Графический диктант по окружающему миру 4 класс школа россии тундра

Обновлено: 09.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1. Какая природная зона расположена южнее зоны тундры?

Большую часть этой природной зоны занимают хвойные леса.

В этой природной зоне преобладают травянистые растения.

Здесь очень плодородная почва – чернозёмы.

5. Наш край находится в одной из этих природных зон.

6. Растения этой природной зоны: ковыль, перекати-поле, тюльпаны, маки,

7. Верблюды и овцы – это домашние животные одной из этих природных

8. Здесь живут: клёст, дятел, горихвостка, поползень, кукушка.

9. Здесь можно встретить сусликов, хомяков, ящериц, змей, хищных птиц.

10. В этой природной зоне труженики сельского хозяйства выращивают

пшеницу, кукурузу, сахарную свеклу, подсолнечник.

1 Пустыня – место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды.

2 У саксаула ствол в несколько раз длиннее корня.

3В январе пустыня кажется не пустой: цветут маки, пахнет розами, сиренью.

4 У чёрного саксаула не бывает листопада, но зато случается веткопад.

5 Самое быстрое животное пустынь – дикий осёл, он пробегает за 1 секунду 2 метра.

6 Самый чуткий – клещ, он бежит к человеку за 5 метров.

7 Самая сонная – обыкновенная черепаха, может спать до 5 лет.

8 В пустыне всё непривычно и непонятно: озеро без воды, река никуда не впадает, дождь высыхает не долетев до земли.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1) Шведский ботаник Карл Линней устроил цветочные часы.

2) В солнечных часах стрелкой является маятник.

3) Электронными часами пользовались монахи-летописцы.

4) Самые точные часы – атомные.

5) В электронных часах маятником являются колеблющиеся заряженные частицы.

6) Механические часы появились тысячу лет назад.

7) Водяные часы – современные.

8) Часы с кукушкой называют электронными.

Ответы : +; –; –; +; +; –; –; – .

1. Графический диктант .

1) Полярная звезда указывает на север.

2) Компас – прибор для определения сторон горизонта.

3) В полдень Солнце находится на востоке.

4) Основные стороны горизонта: север, юг, восток, запад.

5) Мхи и лишайники растут чаще с северной стороны деревьев и камней.

6) До линии горизонта можно дойти.

7) Главная часть компаса – намагниченная стрелка.

Ответы : +; +; –; +; +; –; +.

1. Графический диктант .

1) Экватор – условная линия, делящая земной шар на Западное и Восточное полушария.

2) На Земле действительно есть параллели и меридианы.

3) Воображаемая линия, соединяющая полюса Земли и проходящая через ее центр, называется осью суточного вращения Земли.

4) Условная линия, которая делит земной шар на Северное и Южное полушария, находящаяся на одинаковом расстоянии от полюсов Земли, называется экватором.

5) Экватор – самая длинная параллель.

6) Длины всех параллелей одинаковы.

7) Длины всех меридианов одинаковые, а длины параллелей разные.

Ответы : –; –; +; +; +; –; +.

1. Графический диктант .

1) Первый искусственный спутник Земли был запущен США.

2) Первым космическим путешественником была собака Лайка.

4) Полет Ю. А. Гагарина длился 8 минут.

5) Луна – естественный спутник Земли.

6) Первым ступил на Луну американский астронавт Нейл Армстронг.

7) Алексей Леонов – первый космонавт, который совершил выход в открытый космос.

Ответ : –; +; +; –; +; +; +.

Учащиеся сдают работу на проверку.

3 . Графический диктант .

1) Зона степей находится на севере России.

2) Летом дуют ветры-суховеи.

3) Черноземные почвы глубиной более метра.

4) В степи растут сосны, ели, пихта.

5) Многие степные растения имеют на листьях волоски, колючки, шипы.

6) В степной зоне часто встречаются земноводные и моллюски.

7) Дрофа занесена в Красную книгу.

8) Население степей занимается растениеводством и животноводством.

Ответы : –; +; +; –; +; –; +; +.

Графический диктант.

1) Пустыня – место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды.

2) У саксаула ствол в несколько раз длиннее корня.

3) В январе пустыня не кажется пустой: цветут маки, пахнет и розами, и жасмином, и сиренью.

4) У черного саксаула не бывает листопада, но зато случается веткопад, так как на саксауле нет листьев, вместо зеленых листьев у него зеленые веточки.

5) Самое быстрое животное пустынь – дикий осел, он пробегает за одну секунду 2 метра.

6) Самый чуткий в пустыне – клещ: он бежит к человеку за 5 метров.

7) Самая сонная в пустыне – обыкновенная черепаха. Она может спать, не просыпаясь, 5 лет.

8) Пустынный сверчок до того пугливый, робкий, что его пугает даже стук сердца человека.

9) В пустыне все непривычно и непонятно: озеро без воды, реки никуда не впадают, дождь высыхает, не долетев до земли.

Ответы : +; –; –; +; –; +; –; +; +.

3. Графический диктант.

1) Северный Ледовитый океан – наименьший и самый холодный.

2) Планктон – это мельчайшие водоросли и животные, обитающие в нижних слоях морей.

3) Киты, дельфины – это млекопитающие.

4) Морские звезды – хищники.

5) Актиния – морское растение.

6) Самая крупная морская птица – альбатрос.

7) Осьминоги, мидии – это морские моллюски.

Ответы : +; –; +; +; –; +; +.

а) море , озеро, река;

б) карась, окунь, лещ, элодея ;

в) водомерка, жук-плавунец, прудовик ;

г) окунь, щука, кит , плотва.

Карточка 2. Восстанови цепи питания:

а) водоросли  …  цапля;

б) личинка комаров  …  окунь;

в) карась  …  чайка.

2. Графический диктант .

1) Почти вся поверхность болот покрыта влаголюбивыми растениями.

2) На болотах растут тростник, осока, камыш.

3) На болотах нет лекарственных растений.

4) Трясогузки и стрекозы – самые искусные охотники на комаров.

5) Болота – природные фабрики нефти.

6) Особенно богата болотами зона степей.

7) На болоте растет насекомоядное растение – росянка.

Ответы : +; +; –; +; –; –; +.

2. Графический диктант.

1) В Австралии нет высоких гор.

2) В Австралии очень много рек.

3) Австралия – самый засушливый материк.

4) Австралия – самый большой материк.

5) Коренные жители Австралии – туземцы.

6) В Австралии растут финиковые пальмы.

7) В Австралии можно встретить утконоса, ехидну.

Ответы : +; –; +; –; +; –; +.

Учащиеся сдают работы на проверку.

Команды получают карточку, в которой надо записать все данные нашей планеты.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование УУД:Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Регулятивные: умение определять и формулировать на уроке тему, цель с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки; высказывать свои предположения.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; умение оформлять свои мысли в устной форме; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные: добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, дополнительный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование:

рисунки и фото растительного и животного мира тундры;

карточки для индивидуальной работы и работы в парах.

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Природная зона арктических пустынь расположена:

а) на островах Тихого океана

б) на островах Индийского океана

в) на островах Северного Ледовитого океана

2. Территория Арктики:

а) плотно заселена людьми

б) не имеет коренного населения

в) не пригодна для жизни людей

3. В Арктике для растений и животных:

а) суровые условия

б) комфортные условия

в) заповедные условия

4. В зоне арктических пустынь растут:

а) кедры, березы, черемуха

б) лишайники, мхи, полярные маки

в) бузина, орешник, айва

5. Верная схема цепи питания:

6. Большое скопление птиц на скалах называют:

а) птичьи базары

в) птичьи гнездовья

7. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры:

а) для птиц и животных завозятся корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути

б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники

в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану птичьи базары

8. Как изменится температура воздуха в зоне арктических пустынь за полярную ночь?

а) температура повысится

б) температура не изменится

в) температура понизится

9. Арктический заповедник расположен на:

а) Земле Франца Иосифа

б) Северной Земле

в) острове Врангеля

2. Конкурс рисунков

— Как вы представляете себе Арктику?

(Рассказ с опорой на выполненный дома рисунок.)

3. Задание на карточке в парах

— Исправьте географические ошибки в тексте.

Арктика — это огромное пространство, расположенное на площади Северного Ледовитого океана с морями и полуостровами (правильно — островами). Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые (правильно — косые, наклонные) лучи. Зимой в Арктике бывает полярный день (правильно — полярная ночь), а летом — полярная ночь (правильно — полярный день). Температура воздуха зимой опускается до —60 °С, а летом не поднимается выше нуля (правильно — поднимается на несколько градусов выше нуля).

— Давайте проверим друг у друга выполнение задания на карточках дома (Взаимопроверка.)

— Что вы узнали о людях, которые работают в Арктике? Поделитесь новой информацией. (Рассказы детей.)

— Кто из вас хотел бы работать в Арктике? (Мнения детей.)

III. Самоопределение к деятельности Кроссворд

Новая природная зона приглашает нас — Снова в экспедицию отправляется класс. А чтобы тему урока узнать, Кроссворд нам надо разгадать.

1. Короткое название ледяной зоны. (Арктика.) 2. Птица с необычным красным клювом. (Тупик.) 3. Название острова, на котором расположен заповедник. (Врангеля,) 4. Арктика — это снег и . (Лед.) 5. Растения, живущие в толще воды. (Водоросли.) 6. Вид рыбы, обитающий в северных морях. (Сайка.)

(Ключевое слово в выделенных клетках: тундра.)

— Молодцы! Мы узнали название природной зоны, по которой сегодня будем путешествовать. Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

— Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать по учебнику, выполнять задания в тетради, работать в парах, группах, рассуждать, отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения, делать выводы и т. д.)

— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

IV. Открытие нового знания

1. Работа с картой

— Цель нашей экспедиции — тундра. Найдите эту природную зону на карте. Что вы можете о ней рассказать, глядя на карту? (Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Тундра расположена на материке Евразия.)

— А как же выглядит тундра на самом деле? С помощью современной техники отправимся исследовать тундру.

Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом — замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10—50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Еще говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую.

— Что такое снежная часть года — это, я думаю, понятно всем. А почему же вторая часть года мокрая? Ваши предположения? (Снег и лед, оттаяв, превращаются в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота, и воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испаряться, вот она и остается.) По этим двум причинам в тундре много болот и озер. И почва влажная или просто мокрая. Мы с вами выяснили, какие здесь природные условия. Тундра: равнина, вечная мерзлота, суровая зима (температура до —50 °С), прохладное короткое лето.

3. Работа в группах

— А сейчас включаются в работу наши ботаники, зоологи и экологи. Им предстоит выяснить, что растет, кто живет, как живут.

(Ученики рассаживаются по группам.)

1. Какие растения растут в тундре?

2. Как растения приспособились к жизни?

— Зоологи, используя карточки с изображением зверей и птиц, материал учебника (с. 86—90), ответьте на вопросы.

1. Какие животные обитают в тундре?

2. Как они приспособились к жизни?

• Птицы (не хищные): чем питаются, оперение, окраска.

• Травоядные животные: чем питаются, мех, окраска.

• Хищные птицы: кем питаются, оперение, окраска.

• Хищные животные: кем питаются, мех, окраска.

— Экологи, пользуясь учебником (с. 90—92), ответьте на вопросы.

1. Основные занятия населения тундры.

2. Экологические проблемы тундры.

3. Охрана природы тундры.

(Учащиеся самостоятельно изучают материал и обсуждают в группах. Если возникают вопросы, учитель консультирует.)

(Выступления представителей каждой группы.)

Рассказ ботаников

В тундре растут мох ягель, морошка, голубика, брусника, карликовая береза, карликовая ива (показ гербарного материала или слайдов). Все растения низкорослые. Мох ягель — пища северных оленей. Растет на поверхности почвы, похож на маленькие деревца или кустики. Клюква — стелющийся кустарничек, имеет короткие корни, небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму. Карликовая береза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.

— Итак, какие в тундре растения? (Растения низкорослые, стелющиеся, почти у всех небольшие корни и маленькие листья.)

Рассказ зоологов

Постоянно живут в тундре белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки. Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики, много комаров, мошек (показ карточек или слайдов). Белая куропатка — травоядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода. Белая сова — хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода, потому что плотное. Питается леммингами, куропатками. Песец — хищник, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. Зимой у него появляется еще подшерсток. Дикий северный олень — низкорослое животное, травоядное — питается мхом ягелем. Из всех-животных тундры это самое крупное, имеет густой мех, зимний подшерсток и, конечно, подкожный слой жира. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться в снег и выкапывать мох из-под снега.

— Итак, как приспособились к жизни представители животного мира тундры? (У птиц густое оперение и защитная белая окраска, у зверейгустой мех.)

Рассказ экологов

Основное занятие коренного населения тундры — оленеводство (показ фотографий или слайдов). Ведется добыча полезных ископаемых — нефти и газа. В тундре возникли экологические проблемы: 1) разрушается поверхность почвы гусеницами тракторов и вездеходов, гибнут растения; 2) местность загрязняется нефтью во время ее добычи; 3) незаконная охота — браконьерство; 4) оленьи пастбища вытаптываются, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют на другие места.

Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники. Под особую охрану взяты редкие животные — белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет (показ фотографий).

— Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре? (Запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам.)

Молодцы! Было очень приятно работать в экспедиции с умными, заботливыми и наблюдательными исследователями.

VI. Физкультминутка

VII. Работа по новой теме

1. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполним задание 4 на с. 44. Составим схему цепи питания, характерную для тундры. (Лемминг — песец — волк.)

— Сейчас поработаем в парах и выполним задание 5 на с. 44. Рассмотрите знаки. Подумайте, какие экологические проблемы они отражают? (1. Разрушение почвы от вездеходов и тракторов. 2. Сильное загрязнение окружающей местности во время добычи нефти. 3. Ягель исчезает, так как оленей не всегда вовремя перегоняют на другое пастбище. 4. Незаконная охота — браконьерство.)

— А какие меры охраны природы помогут решить эти проблемы? (Высказывания детей.)

VIII. Подведение итогов урока

— Почему растительный и животный мир тундры богаче, чем в зоне арктических пустынь?

Графический диктант по окружающему миру (4 класс)

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Графический диктант по окружающему миру (А.А.Плешаков) составлен для учащихся 4 класса по теме "Основной закон России и права человека". Графический диктант проводится в начале следующего урока для проверки знаний. Если утверждение верное, то учащиеся ставят +, если утверждение не верное, то -.

Читайте также: