Гражданство обычаев детских краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Развитие педагогической мысливДревней Руси можно проследить, лишь начиная с XI–XIII вв., о более ранней эпохе достоверных све­дений нет. Педагогические представления, которые сложи­лись в Древней Руси, определили характер и развитие отече­ственного воспитания и обучения на века вперед. Эти представления чаще всего находили отражение в литератур­но-художественных памятниках той эпохи. Среди них наи­большее значение имеют Священное писание, его толкова­ния, сочинения отцов церкви, под воздействием которых происходило формирование мировоззрения народа Древней Руси, а следовательно, и его ранних педагогических воззре­ний, впитавших в себя идеи эпохи Византии, в переосмыс­ленном виде вошедших в духовную культуру Руси.

Среди отечественных сочинений, содержавших педагогичес­кие идеи, выделялись труды таких мыслителей, как митрополит Иларион (XI в.), Феодосии Печерский (ок. 1036–1074), Нестор (XI – начало XII в.), Кирилл Туровский (ок. 1130 – ок. 1182), Владимир Мономах, Епифаний Премудрый (до 1380 – между 1418–1422), Нил Сорский, архиепископ Геннадий (? – 1505), Стефан Пермский (ок. 1345–1396), Максим Грек, Симеон По­лоцкий, Епифаний Славинецкий, Карион Истомин, протопоп Аввакум и др.


Однако не западная мысль, а внутренняя умственная дея­тельность, по мнению православных деятелей, должна была спасти мир. Вызывает интерес факт переселения в Россию из Европы Максима Грека, в миру – переводчика, мыслителя, гуманиста эпохи Возрождения (Михаил Триволис, ок. 1470 –1556), который был приглашен в Москву князем Василием III в 1518 г. и поселился в Чудовом монастыре. Здесь он начал свою пере­водческую и просветительскую деятельность, однако вскоре за осуждение монастырской земельной собственности и несогла­сие с отделением отечественной православной церкви от ви­зантийской епархии был сослан в Иосифо-Волоцкий монас­тырь, а затем отправлен в заточение в Тверской Отроч монас­тырь. Только в конце жизни Максим Грек был оправдан,

поселился в Троицко-Сергиевом монастыре, где и скончался.


Интересны мысли Максима Грека относительно развития просвещения на Руси. Будучи сторонником европейского обра­зования, высоко оценивая западные университеты, преклоня­ясь перед мудростью античных философов, он в то же время осторожно относился к светскому знанию. Разделяя все науки на внешние (полезные в практической деятельности) и внут­ренние (ведущие к духовному самосовершенствованию), он от­давал безусловное предпочтение последним. При этом перво­степенную роль он отводил воспитанию в человеке таких нрав­ственных качеств, как вера, кротость, послушание, мудрость, любовь к Родине. Овладение же содержанием традиционных школьных предметов он считал делом более простым и менее значимым для духовного развития и спасения человека.

К сторонникам развития в России западноевропейского просвещения относились Симеон Полоцкий (1629–1680), Силь­вестр Медведев (1641–1691), Стефан Яворский (рубеж XVII– XVIII вв.). Их деятельность включала как организацию новых учебных заведений, так и создание учебных книг, способство­вавших обогащению отечественной педагогической мысли.

Однако и древнерусские традиции воспитания и обуче­ния не отвергались Симеоном Полоцким. Так, большое вни­мание он уделял домашнему, семейному воспитанию. И в целом его педагогические представления были достаточно близки устоявшимся, отечественным идеалам. В вопросе фи­зических наказаний он следовал сложившейся практике, считая их одним из необходимых средств воспитания.

Крайне отрицательно против всех новшеств в обучении и воспитании выступили в этот период старообрядцы – про­топоп Аввакум (1620/1621–1682), его ученик Авраамий (каз­нен в 1672 г.), поп Лазарь и дьякон Федор, сожженные вме­сте с Аввакумом в 1682 г.

Таким образом, к концу XVII в. проблема соотношения веры и знания приобрела в российском сознании особую остроту и выразилась в оформлении трех основных подходов к воспита­нию и обучению, которые условно можно обозначить как ла­тинский, грекофильский и старообрядческий. Дальнейшее раз­витие государства, церкви и общества в России привело к тому, что старый, традиционный взгляд на образование уже не удов­летворял потребностям нового времени. На смену обучению в монастырях и у частных учителей пришла организация школь­ного дела по западноевропейским образцам.

Аввакум (протопоп). Житие Аввакума и другие сочинения /Сост.,вступ. ст. и коммент.А.Н. Робинсона.М., 1991.

Аверинцев С. С. Крещение Руси и путь русской культуры // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси: Сборник.М., 1991.

Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государ­ства XIV–XVII вв. / Сост. С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров. М., 1985.

Антология педагогической мысли Украинской ССР / Сост. Н.П. Калениченко. М., 1988.

Бабишин С.Д. Из истории зарождения школы высшего типа в Древней Руси // Сов. педагогика. 1972. № 8. С. 94–100.

Буш В.В. Памятники старинного русского воспитания (К исто­рии древнерусской письменности и культуры). Пг., 1918.

Голубинский Е.Е. История русской церкви: В 2 т. М., 1900–1917.

Демков М.И. История русской педагогики. 3-е изд. М., 1913.

Домострой / Сост., вступ. ст., пер. и коммент. В.В. Колесова; Подгот. текстов В.В. Рождественской, В.В. Колесова и М.В. Пименовой. М., 1990.

Древнерусская притча / Сост. Н.И. Прокофьев, Л.И. Алехина; коммент. Л.И. Алехиной; предисл. Н.И. Прокофьева. М., 1991.

Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. Л;, 1991. Т. I. Ч. I.

Изборник. Сборник произведений литературы Древней Руси / Сост. Л.А. Дмитриев, Д.С. Лихачев. М., 1969.

Изборник 1076 года: Тексты и исследования.М., 1965.

Каптерев П.Ф. История русской педагогии. 2-е изд. Пг., 1915.

Каптерев П.Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях. 2-е изд. Сергиев Посад, 1914.

Кошелева О.Е. Дореволюционная историография о русских шко­лах XVII века // Сов. педагогика. № 3.1988.

Лавровский Н.А. Памятники старинного воспитания / Чтения в имп. Обществе истории и древностей российских. Кн. 3; Ма­териалы славянские. М., 1861.

Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X – началоXX в.): Учеб. пособие. М., 1998.

Лихачев Д. С. Заметки о русском. 2-е изд., доп. М., 1984.

Миропольский С.И. Очерк истории церковно-приходской школы от первого ее возникновения на Руси до настоящего времени. 2-е изд.Спб., 1910.

Митюров Б.Н. Развитие педагогической мысли на Украине в XVI– XVIII вв. Киев, 1968.

Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 1.Младенчество. Детство / Сост., подгот. текстов, вступ. ст. и коммент. В. Аникина. М., 1991.

Очерки русской культуры XVI века. 4.2. Духовная культура / Под ред. А.В. Арциховского. М., 1977.

Памятники культуры Древней Руси. Начало русской литературы. XI – начало XII века / Сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева. М., 1978.

Памятники литературы Древней Руси: XII в. (Сб. текстов) / Сост. и ред. Л.А. Дмитриев, Д.С. Лихачев. М., 1980.

Памятники литературы Древней Руси: XIII в. (Сб. текстов) / Сост. и ред. Л.А. Дмитриев, Д.С. Лихачев. М., 1980.

Памятники литературы Древней Руси: XIV – середина XV в. (Сб. текстов) / Сост. и ред. Л.А. Дмитриев, Д.С. Лихачев. М., 1980.

Петров В.М. История обучения в Древней Руси // Советская педагогика. 1982. № 6.

Петров В.М. Семейно-школьное воспитание в Древнем мире и средневековой России: Учеб. пособие. Орехово-Зуево, 1992.

Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. М.; Л., 1966.

Румянцева B.C. Школьное образование на Руси в XVI–XVII вв. // Сов. педагогика. 1983, № 1.

Рыбаков Б.А. Древняя Русь: сказания, былины, летописи. М., 1963.

Сапунов Б.В. Истоки русской школы / Советская педагогика. 1989. № 6.

Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1979.

Симонов Р.А. Кирик Новгородец – ученый XII века. М., 1980.

Соболевский А.И. Образованность Московской Руси XV–XVII ве­ков. 2-е изд. Спб., 1894.

Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1960– 1961. Кн.3. Кн.4. Кн.5. Кн.6. Сперанский М.Н. Из старинной новгородской литературы XIV века. Л., 1934.

Татищев В.Н. История Российская с древнейших времен: В 7 т. Т. II. М.;Л., 1963.

Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе: Умозрение в красках. Два мира в древнерусской иконописи. Россия в ее иконе. М., 1991.

Хрестоматия по истории педагогики: В 4 т. / Под общ. ред. С.А. Каменева. T.IV.

История русской педагогики с древнейших времен до Великой пролетарской революции: В 2 ч. / Сост. Н.А. Желваков. М., 1936.

Экономцев И.Н. Православие, Византия, Россия: Сб. статей. М., 1992.

Экономцев И.Н. Предыстория создания Московской академии и ее пер­воначальный период, связанный с деятельностью братьев Лихудов.

Позже тему успешно разрабатывали филолог Н.Д.Численко 11 , отечественные историки педагогики С.С.Кононович 12 , О.Е.Кошелева 13 , В.М.Меньшиков 14 , В.С.Румянцева и А.Н.Старицын 15 , а также чешский историк педагогики А.А.Чума 16 .

У становлена преемственность текстов:

В тексте содержатся детали, характерные для московского быта XVII в., в частности, называются игрушки кубарь и мечик (мячик), тогда как в сочинении Эразма игрушек нет вовсе, а у Коменского присутствуют мяч, обручи и кегли.

1 Буш В.В. Памятники старинного русского воспитания: (К истории древнерусской письменности и культуры). – Пг., 1918. – С.33-57.

3 Ключевский В.О. Курс русской истории. – Ч.III. – 1917. – С.356; Строев П.М. Рукописи славянские и российские. – М.,1848. – С.537,550; Соболевский А.И. Переводная литература Московской Руси XVI–XVIII вв.: Библиогр. материалы (СОРЯиС, Т.74). – СПб., 1903. – С.164; его же Западное влияние на литературу Московской Руси XV-XVII вв. – М., 1899. – С. 102, 105; Чебан С.Н. К истории учебно-педагогической литературы Московской Руси XVII в. // ЖМНП. Нов. серия. – Ч.LIX. – 1915, Окт. (130). – С.152,157.

4 Ундольский В. Ученые труды Епифания Славинецкого // ЧОИДР. – 1846. – Кн. IV, отдел IV. – С.70, стлб 2.

5 См.: Лавровский Н.А. Памятники старинного Русского воспитания // ЧОИДР. – 1861. – Кн.3. – С.62; Соболевский А.И. Переводная литература… – С.164.

6 Епифаний Славинецкий (? - 1675) – прогрессивный славянский деятель просвещения, богослов, оратор, поэт, переводчик, филолог XVII в., оставивший после себя огромное литературное наследие.

7 См. Буш В.В. Указ.соч. – С.17-18.

14 Меньшиков В.М. Указ.соч. – С.94.

16 См.: Чума А.А. Ян Амос Коменский и русская школа (до 70 годов 18 века). – Братислава, 1970. – С.23-24.

17 Красновский А.А. Ян Амос Коменский. – М.: Госучпедиздат, 1953. – С.62.

18 См. Кононович С.С. Епифаний Славинецкий… – С.110-111; Румянцева В.С., Старицын А.Н. Указ.соч. – С. 92-93.

20 См.: Численко Н.Д. Указ.соч. – С.13-16.

21 Кошелева О.Е. Указ.соч. – С.128.

22Летопись занятий Археогр. комиссии, вып.2, СПб.,1862. – С.126-132.

25 Текст Епифания Славинецкого дан в изложении докт. филол. наук, профессора МГУ Е.Г. Борисовой.

26 Буш В.В. Указ.соч. – С.54.

27 Кошелева О.Е. Указ.соч. – С.132.

29 Словарь русского языка XI-XVII вв. – Вып.7. – М.: Наука, 1980. – С.123.

30 См.: Чебан С.Н. Указ.соч. – С.159.

31 Численко Н.Д. Указ.соч. – С.11.

Похожие документы:

История России с древнейших времен до конца XX века в 3-х книгах Книга I История России с древнейших времен до конца XVII века Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию в качестве учебного пособия

История России с древнейших времен до конца XX века в 3-х книгах Книга I История России с древнейших времен до конца XVII века Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию в качестве учебного пособия

Энциклопедический словарь (Х Я) Словарь Брокгауза и Ефрона – 14 Хабаровск Хадж

. великорусские детские игры . главы . определяются обычаями, установившимися . и Епифанием Славинецким. . происхождение заставило Ш. с особой страстностью взяться за изучение . игран . преемственные . церкви и гражданств. в XVII . текст и различая свой текст от текста .

Энциклопедический словарь (Х‑Я) Словарь Брокгауза и Ефрона – 14 Хабаровск Хадж

. великорусские детские игры . главы . определяются обычаями, установившимися . и Епифанием Славинецким. . происхождение заставило Ш. с особой страстностью взяться за изучение . игран . ‑преемственные . церкви и гражданств. в XVII . текст и различая свой текст от текста .

В. И. Ленина, в Историческом музее (Москва) и др. Хранилищах древнерусских рукописей..

научно-исследовательский (ГосНИИГА), находится в ведении министерства гражданской авиации СССР. Создан в Москве в 1930 на базе конструкторской группы Гражданского воздушного флота. Имеет филиал по авиационной медицине. Разрабатывает технические и экономические проблемы развития гражданской авиации, вопросы внедрения в неё летательных аппаратов, авиационных двигателей, специального оборудования, аппаратуры, обеспечивающей управление воздушным движением (УВД). Проводит государственные ресурсные и..

(Grimes Graves) неолитические кремнёвые разработки у г. Брандона в Восточной Англии. Исследуются с 1914 (А. Л. Армстронг и другие английские археологи). Обнаружено около 250 шахт — воронкообразных ям глубиной до 12—13 м, иногда со ступенями, выбитыми в слое мела. На уровне главного пласта кремня от них расходились низкие штольни. Найдены заступы из оленьего рога, каменные кирки, мотыги и примитивные лампы, изредка — ритуальные предметы. Женская каменная фигурка, фаллические символы и др. На стен..

На стяжание нравов сложены суть стиси, яко всяко детище по уме обноси. Добродетель мудрости плод бывает красный, яже иные плод родит всякий нрав изрядный. Кроме убо доброты мудрость есть прелестна, яко мгла и мрак и дым отнюде не полезен.

Тща такова доброта всячески бывает, ея же благонравство не украшает. Хотяи же добронравство святых напыщати во правоповести их долженствует вницати. И благим имать мужем всегда ревновати и тако удобчэных благии нрав стяжати. И сыне благородие юноудобренный благих нравов стяжатель буди всеусердный. Отрини же от тебе всякий нрав безчестный да некако обыча и победит тя вредный. Иже светлую славу и честь помрачает, всю красоту и юность твою погубляет. Научися измлада добронравно жити и всеми имашися честно любен быти. Возрасти твою юность нравами благими да цветет твоя старость делами святыми. О нравах на сретении 126. В:. Что творити имать детище, аще кто е на пути чести достойный сря- щет? О.: С пути уступити, шапку честно сняти, аще же славный человек или достоинства яковаго будет имать, тому поклонитися. 127. В:, приличествует ли детищу сице мысли в себе, егда с ким честным на пути сретится, к чему мне пригодится сей незнаемый (человек)? О.: Не приличествует, понеже сию честь не человеку, но Богу. 128. В.: Егда убо и язычники, идеже он гдьствует, должно есть чествовати? О.: Должно есть: ибо [яко святой Павел глаголет] мы должны есмы честь творити всем, им же должна творитися: в сих словесех заключается и язычников начал- ство, и Петр святый глаголет, яко долженствуем быти послушни не точию благим господем, но и злым. 129. В:. Кому же долженствуем честь первую по бозе воздавати? О.: Родителем и учителем овым, яко на свет ны породиша и ради нас многия труды и скорби подяша, сим же, яко мысли наша изрядншую часть человеческую с великими трудами учат и чистят. 130. В.: Аще убо сие есть человеколюбие, еже сверстники своя взаим честию предваряти? О.: И зело есть, понеже Павел святый пиша учит, еже честию друг друга болше себе творите, аще бо равного или меншаго шапкою [яко глаголют] или честю предварим сим не будем последнеши, но паче добронравнши. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV—XVII вв. / Сост. С.Д. Бабишин, Б. Н. Митю- ров. - М., 1985. - С. 314-317, 326-328. 1. Ганелин Ш.И., Голант Е.Я. История педагогики. — М., 1940. 2. Джуринский А. Н. История педагогики. — М., 1999. 3. История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С. Ф. Егоров. — М„ 1999. 4. Каптерев П. Ф. История русской педагогии. — М., 1915. 5. Ключевский В. О. Сочинение: В 9 т. — М., 1990. — Т. 9. 6. Константинов Н.А., Струминский В.Я. Очерки по истории начального образования в России. — М., 1949.

Читайте также: