных часов по Программе изучения правил дорожного движения и профилактики дорожно-транспортного травматизма в 1-11 классах (интегрированный курс) Койбаева Р.С., Сидоренко М.С., СКИРО ПК ПРО. В классных журналах велись записи изученных тем и учет посещения учащимися занятий по ПДД на отдельно выделенных страницах. В случаях нарушения правил юными пешеходами информация доводилась до сведения родителей, случай обсуждался с учащимися гимназии в классах.

В течение учебного года проведены:

Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в МБОУ гимназии №11 ведется в полном объеме, регулярно проводятся внеклассные мероприятия, занятия, которые отличаются разнообразием, организовывались встречи с инспекторами ОГИБДД, следует отметить систематическую работу по профилактике ДДТТ и БДД классных руководителей, в соответствии с планом проводились контрольные мероприятия и тестирование учащихся.

Для снижения рисков возникновения травм обучающихся в новом учебном году мы выделяем решение следующих первоочередных проблем: снижение случаев недисциплинированности обучающихся; развитие умения обучающихся распознавать и оценивать ситуацию, приводящую к травмам; обучение детей необходимым навыкам поведения в конфликтных ситуациях; требование соблюдения учащимися норм и правил безопасного поведения в опасных ситуациях; организацию дежурств администрации и педагогов на переменах; регулярная работа с родителями (законными представителями) обучающихся. Надеемся, что проводимая нами работа по профилактике несчастных случаев и травматизма будет способствовать сохранению жизни и здоровья обучающихся.

Современные учреждения образования представляют собой сложную систему, компонентами которой, в первую очередь, являются люди, материальные средства, сложное техническое оборудование. Все, что окружает человека во время работы, жизнедеятельности, требует особого внимания, поэтому должны быть предприняты определенные меры по обеспечению безопасности жизни обучающихся и охраны труда разных категорий работников.
Учреждение образования — это целостный организм, где все, начиная от руководителя и заканчивая техническими работниками, должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение жизни и здоровья, за безопасность доверенных им детей.
От руководителя учреждения образования требуется создание не только здоровых и комфортных условий труда и образовательного процесса, но и обеспечение их безопасности.
Руководитель обязан обеспечить системный подход к управлению охраной труда, предусмотрев осуществление корректирующих мероприятий по снижению производственных опасностей и рисков травмирования работников; не допустить к работе, отстранить от нее в соответствующий день работника, не прошедшего инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда, а также не использующего средства индивидуальной защиты, не прошедшего медицинский осмотр, появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
Охрана труда в учреждении образования это комплекс мероприятий, направленных на сохранение жизни, здоровья работников и воспитанников в процессе трудовой деятельности и образовательного процесса, включающий нормативно-правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и другие мероприятия.
Организация охраны труда в учреждении регламентируется основными нормативными документами
При приеме на работу работники ознакамливаются с должностными обязанностями по охране труда, с ними своевременно проводится вводный инструктаж, который регистрируется в журналах регистрации вводного инструктажа по охране труда.

Все журналы по охране труда прошнурованы, пронумерованы, скреплены печатью учреждения и подписью руководителя.
Ежегодно работники учреждения образования проходят своевременный периодический медицинский осмотр.

Важную роль в налаживании системы работы по охране труда и поддержании ее на должном уровне играет периодический контроль за соблюдением законодательства по охране труда. Осуществляют периодический контроль должностные лица и представители профсоюзных комитетов в соответствии с положением, разработанным в учреждении образования и на основании Типовой инструкции о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации.
В течение года в учреждении проводится плановая работа по приведению учреждения в надлежащее противопожарное состояние. В школе установлена автоматическая пожарная сигнализация, ведётся её обслуживание специализированной организацией. Сторожа обучены последовательности действий при срабатывании сигнализации. Сотрудники проинструктированы по правилам поведения при срабатывании сигнализации.
Пожарная безопасность обеспечивается проведением организационно-технических мероприятий, обучением обучающихся и сотрудников грамотному поведению, обеспечивающему собственную безопасность и безопасность окружающих, укреплением материально-технической базы. По вопросам профилактики пожаров проводятся практические тренировочные занятия с обучающимися и персоналом школы по действиям в экстренных ситуациях, беседы по предупреждению пожаров с детьми с использованием наглядных пособий, показов видеофильмов. В учреждении образования оформлен уголок пожарной безопасности, в группах детского сада имеются игры и дидактические материалы по пожарной безопасности. В учреждении образования разработан и утвержден план противопожарных мероприятий на год. Инструкция по пожарной безопасности в учреждении образования разработана на основе правил пожарной безопасности, нормативно-технических, нормативных и других документов, содержащих требования пожарной безопасности исходя из специфики пожарной опасности здания, технологических процессов, технологического и производственного оборудования. На каждом этаже здания выполнены планы эвакуации в случае возникновения пожара или возникновения ЧС. Они содержат текстовую часть, пути и направления эвакуации, места расположения первичных средств пожаротушения и средств связи. Планы утверждены руководителем, вывешены на видном месте на каждом этаже.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа дает хараетеристику детских травм и способы их предупреждения. Рекомендуется классному руководителю при работе с родителями и родителям при организации досуга детей.

Государственное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Стахановская многопрофильная гимназия №15

Доклад на тему:

"Профилактика травматизма среди

обучающихся"

Учитель Чумаченко С.И.

Травмой (повреждением) называется результат внезапного воздействия на организм ребенка какого-либо фактора внешней среды, нарушающего анатомическую целостность тканей и протекающие в них физиологические процессы. Повреждения, повторяющиеся среди детей различных воз­растных групп в аналогичных условиях, входят в понятие детского травматизма.

В зависимости от причин и обстоятельств возникновения повреждений различают следующие виды детского травматизма:

уличный — транспортный и нетранспортный,

школьный (во время перемен, на уроках физкультуры, труда и т. п.),

cпортивный (при организованных за­нятиях и неорганизованном досуге),

прочий (учебно-производственный, сельскохозяйственный и др.).

Бытовой травматизм у детей занимает первое место среди повреждений и составляет 70 — 75%.

К бытовому травматизму относят повреждения, полученные во время пребывания детей в квартире, коридоре, на лестничной площадке, во дворе дома и т. п. Бытовая травма чаще всего наблюдается у детей ясельного и дошкольного возраста и снижается в школьном возрасте. У грудных де­тей около трети всех повреждений составляют ожоги и около 20 % — пере­ломы. Предупреждение несчастных случаев в быту зависит от взрослых, ухаживающих за ребенком. Правильная организация ухода, благоприятные условия окружающей обстановки являются важнейшими факторами пред­упреждения бытовой травмы.

За детьми ясельного возраста требуется усиленное наблюдение. Систе­матическая санитарно-просветительная работа среди родителей и работни­ков детских яслей, ознакомление их с причинами травм и мерами профи­лактики могут в значительной степени снизить количество травм. Если травма произошла в детском учреждении, она должна быть предметом разбора и обсуждения.

Бытовые травмы у детей школьного возраста возникают в основном при падении, ударе о разные предметы. Количество ожогов уменьшается в связи с увеличением жизненного опыта ребенка. Ожоги в этом возрасте возникают в основном из-за плохого надзора и небрежности взрослых. Предупреждение травм в этой возрастной группе зависит от соблюдения взрослыми элементарных правил безопасности в быту (правильное хране­ние спичек, ядовитых жидкостей, осторожное обращение с электроприбора­ми, сосудами с горячей жидкостью во время стирки и т. п.). У детей школьного возраста наряду с бытовой травмой начинает возрастать часто­та уличной травмы.

Уличный нетранспортный травматизм обусловлен в основном несоблю­дением детьми правил поведения на улице. С целью предупреждения этого вида травматизма необходимо правильно организовать досуг детей, шире использовать в школе комнаты продленного дня, детские комнаты и пло­щадки при домоуправлениях с привлечением общественников, детские от­деления при клубах, домах пионеров и др.

Уличная транспортная травма является самой тяжелой и в связи с уве­личением интенсивности движения на дорогах городов и поселков не имеет тенденции к снижению. Травма, как правило, сопровождается сочетанными и множественными повреждениями, что может принесли к инвалидности или даже гибели ребенка. Основными причинами детского транспортного травматизма являются: безнадзорность детей, незнание и несоблюдение детьми правил уличного движения, иногда несоблюдение правил движения водителями транспорта, игра на проезжей части улицы и др. В целях пред­упреждения этих самых тяжелых повреждений необходимо проводить спе­циальные занятия по изучению правил уличного движения среди детей и школьного возраста, шире организовывать детские авто­дромы при парках, проводить разъяснительную работу среди родителей.

Школьный травматизм: Среди школьников 80% повреждений происходят во время перемен. Они обусловлены в основном нарушением правил поведения, поэтому уси­ление надзора за учащимися во время перемен со стороны учителей являет­ся основным способом предупреждения несчастных случаев, возникающих в школе и самоконтроль поведения ребят.

Для предупреждения повреждений при организованных спортивных за­нятиях на улице, во дворе необходимо увеличить число детских мест для игры в футбол, волейбол, хоккей, для катания на коньках и др.

В учебном плане школ предусмотрено трудовое обучение учащихся всех классов. С целью повышения безопасности труда учащихся необходи­мо заботиться об исправности инструментов и оборудования, обучить пра­вильным приемам обращения с ними, выработать навыки, исключающие учебно-производственный травматизм.

Среди прочих видов травм следует упомянуть о несчастных случаях, происходящих вследствие манипуляций со взрывоопасными предметами.

Профилактика травматизма детей и подростков

Во время каникул (особенно летних), по статистике количество травм, получаемых детьми, резко увеличивается. Не последнее место в классификации детского травматизма занимает так называемый школьный травматизм. Давайте поговорим о самых распространенных причинах школьного травматизма, первой помощи и о том, что можно предпринять, чтобы уберечь ребенка от травмы.
Травмой – называют нарушение анатомической целостности или физиологических функций тканей или органов человека, вызванного внезапным внешним воздействием.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Как предупредить детский травматизм? Профилактика детского травматизма в ДОУ и школах

Одной из серьезных проблем современного общества считается детский травматизм. Профилактика детского травматизма выступает как основной метод обеспечения безопасности жизни и деятельности каждого ребенка. Между тем значение этой проблемы в обществе зачастую недооценивается.

Актуальность вопроса

Социальное значение проблемы очевидно. Ее решение находится на границе между традиционными медицинскими методами лечения и педагогическими науками. Первые направлены на устранение последствий, которые вызывает детский травматизм. Профилактика детского травматизма относится к научной педагогической сфере. В ней предусматриваются меры, направленные на предупреждение опасных ситуаций. Гуманистический характер проблемы выражен в формировании ответственного отношения к личной безопасности. Необходимо сказать, что травматизм представляет собой комплексное понятие. Оно не только рассматривается с точки зрения традиционной медицины в узком смысле, но и предполагает нарушения, приводящие к расстройству соматического и психического здоровья.

Особенности статистики

Мероприятия по профилактике детского травматизма направлены на снижение смертности и заболеваемости лиц младшего возраста. Среди них особое значение имеет предупреждение несчастных случаев. Они создают главную опасность для здоровья молодого поколения. Травматизм выступает в качестве основной причины смертности детей от 3 лет. Гибель в несчастных случаях или получение серьезных повреждений наступает чаще, чем от всех существующих заболеваний вместе. Особенно угрожающими являются цифры статистики смертности лиц младшего возраста при ДТП. В связи с этим профилактика детского дорожно-транспортного травматизма включена в качестве обязательного раздела в систему начального и общего образования и воспитания. Выработка навыков и формирование правильной модели поведения обучающихся осуществляются по специально разработанным планам.

Справка по профилактике детского травматизма

Образовательное учреждение с начальных классов должно закладывать ученикам базовые знания о самосохранении. Здесь важно способствовать развитию самостоятельности, сочетая его с воспитанием ответственности за безопасность поведения. В младших классах можно переориентировать индивидуальные качества учащихся. Это возможно потому, что их поступки, как правило, основываются на деформированных или заниженных представлениях о реальном допустимом риске в той или иной ситуации. Именно поэтому в младших классах так распространен детский травматизм. Профилактика детского травматизма сегодня зачастую включает в определенной степени абстрактные меры. Большинство из них основываются на общих рекомендациях и во многих случаях не дают желаемого эффекта.

План по профилактике детского травматизма

Современные условия требуют от специалистов особого подхода к процессу образования и воспитания. Педагогическая деятельность в настоящее время включает в себя не только передачу знаний по тем или иным предметам. В систему образования включается работа по профилактике детского травматизма. В ней выделяют несколько подсистем. Объектами воздействия в них выступают:

Как предупредить детский травматизм? Профилактика детского травматизма включает в себя:

Выработку навыков безопасной деятельности и поведения.

Адресную поддержку (домашнее посещение).

Пропаганду применения средств безопасности.

Корректировку окружающих условий.

Усиление безопасности объектов потребления.

Принятие административных и законодательных мер, контроль их исполнения.

Разработку экспериментальных программ местными сообществами.

Выработка навыков

Детский травматизм и его профилактика являются предметом исследования множества организаций, функционирующих в сфере здравоохранения. Так, например, при Европейском региональном бюро ВОЗ действует Сеть фактической статистики. Она, в частности, занималась изучением функционирования детских кружков дорожного движения. В них предоставлялись обучающие материалы, учитывающие возраст аудитории. Программа по профилактике детского травматизма проводилась как в рамках образовательных учреждений, так и обособленно, в специально сформированных клубах.

Экспериментальные проекты

Выше было сказано о том, что, по статистике, в группу риска попадают лица от трех лет. В связи с этим особое значение имеет профилактика травматизма в детском саду. Обучение воспитанников предусматривает различные приемы. К ним, в частности, относят:

Моделирование обстановки на дороге.

Создание настольных макетов.

Тренировки в реальных условиях (на улице).

Взрослые разъясняли правила поведения, наблюдали и оценивали действия воспитанников. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма способствует выработке навыков рационального и безопасного поведения. Большое практическое значение имеют занятия на улице. Дети в таких случаях участвуют в реальных ситуациях на дороге, самостоятельно принимают решения. Отдельно рассматривались правила передвижения на велосипеде. Программа профилактики детского дорожного травматизма включает в себя теоретические занятия, оценку полученных знаний и их практическое применение под наблюдением взрослых.

Безопасность в домашних условиях

Профилактика детского травматизма на дорогах проводится с участием родителей, педагогов, воспитателей, работников правоохранительных органов. Обеспечение же безопасности в быту лежит преимущественно на взрослых членах семьи. В связи с этим разъяснительная работа должна проводиться в первую очередь с родителями, дедушками и бабушками, старшими братьями и сестрами. Необходимо, чтобы они выработали определенные правила поведения ребенка в домашних условиях на случай отсутствия взрослых. Кроме того, особое внимание следует уделять разнообразным устройствам, обеспечивающим безопасность детей в быту. К ним, в частности, относят детекторы дыма, предупреждающие сигналы, датчики блокировки и пр.

Применение средств безопасности

Профилактика детского травматизма в ДОУ – это не только разъяснительная работа и практические занятия. Обеспечение безопасности предполагает определенные конструктивные изменения в зданиях и сооружениях, установку ограждений и пр. Кроме этого, особое значение имеет пропаганда защитных средств. К примеру, в ходе одной из кампаний разъяснялась необходимость использования велосипедных шлемов для детей младшего возраста. Другой проект был ориентирован на повышение частоты использования автомобильных удерживающих устройств, ремней безопасности. Популяризация применения средств защиты может осуществляться разными способами. Однако проект реализации любой программы должен включать в себя профессиональные консультации с помощью разных информационно-коммуникационных систем.

Домашние посещения

Профилактика детского травматизма в школе или ином другом образовательно-воспитательном учреждении, несомненно, имеет большое значение. Однако немаловажно обеспечивать поддержку гражданам путем посещения их жилища. В рамках такой деятельности проводится оценка безопасности бытовых условий, профессиональное консультирование. Как показывают результаты анализа, такие программы дают положительный эффект и способствуют изменению поведения и детей, и взрослых. В ходе данной деятельности можно предоставлять бесплатно защитные приспособления для домашнего использования.

Коррекция окружающих условий

В настоящее время усиление безопасности в среде обитания человека выступает одним из наиболее распространенных способов профилактики травматизма как среди детей, так и среди взрослых. В ходе деятельности осуществляется обустройство велосипедных дорожек, улучшается уличное освещение, устанавливаются знаки и предупреждающие сигналы. Мероприятия по изменению окружающих условий входят, главным образом, в компетенцию органов власти. В администрациях муниципальных образований должны работать специальные комитеты или управления, которые занимались бы непосредственной их реализацией. Как показывают данные исследований, программы, направленные на повышение безопасности в пределах конкретной территории, позволяют существенно снизить травматизм.

Конкретные меры

Регулирование движения на дорогах на определенной территории ориентировано на безопасное распределение транспортного потока и уменьшение скорости движения автомобилей. Особенно строгий контроль осуществляется на подъездах к жилым домам. В программах могут использоваться следующие меры организации движения на дорогах:

Обустройство круговых развязок.

Запрещение движения на конкретных участках.

Формирование островков безопасности по центру проезжей части.

Кроме этого, эффективной считается мера, предполагающая установление ограничения скорости движения в пределах города. Это позволяет предотвратить множество несчастных случаев. В ходе ряда исследований была установлена связь между тяжестью травм пешеходов и скоростью движения автомобиля.

Безопасность на игровых площадках

Дети, как известно, очень активны и зачастую забывают о вероятности получить травму. Для обеспечения безопасности при обустройстве детских площадок должны использоваться определенные материалы. Снижению травматизма способствует резиновое покрытие дорожек, уменьшение высоты горизонтальных перекладин. Все конструкции, устанавливаемые на площадках, должны проходить инженерно-техническую, экологическую экспертизу.

Безопасность предметов потребления

Как показывают результаты ряда научных исследований, использование емкостей с крышками, недоступными для открывания детьми, способствует существенному снижению количества случаев отравлений (со смертельным исходом в том числе). Например, в Великобритании использование этой меры позволило уменьшить их число на 85%. В рамках программ профилактики травматизма также вводятся нормативы по конструктивной безопасности таких изделий, как холодильники, телевизоры, микроволновые печи, детские кроватки и пр.

Административные и законодательные меры

Правила, которые закрепляются нормативно-правовыми актами, считаются наиболее эффективными из всех. Преимущественно они касаются безопасности на дорогах. В частности, в ПДД закрепляются требования по использованию удерживающих устройств, ремней безопасности. В законодательстве прописываются правила езды на велосипеде. Нормативные акты предусматривают определенную ответственность за нарушение установленных требований. Наказание при этом будет зависеть от тяжести совершенного проступка. В законодательстве предусматриваются штрафы, лишение водительских прав, уголовная ответственность например. Как показывают наблюдения, такая система наказаний способствует снижению травматизма, заставляет участников движения с большим вниманием относиться к своему поведению и действиям других людей. Законодательные меры, которые касаются применения к лицам младшего возраста средств безопасности в автомобиле, изначально были введены для защиты наиболее уязвимых категорий граждан. В обзоре фактической статистики Европейское бюро указывает на безусловную эффективность законодательных мер, направленных на повышение частоты использования детских кресел и ремней.

Деятельность местных сообществ

Для оказания содействия государству и муниципальной власти в проведении мероприятий по снижению детского травматизма далеко не последнюю роль играют территориальные общественные объединения. Они проводят разъяснительную работу среди молодежи, лиц младшего возраста, взрослых. На общественных началах организуются обучающие занятия, на которые приглашаются представители администрации и правоохранительных органов. Территориальные объединения самостоятельно разрабатывают программы по профилактике, согласовывают их с уполномоченными структурами. Их деятельность сочетает в себе разные методы. Членами таких сообществ могут выполняться общественные экспертизы состояния окружающих условий. На основании оценки формируются выводы и предложения по улучшению состояния среды.

Безопасность на воде

Детский травматизм особенно высок в летний период. При этом каникулы не всегда совпадают с отпусками взрослых. В этой связи определенное время дети могут находиться без присмотра взрослых. В настоящее время в рамках мер по повышению безопасности лиц младшего возраста достаточно мало внимания уделяется правилам поведения на воде. Между тем, по статистике, в летний период значительно повышается смертность при утоплении. Для снижения травматизма на воде должны осуществляться:

Обучение правилам поведения в пределах акватории.

Надзор за детьми.

Сооружение ограждений вокруг открытых водных источников, принятие соответствующих законов.

Целесообразно записать ребенка в плавательную секцию. Тренеры не только научат его свободно чувствовать себя в воде, но и сформируют у него понимание правильного поведения во время купания, в том числе при возникновении непредвиденных ситуаций.

Травматизм среди детей выступает сегодня как одна из ведущих проблем в обществе. Ее решение требует особого, комплексного подхода. Обеспечение безопасности каждого ребенка должно осуществляться всеми взрослыми, с которыми он в той или иной степени контактирует. Ключевая роль при этом, несомненно, принадлежит семье. Вместе с этим немаловажное значение имеет участие ДОУ и общеобразовательного учреждения. Они должны способствовать формированию у ребенка правильной модели поведения, понимания необходимости соблюдать требования. Эффективность предпринимаемых мер обеспечивается и действиями органов власти. В реализации программ по снижению и предотвращению травматизма активное участие должны принимать сотрудники разных служб, инспекторы ГИБДД. Особое внимание необходимо уделять безопасности в домашних условиях. Для наиболее адекватной оценки состояния бытовой среды необходимо проводить независимые экспертизы. Созданию безопасных условий способствуют консультации со специалистами.

В материале представлены основные причины детского травматизма, работа по его предупреждению и профилактические мероприятия в детском саду.

ВложениеРазмер
profilaktika_travmatizma_v_dou.docx 25.18 КБ

Предварительный просмотр:

Старший воспитатель: О.В. Гедерт

ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА В ДОУ

Основные черты, характеризующие детский травматизм, - распределение по полу и возрасту, видам травматизма - остаются постоянными на протяжении последних 20-30 лет. В целом у мальчиков травмы возникают в 2 раза чаще, чем у девочек.

В структуре детского травматизма преобладают бытовые травмы (60–68%). Причем у детей до 7 лет они составляют около 80% всех повреждений. При этом 78% травм дети получают во дворах, на улицах и только 22% – в помещениях.

Причины детского травматизма:

1. На первое место по частоте встречаемости вышли следующие травмы: порезы, уколы разбитым стеклом или льдом, сухими ветками, сучками на деревьях, кустарниках, занозы от палок, деревянных лопаток и игрушек, досок, ушибы при катании на велосипедах, самокатах, качелях и каруселях, лыжах, салазках, ледянках; травмирование при катании на ногах с ледяных горок, на санках, во время перемещения в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, площадкам, не очищенным от снега и льда и не посыпанным специальным составом;

2. На второе место по частоте встречаемости – травмирование во время игр на неочищенных от снега и льда площадках; торчащими из земли металлическими или деревянными предметами, невысокими пеньками сломанных деревьев на площадках для подвижных игр, а так же при наличии ямок и выбоин на участке;

4. На четвертом месте – травмирование от неприкрепленной мебели в группах; травмирование при ДТП. Нередки и электротравмы.

Основной причиной несчастных случаев остается недосмотр взрослых.

Каждой возрастной группе присущи свои наиболее типичные причины повреждений и травмогенные ситуации.

Так, различные колющие и режущие предметы (ножницы, остро отточенные карандаши, вилки) при неумелом их использовании причиняют серьезные травмы детям всех возрастов.

Для малышей до 4-летнего возраста наиболее опасны мелкие предметы, которые взрослые оставляют на виду или, что еще хуже, дают их детям поиграть. Яркие бусинки, разноцветные пуговицы могут причинить большой вред, если ребенок засунет их в рот, нос, уши.

В зимний период, из-за гололеда, ранения острыми предметами (торчащими из-под снега ветками, льдом, невидимыми под снегом осколками стекла и других острых предметов), удары твердыми предметами и о твердые предметы, обморожения, травмы при прикосновении в морозный день к металлическим конструкциям лицом, языком, травмирование при катании с горок. Увлекаясь, дети теряют над собой контроль. Именно поэтому наиболее часто они получают травмы в игровых ситуациях.

Работа по предупреждению детского травматизма.

Большое внимание в детском саду уделяется ознакомление педагогов не только со статистикой травмирования детей, но и проводится тщательный анализ причин травм воспитанников характерных для всех сезонов года (при организации прогулок, труда в природе и т.д.)

Работа по предупреждению несчастных случаев с детьми в детских садах предусматривает решение многих вопросов, среди которых два наиболее важных:

1) Направленное воспитание у детей и окружающих их взрослых умения распознавать травмоопасные ситуации и избегать их;

2) Устранение неблагоприятных условий среды, в которой протекает жизнь ребенка.

В детском саду ведется работа с педагогическим составом, воспитанниками и их родителями по профилактике травматизма детей.

Особая нагрузка при этом ложится на педагогов и медицинского работника, ведь в любое время года педагог и медицинский работник должны выполнять требования по охране жизни и здоровья детей не только в помещениях детского сада, но и во время прогулок и деятельности дошкольников на территории и за пределами учреждения, должны разумно организовать деятельность детей в течение всего дня.

В работе по профилактике детского травматизма детский сад придерживается следующей системы:

Профилактические мероприятия в детском саду.

1. В детском саду четко выполняются требования безопасности к оснащению территории детского сада:

  • оборудование, расположенное на территории (малые формы, физкультурные пособия и др.) перед началом учебного года и весной в обязательном порядке (при необходимости – чаще) осматриваются на предмет нахождения их в исправном состоянии с обязательным составлением актов проверки. Кроме того, мед. работник, воспитатели и администрация детского сада ежедневно ведут проверку состояния мебели и оборудования групп и прогулочных площадок: они должны быть без острых углов, гвоздей, шероховатостей, выступающих болтов, вся мебель в группах и оборудование на участках должны быть закреплены;
  • игровые горки, лесенки должны быть устойчивы и иметь прочные рейки, перила, соответствовать возрасту детей и санитарным нормам.

2. В весенне-осенний период проводятся мероприятия по устранению перед началом прогулки стоялых вод после дождя; уборке мусора; приведению декоративной обрезки кустарников; вырубки сухих и низких веток деревьев и молодой поросли;

3. В зимний период проводятся мероприятия по очистке перед началом прогулки от снега и сосулек всех построек, дорожек, детских площадок, входов и наружных лестниц от снега и льда.

4. Воспитателями детского сада в целях профилактики травматизма ведется контроль и страховка во время скатывания детей с горки, при проведении игровых занятий, проводится проверка выносного материала (лопаток и т.п.).

5. Инвентарь и игровое оборудование также должны соответствовать требованиям безопасности: детский инвентарь и игровое оборудование должно находиться в исправном состоянии, позволяющим соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года, возрастом детей и требованиями Роспотребнадзора.

Мероприятия с персоналом детского сада по профилактике детского травматизма:

1.Проводятся инструктажи по охране жизни и здоровья детей, охране труда и пожарной безопасности;

2. Проводятся целевые инструктажи по охране жизни и здоровья детей во время проведения выездных мероприятий за пределами детского сада;

3. Проводятся мероприятия по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

4. Составление плана работы учреждения по предупреждению детского травматизма.

5. Медицинский работник проводит инструктаж по профилактике детского травматизма, оказанию первой медицинской помощи.

6. Проведение занятий с воспитанниками по вопросам безопасной жизнедеятельности

Профилактические мероприятия с дошкольниками

Одной из приоритетных задач в работе педагогического коллектива учреждения является формирование навыков и умений поведения детей дошкольного возраста в быту через игровую деятельность.

Для реализации данной задачи в работе учреждения систематизирована работа по таким направлениям, как предвидеть, научить, уберечь: в детском саду имеется методический комплект по обучению детей правилам безопасного поведения.

Работа с родителями по профилактике детского травматизма

Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в детском саду. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Именно предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. В этой связи родители должны подумать о безопасности. Поэтому необходим тесный контакт с родителями.

Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания.

С целью формирования у дошкольников знаний, умений навыков безопасного поведения на улице в детском саду проводятся следующие формы взаимодействия и общения с родителями:

Читайте также: