Графический диктант по окружающему миру 4 класс школа россии тундра
Обновлено: 09.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
1. Какая природная зона расположена южнее зоны тундры?
Большую часть этой природной зоны занимают хвойные леса.
В этой природной зоне преобладают травянистые растения.
Здесь очень плодородная почва – чернозёмы.
5. Наш край находится в одной из этих природных зон.
6. Растения этой природной зоны: ковыль, перекати-поле, тюльпаны, маки,
7. Верблюды и овцы – это домашние животные одной из этих природных
8. Здесь живут: клёст, дятел, горихвостка, поползень, кукушка.
9. Здесь можно встретить сусликов, хомяков, ящериц, змей, хищных птиц.
10. В этой природной зоне труженики сельского хозяйства выращивают
пшеницу, кукурузу, сахарную свеклу, подсолнечник.
1 Пустыня – место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды.
2 У саксаула ствол в несколько раз длиннее корня.
3В январе пустыня кажется не пустой: цветут маки, пахнет розами, сиренью.
4 У чёрного саксаула не бывает листопада, но зато случается веткопад.
5 Самое быстрое животное пустынь – дикий осёл, он пробегает за 1 секунду 2 метра.
6 Самый чуткий – клещ, он бежит к человеку за 5 метров.
7 Самая сонная – обыкновенная черепаха, может спать до 5 лет.
8 В пустыне всё непривычно и непонятно: озеро без воды, река никуда не впадает, дождь высыхает не долетев до земли.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
1) Шведский ботаник Карл Линней устроил цветочные часы.
2) В солнечных часах стрелкой является маятник.
3) Электронными часами пользовались монахи-летописцы.
4) Самые точные часы – атомные.
5) В электронных часах маятником являются колеблющиеся заряженные частицы.
6) Механические часы появились тысячу лет назад.
7) Водяные часы – современные.
8) Часы с кукушкой называют электронными.
Ответы : +; –; –; +; +; –; –; – .
1. Графический диктант .
1) Полярная звезда указывает на север.
2) Компас – прибор для определения сторон горизонта.
3) В полдень Солнце находится на востоке.
4) Основные стороны горизонта: север, юг, восток, запад.
5) Мхи и лишайники растут чаще с северной стороны деревьев и камней.
6) До линии горизонта можно дойти.
7) Главная часть компаса – намагниченная стрелка.
Ответы : +; +; –; +; +; –; +.
1. Графический диктант .
1) Экватор – условная линия, делящая земной шар на Западное и Восточное полушария.
2) На Земле действительно есть параллели и меридианы.
3) Воображаемая линия, соединяющая полюса Земли и проходящая через ее центр, называется осью суточного вращения Земли.
4) Условная линия, которая делит земной шар на Северное и Южное полушария, находящаяся на одинаковом расстоянии от полюсов Земли, называется экватором.
5) Экватор – самая длинная параллель.
6) Длины всех параллелей одинаковы.
7) Длины всех меридианов одинаковые, а длины параллелей разные.
Ответы : –; –; +; +; +; –; +.
1. Графический диктант .
1) Первый искусственный спутник Земли был запущен США.
2) Первым космическим путешественником была собака Лайка.
4) Полет Ю. А. Гагарина длился 8 минут.
5) Луна – естественный спутник Земли.
6) Первым ступил на Луну американский астронавт Нейл Армстронг.
7) Алексей Леонов – первый космонавт, который совершил выход в открытый космос.
Ответ : –; +; +; –; +; +; +.
Учащиеся сдают работу на проверку.
3 . Графический диктант .
1) Зона степей находится на севере России.
2) Летом дуют ветры-суховеи.
3) Черноземные почвы глубиной более метра.
4) В степи растут сосны, ели, пихта.
5) Многие степные растения имеют на листьях волоски, колючки, шипы.
6) В степной зоне часто встречаются земноводные и моллюски.
7) Дрофа занесена в Красную книгу.
8) Население степей занимается растениеводством и животноводством.
Ответы : –; +; +; –; +; –; +; +.
Графический диктант.
1) Пустыня – место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды.
2) У саксаула ствол в несколько раз длиннее корня.
3) В январе пустыня не кажется пустой: цветут маки, пахнет и розами, и жасмином, и сиренью.
4) У черного саксаула не бывает листопада, но зато случается веткопад, так как на саксауле нет листьев, вместо зеленых листьев у него зеленые веточки.
5) Самое быстрое животное пустынь – дикий осел, он пробегает за одну секунду 2 метра.
6) Самый чуткий в пустыне – клещ: он бежит к человеку за 5 метров.
7) Самая сонная в пустыне – обыкновенная черепаха. Она может спать, не просыпаясь, 5 лет.
8) Пустынный сверчок до того пугливый, робкий, что его пугает даже стук сердца человека.
9) В пустыне все непривычно и непонятно: озеро без воды, реки никуда не впадают, дождь высыхает, не долетев до земли.
Ответы : +; –; –; +; –; +; –; +; +.
3. Графический диктант.
1) Северный Ледовитый океан – наименьший и самый холодный.
2) Планктон – это мельчайшие водоросли и животные, обитающие в нижних слоях морей.
3) Киты, дельфины – это млекопитающие.
4) Морские звезды – хищники.
5) Актиния – морское растение.
6) Самая крупная морская птица – альбатрос.
7) Осьминоги, мидии – это морские моллюски.
Ответы : +; –; +; +; –; +; +.
а) море , озеро, река;
б) карась, окунь, лещ, элодея ;
в) водомерка, жук-плавунец, прудовик ;
г) окунь, щука, кит , плотва.
Карточка 2. Восстанови цепи питания:
а) водоросли … цапля;
б) личинка комаров … окунь;
в) карась … чайка.
2. Графический диктант .
1) Почти вся поверхность болот покрыта влаголюбивыми растениями.
2) На болотах растут тростник, осока, камыш.
3) На болотах нет лекарственных растений.
4) Трясогузки и стрекозы – самые искусные охотники на комаров.
5) Болота – природные фабрики нефти.
6) Особенно богата болотами зона степей.
7) На болоте растет насекомоядное растение – росянка.
Ответы : +; +; –; +; –; –; +.
2. Графический диктант.
1) В Австралии нет высоких гор.
2) В Австралии очень много рек.
3) Австралия – самый засушливый материк.
4) Австралия – самый большой материк.
5) Коренные жители Австралии – туземцы.
6) В Австралии растут финиковые пальмы.
7) В Австралии можно встретить утконоса, ехидну.
Ответы : +; –; +; –; +; –; +.
Учащиеся сдают работы на проверку.
Команды получают карточку, в которой надо записать все данные нашей планеты.
Формирование УУД:Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.
Регулятивные: умение определять и формулировать на уроке тему, цель с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки; высказывать свои предположения.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; умение оформлять свои мысли в устной форме; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные: добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, дополнительный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Оборудование:
рисунки и фото растительного и животного мира тундры;
карточки для индивидуальной работы и работы в парах.
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Природная зона арктических пустынь расположена:
а) на островах Тихого океана
б) на островах Индийского океана
в) на островах Северного Ледовитого океана
2. Территория Арктики:
а) плотно заселена людьми
б) не имеет коренного населения
в) не пригодна для жизни людей
3. В Арктике для растений и животных:
а) суровые условия
б) комфортные условия
в) заповедные условия
4. В зоне арктических пустынь растут:
а) кедры, березы, черемуха
б) лишайники, мхи, полярные маки
в) бузина, орешник, айва
5. Верная схема цепи питания:
6. Большое скопление птиц на скалах называют:
а) птичьи базары
в) птичьи гнездовья
7. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры:
а) для птиц и животных завозятся корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути
б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники
в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану птичьи базары
8. Как изменится температура воздуха в зоне арктических пустынь за полярную ночь?
а) температура повысится
б) температура не изменится
в) температура понизится
9. Арктический заповедник расположен на:
а) Земле Франца Иосифа
б) Северной Земле
в) острове Врангеля
2. Конкурс рисунков
— Как вы представляете себе Арктику?
(Рассказ с опорой на выполненный дома рисунок.)
3. Задание на карточке в парах
— Исправьте географические ошибки в тексте.
Арктика — это огромное пространство, расположенное на площади Северного Ледовитого океана с морями и полуостровами (правильно — островами). Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые (правильно — косые, наклонные) лучи. Зимой в Арктике бывает полярный день (правильно — полярная ночь), а летом — полярная ночь (правильно — полярный день). Температура воздуха зимой опускается до —60 °С, а летом не поднимается выше нуля (правильно — поднимается на несколько градусов выше нуля).
— Давайте проверим друг у друга выполнение задания на карточках дома (Взаимопроверка.)
— Что вы узнали о людях, которые работают в Арктике? Поделитесь новой информацией. (Рассказы детей.)
— Кто из вас хотел бы работать в Арктике? (Мнения детей.)
III. Самоопределение к деятельности Кроссворд
Новая природная зона приглашает нас — Снова в экспедицию отправляется класс. А чтобы тему урока узнать, Кроссворд нам надо разгадать.
1. Короткое название ледяной зоны. (Арктика.) 2. Птица с необычным красным клювом. (Тупик.) 3. Название острова, на котором расположен заповедник. (Врангеля,) 4. Арктика — это снег и . (Лед.) 5. Растения, живущие в толще воды. (Водоросли.) 6. Вид рыбы, обитающий в северных морях. (Сайка.)
(Ключевое слово в выделенных клетках: тундра.)
— Молодцы! Мы узнали название природной зоны, по которой сегодня будем путешествовать. Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
— Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать по учебнику, выполнять задания в тетради, работать в парах, группах, рассуждать, отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения, делать выводы и т. д.)
— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.
(Учитель записывает вопросы на доске.)
IV. Открытие нового знания
1. Работа с картой
— Цель нашей экспедиции — тундра. Найдите эту природную зону на карте. Что вы можете о ней рассказать, глядя на карту? (Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Тундра расположена на материке Евразия.)
— А как же выглядит тундра на самом деле? С помощью современной техники отправимся исследовать тундру.
Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом — замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10—50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Еще говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую.
— Что такое снежная часть года — это, я думаю, понятно всем. А почему же вторая часть года мокрая? Ваши предположения? (Снег и лед, оттаяв, превращаются в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота, и воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испаряться, вот она и остается.) По этим двум причинам в тундре много болот и озер. И почва влажная или просто мокрая. Мы с вами выяснили, какие здесь природные условия. Тундра: равнина, вечная мерзлота, суровая зима (температура до —50 °С), прохладное короткое лето.
3. Работа в группах
— А сейчас включаются в работу наши ботаники, зоологи и экологи. Им предстоит выяснить, что растет, кто живет, как живут.
(Ученики рассаживаются по группам.)
1. Какие растения растут в тундре?
2. Как растения приспособились к жизни?
— Зоологи, используя карточки с изображением зверей и птиц, материал учебника (с. 86—90), ответьте на вопросы.
1. Какие животные обитают в тундре?
2. Как они приспособились к жизни?
• Птицы (не хищные): чем питаются, оперение, окраска.
• Травоядные животные: чем питаются, мех, окраска.
• Хищные птицы: кем питаются, оперение, окраска.
• Хищные животные: кем питаются, мех, окраска.
— Экологи, пользуясь учебником (с. 90—92), ответьте на вопросы.
1. Основные занятия населения тундры.
2. Экологические проблемы тундры.
3. Охрана природы тундры.
(Учащиеся самостоятельно изучают материал и обсуждают в группах. Если возникают вопросы, учитель консультирует.)
(Выступления представителей каждой группы.)
Рассказ ботаников
В тундре растут мох ягель, морошка, голубика, брусника, карликовая береза, карликовая ива (показ гербарного материала или слайдов). Все растения низкорослые. Мох ягель — пища северных оленей. Растет на поверхности почвы, похож на маленькие деревца или кустики. Клюква — стелющийся кустарничек, имеет короткие корни, небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму. Карликовая береза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.
— Итак, какие в тундре растения? (Растения низкорослые, стелющиеся, почти у всех небольшие корни и маленькие листья.)
Рассказ зоологов
Постоянно живут в тундре белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки. Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики, много комаров, мошек (показ карточек или слайдов). Белая куропатка — травоядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода. Белая сова — хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода, потому что плотное. Питается леммингами, куропатками. Песец — хищник, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. Зимой у него появляется еще подшерсток. Дикий северный олень — низкорослое животное, травоядное — питается мхом ягелем. Из всех-животных тундры это самое крупное, имеет густой мех, зимний подшерсток и, конечно, подкожный слой жира. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться в снег и выкапывать мох из-под снега.
— Итак, как приспособились к жизни представители животного мира тундры? (У птиц густое оперение и защитная белая окраска, у зверей — густой мех.)
Рассказ экологов
Основное занятие коренного населения тундры — оленеводство (показ фотографий или слайдов). Ведется добыча полезных ископаемых — нефти и газа. В тундре возникли экологические проблемы: 1) разрушается поверхность почвы гусеницами тракторов и вездеходов, гибнут растения; 2) местность загрязняется нефтью во время ее добычи; 3) незаконная охота — браконьерство; 4) оленьи пастбища вытаптываются, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют на другие места.
Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники. Под особую охрану взяты редкие животные — белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет (показ фотографий).
— Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре? (Запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам.)
Молодцы! Было очень приятно работать в экспедиции с умными, заботливыми и наблюдательными исследователями.
VI. Физкультминутка
VII. Работа по новой теме
1. Выполнение заданий в рабочей тетради
— Выполним задание 4 на с. 44. Составим схему цепи питания, характерную для тундры. (Лемминг — песец — волк.)
— Сейчас поработаем в парах и выполним задание 5 на с. 44. Рассмотрите знаки. Подумайте, какие экологические проблемы они отражают? (1. Разрушение почвы от вездеходов и тракторов. 2. Сильное загрязнение окружающей местности во время добычи нефти. 3. Ягель исчезает, так как оленей не всегда вовремя перегоняют на другое пастбище. 4. Незаконная охота — браконьерство.)
— А какие меры охраны природы помогут решить эти проблемы? (Высказывания детей.)
VIII. Подведение итогов урока
— Почему растительный и животный мир тундры богаче, чем в зоне арктических пустынь?
Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.
Графический диктант по окружающему миру (А.А.Плешаков) составлен для учащихся 4 класса по теме "Основной закон России и права человека". Графический диктант проводится в начале следующего урока для проверки знаний. Если утверждение верное, то учащиеся ставят +, если утверждение не верное, то -.
Читайте также: